Урок русского безударные гласные в корне слова. Конспект урока на тему «Безударные гласные в корне слова. II. Работа с опорными схемами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №115» г. Екатеринбург

Учитель:Талипова Светлана Владимировна .

Стаж работы: 34года, 1 квалификационная категория

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие)

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран .

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).

2. Приветствие гостей .

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественником? (дети зачитывают из словаря, кто такие путешественники)

(Толковый словарь В.И.Даля: путешественник(-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Классная работа.

Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.)

5. Чистописание.

Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы. А, Е, О, И.

Что вы можете о них сказать?

Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

6.Словарная работа

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь)

2) Взаимопроверка.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал автор записки?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

9. Упражнения для закрепления.

Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных .

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), кр…льчиха(кролик), м…слёнка (масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый (червь), п…лезный (польза), в…здушный (воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лпть (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), п…тнистый (пятна), д…тишки (дети).

2) Работа в парах (карточки)

Вставить пропущенные буквы.

КАРТОЧКА № 1

Выделить корень.

З…ма, з…мовать, з…мушка, з… мовье, м…роз, з…мующие, з…мние.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

Наступила суровая ………..… . В ……………… каникулы я отдыхал в деревне у дедушки. К нам прилетели ……………. птицы

КАРТОЧКА № 2

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Сн…жинка, сн…гопад, сн…жный, сн…говика, м…тель, сн…жок, сн…г, сн…гоход.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

Выпал белый ………..… . Замелькают в воздухе первые ………………….. . Дети лепят …………………… .

КАРТОЧКА № 3

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, перел…сок, б…резняк, л…сной, л…с, л…совичок.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

В нашем ……..… живет………………… . Он знает все …………………..тропинки.

Зимовье – место, где зимуют люди, животные, рыбы.

Зимующие (птицы) – те, которые остаются зимовать.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Снегопад – сильное выпадение снега

Снегоход – автомобиль для передвижения по глубокому снегу.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Перелесок – редкий лес, отделенный полями от других лесных участков

Лесник – лесной сторож.

Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?

З). Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

Какие гласные в корне слова надо проверять?

( О, А, И, Е, Я )

Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

Подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе .

10. Итог урока.

Цель этапа : обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

2). Работа с алгоритмом.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

11.Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный - . Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика» пособие для родителей и педагогов.

2. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка Современная версия».

4. Анимационные картинки взяты из интернета.

5. Физминутка для глаз Галкиной И.А.

Тема

Правописание безударных гласных в корне

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать.

Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Основные понятия

Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова.

Ресурсы

Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Межпредметные связи

Работа с информационными источниками

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление и обобщение

УМК: Школа 2100

Учитель: Пакшина Л. А

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.

Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.

Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART

ФИ ЛО ЛОГ

Кто такой филолог?

Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.

Какой возникает вопрос?

Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.

Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.

Документ – камера MimioView

Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.

А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

ФИЛОЛОГ

Высказывания учащихся.

А что такое филология?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Русский, английский и коми языки.

Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II этап.

Актуализация знаний.

Определение темы, целей урока.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART

Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?

Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.

Интерактивная доска SMART

«Мозговой штурм».

Слайд 6

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

Слайд 7

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

1) ковёр

2) шалун

3) волна

4) свисток

Слайд 8

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

1) тарелка

2) пальто

3) улица

4) часовой

Слайд 9

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) весло – вёсла

2) чистый – чистота

3) шалун – шалость

4) гроза – грозный

Слайд 10

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

1) положить

2) гороховый

3) переделать

4) заколосится

Кто сможет сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11

Интерактивная доска SMART

Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART

Учащиеся работают со словами на доске:

в.тер ч.тверг
п.года уж.н

обл.ко м..ря

Учащиеся вписывают пропущенные буквы.

Непроверяемая безударная гласная в корне.

В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.

Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».

Чтобы на гласный падало ударение.

- волна

- часовой

Чистый – чистота

- заколосится

Правописание безударных гласных в корне.

1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.

2. Применять правило.

3. Подбирать проверочные слова

Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова.

Обозначь орфограмму.

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике

Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART

1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.

.. - стр..ла

.. - к..л..сок

.. - б..р..да

.. - з..л..той

.. - в..шнёвый

.. - з..л..неть

.. - м..довый

Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.

Какие слова лишние и почему?

2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART

1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.

2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.

Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.

Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?

3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?

Послушайте 2 текста.

«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.

Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.

Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?

Слайд 16. Интерактивная доска SMART

Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.

Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .

1 группа

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв..вает ,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок.

2 группа

К старости наш дедушка очень пос..дел .
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

3 группа

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

4 группа

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView

Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART

4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося

Тест.

