Как общество влияет на мнение личности аргументы. Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека. Афоризмы и высказывания известных людей

Я-РАЗНЫЙ
ПОЭЗИЯ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Евтушенко – всесторонне талантливый очень популярный поэт нашего времени, многие его стихи, положенные на музыку, стали хитами. Также он режиссер, мне довелось сниматься в его фильме «Похороны Сталина», где он был еще и автором сценария, и, видимо, героем.
Как юноша из сибирского поселка Зима стал знаменитым поэтом?
Евтушенко очень жизненен он умеет талантливо написать обо всем – начиная от первого снега, кончая такой «производственной» темой, как строительство Братской ГЭС.
Его героям нет числа – это простые люди и люди труда – кассирша, бармены, продавщицы, лифтерши и джазмены. Поэт раскрывает не только их труд. Но и их душу. Так, грубоватая сотрудница «Балчуга» превращается благодаря теплу, в нежную девочку.
Поэт часто переходит к метафоре и перевоплощению. Вот вагон, который стал домом. Или «Когда взошло твое лицо», подобно Солнцу. Или он входит в образ кошелька, предлагающего свой клад.
Поэт и лирический герой – воплощение движения. Он любит новизну и устает от рутины.
«Я разный» пишет он. («Пролог»).
«Я знаю – вы мне скажете: где цельность?
О, в этом всем огромная есть ценность!»
Может, у него не хватает догматического стержня, его взгляды на жизнь меняются. Но зато его сильная сторона – знание жизни. Вот он пишет о станции и Зима. Какие детали в описании тихого поселка! Тут и биография его дедов –солдат, и воспоминания детства, когда теперь «все стало меньше». Теплый прием родни, и неоднозначное отношение людей к смерти Сталина. А сколько характеров: девушка, у которой пьет муж. Два дяди. Московский журналист, «сдувший паруса». Кто-то назвал ее «дырой». Но какая жизнь там, и как поэт ее описывает.
Тема Родины – сквозная для Евтушенко. Он любит ее, но не слепой любовью, а критически. Тогда, в 1953 году, «время думать». Думают все. Пятидесятые годы вообще – время исканий.
«Всё мыслит: доктор медицины,
Что в лодке сетует жене,
И женщина на мотоцикле,
Летя отвесно по скале».(«Парк»)
«У меня два любимых – это революция и ты».
Но он против помпезности праздничных годовщин. Позже, это особенно видно в «Братской ГЭС», он отвергая Сталина и сталинизм, взывает к Ленину.
Также в поэме есть его любимый герой – Владимир Маяковский – трибун и враг пошлости.
Не случайно героя фильма «Похороны Сталина» Женю в классе звали «Маяковский». Вот и сочувственное стихотворение «Мать Маяковского». Сам себя он сравнивает со Стенькой Разиным.
«Лучшие из поколения,
Возьмите меня трубачом!»
Но иногда в поэте появляется дух отрицания. «Я ругаю всё напропалую». «В погоне за дешевой популярностью» - говорят про него злые языки. Поэт выступает против заземленного мещанства. В тогдашнем благополучии Евтушенко видит эхо трагедии «Идут комиссары рядами стройными, погибшие за меня». И поэма «Братская ГЭС» увенчивается песней Булата Окуджавы «И комиссары в пыльных шлемах».
«Гражданственность – талант неловкий
Зачем тащить, как на веревке,
Надменно фыркающих – к ней».
И еще, ставшее хрестоматийным: «Уже кровать застелена,
А ты стоишь растерянно, и повторяешь шепотом: а что потом…» - это про смерть Сталина, или личное? И даже официоз: песня «Хотят ли русские войны?», но теперь мы знаем про войну не понаслышке.
Евтушенко – дитя войны, и много помнит о ней. На фронте были и отцы, и его старшие товарищи. «О, свадьбы в дни военные
Обманчивый уют
Слова неоткровенные
О том, что не убьют»…(«Свадьбы»)
Он был насквозь советским поэтом. Но после перестройки Евгений Евтушенко разочаровавшись в социализме, станет демократом.
Сам Евтушенко – Космополит. Он пишет про татар, и евреев. Ему «неловко не знать ни Буйнос-Айреса, ни Орко». Он ездит по миру, что выливается в цикл Американских стихов. В Америке есть великий Хемингуэй. Но он замечает и ее бездушность и отчуждение. Он прославляет национального кубинского героя Хосе Антонио.
В последние годы поэт живет в США.
В молодости у поэта уже было предвкушение славного будущего.
«Он встанет узнанным над миром
И скажет новые слова»
И новые слова были сказаны! Евтушенко спешит жить
«Не бойся ты быть молодым да ранним.
Быть молодым да поздним – вот беда!»
Но он с сочувствием пишет о неудачниках: «Во всяком деле есть случайный мальчик».
«Граждане, послушайте меня» - по сути о том, надо ли публиковаться, если стихи «не очень»? Сейчас, когда можно печатать любые стихи за свой счет, это особенно актуально.
