Социальный проект "доброе сердце - добрые дела". учитель истории и обществознания. Просмотр содержимого презентации «Доброта спасет мир»

В папке содержится исследовательская работа, презентация и видеоролик.

Просмотр содержимого документа
«Текст доброта спасет мир»

__________________________________________________________

«Доброта спасёт мир»

Работу выполнил:

Иванов Олег

4 «А» класс

Руководитель:

Пидыбаева Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 17 г.Йошкар-Ола»

Введение…………………………………………………………………..……….3

Основная часть……………………………………………………………..……..5

      Анкетирование и результаты анкетирования…………………………….6

      Работа со словом «Доброта»……………………………………………...7

      Примеры доброты………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………...…..14

Источники информации……………………………………………………...….15

Приложение…………………………………………………………...…………16

Введение

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту, делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.

Актуальность

Объект исследования : человек

Предмет исследовани

Цель:

    Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Выдвигаем гипотезы :

    .

Задачи:

    Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,

    Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Проблемные вопросы:

    Что такое доброта?

    Все ли могут быть добрыми?

    Как доброта может спасти мир?

Методы исследования:

    Анкетирование;

    Беседа с родителями, учителями;

    Анализ литературы и интернет источников

Ожидаемые результаты:

    Воспитание доброты и милосердия в обучающихся на примерах;

    Расширить кругозор и развивать познавательный интерес обучающихся;

    Формирование методической школьной базы;

    Использовать информацию для ознакомления обучающихся школы и родителей.

      Анкетирование и результаты анкетирования.

Прежде, чем приступить к работе по изучению слова «доброта», мы решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4 «А» в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

В ходе анкетирования (Приложение 1 – анкета) были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? - 24 ученика ответили «Да».

На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

11 - семья,

8 – школа,

5 – общество.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 13,

Иногда – 8,

Почти никогда – 3.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

Одна из наших задач была - Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность. Нами было решено проанализировать слово «Добро», найти значение этого слова, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Нашим следующим шагом в исследовательской работе стал подбор и анализ литературы и интернет источников.

      . Работа со словом «Доброта»

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз,

Б-буки,

В-веди,

Г – глагол,

Д – добро,

Ж-живёте,

3-земля,
Л-люди,
М-мыслите,
П – покой.

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Доброта – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы рассмотрели значение слова «доброта ». И вот что у нас получилось...

Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И.Ожегова.

Добро -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм).

Также мы проанализировали другие источники, и выделили следующие значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы

3.Добро - синоним блага, богатства

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория

5. До́бро - музыкальный инструмент

Рассмотрим подробнее эти значения:

    Добро-нравственное понятие.

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему.

    Добро – буква.

Д, д (название: дэ) - пятая буква почти всех славянских кириллических алфавитов (только в украинском шестая), используется и в кириллических письменностях других языков. В старо- и церковнославянских азбуках носит название «добро»; в кириллице выглядит как Early Cyrillic letter Dobro.png и имеет числовое значение 4.

    Слово «добро» как благо.

Благо (экономика) - то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

    Добро- инструмент.

До́бро -шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в США в начале XX века выходцами из Чехии братьями Допера. От обычной акустической гитары До́бро отличается встроенным металлическим резонатором.

Изучили историю слова «Добро»,

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)

После этого мы подобрали однокоренные слова:

Добро,

доброжелатель,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец.

Синонимы:

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

Антонимы:

жестокость,

Поработав с литературой, рассмотрев различные токования, мы решили перейти к следующему этапу - показать примеры добрых поступков, преимущества доброты, вывести правила доброты.

      . Примеры доброты

Праздник доброты отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: « Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» - в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы всё чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.

Примеры доброты.

    Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут надо мной смеяться. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

    Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в магазине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.

    Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.

Преимущества доброты:

    Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

    Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

    Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.

    Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

    Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

    Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.

    Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.

Работая над проектом, мы вывели для себя следующие правила :

    Помогать людям.

    Забота о животных.

    Защищать слабых.

    Делиться последним с другом.

    Не завидовать.

    Прощать ошибки другим.

    Беречь природу.

