Развитие индивидуальности и личностное развитие. Личностное развитие. Мечтать о достижениях или оценивать себя реально

Личностное развитие, или как еще его называют – личностный рост, это процесс который не должен останавливаться ни на секунду. Многие успешные бизнесмены отмечают, что они никогда не переставали учиться, и даже в возрасте далеко за пенсионный, стараются находить что-то новое, узнавать, познавать, учиться и развиваться. Сегодня мы с Вами поговорим о личностном развитии, ведь это очень важный элемент общего успеха независимого, успешного, состоятельного человек, а ведь именно таким вы себя видите, не так ли?

Статья в тему:

Итак, сегодня речь пойдет не столько о понятиях личностного развития, а в большей степени о тех ошибках, которые допускают очень много людей в процессе становления себя. Подобную форму выкладки материала мы практикуем уже не первый раз, и как показывает прошлый опыт, данная система является очень эффективная. Как говорится, нужно учиться на ошибках, а очень удобно когда на эти ошибку указывают, да еще и детально рассказывают как их избежать.

Ошибки личностного развития: ставьте перед собой цели

Отсутствие четко сформулированных целей – это самая частая и распространенная ошибка, которая не просто тормозит, а стопорит развитие вас как личности. Казалось бы, что тут сложного, поставил перед собой цель, обозначил способы и методы ее достижения и все, вперед за орденами. Во многих бизнес книгах постановка целей идет первым пунктом, но почему ж так мало людей следует этому совету? В чем кроется причина?
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот прямо сейчас назовите 3 своих заветных желания, чего вы хотите… Не думайте, быстро, четко, лаконично. Получилось? Вы конкретно знаете к чему стремитесь? Если не получилось, то не расстраивайтесь. Как говорит статистика, более 90% людей не могут четко определить чего хотят, и ограничиваются лишь размытыми понятиями и общими словами. Если вы не знаете чего хотите, то ничего и не получите.
Что ж делать?

Прежде всего возьмите лист бумаги, ручку, соберитесь с мыслями и запишите все-все-все о чем мечтаете. Если вы хотите собственный дом, то детально опишите какой, каких размеров, продумайте все до деталей, представьте какие у Вас будут дорожки и газон. Если же вы хотите путешествовать, то опишите какие страны хотите посетить, что увидеть, что узнать. Главный секрет – это конкретика, детализация каждой мелочи.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: сомнение и страхи

Еще одним препятствием на пути личностного развития становятся сомнения и страхи. Большинство людей не берутся за дело, ведь уже заранее моделируют себе негативный исход, не верят в свои силы, силы команды и тех людей, с которыми придется работать. Как только появляется интересная идея, то сразу же возникают и страхи. А почему так? Откуда вы знаете, что именно сейчас ничего не получится, что именно это дело закончится провалом? Правильно, вы не знаете, вы только можете догадываться, но ваши догадки ничто иное как проекция прошлых неудач и страхов.
Что ж делать?
Вы точно не узнаете достойная это идея или нет, если не возьмете и не попробуете ее реализовать. И вот сейчас многие из Вас могут сказать, мол я уже десятки раз пробовал, и во всех случаях результат одинаковый. Ну что я могу ответить, значит что-то делали не так. Ведь у других же получается, кто-то реализовывает схожие идеи, доводит их до ума, развивает и зарабатывает, а у Вас одни отмазки. Соберитесь с мыслями, и перед запускам следующего проекта подумайте, а что вы не так делали в прошлые разы, где поспешили, на что не обратили внимание, что спустили на абум.

Ошибки личностного развития: отсутствие плана

Без четкого планирования будет очень тяжело исполнять поставленные цели. Ученые из США провели эксперимент – было отобрано 20 человек, которым дали одинаковые задания. Одна группа из 10 человек получила четкий план выполнения задания, в котором были расписаны этапы, время исполнения, время на отдых и развлечение, а вторая группа сама должна была определять как и что исполнять. Результат оказался удивительным. Первая группа, которая имела четкий план, смогла выполнить все задания, отдохнуть, повеселиться, провести время с пользой, и к концу дня была морально и физически свежа, а вот втора наоборот. Большинство не смогли четко определить свой план действий, все делали в последнюю очередь, и несколько заданий не успели исполнить.
Какой напрашивается вывод? Планируйте свой день. Я не говорю, что нужно планировать месяц, квартал или целый год, но следующий день, или ближайшую неделю – обязательно. Это приучит Вас к дисциплине, вы перестанете тратить время в пустую, просиживая его в социальных сетях, обновляя ненужные сайты, или смотря в окно.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: отсутствие действий

