На каком языке говорят русины. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Русь Закарпатская или где живую гуцулы

В этом году исполняется 70 лет со дня первой массовой депортации эстонцев. 14 июня 1941 года, 10000 человек были посажены в вагоны для скота и отправлены вглубь России. Но обо всём по порядку и для начала восстановим хронологию всех событий.

Депортация эстонцев 1941 года.

24 февраля 1918 года, была объявлена независимость Эстонии признанная Советской Россией. Первое эстонское государство просуществовало до 1939 года.
- 23 августа два тоталитарных государства, Советский Союз и Германия, заключают Пакт Молотова-Риббентроппа где делят сферы влияния в Европе. Прибалтика, Западная Украина, Западная Беларусь и Молдова становятся сферой интересов СССР.
- 1 сентября Германия нападает на Польшу, начинается Вторая Мировая война. 17 сентября СССР начинает выполнение своей части договора, входя в Польшу с востока. Польское население настолько боится коммунистов, что массово бежит на территорию нацисткой Германии, включая евреев, где они скоро будут обречены.
- 28 сентября 1939 года. Советские войска подходят к Прибалтике и Финляндии. СССР, угрожая силой, требует предоставить им военные базы на территории этих стран. Литва, Латвия и Эстония, не в силах оказать сопротивление, идут на эти требования. Финляндия же отказывается. В ответ СССР нападает на Финляндию, начинается Зимняя война. СССР исключают из Лиги Наций, как агрессора.
- 17 июня 1940 года, СССР оккупирует Эстонию. В Эстонии распускаются все органы власти, проходят выборы где результаты фальсифицируются, в результате к власти приходят лояльные Москве люди.
- 6 августа Советский Союз аннексирует Эстонию. Выпускаются инструкции по депортации населения. В общей сложности, депортации должны быть подвергнуты 23% населения страны. Помимо самих эстонцев, депортации обязательно подлежали евреи и русские, которые бежали в Эстонию во время установления Советской власти в 20-х годах. Депортация началась ещё до формальной аннексии Эстонии. Ещё летом 1940 года Президент Эстонии был сослан в Уфу, а главком ВС Эстонии в Пензу. Впоследствии они все умерли в заключении. Пока массовых депортаций в Эстонии ещё не было - СССР был занят депортацией населения с территорий оккупированных Украины и Беларуси.
- 13-14 июня 1941 года. В пятницу вечером 13 июня, люди, как обычно легли спать. 14 числа рано утром, их разбудили стуками в дверь. Пришли советские солдаты и зачитали указ, объявлявший людей арестованными без какого-либо суда и следствия, всё их имущество конфисковывалось, а им давался час на сборы. Грузовики привезли людей к 490 вагонам для перевозки скота, в которые те были погружены, включая беременных женщин, стариков и детей. Среди всех депортированных 25% были не достигшими 16 лет. Так же было 400 евреев, что составляло 10% еврейского населения страны. Впоследствии большинство этих людей были расстреляны. Из 3000 депортированных мужчин, в 42 году в живых оставалось всего 200 человек. В общей сложности было депортировано 10000 эстонцев, а вернулось живыми в итоге 4331 человек. Всего за эту одну неделю было депортировано 95000 человек из Литвы, Латвии, Эстонии и Молдовы.
- 22 июня 1941 года. Во время подготовки второй волны депортации, Германия вторглась в СССР. В это самое время тысячи людей, пытаясь спастись от депортаций стали уходить в леса или бежать в финскую армию. Но из-за войны депортация не состоялась. СССР насильно мобилизовал для войны с Германией 50000 эстонцев, многие из которых не желали воевать за СССР. Тогда людей отправляли в трудовые лагеря, где многие погибали. Отступая из Эстонии НКВД расстреляло 2000 человек. Из эстонцев впоследствии формируется 8-й стрелковый корпус Красной Армии.
- Июль 1941 года. Начинается Германская оккупация Эстонии. За это время было уничтожено 8000 эстонцев, а на территории страны в лагерях умерщвлено 20000 человек.
- Август 1942 года. Германия насильно мобилизовывает эстонцев для службы в "Ваффен СС". Кто-то идёт в дивизию добровольно сотрудничая с оккупантами.
- Январь 1944 года. Советская Армия начинает наступление на Эстонию. Власти опасаясь новой советской оккупации призывают эстонцев мобилизовываться в немецкую армию. Всего под ружьё встают 38000 эстонцев. Начинается один из самых тяжёлых моментов в истории Эстонии, когда эстонцы, воюющие по разные стороны оккупационных армий, убивают друг друга на эстонской земле.

