Философские мысли в творчестве есенина. Философские мотивы лирики Есенина (сочинение). Всё это признаки какого жанра

Поэзия С. Есенина и философия «экзистенциалистов»

Как видим, творчество С. Есенина созвучно широкому кругу идей, разрабатывавшихся европейскими экзистенциалистами. Однако в наибольшей степени проблематика есенинской поэзии соприкасается с этически ориентированной философией «русских экзистенциалистов» - Н. Бердяева, Л. Шестова, Л. Франка и др. Характеризуя своеобразие русского экзистенциализма, современные исследователи особо подчеркивают его нацеленность на постановку нравственных вопросов: «Экзистенциализм русской литературы, породивший экзистенциализм философский, связан в большей степени с проблемами вины и совести», восходящими к «христианской традиции».

Тема вины и совести образует неотъемлемый нравственно-философский подтекст есенинского творчества, особенно в поздний период. Не случайно Н. Оцуп подчеркивал в свое время, что «музой Есенина была совесть», а Марина Цветаева утверждала, что поэт погиб «из-за чувства, очень близкого к совести». Возможно, поэтому покаянные мотивы поздней лирики Есенина во многом созвучны нравственной проблематике христианского экзистенциализма, обращающегося к осмыслению таких категорий, как «тревога существования», «религиозно-этическое беспокойство», разрыв между «сущностью» и «существованием», между «подлинным» и «неподлинным» бытием.

Говоря об экзистенциальных началах в творчестве Есенина, следует иметь в виду, конечно же, не систему взглядов, а особый способ мировосприятия, основанный на способности поэта раскрывать общебытийные духовные универсалии сквозь призму индивидуального сознания. Воронова О.Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. Есенина// Филологические науки. 1992. № 2. С. 39

Истоки есенинской «экзистенциальности» следует искать в органических связях поэта с духовными традициями русской литературы, для которой характерны особая глубина и постоянство в осмыслении проблемы человека. Исходя из этого, Н. Бердяев сделал вполне убедительный вывод об «изначальной русской экзистенциальности мышления» Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. Париж: Ymca-Press, 1983. С. 293.

Яркие проявления которой он обнаружил, как известно, в творчестве Ф.М. Достоевского.

Вслед за своим великим предшественником к «русским экзистенциалистам» в широком культурном контексте этого понятия может быть отнесен и Сергей Есенин, искавший свой, исполненный драматизма путь к высотам «подлинного» бытия.

Экзистенциальный подход к анализу философско-психологического содержания есенинской лирики является относительно новым для отечественного есениноведения. Что же касается зарубежных исследователей, то они начали изучение экзистенциальных начал творчества русского поэта еще в 60-70-е годы. Так, канадский ученый Константин Пономарев посвятил этой проблеме специальную работу: «Смерть и упадок: анализ есенинской поэтической формы». Выводы этой статьи были во многом спорными, так как тема смерти в ней абсолютизировалась, поэту приписывалось неудержимое влечение к гибельному концу, однако само стремление западного исследователя к обнаружению экзистенциальной проблематики в поэзии Есенина давало серьезные основания для последующего рассмотрения ее в контексте художественно-философских исканий мировой литературы XX века, что имело, несомненно, позитивное значение.

С момента опубликования этой статьи прошло три десятилетия, и с сегодняшних позиций не только зарубежным, но и отечественным ученым стало вполне очевидным, что Есенин, сумевший в своей поэзии обнажить самые потаенные глубины сознания и подсознания личности, уникальность, драматизм и хрупкость индивидуального человеческого существования, принадлежит к художникам с экзистенциальным типом мироощущения. Это обусловило настоятельную необходимость во многом по-новому переосмыслить содержание его духовных поисков.

Одну из первых попыток истолкования поэзии С.А. Есенина с позиций экзистенциальной культурологии предпринял в начале 90-х годов известный ученый Г. Гачев в своем очерке о Есенине, опубликованном в большой монографии «Русская дума. Портреты русских мыслителей». Называя Есенина «поэтом мировой трагедии, экзистенциально-глубочайшим», исследователь стремится проникнуть в экзистенциальный «слой» есенинского мироощущения, в котором он обнаруживает «природный порядок существования со смертью в корне и основе». Воронова О.Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. Есенина// Филологические науки. 1992. № 2. С. 92

В близком ключе исследует универсальные бытийственные начала есенинской лирики В. Хазан в содержательных работах «Проблемы поэтики Есенина» и «Тема смерти в лирических циклах русских поэтов». Ученый глубоко выявляет экзистенциальную природу есенинских мотивов разрыва родственных уз, движения по ложному пути возвращения к истокам, хотя и не прибегает при этом к использованию специальной философской терминологии. Тем не менее, есенинская концепция пути в истолковании В. Хазана вызывает парадоксальные и вместе с тем вполне органические ассоциации с известной философской метафорой судьбы человечества как «земного проселка», принадлежащей М. Хайдеггеру. Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М.; Грозный, 1989. С. 71.

В центр внимания современных исследователей выдвигаются и другие экзистенциальные мотивы лирики С. Есенина.

Как известно, одной из центральных категорий в философии экзистенциализма является понятие «здешнего бытия». «Здешнее бытие» противостоит миру трансцендентному и воплощает пространственно-временное единство мира и человека, одушевляющего этот мир своим переживанием.

Каким же образом интерпретируется исследователями эта категория в контексте лирической философии С. Есенина? Такую попытку предпринимает, в частности, украинская исследовательница Л. Краснова в одной из своих работ. В своих размышлениях она исходит из того, что «свойственное экзистенциализму освещение скрытых тайн каждого отдельного бытия» эстетически родственно лирикоисповедальной форме есенинского миропознания.

Растущий интерес к философским аспектам творчества С. Есенина свойственен сегодня не только филологам, но и специалистам в области философии.

Постепенное накопление опыта экзистенциальной интерпретации творчества Есенина совместными усилиями литературоведов и философов имеет, конечно же, позитивное значение для более глубокого его понимания в контексте развития мировой художественно-философской мысли. Вместе с тем абсолютизация данного метода анализа с его специфическим категориальным аппаратом может дать и негативный эффект. Как и у любого другого метода исследования, у экзистенциалистской методологии есть свои преимущества, свои возможности и неизбежные границы применения. Забвение этого может привести к недопустимому исследовательскому произволу и искажению объективной картины творческой эволюции художника. Примером тому являются, на наш взгляд, отдельные положения кандидатской диссертации минского исследователя А.М. Лагуновского «Художественная концепция действительности в творчестве С.А. Есенина». Резко критикуя сложившиеся ранее подходы к анализу творчества поэта, автор вместе с тем с излишней категоричностью утверждает, что прежние «интерпретации художественной концепции поэта были неудачны», поскольку «не была выявлена и проанализирована «главная... идея его лирики - идея отчуждения и самоотчуждения человека» Лагуновский А.М. Художественная концепция действительности в творчестве С.А. Есенина (категория отчуждения: Минск, 1993.

Упрекая своих коллег в попытках выпрямить и упростить сложный и противоречивый творческий путь Есенина, исследователь, однако, как это часто бывает, впадает в новую крайность, гипертрофируя лишь один из мотивов есенинской лирики мотив отчуждения - и представляя его основой и сердцевиной всей есенинской концепции действительности.

Проанализируем изложенную концепцию, исходя из собственного опыта анализа экзистенциальных начал в творчестве Есенина.

Само по себе стремление ученого проследить эволюцию одного из наиболее заметных экзистенциально окрашенных мотивов есенинской лирики - мотива отчуждения и самоотчуждения - представляется нам вполне обоснованным.

