Кем предложена идея педагогической ситуации интерактивного взаимодействия. Интерактивность как взаимодействие. Типичные сценарии использования

1

В настоящее время система высшего образования нуждается в специально организованных информационно-образовательных средах, для которых необходимо применить научный, методический, информационный, технологический, организационный педагогический потенциал, накопленный российской системой профессионального образования. Появление современных средств обучения, на базе интерактивных технологий, позволяет построить новый вид учебного взаимодействия между членами учебного процесса. В таких условиях информационно-образовательная среда является, как источником учебной информации, так и обеспечивает осуществление информационной деятельности как между педагогом и студентами, так и с интерактивными средствами обучения. В такой образовательной среде предполагается наличие партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и средством обучения на компоненты системы.

интерактивность

интерактивное взаимодействие

образовательная среда

информационно-образовательная среда

интерактивные средства обучения

1. Артюхин О.И. Формирование специфических профессиональных компетенций будущего учителя сельской школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www..12.2014).

3. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Артюхина Александра Ивановна. – Волгоград., 2007. – 375 с.

4. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения: Монография. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. – 168 с.

5. Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2014. – № 2. – С. 76-81.

6. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 8. – С. 308-314.

7. Василенко А.В. Роль информационных технологий в процессе развития пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С.73–77.

8. Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. – Казань, 2012. – № 12. – С. 327-331.

9. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; под ред. И. В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2006. – 374 с.

10. Роберт И.В. Основные тенденции развития информационно-коммуникационной предметной среды. – М.: ИИО РАО, 2011. – 26 с.

11. Сунгурова Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 1 (38). – С. 79-81.

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы. Это взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, возникающих в сферах деловых и межличностных контактов, творческих структур научно-педагогических школ, предметно-пространственного и информационного окружения, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов .

Существует множество подходов к определению содержания образовательной среды, выделим основополагающие критерии:

Информационный компонент;

Социальный компонент;

Предметный компонент;

Психологический компонент ;

Педагогический компонент.

В настоящее время система высшего образования нуждается в специально организованных информационно-образовательных средах, что обусловлено необходимостью ее адаптации к мировому информационному пространству . Поэтому необходимо создание, развитие и эффективное использование информационно-образовательной среды, для которой необходимо применить научный, методический, информационный, технологический, организационный педагогический потенциал, накопленный российской системой профессионального образования.

Под информационно-образовательной средой понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий .

В научно-методической литературе выделяют три характерных признака информационно-образовательной среды:

1. Основой является педагогическая система и обеспечивающие вспомогательные подсистемы (финансовая, материально-техническая, нормативная, правовая);

2. Имеется упорядоченная система методов по созданию информационных ресурсов;

3. Особое информационное взаимодействие все членов учебного процесса, осуществляемое посредством современных информационных технологий.

Информационное взаимодействие всех субъектов учебного процесса в информационно-образовательной среде претерпело значительные видоизменения. В настоящее время, учитывая большие возможности современных компьютерных технологий, можно выделить интерактивную форму информационного взаимодействия, характеризующуюся наличием обратной связи и партнерской активности всех членов учебного процесса.

В традиционной системе образования взаимообмен учебной информации осуществляется между субъектами учебного процесса, которые имеют возможность осуществлять обратную связь, схема. 1.

Схема.1. Информационное взаимодействие субъектов учебного процесса

В информационной образовательной среде появляется новый компонент как техническое средство обучения на базе вычислительной микропроцессорной техники. В настоящее время технический прогресс позволил разработать новое направление в компьютерных средствах обучения, обладающих возможностью обратной связи - интерактивные средства обучения, которые максимально используют все функциональные возможности современных информационных технологий, реализующие активный «диалог» со всеми членами учебного процесса.

Интерактивные средства обучения - программные, аппаратно-программные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, обеспечивающие обучение в диалоговом взаимодействии пользователя с компьютером.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Диалог осуществляется не только со студентами, но с интерактивным средством обучения.

Специфика интерактивных средств обучения заключается в диалоговом режиме связи учебного материала с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Осуществление разнообразных по форме и содержанию связей с обучаемым: информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная, невербальная (графика, цвет, аудио и видео). Наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, когда она выбирается из памяти интерактивного средства обучения либо самим обучаемым, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых обучаемым в ходе работы. Изучение или контроль одного и того же материала может осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности. Учет большого числа параметров при работе с интерактивным средством обучения (затраченное время, количество ошибок или попыток и пр.).