Два друга-эстонца. Один в форме Красной Армии, другой в воспроизведённой форме "Ваффен-СС" на основе советского мундира.

Пока идёт неразбериха, в Таллине объявляют о независимости и нейтралитете в войне. Поднимают государственный флаг. 16 сентября Гитлер приказывает эвакуироваться немцам из Эстонии, а 22 сентября в Таллин входят советские войска, арестовывают эстонских деятелей, поднимают советский флаг. Начинается вторая оккупация Эстонии. 70000 эстонцев бегут от советских войск, многие погибают в водах Балтийского моря. Всего за время войны Эстония потеряла 200000 человек, то есть 20% населения. Ни одна из демократических стран мира, не признала законной оккупацию Эстонии Советским Союзом и Эстония продолжала считаться независимым государством.
- 1943-53 год. Вторая волна депортации эстонского населения.
- 25 марта 1949 года происходит самая большая в истории страны депортация. Приготовления к ней длились 2 года. Из страны за один день высылается 20000 человек. Интересный момент: треть "кулаков" (крупных землевладельцев) подлежавших депортации, сбежала от коммунистов, и тогда советские солдаты стали хватать обычных людей, чтобы "выполнить план" по высылке. В итоге из депортированных, 50% были женщины, и 30% дети. Самому младшему депортированному было меньше года, самому старому 95 лет. За время поездки в поезде родилось 2 ребёнка. Нескольких детей взяли в качестве заложников, чтобы арестовать их родителей, когда они придут за ними. Но не дождавшись родителей, детей выслали в Сибирь без них.
- В 1991 году в Эстонии официально закончилась Вторая Мировая война, когда была объявлена независимость. 31 августа 1994 году из Эстонии ушли последние оккупационные, уже российские войска, таким образом, оккупация была завершена. Россия, как правопреемник СССР до сих пор не признала факта оккупации и не принесла официальные извинения Эстонии.

60 лет назад, в конце марта 1949 года началась депортация жителей оккупированных Латвии, Литвы и Эстонии в Сибирь. Операция “Прибой” - так назвали насильственное выселение десятков тысяч латышей, литовцев и эстонцев. В странах Балтии на этой неделе вспоминали жертв депортации.

В России о траурных мероприятиях молчали, только общество “Мемориал” обнародовало документ, о котором речь пойдет чуть позже. Зато вспоминали Арнольда Мери , которого в Эстонии обвиняют в участии в геноциде. 89-летний Мери скончался вечером в пятницу. В марте 1949 года он был первым секретарем ЦК комсомола Эстонии, и согласно обвинению, принимал участие в подготовке к высылке 250 жителей острова Хийумаа в Новосибирскую область. Законодательство Эстонии расценивает подобные преступления, как не имеющие срока давности. В России Мери считают героем, и президент Медведев посмертно наградил его Орденом почета.

Газета “Таймс” в материале, посвященном годовщине депортации, приводит слова бывшего министра иностранных дел Латвии Сандры Калниете, которая родилась в Сибири, ее отец и мать познакомились в ссылке. “То, что произошло 60 лет назад, в Латвии известно всем, потому что нет ни одной семьи, которую бы ни коснулись принудительные переселения”, - говорит Сантра Калниете.

Глава научных программ Музея оккупации Латвии профессор Генрих Стродс в 1949 году был студентом исторического факультета латвийского университета, жил в Риге.

Как сегодня помню, огромный шум, когда чекисты ломали дверь, потому что, видимо, в дом их не пускали. Меня лично это не коснулось, но мои родственники были выселены. Не знаю почему, они не участвовали ни в каких политических действиях, просто кому-то не понравились.

Историк, автор книги “Прибалтика и Кремль” Елена Зубкова пишет в ней о том, что операция “Прибой” была "крупномаcштабной акцией по советизации балтийских стран". Как именно выглядел этот план, и как отбиралась люди, подлежащие депортации?

