Сказка о потерянном времени краткое содержание фильм. Шварц. Все произведения. Электронный читательский дневник

Конспект классного часа в 7 классе на тему «Семья – как много в этом слове!»

Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях семейных отношений.
Задачи: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.
Оборудование : презентация «Семья…как много в этом слове», подготовленная классным руководителем; мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы, текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Введение в тему.
Просмотрев презентацию, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы учащихся).
Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!».
Слайд 1
Сегодня мы будем работать в группах. Вы разбились на три группы, условно – три семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.
3. Основная часть
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
Слайд 2
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)
***
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником)
Слайд 3
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь?
(Предположения)
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: серединки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята склеивают свою ромашку)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.
Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.
Итак , семьи все разные. А чем они отличаются?
(Высказывания ребят)
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье.
(Каждая группа получает раздаточный материал).
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Один за всех, все за одного.
3. Дома и стены помогают.
4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5. Чем богаты, тем и рады.
6. Когда семья вместе, так и душа на месте.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
8. Яйцо курицу не учит.
9. Вся семья вместе, так и душа на месте.
10. В семье и каша гуще.
11. Мой дом – моя крепость.
12. Без хозяина дом сирота.
13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14. Хоть по уши плыть, до дома быть.
15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16. Не нужен клад, когда в семье лад.
17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания учащихся)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.
Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания учащихся)
Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?
(Учащиеся показывают семейные фотографии и рассказывают, как они проводят с семьей свое время)
Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.
По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.
На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Главная задача праздника Международного Дня семьи - привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи.
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 3) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
(Высказывания ребят)
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. . И в завершении мы споем песню «Родительский дом» (Приложение 4)

Классный час на тему: «Семья – моя радость»

Цель:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Сформировать основные правила семейных взаимоотношений

Привить учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Оборудование: мультимедийный проектор, ИД, раздаточный материал.

Ход занятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний классный час – час общения. Это значит, что на протяжении этого времени мы с вами будем разговаривать, обсуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения.

О чем же мы будем говорить?

Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

Слайд 1.

Тема классного часа «Семья – моя радость»

2. Обсуждение темы.

Что значит слово «семья для вас? На уроке развития речи я просила вас написать мини-сочинения по этой теме. Давайте послушаем несколько. (дети зачитывают сочинения)

Из прочитанных вами сочинений я могу сделать вывод, что для каждого из вас семья- это самое важное, ценное. И, действительно, что может быть дороже семьи?

Это самые близкие и дорогие нам люди. Каждый человек хочет быть счастливым. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, счастливы те, кто живет в семье, в которой царят взаимопонимание и согласие.

Прослушайте стихотворение Марии Лангер.

После прочтения ответьте на вопрос, что значит «семья» для этого автора?

(стихотворение читают заранее подготовленные ученики)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”

Лангер М.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из хорошо известного вам мультфильма (просмотр сцены «На птичьем дворе»)

Можно ли птичий двор назвать семьей? (Да – на нем живут разные птицы по своим правилам и законам).

Как относились к гадкому утенку другие птицы? (Гнали, клевали, щипали, говорили гадости: урод, гадкий, отвратительный, несуразный, не такой как все)

Тяжело было утенку, как вы думаете? (Конечно, он оказался изгоем в обществе, никому не нужным)

Хотели ли вы оказаться на месте гадкого утенка? Почему? (никому не нравится, когда к нему так относятся)

А бывает так, что взрослый человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой как все?

Если бы вы оказались на месте гадкого утенка, как бы вы поступили? (мнения детей)

Не все люди одинаковы, у всех разные характеры. Кто-то не обратит на это внимания, а кого-то такое отношение очень сильно обидит, кто- обозлиться и начнет мстить.

Что же необходимо предпринять, чтобы человек не остался один, никому не нужным?

Вывод: Надо принимать других людей такими, какие они есть!

3.Работа с пословицами:

Слайд 3. Собери пословицу

Семья, если, душа, то, и, вместе, на, месте.

(Если семья вместе, то и душа на месте)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.

Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения детей и родителей.

Предлагаю вам соединить половинки пословиц, записанных на доске.

Сердце матери… на худо не учит.

Отец сына … лучше солнца греет.

Родители детям… друга не сыщешь.

Лучше матери… счастья не найдешь.

Обидишь отца-мать… плохого не скажут.

(Дети работают в группах с раздаточным материалом. Проверяем вместе на ИД.)

Что объединяет все эти пословицы? (Лучше родителей нам никто не поможет, не поддержит в трудную минуту)

В семье всегда должно быть уютно и тепло. И если кому-то плохо, его согреет доброта и любовь, забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье. Но всегда ли мы умеем распознать настоящую заботу о нас?

4. Разбор ситуации.

Послушайте рассказ Осеевой «Злая мать и добрая тетка»

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать свою комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

Так в чём же заключается настоящая забота и доброта? Как вы считаете? (Высказывания детей.)

Как можно позаботиться о родных, чтобы доставить им радость?

Отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, воспитанности.

- Посмотрите на доску.

Слайд 4.

(На доске изображение семьи, занятой общим делом.)

Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)

5. Составление законов дружной семьи.

Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.

Давайте подумаем, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый.

В начале классного часа вы расшифровали ребус

7 я

Давайте выведем 7 законов, а начинать фразу будем со слова «я».

Даю вам подсказку – опорные слова.

Слайд 6.

Законы дружной семьи .

(На доске карточки (Возможные ответы детей.)

с опорными словами)

Забота и помощь

Сложные законы? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это самые настоящие семейные ценности.

6. Подведение итогов.

Какие же качества важны для каждой семьи?

У вас на партах лежат конверты со «строительным материалом». Давайте построим такой дом, в котором может жить настоящая семья. А помогут нам в этом качества дружной семьи.

(Дети строят дом в группах)

А вы бы хотели жить в таком доме?

Вот и подошел к концу наш классный час. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили счастье, забота и понимание!


Тема классного часа «Семья и семейные ценности»

Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.

Задачи:


Оборудование : интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Слайд 3

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Слайд 4

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по классу искорку отличного настроения)

2. Введение в тему

Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?

Что делает вас счастливыми?

(высказывания ребят)

Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из перечня на доске. Слайд 5

(Для этого один учащийся выходит к доске, работает с презентацией, остальные помогают с места)

1. с очувствие

2. в е жливость

3. жадность

4. хоз я йственность

5. опти м изм

6. лицемерие

7. лживость

8. нежност ь

9. лень

10. хвастовство

11. зазнайство

12. грубость

А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся. Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

(Ответ - СЕМЬЯ)

Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой:

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком, - еще не дом.

И даже с чайника баском, - еще не дом.

Когда вечерняя спустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладони до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Учитель: О каком же Тепле идет речь? Что же это за истина, которая должна быть простой и понятной? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

Конечно, в ваших сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувства, лежащие в глубине души каждого, - это любовь к дому своему.

Рождение этой любви – тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд души.

А как создать Тепло нашего Дома, (обсуждение 2-го вопроса начинается)

Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

У нас три бригады и каждая получает задание:

1.Задание для первой бригады: (стены) (желтые) на «кирпичиках» предложенных вам записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом». Дом – это… (крепость, ...)

2. Задание для второй бригады: (фундамент) предложить несколько (этических) понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на кирпичиках), т.е., что помогает сохранить тепло Дома.

Например: Взаимопонимание … (Что еще вы можете предложить для крепости семейных отношений)

3. Задание для третьей бригады: (крыша) создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу. (красные)

Итак, что можно …, что нельзя … (думают, пишут на карточках, работают в группах)

Учитель: А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим «Дом».

«Прораб» каждой бригады защищает свой проект. Авторы поощряются. (Жетоны – активным участникам.) Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение . Как же важно это сейчас, в наши дни!

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин.

В. Маяковский

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

На 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);

90% сирот имеют живых родителей;

из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн человек

Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)

Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.

