Средняя группа конспект по художественной литературе. Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина. I. Организационный момент

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Тема: «Путешествие в деревню «Сказкино»
Воспитатель: Зуй О.В
«Путешествие в деревню «Сказкино»
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей создания сказок.
2. Уточнить знания детей о русских народных сказках.
3. Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок.
4. Закрепить понятия: перед, между, за.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание читать сказки, понимать смысл сказок.
Развивающие задачи:
Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
1. Изготовление плоскостных изображений четырех домиков со съемными замками, с открывающимися окошками.
2. Заучивание физкультминуток.
Ход занятия.
- Ребята! Посмотрите. К нам в гости пришел Незнайка. Он не знает ни одной русской народной сказки. Давайте ему поможем познакомиться со сказками.
- А вы любите сказки? (Любим)
Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т.д.)
- Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
- А сейчас я вас вместе с Незнайкой приглашаю в деревню «Сказкино», где живут сказки. Отправимся мы на паровозе. Вагончики, стройтесь!
Дети встают за воспитателем и «поезд» отправляется.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню «Сказкино»
Компанию ребят.
Чух, чу, чух.
Воспитатель обращает внимание детей на домики и предлагает «поезду» остановиться.
- Вот мы и приехали в деревню «Сказкино». Посмотрите, какие красивые домики. На каждом домике висит замок. А чтобы нам его открыть необходимо, отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Отчего так получилось,
Что яичко вдруг разбилось?
Знает бабка, знает мышка,
Знает дед, а ты, малышка?
- Как называется эта сказка? (Курочка ряба)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Курочка ряба».
- Правильно! Какое яичко снесла курочка ряба сначала? (Золотое яичко)
- Что произошло с яичком? (оно разбилось).
- Как отреагировали бабка и дед? (Они заплакали)
- Как успокоила их курочка? (ответы детей)
-Какое яичко лучше золотое или простое? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
- Как называется эта сказка? (Теремок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Теремок».
- Хорошо! Кто нашел теремок первый? (мышка – Нарушка)
- Кого пустила в теремок мышка? (Дети перечисляют героев)
- Кто пришел последним? (Медведь)
- Давайте изобразим медведя. (Дети изображают движения медведя)
- Что произошло, когда пришел медведь? (Он сломал теремок)
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Физкультминутка
Стоит в поле теремок, теремок
(Дети поднимают руки над головой, имитируют «крышу»)
Он не низок, не высок.
(Дети приседают и встают)
На двери висит замок, да замок
Кто бы тот замок открыть бы нам помог?
(Сцепляют пальцы рук «в замок»)
Слева зайка, справа мышка
Отодвиньте – кА задвижку;
(Качают головой вправо, влево)
Слева мышка, справа волк –
Нажимайте на замок;
Зайка, мышка, мишка, волк,
Открывайте теремок!
(Стараются расцепить пальцы рук)
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте внимательно.
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
- Кем были эти дети? (Козлятами)
- Как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Волк и семеро козлят».
- Молодцы! А скажите, всех ли козлят съел волк? (Ответы детей)
- Правильно ли поступили козлята? Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Чем закончилась сказка? (Коза спасла своих козлят)
- Как надо себя вести, когда вы остаетесь одни дома? (Ответы детей)
- Правильно! Слушайте последнюю загадку.
Он ушел от волка злого
И медведя удалого,
А лису румяный бок
Обмануть никак не смог.
- Как называется эта сказка? (Колобок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Колобок».
- Какой колобок? (Круглый, румяный, непослушный)
- От кого ушел колобок? (От зайца, от волка, от медведя)
- Почему колобка съела лиса? (Ответы детей)
- А какая лиса в сказке? (Ответы детей)
- Давайте ее изобразим. (Дети имитируют движения лисы)
- Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Правильно, ребята! Мы все загадки отгадали, замочки и окошечки все открыли. Ну Незнайка, теперь ты будешь знать русские народные сказки. А сейчас нам пора возвращаться домой. Ребята, образуйте «поезд».
Дети встают за воспитателем, образуют «поезд».
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу
Компанию ребят!
Чух, чух, чух.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.

Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь:
Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька
признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега);
глагольный – умаялся, сплёл, понесло.
Грамматика:
активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические:
Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки;
Наглядные:
рассматривание картинок к произведению.
Словесные:
Повторение названия и героев сказки.
Материалы: лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа: поощрять эмоциональные реакции на сказки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.

Ход занятия:

В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь?
Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь.
Воспитатель: Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать?
Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр!
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.

Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».

Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?

Вопросы по тексту:
1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван);
2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал);
3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка);
4. Куда собрался старичок? (В Москву);
5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти);
6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл);
7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка);
8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться);
9. Как звали брата Ивана? (Степан);
10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом);
11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились);
12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь);
13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали);
14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким);
15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья);
16. Кто спас Акима? (Жена);
17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер);
18. Кто обул лапти у Акима? (Барин);
19. Куда лапти затащили барина? (В лес);
20. Что с барином случилось? (Утонул);
21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку);
22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки);
24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
25. Понравилась ли вам сказка? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.

Конспект НОД. Чтение художественной литературы детям 4-5 лет


Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ СОШ № 1464 (дошкольное отделение)
Цель: Прочитать детям русскую народную сказку " Гуси-лебеди " и провести вместе с детьми анализ произведения.
Задачи: Формировать эмоционально-образное восприятие произведения.
Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.
Развивать творческое воображение, речь детей.
Материалы: Листы бумаги, книга с иллюстрациями, цветные карандаши.
Предназначение: Материал предназначен для детей 4-5 лет.
Назначение: Материал будет полезен воспитателям и родителям детей 4-5 летнего возраста.
Чтение литературы играет огромную роль в развитии речи дошкольников. Важно с раннего возраста приобщать детей к красоте родного слова. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции.
Восприятие литературного произведения будет полноценным, если ребёнок к нему подготовлен, поэтому основной задачей взрослых является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге.
Детям в возрасте 4-5 лет нужно уже фиксировать внимание на образных словах и выражениях, эпитетах и сравнениях.
после прослушивания сказки ребёнок этого возраста должен уметь отвечать на вопросы по её содержанию. Правильно поставленные вопросы заставляют ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Ход НОД
Воспитатель: -Ребята, вы любите сказки?(ответы детей)
Какие сказки вы знаете?(ответы детей)
Какие сказки о животных вы знаете?(ответы детей)
В сказочных историях не только с животными случаются различные необыкновенные события. В волшебных сказках встречаются волшебные существа: Баба-Яга и всякие лесные чудовища. Послушайте русскую народную сказку" Гуси-лебеди". (Чтение сказки)
Воспитатель: -понравилась вам сказка? (ответы детей)
Физкультминутка
Давайте с вами представим, что мы яблонька, которая своими веточками укрывает девочку от гусей-лебедей. Наши руки-ветки. (Поднимаем руки в верх и встаём на цыпочки, затем опускаем руки вниз и садимся на корточки. Повторяем несколько раз).
О ком рассказывается в этой сказке? (ответы детей)
Скажите, а почему сказка называется " Гуси-лебеди"? 9ответы детей)
Кому помогали гуси-лебеди в сказке? (ответы детей)
Вспомните, кого первого девочка попросила о помощи? (ответы детей)
Кого второго девочка попросила о помощи? (ответы детей)
Кого третьего? (ответы детей)
Как вы думаете, почему ни песка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке в начале? (предположения детей)
Расскажите, как окончилась сказка? (рассказ детей)
Кто в сказке главный герой девочка или гуси-лебеди? (ответы детей)
Кого бы вы назвали хорошими героями сказки? Почему? (ответы детей)
Кто в сказке злые герои? (ответы детей)
Ребята, а вы обратили внимание, как красиво в сказке описывается поле(Выбежала она в ЧИСТОЕ поле...), а речку (Молочная речка кисельные берега...)?
Ребята, а вы хотели бы нарисовать эту сказку? (ответы детей)
Давайте вместе попробуем.(Дети рисуют, если кто-то из детей затрудняется и не знает, что ему нарисовать, помогаю выбрать сюжет наводящими вопросами: кого девочка встретила в начале?, (ответ), правильно, печку. Чего печка предложила девочке?(ответ), правильно, пирожков. Кто-то из вас может нарисовать печку и пирожки. Кого ещё встречала на пути девочка? (ответ), правильно, яблоньку, можно нарисовать яблоню. Кого третьего встретила девочка?(ответ) правильно, можно и речку нарисовать.)
Ребята, перед вами книга с иллюстрациями к сказке " Гуси-лебеди". Можете ещё раз рассмотреть картинки и, может быть, кто-то из вас нарисует что-то другое.
(Дети изображают цветными карандашами иллюстрации к сказке " Гуси-лебеди".)
В завершении деятельности организуем выставку детских работ и просим ребят по рисункам самостоятельно рассказать сказку.
Посмотрите, какие рисунки у нас получились.






Конспект открытого занятия по художественной литературе в средней группе детского сада произведение К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха»

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением К.И.Чуковского; воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; расширять кругозор детей и пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ используя строки из сказки и опираясь на иллюстрации.

Материалы: игрушка кузнечик, произведение К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха», портрет автора, иллюстрации к произведению, маски-картинки с изображением насекомых, аудиозапись весёлой музыки, раскраски с насекомыми, цветные карандаши.

Словарь: кузнечик, клоп, букашка, сороконожка, восхвалять, смелый, отважный, бесстрашный, гостеприимная.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Ребята сидя в кругу и передают соседу цветок и приветствуют его с улыбкой: «Доброе утро, …»

— Ребята, к нам в гости кто – то пришёл. И что бы узнать кто это, вы должны угадать загадку.

— Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Это кузнечик)

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький… (Кузнечик)

— Конечно, ребята, это кузнечик! Познакомьтесь, пожалуйста, нашего гостя зовут кузнечик Кузя! Он живёт на лужайке в парке. Много слышал о нас и вот заглянул в гости. Поприветствуйте Кузю! (Дети здороваются с кузнечиком)

— Кузя по секрету мне сказал, что он слышал об одной удивительной сказке, в которой герои насекомые. Скажите, а вы знаете такую сказку? (Ответы детей.).

— Нееет? Тогда давайте знакомиться с новой сказкой!

II. Основная часть

— Сказку написал детский писатель К. И Чуковский, а называется она «Муха — Цокотуха».

— Ребята, садитесь поудобнее. Кузя, и ты устраивайся. А теперь внимательно слушайте!

Чтение сказки «Муха — Цокотуха» с показом иллюстраций.

— И так, друзья, вам понравилась сказка? (Ответ)

— Посмотрите, какая Муха – Цокотуха красавица, какая она гостеприимная хозяйка. Пригласила к себе на именины гостей.

— Ребята, мне Кузя сейчас сказал, что не всех гостей Мухи-Цокотухи запомнил. Давайте поможем ему вспомнить! (Дети соглашаются)

— Кого же пригласила Муха – Цокотуха?

(Дети перечисляют насекомых из сказки, воспитатель вывешивает соответствующие маски-картинки)

— Что делали гости у именинницы? (Ответы детей, воспитатель помогает строить ответы опираясь на иллюстрации и используя строки из сказки)

— Ребята, посмотрите, мне кажется наш кузнечик Кузя немного испугался!..

— Кузя говорит, что он немножечко боится паука. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

— Кузя говорит, что вы правы.

— А, что хотел сделать с мухой злодей-паук? (Ответы детей)

— И погибла бы Муха-Цокотуха… Но, ребята, кто-то спас муху. Кто же это был? (Ответы детей)

— Да, это был маленький Комарик и в руке его горел маленький фонарик!

— Как вы думаете, каким был комарик? (Смелый, храбрый, бесстрашный и т.д).

— Да, ребята, праздник продолжался. И все были рады.

Физ.минутка

— И мы с вами можем побывать на этом празднике. Представим, что мы жучки, бабочки, блошки, пчёлки… и давайте потанцуем вместе с Мухой – Цокотухой. (дети надевают маски насекомых и танцуют).

III. Обобщение и закрепление.

— Ребята, вот вы сегодня познакомились с новой сказкой «Муха- Цокотуха». Расскажите, пожалуйста, нашему гостю, кто из героев вам понравился и почему?

— Комарик – он смелый, отважный, бесстрашный.

— Муха – она добрая, красивая, гостеприимная (любит гостей), другие возможные варианты)

— Хорошо! Кузнечик Кузя сказал, что ему очень понравилась сказка и он вам принёс подарок. Это фотографии его друзей. Но он сказал, что они не цветные и было бы очень хорошо, если вы их раскрасите.

Воспитатель показывает раскраски и предлагает детям выбрать, какую раскрасить.

Дети садятся за столы, раскрашивают картинки.

Затем воспитатель организует выставку детских работ.

IV. Заключение.

— Какое произведение мы сегодня прочитали? (Ответы детей)

— Сейчас кузнечик Кузя торопится к себе на полянку. Его там ждут друзья- насекомые. Кузя обещал рассказать им нашу сказку, что бы они все вместе порадовались.

— Давайте попрощаемся с Кузей! (Дети прощаются с гостем)

— Ребята, сегодня вы все были умницами, все хорошо работали и сейчас можете отдохнуть!

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)

У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.

Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.