- “Операция “Прибой” была не первой операцией по депортации населения из прибалтийских республик. Собственно говоря, все началось в 1941 году, когда буквально за неделю до начала войны была проведена первая массовая акция по депортации из Литвы, Латвии и Эстонии. В 45 году депортации продолжились, как правило, из Литвы, и они имели военный след. Очень крупная операция была проведена в марте 1948 года, ровно за год до акции, о которой мы с вами говорим. Называлась она тоже не очень витиевато, примерно так же, как операция “Прибой”, - почему-то ее назвали операция “Весна”. Наверное, потому что она приходилась на март. Операция “Весна” касалась только Литвы, тогда было депортировано 40 тысяч человек, хотя данные еще неполные, и они будут, наверное, уточняться.

Через год была задумана новая, наверное, самая крупномасштабная акция такого рода – операция “Прибой”. Цифры до сих пор достаточно неточные, такова была статистика МВД, статистика органов госбезопасности. Но цифры получаются все равно огромные: в целом из трех балтийских республик в ходе операции “Прибой” было выселено практически сто тысяч человек. Я знаю, что мои коллеги, которые работают над этой проблемой в Литве, Латвии и Эстонии, еще эту цифру будут уточнять, и она, скорее всего, будет увеличиваться. Хотя, с моей точки зрения, и сто тысяч, конечно, - цифра колоссальная.

В целом из трех балтийских республик в ходе операции “Прибой” было выселено практически сто тысяч человек


Казалось бы, в Советском Союзе сценарий такого рода акций уже был отработан до мелочей. В январе 1949 года появилась секретное постановление Совета министров Советского Союза, которое называлось “О выселении из Литвы, Латвии, Эстонии семей кулаков, пособников бандитов и так далее”. Потом после этого постановления уже конкретный сценарий депортации разрабатывался структурами, которые непосредственно отвечали за ее проведение - это Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности. Соответствующие приказы министров появились в январе и марте, то есть акция долго готовилась. После этого составлялись списки депортированных, списки уточнялись. И эти три месяца были использованы на то, чтобы составить списки, чтобы подготовить эшелоны и машины. После этого акция и состоялась.

Господин Стродс, Елена Юрьевна назвала число высланных. Может быть у вас есть уточнения? И известно ли, сколько погибло по дороге и сколько погибло в ссылке?

Да, в прошлом году Музей истории Латвии издал списки выселенных - 44271 человек. По каждому человеку составлялись документы и в компьютер вводились анкеты по 26 вопросам. Погибли по дороге 220 человек, в основном дети и люди старше 80 лет. Были вывезены в основном латыши - 95% латышей, хотя в Латвии латыши составляли менее 50% населения. Русских выселили меньше. Интересно, что ни один член ВКП(б) не был вывезен. Правда, один был вывезен в Сибирь, но его вернули обратно на третьи сутки. 156 комсомольцев вывезли вмеcте с родителями.

К 60-й годовщине операции “Прибой” правление общества “Мемориал” обнародовало документ, в котором рассматривает вопрос, - как расценивать события тех лет с юридической точки зрения. Это важно, поскольку сейчас возбуждено несколько уголовных дел в отношении организаторов репрессий или причастных к ним. Конечно, самое громкое дело – дело Арнольда Мери, который скончался в пятницу. В Эстонии он обвинялся в геноциде и в военных преступлениях. Правление “Мемориала” пришло к такому выводу:

"Имеется достаточно оснований утверждать, что депортация была с точки зрения международного права преступлением против человечности. И поэтому привлечение к уголовной ответственности лиц, в отношении которых есть подозрение о соучастии в депортации из прибалтийских республик СССР в марте 1949 года, вполне правомерно. Так же правомерно привлечение к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в соучастии в подобных преступлениях, совершенных на территории других республик бывшего СССР. Сам факт привлечения к уголовной ответственности гражданина Эстонии Арнольда Мери является правомерным. Однако предъявление ему обвинения не в преступлении против человечности, а в геноциде и военном преступлении, с нашей точки зрения, юридически несостоятельно".

Господин Стродс, вы согласитесь с этим выводом? Какая классификация правильная – геноцид или преступление против человечности? И есть ли подобные дела в Латвии?

Точно ответить не могу. Но по постановлению латвийского парламента 25 марта каждого года названо днем памяти жертв коммунистического геноцида. В Латвии по преступлениям за геноцид осуждено до сих пор шесть человек, в том числе министр госбезопасности Альфонс Новикс.