Притча о добре и зле

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, аамбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

У человека есть всегда выбор, каким быть, на какую сторону встать. Мы за светлую сторону, мы за добро, мир, справедливость, любовь! Хоть мы ещё и не выросли, но мы можем совершать добрые поступки: помогаем маме помыть посуду, приглядываем за братиком или сестрёнкой, бабушке поливаем цветы, поддерживаем своих друзей, помогаем одноклассникам, кормим бездомных животных, выступаем в младшей группе волонтёров Ю.А.И.(Юные.Активные.Инициативные.) за ЗОЖ, собираем макулатуру, уважаем старших, навещаем ветеранов… Добрым может быть каждый, не зависимо от возраста, профессии, вероисповедания!

Заключение

В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне.

В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством. Мы смогли ответить на вопросы, которые были поставлены перед нами в начале исследования, а также подтвердили гипотезу.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!

Источники информации:

    В . А . Синицын . “ Путь к слову ”, АО “Столетие”, М., 1996.

    http :// ru . wikipedia . org / wiki /% C 4% EE % E 1% F 0% EE

    http :// www . ubrus . org / dictionary - units /? id =6452

    Фото из личного архива

    http://wandern1.narod.ru/images3/f9.jpg

    http://mou-petr.ucoz.ru/_nw/0/62297730.jpg

    http://wazhiny.ucoz.ru/_nw/0/88190389.jpghttp://sosh24.ucoz.ru/_pu/0/47523516.jpg

    http://school48-barnaul2.narod.ru/vet2.JPG

    http://anat-bibl.narod.ru/images/tim.jpg

    Тиханкова Анжелина Текст « Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)

Приложение 1 – Анкета

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

В) Общество

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

Б) Иногда

В) Почти никогда

Просмотр содержимого презентации
«Доброта спасет мир»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы»

Исследовательский проект в номинации «Доброта и милосердие спасут мир» на тему: «Доброта спасёт мир»

Работу выполнил: Иванов Олег

4 «А» класс, «СОШ №17»

Руководитель: Пидыбаева О.С.



Выдвигаем гипотезы :

  • Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством.
  • Доброта - это общечеловеческое качество, т. к. она присуща разным людям и не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания и пр .

Задачи :

  • Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,
  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.
  • Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

Цель:

  • Проанализировать слово «Доброта»;
  • Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством.

Объект исследования : человек

Предмет исследовани я: качество характера - ДОБРОТА.


Анкетирование

Проведя анкетирование в классе, мы получили

следующие результаты

  • Верите ли вы в добро? – 100% ответили «да»
  • Каковы истоки вашей доброты?
  • Часто ли вы совершаете добрые поступки?

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: В – веди, Д – добро, Ж - живёте, З – земля, Л – люди, М – мыслите, П – покой. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».



Значения слова « Добро »

1.Добро - нравственное понятие.

2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы.

3.Добро - синоним блага, богатства.

4.Добро - этическая, религиозная и философская категория.

5. До́бро - музыкальный инструмент.


Однокоренные слова

История слова «ДОБРО»

Антонимы:

Синонимы:

Добро,

доброжелатель,

добряк,

добрый,

доброта,

добродивший,

доброкачественный,

добросердечный,

доброхотствовать,

доброволец

милость,

человечность,

гуманность,

ласковость,

человеколюбие,

добродушность,

благодушность,

добросердечность,

отзывчивость,

беззлобие.

жестокость,

злоба.

Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)


«Доброта - это то, что может увидеть слепой и услышать глухой» Марк Твен


Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые - щедро больным помогают, Добрые - дарят тепло и уют, Добрые - в ногу со слабым шагают И никакого спасибо не ждут.


Из дневника девочки 14 лет: «Мне поставили диагноз – облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу. Утром я услышала стук в дверь, десять моих друзей стояли в подъезде с полностью побритыми волосами, двое из них – девочки»…

Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Мне рассказала соседка: Мы с подругой выиграли мягкие игрушки. Шли по улице и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.


Качество это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет и о боли других позабыть не дает. И оно поважнее, чем лица красота. Это качество - наших сердец ДОБРОТА.


Преимущества доброты:

5. Даёт силы для преобразования мира к лучшему.

1. Даёт зоркость для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

2. Даёт уверенность в себе и завтрашнем дне.

4. Даёт энергию для совершения добрых дел.

3. Обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и к жизни в целом.


Правила доброты

4. Делиться последним с другом.