Это четвертая ошибка, которая тормозит личностное развитие человека. Можно четко определить свои желания, поставить цели, расписать план и… и все. Дальше нужно начинать действовать, но именно с этим возникает множество проблем у большинства наших соотечественников. Как говорит китайская мудрость: «Дорога в тысячу ли начинается с маленького шага».
Что ж делать?
Не ждать помощи, не надеяться на кого-то, не тянуть время. Все что Вам нужно, вы уже имеете, начинайте действовать. Однажды я прочитал интервью Сергия Брина (основателя компании Гугл), где он сказа: «Пока вы думаете, ваши конкуренты действуют, пока вы разрабатывает стратегию, они создают бета версию проекта, пока вы просчитываете риски – они привлекают инвесторов, пока вы сомневаетесь и еще раз все перепроверяют – они заходят на новые рынки. Вы думаете, они действуют, вы думаете, они действуют. Думаю вы меня поняли».
Конечно, думать тоже нужно, но это можно делать и в процессе развития и становления вашего проекта.

Ошибки личностного развития: мнение других людей

Мнения других людей – вот еще одна преграда на пути личностного развития. Если вы будете чем-то заниматься, то готовьтесь к тому, что многие начнут отговаривать Вас от этой «гиблой идеи», а аргумент будет просто шикарный: «Та я уже это видел/читал/пробовал, и ничего не получилось». Общественное мнение – это то, на что нужно плевать с большой горы. Вы верите в то, что делаете, Вам это нравится, вы хотите достигнуть успеха? Если да, то не стоит слушать мнения неудачников, которые ничего не смогли сами сделать. Может это и грубо, может немного резко, на так оно и есть. Пару лет назад я смотрел интервью с Карлосом Слимом, в котором он сказал одну интересную фразу: «Хотите быть успешным? Окружите себя успешными людьми». Выводы делайте сами.

Ошибки личностного развития: отсутствие настойчивости

Вот, вот еще один краеугольный камень, способный свести на нет все ваши старания, мечты и желания. Вы всегда должны быть настойчивы, до последнего дня, минуты, секунды, до того момента, пока не достигните поставленной цели. И опять же китайская мудрость, молодцы Китайцы, знают что говорить, гласит: «Желание сдаться особенно велико за секунду до победы».
Что делать?
Не бояться, верить и идти до конца. Конечно, можно все бросить, разувериться в себе и своих силах, а потом пол жизни ненавидеть себя за подобную слабость духа и необдуманное решение.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: отсутствие наставника

Конечно, это можно назвать ошибку с натяжкой, ведь многие люди без проблем достигают все самостоятельно, без дополнительной помощи и стимулирования. Но сколько на это уходит времени? Порой годы, а то и десятки. Вы будете делать ошибки, набивать шишки, падать, вставать, опять падать, но уверенно идти дальне. В конце концов придете к задуманному, но каких усилий это может стоить? Не будьте горды, не бойтесь спросить совета, узнать у более опытных людей о их жизненном пути, про их ошибки, трудности с которыми они сталкивались, и пути решения этих трудностей.

Ошибки личностного развития: неправильное окружение

Выше я уже говорил о том, что если вы хотите развиваться (не важно в какой сфере), то нужно окружить себя единомышленниками, людьми которые понимают ваши жизненные цели, устои, разделяют ваши стремления и желания. Если честно, то не стоит это делать резко, не стоит рвать все контакты в один миг, и стараться найти тех, кто вам понимает. Если вы начнете меняться внутри, измените свои мысли, отношение к миру, к себе и своим целям, то нужные люди сами к вам потянутся, а те, кто далек, плавно уйдут. Это кажется нереальным, но так оно и есть, ведь уже не раз подобный эффект испытывал на себе.

Ошибки личностного развития: отсутствие обучения

В самом начале статьи я уже отмечал, что многие успешные люди акцентируют свое внимание на том, что необходимо учиться, узнавать что-то новое, осваивать до сегодня не известные области знаний. Поверьте, мир развивает очень стремительно, и то, что вы знали 10 лет назад, сегодня уже может быть не актуально, с такими знаниями далеко не уйдешь. Да что там 10 лет, тут то, что учил на 1-м курсе института, при выпуске уже не имеет никакой практичной силы. Вот и задумайтесь, а что вы выучили в последнее время, какую книгу прочитали, в какой области знаний начали разбираться. Кто-то может сказать: «а для чего мне это знать, ведь я и так успешно работаю и зарабатываю с теми знаниями, которые имею». А дайте себе ответ, вы уверены в том, что будет через год, что ваша профессия будет востребована, что условия не изменятся и от Вас не потребуют чего-то дополнительного? Конечно нет. Поэтому, нельзя наперед знать какие знания Вам понадобятся.