Вот некоторые детали дела Арнольда Мери. По данным следствия, при участии Мери были высланы 13 престарелых людей в возрасте старше 75 лет, из которых 11 умерли, а также более 60 детей в возрасте до 12 лет. Арнольд Мери не щадил даже младенцев. 25 марта организаторы депортации явились в больницу за 22-летней Ыйе Ояээр и ее родившейся накануне вечером дочкой. Живущая сейчас в доме престарелых Ояээр, дочь которой умерла спустя полтора года в Сибири, хорошо помнит, что именно Арнольд Мери стоял в ногах ее кровати и, несмотря на протесты русского врача, увез ее с собой. Сам Мери утверждал, что его миссией было лишь наблюдение за соблюдением законности при депортации и пресечение злоупотреблений.

По данным следствия, при участии Арнольда Мери были высланы 13 престарелых людей в возрасте старше 75 лет, из которых 11 умерли, а также более 60 детей в возрасте до 12 лет


- Елена Юрьевна, что вы скажете об этом деле?

В акции по депортации участвовали сотни человек. Как правило, это были люди, так или иначе облеченные властью, секретари горкомов, райкомов, обязательно в этом участвовали. Я уже не говорю о чиновниках, о функционерах из Министерства внутренних дел и государственной безопасности. То есть так работал механизм. В этой связи у меня всегда возникает вопрос: почему за такого рода преступления, а это было преступление против человечности, отвечает или должен был отвечать один человек - Арнольд Мери? Такая постановка вопроса меня просто не устраивает.

- Может, просто потому, что он дожил до наших дней?

Не он один дожил до наших дней. Как мне представляется, Мери в данном случае была очень удобная фигура, чтобы из этого процесса извлечь определенные политические дивиденды. Очень серьезная история, очень трагичная история, в этом надо серьезно и долго разбираться, причем разбираться нескольким сторонам. Поэтому у меня к делу Мери очень двойственное отношение.

В конце 1951 года Мери исключили из партии, лишили звания героя Советского Союза и других наград. ЦК посчитал, что его участие в депортации эстонцев в Сибирь было слишком пассивным. Я бы хотел спросить Елену Юрьевну о процессах реабилитации и возвращения высланных. Как они проходили в конце 50-х и все ли тогда смогли вернуться?

У нас больше говорится о самой акции депортации. А что было потом, а что было вообще с этими людьми, которые вынуждены были начинать жизнь сначала совершенно на новом месте, а потом возвращаться? Этот процесс протекал, между прочим, по-разному в Латвии, в Литве и в Эстонии. Как известно, этот процесс стартовал после смерти Сталина, примерно с 1955 года начали готовиться первые документы. Но проходило это мучительно, то есть до 1958 года власть не могла решить, каким образом реабилитация должна проходить.

Возникала масса имущественных, политических, вопросов - принимать всех или не всех, как делить депортированных на благонадежных и неблагонадежных. И в данной ситуации очень многое зависело от позиции республиканских властей, коммунистической власти в Литве, Латвии и в Эстонии. В Литве и Эстонии этот вопрос был решен, как правило, в пользу реабилитированных. То есть тогда лидеры этих республик действительно высказывались за то, чтобы принять всех депортированных обратно. Единственный вопрос, который возникал в этой связи, это был вопрос о возвращении имущества. Здесь были большие проблемы. А власти Латвии в данном случае категорически возражали против возвращения депортированных, аргументируя свою позицию тем, что в ходе депортации, как правило, были выселены люди политически неблагонадежные, даже враги, и если они вернутся, то это дестабилизирует ситуацию в республике.

И потом эта карта еще очень долго разыгрывалась. Например, когда первым секретарем латвийского ЦК стал Пельше, он буквально терроризировал Москву своими просьбами увеличить численность органов МВД или госбезопасности, мотивируя свою просьбу тем, что вернулись из депортации бывшие так называемые националисты, и теперь республиканские власти не знают, что с ними делать.

- Господин Строде, а возникали ли у вас проблемы с изучением материалов тех лет?