Выделим критерии построения интерактивного диалога с интерактивным средством обучения:

Уровни трудности / сложности (выбирается педагогом или студентом);

Выбор вариантов содержания (выбирается педагогом или студентом);

Изменение скорости работы (выбирается педагогом или студентом);

Возможность возвращения к ранее изученному материалу;

Избыточность информации;

Выбор режима работы;

Оптимальное время реакции на управляющее воздействие или ответ;

Изменение параметров;

Использование вновь определенных типов функций;

Возможность ввода и обработки реальных данных;

Модификация данных или программы;

Возможность обратной связи;

Возможность ввода вариативных ответов в целях расширения импровизации студента;

Функция анализа ошибок студента;

Наличие предложений по использованию дополнительных источников;

Стимуляция различных видов деятельности, в том числе без применения компьютера;

Развитие сотрудничества между студентами .

Проявление активности со стороны средства обучения обусловлено реализацией дидактических возможностей интерактивных средств обучения:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами обучения;

Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к средству обучения;

Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального, его экранного представления) с возможностью многократною повторения любого фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения и продвижения в обучении .

Условно интерактивные средство обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование, схема 2. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования .

Схема 2. Комплекс интерактивных средств обучения на базе информационных технологий

Внедрение интерактивных средств обучения имеет два основных направления. Первое направление - это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения. В этом случае интерактивные средства обучения выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний студентов. Второе направление представляет собой активное использование интерактивных средств обучения в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах .

Информационное взаимодействие в информационно-образовательной среде, наполненное новыми технологиями, будет обладать всеми формами интерактивности, схема 3.

Схема 3. Интерактивное информационное взаимодействие

Изменяется структура информационного взаимодействия образовательного назначения, здесь появляется новый интерактивный субъект для учебного общения и для педагога, и для студента. Здесь видоизменяется роль педагога с единственного источника знаний на наставника для поиска новых знаний. Студент из потребителя готовых знаний переходит на уровень исследователя учебной информации, ее обработки и дальнейшей передачи. Применение учебной информации, добытой студентом самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», а в более совершенном варианте - на уровень «самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности» .

Применение интерактивных средств обучения оказывает значительное влияние на организацию деятельности студентов, позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого студента. Интерактивные средства обучения можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности студентов. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так внутреннюю оперативную обратную связь, они позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Коммуникативная составляющая, ориентированная на взаимоотношения педагога и студентов, при использовании интерактивных средств обучения видоизменяется. Вместо диалога педагог - студент, чаще всего словесного характера, организовывается рациональная коммуникация педагога со студентом посредством интерактивных средств обучения. Современные интерактивные средства обучения позволяют снять элементы напряженности, часто возникающие у студентов при непосредственном взаимодействии с педагогом, смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодействия.

Интерактивному средству обучения можно частично передать функции педагога:

Контроль результатов обучения;

Предоставление заданий, адекватных уровню студента;

Тренировка на формирование умений, навыков;

Сбор, обработка, хранение, передача информации, тиражирование;

Управление учебной деятельностью;

Обеспечение коммуникационных процессов;

Организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

В этом случае весь потенциал интерактивных средств обучения используется в информационно-образовательной среде, которая включает его в качестве компонента и создает совокупность условий для осуществления информационной деятельности как отдельного студента, так и группы студентов на базе его использования и информационного взаимодействия. Таким образом, изменяется учебное информационное взаимодействие в информационной образовательной среде, здесь предполагается наличие партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и интерактивным средством обучения на компоненты системы. Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-образовательной среды и определяет суть инноваций, реализуемых с использованием современных интерактивных средств обучения.

Интерактивные средства обучения в информационно-образовательной среде могут выступать в различных функциях:

Как предмет изучения;

Как средство учебного процесса;

Как средство научно-педагогической деятельности.

Тогда информационно-образовательная среда является как источником учебной информации, так и обеспечивает осуществление информационной деятельности как между педагогом и студентами, так и с интерактивными средствами обучения. Таким образом, информационная образовательная среда вуза на базе интерактивных средств обучения обеспечивает учебное информационное взаимодействие интерактивного характера, направленное на реализацию идей личностно-ориентированного и профессионально-направленного подходов обучения.

Рецензенты:

Санина Е.И., д.п.н., профессор кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва;

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Артюхина М.С. ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17006 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интерактивное взаимодействие школьников

в учебно-познавательной деятельности.

