Г х андерсен гадкий утенок герои. Мой читательский дневник. Для старшей группы

Меню статьи:

Кто не знает сказку, принадлежащую перу Ганса Христиана Андерсена, «Гадкий утенок», главные герои в которой – птицы с птичьего двора – и скромный утенок, обернувшийся красавцем-лебедем? Любители читать в детстве брали в руки книгу, а любители смотреть фильмы – включали советский мультфильм… О гадком утенке. Имя это стало нарицательным.

История создания сказки

Нередко писатель создает художественное произведение, опираясь на то, что видит в реальности. Обычно у литературных героев есть реально существовавшие прототипы. В случае Ганса Андерсена, главный герой не только похож на писателя – конечно, не внешне, но по совокупности характеристик, но также узнаются и события из жизни автора, и даже места. Главные герои сказки «Гадкий утенок» проявляют качества, присущие людям: в животных читатель замечает без труда как себя, так и свое окружение.

У писателя произошла похожая ситуация: из гадкого утенка Андерсен перевоплотился в прекрасного лебедя. Из безвестного человека, мечтавшего стать великим актером, юный мальчик стал великим писателем. Трудно сказать, кому из детей не дарили на дни рожденья и Рождество книги Андерсена, кому не читали их родители на ночь, перед сном.

Поэтому эта сказка имеет особенное значение для ее создателя.

Сюжет сказки

Если вы ведете читательский дневник, то, пожалуй, могли бы записать основные сюжетные повороты произведения. Ваш список выглядел бы приблизительно так:

Сказка начинается с того, что на птичьем дворе вдруг появляется уродливое создание. Кто его родители? Откуда это животное произошло? Неизвестно. Мы даже не понимаем, что это за птица. Видимо, утенок. Но для утенка он слишком уродлив. Несчастного утенка гонят и угнетают, поэтому однажды, не выдержав насмешек злобных птиц, наш герой решается бежать прочь из птичьего двора.

Утенок убегает. Его ждут приключения и опасности: например, в один день утенка чуть не убили охотники. Далее утенок прибивается к дому одной старухи. Кроме маленькой птицы старуха держит также кота и курицу. Впрочем, эти животные тоже не принимают утенка. После этого утенок снова вынужден бежать: замерзая, он уже практически примиряется с неизбежной кончиной. Однако вскоре его находит один добрый крестьянин и забирает к себе. В доме нового хозяина утенок мог бы пережить зиму, но страх толкает его на очередной побег. Зима и одиночество ждут птицу впереди.

Кроме того, что детей увлекает рассказ о путешествиях и странствиях главного героя, сказка также рассказывает о сложности и важности понимания собственной природы и места в жизни. Главные герои «Гадкого утенка» демонстрируют общественные стереотипы и их силу: мы увидим, что даже родители порой поддаются давлению общественного мнения, теряя способность адекватно оценивать ситуацию.

Но холода и морозы не вечны и однажды им приходит конец. Зима – это метафора. Главный герой переживает зиму не только буквально – как сезон года, но также он переживет зиму собственной жизни. В жизни, как и в культуре, не бывает постоянного нисходящего движения: однажды наступает весна и расцвет.

Гадкий утенок вдруг понимает: пришла весна. Лед на воде постепенно тает, и природа пробуждается к новой жизни. Возвращаются птицы, которые улетали зимовать в теплые края. Утенок тоже выходит из своего укрытия и видит перед собой прекрасных птиц. Кто они? Раньше он даже подумать не мог, что на свете живет такая красота! Но потом он замечает свое отражение в водной глади и осознает: он – такая же красивая птица, как те, которые прилетели с зимовки. Гадкий утенок оказался необычайной красоты лебедем.

Желая вновь увидеть птичий двор, утенок пролетает над ним, а птицы, смотря на него снизу-вверх, завидуют и любуются, наслаждаясь красотой его вида и полета. Наверное, этот момент в советском мультфильме – любимый для многих почитателей этой замечательной детской сказки.