Ведущий: Ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? (обсуждение)

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья - это постройка, то какая…

Если семья - это цвет, то какой…

Если семья - это музыка, то какая …

Если семья - это геометрическая фигура, то какая…

Если семья - это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Работа с темой

Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? Слайд 6 (Высказывания ребят)

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников» (запись на доске)

Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

(Высказывания ребят)

Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? Слайд 7

(Предположения)

***

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником)

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Слайд 8

Почему именно семь?

(Предположения)

Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.

(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков (Приложение 1 ). Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на лист белой бумаги)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.

(Прикрепляем ромашки на магнитную доску)

Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?

(Высказывания ребят)

Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

Слайд 9

В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.

Не будет / добра, / коли в семье / вражда.

Семья / без детей, / что цветок / без запаха.

Родители / трудолюбивы, / и дети / не ленивы.

(На доске выведены части пословицы. Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)

Слайд 10

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Слайд 11

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?

(Высказывания ребят)


Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.

Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

(Высказывания ребят)

Слайд 12

Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей.

Слайд 13

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

(Высказывания ребят)

Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?

(Высказывания ребят)

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания ребят)

Слайд 14

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.

У кого из вас есть такая традиция?

(Ребята поднимают руки)

Слайд 15

В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.

Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?

(Высказывания ребят)

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

(Высказывания ребят)

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.

Слайд 16

(На доске перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)

Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.

Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?

(Высказывания ребят)

Слайд 17

Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.

Итак, семейные ценности

    не передаются по наследству;

    их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Слайд 18

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.

(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. ( Приложение 2 ) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)

***

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе -
дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом
забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое -
терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое -
ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое -
уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое -
чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.


В семье все идет свои чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, а потом прадедушками и прабабушками.

Отсюда можно вынести очень важную обязанность семьи. Только формулировка потерялась в зеркале и никак не выберется. Давайте попробуем ее разгадать. Слайд 19

(Задание на доске: ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ АЗ ДОХУ)

Ответ: уход за больными и старыми членами семьи.

Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе». Слайд 20

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

- Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

(Высказывания ребят)

Только люди знают своих родственников, помнят их.

Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая. Слайд 21

В 2008 году в России тоже появился День семьи, который отмечается 8 июля. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Слайд 22

Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать. Слайд 23

1) В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть?
(да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?

Может ли такое быть? (да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?
(Мэри)

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

Ребята, а наш класс можно назвать семьей? Слайд 24

(Высказывания ребят)

В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. И в завершении разговора я хотела бы прочесть стих:

***

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 25

(В завершении занятия ребята забирают с собой ромашки и радугу)

Приложение 1

Раздаточный материал для «семейной» ромашки (на 22 ученика)

Приложение 2

Раздаточный материал для «радужной» семьи

Сказка о потерянном времени: главные герои. Какова главная мысль сказки?

    Добрый день. Главными героями сказки О потерянном времени, которую написал Евгений Шварц, можно выделить следующих персонажей:

    1) Петя Зубов, мальчик учится в третьем классе;

    2) Маруся Морозова, Вася Зайцев, Наденька Соколова - школьники, которые по ходу сюжета будут стареть вместе с Петей Зубовым.

    Петю Зубова можно назвать лентяем, который часто теряет время зря. И однажды злые волшебники, чтобы стать молодыми, превращают Петю и еще трех школьников в стариков.

    Результатом таких превращений становиться, то, что Петя и его школьные друзья начинают понимать, что такое время и как оно важно. Что с одной стороны времени много, а с другой оно очень быстро течет. И как важно его ценить и не тратить на простую лень

    Главный герой этой сказки мальчик Петя Зубов, третьеклассник. Он не ценил время, попусту тратил его, за что и поплатился. Другие герои - злые волшебники, которые отбирали время у ленивых детей, чтобы вернуть себе молодость. Дети же превращались в стариков.

    Второстепенные герои Маруся Поспелова, Вася Зайцев, Надя Соколова. Их, как и Петю Зубова, тоже превратили в стариков.