Проблема данной темы заключается в том, что необходимо повышать эффективность методов и интереса учащихся к обучению.

Педагог привык работать в существующей системе образования, и она кажется ему настолько понятной, что сделанные психологами и социологами в этой области открытия кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и привел в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень просто: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

Субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности)

Многосторонней коммуникации

Конструировании знаний учащимся

Использовании самооценки и обратной связи

Активности учащегося.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и интерактивное обучение, выбрав следующие параметры:

  • Цели
  • Позиция учащегося и педагога
  • Организация коммуникации в учебном процессе
  • Методы обучения.
  • Принципы интерактивного подхода

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся: как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога , а в процессе собственной активности . Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания . Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Технология интерактивного обучения.

В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов:

1.Мотивация . Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями используют сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда надо помнить, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому надо стараться от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.

2.Сообщение целей (целеполагание) . Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение, своё суждение, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.

3.Предоставление новой информации . Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: “Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?”

4.Интерактивные упражнения . В качестве интерактивных упражнений практикуют работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы в пассивную, а из пассивной – в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает "спрятаться" за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.

5.Новый продукт . Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта.

6.Рефлексия . Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

7.Оценивание. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. Можно использовать подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

8.Домашнее задание . После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в одной из групп.

Преимущества использования этой технологии . В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее "схватывает" материал, быстрее его запоминает, а слабый "отсиживается" на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях использование интерактивных форм и методов обучения является необходимостью. Данные методы позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Дословный перевод данного понятия раскрывает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают самостоятельное обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) , причем обучающийся выступает в качестве субъекта учебного процесса. При реализации обучения по данной форме педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

В основе интерактивного обучения лежит принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Преподавание может стать однообразным, скучным и малоэффективным занятием, если не использовать интерактивные методы обучения. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Главная задача учителя организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель выступает как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения интереса к учебной деятельности в целом.


Комарова И.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного образовательного взаимодействия подростков в процессе обучения. Анализируется содержание понятий «взаимодействие», «интерактивность», «интеракция», «интерактивные технологии как совокупность интерактивных форм, методов и средств обучения» с целью обобщения существующих знаний по данной проблематике.

Ключевые слова: инновация, взаимодействие, интерактивность, интеракция, интерактивное обучение, интерактивное образовательное взаимодействие.

Сегодня система образования в России претерпевает существенные изменения, связанные с переходом от традиционных форм обучения к инновационным. Инновационный подход предполагает внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями развития жизни в обществе, потребностями личности, социума и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, качеств, отношений и опыта поведения.

Понятие «инновации» стало прочно входить в арсенал науки в 40-е годы, поэтому не случайно считается, что «инновация» одна из важнейших форм проявления современной научно-технической революции. Основоположниками теории инноваций являются немецкие ученые В. Зомбарт,

В. Метчерлих и австриец И. Шумпетер, которые применяли эти положения в связи с социальноэкономическими и технологическими процессами. Затем эти понятия стали использоваться и в педагогических работах, обозначая все то новое, что входит в систему образования .

Педагогическая инновация представляет собой нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности . Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании .

Педагогические модели гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемые как направленность на человека, или личностно-центрированный подход, активно разрабатываются в современной науке (Е.В. Бондаревс-

кая, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс, В.В. Сериков, А.В. Хуторской), формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий, компьютерных телекоммуникаций и глобальной компьютерной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, Я.А. Ваграмен-ко, М.П. Лапчик, Л.В. Мантатова, И.В. Роберт).

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникационную .

Гуманистическая парадигма современного образования в России, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми . Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие .

Взаимодействие, являясь одной из базисных философских, онтологических категорий (Г. Гегель, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Ф. Энгельс), носит универсальный и объективный характер, так как связи внутри и между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет таких явлений, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, вместе эти задачи успешно решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. При этом взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) и внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях .

По мнению А.В. Мудрика, отрочество является оптимальным периодом подготовки к взаимодействию, когда подросток наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Именно в подростковом возрасте учащиеся стремятся проявить себя в общественной, творческой, познавательной, трудовой, межличностной активности. Широкий спектр взаимодействия объясняется О.А. Ещеркиной «новообразованиями этого возраста - становлением самосознания, Я-концепции, выражающемся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие».