Сказки бывают жестокими, как повествования братьев Гримм, но также сказки пишутся людьми добрыми, а доброта – это качество, которым обладают люди, пережившие немало страданий. В гадком утенке красота – не только в том, что он превращается в лебедя, но также в том, что жизненные невзгоды не превратили его в жестокое обозленное существо. Наоборот: мы наблюдаем расцвет и внешности, и внутреннего мира.

Главные идеи сказки

Терпение и усилия – это плата за достижения и жизненные успехи. Счастье не дается сразу, не падает на голову. Люди, желающие получить благо в будущем, должны быть готовыми к тому, что вначале придется пережить страдания и пройти через трудности и испытания.

Одновременно, произведение будто говорит читателю: нельзя судить кого-либо лишь по внешнему виду. В народе есть и соответствующая поговорка: встречают по одежке, а провожают – по уму.

Главные герои

Гадкий утенок

Начало жизни персонажа – безобразная, уродливая внешность. Он, конечно, совсем не утенок, но птицы с птичьего двора – настолько ограничены и глупы, настолько мало видели в жизни, кто называют его утенком, потому что тот родился в гнезде уток. Обитатели птичьего двора считают свой ничтожный и грязный мирок огромной вселенной. Домашние птицы не умеют летать и никогда не видели мира вне ворот двора.

Гадкий утенок родился в семье уток. Это было случайное происшествие, ведь яйцо, скорее всего, попало к уткам по стечению обстоятельств. С детства несчастный птенец унижается и угнетается жителями птичьего двора. Даже собственные родители не принимают его, так чего же можно ожидать от других птиц?

Утенок наделен человеческими чертами: это склонность к мечтам, романтичность, погруженность в себя. Птенец некрасивый (с точки зрения других птиц) и неуклюжий. Здесь автор поднимает и другую проблему – это вопрос красоты.

Писатель стремится показать, что объективных критериев красоты не существует, и когда мы судим кого-то, исходя из наших личных мерок, мы ошибаемся.


Не выдержав ужасного обращения со стороны птиц, утенок убегает со двора: он считает, что лучше смерть, чем унижение и оскорбление.

Андерсен пишет об утенке, но люди, которые не находят себе места среди своего окружения, без труда узнают в утенке себя. История знает множество примеров, когда непохожих и отличающихся от основной массы людей угнетали и унижали, не принимали. Часто судьбы таких личностей ломались, но порой эти люди становились великими, признанными гениями. Но гениев мы видим всегда издалека. Так случилось и с утенком: когда птичий двор наблюдает за полетом прекрасного лебедя, никто даже не узнает в нем былого уродливого утенка.

Утка – мама утенка

Мать главного героя – утка, которая ждет первое потомство. Утка – неоднозначный персонаж. Гадкий утенок появляется из яйца последним и его мать сразу понимает, что он несколько отличается от других ее детей. Сначала она пыталась защищать и оберегать сына от нападок других птиц с птичьего двора. Но потом слабость и давление птичьего общества возобладала над ней: утка стала вести себя по отношению к сыну так же, как и другие птицы. Гадкий утенок терпел унижение и презрение собственной матери, и больше не ощущал материнской любви и заботы, в которых так нуждался.

Мы охарактеризовали центральных персонажей. Теперь же стоит обратиться к героям второго плана. Большинство из них – это обитатели птичьего двора.

Знатная утка

Это самая старая птица, на ножке у которой даже повязана красная лента. Эта повязка словно отличает утку от других, превозносит ее. К ней приходят на поклон, словно она дворянка или императрица. Птицы ищут ее одобрения и боятся попасть в опалу. Нетрудно разглядеть в этом иерархически устроенном мирке птиц человеческое общество. Однако, когда здесь, Андерсен словно выпячивает, увеличивает под микроскопом – во много раз – абсурдность и парадоксальность общественных порядков.