Настоящая поэзия – это вызов.
«Большой талант всегда тревожит
И жаром головы кружа
Не на мятеж похож быть может,
А на начало мятежа».
Неординарность – всегда мятеж против обыденности – вольно или невольно.
Позже поэт понимая, что юность с ее максимализмом уходит, вдохновляет других бойцов:
«Давайте, мальчики, давайте, будьте смелыми».
Иногда смелость – это простая честность. Но и у молодежи придет миг и они начнут «От собственной жестокости добреть».
Стихи Евтушенко гуманны. В стихотворении «Памяти Ксении Некрасовой он пишет: «Людей неинтересных в мире нет». Интересны по-своему все люди.
«Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей».
Стихи поэта глубоко психологичны, томик Евтушенко заменит хороший учебник психологии!
«Я жаден до людей,
И жаден всё лютей» - признается он.
«Не понимать друг друга страшно…
Но так же страшно во всем друг друга понимать» Так же в стихотворении «Глубина»:
«Я знаю – есть порой опасность
В незамутненности волны,
Ведь ручейков звенящих ясность –
Еще не признак глубины.
Но и другое мне знакомо,
И я не ставлю ни на грош
Бессмысленно-глубокий омут,
Где ничего не разберешь.»
Он – не сторонник крайностей, ему близка золотая середина.
В стихотворении «Два города», автор мечется между ними – городом «Да», где все можно, но скучно, и тоскливым жестким городом «Нет», который, однако, придает нерв жизни.
Тонкость у него и в любовной лирике. Он хорошо передает все нюансы и всю сложность взаимоотношений.
«Ты – большая в любви. Ты – смелая
Я – робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
А хорошее – вряд ли смогу». Поэт пишет о малодушии, и самому присущему.
«Мы любим лицемерно, осторожно
Мы дружим половинчато, несмело». Он полон надежд – и растерян.
«наделили меня богатством
Не сказали, что делать с ним» - это про молодость, или про талант?
«Я умника играю перед дурой
И становлюсь все больше дураком» - не в бровь, а в глаз!
У Евгения Евтушенко множество стихов о любви. Поэт понимает и сочувствует своим героиням-женщинам. Ему хочется, чтобы они освободились от печали, но он не в силах этого сделать.
Его герой понимает своих подруг, заботится о их покое. Но он и мечется, ищет, со стороны это выглядит. Как предательство, но без этого не обойтись.
Он автор знаменитой песни «Весенней ночью думай обо мне». Он был женат на Белле Ахмадулиной, посвящал ей свои стихи
«Но чувствую дыхание участья
И твое лицо плывет из темноты,
И дальний голос: «Вы не разлучайтесь…»
Товарища черты, и снова ты…Отношения были неровными, но посвящения ей вошли в бессмертие как песня из кинофильма «Ирония судьбы»:
«Со мною вот что происходит». Эти песни задушевны и глубоки. И оригинальна «Любимая, спи» - это колыбельная…женщине.
Любовь иногда, увы, лишняя как в стихотворении «Лишнее чудо». Красота врывается в устоявшийся порядок вещей незваным гостем.
«Ты добра, и к тебе не придраться,
Но в своей сердобольности зла.
Если б ты не была так прекрасна,
То бы страшной такой не была. "
"Любая женщина – вина
Дар – без возможности отдарка» («Предощущение стиха»)
А вот печальное стихотворение «Процессия с Мадонной» сначала – девочки в белом с надеждой, и портрет с Мадонной – символ, разделяющий их с будущим- женщинами в черном с тяжелым прошлым, обманом…
Позже к поэту приходит ощущение зрелости. Стихи становятся более выдержанными и отделанными. Он с ностальгией вспоминает о молодости.
Там - хорошо знакомые его «коллегам» тусовки поэтов «Пусть это кажется игрой
Не зря мы в спорах этих сипнем». Он пишет о веке: «Я старше себя на твоих 33», «Уходят матери».
Годы идут
«Пришли иные времена
Взошли иные имена».
Евтушенко здесь прибегает к интересной метафоре. Новые имена - теперь «вожди», но не в прямом смысле, вождями поэт называет молодежь, живущую на полную катушку. А у старших «Остался только опыт».
«Внутри меня – осенняя пора» - признает он. В стихотворении мысли о смысле жизни, о вечном. Стихотворение «Идут белые снеги», стало песней.
«Идут белые снеги
Как во все времена
Как при Пушкине. Стеньке,
И как после меня».
Евтушенко общался с поэтом Иосифом Бродским. На это стихотворение он и Бродский написали цинтон - чередование строк под общим псевдонимом Броденко.
Поэт обращается к теме классиков. И это неудивительно. Они глашатаи поколений, и еще они – предтечи.
Жизнь поэта трагична. «Поэты в России рождались
С дантесовской пулей в груди». («Лермонтов») Лермонтов имел сложную судьбу. Недаром он прожил так мало. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» вызвало недовольство шефа жандармов Бенкендорфа.
