Сообщение о яков петрович полонский. Краткая биография полонского

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову. Но без них наша литература лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа.

Особое место среди этихмастеров слова занимает стихотворец и романист Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Уроженец Рязани

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Автор этих строк из песни, которая давно считается народной, родился в самом центре России, в провинциальной Рязани. Мать будущего стихотворца - Наталья Яковлевна - происходила из старинного рода Кафтыревых, а отцом был обедневший дворянин, служивший в канцелярии рязанского генерал-губернатора Петр Григорьевич Полонский. Яков Петрович, родившийся в начале декабря 1819 года, был старшим из их семи детей.

Когда Якову исполнилось 13 лет, его мать скончалась, а отец, получив назначение на казенную должность, уехал в Еривань, оставив детей на попечение родственников жены. К тому времени Якова Петровича Полонского уже приняли в Первую мужскую гимназию Рязани, бывшую одним из центров культурной жизни провинциального города.

Встреча с Жуковским

Заниматься рифмованием в годы, когда в зените славы находился гений Пушкина, было обычным делом. Среди тех, кто отличался явной склонностью к поэтическому творчеству, проявляя при этом незаурядные способности, оказался и юный гимназист Полонский. Яков Петрович, биография которого полна знаменательных встреч и знакомств с лучшими литераторами России XIX века, часто вспоминал о встрече, оказавшей большое влияние на выбор им писательского поприща.

В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II. Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни!», ставшую официальным гимном Российской империи всего лишь за 4 года до этого. Вечером, после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна - Василием Андреевичем Жуковским.

Знаменитый поэт, наставник и близкий друг великого Пушкина высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе.

Московский университет

В 1838 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства. Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь. Среди них - поэты Афанасий Фет и историки и Константин Кавелин, писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист великий актер Михаил Щепкин.

В те годы зародилась близкая дружба Полонского и Ивана Тургенева, высоко ценивших дарование друг друга на протяжении долгих лет. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского - в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844).

Несмотря на то что первые опыты молодого поэта были положительно встречены критикой, в частности Белинским, его надежды прожить литературным трудом оказались наивными мечтаниями. Студенческие годы Полонского прошли в бедности и нужде, он был вынужден постоянно подрабатывать частными уроками и репетиторством. Поэтому когда возникла возможность получить место в канцелярии кавказского наместника Полонский уезжает из Москвы, едва окончив университетский курс.

В пути

С 1844 года он живет сначала в Одессе, потом переезжает в Тифлис. В это время он знакомится с братом сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Выходят его поэтические сборники - «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

Настоящие неординарные способности Полонского к изобразительному искусству были замечены еще во времена обучения в рязанской гимназии, поэтому, вдохновленный уникальными пейзажами Кавказа и окрестностей, он много занимается рисованием и живописью. Это увлечение сопровождает поэта на протяжении всей жизни.

В 1851 году Яков Петрович едет в столицу, Санкт-Петербург, где расширяет круг своих литературных знакомых и упорно работает над новыми стихами. В 1855 году выходит еще один сборник, его стихи охотно публикуют лучшие литературные журналы - «Современник» и «Отечественные записки», но гонорары не могут обеспечить даже скромного существования. Он становится домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова. В 1857 году семья высокопоставленного чиновника едет в Баден-Баден, вместе с ними отправляется за границу и Полонский. Яков Петрович много путешествует по Европе, берет уроки рисования у знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками - в частности, со знаменитым Александром Дюма.

Личная жизнь

В 1858 году Полонский возвращается в Петербург с молодой женой - Еленой Васильевной Устюжской, с которой он познакомился в Париже. Следующие два года оказались для Якова Петровича одними из самых трагических в жизни. Сначала он получает серьезную травму, от последствий которой не сможет избавиться до конца жизни, передвигаясь только с помощью костылей. Затем заболевает тифом и умирает жена Полонского, а спустя несколько месяцев погибает и их новорожденный сын.

Несмотря на личные драмы, писатель работает удивительно много и плодотворно, во всех жанрах - от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему прозаических книг художественного содержания - остались его интереснейшие опыты в мемуарах и публицистике.

Вторым браком в 1866 году Полонский сочетается с Жозефиной Антоновной Рюльман, ставшей матерью их троих детей. Она обнаружила в себе способности скульптора и активно участвовала в художественной жизни русской столицы. В доме Полонских стали проводиться литературные и творческие вечера, в которых принимали участие самые и художники того времени. Эти вечера продолжались и некоторое время после кончины поэта, последовавшей 30 октября 1898 года.