Утка вызывает уважение и почтение, она задает общий тон на птичьем дворе, определяет место и положение других птиц – своих подчиненных.

Гуси

Дикие и гордые птицы, они только недавно водятся на птичьем дворе. В отличие от уток, гусей вовсе не пугает внешний вид утенка.

Стоит вспомнить, что наш главный герой с самого начала, когда понял, что он не похож на уток, пытается найти себе место.

В этих поисках он приходит в разные птичьи сообщества (например, пытается понять, а не индюк ли он), в том числе и в гусиное. Гуси приняли утенка, предложив ему быть одним из них. Но вскоре гуси были убиты охотниками, а с ними чуть не погиб и сам утенок.

Старушка

Когда утенок сбегает с птичьего двора, в странствиях он приходит к дому старухи. Бабушка поселилась в хилом и старом домике, который стоит на окраине. Она живет в компании курицы и кота. Старушка была слеповатая, а потому она не сразу поняла, кем является утенок. Она посчитала его уткой, жирной и упитанной, и взяла лишь потому, что понадеялась: теперь она будет иметь от нее больше яиц. Со временем утенок убегает и из этого дома тоже.

Кот

Животное, составляющее компанию старушке. Его трудно назвать положительным персонажем. Кота отличают такие черты, как высокомерие, презрение к другим, заносчивость, гордыня. Но для старушки он имеет ряд достоинств: он греет ее зимой своим теплом, мурлычет и красиво выгибает спину. Когда он злится, его шерсть становится дыбом так, что из нее даже начинают лететь искры.

Курица

Птица также, как и кот, живет в доме бабушки, к которой попал и утенок. Впрочем, курица-несушка тоже не отличается позитивными чертами: высокомерие, гордыня – те же черты, что и у кота. У курицы короткие ножки, она несет яйца и считает, что это основное преимущество всех животных. Так как утенок не умеет ни мурчать, ни нести яйца, курица не считает его достойным своего внимания и выказывает к нему всяческое презрение.

Охотник и его семья

Крестьянин-охотник описан добрым человеком. Мужчина пожалел утенка, когда увидел, что птица замерзает на улице. Охотник спас утенка ото льда и мороза, принес домой, отогрел. Однако утенок настолько привык к коварству и подлости – как людей, так и животных, что не сумел разглядеть доброты и отзывчивости в охотнике. Поэтому несчастный утенок снова убегает – от страха.

Это случилось потому, что у охотника была семья. Ситуация с домом охотника тоже отличается амбивалентностью. Если сам мужчина добр, то его семья – не так уж и добра к несчастной и бедной птице. Маленькие дети крестьянина подумали сперва, что птица – это новая игрушка. Утенок был напуган и в ужасе разбил несколько предметов кухонной посуды. Это не понравилось жене охотника. Женщина разозлилась и в порыве ярости бегала за птицей, пока та не покинула дом, испугавшись злобы хозяйки.

Еще один повод задуматься: люди ценят вещи больше, чем жизнь. Есть и обратная сторона: люди ценят жизнь человека больше, чем жизнь животного.

Лебеди

Прекрасные, благородные птицы. Лебеди знали: каждый из них рождается неприглядным птенцом, однако пройдет зима, наступит весна и лето, и птенец обернется в птицу необыкновенной красоты. Поэтому длинношеие птицы признали утенка частью своего сообщества, а также его превосходство. Утенок был молод и красив, а потому остальные лебеди преклонили перед ним головы: так, как когда-то на птичьем дворе утки преклонялись перед старой птицей с красной повязкой.

«Гадкий утенок»: главные герои сказки Ганса Андерсена

5 (100%) 2 votes

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

Даже у взрослого человека история превращения гадкого утенка в величественную и гордую птицу, рассказанная , вызывает слезы. Приключения несчастного птенца, заклеванного всем миром, писатель сумел описать чувственно и пронзительно. Главному герою повезло. В отличие от многих персонажей датского сказочника, его сказка – со счастливым концом.

