Свободы сеятель пустынный история. Свободы сеятель пустынный. Тема, основная мысль и композиция

«Свободы сеятель пустынный» - попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Стихотворение изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА

Метафоры «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя « сеятелем пустынным »: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять « порабощенные бразды » семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель - человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена - это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Композиция

Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит его на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: два семистишья, границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стиха.

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика. В то же время в нем есть признаки послания (во втором куплете) и сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрестной АВАВ, некоторые - кольцевой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры : «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: « рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 36.

Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.

Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.

В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.

Жанр, направление и размер

Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

Темы и проблемы

  1. В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии. Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.
  2. Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы. Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.
  3. Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга , где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.
  4. Основная идея

    Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.

    Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.

    Средства художественной выразительности

    Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).

    В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.

    В качестве поэтической фонетики А. С. Пушкин использовал аллитерацию. К тому же, поэт не обошел стороной и лексические средства изобразительности, к которым можно отнести возвышенную лексику (благие, бразды).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.С. Пушкин написал это стихотворение, когда жил в Одессе. Его ранняя редакция датируется периодом от 23 октября до 1 ноября 1823 года. Финальная редакция «Сеятеля» датируется 25 или 30 ноября 1823 года. Размер произведения – четырехстопный ямб.

Список стихотворения поэт отправил в письме, написанном 1 декабря 1823 года, своему другу А.И. Тургеневу. В 1826 году, когда Александр Сергеевич жил в Михайловском, «Сеятель» был известен в списках в Москве.

Стихотворение не публиковалось при жизни поэта и не вошло в собрания сочинений, издававшиеся в 1838, 1855 и 1869-1871 годах. Впервые его опубликовал А.И. Герцен в 1858 году. Сочинение А.С. Пушкина вошло во вторую книгу альманаха «Полярная звезда», которую А.И. Герцен выпускал в Лондоне. На титульном листе сборника помещалась цитата Александра Сергеевича, а в самой книге было опубликовано несколько его стихов, в том числе – «Свободы сеятель пустынный…». В России оно впервые вошло в собрание сочинений поэта, опубликованное в 1880-1881 годах под редакцией П.А. Ефремова.

В восьмой строке стихотворения в окончательной редакции есть словосочетание «мирные народы». В первой редакции вместо него стояло «русские народы», в «Полярной звезде» было напечатано – «добрые народы».

Предлагаем Вашему вниманию текст стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Также предлагаем Вам прослушать стихотворение «Свободы сеятель пустынный» (читает Вениамин Смехов).

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина . Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

Литературное направление, жанр

«Свободы сеятель пустынный» - позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Меню статьи:

В творчестве известного гения русской литературы имеются разные примеры обращения к религиозному аспекту человеческой жизни. Так, в произведении «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Что ж, возможно, интерес к христианской проблематике в этот период жизни писателя – вполне закономерный. Пушкин пишет строки этого стиха в 1823-м, а этот год, как известно, автор провел вдалеке от дома. Ссылка в южные края способствовала обращению писателя к размышлениям о судьбе русского народа. Пушкина, в частности, интересует библейский контекст проблемы бытия россиян. Теперь обратимся детальнее к этому произведению, истории создания стиха, жанровой и композиционной специфике.

Пушкин – у большинства читателей, пожалуй, – ассоциируется с чем-то сказочным и светлым, по-детски наивным и романтичным. Однако углубившись в особенности этого произведения, читатель осознает, насколько трудной и порой далекой от радужности надежд бывает пушкинская мысль.

Ремарка об истории написания произведения

Итак, 1820-е годы, Пушкин находится в ссылке. В это время поэт много времени проводит в философских размышлениях. Конкретно этот стих посвящен теме порабощения народа, а именно – народа русского. Произведение, к сожалению, не увидело свет при жизни автора. Что касается композиции текста, то это монолог, произносимый от имени героя. По смыслу все произведение можно разделить на два содержательных фрагмента. Пушкин – профессионал своего дела, поэтому даже этот пример гражданской лирики снабжен прекрасными оборотами, метафорами и искусными эпитетами.

Стихотворение “Узник” – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию. Но стих с таким же названием встречается и у Михаила Лермонтова.

Пушкин вдохновлялся событиями, которые в то время охватили Западную Европу. Это была революция, крах старого порядка. И эта революция, так чудно́ совпавшая с жизненными трудностями самого автора, заставила Александра Сергеевича всерьез задуматься. И переосмыслить, возможно, коренные ценности и принципы собственной жизни. В 1823 году исполнялось четыре года пушкинской ссылке, и строгий присмотр, надзор жутко угнетал свободолюбивого писателя. Для Пушкина необходимость такой жизни означала унижение достоинства. Кроме того, поэта непрестанно тревожили европейские революционные встряски, борьба европейцев за права. Но ничего подобного даже не назревало в Российской империи, и Пушкина огорчала эта пассивность его соотечественников. Вместо того чтобы бороться за свободу, за права, русский народ предпочел ярмо. Именно об этом, об этих проблемах, пишет автор в стихе, который мы и анализируем в нашей статье. Вопреки остроте поднятых проблем, произведение оставалось лежать в ящике стола еще какое-то время после кончины автора.