Наследие

Наследие Якова Петровича велико и оценивается как неравнозначное. Главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме, обогащенном гением Пушкина. Не случайно его считали верным продолжателем традиций великого поэта, не зря стихи Якова Петровича часто использовали в своих романсах самые знаменитые композиторы - Чайковский, Мусоргский, Рахманинов и многие другие. При этом даже верные ценители поэтического дара Полонского считали, что вершинных достижений в его творчестве не так много.

В последней трети XIX века русские мыслители поделились на два лагеря - «западников» и «славянофилов». Одним из тех, кто не стремился выразить явную приверженность к одной из сторон, был Полонский. Яков Петрович (интересные факты о его теоретических спорах с Толстым есть в воспоминаниях современников) высказывал более консервативные идеи относительно врастания России в европейскую культуру, при этом во многом соглашаясь со своим другом - явным «западником» Иваном Тургеневым.

Он прожил насыщенную трудами и идеями жизнь русского литератора, получив благословение от современников Пушкина и оставаясь действующим поэтом, когда уже всходила звезда Блока. Показательны в этом смысле метаморфозы внешнего облика, которые претерпел Полонский. Яков Петрович, фото которого в конце века уже технически совершенны, предстаёт на портретах последнего времени настоящим патриархом, осознающим значительность пройденного пути.

Не часто вспоминаемый поэт Я.П. Полонский (1819–1898) создал множество произведений не только в стихах, но и в прозе. Однако все же главным в его романтическом творчестве стал романс. Поэт чужд всему громогласному, но неравнодушен к судьбе Родины. Сам он более всего ценил у себя «Колокольчик».

Малая родина

В тишайшей Рязани, в небольшом захолустном городке, в ночь с 6 на 7 декабря 1819 года родился младенец, которого спустя две недели нарекли в крещенье Яковом. Его тетки были на балу у генерал-губернатора, но, узнав, что их сестра благополучно разрешилась в родах, покинули бал, чтобы принести свои поздравления. Род Полонских был древний, выехавший из Польши, чтобы поступить на службу Ивану Грозному. Полонские имели герб, на лазоревом фоне которого были изображены звезда о шести рогах, шлем с павлиньими перьями и месяц молодой. Отец будущего поэта хорошего образования получить не смог, но читать и писать научился, и почерк имел красивый. Он был мелким чиновником, и большая семья требовала непомерных для него расходов. Яков был старшим ребенком, а помимо него было еще шесть детей. В последних родах умерла его мать, Наталья Яковлевна. Ребенок тяжко переживал ее смерть, и ему казалось, что мать похоронили живой. В детстве Яков Полонский часто видел страшные сны. Он пугался. Воображение начинало работать, появлялись поэтические образы. Старший брат рассказывал придуманные им сказки младшим и начинал втайне от всех писать стихи.

После гимназии

Яков Полонский окончил рязанскую гимназию в 1838 году. К этому времени отец был совершенно сломлен кончиной любимой супруги и, послужив три года на Кавказе, вернулся в родной город. В дела детей он не вмешивался. Но у Якова произошло событие, которое он сам считал важной вехой своей жизни. В 1837 году Рязань посетил цесаревич Александр Николаевич, сопровождаемый В.А. Жуковским. Юный Яков Полонский представил на суд будущего императора одно из своих творений. Эта встреча связала все помыслы молодого человека с литературной деятельностью. С 1838 по 1844 годы Яков Полонский учится в Московском Университете. Он страшно бедствует, потому что семья окончательно разорена, и можно рассчитывать только на собственные силы. Снимать жилье приходилось в трущобах, зарабатывать на жизнь репетиторством и частными уроками. Случались дни, когда и пообедать было не на что. Приходилось обходиться чаем и калачом. В этот период он близко знакомится с А. Григорьевым и А. Фетом, оценившими дарование молодого поэта. Окрыленный, он печатает в «Отечественных записках» в 1840 году стихотворение «Священный благовест торжественно звучит». Круг московских знакомых у него расширяется. В доме потомка декабриста, Николая Орлова, Яков Полонский знакомится с профессором Т. Грановским, философом П. Чаадаевым. Там же в 1942 году он на всю жизнь подружится с Иваном Тургеневым, с которым будет поддерживать переписку.