Я очень благодарен русским историкам и архивистам. Я в 1994 году работал в Москве в военном архиве, и там мне дали возможность ознакомиться с делом об этой операции. Я ездил много раз в Россию, работал с материалами о советских партизанах, национальных партизанах. Но в 2007 году мне визу не дали. Я не был членом коммунистической партии и теперь ни в какой партии не работаю, только наукой занимаюсь, но вот сейчас, хотя был вызов Института всеобщей истории в Москве, мне визы не дали. Причем, никакого объяснения не было.

Елена Юрьевна, как Академия наук, российские историки реагируют на такие действия, когда их коллегам не позволяют приезжать в страну?

Мне очень жаль, что получилась такая ситуация. Я, откровенно говоря, о ней не знала. У меня такое впечатление, что чиновники, которые принимают такие решения, даже не знакомы с работами того историка, которому они отказывают в визе. Мне очень жаль, что политика постоянно вмешивается в научный процесс. Нам на самом деле нужно чаще встреться друг с другом, чаще обсуждать такие вопросы. И как показывает опыт, такого рода встречи очень много дают и российской стороне, и латвийской стороне, и эстонской, и литовской.

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.

За русскими историками есть большой должок - необъяснимое полуторавековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это - один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской Русью».

Карпатские русины - крайняя юго-западная часть восточного славянства - известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания - южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь». К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции - в состав австрийской части монархии Габсбургов.

Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей - так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.

Разумеется, Вена стремилась всячески помешать национальному возрождению русинского народа. Так, карпатским русинам не разрешали выпускать свою «национальную» газету на родном языке. А со второй половины XIX века австро-венгерские власти начали активно «украинизировать» карпатороссов, насаждая среди них вздорную идею принадлежности к «украинскому народу». В конце XIX – начале XX вв. в школах Восточной Галиции вопреки протестам населения было официально введено украинское фонетическое правописание (так наз. «кулишивка»); для преподавания и научной деятельности в Львовский университет был приглашен М.С. Грушевский, призванный создать альтернативную «украинскую версию» истории Юго-Западной Руси, а во главе греко-католической церкви Восточной Галиции был поставлен А. Шептицкий, превративший униатское духовенство в один из мощных инструментов украинизации местного населения. Воспитанники Львовской духовной семинарии русофильской ориентации подвергались травле и издевательствам со стороны господствовавших там украинских национальных радикалов. По словам очевидца, в 1912 году русские воспитанники Львовской духовной семинарии «дважды были вынуждены ночью бежать из семинарии, чтобы спасти свою жизнь перед одичавшими товарищами-украинцами» (Лемкин, И. История Лемковины / И. Лемкин. – Нью-Йорк: Юнкерс, 1969. С. 119-120 ).

Наибольших успехов украинофилы достигли в Восточной Галиции, которая в начале ХХ века стала центром украинского национального движения. Русины Угорской Руси и русины-лемки, проживавшие на северных склонах Карпат в Западной Галиции (Лемковина), продолжали считать себя частью русского народа.

Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.

Военные действия проходили в густонаселенных областях, и русское командование старалось щадить местное население, в большинстве своем состоявшее из карпатских русинов. Так, инспектор артиллерии Юго-Западного фронта сделал следующее замечание командиру 3-го дивизиона 4-й артиллерийской тяжелой бригады: «Командир корпуса категорически запретил обстреливание города Ярослава. Вашу стрельбу по башне костела, где предполагался неприятельский наблюдательный пункт, считаю бесцельным вандализмом и показывающую непонимание тактики, так как в Ярославе много крыш, могущих быть наблюдательными пунктами. Тратить на это дело шестидюймовые бомбы нельзя. Мне стыдно за эту стрельбу и за Вас».

Австро-венгерское командование, напротив, обрушило на головы мирного населения Галиции репрессии, опасаясь взрыва прорусских симпатий. Уже 11 августа был приведен в исполнение первый смертный приговор - в этот день во внутреннем дворе львовской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены три крестьянина.


В романе Йозефа Рота (австрийский писатель, участник Первой мировой войны) «Марш Радецкого» трагедии карпатских русин посвящены следующие строки: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят».

Показания современников и документы полностью подтверждают это художественное свидетельство. Так, осенью 1914 года отступавшие австрийские войска вывезли за город Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей мужчин избивали и по очереди вешали. После того, как тело повешенного снимали с петли, палачи - ими были венгры - для верности протыкали его штыком. Поводом для такого рода массовых зверских расправ могло послужить одно лишь подозрение в симпатиях к России.