В системе взаимодействия со сверстниками подросток получает возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию. Как подчеркивает М.В. Оленникова, общаясь с ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Проведенные психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько-ниным и др. исследования убеждают, что главное для подростков - не просто приобретение качеств, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную пози-

цию, признаваемую обществом. Важным аспектом, характеризующим активное взаимодействие, является его многопрофильность.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и меж-групповых) формах познания . Интерактивный подход рассматривает взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием, что расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах .

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» - взаимный, между и «actio» - действие. Таким образом, интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания .

С точки зрения степени интерактивности взаимодействия М.А. Ларионова рассматривает следующие уровни:

Неинтерактивное взаимодействие, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

Реактивное взаимодействие, когда сообщение связано только с одним предыдущим сообщением;

Диалоговое (интерактивное) взаимодействие, когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними .

Интерактивная деятельность, по мнению Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим . Поэтому в ходе диалогового обучения подростки учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом.

Проблемы применения интерактивности в процессе развития и формирования личности

рассматриваются учеными с различных позиций достаточно давно (Х. Абельс, Г. Блумер). Однако долгое время на них не акцентировалось внимание, и интерактивность не выделялась как важная самостоятельная единица в педагогическом процессе и жизни общества. Ее рассматривали как одну из сторон общения и взаимодействия (Г.М. Андреева, Е.В. Коротаева). В современных условиях к понятию интерактивность стали обращаться многие ученые, такие как Н.А. Виноградова, Л.К. Гейхман, Н.П. Клушина, Т.И. Матвиенко, Т.С. Панина, Л.А. Пескова.

Одновременно термины интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы, методы, средства и технологии появляются в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева) .

Понятие «интеракция» (от англ. «interac-tion» - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, что обусловлено процессами демократизации современного общества, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых подросткового возраста, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое

качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» .

«Интерактивное обучение» является переводом англоязычного термина «interactive learning», который обозначает одновременно научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии . Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.

По мнению ведущих ученых, интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется содержание понятия «интерактивного обучения» - «обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучения, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучения, понимаемого как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» .

При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Оно основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообога-щения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большой продуктивности обучения .

Использование интерактивного обучения, считает Д.А. Махотин, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения:

Во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимо-обучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

В-третьих, это обучение «реальности», т. е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

По мнению Н.А. Виноградовой, обязательными условиями организации интерактивного обучения являются:

Доверительные, позитивные отношения между учителем и учащимися;

Демократический стиль общения;

Сотрудничество в процессе обучения между учителем и учащимися, учащимися между собой;

Опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;

Включение внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательной позиции учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса .

Однако, несмотря на существование значительного количества работ, посвященных вопросам интерактивного обучения, определение существенных характеристик интерактивного образовательного взаимодействия подростков остается незавершенным. Обобщающий анализ педагогической теории и практики позволил выделить характерные черты интерактивного образовательного взаимодействия подростков: инициативность, мобильность во взаимодействии; социальная позиция, признаваемая обществом; многонаправленность.

В настоящее время наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с современными информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т. д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. Таким образом, осуществление интерактивного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для педагогической науки является новшеством, инновацией.

Интерактивное взаимодействие субъектов образования в аспекте познания его природы и сущности, функциональных и организационных особенностей исследовали философы, психологи, педагоги (В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский,

С.Л. Братченко, Е.Г. Волкова, О.А. Голубкова, И.В. Гравова, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Д. Ли, Т.Л. Чепель, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин, Т.Д. Яковенко). Поэтому интерактивные методы - современные, но уже широко известные и активно исследуемые методы обучения .

Научное сообщество отмечает личностносо-зидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизирует мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю .

К методам интерактивного обучения в научной литературе относятся: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», тренинг, «большой круг», «кейс-метод».

Интерактивные методы обучения позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К ним следует отнести:

Метод «Модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

Метод «Кейсов» (Case study) - метод анализа ситуаций (учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

Презентация.

В настоящее время выделяют достаточно много интерактивных форм работы, однако наиболее распространенными являются:

Общая дискуссия;

Практикумы;

Различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

Лабораторно-исследовательские работы / защита проекта - форма работы, при которой обучающийся проводит самостоятельное исследование различных тем в течение длительного

периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;

Проблемно-поисковое обучение;

Презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

Работа в малых группах и парах сменного (динамического) / постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия;

Дистанционное обучение .

Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами интерактивного взаимодействия выступают учителя и учащиеся, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

Интерактивные доски, компьютеры, проекторы, панели, дисплеи, планшеты, системы голосования и тестирования, проекционные комплекты и приставки, учебный кабинет и урок - все это становится интерактивными средствами обучения.