Сборник «Гаммы»

В 1844 году Петр Яковлевич Чаадаев активно собирает по подписке деньги на издание первой книги молодого поэта. Лирика М. Лермонтова наложила на нее отпечаток. Но В. Белинский в целом дает благоприятный отзыв. Критик заметил в стихах «чистый элемент поэзии». Н. Гоголь переписывает для себя одно из стихотворений. В.А. Жуковский подарил начинающему поэту часы, показывая, что ценит его талант. Лев Сергеевич Пушкин вручил ему поистине бесценный дар – портфель, принадлежавший его гениальному брату.

Одесса

После окончания университета и переезда на юг жизнь и биография Якова Полонского наполняются знакомствами с людьми пушкинского круга. Гармония и ясность характеризуют второй сборник поэта, «Стихотворения 1845 года». Однако В. Белинский не нашел в нем ни одного удачного произведения.

Кавказ

Желание получить новые впечатления приводят Якова Петровича в Тифлис в 1846 году. Он служит в канцелярии наместника М.С. Воронцова и одновременно работает в газете «Закавказский Вестник» помощником редактора. В ней же он и печатается. На экзотическом кавказском материале он пытается работать в традиционном жанре баллады и поэмы. В то же время он применяет менее распространенные разностопные размеры. В 1849 году поэт выпускает сборник «Сандазар». Но в 1851 году он приезжает в Россию, поскольку узнает о тяжелой болезни отца.

Петербург

Итак, биография Якова Полонского рассказывает о его возвращении в Россию, где он тепло принят читателями и литераторами. Но материального благополучия у него нет. В 1857 году он вынужден стать репетиром. В этом качестве он сопровождает семью А.О. Смирновой-Россет, обладающую крайне неустойчивым и трудным характером, в Швейцарию. Но 38 лет - это уже не тот возраст, когда можно терпеть капризы нанимателей. Спустя несколько месяцев он уходит с этой должности и посещает Женеву, Рим, Париж.

Влюбленный поэт

В столице Франции произошла «роковая встреча», как ее назвал поэт, с его будущей женой. Эта девушка, Елена Устюжская, была молода, и свадьбы влюбленным пришлось ждать около года. В 1858 году они обвенчались и отправились в Петербург. Его избранница рассмотрела в будущем муже внутреннее благородство. Увы, брак был недолог. Всего два года длилось их счастье. Сначала его омрачило падение Якова Петровича с дрожек. Он сильно травмировал ногу, которая не давала ему покоя до конца жизни, и он был вынужден пользоваться костылями. Потом умирает полугодовалый сын, а спустя несколько месяцев и жена. Вот краткая биография Якова Полонского, связанная с его первым браком. Тоскующий поэт выплеснет из глубин души стихотворения «Чайка», «Безумие горя», «Когда б любовь твоя …».

Второй брак

На литературные гонорары существовать невозможно, и Яков Петрович приступает к работе в комитете иностранной цензуры. Через 6 лет после крушения первого брака он влюбляется в красавицу Жозефину Рюльман. Этот роман заканчивается браком, в котором родится два сына и дочь. У него дома создается литературно-музыкальный салон, в котором по пятницам собирается цвет интеллигенции Петербурга: поэты, прозаики, композиторы, живописцы, критики. Тут бурлит культурная жизнь столицы. На этом краткая биография Якова Полонского в нашем изложении уже подходит к завершению. В честь празднования 50-летия литературной деятельности Полонскому торжественно был вручен серебряный венок, а Великий князь Константин Романов посвятил ему стихотворение.

Романсы на слова Полонского

Романтик, пытавшийся откликаться на общественно-политические темы, тем не менее в нашем сознании связывается с романсом. Яков Полонский, стихи которого полюбили многие русские композиторы, для многих знаком, прежде всего, по словам «Мой костер в тумане светит». Вот список романсов на его слова, далеко-далеко неполный:

  • Композитор Э.Ф. Направник:

Птичка: «Пахнет полем воздух чистый»;

Вальс «Луч надежды»;

Молитва: «Отче наш! Сына моленью внемли…».

  • С.В. Рахманинов:

Встреча: «Вчера мы встретились…»;

Музыка: «И плывут, и растут эти чудные звуки…»;

Диссонанс: «Пусть по воле судеб...».

  • А.Г. Рубинштейн:

Дума: «Священный благовест торжественно звучит...»;

Утрата: «Когда предчувствием разлуки...».

