К четырем годам словарь ребенка составляет. Словарный запас ребенка трех лет. Способы и методы расширения словарного запаса детей

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — . Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5-5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал" и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Обсуждение

Дети абсолютно разные! Поэтому так всех под одну гребенку, это странно, особенно для специалиста;) Кто-то в год говорит уже 10 слов, а кто-то в два года только научился говорить мама и папа. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех, кто рано заговорил. Тут все индивидуально.

У каждого ребенка по разному. Это с разряда вопроса, сколько английских слов должен знать взрослый человек.

Боже, какая чушь, где эта тетенька свои дипломы получала - сама нарисовала?

Комментировать статью "Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?"

Речь ребенка в 2 ,5 года. Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажит. Развитие речи ребенка 2, 8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но... не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ...

Обсуждение

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа - надо учить правильно просить - мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ - это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

С точки зрения психологии и логики он выражается правильнее, чем Вы от него ожидаете.
Наверно просто разные подходы в воспитании.
Речь, конечно, можно развивать разными методиками. Если есть цель.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Добрый день! Есть племянник 2 ,5 года.Не говорит совсем.Ну вот даже мама,папа,на,дай и т.д. не говорит.Единственное слово,если это...

Обсуждение

пассивный словарь сколько слов? слух в норме?

Нужен хороший невролог и желательно сделать обследования. Только после этого назначать препараты если есть необходимость.
У меня младший в 2.5 не говорил. Куча занятий и прочего. По обследованиям проблемы были, но то что обычно назначают в поликлиниках моему сыну без надобности тк это оказалось абсолютно в норме. Те если бы давали то толку не было бы.

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года, 3 года. И это ничего особенного не означает, потом догоняет через годик-другой тех...

Обсуждение

Совсем не пора, нам было 2,1 когда мы в садик пошли, толком практически ничего особенного не говорила,только отдельные слова. После месяца хождения в садик стала болтать так, что только удивлялись. Так что не переживайте и ни к какому логопеду вам идти не надо - рано еще.

У меня оба такие. Старший заговорил в саду, в 2,5. Младшему осенью тоже в сад, вот надеюсь, что и он там заговорит.

что понимает ребенок в 2 года?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Возможно, ей хочется заниматься совместным рисованием.

Обсуждение

Верочка, полностью с тобой согласна в том, что дети жутко умные существа. У Эдварда моего та-а-кой умнющий взгляд, что мне всегда не по себе становится, когда я с ним разговариваю - я в разы глупее его. Он еще в двухмесячнои возрасте имел этот взгляд, чем еще тогда поразил меня. А сегодня спрашивает утром Наташу - "Ты на русский идешь?". Наташа чуть не упала - "ну да, на русский, а ты откуда знаешь?". Вот так - мы еще и ясновидящие. А он хихикает, хитрюга. Потрясающее удовольствие общаться с детьми - я всегда балдею от умных собеседников.

Мой муж уверен на 100%, что дети (в данном случае наша почти 2-х летняя дочуля) понимают все. Только иногда прикидываются, что не понимают. Поэтому всегда разговаривает с Машей, как со взрослой. И вы знаете, это гораздо лучше и эффективнее, чем бабулины "сюси-пуси".

Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Дочка говорит с 1,5 лет, очень много, но... не всегда понятно, т. е. не выговаривает достаточно много букв (ш,щ, л, р,...) сочетания букв (вл, кл, и т.д.)Как можно это развивать, что делать...