Но жандарм слышит рефрен «Есть божий суд…» В поэме «Пушкинский перевал Евтушенко сравнивает себя с новым Чацким. Печальна судьба классиков пушкинской поры. Но они остались в веках. Но поэт ищет секреты их гениальности. И надеется преодолеть символический Пушкинский перевал.
«И надо не сдаваться перед ленью,
Самим себя ломать без полумер,
И у своих предтеч в преодоленье –
Не в слабостях искать себе пример».
Интересна история поэмы "Братская ГЭС" . Евтушенко заступался за диссидентов, и за это его "сослали" на север, на станцию Зима. И поэт для реабилитации себя пишет поэму о строителях электростанции в Братске, что в тех же краях. Возможно, там был социальный заказ? Жизнь сложна.
В поэме «Братская ГЭС» поэт также апеллирует к классикам. Для каждого он находит краткую и меткую характеристику. Поэма – не только о строителях она вместила в себя историю революционеров России и Советскую историю, она в лицах показывает участников строительства электростанции Крестьянскую девушку Нюшку, Большевика, но и местного крестьянина Ивана Степановича, который увидев ГЭС, умер от смятения… Она о нравственности, и ее изъянах, о любви и о поэзии. Она выполнена в форме спора Египетской Пирамиды, которые строили рабы, и Братской ГЭС, которую возводили энтузиасты, и Братская ГЭС побеждает. « Мы не рабы» - говорят люди, и эта поэма, песня социализма, много воспевается Ленин. Потом автор переменил отношение к этой поэме, и многое переделал. Но в октябре 2015 года он дал концерт в Лужниках "Поэт в России больше, чем поэт", в основу которой вошли его стихи из "Братской ГЭС", и стихи поэтов, о которых он там писал.
Время идет.
Евгений Евтушенко в литинституте увлекался формой. Он мастерски использует ее. В той же Братской ГЭС ритм передает настроение каждой части – от «лесенки» Маяковского до тяжелого слога части «В минуту слабости». Помимо традиционных рифм, у него есть много собственных изобретений. Так, он использует внутренние рифмы: «стилягами - с телятами», полные рифмы: «купишь – кукиш», «жалость – жадность». Стихотворение «Идут белые снеги», несмотря на сбой ударения и склонения пронзительно-задушевно.
Все эти достоинства – огромное разнообразие тем и стилей, афористичность, искренность, гражданственность и жизненность делает его великим поэтом, а его стихи – замечательной энциклопедией жизни.
ЧАСТЬ 2
Поздний Евтушенко в своих произведениях, чуть расставшись с легкостью и эмоциональностью, становится более зрелым, и порой трагичным. От идеализма он переходит к реализму. Вот стихотворение "к вашему сведению", где он констатирует: юность неповторима. Евтушенко сказал, что он отличается необычной биографией "Я прошел от Камчатки до Вологды". "Границы мне мешают" - писал он. И как будто в осуществление своих желаний - сам самым выездным поэтом: США, Португалия, Латинская Америка. И знакомил своими стихами и поэмами нас. читателей, с этими странами.
Художницу он сравнивает с немым кино - это не только психологизм, но и образность! В 1975 году поэт пишет замечательное стихотворение "Ольховая сережка", ставшее песней к кинофильму «И это все о нем». Многие песни, которые мы любим с детства,- это песни Евтушенко – «Со мною вот что происходит», «Хотят ли русские войны»! У Евтушенко большое чувство юмора. "До фени" - Феню олицетворяет прилипчивая некрасивая женщина. В стихотворении "ум и глупость" поэт опровергает традиционные критерии. "Ты не найдешь тепла в холодном змействе" "Человек - не человек, когда в нем нет блаженной глупости порывов". Как диалектик, Евтушенко делает вывод, что глупость – это тень ума.
"Что это означает поумнеть,
Когда душа безверья яд пригубит?
Пусть лучше изменяет память мне,
Но пусть со мной доверчивость пребудет!"
Евтушенко первым замечает позднесоветские гримасы - мещанство, бюрократизм, и высмеивает это. Это барышники, наживающиеся на памяти Высоцкого, и стиляги в "Маме и нейтронной бомбе", "мусор в котором весь мир увяз" -автомашины, "останкинская игла", на которую людей посадили, он первооткрыватель этого выражения. Поэт сетует на безветрие, символ "застоя". Он ждет ветра перемен... но ветер может снести и нужные прошлые вещи. и самого поэта. Поэт будто предвидел все парадоксы грядущей "перестройки", и сам был ее двигателем, фактически. Грустно стихотворение про "пьяную корову". которую ведут на убой. Поэт много пишет о грустном, но он - оптимист, в этом и секрет его успеха. Характерно стихотворение "Поэта вне народа нет" где поэт встает против и показухи и против невежества и чванства, и против "подпевал".