Какую букву надо вставить в слова?

1.Л..сёнок е и я

2.Кр..чать и е

3. Прош..гать о а

4. Покр..снели о а

5. Пот..мнело и е

Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?

Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.

Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся

Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.

Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.

Устно исправляют допущенные ошибки.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;

Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд 22. Интерактивная доска SMART

Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли выполнить поставленные цели?

Что нового узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Слайд 23. Интерактивная доска SMART

Я хочу закончить урок стихотворением.

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Подводят итоги урока.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.

Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)

“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л.В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т.д.).

Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.

Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.

Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал. Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.

Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Т2. Безударные гласные в корне

Этапы урока:

I. Объявление цели урока: выработать навыки грамотного написания.

II. Работа с опорными схемами.

Теоретический блок:

Слово учителю:

В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.

Т4 Способы проверки безударной гласной

I. Подбор формы одного и того же слова
  • у существительных изменить число:
    тОлпа" – тО"лпы
    пАруса" – пА"рус
  • у прилагательных заменить полную форму краткой:
    счАстли"вый – счА"стлив
    нАго"й – нА"г
  • у глаголов:

1) изменить время:

вАри"л (П.в.) – вА"рит (Н.в)
привЯза"л (П.в) – привЯ"жет (Б.в)

2) изменить число:

    пИшу" – пИ"шем
    скАжу" – скА"жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

    отцвЕла" – отцвЁл
    отнЯла" – отнЯ"л

Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

II. Подбор родственных слов

отЯжеле"ть – тЯ"жесть
извИне"ние – с повИ"нной
зА"пах – пА"хнет

Практический блок: (отработка практических навыков и умений)

I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов

1. Подобрать проверочное слово – существительное

просОчи"ться – сок
взвОлнова"лся – волна
попрОси"л – просьба
очАрова"ть – чары
разлИча"ть – лик
поЯвле"ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

  • Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Например:

пренебрегать – небре"жный (г||ж).

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Устная работа на уроке:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома – бег Обижать ребенка – обида
Запевать в хоре – петь Запивать молоком – пить
Поседеть от старости – сед Посидеть в сквере – сидя
Слезать с лестницы – слезть Слизать сметану – слижет
Увидать издали – увидеть Увядать без влаги – вянуть
Расколоть полено – колка Раскалить щипцы – накал
Утихать постепенно – тихо Утешать ласково – утеха
Скрипеть дверью – скрип Скрепить печатью – скрепка
Развиваться нормально – развитие Развеваться на ветру – веять
Сторожить дом – сторож Старожил города – старый житель
Благословлять на подвиг – благое слово Прославлять героя – слава
Чистота в доме – чисто Частота колебаний – часто
Угодить начальству – угодливый Угадать номер – загадка
Озимь посеяли – зимний Оземь ударили – земли
Переселить людей – села Пересилить усталость – сила
Затрещать громко – треск Тяжелое потрясение – встряска
Щепать лучину – щепка Щипать курицу – щиплет
Приведение к общему знаменателю – привел Привидение (призрак) – вид
Полоскать горло – полощет Поласкать щенка – ласка
Отварить яйца – варка Отворить двери – затвор
Проживать в городе – жить Прожевать корку – прожеванный
Примерять костюм – мерка Примирять друзей – мир
Разрядить ружье – заряд Разредить морковь – редко
Раздражать поведением – дразнит Задрожать от холода – дрожь
Пары воздуха – пар Пора осенняя – в ту пору
Умолять о пощаде (упрашивать) – молит Умалять достоинство (уменьшать) – мал
Умилять поведением – мил
Посвятить стихотворение – свято Посветить свечой – свет
Покарать врага – кара Покорить природу (подчинить) – покорный
Укорять за лень (упрекать) – укор
Нагой склон (обнаженный) – наг Ногой ударил – ноги
Отдаление от дома – даль Передавать новости – дать
Честолюбие – честь Чистоплотность – чисто
Облегченный воз – лёгок Обличённый судом – облик

Работа по таблице:

Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)

Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.

Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.

Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.

баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо

Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).

Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)

1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).

Например:

аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.

альманах – сборник произведений различных авторов

Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.

  • Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.

Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.

Чубурова Кристина
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»

Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания и узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

У вас на столах лежат оценочные листы, в течение урока мы будем оценивать свою деятельность на уроке .

Давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова ? (корень, суффикс, приставка.) А что самое главное в слове ? (корень) .

Ребята, а теперь давайте вспомним какие бывают гласные ? (ударные/безударные ) .