В Российской же империи воцаряется реакция, которой – по самой сути этого явления – противны любые проявления свободомыслия. Александру Сергеевичу понятно – как человеку, смотрящему далеко вперед, – что рваться к свободу тщетно на этих странных землях, где люди довольны своим рабским положением. Но может ли так продолжаться вечно?

Отношение Пушкина к переменам и стагнации

Произведено – глубоко философское, потому что здесь автор переосмысляет для себя понятие «родины» и «отечества». Родная земля мыслится Пушкиным без отрыва от собственной роли в истории Российской империи. В тексте слышится открытое осуждение писателя, ведь Александр Сергеевич недоволен пассивностью не только масс, но и своих коллег. Современники Пушкина готовы согласиться на малое, на синицу в руке, на крышу над головой и тарелку еды – как плату за предательство идей и будущего.

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год. Предлагаем читателям

Никто из пушкинских современников – в глазах поэта – не готов был приносить себя в жертву великим идеям. Сам писатель, в результате своих высказываний, оказался на плохом счету у правительства империи, ведь не скрывал, что настроен против существующей власти, то есть антиправительственно. В какой-то момент Пушкин понял, что пребывает в опале не только у власти, но и у обычных людей, которые критикуют его творчество, ненавидят его самого, презирают и гонят. И за это отношение поэт элегантно лирически упрекнул свою неблагодарную публику.

Жанровое своеобразие текста

«Свободы сеятель пустынный…», по своей жанровой специфике, относится к гражданской лирике. Что же касается направления этого произведения, то это, безусловно, пример позднего романтизма. В этом стихе слышится и надежда, и все же ожидание перемен, но одновременно разочарование, грусть, тоска, безысходность от осознания несбыточности этих самых надежд и желаний. Почему это гражданская лирика? Потому что Пушкин выступает здесь в роли просветителя, поэт старается доносить людям идеи и мысли об общественных преобразованиях, изменениях, пусть это и революционные изменения. Но призывы Пушкина никак не влияют на публику, и массы поэт ассоциирует буквально с христианской паствой. А что такое паства? Это овцы, глупые, безвольные животные. И осознав это, Александр Сергеевич опустил руки и прекратил борьбу за просвещение масс. «Пусть все идет своим чередом», – вероятно, так подумал Пушкин, и прекратил стучаться в сердца людей. Но при этом поэт все же обвиняет русский народ в пассивности, в инертности, в нежелании перемен.

Тематика произведения

Поэт пишет о такой очевидной, но одновременно о такой сложной вещи – о разочаровании в призвании, в миссии писателя. По мнению Пушкина, поэт должен служить глашатаем истины, правды, вещателем идей о свободе. Но при всей горечи у писателя остается тайная надежда: просто, возможно, для революции (не столько в стране, сколько в сознании людей) еще не пришло время.

Вторая часть кажется более пессимистичной, чем первая. Здесь поэт обращается к народу, но уже немного фатально, как бы поняв, что взывать к людям бессмысленно. Однако на самом деле писатель обращается вовсе не к этой толпе неосознанных индивидуумов. Пушкин взывает к индивидуальности, к личности, то есть к людям, осознающим свое историческое признание. Эти личности – Пушкин уверен – однажды откликнутся на клич поэта. Поэтому это произведение создано с одной и единственной целью – пробуждения индивидуальности, прячущейся, спящей в толпе.

Александр Сергеевич снабдил свой текст эпиграфом, взятым из Евангелия от Матфея. В этом эпиграфе вспоминалась притча из Библии. В этом текстах Христос объяснял восприятие Слова Божьего. Однако слушали Иисуса не все присутствующие, и еще меньше людей следовали наставлениям Христа. Образ сеятеля – это напоминание о самом Христе. Пушкин проводит параллели с делом Христа и делом поэта. Так же как Иисус, Александр Сергеевич боролся за свободу и правду. Но Иисус мыслил более позитивно, чем русский гений.

Революционное содержание «Свободы…»

Проблема, связанная с рабством – буквальным и рабством ментальным – всегда интересовала исследователей XIX столетия. В литературе эта тема отразилась с особенно широким резонансом. Конечно, вероятность пропуска произведения с таким содержанием к печати была маловероятна, особенно учитывая агрессивность властей Российской империи в отношении оппозиционно настроенных людей, вроде Пушкина.

Именно по причине своих прогрессистских взглядов поэт оказался в ссылке. Прибегнув к аллегории и метафоре, писатель представил состояние современного ему общества в виде образа зерна. Если семечко попадает в благодатную почву, то произрастает, а если в не благодатную – гибнет. В принципе, Пушкин окажется прав в том, что революционные настроения однажды пробудятся в народе, который пока еще просто спит. О похожих вещах писал, кстати, украинский поэт Тарас Шевченко в произведении под символическим названием «Сон». Ведь вскоре – не пройдет и полувека после создания пушкинского творения – как начнутся разговоры о реформах, об отмене крепостного права, о предоставлении народу свободы. Другой вопрос – а готов ли сам народ к этой свободе, а способен ли русский человек принять свалившийся на голову дар? Однако империя отчетливо понимает: реформы – это необходимое условие собственного выживания.

Пушкинские интерпретации Библии

Итак, мы выяснили, что автор «Свободы…» по-своему трактует Библию. В центре повествования находится герой (сам автор), размышляющий о жизни. Автор выступает тем самым сеятелем (поэт отождествляется с Христом). Почему же «сеятель пустынный»? Это очень многогранный и емкий образ, потому что через это словосочетание Александр Сергеевич намекает читателю: эта земля ранее никогда не засевалась, и он – первый, кто предпринял попытку взрастить в этой пустыне плоды. Но труды оказались напрасными, и герой, разочаровавшись, перестал, как бы мы сейчас сказали, «биться головой о стену».

Композиционные особенности текста

Как мы уже говорили выше, произведение содержательно разделено на два фрагмента (семистишья). В первом фрагменте говорится о притче, то есть здесь и кроются интересующие нас библейские смыслы. Что такое «живительное семя», о котором вспоминает Пушкин? Это идеи, зерна мыслей, в том числе гражданской, политической направленности. Со вторым фрагментом дела обстоят куда интереснее, ведь изначально вторая часть была черновиком другого стиха, называвшегося «Моим беспечным незнанием». Иногда эту вторую часть можно встретить в качестве самостоятельного произведения. Причем эта часть считалась опальной и опасной, и не раз оказывалась в полицейском участке или печальноизвестном Третьем отделении!

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Что же такого страшного произошло в этой второй части? Здесь поэт обращается к «мирным народам». Эти народы писатель сопоставляет с паствой, овцами. Со стадом агнцев Божьих. Если в текстах Евангелий овцы живут достаточно мирно, помогая собою людям, то у Пушкина – овцы являются вечно побиваемыми жертвами.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

О размере и ритмике произведения

Автор – при написании своего шедевра – использует четырехстопный ямб, а также пиррихий. Последний присутствует почти в каждом рядке текста. С одной стороны, стихотворение гладкое и ровное, однако, с другой стороны, специфика ритма произведения делает творение русского гения лестницей с неровными ступенями, о которые читатель постоянно спотыкается – в попытках преодолеть высоты пушкинской мысли. В тексте встречаются как мужская, так и женская рифма. Что касается рифмовки, то здесь есть и кольцевая, и перекрестная ее разновидность.

Характеристика художественных средств стиха

Отдельное внимание следует посвятить образам и символам, встречающимся в пушкинском творении. Во-первых, это образы, почерпнутые из христианства: из евангелий, притч, библейских легенд… Возможно, эта черта делает стих таким возвышенным. А старославянизмы («благой», «бразды» и т. д.). Особенно много таких образов и слов в первой части произведения. Что касается слова «пустынный», то здесь гораздо больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Пожалуй, Пушкин так закодировал образ одиночества – пустыни. Фразы о звездах – это отсылка к Библии, звезда – это символ Христа. Пушкин, таким образом, показывает себя мастером аллегорий.

Среди других средств художественной выразительности значимыми являются эпитеты, а также следует обратить внимание на метафорическую наполненность стиха.

Вторая часть в плане художественных средств более минималистична. Здесь важна фраза о «мирных народах». Это очень емкий эпитет, хотя и одинокий среди волн других слов. В тексте встречаются также умолчания, риторические вопросы, призывы… А кроме прочего, Пушкин использовал почти все своеобразие знаков препинаний! Давайте посмотрим на примеры тропов и фигур, которые использует в своем тексте

  • среди метафор мы бы выделили следующие: «свободы сеятель пустынный» (центральный образ), «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич»;
  • отдельный акцент следует сделать на образах сеятеля, семян, а также стада овец (все эти образы встречаются в Евангелиях);
  • конечно, писатель использует множество традиционных средств, например, эпитетов (эти тропы, в частности, завершают мысли автора, делают текст целостным): «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы»;
  • также – в интонационном ключе – важна аллитерация (касательно звуков «с», «ч», «з»);
  • в тексте встречаются антитезы, инверсии, а также разнообразные синтаксические приемы.

Сам стих очень эмоциональный, чувственный, Пушкин придает огромное значение интонации. Конечно, поэт переживает за состояние общества, тревожится – однако не только за людей, народ, но и за себя. Почему? Потому что если массы похожи на овец, то и творчество поэта таким людям не нужно. А значит, не нужен и сам Пушкин. Учитывая, что почти каждое произведение писателя наделено отпечатком автобиографичности, нетрудно предположить, в каком тяжелом состоянии духа пребывал в тот период автор.