Обсуждение

Вышлите пожалуйста упражения по развиттю речи

27.08.2017 07:50:19, Jalgas

Видео боялась, потому что не понимала, что это она. В зеркало когда начала смотреться?
Сейчас ей очень нравится подражать и делать что-то вместе.
Что касается развития речи, то это еще не переход к предложениям в речевом смысле, а как бы в рече-жестовом.
Но это уже прогресс!
Речь развивается в двух направлениях: звукопроизношение и общее развитие речи.
Кроме того, идет развитие понимания речи других и способности порождать собственные звуки, слова, фразы.
Она хорошо порождает звуки, сейчас начинает пытаться правильно произносить слова.
Главное, слышать хорошую речь других (речевые образцы), соотносить сказанное ею с Вашим образцом и уметь управлять своими речевыми органами.
Она понимает, что произнесла слово не так? Говорите с ней короткими четкими конкретными фразами, не читайте сложных книжек. Развивайте общие и мелкие движения. Танцуйте, пойте, рассказывайте короткие стихи, играйте в пальчиковые игры. Я провожу инструктаж, как это все делать, если сможете, приезжайте.
Управление речевыми органами зависит от степени развитости моторной речевой зоны мозга. Можно стимулировать артикуляционной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой: все в игре. Есть хорошие книжки из серии "Карапуз".

Развитие речи ребенка 2 ,8 лет. Подскажите, как можно развивать дитя в этом направлении. Абсолютно правильно вам сказали до 4 (а то и до 5) лет вообще с детьми по постановке звуков не работают.

Обсуждение

Обратная ситуация. Моя дочь с 2,5 лет начала заикаться, ходили к невропатологу. Ее диагноз - перенапряжение ребенка. Дочь с 2х лет знает массу сложных стихов (в 2 года шпарила наизусть "Сказка про царя и чеботаря" Михалкова и подобное) - это плохо, в 2,5 года нужно ограничиться "Репкой" и "Гуси-гуси". Сложные книжки не читать - только то, что может понять в этом возрасте - колобки, репки и пр. Не провоцировать на употребление сложных слов (моя дочь в 2 года выдавала слова "бесконечный процесс"). Так что это "речевое развитие" - очень тонкая вещь, каждый специалист говорит по-разному. А уж попугать доверчивых мамочек - просто хлебом не корми.

Мой (2,9) пересказывает сказки, хорошо знает про репку и про курочку Рябу. Стихи рассказывал у себя на дне рождения, когда ему исполнилось два года, самые легкие из Агнии Барто. Потом мы с ним лежали в больнице в 2,3 года, взяла с собой только две книжки: стихи Агнии Барто и английский для самых маленьких. Он сам делал вид, что читает книжки, по картинкам ориентировался, какой стишок надо "читать". А из английского хорошо выучили только "dog". Зато от нечего делать выучили как называются пальцы на руке, это является предметом моей гордости по сей день. Да, кстати, мы состояли на учете у невропатолога с диагнозом - гипервозбудимость.

Рассмотрим особенности развития словаря детей третьего года жизни, детей 3 лет.

Интенсивность роста словарного запаса ребенка на третьем году жизни продолжает оставаться высокой. В среднем словарный запас за возрастной период от 2 до 3 лет увеличивается в 4—5 раз (от 300 слов в 2 года до 1200—1500 слов в 3 года). К концу третьего года жизни в словарном запасе разных детей могут наблюдаться значительные различия.

Содержание словаря детей составляют предметы и объекты ближайшего окружения ребенка: игрушки, посуда, одежда, мебель, близкие взрослые и дети, общающиеся с ребенком, домашние и некоторые дикие животные. Благодаря развитию дифференцированного восприятия и способности к установлению простейших связей ребенок не только называет предмет, но и находит в нем отдельные ярко выраженные части, качества и свойства: у машины — колеса, кузов, кабина; у чайника — носик, ручка; яблоко — красное, сладкое, твердое, может катиться, его можно есть и т. д.

Активное социально-нравственное развитие ребенка способствует пополнению словарного запаса обозначениями личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников: хорошая, добрая, красивая и т. п. Знакомство детей со способами общения позволяет включить в словарный запас ребенка общепринятые слова приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо и т.д.