"Есть отчужденье подпевал
В чем связь с народом подпевалы?
Его пугают самосвалы,
он по лаптям затосковал".
Поэт вовсе не почвенник, тоскующим по крестьянской Руси. Он скорее западник. В поэме "Непрядва" он также касается спора "западников" и славянофилов". По его мнению, их уже давно помирил... Пушкин, объединив в себе все. Поэт готов воспевать такие признаки прогресса, как Камаз, нфтевышки, и - построенную Братскую ГЭС!. Он воспевает труд - труд строителя, труд рабочего, и хороший поэт - это тоже труженик! Ну а кто есть поэт? По его мнению - поэт - это не чистый эстет, но и не "рабочист", он должен знать культуру. Ну и получается невольно так, что поэт даже в соцстране... слегка буржуазен. В Евтушенко еще сильна советская романтика, революционность, но все же не "левачество". Ему ближе Сальвадор Альенде, чем крайние коммунисты ("Голубь из Сантьяго").
Вообще, по Евтушенко можно проследить жизнь в стране и ее перемены, он - историчен, историю он изучает и знает, много работал в архивах.
В поэме "Казанский университет" поэт отражает историю университета. Он подходит как всегда разносторонне: Казань и татарская столица, и родина университета, ну главный студент его – В.Ульянов. И получается, что поэма о вольнодумных борцах за революцию, и их противниках. Ленин - центральная фигура поэмы, но важен и фон, его взрастивший – время, предтечи и сподвижники, но "людей неинтересных в мире нет", они интересны сами по себе - поэт мастерски умеет описывать самого простого героя, что говорить об интересных? И эти герои - не идолы, а живые люди со своими слабостями, болезнями. И устами профессора Лесфарга он произносит вошедшее в перестройку слово "Гласность".
Эта поэма - экскурс во вчера, позволивший понять Сегодня и даже Завтра, которое произойдет в конце 20 го века.
В 1978 году прошел слух о самоубийстве Евтушенко. В это же время в Чили произошел переворот, и установилась диктатура генерала Пиночета. Поэт пишет поэму "Голубь из Сантьяго" о чилийских событиях. Сальвадор Альенде, левый социалист, не захотел и не смог предотвратить готовящегося переворота пиночетовцев. Все симпатии на стороне Альенде, которого "погубила чистоплотность". Евтушенко поднимает вопрос: допустимо ли уничтожать тех, кто может быть виновен в трагедии? Альенде не захотел предотвратить готовящийся мятеж. Но "кровь невинных меняет направление дороги и правильной она не может быть". Евтушенко был антисталинистом, и выступал против, когда это было не очень-то принято. Он вполне застал эту пору, когда исчезали прежние герои. От сталинизма у него самого пострадали два деда. Крайности сходятся, и автор на перепутье. Поэт поднимает еще один важный вопрос - двойственности. Он рассказывает историю, основанную на реальном случае. Двадцатилетний чилиец Энрике в жизни все время вынужден выбирать: между отцом и матерью, живущими раздельно, между сорокалетней актрисой, желающей продлить молодость, и девушкой-ровесницей, он художник, но и в высоких материях не все гладко - там идет спор между классикой и авангардом. Его два друга - жестянщики священник олицетворяют ультралевизну и консерватизм. Энрике -"над схваткой", но он вынужден разрываться между двумя конфликтующими друзьями. Надвое раскалывается и кинозал - символ народа, где половина "за" Альенде, и половина "против". Двойственнен и сам Альенде, не сумевший справиться со стихией хаоса.
"Как хорошо и просто быть бездушным
Безвыходно - родившимся с душой".
И эта двойственность героя во всем получает свою трагическую развязку. Юноша погибает, параллельно убив морально своих родных, друзей и...невинного голубя. Евгений Евтушенко подчеркивает параллель с собой. И он часто раздвоен, и сам подумывал на эту тему
"Все в моей жизни так переломалось,
Что это невозможно было склеить" И его обвиняли во всех грехах, в шаге влево или вправо. И те же тяжелые телефонные звонки...
Евтушенко касается темы фашизма, к сожалению неизжитого пишет про "подонков, с фашистинкой до времени прикрытой". Фашизм это не только Гитлер или Муссолини - он вырастает снизу, от злобы и подлости. "Я ненавижу смерть" - рефреном звучат слова поэта.
Читателей всегда интересует биография поэта. Это - ключ к пониманию творчества. И приоткрыв завесу своих корней, Евгений Евтушенко пишет поэму "Мама и нейтронная бомба". Лучшая биография - это автобиография самого поэта, и вопрос о его прошлом, наконец, в этой поэме находит ответ.
Биография и очерк творчества