7. Беречь природу.

2.Забота о животных.

5. Не завидовать .

6. Прощать ошибки другим.

1 . Помогать людям

3. Защищать слабого.


Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне. В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна.

Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!


разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, что многие школьники не знают как правильно ответить на вопрос: А что же такое ? Представляем вашему вниманию сочинение о от школьников. Очень интересно услышать что же думает подрастающее поколение о силе . Возможно они знают какие- либо ? А может они сами совершают эти деяния во благо общества, которое увы не всегда настроено позитивно. Очень приятно, когда учителя по русскому языку в школах дают задание, написать в свободной форме сочинение о . Именно в такой форме, сочинение становится очень красочным эмоционально, его очень легко читать и из текста сочинения можно узнать отношение человека к добрым делам.

Однако школьники не всегда любят писать сочинения, ввиду того, что у многих просто не так велик внутренний мир, но обратите внимание на то, что на заданную тему, каждый с упорством и большой фантазией пишет сочинение. А что для нас сочинение - это как раз и есть полет души во внутренний мир, мир фантазий.

Человек, который делает , чувствует себя счастливым. (М.Горький)
« – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая . Недавно в Японии произошло сильное землетрясение и цунами, пострадали тысячи людей. Многие страны сразу же откликнулись на их беду, в том числе и Россия. Отправляли в Японию спасательные отряды, медикаменты, продукты, одежду. Недаром народная мудрость гласит: « спасёт мир». Люди издавна считали, что – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках побеждает зло. может заменить подарок в , помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.
В настоящее время всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Человек безразлично относится к проблемам и бедам других людей. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение. Техника сделала человека зависимым.
Действительно, сегодня, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Поэтому необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу.
Слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. А.П. Чехов говорил: "Спешите делать ”.

Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. У великого английского поэта лорда Байрона есть замечательное произведение – мистерия «Каин и Авель». В этом произведении есть строчки «Что было бы добром, кабы не знать нам зла?». То есть на понятие доброты можно посмотреть с обратной точки зрения. Мы говорим, что меру добра, хороших дел и поступков, доброго отношения к себе и окружающим мы можем воспринять только через боль и страдания, через какие-то вещи или жизненные ситуации, которые приносят нам зло и несчастье. Подход, безусловно, необычный и интересный, но, вместе с тем, он вполне допустим при обсуждении такого философского вопроса как добро и доброта. Какие-то жесткие определения в данном случае давать бессмысленно, хотя бы потому, что понятие доброты – это понятие нравственное, а, значит, каждый будет трактовать его для себя самостоятельно, исходя из жизненного опыта.

2. Доброта в людях

Конечно, когда вы совершаете какие-то хорошие поступки, поступки нравственные, которые делают вас счастливыми, вы чувствуете какой-то прилив сил и хорошее настроение благодаря тому, что делаете, эти поступки можно называть добрыми делами. А значит, когда нечто подобное происходит с вами, то есть кто-то по отношению к вам делает нечто, облегчающее вашу жизнь, или нечто, отвечающее вашим нынешним интересам, убеждениям или желаниям, вы говорите о таком человеке, как о добром . Но, с другой стороны, понятно, что все мы люди и все мы имеем самые разные стороны своего характера. В разных жизненных обстоятельствах мы, конечно, можем по-разному реагировать. Не бывает людей абсолютно добрых или абсолютно злых. Мировые религии пытаются показать нам ориентиры, некие символы абсолютного воплощения доброты, но они не реальны. Если мы говорим о фигуре Иисуса Христа, то его человеческая сущность, согласно христианскому учению, идеальна; это совершенно добрый человек, который никому никогда не желал и не делал зла. В обыденной жизни вы вряд ли сможете найти таких идеальных людей, к такому идеалу можно только стремиться.

3. Закон справедливости

Жизнь Христа по сути это и воплощение вселенской справедливости с точки зрения морали и нравственности. Закон справедливости очень прост: поступай так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Похожий моральный императив сформулировал и Кант. То есть я не совершаю каких-то поступков, которых бы не хотел по отношению к себе, например, не хамлю другим, потому что не хочу услышать хамство в ответ. Я не ворую, потому что не хочу, чтобы украли у меня. Я не дебоширю, потому что сам не терплю дебоша и т.д. Если я живу согласно этому принципу, то, скорее всего, я буду добрым человеком. Просто в силу того, что я буду совершать поступки, которые не будут наносить не только вреда другим людям, но, скорее всего, будут им помогать. Ведь я буду делать то, что хочу, чтоб другие люди делали по отношению ко мне.