К концу августа только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около двух тысяч узников - «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф. В этом заведении царил жесточайший режим подавления: за малейшее нарушение лагерного режима узников ждала пуля, пытки и издевательства были обычным явлением. Ужасные условия содержания способствовали возникновению массовых болезней. Так, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 года и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.

Украинские «сечевики», активно помогавшие австро-венгерским карателям, испытывали оргиастическое наслаждение от мук «кацапов». Вот «сiчова» песня, записанная крестьянином с. Кутище Бродовского уезда П. Олейником:

Украiнцi пють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi пють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоiть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона.
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переiли.

Всего же только за первые девять месяцев войны австро-венгры уничтожили в Галичине, Буковине и Угорской Руси около 20 000 человек. Обращение австро-венгерских властей с немногочисленным (около 500 000 душ) русинским населением имело все признаки геноцида. Поистине в Карпатах не было русинского села, куда не пришло бы горе. В 1917 г. австрийское правительство было вынуждено признать, что в ходе войны более 60 000 жителей карпатских районов Дунайской монархии были расстреляны или повешены военными властями, и еще около 100 000 умерли от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях.

Мы не должны забывать, что все эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928 ).

С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.

Сергей Цветков, историк

Русины

Рутены (нем. Russinen, Ruthenen) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных), причем название рутены - средневековое латинское название вообще русских, а Р. - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами Р. зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, веру свою - русской, свой народ и язык - русскими. Р. живут по обоим склонам Карпат, в Галиции, Буковине и Венгрии, и принадлежат к южнорусской части русского племени, отличаясь от малорусов (украинцев) как особенностями языка, так и физическим складом и этнографическими признаками, вследствие условий жизни и давнего отделения "закордонной Руси" от основного племени. В 1890 г. в Австро-Венгрии насчитывалось 3105221 Р., но эта цифра, без всякого сомнения, гораздо ниже действительности. В Австро-Венгрии счет при переписи ведется не по национальностям, а по разговорному языку; между тем, многие русские, в особенности городские учителя и служащие, или вовсе не пользуются русским языком в домашнем обиходе, или же находят для себя более выгодным или удобным выдавать себя за немцев и поляков - в Галиции, за мадьяр - в Венгрии, за немцев и румын - в Буковине. Нередки случаи, что даже вышедшие из народа интеллигенты отказываются от своей народности (например, известный артист Мишуха), а сельские священники дома, в своей семье, говорят по-польски или по-мадьярски.