    Главный герой сказки Петя Зубов. Петя ученик 3 класса, который не хочет посещать в школу, не желает учиться, делать домашнее задание. Школьник откладывает все дела на потом из-за своей лени, попусту тратит свое время. Главная мысль сказки, что лень плохое качество и что дети должны правильно распоряжаться своим временем.

    Евгений Шварц в прекрасной сказочной форме изобразил известную фразу не хочу жениться (без продолжения).

    Результатом стала Сказка о потерянном времени, где главный герой школьник третьего класса пионер Петя Зубов, ведет совсем не подобающий пионеру образ жизни прогуливает уроки, не делает домашнее задание и еще провоцирует приятелей.

    Как результат, он попадает в очень неприятную историю, когда злые волшебники, превращают Петю, Марусю, Васю и Надю в стариков.

    И только тут они осознают в какой переплет попали. Бежать не могут отдышка, болит спина, мама не узнает...

    Так Евгений Шварц показал, что не надо трать время попусту, завидовать взрослы, всему свое время.

    Не надо его терять.

    В этой сказке Е.Шварца четверо безалаберных рябят вдруг превращаются в стариков: злые волшебники, чтобы снова стать молодыми, нашли самых беспечных, самых необязательных, не ценящих время ребят, и... украли у них время. В одну секунду подростки ощутили себя древними стариками.

    Главный герой - Петя Зубов, вдруг с ужасом понимает, что, несмотря на то, что он уже старик, он ведь, по сути, еще не успел ничего сделать.

    Но в сказках героям всегда предоставляется второй шанс. Выполнив вовремя одно нехитрое действие (переведя часы назад), Петя и остальные трое, получили еще одну возможность начать жить по-новому.

    К сожалению, реальная жизнь отличается от сказки, редко выпадает второй шанс, поэтому, предупреждает писатель, нужно с детства учиться ценить время, ибо оно уже никогда не вернется.

    Начнем с главных героев.

    Мальчик Петя Зубов, третьеклассник - главное действующее лицо сказки. Мальчик этот не умел ценить время и однажды пришел в школу старым дедушкой.

    Злые волшебники и волшебницы. Это они научились отбирать у ротозеев время и возвращать себе молодость, в то время как обобранные дети старели.

    Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев - еще три школьника, которых превратили в стариков.

    По сути больше в сказке героев и нет, гардеробщица в школе и мама Пети просто мелькают с сюжете.

    Теперь главная мысль сказки.

    Она заключается в том, что время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом. Поэтому эта сказка Евгения Шварца учит нас беречь время, относится с ответственностью к своей жизни, с молодых лет делать что-то полезное, что-то такое, благодаря чему, человек может оставить после себя добрую память и его будут ценить и уважать другие люди.

    Сказка поясняет, почему нельзя терять время попусту. Пропеть, протанцевать можно, но что станется с тобой с возрастом? В кого ты превратишься?

Чтобы понять сказочный мир детей нужно прочитать краткое содержание «Сказки о потерянном времени» для читательского дневника.

Сюжет

Петька не хочет идти на уроки и прогуливает школу. Он не торопится получать знания, ведь он только в третьем классе, у него еще будет время на это. В школе Петя смотрится в зеркало и в отражении видит старичка вместо своего отражения. Мальчик напуган. Он бежит домой, но родители не признают незнакомого старика. Он идет в испуге и попадает в лес к избушке. Там он обнаруживает колдунов, которые забирают время у детей, расходующих его без пользы. Чтобы снова стать собой всем детям нужно собраться в избушке и повернуть стрелку на часах. Пете удается найти всех детей, которые постарели, как и он, и вместе они идут в избушку и разрушают колдовство, ручаясь, что больше не будут пренебрежительны ко времени.

Вывод (моё мнение)

Время - очень дорого. Мы часто говорим: «Время идет», а на самом деле идем мы, а время постоянно и бесконечно. Нам нужно ценить отведенный нас срок, ведь никогда не знаешь, что случится с тобой завтра или даже в следующую минуту. Нужно посвящать время важным вещам и добиваться целей, ведь в один день, заглянув в зеркало, можно увидеть там не себя, а тихого старика, прожившего жизнь.