История создания

В произведениях сказочного характера датский автор описывал неприглядную прозу жизни. «Гадкий утенок» не стал исключением, мало того, сказка считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную:

«Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».

Но не только внешность становилась предметом насмешек. Будущему автору «Русалочки», «Дюймовочки» и «Снежной королевы» пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его пернатому персонажу. Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.

Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.

Так и Андерсен – в 14 лет оказался без родственников и знакомых в Копенгагене, столице Дании, чтобы достичь цели и примкнуть-таки к славной когорте артистов, поэтов и художников. Впрочем, и писателю, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему так долго они держали путь.

Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.


Сказку опубликовали в 1843 году. Ректор Симон Мейслинг, издевавшийся когда-то над будущим сказочником, занял пост королевского цензора, и снова пути недругов пересеклись. Учитель по-прежнему был безжалостен к бывшему ученику и назвал произведение возмутительной вещью.

С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане. Мейслинг грозился не допустить опубликования сказки в журнале, но обещаниям не суждено было сбыться. Произведение полюбилось датским читателям, а затем и книгочеям всего мира. Добралось оно и до России – на русский язык сказку перевела Анна Ганзен.

Образ и сюжет

Летним солнечным днем под раскидистым лопухом во дворе старой усадьбы мама-утка высидела потомство. Только из одного, самого большого яйца детеныш никак не мог появиться на свет. И вот, наконец, яйцо проклюнулось, и родился необычный серый птенец. Даже матери он не понравился. Позже выяснилось, что «уродец» еще и не умеет плавать. Общество животных, обитавшее во дворе, строго осудило утенка за непохожесть на свое семейство, а родные братья и сестры во время игр то и дело норовили клюнуть, унизить, высмеять.


Юный изгой решил бежать с родного двора. Кое-как перелез через забор и отправился в неизвестном направлении. На пути ему встретились дикие утки, которых тоже позабавил неприглядный вид утенка. Героя не тронула охотничья собака – настолько он был некрасив. Однажды утенок увидел прекрасных лебедей, величаво плывущих по озеру, и даже ответил на их крик, но так и не решился подплыть ближе, боясь, что и эти птицы его отвергнут.

Наступившую зиму путешественнику пришлось коротать в голоде и холоде в озерных кустах, а с приходом весны он вновь увидел лебедей и, переборов страх, подплыл к ним. К удивлению, птицы не стали клевать гостя, наоборот – гладили его клювами и шеями. В зеркале воды гадкий утенок вдруг увидел свое отражение – на него смотрел такой же красавец-лебедь.


Необычность произведения кроется в том, что автор наделил его элементами психологии. Судьба персонажа показана сквозь его душевное состояние: в уста утенка вложена россыпь монологов, в которых тот пытается найти причину такой нелюбви к себе. Птенец то грустный, то усталый, то переполнен радостью, обнаружив свое преображение. Чувственная сказка заставляет переживать вместе с героем.

Через характеристики героев, населивших сказку, Андерсен обличает главный порок общества – неумение принимать другого со всеми его недостатками. Мораль содержит и путь, пройденный утенком: только испытав страдания от унижений и не растеряв при этом душевную доброту и любовь, можно по-настоящему радоваться счастью. Писатель наделил сказку мудрой мыслью:

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

Экранизации

В кинематограф датская сказка вошла с легкой руки . В 1931 году на студии знаменитого американца сняли черно-белый мультфильм с одноименным названием. Следующая картина Диснея по мотивам произведения о несчастном утенке вышла спустя восемь лет, но уже в цвете.


