Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания Правила написания слов и морфем

Все на свете из чего-то состоит: человеческое тело - из клеток, облака - из водяных капель, лес - из деревьев. Человеческая речь складывается из слов. И наверняка вам будет интересно заглянуть в святая святых - ту "мастерскую", где происходит их образование. Слова формируются из особого материала, которому и посвящена данная статья. Мы разберем, что такое морфемы и какое они имеют значение.

Значение понятия, пример

Термин греческого происхождения дословно переводится как "форма". Его авторство принадлежит американцу Леонарду Блумфилду (1933 г.).

Что такое смысловые части, из которых складываются слова. Предлагаем познакомиться с их основными признаками, представленными на картинке.

Выделим из данной информации две основополагающие мысли:

  1. Это самая мелкая частица слова, которая не дробится на какие-либо иные смысловые единицы.
  2. Она имеет особое значение для словообразования.

Корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс (возвратная частица -ся или -сь) - это и есть морфемы, из которых складывается слово. Все они имеют разное обозначение на письме, представленное чуть ниже.

Рассмотрим пример: слово "переменка". В нем следующие смысловые части:

  • пере-;
  • -мен-;

Разберем значение каждой:

  • пере- — это приставка, означающая повторное действие;
  • -мен- — корень, лексическое значение которого связано с обозначением смены действия (сравните: менять, подмена, меняла, сменщик);
  • -к — суффикс, указывающий на уменьшительный смысл слова.
  • -а — окончание, указывающее на то, что перед нами существительное единственного числа, женского рода.

Корень слова

Если смысл слова складывается из значений его частей, то главной морфемой можно смело считать корень. Именно он несет основную лексическую нагрузку, и на его основе происходит словообразование. Попробуем это проиллюстрировать. Построим новые слов от существительного "вода" с сохранением корня -вод-.

Значение морфем разнится, поэтому принято выделять корневые и аффиксальные. О первых - подробнее, чуть ниже.

Пишем правильно

Важным моментом является правописание морфем. В указанном примере видно, что в корне могут наблюдаться чередования букв, которые нужно отслеживать. Более сложные из них — -лаг-/-лож- (предлагать, предложение). Следует разбирать также следующие орфограммы:

  • Безударные проверяемые и непроверяемые гласные (наводнить — водный; диалог).
  • Переход буквы "и" в "ы" после приставок, оканчивающихся на согласную (проиграл, подыграл).
  • Правописание "е" вместо "э" в заимствованных словах (проект, шинель).
  • "О" и "е" после шипящих."Е" пишется под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с чередованием "е - е": черствый — черстветь, пшенка —пшено.
  • Парные глухие и звонкие согласные требуют проверочного слова (шаг — шаги, звук — звуки).
  • Непроизносимые согласные также нуждаются в подборе однокоренных слов (местность — место).
  • Двойные согласные. Для этой орфограммы действует несколько правил, поэтому необходимо сверяться со словарем (вожжи, дрожжи, ссора).

Окончания

Лучше понять, что такое морфемы, можно, посмотрев на следующее предложение:

  • "Наступил... утр..., и дет... поспешил... в школ...".

У окончания очень важная роль - оно устанавливает связь между словами в предложении. Никак не влияя на лексическое значение конкретного существительного или прилагательного, например, оно не входит в так называемую основу. Вместе с тем, окончание играет огромную роль, указывая на род, число и падеж. Вставим пропущенные окончания и прочитаем:

  • Наступило утро, и дети поспешили в школу.

Суффиксы

Данная морфема входит в основу и отвечает за слово- и формообразование. Пример образования новых слов:

  • гриб — гриб-ник;
  • серебро — серебр-ист-ый;
  • заяц — зайч-онок.

Пример образования новых форм:

  • склонять — склоня-ем-ый;
  • теплый — тепл-ейш-ий;
  • весело — весел-ее.

Суффикс -ищ способен увеличить предмет: город — городище. А -ик, наоборот, уменьшить: стол — столик.

Между прочим, в русском языке есть слова, в которых встречается два и даже три суффикса. Примеры последних:

  • родственнички;
  • преподавательница;
  • водянистость.

Приставки

Стоящие впереди корня приставки являются словообразующими частицами. Именно на их примере становится понятно, что такое морфемы. Так, они способны сделать незавершенное действие законченным: читать — прочитать. У каждой приставки есть свое назначение:

  • Без-/бес- — означает отсутствие чего-либо (безголосый, беспорядок).
  • Вы- — демонстрирует направленность движение наружу (вылезти, выпрыгнуть).
  • До- — показывает доведение действия до конца (добежать, доработка).
  • Не- — означает отрицание того, что выражает само слово (неправда, некрасивая).
  • Недо- — применительно к глаголам показывает недостаточность действий (недосолил, недобежал) и т. д.