Представьте себе такое общество из людей, делающих только добрые дела. Конечно, это общество было бы идеальным и процветающим. Вы можете сказать, что окружающий нас мир не совсем такой. Да, это правда, но и сами люди не совсем такие. Мы разные и по-разному реагируем на разные жизненные обстоятельства. Но всё-таки если в нас преобладает доброта, если в нас преобладает нравственность, если мы стараемся следовать морально-этическим принципам, то наш мир будет лучше, комфортнее и добрее для каждого отдельно взятого человека.

4. Всегда ли нужно быть добрым?

Вы можете задаться вопросом: а всегда ли нужно быть добрым? Рассмотрим на примере такой ситуации как война. Война – это очень сложное социальное явление и, к сожалению, пока мы обойтись без этого явления не можем. Все знают, что война – это плохо. Война причиняет страдания людям, не имеющим отношения к причине конфликта, война заставляет убивать. Если мы рассмотрим историю войн за последние 500 лет, то придём к выводу, что боевые потери армий кратно меньше потерь мирного населения. Но, вместе с тем, покуда человечество не может разрешить возникающие конфликты и противоречия без военных действий, это социальное явление будет иметь место. Возникает вопрос: военный человек – это добрый или злой человек, ведь его призвание – убивать?

Военных людей действительно учат тому, чтобы убивать других людей. Но сложно сказать, можно ли называть таких людей плохими или злыми. Да, если мы, отклонившись от всех других взглядов, будем рассматривать этот вопрос, то придём к выводу, что человек, который должен убивать, злой. Но, с другой стороны, защитник Отечества, тот, кто пытается сохранить целостность нашей страны, отстоять территорию от чужеземных захватчиков, не может быть злым для нас. Именно поэтому природа добра и зла далеко не однозначна, и это очень сложный философский вопрос.

5. «Добрые» и «злые» народы

Ещё один важный момент, который нужно чётко усвоить – не существует злых или добрых народов. Нет наций, которые были бы каким-то образом изначально настроены на то, чтобы убивать, грабить или обижать других людей. Но не существует и народов, которые были бы изначально спокойными и умиротворёнными, желали другим только добра. Абсолютно в каждой нации есть люди добрые и злые. Есть люди, поступающие в одних ситуациях плохо и неправильно, а в других – справедливо и хорошо. Именно поэтому никогда нельзя навешивать какие-то ярлыки или штампы как ни на отдельного взятого человека, так и на целые народы.

Итак, мы сегодня поговорили о глобальной теме – теме добра и зла. Это очень серьёзный философский разговор не только для нас, но и для маститых учёных, которые до сих пор ставят перед собой такую проблему. Поскольку вопрос этот философский, он не требует окончательного решения и окончательного ответа. Тем не менее, вы для себя должны знать, что для того чтобы быть человеком добрым, нужно быть человеком моральным, а, значит, нужно жить в соответствии с тем самым золотым правилом, которое мы с вами сегодня называли: не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе.

6. А. Д. Сахаров

У вас в учебнике в качестве примера проявление доброты приведена жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова. Это выдающийся учёный, физик-ядерщик, один из создателей советской водородной бомбы. Он принимал участие в создании ядерного стратегического щита нашего государства, но поговорим мы сейчас о Сахарове именно потому, что этот человек оказался намного более глобально мыслящим, нежели просто выдающийся учёный-физик. Представьте себе, Андрей Дмитриевич был увлечён наукой, ему было очень интересно заниматься решением физической задачи. В конечном итоге, группе учёных удалось создать цепную реакцию, обогащённую водородом, из-за которой выделяется большое количество тепловой энергии, а затем, на основе этих исследований, удалось создать водородную бомбу.