В единстве со значением слова ребенок осваивает его звучание. В связи с недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок лучше слышит ударный слог) и артикуляционного аппарата самостоятельное воспроизведение слова часто вызывает у ребенка трудности, что приводит к использованию им автономной речи, слов-корней: би-би, бибика (машина), ав-ав, ава (собака). Вместе с тем ребенок неосознанно стремится к совершенствованию своих речевых умений, к развитию артикуляции. Это проявляется в характерных для данного возраста самостоятельных речевых упражнениях ребенка: многократных повторениях слова, звукосочетания, фразы. Например, ребенок идет с мамой по улице и повторяет: куки-маки, куки-наки, куки-баки и т.д. Помощь воспитателя ребенку при освоении им правильного произношения может заключаться в следующем:

— четкое и ясное многократное произнесение нового для ребенка слова;

— обязательная замена неоформленного или «детского» слова ребенка его социально закрепленным «взрослым» звучанием (не «би- бика», а машина );

— организация речевых упражнений ребенка в виде повторения чистоговорок (Да-да-да — за окном вода; Та-та-та — накормлю кота ), договаривания стихотворных строк, чтения потешек, пения песенок, проведения словесных игр с движениями, воспроизведения слова хлопками и т. п.

Задачи словарной работы с детьми:

1. Обогащать и активизировать словарь детей.

2. Стремиться к окончательному освобождению речи детей от слов-корней, к использованию ими социально закрепленного звучания слов.

В возрасте с 2 до 3 лет очень активно начинает расширяться словарный запас ребенка. К трем годам словарный запас составляет примерно 700-1000 слов. Благодаря такому большому количеству слов малыш начинает активно пользоваться речью.

К трем годам он говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. В 3 года ребенок должен уметь произносить гласные А О И У Ы, и согласные Б П В Ф Д Т Г К М Н.

Какие же слова присутствуют в словарном запасе ребенка 3 лет

В основном это слова из окружающего мира ребенка.

Существительные: игрушки, части тела, посуда, мебель, одежда, обувь, продукты питания, фрукты, овощи, бытовая техника, предметы обихода, названия некоторых животных, птиц, растений, явлений природы.

Глаголы: обозначающие действия самого ребенка, действия других людей, некоторые другие действия, например, каша варится, вода льется.

Прилагательные: обозначающие некоторые признаки предметов, например цвет: красный, синий, зеленый, желтый; величину: большой, маленький, другие признаки: горячий, холодный, сладкий, горький.

Наречия: много, мало, больно, жарко, холодно.

Не лишним будет напомнить, что все дети развиваются по разному, одни вовсю говорят уже в год, а другие и к трем годам произносят лишь несколько простых слов.

В два — два с половиной года родителям стоит выяснить, каков у ребенка пассивный словарный запас, то есть, что из вышеперечисленного словаря знает малыш, знает ли он, что обозначает то или иное слово.

Как родителям понять, какие слова ребенок знает, а какие нет?

Просто в моменты бодрствования и игр попросите ребенка принести какую-нибудь игрушку или предмет или предложите произвести какое-либо действие с предметом, лучше такое, которое ребенок в повседневной жизни не выполняет. Так вы сразу узнаете, понял вас малыш или нет. Бывает, что ребенок путает некоторые слова, например, туфли и ботинки. Иногда путает слова схожие по звучанию: дудочка-удочка, булочка -улочка; или принимает словосочетание за отдельное слово, как девочка, которая просила спеть песенку про Шумелку-мышь. Выяснилось, что это песня «Шумел камыш, деревья гнулись»

Как расширить словарный запас ребенка в 3 года

Очень полезно для расширения пассивного запаса слов читать ребенку, рассматривать картинки в книжках, предметные картинки. Предлагайте ребенку найти на картинке яблоко, банан, стул, кровать, тарелку, холодильник. Для расширения словарного запаса прекрасно подойдут занятия по методике Домана .