(1 слайд) Давайте подберем однокоренные слова слову - грОза ) грозы. Прежде чем поставить пропущенную букву, давайте составим алгоритм наших действий. Что же мы сделаем в первую очередь? - прочитаем слово , а следующее действие? - поставим ударение. Хорошо, а что дальше? - выделим корень. А еще? - подчеркнем безударную гласную . И последнее? - подберем однокоренное слово , чтобы безударная была под ударением .

Какую букву пропустили в этом слове ? Букву О

Послушайте внимательно стихотворение, и постарайтесь определить тему урока :

(2 слайд)

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

(3 слайд) Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока . Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова . А что узнаем? узнаем алгоритм и правила проверки . А чему же мы с вами научимся? Находить орфограмму - безударную гласную и подбирать проверочные слова .

(4 слайд) Ребята, я вам предлагаю найти безударную гласную в корне слов , используя алгоритм который мы разработали.

мОря – ставим под ударение моря, выделяем корень мор, подчеркиваем б/гл О, подбираем проверочное слово море .

Молодцы. Давайте сделаем предположение : почему написание безударных букв надо проверять ? (потому что только ударная буква слышится ясно и отчетливо) .

Так Что нужно сделать, чтобы проверить ? (Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова , чтобы безударная стала ударной ).

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на данном этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились с заданием поставьте плюс в столбике «отлично» «хорошо» «неплохо» .

(5 слайд) Физминутка 12345-678910

А теперь, я предлагаю вам поработать в парах. А кто нам напомнит правила работы в паре? (6 слайд) . Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказываем вежливо . Если не понял переспроси.

Ребята, у вас на карточках надо найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова , и подчеркнуть орфограмму.

З. л…неть, к…р…шок, сп…шить, л…сник.

Хорошо, какие орфограммы вы увидели здесь? А на какие две группы мы можем разбить данные слова ? Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне ) . Как же их проверить? Можно ли сразу две безударных гласных проверить ? Как поступить в этом случае? (проверить двумя словами ) .

(7 слайд) Зеленеть - зелень, зелёный. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

Корешок - корень, коренья. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

А слово СПЕШИТЬ , как напишете? А как вы догадались?

Лесник? …

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на этом этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились, поставьте плюс в столбике «отлично» , если были небольшие затруднения в столбике «хорошо» , а если у вас остались вопросы поставьте плюс в столбике «неплохо» .

(8 слайд) Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока ? А что мы с вами узнали? Алгоритм и правило проверки слов с безударной гласной в корне слова . А чему мы с вами научились? (находить орфограмму- безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова ).Справились мы с этой задачей? А где нам это пригодиться? Чтобы грамотно писать

Ребята, если у вас получились все плюсики в первом столбике, вы получаете оценку отлично, если вы ставили плюсики во втором столбике, вы получаете оценку хорошо, ребята, а есть те, кто ставил плюсики в третьем столбике? Нет, таких детей у нас нет.

Вы молодцы, прекрасно все работали на уроке , я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! Наш урок закончен .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

Тема урока:

«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

    Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

    Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

    Формировать положительную мотивацию обучения.

Проявлять интерес к изучению нового материала.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

    Уметь находить необходимую информацию.

    Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

    Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

    Соотносить учебные действия с изученным правилом.

    Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

    Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

    Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Согласовывать позиции и находить общее решение.

    Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

    Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.

    Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

    Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.

Целеполагание.

Послушайте притчу.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРИТЧА"

притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.

Актуализация знаний

А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.

- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а)

Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки )
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…

В чём особенность этих букв? (пишутся не так, как слышатся)

Тема урока:

- Определите тему нашего урока? (Ответы детей)

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я

Цели урока

Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?

(правильно писать безударные гласные)

А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)

А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?

А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»

Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?

(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.

Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Что нужно развивать? (Ответы детей)

А как вы понимаете значение слова «зоркий» ? (Работа со словарём).

Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий - остроглазый
глазастый

Значение слова Зоркий по словарю Ушакова: ЗОРКИЙ
зоркая, зоркое; зорок, зорка,
Обладающий острым зрением, видящий дальние и мелкие Зоркие || перен.

А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?

Вывод : Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.

1 .1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени форму слова или

подбери однокоренное, чтобы проверяемый

гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и

в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:

В В

. Работа в парах:

Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:

Не одежда красит человека, а добрые дела.

(Возможны другие варианты)

Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.

- Возьмите сигнальный веер.

Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?

В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна

Работа по учебнику.с 99.Упр.153.

Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).

Кто не допустил ни одной ошибки?

У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

Как проверить безударную гласную в корне?

Кого бы вы похвалили?

Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке. (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Домашнее задание. Упр.152,с.99