Разобрав, что такое морфема в русском языке, следует помнить: использование смысловых частей слова требует знания орфографии.

Правописание морфем

§ 6. Орфография

Урок 26. Разделы русской орфографии. Правописание морфем

Цели урока : 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской орфографии; 2) тренировать в использовании принципа единообразного написания морфем на письме; в различении омофонов.

I . Словарный диктант с грамматическим заданием (проверка домашнего задания)

Предоставим возможность учащимся в течение минуты повторить написание слов, входящих в словосочетания орфографического минимума (упр. 201), а затем закрыть книги и записать эти словосочетания по диктовку учителя. Чтобы потренировать учеников в умении концентрировать внимание, продиктуем словосочетания для записи парами: первое словосочетание каждой пары записывает первый вариант, второе словосочетание – второй вариант.

Грамматическое задание может быть следующим.

Задание 1. Найдите словосочетания, соответствующие схемам: действительное причастие (главное слово) + существительное; страдательное причастие (главное слово) + существительное. Составьте с ними два предложения, в одном из которых словосочетание используется в роли обособленного распространённого определения, а в другом – необособленного распространённого определения.

Задание 2. Используя словосочетания из ряда записанных (на выбор) составьте и запишите предложение, осложнённое обращением, и предложение, осложнённое вводным словом.

II . Разделы русской орфографии и основные принципы написания (задания на с. 78)

В процессе обсуждения первого задания § 6 подведём учащихся к мысли о том, что знаки препинания помогают правильно и быстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяет композиционно-смысловые части текста; точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки отделяют высказывания друг от друга и помогают понять их цель, а также эмоциональную окраску. Отражая синтаксическое строение предложения и его интонационное оформление, запятые, точка с запятой, двоеточие помогают воспринимать высказывания в точном соответствии с замыслом их автора, а такие выделяющие знаки, как кавычки, скобки, а также тире и запятая при парном употреблении помогают создать смысловое выделение отдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений затрудняют письменное общение, а их отсутствие делают такое общение невозможным.

Предложим семиклассникам устно сформулировать основные правила каждого раздела орфографии и в случае необходимости внесём дополнения в их ответы: «Морфемы пишутся одинаково, независимо от произношения. Морфемы в пределах слова пишутся слитно, реже через дефис; слова друг с другом пишутся раздельно. С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования и первое слово предложения, остальные слова пишутся со строчной буквы. Слова переносятся по слогам с учётом их морфемного членения».

III . Правописание морфем. Различение омофонов в устной речи и на письме (упр. 204 – 206, 209)

Предоставим возможность всем желающим назвать соответствующие заданию упражнения 204 примеры слов и подведём учащихся к выводу о том, что один и тот же корень может быть представлен в двух и более вариантах, поскольку при изменении слова или при образовании новых слов в корне могут происходить чередования гласных и/или согласных.

Основным результатом работы с упражнениями 205 и 206 должен стать вывод о том, что необходимо учитывать существующее в русском языке явление омонимии и использовать омофоны в устной речи в том контексте, который помогает понять их точное лексическое значение, и учитывать эти значения для правильного оформления омофонов на письме. Ученики ещё раз отметят, что омофоны являются разными словами, следовательно, имеют разные значения и разные однокоренные слова (изморозь – морозить, изморось – моросить ).

Работа с омофонами, схематически представленными в упражнении 209, обнаруживает сходство их морфемного состава: многие пары омофонов построены по единой словообразовательной модели.

Д. з.: 1) упр. 202; 2) по желанию – упр. 203; 3) индивидуальное задание – упр. 207 (см. примечание).

Примечание . Задание упражнения 207 распределим между двумя-тремя учениками.

www.compendium.su

Принципы русской орфографии

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.


Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание , хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл’иэба], [хл’ьбавос] ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп’ил’ит’] [падб’ит’] ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся .

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину .

Так, написание гласных и , а , у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип ), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения , ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ : сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

videotutor-rusyaz.ru

Золотое правило русской орфографии, или Морфемный принцип написания слов

Тема урока: Золотое правило русской орфографии, или морфемный принцип написания слов.

Цели урока:

1. Развитие умений и навыков учащихся по соблюдению норм литературного языка в речевой практике.
2. Знакомство учащихся с морфемным принципом как ведущим принципом русского правописания.
3. Совершенствование умений и навыков при создании и редактировании собственного текста.