Большое значение для развития речи имеет наличие в словаре глаголов. Если в словаре ребенка часто присутствуют 20 глаголов, то происходит значительный скачок в развитии речи. Чтобы обогатить глаголами словарь ребенка, взрослым необходимо в моменты общения постоянно описывать свои действия: помешаю кашу, вытираем ротик салфеткой, протрем пыль, польем цветок.

Если при обследовании вы выяснили, что с пониманием речи, то есть с пассивным словарем все хорошо, но активной речи нет необходимо, чтобы у ребенка появилось желание вам подражать, повторять за вами различные действия, движения, мимику. Поощряйте желание малыша протереть пыль, подмести пол, помыть посуду, состряпать пирог, выложить узор, сделать зарядку для язычка и т. д. Часто родители в стремлении сделать все быстро, буквально отбивают у малыша желание действовать, они лучше сами быстро вымоют посуду, сами оденут ребенка, накормят его. Если же у взрослых хватит терпения, то посредством этих несложных дел вы привьете ему любовь к труду, расширите его словарный запас, укрепите ваши отношения.

Следующий шаг для расширения активного словарного запаса — это развитие слуха и развитие речевого дыхания .

И конечно, с самого раннего возраста необходимо проводить с ребенком игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук . Также не забывайте об артикуляционной гимнастике . Заведите дневник и записывайте в него какие слова уже есть в словаре вашего ребенка и какие появляются вновь. Так вам легче будет контролировать развитие речи малыша.

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.

Основы будущей речи формируются на первом году жизни младенца, поэтому очень важны условия, в которых он растет и учится говорить. Это сложная работа не только для самого малыша, но и для родителей. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» порекомендуют родителям детские книжки для развития речи, игрушки для активизации мелкой моторики и электронные гаджеты, способствующие формированию словарного запаса.

Формирование активной лексики





Нет определенного возраста, в котором дети начинают говорить, все зависит от малыша, и его окружения. Большинство младенцев начинает лепетать примерно в 8-10 месяцев. Сначала такой лепет представляет собой просто повторение одинаковых слогов, поэтому первым словом становится «мама», «папа» или «баба». Такое явление называется звукоподражанием, то есть ребенок повторяет то, что чаще всего слышит от взрослых.

В полтора года дети учатся выговаривать 4-5 слов целиком и активно используют их. К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 45-50 слов. В лексикон двухлетки входят местоимения (я, мы, ты), малыш выговаривает большую часть звуков (трудности могут возникать с сонорными и свистящими). В течение третьего года жизни дети понимают слова, обозначающие действия.

Чтобы увеличить словарный запас ребенка:

  • постоянно разговаривайте с малышом;
  • почаще читайте вслух, обращая внимание на новые слова и интересные выражения;
  • при разговоре с детьми не только говорите, но и внимательно слушайте;
  • попробуйте заинтересовать разнообразными речевыми играми, сочиняйте с ним стишки и истории;
  • просите малыша повторить свой рассказ или пересказать прочитанный, используя другие слова;
  • занимайтесь тренировкой памяти (учите стихи, считалки, незнакомые слова);
  • если возникают трудности, не стесняйтесь обращаться к логопеду.

Важно!

Как увеличить словарный запас к школе

Чтобы научить ребенка красиво говорить, нужно не только много читать, но и давать ему выговориться. Для этого с малышом следует постоянно общаться и помогать ему с усвоением новых слов. Никогда не оставляйте вопросы без ответов. Если не знаете, ищите информацию и адаптируйте ее для любознательных сына или дочки. Обсуждайте вместе с детьми просмотренные фильмы, совместные вылазки на природу, прогулки и экскурсии.

Выводы

Лексический запас каждого ребенка формируется индивидуально. На количество усвоенных слов и понятий влияет среда, методы воспитания, лексика, которой пользуются родители. Пополнить словарный запас помогут интеллектуальные игры , чтение книг , просмотр фильмов и их обсуждение. Чтобы перевести пассивную лексику в активную, давайте выговориться малышу. Стимулируйте его желание говорить содержательно, используя сложные слова.