Появление новых средств интерактивного взаимодействия, основанных на информационных технологиях, оказывает влияние на педагогический процесс, включающий в себя три составных компонента: содержание образования, форму организации обучения и виды педагогического взаимодействия. Эти средства обладают мощным педагогическим потенциалом и охватывают все три компонента педагогического процесса, обогащая их, активизируя инновационные формы обучения и создавая активную образовательную среду .

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов), протекающего в поисковых созидательных ситуациях, можно отнести коллективную мыслитель-ность (КМД) - форму взаимодействия педагога - учебной группы, модерацию, коллективный способ обучения В.К. Дьяченко и др. .

Наиболее полно основные идеи и принципы интеракитвного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения - модерации. Модерация реализуется на трех уровнях: 1) предметном (содержа-

тельный уровень); 2) уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровне взаимодействия (коммуникации и сотрудничества в группе).

Многие ученые отмечают, что модерация -это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности обучающихся, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в своей деятельности, поиска путей их разрешения, неформального соомысления опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Таким образом, методы модерации предполагают ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в практическую деятельность, что является первостепенным для формирования практических умений и навыков будущих выпускников. Высокая степень продуктивности обучения с использованием данного метода достигается за счет благоприятной психологической атмосферы и за счет визуализации, т. е. долгосрочного использования зрительной наглядности .

Под интерактивным взаимодействием в узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением) понимают диалог пользователя с программой, т. е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивном

взаимодействии в процессе обучения учитель общается не напрямую с каждым подростком и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и /или средство обучения.

В ходе этого общения происходит не только процесс познания, личностного роста подростков, но и процесс взаимодействия их личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Основываясь на общем представлении феномена взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу .

Результаты исследований отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. По-лат, Л.Г. Сандакова, С.А. Христочевс-кий, Е.Н. Ястребцева) показывают, что интерактивное взаимодействие подростков позволяет одновременно решать несколько образовательных задач: помогает установлению эмоциональных контактов между участниками диалогового общения, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей через взаимопонимание и поощрения их творчества, обеспечивает интериоризацию опыта продуктивных взаимодействий друг с другом, регулирует волевую сферу личности .

Таким образом, интерактивное образовательное взаимодействие подростков оптимизирует образовательный процесс обучения при понимании сути интерактивности, основополагающих принципов, а не внешних проявлений интеракции. Интерактивные же формы обучения помогают одновременно решать учебнопознавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи.

Список литературы:

1. Гейхман, Л.К. Интерактивный подход как современная трактовка педагогического взаимодействия: мат. междунар. науч.-практ. конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца» / Л.К. Гейхман. -Пермь: ПГПУ, 2009 - Ч. I. - 324 с.

2. Виноградова, Н.А. Интерактивное обучение педагогов-практиков в системе методической работы в ДОУ [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - М.: Изд-во «ОбразПресс», 2007. - №4. - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru

3. Кирьякова, А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография / А.В. Кирьякова. - М.: ИПК ОГУ, 2000. - 239 с.

4. Клушина, Н.П. Интерактивные формы и методы обучения как условие формирования субъектности личности в образовательном процессе вуза: мат. XIII науч.-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» / Н.П. Клушина. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 181 с.

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Свойство коммуникативной интерактивности считается третьей приметой интернет-СМИ, их органичным, специфическим свойством. Правда, говорить об интерактивности исключительно применительно к этому каналу было бы не вполне корректно. В «старых» бумажных СМИ пока еще никто не отменял письма и пресс- анкеты как формы общения со своим читателем. Более «молодые» электронные СМИ успешно используют другие формы интерактивности, т.е. двустороннего взаимодействия с читателем: например, на радио и телевидении сегодня популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией. Однако в массовом масштабе потребитель информационного продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, одностороннего по своей природе. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями. Он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим группам людей.

Попробуем разобраться в этом феномене. Известный американский исследователь интернет-журналистики Нора Пол предлагает рассматривать интерактивные возможности интернет-СМИ в следующих проекциях 14:

@ направленности коммуникации;

@ используемых форматов общения;

@ их синхронности/асинхронности;

@ характера модерации;

@ целевых задач.

Как отмечалось, интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации.

  • 1. От одного к одному (пользователь обращается по электронной почте к журналисту/редактору).
  • 2. От одного ко многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки).
  • 3. От многих к одному (пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту/ депутату/писателю и т.п.», интервью).
  • 4. От многих ко многим (участие в форуме).