В Галиции Р. живут почти сплошной массой в восточной части страны, до реки Сана или Сяна, за которым начинается польское (мазурское) население. Они составляют, главным образом, сельское население; в городах преобладают поляки, евреи и немцы. Высших классов (дворян или панов) Р. не имеют, так как эти классы полонизованы или онемечены еще в давние годы. Еще недавно в Галиции совсем не было русской интеллигенции; русинами были только "хлоп да поп", а все прочее было польским или немецким. Теперь у них своя интеллигенция, вышедшая преимущественно из крестьянского и духовного звания. Р. в Галиции насчитывается 2835674. Они распадаются (по местностям) на мелкие племенные группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и нарядами. Покутяне живут в Покутье ("угле", от южнорусского "кут" - угол), между реками Чечвой и Днестром и Карпатскими горами. Главным городом этой местности считается город Куты; но так как лежащий здесь же город Коломые больше Кут, то покутяне называют себя также коломыйцами. Гуцулы живут в округах Коломыйском, Станиславовском и Косовском, а так как эти округа лежат преимущественно в горах, то гуцулы зовут себя также горянами, горцами, горскими людьми и т. д. Подоляне (иначе ополяне, поляне, поляницы) живут, главным образом, в равнинах или долинах к северу от Днестра. В соседстве с гуцулами и подолянами живут бойки, главным образом в округах Стрыйском и Симбирском, отличающихся гористым местоположением, вследствие чего жители их называют себя верховинцами, горянами или подгорянами, название же бойков дано им соседями. В горах между рекой Сяном и долиною реки Попрада, в Сяндецком округе, живут лемки, прозванные так соседями из-за употребления частицы лем (= лишь, только), а сами себя называющие русняками. Главных местных говоров в Галиции 4: подольский, гуцульский, бойковский и лемковский. Они отличаются один от другого или особым произношением отдельных звуков или слов, или употреблением особых слов. Так, одни говорят що, другие - шо, третьи - што ; одни - батько, другие - тато, третьи - дьедьо. В наречии лемков много заимствований из польского и словенского языков; в говоре гуцулов встречаются слова, взятые от румын, армян, мадьяр и др. В гористых местностях Галиции Р. смуглы, стройны и высоки ростом; характер их твердый и пылкий. В равнинах Р. отличаются белизной и бледностью лица, ростом невысоки, телосложения слабого; их характер более спокойный и мягкий. Общая черта русских простолюдинов в Галиции - покорность и приниженность, иногда низкопоклонство перед лицами высших классов. Это - результат многовековой, почти рабской зависимости от польских панов и ксендзов, которые русского хлопа (впрочем, не только русского) считали "быдлом". Наряд Р. в Галиции различается по местностям, но в основных частях состоит из следующего: белая холщовая рубаха поверх широких белых холщовых штанов летом и в будни, или широких (красных, синих) суконных штанов зимой и в праздники; вместо пояса - ремень с медными пряжками или шерстяная тесьма; поверх рубахи "киптарик" (вроде жилета или короткой куртки без рукавов) из овчины, гладкий или вышитый разноцветной бумагой и украшенный кусочками белого и черного козьего меха; через плечо висит обыкновенно цветная суконная сумка или холщовая серая торба; поверх всего этого накидывается на плечи суконный "сердак", вроде широкого пиджака; на ногах - постолы или ходаки (вроде лаптей, из куска кожи с подвернутыми краями), с онучами и волоками (шнурами), или черевики (полусапожки, ботинки), или высокие чоботы (из конской кожи); на голове шляпа поярковая или соломенная или барашковая шапка. Ко всему этому прибавляется еще кафтан, расшитый шнурами. Волосы Р. носят или длинные, лежащие по плечам (например, бойки, лемки), или подстриженные спереди над бровями и от уха до уха и отпущенные сзади почти до плеч (гуцулы), или подстриженные по-городскому. Женский наряд в главных чертах состоит из длинной белой рубахи с вышивкой по плечам, у ворота и обшлагов, передника и куска толстой шерстяной (цветной) материи, обернутой вокруг стана вроде юбки. Украшения - монисты, кораллы, бусы и т. д.

Р. в Буковине живут в северной и северо-западной части страны, составляя значительное большинство населения в округах Коцманском, Черновицком, Выжницком и Серетском; всего в 1890 г. их считалось 268367 человек. По своему языку, внешнему виду, характеру и одежде они делятся на 2 племенные группы: 1) подоляне, иначе поляне или поляницы, живущие в равнинах и долинах северной, средней и восточной частях Буковины, и 2) гуцулы - в горах западной и юго-западной Буковины. Различие между ними приблизительно то же, как и между жителями равнин и гор в Галиции.