  • П.И. Чайковский:

«За окном в тени мелькает».

Кстати, для П. Чайковского Полонский написал либретто оперы «Черевички». Кроме столь малого количества романсов, указанных в этой статье, можно обратиться к творчеству И. Бунина , который строку из стихотворения Я. Полонского поставил в заглавие одного из своих рассказов, а именно «В одной знакомой улице».

Умер Полонский в возрасте 78 лет, похоронен под Рязанью. А ныне перезахоронен в Рязанском кремле. Все стихи Полонского Якова Петровича нашли живой отклик у современников и следующего за ним поколения символистов, в особенности у А. Блока. В советское время не было издано ни одной (!) работы, посвященной его жизни и творчеству. Сейчас в Рязани краеведы исправляют это положение, выпуская монографии, статьи и книги, которые возвращают нам незаслуженно забытого поэта, оставившего большое творческое наследие.


Полонский Яков Петрович
Родился: 6 (18) декабря 1819 года.
Умер: 18 (30) октября 1898 года.

Биография

Яков Петрович Полонский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.

С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-1860 журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-96). Адреса Полонского следующие:

Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля (фото могилы).

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе.Второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:

Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах. Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Публицистика

С 1860 года и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Семья

Первая жена с июля 1858 года - Елена Васильевна Устюжская (1840-1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки. Брак был заключен по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский – французского. Умерла в Петербурге от последствий тифа, соединившегося с выкидышем. Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.

Вторая жена с 1866 года - Жозефина Антоновна Рюльман (1844-1920), скульптор-любитель, сестра известного врача А. А. Рюльмана. По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868-1934) и Бориса (1875-1923), и дочь Наталью (1870-1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.

Литература

Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. - М, 1906.
Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович
Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. - 2-е изд. дораб.. - М.: Просвещение, 1996. - Т. 2. М-Я. - С. 165-168.

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя .

В 1838 Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с и , которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…» Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние . В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса ( , и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского («Мой костер в тумане светит…», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя ( и др.).

По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879).

В 1846 Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» — т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 г. записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Яков Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт» («Для немногих», 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А. Дружинин) и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге Яков Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859), в которых заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Якова Полонского к числу «микроскопических поэтиков».

В 1857 Яков Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию — смерть сына и жены, отразившуюся в стихах «Чайка» (1860), «Безумие горя» (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), в которых заметно влияние . Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: «Я всю жизнь был ничей».

В 1858-1860 Яков Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с и он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Яков Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и . В стихах «Сумасшедший» (1859), (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А. Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5 тт., вышедшее в 1896.

С 1831 года учился н Рязанской гимназии, которую окончил в 1838 году. Стихи начал писать ещё во время учёбы в гимназии.

С 1838 года по 1844 год учится на юридическом факультете Московского университета. Первое опубликованное стихотворение Полонского -"Священный благовест торжественно звучит..."

Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1844 году и назывался "Гаммы".

В 1844 году Полонский переезжает в Одессу, а затем в 1846 году - в Тифлис. В Тифлисе он поступает на службу в канцелярию и становится редактором газеты "Закавказский вестник". В это же время он активно пишет стихи, его любимым жанром являются баллады и поэмы.

В 50-х годах сборники стихов Полонского печатаются в журнале "Современник". Уже тогда у поэта сформировалось неприятие политических тем в поэзии, его лирика личностна и субъективна.

С 1855 года Полонский домашний учитель.

В 1857 году Яков Петрович едет вместе с семьёй, у которой он преподавал, за границу. Он посещает Италию, а с 1858 года живёт в Париже. Во Франции Полонский женится на Е. В. Устюжской.

В 1860 году Полонский возвращается в Россию и живёт в Петербурге. Здесь он переживает личную трагедию: смерть ребёнка и смерт ь жены. С 1858 года Полонский работает редактором журнала "Русское слово", а в 1860 году поступает на службу в Комитет иностранной цензуры, где работает до 1896 года.

Критика относилась к творчеству Полонского неоднозначно. В России сильны были тенденции вовлечения писателей в общественную жизнь, а Полонский считал, что поэт не должен и не имеет права заниматься политикой. Это служило поводом для резкого осуждения Писаревым и Салтыковым-Щедриным творчества 11олонского, но поэт оставался верен своим принципам.

Второй женой Полонского была Жозефина Рюльман, ставшая верной соратницей и другом поэта.