Подчеркнем, что принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от интерактивных взаимодействий с аудиторией, используемых традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двустороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета - почта» или «радио - телефон», а «Интернет - Интернет». При этом общение может принимать синхронный, онлайновый характер.

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися формами сетевого общения - электронными письмами, чатами, форумами, SMS (Short Message Service) - служба коротких сообщений, передаваемых по мобильной связи). Это несомненно расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, или чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными пользователями.

В этой связи у журналистов появились новые профессиональные обязанности - модераторов, организаторов этой разнонаправленной коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения, влиять на повестку дня данного СМИ.

Возможность вступить в контакт с аудиторией позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать ее социальные потребности, а значит, и максимально удовлетворить информационные запросы. Вопрос о том, будет ли редакция использовать интерактивный ресурс Интернета, является существенным при определении информационных стратегий работы с аудиториями.

Интерактивное общение может протекать как вживую, синхронно, например, в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена - в форумах и в электронной переписке. Заметим, что если послание в чате используется как часть основного контента, оно переходит в разряд несинхронного общения.

Применяя возможности интерактивного общения, редакция может преследовать несколько функциональных задач:

  • 1) информационного обмена с потребителем, что позволяет последнему запрашивать дополнительную информацию (например, воспользоваться функцией поиска) или прокомментировать событие, высказать свое суждение;
  • 2) навигации, т.е. помощи по ориентированию в контенте сайта;
  • 3) регистрации - для налаживания прямых контактов редакции с пользователями, пополнения листов рассылки;
  • 4) в редких случаях интерактивность преследует коммерческие задачи, например, если на сайте организованы торговые операции (например, оформление подписки своего «материнского» издания).

Мониторинг 2003 г. выявил следующие тенденции в использовании интерактивности российскими интернег-СМИ. Практически все попавшие в выборку сайты пользуются интерактивными сервисами. При этом самой популярной у создателей ресурсов является «старая», традиционная форма взаимодействия - приглашение вступить с редакцией в переписку по электронной почте (26% попавших в выборку сайтов). Однако тог факт, что не менее активно привлекаются возможности форумов и гостевых книг (25%), говорит о том, что постепенно от отложенного контакта редакции переходят к синхронному общению со своими аудиториями. Голосования, рейтинги, анкеты, чаты также довольно популярны (13%). Поисковые возможности использует четвертая часть попавших в выборку изданий, причем большинство из них предоставляют услуги по поиску внутри сайта (20%) и лишь некоторые сайты (5%) предлагают пользователям воспользоваться поисковыми возможностями других ресурсов. К сожалению, не все создатели контент-ресурсов уделяли должное внимание онлайн-ин гервью и конференциям (3%). Однако два последующих мониторинга выявили тенденцию углубления и расширения возможностей интерактивности, использованной российскими интернет-СМИ.

Новым явлением, возникшим в интернет-пространстве в 2005- 2007 гг. и активно используемым на практике производителями медийных сайтов, стал аутсорсинг интерактивного общения, т.е. перенос на другие интернет-площадки обсуждения материалов, проблем, да и просто разговоров пользователей с журналистами или между собой. Как правило, это происходит на блог-хостингах или в социальных сетях (Live Journal, Live Internet, My Space, Facebook и прочих массовых «коммунальных» сервисах). В последнее время к вышеназванным добавился и сервис микроблогов Twitter, в котором создаются короткие сообщения с доставкой не только через сайт, но и с помощью службы коротких сообщений, SMS, электронной почты и /(55-рассылки. Наблюдения исследователей за применением интерактивных сервисов we/ьизданий выявили, что это явление становится модным и в Рунете.

Если понимать интерактивность шире - не только как разные способы общения с аудиторией, но и как предоставление различных потребительских услуг, то надо непременно сказать и об адаптивной функции. В этом случае каждый отдельный потребитель может с помощью встроенного программного обеспечения адаптировать сайт под свои собственные вкусы, отключить некоторые настройки, запросить интересующий его контент. Например, заказать домашнюю страницу в окно своего браузера или рассылку ленты новостей по электронной почте, используя /?55-тсхнологии. Некоторые медийные сайты предлагают пользователю выбрать наиболее привлекательный или экономичный дизайн. Правда, пока такую адаптивную интерактивность применяют лишь немногие интернет-СМИ, да и используют ее лишь отдельные продвинутые потребители.