Р. в Венгрии - около 400000 человек - живут по южному склону Карпат, в северо-восточной части страны, почти сплошной массой в северо-восточных частях комитатов Шаришского, Ужгородского, Бережско-Угочского и Мармарошского; значительное число Р. живет в комитатах Земненском (Спишском) и Абауйварском; меньше их в комитатах Торненском, Боршодском, Сатмарском, Саболчском, Гемерском, Бигачском и др. На этом пространстве Р. Венгрии соприкасаются на севере и востоке с Р. Галиции и Буковины, на юге с румынами, на юго-западе с мадьярами, на западе со словаками. Они делятся на верховинцев, долинян и ословаченных русских. Верховинцы (обитатели верхов или гор), иначе горешняне, непосредственные соседи галицких Р., к которым они ближе всего по языку, живут в возвышенных частях комитатов Мармарошского, Бережского и Ужгородского. Они лучше других сохранили свой первоначальный тип сильного пастушеского племени. Обыкновенно флегматичные, в минуту опасности они обнаруживают большое мужество и даже на медведя решаются выходить с одним ножом в руках. Скотоводство - любимое занятие верховинцев. Склонность к спиртным напиткам часто порождает между ними душевные болезни. Долиняне - жители долин (иначе долешняне или влахи, блахы) - живут в долинах тех же комитатов, где в горах обитают верховинцы, а кроме того в комитатах Сатмарском, Саболчском и Угочском. Они подвижнее и предприимчивее верховинцев. Рядом со скотоводством они занимаются земледелием и промыслами: плотничают, сплавляют плоты, копают руду, извозничают, рубят дрова, жгут уголь. По языку, долиняне отличаются от своих горных собратий обилием иноязычных, преимущественно немецких слов: цверна (Zwirn) вместо нитка, грунт вместо верховинского засид (участок земли), фриштиковати вместо снидати (завтракать) и т. д. Ословаченные русские - иначе спишаки или крайняне - обитают в комитатах Земненском, Абауйском, Шаришском и Спишском и отдельными поселками в других частях Венгрии; они представляют собой переходную ступень от русского племени к словацкому, с преобладанием русских элементов. И в физическом, и в умственном отношении эта часть Р. значительно уступает и верховинцам, и долинянам: они низкорослы, слабого телосложения, безбороды. По языку они делятся на сотаков, произносящих "что" как "со", и чотаков, произносящих "чо". Кроме этих трех главных разновидностей Р., в Венгрии есть еще небольшое число "русских горалей" (в Спишском комитате), отличающихся предприимчивостью и ловкостью и говорящих языком, близким к польскому, но с русской акцентовкой. Язык Р. Венгрии имеет наибольшее сходство с северным малорусским наречием; значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское поднаречие (губерния Черниговская и смежные). Главные фонетические особенности говора: переход о в i : конь-кiнь, бог-бiг; о в у : зубов-зубув, от-уд, он-вун, горький- гурький и т. д.; о в ю : конь-кюнь и кунь, (с)колько-кюлько; jo (ё) в ю: пёк-пюк, утёк-утюк, тётка-тютка и кютка. В спряжении ае стягивается в а - загадашь, кусат; 3 л. един. числа наст. времени обыкновенно без т - спевае, рубае. Ы сохранилось, как великорусское, и употребляется после гортанных: кыдати, гынути. Й произносится и как g (латинское), и как x . Согласные ж, ч, ш, щ и ц произносятся мягко, как бы с последующим ь (=j =й ): жаль - как жяль, час - чjac; д и т смягчаются в дж и тш: медже-меж, чуджий-чужой, ходжу-хожу. Начальный гласный йотируется или принимает в : jедин, йострый, вотдай-отдай, вутки-утки. Полногласие не везде соблюдается: глава-голова, драгый-дорогой. Губные смягчаются чаще через ь чем л : робью-роблю (делаю), спью-сплю. Прошедшее совершенное (perfect.) употребляется часто со вспомогательным глаголом: любили сме одну двое; села"м себе в темном лесе; мало"м спочивала. 1 л. множ. ч. наст. вр. оканчивается на ме: знаеме, ходиме, просиме.

Ср. Szüjski, "Die Polen und Ruthenen in Galizien" (Вена, 1882); Kupczanko, "Die Schicksale der Ruthenen" (Лейпциг, 1887); Kaindl und Monastyrski, "Die Ruthenen in der Bukowina" (Черновцы, 1890); Biderman, "Die ungarischen Ruthenen, ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Geschichte" (Инсбрук, 1862 и 1868); Де-Волан, "Угрорусские народные песни" (СПб., 1885); Семенович, "Об особенностях угрорусского говора", в "Сборнике статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Вл. И. Ламанского" (СПб., 1883).

Ир. П.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Русины" в других словарях:

    РУСИНЫ, этническая группа украинцев (см. УКРАИНЦЫ), живут на западе Украины в Галиции, Буковине, Закарпатье. Численность на Украине 10,2 тысячи человек (2000). Наибольшее распространение термин «русины» имел во времена владычества Австро Венгрии … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    - (от Русь) название украинцев западно украинских земель Галиции (См. Галиция) (Галичины), Буковины (См. Буковина), Закарпатской Украины (См. Закарпатская Украина), имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро … Большая советская энциклопедия

    Мн. 1. Название, которое по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины применялось в официальной австро немецкой, польской и русской литературе до 1940 г. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в … Русская история

    русины - рус ины, ов, ед. ч. рус ин, а … Русский орфографический словарь

    Паннонские русины Общая численность: 20000 чел. Расселение: … Википедия