Ход урока

I этап урока. Работа по культуре речи

1. Вступительное слово учителя. Анализ речевых ошибок, допущенных учащимися в сочинениях по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2. Раздать фрагменты сочинений с допущенными речевыми ошибками.

3. Исправьте ошибки в построении предложений.

а) Круг людей Калинова – большой любитель интриг и сплетен.
б) Катерина, главный герой драмы, тоже выходец из купечества.
в) Очень крохотная надежда где-то сидела в ней – подальше уехать с Борисом и попрощаться навеки с «темным царством».
г) Самоубийство Катерины вызвало молниеносную реакцию семьи.

Ответы учащихся

а) Калиновцы (жители Калинова) – большие любители интриг и сплетен.

«Круг людей» – это книжное выражение, для пьес о провинциальном купечестве не подходит.

б) Катерина, главная героиня драмы, тоже вышла (родом) из купечества.

Катерина – женщина, поэтому приложение «герой» неуместно: оно должно быть женского рода. Существительное «выходец», употребленное в роли сказуемого, может быть соотнесено со словом мужского рода, поэтому заменяем на слово «вышла».

в) В ней еще теплилась слабая надежда – уехать с Борисом подальше и навеки оставить «темное царство».

«Очень крохотная» – речевое излишество, так как крохотная и есть очень маленькая. «Надежда сидела в ней» – лучше « в ней еще теплилась надежда» .

г) Самоубийство Катерины вызвало неожиданный протест в семье.

Молниеносная реакция – книжное выражение, несвойственное патриархальному купечеству .

II этап урока

1. Блиц-опрос по домашнему заданию

Учитель. Дома вы повторяли материал по теме «Морфемика». Отвечая на вопросы, пользуйтесь предложениями, которые вы сейчас записали в исправленном виде.

Что изучает морфемика?
Какая морфема содержит смысловое значение слова?
Расшифруйте морфемный ряд основы. (Основа включает.)
Найдите во втором предложении слова, образованные суффиксальным способом.
Найдите в третьем предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Каким способом образовано слово «самоубийство» в четвертом предложении?

2. Работа с текстом с экрана компьютера

У входа в Малый театр установлен памятник А.Н. Островскому. Он изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету В. Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, предоставляя им несомненную возможность насладиться настоящим искусством.

Задание: разберите по составу слова: предоставляя несомненную. (Один ученик работает у доски, остальные – самостоятельно .)

Объясните, зачем нужно уметь разбирать слово по составу? Какой практически в этом смысл?
Покажите на примере этих слов, что без морфемного анализа можно допустить ошибки.

Предоставляя – (пред, предо) – неизменяемая приставка, которую мы выучиваем, (ставл) – корень с чередующейся согласной звонкой, (ставить – предоставлять) – значит, безударную корня можно проверить.

Несомненный приставка НЕ придает новое лексическое значение. Приставка СО – неизменяемая ЕНН – суффикс прилагательного.

Учитель. Мы убедились, что каждая значимая морфема пишется по своим законам. В этом и заключается главное «золотое» правило русской орфографии: пиши каждую морфему по ее законам. Не случайно русское правописание считают:

— фонетическим (шар – 3б., 3 зв);
— традиционным (многие слова запоминаем), но главное – морфемным.

III этап урока

1. Применяя «золотое правило» орфографии , проверьте безударную гласную корня и подчеркните ее, выделив графически корень. (Ученикам раздается заранее распечатанный материал .)

Театральный деятель, обличать пороки, освещать проблему , создавать образы, обитатели Калинова, защищать старые порядки, быть ханжой, незаслуженно обижать , деспотизм самодуров, разрядить обстановку , социальное потрясение, объединенные конфликтом, на протяжении пьесы, покаяние Катерины, умалять достоинства , представление о мире, проявление прав, раздражать Дикого, покориться полностью, смягчить нравы, повиновение матери, нравственное очищение.

Что называется омонимами?
Подберите к выделенным сочетаниям омонимичные пары.
Приведите свои примеры омонимов.
Сделайте вывод: от чего зависит написание безударной гласной корня в омонимах?

2. Лексико-орфографическая работа. Освоение новых понятий

Запишем на доске, выделив орфограммы:

репертуар –
фойе –
партер –
амфитеатр –
бельэтаж –
балкон –

Можно ли проверить корневые гласные в этих словах родственным словом?
Почему нельзя? (Это слова заимствованные .)
Из какого языка?
Какая конструкция простого предложения понадобится нам, если мы хотим объяснить значение этих слов?