Биография и очерк творчества
Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель А. Р. Гангнус (1910-1976).
В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.
Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её, как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому». - Евтушенко, «Преждевременная автобиография».
В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евтушенко. На поэтических вечерах в Политехническом неоднозначно относились к трем авторам: Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной.
Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году. Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву - любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы.
Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, - зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Это поэма в прозе о мире и войне и возможной ядерной...
Он - сын МОПРовки, и в поэме лейтмотивом проходит борьба МОПРа и Роллинг Стоун - западной маскультуры, которая в итоге сейчас победила... Мать поэта пела в войну, и надорвала голос. Отдельная тема - Иисус Христос. Евгений Александрович был пионером, но он - за бога в душе, и переживает, что взорвали храм Христа-спасителя. В нем слились две крови - комсомолка - мать, и отец "удивительно некомсомольский".
Автор хлебнул все реалии войны, в том числе и безотцовщину, бедность, его отчим ушел от них, когда родилась сестренка «ребенок нон-грата» . И тогда, переписывая рапортички композиторов в помощь маме, автор задумывается и о своей славе. Поэт пишет о своей юности, первых ростках капитализма, богатых "стилягах" - детях элиты, а потом, в США он сам уже на равных с этими стилягами. Поэт обнажает темные стороны жизни - наркоманию всех мастей, пьянство, вещизм, и "наркомания власти и денег". А апофеоз всех - "лидер" наркоманов - "атомный наркоман".
Любая война - разрушение и смерть. Перед глазами проносится Освенцим, и поэт описывает жуткую бутафорию елки в пораженных войной странах. А что будет при ядерной войне? И поэт, с присущей ему богатой фантазией рисует подробно, пусть и немного затянуто, жуткую картину апокалипсиса ядерной войны - последней из войн. от которой не спасет даже бункер. Завтра может быть не светлым, а страшным. Мама поэта тонко замечает "Боже, до чего доводит жадность к вещам. Из-за этого, наверное, и придумали нейтронную бомбу". Войны боятся все герои и бывший стиляга Лева, и «профессор с глазами карбонария», а поэту ближе всего - подростки-пацифисты из Перуджи, написавшие "остановить нейтронную бомбу"!
Эта поэма сводит воедино нити жизни и мировоззрения поэта. Это - сильнейшая антивоенная поэма.
Евтушенко - не только поэт. Он -прекрасный чтец стихов, актер, режиссер...Он - многогранно одаренный человек.
ЕВТУШЕНКОВЕДЕНИЕ
В 1978 году в стихотворении, посвященном Юрию Нехорошеву, поэт констатирует с юмором «появились евтушенковеды». Но это появление не так плохо, и не случайно – это значит, что поэт достиг существенного уровня!
Об этих людях и о этапах своей биографии пишет Евтушенко в книге «Волчий билет». По его словам, первый евтушенковед был из Иркутска. В 1996 году В. Прищепа выпускает монографию «Семинарий» где сделан уникальный обзор и каталог всех граней творчества Евгения Евтушенко за прошедшие годы.