Когда Сахаров уже решил физическую задачу, он несколько переосмыслил то, что он сделал. Он понял, что теперь у людей оказалось оружие, которое может уничтожить всё человечество. Возникает вопрос: а зачем такое изобретение человеку вообще нужно? Что если такое оружие попадёт в руки безответственных политиков, и они применят его? В конце концов, в истории нашего человечества уже был пример, когда США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это города, в которых не было крупных военных объектов, их сбросили, чтобы решить некие политические задачи, в том числе насторожить Советский Союз, продемонстрировать свою военную мощь. Жертвами данных действий стали тысячи и тысячи жителей Японии, прервались тысячи и тысячи человеческих жизней. Между прочим, до сих пор умирают люди, которые получили заражение в результате бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Так вот Сахаров всю последующую жизнь боролся с ядерным оружием. Это действительно удивительное явление, но такова природа человека. Мы иногда можем совершать ошибки или делать то, о чём потом будем сожалеть. Но если мы переосмысливаем свои действия, мы имеем возможность своей жизнью доказать, что боремся и исправляем последствия своих ошибок. Иногда, даже если нам противостоит огромное количество людей, это наш моральный выбор, это наш правильный поступок. Именно так и рождаются добрые люди.

1. Ответь на вопросы об академике Сахарове на странице 195. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как ты считаешь, во всех ли ситуациях необходимо быть добрым? Своё мнение подкрепи примерами из жизни.

Урок по обществознанию

5 класс

Составила: Селиванова Е.В.

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 256 г.Фокино

2015 год


ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

Спешите делать добро


Добрыми делами славен человек.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые дела добру учат.


Человек

славен добрыми делами


ДОБРО


Добро – это:

1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;

2) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу

Толковые словари Ожегова, Ефремовой



Как вы охарактеризуете поступок Цветка? – Какие качества вы увидели в Бабочке? – Какая мораль в этой сказке?


Мораль – это правила доброго поведения.

Золотое правило морали:

«Не желай никому того, чего не желаешь себе»



Составляем синквейн

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
  • - четвёртая строка – это фраза которая , показывает отношение к теме (целое предложение);
  • - пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

Тест "Добрый ли, я?"


  • У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  • Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  • Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  • Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  • Часто ли ты используешь злые шутки?
  • Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  • Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  • С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  • Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  • Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  • Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
  • Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?

Бланк ответа

№ вопроса

№ вопроса

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Пословицы

а его добрые дела.

Доброе слово

и кошке приятно.

Не одежда красит человека ,

того Бог отблагодарит.

Торопись на доброе дело,

в том и правды мало.

Не хвались серебром,

Кто добро творит,

а худое само приспеет.

В ком добра нет,

ищи доброты.

Не ищи красоты -

а хвались добром.


Домашнее задание

Заполни таблицу

Линии сравнения

В жизни

Проявление добра

В сказках

Проявление зла








Доброго вам

Бояркина Полина

Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками. Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели. ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей «5»

Проект

«Добродетели»

Руководитель Тюрина О.Н.

Г.о. Подольск

2017г

1. Введение.

2. Цели и задачи проекта.

3. Методы исследования.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Приложения.

7. Библиография.

Введение.

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодня мы утверждаем завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если мы будем совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни мы сами будем выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.

Люди забыли о существовании универсального морального правила: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Легко ли делать добро? Нам кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее: личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить? «Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла,»- говорил В.Ключевский. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы в конце концов относиться к людям положительно.

Если говорить в общем о добродетели, то добро - это то, на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим.

Я думаю, что самое ценное в мире – это доброта. Доброта приносит людям мир и счастье. Рядом с добрыми людьми никогда не бывает зла и горя. Доброта - это щедрость души и внимание к людям, которые вокруг тебя. Человек, делающий добро, чувствует себя счастливым.

Доброта всегда борется со злом и побеждает. Когда говорят, что мир не без добрых людей - это значит, что тебе всегда помогут, не оставят в беде. Добрый человек сочувствует другим людям и животным, помогает слабым и больным. Он всегда в хорошем настроении, с ним спокойно и уютно. Я желаю всем друзьям идти дорогою добра.

Цель: познакомиться с положительными качествами – добродетелями

Задачи:

1.Воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям;

2.Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

3.Подвести к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Ожидаемые результаты:

Формирование уважения к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков.

Целеполагание. Вызвать желание совершать «добрые» поступки.

Эпиграф проекта:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются и взрослые и дети.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы по исследуемой теме, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов на различных этапах поисковой работы;

Гипотеза проекта: умение сопереживать близким и сверстникам, желание сделать хорошие дела.

Оборудование: мультимедиапроектор, библия.

Приложение: презентация «Добродетели»

Основная часть.

Говорим мы сегодня о положительных качествах, которые называют ДОБРОДЕТЕЛИ. Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками.

Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели.

Добро и зло - это дела и поступки, которые совершает человек. Если человек, не требуя ничего взамен, помогает другу или незнакомому человеку или даже животному и растениям, то это добрый человек.

Совершать добрые поступки можно по собственному желанию, а не по принуждению, нельзя заставить человека делать добро.

Желание людей делать добрые поступки, такие как: защищать слабых, помогать старикам и маленьким детям, беречь природу – не ломать и не рубить деревья, называется доброй волей.

Настоящее добро должно быть бескорыстным. Если человек за добрый поступок попросит, чтобы ему заплатили денег или даже просто похвалили, то этого человека нельзя назвать добрым. Для настоящего доброго человека самая лучшая награда - это радость и счастье тех, кому он помог.

Историческая справка.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

Как вы понимаете слова Уильяма Шекспира «Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело»

К добродетелям относятся- любовь, уважение, жизнерадостность, бескорыстие, честность, любовь, терпение, вежливость, вера, трудолюбие.

Рассмотрим подробно несколько добродетелей: любовь, вера, честность.

Любовь -чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Вера - это убеждённость, глубокая уверенность в ком или в чём-нибудь.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.

Честность -это когда думаешь одно, а говоришь правду.

Александр Перлюк.

Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.

Пословицы и поговорки.

Любовь - Кто согрет любовью к людям- не остынет вечно!

Вера - Его Ангел Хранитель спас!

Честность - Честному человек нужен и поклон.

Если с кискою-партизанкою

Захотите вы вдруг подружиться,

Угостите кошку сметанкою

И в доверье попробуйте влиться.

И от нежности вы задышите,

Это чувство, просьба, запомните,

И мурлыканье вы услышите,

Вашу комнату им и наполните...

Наверное, Вы уже за многое брались, но так и не закончили до конца! Ведь главное не начать, а закончить то, что начали. При отсутствии силы веры приходят сомнения, которые разрушают фундамент для построения победы.

Вера приносит в жизнь человека стойкость, выносливость и внутреннее укрепление.

Без силы веры человек не тверд во всех путях своих.

Все, что он ни делает, он не сможет завершить, поэтому трудящийся трудился напрасно, если не положил в основание веру, веру в себя, веру в успех, веру в победу, веру в то, что Бог на его стороне.

Просмотр диафильма

Лев Николаевич Толстой «Косточка» (быль)

Вопросы:

1.Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

2. Почему мальчик заплакал?

3. Правильно ли Ваня поступил?

4. Жалко ли вам мальчика или нет?

5. Как бы вы поступили на его месте?

6.О какой добродетели идёт речь в были Л.Н. Толстого.

Примеры из Библии.

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10, Библия)

Любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12, Библия)

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (IИн., гл. 4, Библия)

“Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17).


Заключение.

Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.
Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и «за того парня», который не понимает этих простых вещей. Поэтому работы у нас много!
Наш проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
Мы хотим и должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Мы хотим изменить наше общество, прежде всего, изменившись сами. Подводя итоги работы над проектом, можно отметить, что мы достигли поставленной цели и убедились в том, что добродетельное чувство в людях ещё осталось и продолжает творить добро. Мы узнали о добродетелях. Мы просмотрели мультфильм об одной из добродетелей, подобрали пословицы и поговорки о добродетели, привели примеры из жизни.

Я люблю добрых людей, и сама стараюсь быть такой. Ребята, давайте будем добрее и не будем обижать тех, кто рядом! Добрый человек всегда поступает справедливо, честно, он желает всем только добра. Доброта приносит радость окружающим людям.

Я понимаю, что надо быть добрее ко всему окружающему!

Дарите всем добро,

Бросайте его в море,

Оно не пропадёт

И к вам вернётся вскоре.

Спасибо за внимание!

Библиография.

Интернет-сайт: [email protected]

Материалы СМИ, газеты «Вечерняя Уфа».

Пословицы и поговорки.

Детская библия.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.