Ошибки личностного развития: неумение отдыхать

Я специально поставил эту ошибку в конце. Конечно, учиться, развиваться, познавать новое – это хорошо, но не стоит зацикливаться на личностном росте. Умейте отдыхать, абстрагироваться от всего, просто оставаться наедине с собой и своими мыслями. Правильный отдых – это столь важно, как и хорошее обучение.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер пос¬ледовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка обще¬ственного мнения, его формирование. При этом в одинако¬ва степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя пере¬дачу социального опыта человечества, поэтому преемствен¬ность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от по¬вседневной жизни людей. При их посредстве новые поколе¬ния приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех граж¬данских отношений, которые существуют во всех сферах об¬щественной жизни.

Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему.

Останавливаюсь более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действительности, с его личностью в целом.

Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.

Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности.

Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.

Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс воспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника.

Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на формирование личности подростка.

Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка-это не только знаемая им объективная этическая категория, это-эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.

А это в свете данных, полученных в наших исследованиях, в частности и в только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса оказывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Несмотря на такое большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного формирования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии.

Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект неадекватности.

Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.

Однако описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями - с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте. Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей?

Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

Перевоспитание подростков и старших школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

а). Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

б). Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

в). Асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

Особое значение в работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности»

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Психологическое действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности трудного ученика открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков. Подростки очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у трудного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Работая над темой: «Проблема индивидуального подхода в обучении детей» я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

1.Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968.

2. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост¬ков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967.

3.Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978.

Наверняка хоть раз в жизни этим вопросом задается каждый человек. Что же такое личностное развитие? А это целая система мероприятий, которые помогают человеку познавать себя, самовыражаться, развивать собственные таланты, повышать конкурентоспособность на рынке труда, улучшать качество жизни и претворять в жизнь любые мечты и ожидания.

Если вам когда-нибудь доводилось искать работу при помощи печатных изданий, интернета, объявлений, вы, наверняка, заметили, что зачастую солидные компании заинтересованы получить сотрудника целеустремленного, серьезного, инициативного, умеющего работать в коллективе. Большую ставку работодатели делают на личностные навыки сотрудника, а, следовательно, личностное развитие, прежде всего, в наших интересах, так как все мы в каком-то смысле продавцы, а товаром являются наши умения, навыки, время и опыт за деньги и от того, насколько много ты умеешь и знаешь, будет напрямую зависеть оплата твоего труда.

И, тем не менее, личностное развитие это сугубо ваш личный выбор и только вам решать, в какой же области вы будете развиваться, и будете ли развиваться вообще. Для одного это изучение иностранного языка, для второго — курсы менеджера по продажам . Сегодня каждому под силу найти для себя что-нибудь интересное и полезное. Но, прежде всего, стоит четко определить для себя, чего же именно вы хотите. Личностное развитие открывает столько граней, что с выбором спешить не стоит. Вот несколько простых вопросов, на которые вам следует дать ответ.

1. Что в вашей жизни для вас важнее всего, какова ваша главная цель?

2. Почему вам это так важно?

3. Почему ИМЕННО ЭТО вам так важно?

4. На что вы готовы пойти ради достижения самого главного в своей жизни?

5. Что будет, если вы не достигнете своей цели

Подумайте, порассуждайте, попробуйте составить план достижения той или иной цели, прикиньте, чем вы готовы пожертвовать ради нее. Помните, что личностный рост — это каждодневная работа над собой. Вам придется четко осознать, что кое-что просто относится к разряду «потому что надо»! Если вы к этому готовы — впереди вас ждут заслуженные лавры. И еще один совет: научитесь спокойно относиться к критике в ваш адрес. Нередко окружающие не любят тех, кто выделяется из их серой массы.

Личностный уровень — сегодня серьезный показатель. Руководители многих успешных компаний прекрасно это понимают и практикуют обучение персонала в организации , привлекая к этому разнообразные психологические и обучающие средства. Это проведение корпоративных тренингов и семинаров; тематические ролевые игры, круглые столы. Все это, безусловно, способствует повышению профессиональных качеств, а, следовательно, и развитию личности.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.


Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

«Личностный рост» - выражение из разряда психологии и на сегодняшние время довольно широко используется в разных психофизиологических направлениях. Понятие о личностном росте основывается на позитивном восприятии человеческой природы и возможности развития внутри-личностного потенциала(личной эффективности).

Личностное развитие человека

Личностное развитие человека(или тот же личностный рост) - это прежде всего стремление верить в себя и в свои силы , а также постоянное, сильное и упёртое движение навстречу к своему желанию. Вообще, как на меня, постоянное движение вперед и преодоление всех преград возникающих на пути к цели - это, по своему принципу, и есть личностный рост в самом чистом виде , но тем не менее, для полного и равномерного развитие разносторонней и эффективной личности есть и более функциональные формулы. Одну из них мы сейчас и рассмотрим. Эту формулу написал и использовал Наполеон Хилл. Он же и постоянно ее перечитывал, чтобы внушить и развить в себе все нужные качества успешных людей.

Формула личностного развития от Наполеона Хилла

1) Я знаю, что способен достигнуть своей жизненной цели, поэтому я разрешаю себе спокойную уверенность и позитивный настрой, которые обязательно приведут меня к желаемому результату. А также требую от себя настойчивых, непрерывных усилий на пути реализации своих желаний. Здесь и сейчас я обещаю сделать все, что в моих силах и даже больше, для осуществления моей мечты

2) Я отдаю себе отчет в том, что мысли, преобладающие в моем сознании, всегда будут воспроизводиться во внешних действиях и постепенно воплотятся в действительность. Поэтому по тридцать минут ежедневно я сосредоточиваюсь на создании в себе такого человека, каким я хотел бы стать, рисуя в воображении четкий мысленный образ.

3) Я знаю, что любое , которое я настойчиво культивирую в своем сознании, в конечном счете, находит выражение в практических средствах его осуществления. Поэтому десять минут ежедневно я посвящаю укреплению уверенности в себе и в своих силах.

4) Я четко сформулировал главную цель моей жизни и не оставлю стараний, пока не добьюсь уверенности в себе, необходимой для ее достижения.

5) Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть долговечными, если они не основаны на правде и справедливости. Поэтому я не обременю свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам. Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, и сотрудничая с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь ко всем людям, поскольку знаю, что негативное отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что сам верю в себя и в людей. Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять один раз в день с абсолютной убежденностью в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я стану самостоятельным, успешным и уверенным в себе человеком.

И так, используя эту формулу мы сможем увеличить и укрепить большую веру в себя . А теперь нам нужно выяснить что такое «преуспевающая личность» ? Что же это за сочетание черт характера, которые почти неизменно приводят человека к успеху?

Что такое преуспевающая личность

В свое время в одном из институтов изучили глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей, наугад выбранных из справочника «Кто есть кто в Америке». Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса. Приводим ряд самых важных:

- Здравый смысл

Это наиболее распространенное качество у опрошенных. 61% утверждают, что здравый смысл — очень важный фактор их успеха . Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события. Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. Рождается ли человек с этим качеством или надо что-то делать для его проявления? По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.

- Знание своего дела

Это вторая после здравого смысла общая черта опрошенных. Вице-президент промышленной компании сказал: «Ничто так не помогает успеху , как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. Чтобы добиться успеха , надо этого захотеть, — объясняет вице-президент. — А, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях.

- И снова таки уверенность в собственных силах

Ну что же это такое??? Ну никуда без этой уверенности нельзя! Это что то типа паспорта, который обязательно нам иметь для того что бы быть жителями страны под названием "Успех" .=))
Люди, достигшие наибольшего успеха , рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает в данном случае скорее не осознание того, насколько вы хороши, а наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.
Дипломированный бухгалтер, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: « в моей сфере занятий — не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

- Высокий общий уровень развития

Это необходимое условие выдающихся достижений . Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.
В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. За год, предшествовавший опросу, каждый прочитал в среднем 19 книг, в том числе 10 — не относящихся к художественной литературе.

- Способность доводить дело до конца

Примерно 3/4 преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогли три важных качества: организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.
Профессор физики складывает свою формулу успеха из следующего: «Напряженный упорный труд + способность установить для себя ритм этого труда». Он признается, что работает по 100 часов в неделю.

Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы успеха:

Способность руководить,
творческий потенциал,
взаимоотношения с коллегами,
и, конечно, удача.
Но здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий уровень развития и способность доводить дело до конца играют самую важную роль. Если вы будете развивать в себе эти черты, у вас появится возможность достижения успеха!