Запишем значение первого слова. Почему мы поставили тире перед сказуемым?
Кто знает значение остальных слов?
Объясните их значение с помощью предложений по заданной модели (устно ).
Дома запишите значение этих слов в тетрадь.

Учитель. Итак, ребята, изучая творчество драматурга А.Н. Островского, мы обратились к лексико-орфографической работе по теме «Театр» для того, чтобы вы, придя в театр, чувствовали себя культурными зрителями.

3. Работа с текстом

За свою долгую творческую жизнь А.Н. Островский написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам И.А. Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги. »

«Зачем лгут, что Островский «устарел», – писал в начале нашего столетия А.Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

Задание:

Приведите из текста примеры слов, в которых корневая гласная:

а) не проверяется (оригинальных, национальный, картина );
б) проверяется (останавливается, устарел, освежающий, усложненного ).

Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на примере «освежающий» .

Освежающий:

о – неизменяемая приставка;

свеж – корень (свежий);

а – глагольный суффикс;

ющ – суффикс причастия (действительное, настоящее время);

Объясните знаки предложения в тексте (работа в группах ).

IV этап урока. Создание собственного текста

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Мое слово об Островском».

По завершении работы учащиеся читают свои сочинения и обмениваются мнениями.

V этап урока. Домашнее задание

1) Отредактируйте сочинение, пользуясь планом.

  1. Раскрыта ли тема и основная мысль?
  2. Имеет ли сочинение стройную композицию?
  3. Какие фрагменты сочинения получились более образными? Какими средствами художественной выразительности была достигнута эта образность?
  4. Соблюдены ли в сочинении нормы русского языка? Исправьте орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
  5. Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?

2) Приведите из сочинения примеры слов, в которых корневая гласная проверяется ударением (не проверяется ударением).

3) Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на 2–3-х примерах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Принципы русской орфографии, орфограмма

58. Принципы русской орфографии, орфограмма

ОРФОГРАФИЯ — система правил правописания. Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии — морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный — беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) — ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц — жить, шить).

Орфограмма — это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило — это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Билет №17. (1 вопрос) Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфографии. Разделы русской орфографии

Орфография – совокупность правил написания слов. Орфографические правила являются общепринятыми и строго обязательными для всех пишущих по – русски. Они обеспечивают грамотное, т.е. соответствующее единым нормам, письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил правописания процесс письменного общения был бы значительно затруднен. В орфографии выделяются 4 основных раздела : 1) написание значимых частей слова, корней, приставок, суффиксов, окончаний; 2) раздельные, слитные и полуслитные (дефисные) написания слов и их частей; 3) способы переноса слов;4) употребление прописных букв;5) способ сокращения; Основой орфографической единицей является орфограмма – то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (буквами, дефисом..), но из них только один принят как правильный (Баранов М.Т.). Например: перетянуть – в слове из 10 букв – 4 орфограммы. Обычно текст на 1/3 и даже наполовину состоит из орфограмм для гласных. Рассмотрим разделы орфографии:1. Написание значимых частей слова (, корень, ^, £) соответствует принципам русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический) заключается в том, что написание морфем (, корень, ^, £) одинаково, независимо от произношения, т. к. буквой обозначается звук в сильной позиции, а не его звуковой вариант. Различают три группы морфологических написаний: 1) опорные , когда буквой обозначается звук всильной позиции. Они называются проверочными: во ды, низ ок, дубо вый, в реке . 2) косвенно проверяемые , т.е. написания, проверяемые опорными случаями: во да – воды, низ кий – низок, липо вый – дубовый, на дороге – на реке 3)беспроверочные морфологические написания, когда орфограммы нельзя проверить опорными случаями. Их называют традиционными: а пе льсин, вок зал. Этот принцип был провозглашен в 1755г. М.В. Ломоносовым. Принцип имел огромное значение, т.к. при разнообразии русских говоров формировался единый литературный национальный язык. В русском языке есть написания, нарушающие основной принцип, т к. соответствуют следующим условиям.II. Фонетический принцип отражает на письме изменения в произношении звука («как слышу и произношу, так и пишу»):

1) приставки на З и С (не путать с приставкой С): без брежный, бес пощадный;

2) а в приставке рас- (раз-) – старославянский вариант (роз-, рос- русский вариант остался только под ударением): например: розвальни – рус., развалить – старославянизм;

3) И переходит в Ы после русской приставки, оканчивающейся на твердый согласный: безы мянный, преды дущий;.

4) некоторые корни с чередованием: кос – кас, рос – раст, зор – зар, лезу – лестница;

5) в некоторых случаях о, е, ё после шипящих и Ц : кольцо м – пальце м (сравни: столом — домом).

III. Традиционный (исторический) принцип отражает на письме прежнее (устаревшее) написание , несмотря на изменения в произношении («пишу так, как писали раньше»):

1) жи - ши (до ХIII века [ж] и [ш] были мягкими, сравни: [ж’ из н ], [ш’ ил] – прежнее произношение; [жызн’ ], [шыл] – современное произношение, написание осталось прежним: жи знь - ши ло;

2) ь в сущ. ж. р. после шипящих на конце: рожь , мышь , дочь;

3) окончания -ого, -его в прилаг., прич. . в род. и вин. п. ед.ч.]: красивого , синего (сравни призношение [краснъв ъ ]);

4) корни с чередованием лаг-лож, дер - дир …: взять — взимать;

5) некоторые словарные слова ; ко рабль, ка пуста, печаль, песок, хозяин, винегрет, фонарь., мятеж, чабан, щавель, язык . В школе они изучаются как словарные.

IV. Дифференцирующий принцип рассматривает случаи, когда разное на­писание позволяет различать лексическое значение или грамматические формы слов, которые произносятся одинаково (их мало ≈ 4%):

1) слова с парными согласными буквами на конце , которые обозначаются одним звуком: лук – луг , пруд – прут .

2) пре – при : приемник – преемник ;

3) различные значения слов: ко мпания – общество, ка мпания – совместное действие, туш – музык. произвед., тушь – краска.

4) разграничение частей речи: ожо г – сущ., ожё г – глаг.

5) прописная и строчная буква в нарицательных и собственных именах, совпадающих по звучанию: л юбовь – чувство, Л юбовь – имя…

2. Раздельные, слитные и полуслитные написания основываются на следующем принципе: все слова (и самостоятельные, и служебные) пишутся раздельно друг от друга, а все части слов – слитно: два дня, без письма, двухдневный.

Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются, в основном, в сложных словах: юго – запад, бледно – желтый .

В наречиях: во – первых, по – товарищески .

Нормы правописания иногда отстают от процессов, происходящих в русском языке. Поэтому при возникновении затруднений нужно обращаться к орфографическому словарю.

3.Способ переноса слова зависит от деления его на слоги , а также от состава слова. Поэтому при переносе:

1) Основной принцип правил переноса слова -фонетический , когда слово членится в cоответствии со слогоделением : во-рота, воро-та. Запрещается оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить ст-рах, мо-ст). Нельзя также отделять согласную от следующей за ней гласной: дя-денъка или дядень- ка, лю-бовь, па-стух или пас-тух (а не дяд-енъка, люб- овь, паст-ух).

При стечении нескольких согласных между гласными допускается вариативность переноса, т. е. слогоделения: де-рзкий, дер-зкий, дерз-кий.

2) Морфематический принцип правил переноса: при переносе членение должно проходить между морфемами:

— двумя приставками: без-возвратно (не бе-звозвратно);

между приставкой и корнем: под-битъ, при-слатъ, со-жжённый (не по-дбитъ, прис-лать)

— между значимыми частями сложных слов: пяти-граммовый, спец- одежда,(пятиг-раммовый, спе-цодежда),

Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не могут начинаться буквами ы, ъ, ь, й , поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается: ра-зыскатъ, боль-ной, подъ-езд, май-op (не раз-ыскатъ, бол-ьной, под-ъезд,ма-йор). Нельзя оставлять в конце строки одну букву, перенося остальную часть на другую строку.

4. Употребление прописных и строчных букв . С прописной буквы пишется:

Первое слово в самостоятельном предложении.Все имена собственные .

3. Названия высших международных организаций, должностей и званий – с прописной: Организация Объединенных наций, Верховный Суд Российской Федерации.

4. В географических и астрономических названиях, названиях важнейших исторических cобытий с прописных букв пишутся все слова, кроме родовых обозначений типа океан, остров, война, созвездие и т.п.: Северный Ледовитый океан, Великая Отечественная война. 5. В названиях произведений и документов с прописной буквы пишется первое слово, имена собственные: Ветхий завет, Первый концерт Рахманинова . Заглавия книг, названия газет, журналов, кинофильмов, картин, спектаклей, продукции, торговых марок нужно заключать в кавычки: «Ромео и Джульетта» Шекспира, журнал «Караван истории», ирис «Золотой ключик». 6. Названия праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишется, как правило, только первое слово: Новый год, Восьмое марта, День строителя , но День Победы (второе слово с особым значением). Если дата в названии праздника обозначена цифрой, то следующее слово – с прописной: 1 Мая – Первое мая. 5. Способы графических сокращений. Сокращения слов бывают двух типов: Неграфические (в устной и письменной речи): сложносокращенные слова и аббревиатуры (профком, зарплата; НЛО, СНГ, вуз); графические свойствен­ные лишь письменной речи (с. - страница , з-д - завод, к/т - кинотеатр). Графические сокращения используют­ся для экономии места и времени при письме.Принципы сокращения слов следующие:1) не может быть опущена начальная часть слова; напри­мер, слово фабрика нельзя сокращать так: «брика», «рика»;2) опускаются минимум две буквы . Недопустимо сокра­щение «фабрик.», «фабр-ка». Исключение ю.- юг объясня­ется аналогией: с. - север, в. - восток, з. - запад; 3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоять из сочетания букв с последней гласной , а также и, ь, ъ. Правильно: к., кар., карельск. (карельский), ф-ка (фабрика); неправильно: «ка.», «каре.», «карель.», «фа-ка»;4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв. Нельзя сокращать «фбрка», так как при этом опускают­ся не следующие непосредственно друг за другом буквы а, и. Из этого принципа есть исключения типа млн - миллион, млрд - миллиард, стлб. - столбец, пн. - понедельник и ряд других. В зависимости от приемов образования выделяются шесть типов графических сокращений:1) т о ч е ч н ы е сокращения образуются путем опу­щения правой части слова (реже - середины) и поста­новки точки после оставшейся части: г. - год, с. - стра­ница, напр. - например, сб. - суббота. Удвоение первой согласной буквы при опущении остальной части слова обозначает множественное число: вв. - века, пп. - пункты; 2) д е ф и с н ы е сокращения - такие, у которых вместо опущенной средней части слова ставится дефис: р-н - рай­он, з-д - завод, ин-т - институт; 3) к о с о л и н е й н ы е сокращения употребляются при сокращении словосочетаний или сложных слов. Вместо опу­щенной первой части ставится косая линия: п/о - почтовое отделение, б/у - бывший в употреблении, х/б - хлопчатобумажный; 4) к у р с и в н ы е сокращения выделяются особым шрифтом - курсивом: г - грамм, л - литр, дм - деци­метр; 5) н у л е в ы е сокращения графически не выделены, они графически не отличаются от несокращенных слов: с - секунда, м - метр, кг - килограмм; 6) к о м б и н и р о в а н н ы е сокращения - результат применения нескольких приемов сокращения: ж.-д. - же­лезнодорожный, об./мин - оборотов в минуту, ц/га - цент­нер на гектар.

Билет №18. Словосочетание как лексико-синтаксическая единица. Строение словосочетаний. Подчинительные словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Значение знаний о словосочетании для обучения детей грамматике и орфографии.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения. Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении. В подчинительном словосочетании непредикативная связь , т. е. одно слово главное , а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоименным прилагательным.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине. Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами в роли второстепенных членов и необособленными деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.Классификация словосочетаний по главному слову. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:1.Глагольные Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. 2.Именные:а) с существительным в роли главного слова. Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике;б) с прилагательным в роли главного слова Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь; в) с именем числительным в роли главного слова. Примеры: два карандаша, второй из претендентов.Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое .Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги. Классификация словосочетаний по составу (по структуре) Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек). Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге. Средства связи слов в словосочетании: 1)всеслова в словосочетании прежде всего связаны по смыслу; 2) грамматически: с помощью окончания зависимого слова (при согласовании, управлении); 3)с помощью предлогов (иногда при управлении).

Не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения.

Не являются словосочетаниями:

1. Подлежащее и сказуемое : Птицалетит .

2. Однородные члены : близкий и далекий.

3. Синтаксически неделимые сочетания (несколько слов являются одним членом предложения):

1) составное сказуемое: Хочет поиграть с друзьями.

2) количественно-именное сочетание: Две березы стояли у дороги.

3) фразеологизмы: Он любит делать из мухи слона (преувеличивать).

4. Сложные формы:

1) будущего времени : буду смотреть;

2) повелительного наклонения: давай петь;

3) превосходной и сравнительной степени: самый красивый, менее приятный, более интересный;

5. Предложно-падежные сочетания существительных: в течение дня, около леса

6. Сочетания обособленных членов с главным (определяемым) словом: дождь, освежающий землю; шел, не замечая ничего.

Уроки №14 -15.

Правописание морфем.

Цель уроков : обобщение знаний орфографии в правописании морфем – приставок, в различных ситуациях.

Ход занятий.

    Организационный момент. Повторение материала.

    Работа с тетрадями для опорных конспектов.

    Рабочие тетради.

    Закрепление пройденного материала. Повтор опорных конспектов. Устный опрос. Тренировочный тест (работа с интерактивной доской).

1. а ?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2 . В каких словах пишется буква о ?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

г) ск_чу;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а ?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о ?

а) Прик_сновение;

б) к_са;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е ?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е ?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о ?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8 . В каких словах пишется буква и ?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9 . В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10 . В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11 . В каком предложении допущена орфографическая ошибка ?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

    Тетради для опорных конспектов. Работа с таблицами, закрепление навыков, полученных ранее.

Гласные и согласные в приставках.

(Предполагается, что учитель – предметник ко всему предлагаемому материалу ниже, самостоятельно подберёт необходимый комментарий, ориентируясь на класс)

    Гласные в приставках ПРЕ- и –ПРИ-.

ПРЕ-

ОЧЕНЬ

ПЕРЕ-

ПРИ-

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ПРИБЛИЖЕНИЕ

БЛИЗОСТЬ

НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ : чтобы проверить приставку ПРЕ- заменой на приставку ПЕРЕ-, можно подобрать слово с другим корнем.

Например: дождь пре кратился – дождь пере стал.

Различайте слова

Притворить дверь – претворить идеи в жизнь

Приступить к учению- преступить закон

Придать храбрости, сил – предать суду, огню, забвению

Придать форму, вид –предать друзей

Прибывать поездом – пребывать в тоске

Приходящие больные – непреходящие ценности

Привинтить к полу – превентивное лечение

Придел храма (пристройка) – предел мечтаний

Призреть сироту (дать приют) – презирать льстецов

Приложить усилия – непреложное правило

Притерпеться к лишениям – претерпеть лишения

и др.

    Гласные в приставках НЕ- и НИ- в неопределённых и отрицательных местоимениях, местоименных отрицательных наречиях.

Н е кто – н и кто

Н е что – н и что

Н е сколько – н и сколько

Н е когда – н и когда

Н е куда – н и куда

Н е откуда – н и откуда

ПРИМЕЧАНИЕ: правило распространяется на другие части речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчёмный, никудышный , вничью.

    Буквы А и О в приставках.

Приставки за-, над-, до-, об-, от-, по-, под - - пишутся всегда одинаково.

Пра- (значение родства) – про-

Пр а бабушка пр о верка

Пр а славянский пр о образ

Раз-, рас- (без ударения) - роз-, рос-

Р а зыск а ть р о зыск

Р ас п и ска р о спись

Иноязычные приставки: инфра-, ультра-, экстра-

Инфр а красный, ультр а фиолетовый, экстр а ординарный.

    Согласные на конце приставок.

От - , над-, под-, пред-, об-, с- - пишутся всегда одинаково.

РАЗ-, БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-

ЗВОНКАЯ СОГЛАСНАЯ ИЛИ ГЛАСНЯ

РАС-, БЕС-, ВОС-, ИС-, НИС-, ЧЕРЕС-

ГЛУХАЯ СОГЛАСНАЯ

В ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРИСТАВКАХ ДЕЗ-, ДЕС-, ДИЗ-, ДИС-, ЭКЗ-, ЭКС-

БУКВА ЗПИШЕТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ: дезорганизация, дизассоциация, дисгармония, экскурс.

    Стык приставки и корня.

ПЕРЕ + СКАЗ = ПЕРЕСКАЗ (-С-)

РАС + СКАЗ = РАССКАЗ (-СС-)

РАС + ССОРИТЬСЯ = РАССОРИТЬСЯ (-СС-)

Запомните!

Расчёт (рас + чет), НО: РАССЧИТАТЬ (РАС + СЧИТАТЬ)

БЕССЧЕТНЫЙ (БЕС + С + ЧЕТ)

В СЛОВАХ РАЗЕВАТЬ, РАЗИНУТЬ, РАЗОРИТЬ ПИШЕТСЯ ОДНА З.

    Практические занятия. Рабочие тетради.

(Интерактивная доска. Проектор). Работаем коллективно с комментированием, анализом.

Упражнение №1.

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Пр..следовать противника, пр..рвать разговор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр..высить скорость, пр..вокзальная площадь, пр..ступить к работе, пр..одолеть препятствие, пр..неприятное известие, пр..градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломление лучей, пр..амурский регион, пр.. встать со стула, пр..вратиться в лёд, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водный камень, пр..важный вид, пр..морский климат, пр..мкнуть к движению, пр..м..рять спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..нести плоды, пр..опасная ситуация, пр..обрести билет, пр..ображённый край, пр..остановиться на полпути, пр..образователь тока.

Пр..бывать к станции, пр..бывать в резиденции, пр..давать силы, пр..давать соратника, пр..зирать труса, пр..зирать сироту, пр..клоняться перед талантом, пр..клоняться к земле, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..данное невесты, старинное пр..дание, пр..вратности судьбы, церковный пр..вратник, радиопр..ёмник, пр..емник директора, пр..ступный замысел, непр..ступная крепость.

Упражнение №2.

Вставить пропущенные буквы (з или с).

Ра..делать, ра..тревожить, ..делать, и..дать, ..держать, и..дание, бе..заботный, ни..вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ..шить, ра..шить, чере..чур, чре..вычайно, ра..делить, ра..тревожить, ..десь, ..дача, бе..радостный, ра..титывать.

Бе..чувственный, бе..жизненный, бе..словесный,

Упражнение №3.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

    Иван Сергеевич бе(з,с) верхнего платья писал что(то) облокотившись о письме...ный стол.

    И(з,с)ране...ный он удивлё...но поводил (во)круг глазами точно (не)пон...мая что с ним произошло.

    Компас захвач...ный из дому они потеряли когда переклад...вали вещи.

    Нога промахнувшись мимо кочки попадала прямо в грязь глубоко в ней ув...зая.

    Девочка весело смеялась и болтала радуясь теплу и лесу и со...нцу.

    Собака щ...лкая зубами ловила ягоды (на)лету и морщ...сь с пр...увелич...ной старательностью жевала их.

    Солнечные лучи встречаясь в кровле с дымом проходили (в)нутрь можно сказать копче...ные.

    (В)прочем напуг...ные взрывом они и (не)пытались его пр...след...вать.

    Это был соверше...но исключительный год может быть даже единстве...ный за целое столетие.

    Со времени смерти стариков хозяйстве...ные дела в деревн... (не)только (не)улучшились но как видно из письма старосты становились хуже.

    Все мечты любимые подруги сер...ца погибли.

    Давным(давно) жила(была) там одна старушка вдова леснич...его.

    Хитрое...ть это мелкая монета на которую (не)купиш... многого.

    В часы одинокие ночи люблю я усталый прилеч... .

Упражнение № 3.

ВставВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

    Илья Ильич... проснулся про тив обыкновения рано часов в во сем... .

    Так думал он заб...раясь (по)далыне в парк в боковую а...лею.

    Он жил на окраине в Заречье в собстве...ном деревя...ном домишк... прятавш...мся за четыр...мя лохматыми липами.

    Здесь на тихой окраине у (не)широкой реки меж старых пр...земистых деревьев дыма почти (не)было.

    Даже тут под сенью деревьев стало трудно дышать и путники мечтали о дожде.

    (В)д...леке (с)прав... и (с)лев... (не)умолчно гудели машины.

    За обрывом у самого его гребня нач...нался сосновый бор.

    Рядом с озером у подошвы хребта лепились постройки.

    Уже потом поз...но вечером он попытался записать то что увидел.

    Закрепление материала.

    Домашнее задание.

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс"ич"а] и [т́ыщ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор , который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее - ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

Написание морфем (значимых частей слова)

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами - фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения - редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные - как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название - фонематический, морфематический, морфологический.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека ), корней с чередованиями (слагать - сложить ), дифференцирующих написаний (ожёг - ожог ).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах - правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить - распить ), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание - роспись ) и правописание корней, начинающихся на и , после приставок, заканчивающихся на согласный (история - предыстория ).

Слитное, раздельное и дефисное написание

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учётом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов - слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему ).

Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на , раз-бить , а не *во-йна , *ра-збить . Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са .

Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра - литература, в/о - высшее образование );

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь .

Получить информацию о правильном написании слова можно из орфографических словарей русского языка.

Фонетический разбор

1. Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме :

2. Затранскрибировать слово, поставив ударение.

3. На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

4. Определить количество слогов, указать ударный.

5. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

6. В столбик выписать буквы слова, рядом - звуки, указать их соответствие.

7. Указать количество букв и звуков.

Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

· гласный: ударный / безударный;

· согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твёрдый / мягкий с указанием парности.

Образец фонетического разбора:

его [й"и-вo] 2 слога, второй ударный

[й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

е - [и] гласный, безударный

г - [в] согласный, звонкий парный, твёрдый парный

о - [́о] гласный, ударный