Советские кинематографисты тоже не обошли вниманием «Гадкого утенка». Режиссер Владимир Дегтярев в 1956 году подарил зрителю невероятно красивый, яркий фильм, вошедший в золотую коллекцию российской мультипликации. Пернатый изгой заговорил голосом актрисы Юлии Юльской. Персонажей озвучивали также и , а в роли рассказчика выступил Николай Литвинов. Блестящий состав и блестящая работа – неудивительно, что мультик отметили дипломом британского кинофестиваля уже через год после премьеры.


Еще один мультфильм – подарок взрослым зрителям от постановщика . Авторскую интерпретацию «Гадкого утенка» мэтр киноискусства представил в 2010 году, позаимствовав лишь эпизод превращения утенка в лебедя и обозвав работу «притчей о ксенофобии». В конце ленты главный герой мстит своим обидчикам. Над озвучкой работали Светлана Степченко, и другие актеры. Голоса двора звучат в исполнении «Хора Турецкого». Фильм украшает музыка .


Мультфильм Гарри Бардина попал в опалу на телевидении – «Первый канал» и «Россия» отказались от показа. Но главный провал ждал автора в кинотеатрах: фильм шел в полупустых залах. Между тем, газета «Труд» назвала мультик «событием года».


Интересной интерпретацией произведения Андерсена считается фильм «Удивительная история, похожая на сказку», созданный Борисом Долиным в 1966 году. События разворачиваются в годы съемок картины: мальчик нашел лебединое яйцо и подбросил его в курятник. За образец авторы взяли датскую сказку, однако основательно ее перекроили. На главные роли пригласили Олега Жакова, Валентина Маклашина, Татьяну Антипину.


Гадкий утенок давно стал нарицательным именем. В этом смысле его любят использовать режиссеры. Так, в 2015 году на японские экраны вышла одноименная дорама, состоящая из нескольких циклов. А в России поклонники сериалов наслаждались четырехсерийным фильмом Фуада Шабанова «Гадкий утенок» с , и в главных ролях.

Цитаты

«Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним».
«Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья!»
«Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие».
«- Вы меня не понимаете, - сказал утенок.
- Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет? Ты, что ж, хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне?»
«И старые лебеди склонили перед ним голову».
«Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости».

Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утенку-лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.

Точно так же и человек, не склонившийся перед судьбой, в итоге может торжествовать победу.

Из-за чего вообще начались беды утенка

Мораль сказки состоит еще и в том, что не надо бояться быть непохожим на других. Утенок отличался по виду от других утят. То есть был не таким как все. И поэтому его начали дразнить и травить утки. Почему его бранили и бесцеремонно поучали кот и курица? Потому что он вел себя не так, как надо. То есть, опять был не таким как все! У утенка был выбор: или смириться с тем, что нельзя отличаться от других ни внешним видом, ни поведением, ни привычками, или вести себя в соответствии с принципом: «Да, я другой, но имею на это право!» И он сделал этот выбор, не испугавшись того, что навлечет на себя непонимание, брань и даже травлю.

Человеку также следует отстаивать право быть самим собой, даже если для этого придется пойти наперекор общественному мнению.

Некоторые знатоки творчества Андерсена считают, что в образе гадкого утенка автор сказки изобразил именно себя. Ведь Андерсену тоже пришлось вынести немало насмешек, непонимания и бесцеремонных поучений со стороны окружающих людей, прежде чем он стал известным писателем, да и его внешность весьма отличалась от облика «среднестатистического» датчанина. Никогда не опускайте руки, боритесь за свое счастье, невзирая на все преграды.

Имя великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена известно каждому едва ли не с самого раннего детства. Сказки о гадком утенке, Снежной королеве, Русалочке, принцессе на горошине и других персонажах стали классикой мировой литературы еще при жизни автора. Однако сам Андерсен не любил, когда его называли детским писателем, так как многие его сочинения были адресованы взрослым.

Инструкция

Среди произведений Андерсена есть и добрые сказки со счастливым финалом, предназначенные для детского чтения, есть и более серьезные истории, больше понятные взрослым. При этом на мироощущение автора наложили отпечаток многочисленные и переживания из его собственной жизни.