Действительно, этот трагический феномен, обусловленный внутренней дисгармонией личностного сознания, художественно исследуется поэтом в целом ряде произведений разных лет: «День ушел, убавилась черта... », «Я усталым таким еще не был...», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...» и т.д., в которых отразились характерные симптомы разорванного сознания и расколотой «экзистенции», знаки «неподлинного» бытия, о чем нам приходилось уже писать. Психология отчуждения проявилась и в стихотворениях, запечатлевших тему «ухода»: «Устал я жить в родном краю...», «Сторона ль ты моя, сторона!.. », «Не ругайтесь! Такое дело...» и т.п. В наиболее концентрированной форме эта проблематика нашла свое воплощение в трагически исповедальной поэме «Черный человек», где сам образ инфернального ночного «гостя» представляет собой фантом отчужденного, «неподлинного» существования с его «притяжением небытия», которому лирический герой произведения пытается отчаянно противостоять, вступая в бескомпромиссный поединок с «черным» призраком упорно надвигающейся на него «болезни-К-смерти». Лагуновский А.М. Художественная концепция действительности в творчестве С.А. Есенина (категория отчуждения: Минск, 1993.

Однако вся художественная логика поэмы, вопреки мнению А. Лагуновского, позволяет с достаточной степенью обоснованности утверждать, что «пограничная ситуация» и в этом произведении Есенина не приводит лирического героя к безнадежному духовному тупику, а драматически преодолевается с помощью «очищающей рефлексии» нравственного самосознания, разрешаясь финальным катарсисом. Поэтому невозможно, на наш взгляд, согласиться с категорическим утверждением исследователя о том, что основным стержнем духовного пути С. Есенина стал вывод о бессмыслице существования человека в отчужденном мире.

Ведь есенинский «уход» чаще всего связан с попыткой преодолеть возникшее «отчуждение», найти возможность примирения с собой и миром и вернуться к исходным рубежам, обогащенным новым духовным опытом, новым знанием о жизни.

Ранняя лирика . «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». – писал Есенин. Родился поэт в селе Константиново на Рязанщине, и «чувство родины» с детства стало неотъемлемой частью сердца и самой жизни Есенина.

В ранней лирике поражает свежесть и светлость, та звонкость, которая есть и в самой природе. «Есенин – орган, созданный природой для выражения любви ко всему живому», - эти слова Горького очень точно подходят к стихам Есенина о родине и природе. В России для Есенина слилось всё: родная земля и неброская красота русской природы, одиночество матери и седина отца, первая любовь и жалость ко всему живому, к «братьям нашим меньшим». В стихах Есенина природа одухотворяется, наделяется своими чувствами и характером. Человек – часть природы, природное и человеческое нераздельны: в есенинских строчках естественно и органично человеческие чувства передаются через образы природы, а природа олицетворяется («головы моей куст», «буйство глаз и половодье чувств», «хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать», «в сердце ландыши вспыхнувших сил»). Сама человеческая жизнь уподобляется «золотой роще», «розовому коню». Жизнь человека – цветение, смерть – увядание, молодость – «души сиреневая цветь», зрелость – «закружилась листва золотая», «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Единство человеческого и природного миров подчеркивается и своеобразием ярких, уникальных сравнений и метафор. Мир един, поэтому естественно и органично создаются метафорические образы, обнаруживающие возможность всеобщего слияния: «изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины», «сыплет черёмуха снегом», «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду», «может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг».

Цветовая гамма ранней лирики Есенина светлая, разнообразная, гармонично перекликающаяся с цветами самой природы: белый, розовый, золотой, красный, рыжий, голубой, синий. Наиболее часто встречается синий цвет – цвет свежести, чистоты и надежды: «только синь сосёт глаза», «синь, упавшая в реку», «голубую оставил Русь».

Есть в России Есенина легкая грустинка: «озёрная тоска», «пастушеская грусть», «тоска бесконечных равнин». Родина поэта – тихая, кроткая, быть может, поэтому и любовь к ней неразрывно соединяется с просветляющей душу жалостью.