В этой книге поэт упоминает «евтушенковеда номер один – подводника Юру Нехорошева.» Интересно, что по словам Евтушенко, что тот начал серьезно изучать его творчество во время Карибского кризиса. « Евтушенковед Номер Один знал назубок всю «евтушенкиану», состоящую главным образом из разоблачений меня. Он меня не идеализировал, но не любил тех, кто меня не любил.» Ю. Нехорошев создал «Союз евтушенковедов», первый съезд которого ему все-таки удалось провести. В этом союзе состояли евтушенковеды-москвичи – председатель шахматного клуба, подводник, кибернетик, начальник охраны типографии, анестезиолог и его жена-кардиолог, ленинградцы – фармацевт, инженер, донецкий проектировщик, иркутский капитан милиции, зиминский журналист, алтайский филолог, мурманский народный депутат России…»
Евтушенковеды выступали с чтением стихов Евгения Евтушенко по всему Советскому Союзу
Юрий Нехорошев написал «Библиографический указатель». Он – автор нескольких Собраний сочинений поэта и библиографических справочников (Нехорошев Ю., Шитов А. - Челябинск, 1981; Ю. С. Нехорошев - М.: Книга, 1984, т. 7), в которых даны многие критические рецензии, статьи, авторефераты диссертаций о произведениях писателя 1949-1982 гг
На сегодня о поэзии Е.Евтушенко написаны множество статей в журналах, книг и кандидатских и докторских диссертаций.
Наиболее яркий евтушенковед - Валерий Прищепа – уроженец Братского района. Закончил филфак Иркутского госуниверситета, ныне – профессор кафедры литературы Хакасского государственного университета. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по творчеству Евтушенко. Его коллега, Виталий Комин – иркутский журналист, в 1940–1950-е годы учился, жил и работал в Зиме. Более 50 лет он занимается изучением жизни и творчества поэта, сопровождал Евтушенко в его многочисленных поездках по Сибири
В журнале «Иркутский писатель» 1 за 2014 год, профессор В. Зоркин опубликовал статью «Вклад иркутян в евтушенковедение». Он высоко оценивает монографию иркутского журналиста В. Комина и абаканца, доктора филологических наук, В. Прищепы «Зима – столица Евгения Евтушенко», вышедшую в Иркутске в 2013 году, отмечает, что «подобных исследований ни в России, ни тем более за рубежом на сегодняшний день не существует…» Это далеко не первое обращение к творчеству нашего земляка. 22 июля 2015 года в ЗАО “Гелиос» (г. Братск) состоялась презентация книги «По ступеням лет», посвящённая поэту Евгению Евтушенко. Представляли книгу её авторы В.В.Комин и В.П.Прищепа, известные евтушенковеды. Для авторов, Виталия Комина и Валерия Прищепы. Совместно Виталий Комин и Валерий Прищепа ранее выпустили книги «Зима – столица Евгения Евтушенко» и «Он пришёл в XXI век: творческий путь Евгения Евтушенко».
Журналист Виталий Комин и профессор Хакасского университета Валерий Прищепа очень подробно рассказали о работе над новой книгой и представили документальный фильм о недавним посещении поэта городов Иркутска, Зимы и Ангарска. Руководство завода, в лице Смирнова Андрея Владимировича, а также все почитатели поэта пожелали авторам удачи в издании других интересных работ из запланированной ими серии «По ступеням лет». Ожидалось, что в этой серии будет 10 томов. Но при жизни поэта вышло только две. Недавно сибирские авторы завершили работу над третьей книгой...
Евгений Евтушенко умер 1 апреля в США в госпитале на 85м году жизни...