Как ни странно это звучит, но одну из лучших сказок Андерсена «Гадкий » в какой-то степени можно считать автобиографической. Ведь и сам писатель, подобно гадкому утенку, с детства отличался неказистой внешностью и мечтательным характером. И, как гадкому утенку в финале сказки суждено превратиться в прекрасного лебедя, так и сам Андерсен из постоянного объекта насмешек превратился во всемирно известного сказочника.

В чем-то перекликается с «Гадким утенком» и сказка «Дюймовочка», рассказывающая о многочисленных злоключениях крошечной девочки, которая, подобно сказочной фее, родилась из цветочного бутона. В финале Дюймовочка действительно становится феей по имени Майя и женой доброго и прекрасного короля эльфов.

«Принцесса на горошине» - короткая, но очень известная сказка, в основе которой вновь можно увидеть мотив чудесного преображения героини. Промокшая под дождем и вроде бы неприметная девушка оказывается настоящей принцессой, способной через сорок перин почувствовать маленькую горошинку.

Гораздо более масштабна как по объему, так и проблематики сказка «Снежная королева». Это история об истинной любви, позволяющей преодолеть любые преграды. Отважная

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» — птенец из одной многочисленной утиной семьи. От своих братьев и сестер он отличался неприглядной внешностью и большими размерами. Обитатели птичьего двора сразу невзлюбили его и старались клюнуть побольнее. Даже девушка, приносящая птицам корм, отталкивала его от остальных птенцов.

Не вынеся такого отношения, птенец убежал с птичьего двора. Он добрался до болота, и там спрятался от всех. Но и на болоте ему не было покоя – пришли охотники и начали стрелять гусей. Бедный путешественник прятался весь день от охотничьих собак, а ближе к ночи убежал с болота.

Он наткнулся на ветхую избушку, в которой жила одна старушка. У старушки были кот и курица. Старушка плохо видела, и большого некрасивого птенца она приняла за жирную утку. Рассчитывая, что утка будет нести яйца, она оставила птенца жить в своем доме.

Но со временем птенцу стало скучно в избушке. Ему хотелось плавать и нырять, а кот и курица неодобрительно относились к его желанию. И утенок ушел от них.

До самой осени он плавал и нырял, вот только лесные жители не хотели с ним общаться, настолько он был некрасив.

Но однажды на озеро прилетели большие белые птицы, при виде которых птенца охватило странное волнение. Ему страстно захотелось походить на этих красавцев, имя которым было лебеди. Но лебеди покричали, пошумели и улетели в теплые края, а птенец остался зимовать на озере.

Зима была холодная, и горемыке-утенку приходилось трудно. Но время шло. Однажды он снова увидел красивых белых птиц и решил выплыть к ним. И тут он увидел свое отражение в воде. Он был как две капли воды похож на белоснежных красавцев-лебедей. Он тоже был лебедем!

Кто знает, по каким причинам лебединое яйцо оказалось в утином гнезде? Но из-за этого маленькому лебедю пришлось перенести немало трудностей и хлебнуть много горя. Но все закончилось хорошо, и теперь его все любили и восхищались его красотой.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Гадкий утенок» состоит в том, что нельзя угадать, каким будет ребенок, когда вырастет. Возможно, сейчас ребенок непригляден и некрасив, неумел и неловок, но, повзрослев, он будет совсем другим. Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Сказка учит нас не торопить события, делать выводы вовремя. А что касается детей, то не надо среди них выбирать красивого. Если ребенок с детства будет видеть любовь и доброе к нему отношение, он сможет вырасти и стать прекрасным и душой и телом.

В сказке мне понравился персонаж утенок, потому что трудности не сломили его, он оказался твёрд духом.

Какие пословицы подходят к сказке «Гадкий утенок»?

Сколько утке не бодрись, а лебедем не быть.
Всякий считает своих гусей лебедями.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.