Лирический герой ранних поэтических циклов Есенина «Радуница» и «Голубень» - нежный отрок, странствующий по Руси, «захожий богомолец», идущий по русской земле и не устающий любоваться ее красотой. Глаза этого странника широко распахнуты, мир словно физически соприкасается с ними: «Только синь сосёт глаза». В герое ранней лирики Есенина поражает искренность и яркость первозданного взгляда на мир, это человек, наделенный счастливым даром понимать душу природы, язык растений и животных, не случайно в стихах Есенина природа одухотворяется. Ощущение кратковременности земной жизни рождает в душе лирического героя не страх перед смертью, а особенно обостренное чувство красоты. Герой Есенина ощущает себя частицей, способной «разнести свет», радостно принимает жизнь, преклоняется перед красотой родной земли, воспринимая бытие как чудо.

Русь в годину испытаний . Стихотворение «Русь», написанное в год начала первой мировой войны – 1914, - отражает Русь в годину испытаний. В начале стихотворения создается образ древней Руси – с колдовскими чарами и одновременно простотой и кротостью. Лирический герой чувствует к такой Руси любовь, которая стала частью сердца:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу

О такой любви, причину которой не разгадать и не понять, писал и Лермонтов в стихотворении «Родина».

Година испытаний и невзгод пришла в мир природный и человеческий: «машет саваном пена с озёр», «чашка неба расколота», «закачались лампадки небес». И крестьяне – «мирные пахари» - без лишних слов и слёз пошли на защиту Руси, как когда-то, объединенные «скрытой теплотой патриотизма», шли герои Л.Н.Толстого:

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ...

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

Изначальное, вечное дело «мирных пахарей» - защищать родину в годину испытаний, изначальное, вечное дело женщин – печалиться о своих любимых, верить и ждать.

Поздняя лирика. В творчестве Есенина двадцатых годов появляются тревожные, даже трагедийные нотки, радость в душе его лирического героя все чаще соседствует с грустью. Нежный отрок, странствующий по Руси, уступает место в цикле «Москва кабацкая» «хулигану», «бродяге и вору»: «Я московский озорной гуляка», «оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом» - так называет поэт своего лирического героя. Душевный надлом, попытка найти себя в изменившемся мире и новом времени - всё это отразилось в стихах этого периода.

Есенину суждено было ощутить всю тяжесть слова «последний»: «Я последний поэт деревни», - так с беспредельной грустью говорит о себе поэт. Его Русь - это Русь «золотой бревёнчатой избы», а потому надвигающая эра господства железа и стали губительна для есенинской «голубой Руси» - об этом стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний», « Сорокоуст», «Я последний поэт деревни». На деревню надвигается безжалостный город: «вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «на тропу голубого поля скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарёю пролитый, соберёт его чёрная горсть». В цветовой палитре лирики Есенина всё чаще появляется трагедийный и тревожный черный цвет. Железо для Есенина навсегда осталось антиподом всему живому, трепетному и хрупкому, поэтому не случайно такой бесконечной трогательной грустью в стихотворении «Сорокоуст» наделяется образ маленького жеребёнка, бегущего на поездом.

Мотив дороги, один из центральных мотивов в лирике Есенина, также наполняется драматическими оттенками – это дорога, уводящая от родины:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

Однако наиболее трагичные изменения – те, которые принесла с собой революция. Теперь уже не поэт отдаляется от родины – его Россия исчезает: «голубая Русь» превращается в «Русь советскую». В прежнюю Россию уже не возвратиться – об этом стихотворение «Русь советская». В автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Впечатления Есенина тех лет: «Был в деревне. Всё рушится… надо самому быть оттуда, чтобы понять…Конец всему». Ощущение распада времён, разрушения векового уклада, разлом бытия. Поэт мучительно пытается найти себя в новом мире, но связи со старой Русью он не в силах разорвать – отсюда его приятие и одновременно неприятие совершающегося. Принимая изменения разумом, лирический герой Есенина не может принять их сердцем: как бы «голос мысли» ни убеждал сердце смириться с неизбежным превращением «Руси голубой» в «Русь советскую», однако в глубине души острой болью отозвались обида, отчаяние и горькая ирония, обращенная к себе:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Время «вражды племён» предпочитает «агитки Бедного Демьяна», однако «лира милая» Есенина не принадлежит «ни октябрю, ни маю», то есть чему-то преходящему, временному. Лирический герой этого стихотворения так и не нашел общей дороги с новым временем:

Цветите, юные, и здоровейте телом! У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», написанное в 1925 году, последнем в жизни Есенина, построено по принципу антитезы: первая его часть контрастирует со второй. В начале стихотворения появляется образ «голубой Руси», нежно-просветленной и тихой, а потому основной эмоциональный тон первых катренов - тихая грусть, просветленность. Природа полна вечной красоты и гармонии, она заботливо врачует людские души, снимая напряжение и тревогу. Нет в этой Руси порывисто-резкого движения, нет стремительных изменений и громкости - лишь тишина и гармония самой вечности:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Приглушенность звука отзывается в душе поэта той же мелодией счастья, источник которого – со-чувствие, со-переживание, со-существование с миром верб и тополей.

Однако ритмико-интонационный рисунок второй части отражает напряженность лирического героя, чувствующего трагедию «Руси уходящей». Трагический слом времен отзывается болью в душе, поэт вынужден прислушиваться к музыке нового времени, которое не обещает ему душевного спокойствия и гармоничного созвучия с миром:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Однако «сильный враг» неумолим, «новый свет» ослепителен, а потому в последних строках слышится горькая мольба:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Нет в сердце Есенина проклятия, отчаяния, безверия, есть примирение, приятие своей трагической участи «последнего поэта деревни».

Россия стала для Есенина его болью и счастьем, его судьбой и самой жизнью:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Сочинение

Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом — лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.

Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») — образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне — всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.

Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни — механической цивилизации города.

Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.

Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) — одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).

Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни — это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.

Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.

И если для природы смена времен года — это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.

Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.

Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

Открытый урок на тему: «Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

Цель урока:

познакомить с философскими мотивами лирики С. А. Есенина

Задачи:

    Образовательная - обучение анализу лирического произведения;

    Развивающая - развитие творческого и логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

    Воспитательная - воспитание любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина;

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентации учащихся

Ход урока

Видеоролик: песня на стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»

Вступительное слово учителя

С. Есенин! Наверное, у каждого, кто услышит это имя, дрогнет и зазвенит в душе какая-то струна. Даже в самом его имени слышится что-то по - весеннему радостное, звонкое и вместе с тем тревожное, грустное, «от осени что-то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь: «Есенин»,- и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенними прическами березы, запахнет « черемуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения сути России с ее пейзажами.

Сегодня на уроке мы завершаем знакомство с творчеством великого национального поэта России С. А. Есенина, на протяжении пяти уроков мы шаг за шагом анализировали творчество поэта, постигая его философию жизни.

Наш проект по исследованию творчества С. А. Есенина подошел к завершению. Сегодня мы поговорим о философских мотивах лирики автора и на примере двух стихотворений попробуем понять их истинное философское назначение.

Проверка домашнего задания (презентация детей)

На первом уроке мы с вами говорили о биографии великого поэта, вы получили задание подробно изучить творчество С. Есенина и представить вашу работу в презентации на завершающем уроке. Пожалуйста, познакомьте со своей работой.

Большое спасибо! Вы плодотворно поработали.

Тема нашего урока: « Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Все это составляет единый мир, единый космос, в котором существует человек - а ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений - она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.

Работа по учебнику

Стр. 91 стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихи С. Есенина необыкновенно музыкальны, давай прослушаем тому подтверждение.

Видеоклип «Отговорила роща золотая» в исполнении трио «Реликт».

Анализ стихотворения учениками.

«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Лирическое имеет философский . Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший был не только «берёзовый», но и «весёлый».

В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.

Обратите внимание на особую роль в стихотворении эпитетов (называют все прилагательные, причастия) , которые создают настроение, как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

Стр. 94 стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Прослушаем стихотворение в исполнении А. Злищева.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С.А. Есенина в Грузию и Азербайджан в 1924-1925 годах. В нем воплотилась пленительная красота восточной природы.

Колоритное восточное имя героини произведения указывает на Шаганэ Нерсесовну Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми зимой 1924/25 года. Однако назвать эту женщину прототипом образа героини однозначно нельзя, скорее всего образ навеян рядом подобных встреч.

Для России, по территории которой проходит граница Европы и Азии, проблема взаимоотношений западной и восточной цивилизаций (культурных традиций, нравов, религиозных обычаев) во все времена была значимой и актуальной, поэтому глубоко ошибались те, кто воспринял обращение С.А. Есенина к восточной теме как отход от проблем современности. Поэт никогда не был в Персии. Однако очевидно, что его в меньшей степени занимали реальные события истории Персии или жизнь современного ему Ирана. Для него важна была не конкретная страна, а некий поэтический символ прекрасной, но чужой земли.

Почему же поэт все-таки выбрал Персию? Вероятно, его привлекала восточная экзотика: звучные имена и названия городов, необычная природа, поражающая жителя среднерусской полосы буйством красок и цветов, недоступная прелесть сокрытых под чадрой восточных женщин. Кроме того, Персия издревле считалась родиной самых мудрых и сладкозвучных поэтов (Хайяма, Саади, Фирдоуси), страна поэтического вдохновения. Примечательно, чю Шираз для С.А. Есенина притягателен абстрактной красотой, в то время как неброская прелесть рязанского поля описывается поэтом подчеркнуто детально.

Давайте обсудим это стихотворение, какова основная тема лирического произведения?

После определения тематики произведения,- вопросы:

    Сколько раз встречается образ ржаного русского поля?

Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины.

    Найдите гиперболу, к которой автор прибегает для сравнения красоты русской природы с восточной?

Гипербола: («Потому что я с севера, что ли, // Что луна там огромней в сто раз...»),

Обратите внимание на то, что Есенин сознательно, как мастер высочайшего класса, нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле...». Как известно, грамматическая норма требует употребления в данном контексте глагола «рассказать» с предлогом «о» (рассказать о поле). Однако «рассказать поле» - выразительнее, глубже, экспрессивнее, чем общепринятое литературное «рассказать о поле», оно сближается по значению с глаголом «высказать» - высказать душу.

    Найдите лирические повторы - своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.

Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое «кольцо» - композиционно-стилистический прием, традиционный в восточной поэзии. Все пять строф стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - интереснейшие примеры строфического кольца.

Образ родной России также воссоздается в романтическом ореоле: это край покоя и простора. Сыновняя привязанность к родной природе наиболее ярко подчеркивается в третьей и четвертой строфах, где лирический герой, словно на мгновение становится частичкой ржаного поля: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся». Даже луна на родине «огромней в сто раз». В финале же восточная красавица Шаганэ меркнет перед образом дамской тоскующей северянки. Северянка более свободна, бескорыстна в своих чувствах. Восточных же девушек держат под чадрой, к их красоте относятся как к товару.

Мои дорогие, в заключение нашего сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы сделали выводы по теме «Философские мотивы лирики С. А. Есенина», записали и оформили их в виде синквейна.

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором шла речь. резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Самое последнее стихотворение С. А. Есенина, написанное перед его гибелью «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Поскольку мы сегодня с вами закончили изучать творчество великого поэта, то мне бы хотелось завершить урок видеороликом именно этого стихотворения, в котором автор не прощается с нами, а говорит нам до свиданья, так как его творчество доныне актуально, а его любовь к родине бесконечна!

Спасибо за урок!