ЛИТЕРАТУРА:
1 Евгений Евтушенко. Собрание сочинений в 3 томах. МОСКВА, «Художественная литература», 1984 г.
2 Рунин Б. Уроки одной поэтической биографии (Заметки о лирике Евг. Евтушенко). – Вопросы литературы, 1969, № 2
3 Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко. Научно-вспомогательный библиографический указатель. Челябинск, 1981
4 Сидоров Е. Евгений Евтушенко: Личность и творчество. М., 1995
5 Артемов В., Прищепа В. Человек, которого не победили: Критико-биографический очерк жизни и творчества Е.Евтушенко. Абакан, 1996

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели. Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов. В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.
  3. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой-бунтарь – Евгений Базаров оказывается одиноким в своей верности идеям нигилизма. Его резкие суждения, философия всеобщего отрицания пугают и раздражают старшее поколение, воспитанное на традиционных представлениях о морали, культуре и этических нормах. Базаров уверен, что устаревшие ценности, прочно вошедшие в сознание и быт поколения «отцов», необходимо искоренить. Он чувствует своё несоответствие с обществом, в котором принужден существовать. Попытки неравной борьбы обрекают героя на одиночество и непонимание. Глубина и незаурядность личности Базарова не соответствуют обществу устоявшихся вековых традиций, которые тот пытается низвергнуть. В данном примере влияние общества выражается у личности в отрицании социальных традиций и закономерностей, как таковых.
  4. Противопоставление – излюбленный приём авторов, стремящихся показать в произведении острый социальный конфликт или актуальную для читателя проблему. Противостояние человека и общества – одна из сквозных тем романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который считается одной из самых масштабных книг за всю историю литературы. Писатель создает живописные и во многом иронические образы посетителей салона Анны Павловны Шерер. Высшее общество Петербурга стеснено рамками принятого поведения. Их диалоги, рассуждения и мысли подчинены привычке, которая сделала их чопорными, тщеславными и лишёнными индивидуальности. В салоне поднимаются серьёзные общественно-значимые темы, которые перевираются, искажаются и упрощаются, превращаясь в пошлые беседы и сплетни о том, что модно обсуждать. Даже патриотизм для Анны Павловны заключается только в том, что она принципиально отказывается разговаривать на французском языке. Для героев, знающих цену мысли и слову, пребывание в подобных гостиных превращается в пытку. Так, общество вынуждает Болконского бежать прочь от мирной жизни и искать свое место на войне. Но влияние социума сказалось на целях, которые первоначально ставил герой: он хотел славы ценою крови. Это желание было искусно навязано ему в праздной болтовне о гении Наполеона, которого превозносили при дворе.
  5. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» автор рисует быт и нравы патриархальной деревеньки, где каждый живёт в границах искусственно созданного уютного мирка, подчиненного личным интересам и эгоизму. И только простая деревенская женщина Матрена всю свою жизнь отдает на служение и помощь людям, а страдания и многочисленные потери не озлобляют её души. Она совсем не богата: любовно поливает цветы в кадках, растит картошку, заботится о хромой кошке, и, конечно, помогает соседям, которые пользуются её бескорыстностью. С гибелью героини рушится и всё, созданное ею с таким усердием: односельчане с жадностью обсуждают её жизнь, делят имущество, растаскивают по лоскуткам пожитки. Каждый не может удержаться от своей примитивной оценки: они смеются над Матреной, осуждают ее за открытость и искренность. Мир, в котором Матрена видела столько тепла и любви, оказывается к ней жестоким и несправедливым. Зато героиня не поддалась тлетворному влиянию деревенских нравов и сохранила индивидуальность.
  6. Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
  7. «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
  8. Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
  10. Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.

  • В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.
Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга.

Важно

В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.


Внимание

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего.

Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»

Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.

  • В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д.

    Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство.

    Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми.

Аргументы из литературы на тему: человек вне общества

Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню.

Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.

  • Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром.
    Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая - его воля, вторая - общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей.

Итоговое сочинение по направлению «цели и средства»

Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.

Соня мармеладова и родион раскольников в романе «преступление и наказание»

Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова.

Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни. Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм.

Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж.

Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М.

Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»Д. Дефо «Робинзон Крузо»У.

Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А.

Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.

Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его.

Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь. Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души.

Только двадцать процентов в человеке разума, остальное - душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди. Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа - Сонечке Мармеладовой.

Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы.

Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С.

  • В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения.

    Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому.

    Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей.

Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он - больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.

  • Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество - сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути.