Конспект урока по истории России на тему "Восточные славяне" (6 класс). Виды тестов в обучении истории. умение выявлять причинно-следственные связи между историческими фактами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методическая разработка раздела программы по математике «Обыкновенные дроби» учитель математики Белова Н.П. М Б ОУ « Основная общеобразовательная ш кола № 13 »

Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Федеральные государственные стандарты второго поколения: Формирование совокупности универсальных учебных действий; Новые требования к результатам обучения 1. Л ичностные; 2. Метапредметные; 3. Предметные; Системно – деятельностный подход: 1. Организация разнообразной учебной деятельности; 2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.

Особенности программы учебного курса «Математика» Увеличение активных форм работы учащихся; Развитие интеллекта учащихся; Приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и доказательства.

Раздел программы «Обыкновенные дроби» Предметные цели обучения: Систематическое развитие понятия числа Выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. Цели личностного развития: Развитие логического мышления. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность Развитие интереса к математическому творчеству. Метапредметные цели обучения: Создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Индивидуальный подход в обучении Ребенок – субъект собственного развития Учет физиологических, психических, возрастных особенностей Личное изучение педагогом особенностей развития и общения каждого учащегося. Учет склонностей и интересов учащихся. Уровневая дифференциация заданий

Цели и задачи раздела «Обыкновенные дроби» Основная цель: познакомить каждого учащегося с понятием дроби. Познавательные задачи: Познакомить учащихся с основными понятиями данной темы; Формировать умения отмечать дробные числа на оси координат; Формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия.

Развивающие задачи: Развивать восприятие, внимание, память; Развивать умения сравнивать, анализировать; Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике. Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к предмету; Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; Содействовать рациональной организации труда.

Психолого- педагогическое объяснение специфика восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Познавательные процессы школьников Произвольность Устойчивость Продуктивность

Психологические особенности учащихся 5 класса ПАМЯТЬ Преобладание механического запоминания, которое вызывает затруднения в обучении МЫШЛЕНИЕ Преобладает словесно – логическое и образное, менее развито абстрактное мышление. САМОКОНТРОЛЬ Недостаточное сформированное произвольное внимание, требует развития. РЕЧЬ Речь влияет на развитие мышления, требуется постоянное развитие речи.

Ожидаемые результаты Учащиеся будут знать и понимать Учащиеся будут уметь Понятия окружности, круга и их элементов. Изображать окружность и круг Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя. Читать и записывать обыкновенные дроби Правило сравнения дробей Называть числитель и знаменатель Понятия правильной и неправильной дроби Изображать дроби Правила сложения и вычитания дробей Распознавать и решать три основные задачи на дроби

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности учащихся Технология индивидуального обучения Дифференцированный подход Дидактические игры Устная работа Тестирование

Система знаний и система деятельности Система знаний – общенаучные знания и законы, знания профильного характера. Система деятельности – познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность.

2 блок 5 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 6 Деление и дроби 5 Смешанные числа

Система уроков по теме № урока в разделе программы Тема урока. Изучаемый материал на уроке Тип урока Форма урока Форма организации познавательной деятельности учащихся 1 Окружность и круг. Понятия: окружность, круг, центр, радиус, диаметр, полукруг, дуга. Окружность, круг и точка. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – лекция Фронтальная 2 Окружность и круг. Задачи на построение по радиусу и диаметру. Комбинированный Урок - практикум Коллективная 3 Доли и дроби. Работа с долями: половина, треть, четверть. Понятие обыкновенных дробей. Комбинированный Урок- игра Фронтальная 4 Доли и дроби. Работа с долями. Изображение на координатном луче. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Индивидуальная 5 Доли и дроби. Решение задач. Урок системати-зации и обобщения знаний. Урок - соревнование Групповая 6 Сравнение дробей. Графическое изображение равенства дробей. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная

7 Сравнение дробей. Изображение дробей и их сравнение на координатном луче. Запись неравенств. Комбинированный Урок решения задач Коллективная 8 Сравнение дробей. Вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление изученного материала. Урок – исследование. Групповая 9 Правильные и неправильные дроби. Понятия правильных и неправильных дробей. Комбинированный Урок- лекция. Фронтальная 10 Правильные и неправильные дроби. Решение задач с использованием дробей. Урок закрепления изучаемого материала Урок- практикум. Коллективная 11 Обобщение. Обобщение и систематизация знаний. Урок – путешествие Коллективная 12 Контрольная работа №7 Урок проверки знаний Контрольная работа Индивидуальная 13 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вывод правила сложения и вычитания графическим способом. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – исследование. Коллективная 14 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнение действий в примерах, выражениях, уравнениях. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Групповая 15 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач на сложение и вычитание дробей. Урок проверки знаний Самостоятельная работа Индивидуальная

16 Деление и дроби. Объяснение связи деления и дроби. Перевод записи. Получение дробного числа путем деления. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная 17 Деление и дроби. Решение задач на деление с получением дробного числа. Комбинированный Урок решения задач Индивидуальная 18 Смешанные числа. Понятие смешанного числа, его представления в виде суммы целого и дробного числа. Комбинированный Урок – практикум. Групповая 19 Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Урок повторения Урок решения задач Групповая 20 Смешанные числа. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Комбинированный Урок решения задач Фронтальная 21 Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение смешанных дробей. Случай получения неправильной дроби при сложении дробных частей. Комбинированный Урок - практикум. Коллективная 22 Сложение и вычитание смешанных чисел. Случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Урок проверки знаний. Урок - зачет Индивидуальная 23 Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание дроби из целого числа. Решение задач и уравнений с обыкновенными дробями. Систематизация знаний Урок взаимообучения Групповая 24 Обобщение. Обобщение, закрепление изучаемого материала. Урок - игра Групповая 25 Контрольная работа №8 Урок проверки оценки знаний. Контрольная работа Индивидуальная

Актуальность курса 1.Определяется значимостью понимания школьниками особого положения курса «Обыкновенные дроби» в школьном курсе математики 2.Безупречное знание действий с обыкновенными дробями требуется от каждого ученика для дальнейшего усвоения математики

Пояснительная записка

Урок № 24 «Обобщение.Подготовка к контрольной работе» Цели урока: 1. Систематизировать знаний учащихся по теме, совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

Знают 1.Понятие дроби, правильной и неправильной дроби.понятие смешанного числа 2.Понятие сравнения дробей

Умеют 1.Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем 2.Выделять целую часть из неправильной дроби. 3.Записывать смешанное число в виде неправильной дроби 4.Отмечать дроби на числовом луче 5.Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями

Осознают 1. Роль аналогии и обобщения в получении новых знаний 2. Роль темы для дальнейшего изучения курса

Методы и формы организации деятельности Применяемые методы обучения: Частично- поисковый; Исследовательский; Проблемный; Репродуктивный. Формы организации деятельности. Коллективная; Парно- групповая; Фронтальная работа; Индивидуальная.

Оборудование урока Компьютер, мульти - медийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы. Карточки самооценки


Заключительным этапом всего педагогического процесса обучения является контроль (проверка) знаний учащихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения и компетенции учащихся, в том числе способность решать проблемы, выполнять практические задачи.

В соответствии с методикой преподавания истории и обществознания существуют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
Назначение текущего контроля – проверка усвоения материала, степени овладения определёнными навыками и умениями и оценка результатов каждого урока.

Периодический контроль проверяет степень усвоения учебного материала за относительно длительный период (четверть, полугодие) или материала по большой теме (разделу).

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, либо по окончании курса. Его задача – зафиксировать наличие знаний у учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учеников, в соответствии с ФГОС по истории и обществознанию.

Традиционные, проверенные годами, методы проверки знаний в большинстве случаев имеют неплохой результат. Но имеют и ряд недостатков. В течение нескольких лет я веду работу по совершенствованию и повышению эффективности методов проверки знаний учащихся, а именно приёмов устного и письменного опроса.

Приёмы устного опроса.

В начале изучения новой темы или нового раздела я составляю лист базовых вопросов. В него входят основные даты, понятия, термины и исторические факты. Это тот минимум знаний, который должен знать абсолютно каждый ученик и который позволяет перейти к изучению новой темы или к обучению на следующей ступени. Лучше, если учитель имеет возможность распечатать и вклеить в тетради всем ученикам лист базовых вопросов.

Фронтальный устный опрос

Казалось бы, нет педагогического приёма проще. Но попытаемся рассмотреть его более внимательно. Учитель задаёт вопрос. Кто из учеников поднимает руку для ответа? Одни действительно знают и не боятся отвечать. Другие делают вид, что знают, т.е. симулируют активность на уроке в надежде, что не спросят. А если спросят, то как-нибудь выкрутиться. Третьи знают, но руку не поднимают. Стесняются, являются «тугодумами» и т.д. В 5-6 классах более активные дети «забивают» тихих и нерешительных. Старшеклассники боятся выглядеть «ботаниками», а так же понимают, что не поднятая рука не всегда автоматически означает незнание.

Все вышеперечисленные эффекты делают фронтальный устный опрос малоэффективным. Но не стоит от него полностью отказываться. Модернизированный приём фронтального устного опроса я назвала «Быстрая пчёлка»

Методика:

Для проверки используются только те вопросы, которые имеют чёткий и однозначный ответ. Часто это те самые базовые вопросы. которые содержит лист базовых вопросов. Это могут быть даты, места исторических событий, конкретные исторические или обществоведческие факты, термины и понятия, имена исторических личностей.

У каждого ученика имеется прямоугольная картонная карточка, состоящая из двух частей: чёрного и жёлтого цвета. Ученикам заранее объясняются правила опроса. Карточку он должен поднимать в любом случае. Ученик может отказаться от ответа или признать незнание ответа. В этом случае он поднимает вверх чёрную часть карточки. Сигналя карточкой, ученик каждый раз вынужден зафиксировать готовность или не готовность, т.е. оценить свои знания. Во время применения методического приёма « Быстрая пчёлка» ученик находится в такой психологической позиции, когда пассивность невозможна. Так как эти вопросы имеют,в основном, репродуктивный характер, то ученики заранее предупреждаются о том, что максимальная оценка, которую они могут заработать на таком опросе – это «4».

На оценку «5» необходимо ответить на более сложные вопросы. Например, дать критическую оценку изученного, сравнить, обобщить исторические факты, сделать выводы и т.д.

Такой творческий вопрос чёткого и однозначного ответа не имеет, и приём «Быстрая пчёлка» модернизируется. Жёлтый цвет сигнализирует: «Могу и хочу ответить», а чёрный, соответственно, наоборот. Каждый ученик опять же вынужден задуматься над вопросом, что не позволяет ему оставаться пассивным.

Опрос у доски

В традиционном варианте этот метод крайне неэффективен. Мои многолетние наблюдения за поведением учеников во время традиционного опроса у доски позволили предположить, что

примерно 5-6 человек действительно слушают ответ, а остальные либо лихорадочно повторяют материал предполагаемого следующего вопроса, либо, вообще «расслабляются».

Что бы оценить своё предположение, я провела анонимный опрос учеников по этому поводу.

Опрос проводился в 7-х, 8-х, 9-х классах. Данные привожу усреднённые, т.к. процентное соотношение этих составляющих несколько отличается на разных параллелях обучающихся.

Следили за ответом товарища у доски – 15%

Обдумывали свой ответ на тот случай, если их спросят – 10%

Думали о предмете – 7%

Думали о чём-то не относящемся к предмету – 53%

Занимались посторонними делами – 2%

И всё-таки иногда такой метод проведения опроса бывает необходим. Это целесообразно в следующих случаях.

Если какой-либо ученик в классе способен продемонстрировать блестящий ответ у доски как образец устного ответа.(в этом случае необходим подробный анализ ответа учителем во время урока)

В случае, если ответ можно использовать как наглядную репетицию экзамена в традиционной форме

(актуальность этого случая всё больше теряется в связи с введением тестовых форм проведения ЕГЭ и ГИА)

Когда необходимо целенаправленно развивать монологическую речь учащихся, а так же их психологическую готовность выступать перед аудиторией.

Опрос по цепочке

Методика:

Выполняется в том случае, когда вопрос предполагает развёрнутый, логически связный ответ. Это может быть подробное описание какого- либо исторического события, либо перечисление этапов крупного исторического события, анализ исторического документа и т.д..

Рассказ одного ученика прерывается жестом учителя, а другой ученик продолжает ответ.
Примечание: данный вид опроса является хорошей альтернативой опросу у доски, т.к. ученики вынуждены внимательно следить за содержанием ответа своих товарищей, соответственно, закрепляя и расширяя свои ранее полученные знания.

«Тихий» опрос

Методика:

Эта методика опроса применяется к тем ученикам, кто в силу своих личностных особенностей не может отвечать вслух у доски или с места. Или в том случае, если ученик долго отсутствовал, у него имеются пробелы в знаниях, но опросить его по пропущенным темам необходимо.

«Тихий опрос» производит учитель индивидуально у своего рабочего стола негромким голосом.

Класс в это время может быть занят другим делом. Например, выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно работают с текстом учебника, решают тренировочный тест и т. д.

Приёмы письменного опроса.

Приёмы письменного опроса.

Письменный опрос имеет ряд преимуществ.

Во время письменного опроса учитель имеет возможность более адекватно оценить знания учащихся. Письменный опрос охватывает большее количество учащихся одновременно. ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию проводятся в письменном виде. Учитель должен отработать с учениками все разновидности контроля, предлагаемые в КИМ ГИА И ЕГЭ.

Исторический диктант

Методика :

Проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант) Из них 1-2 вопроса на повторение (из предыдущего базового листа). Допускается присутствие листа с базовыми вопросами на парте.Работа проводится в высоком темпе. Здесь работает только память ученика, а время на размышления не требуется. Это довольно жёсткий метод, т.к. высокий темп опроса не позволяет списать или обсудить ответ с другими учащимися. Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы. После того, как ученики сдадут работы рекомендуется спокойная беседа в шутливом тоне, чтобы снять напряжение течение 2-3 минут.

Блиц – контрольная

Методика:

Этот вид письменного опроса имеет сходство с историческим диктантом.Работа так же проводится в высоком темпе. Содержит 5-7 заданий на вариант. Главное же отличие состоит в том, что задания рассчитаны не только на знание фактологического материала, но и на проверку универсальных учебных и специальных умений и навыков, компетенций предусмотренных стандартом образования по истории и обществознанию.(например: анализировать, выделять главное и второстепенное, сравнивать и т.д.)

Тренировочная контрольная работа

Методика:

Задания раздаются ученикам как обычно. Но разрешаются различные «послабления».Например, можно пользоваться учебником, конспектом, справочником. Оценки выставляются только положительные по желанию ученика. Смысл проведения тренировочной контрольной работы заключается в том, что в реальной контрольной работе будут использоваться аналогичные по форме задания. Чем больше заданий выполнит ученик во время тренировочной контрольной работы, тем больше у него шансов показать хорошие результаты «реальной» контрольной работы.

Проверочный контрольный тест

Обычная практика тестирования имеет ряд недостатков.

Велика вероятность случайного получения отличной оценки: выбор в тестах правильного ответа неширок – из 3-4 вариантов.

Тестирование по истории, даже если оно проводится на научно обоснованном уровне, требует показа лишь сухих знаний, но не объяснения фактов, событий, действий исторических личностей и т. д. И это не способствует формированию гражданской позиции и патриотических качеств ученик (что так же предусмотрено ФГОС)

В ходе тестирования проверяется реализация образовательных компетенций ученика, степень овладения универсальными учебными навыками. Но не отражается собственная позиция, коммуникативные умения и навыки.

В современных условиях, при наличии значительного количества тестовых изданий по истории и обществознанию, изданий по подготовке к ГИА и ЕГЭ проведение тестирования полезно и необходимо, но при соблюдении определённых условий.

Методика:

Тестирование желательно применять в следующих случаях.

1. Итоговое тестирование.

Применяется на итоговых занятиях по теме (включающей в себя несколько уроков) или по разделу (включающему в себя несколько тем). Каждый учащийся получает один вариант теста.

Первая часть состоит из 10 вопросов и предлагает 3-4 варианта ответа к каждому вопросу. Уже с 8 класса форма тестовых заданий должна постепенно приближаться к формам заданий аналогичным ГИА и ЕГЭ. С их помощью проверяется уровень подготовки учащихся – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников.

Вторая часть состоит из 4-5 заданий повышенного уровня сложности. Это задания на установление хронологического порядка событий, на установление соответствия, на анализ исторического документа и т.д. Ответы могут быть в виде слова и словосочетания, сочетания букв и цифр.

В 9 классе постепенно ввожу в проверочные работы дополнительно к различным формам тестирования задания высокого уровня сложности. Эти задания требуют развёрнутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий и явлений.

2.Тестирование в ходе обучения.

Это вид краткого тестирования преимущественно по базовым вопросам одного или двух уроков. Позволяет эффективно отслеживать необходимый для дальнейшего продвижения уровень овладения фактологическим материалом и УУД.

Таким образом, расширение и совершенствование методики контроля знаний учащихся является необходимым условием для достижения учащимися высокого уровня знаний и универсальных учебных действий по истории и обществознанию.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.А.Т, Степанищев. Методический справочник учителя истории.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

2. Е.Н. Степанова. Личностно – ориентированный подход в

Работе педагога - М. Творческий центр Сфера,2003.

3. М.В.Короткова. Методика обучения истории в схемах,

Таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. –

М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

4. А.А. Гин "Приёмы педагогической техники"- М: Вита-Пресс,

2004.

Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.

Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:

Во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;

Во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.

Функции и виды диагностики . Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и три вида:

Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися.

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос , ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

    Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой.

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.
  2. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем, но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.

В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит дополнительный вопрос на понимание изложенного.

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой. Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение, учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего урока.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней легкостью контроля.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
  2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
  4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
  5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы». Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над неординарными и способными.

И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях, когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к экзамену, проще будет выучить учебник истории.

Урок 5. Восточные славяне и их соседи

Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племен, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. (Проверка знания терминологии).

Многие загадки прошлого так до конца и не распутаны. Давайте выступим в роли исследователей и попытаемся узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили. Тема нашего урока «Восточные славяне и их соседи».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Происхождение восточных славян.

2. Хозяйство славян.

4. Духовный мир славян.

5. Общины земледельцев.

6. Восточные славяне и их соседи.

Проблемный вопрос

- Почему так важно знать историю восточных славян?

III . Введение в новый материал

Откуда пришли наши предки? Как они жили? Во что верили? С какими народами соседствовали? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Происхождение восточных славян

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе.

Примерно во II тыс. до н.э., по мнению некоторых ученых, из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. Они заселили значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V в. до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от Днепра на востоке до Одера на западе.

Выполним задание №1 в рабочей тетради.

Карта с.28-29.

2. Хозяйство славян

Комментированный разбор схемы.

Основными занятиями славян было земледелие, скотоводство, торговля, промыслы, ремесла.

Существовало два способа обработки земли: подсечно-огневая, характерная для лесной зоны и переложная, характерная для степной и лесостепной зоны.

Что такое подсечно-огневая система земледелия? Давайте разберем более подробно и выполним задание №4 в рабочей тетради.

В чем суть переложной системы?

Как обрабатывали землю? Какие орудия труда использовали? Выполним задание №5 (2) в р/т.

Со временем, когда были освоены многие земли, все чаще стали применять новые системы земледелия – двуполье и трехполье.

При двуполье половину пашни засевали, а другую половину (пар) только распахивали и оставляли отдыхать на год. Затем поля для посева меняли.

(Схема на доске).

При трехполье треть полей засевали весной (яровые), треть осенью (озимые), треть оставляли под пар.

(Схема на доске).

Что выращивали славяне? Выполним задание №3 (3) в р/т.

Славяне также занимались скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней.

Большую роль в их жизни играло бортничество – собирание в лесах мёда диких пчел, рыболовство и охота.

Развивались ремесла – кузнечное, гончарное, ткачество, ювелирное дело.

3. Быт и нравы восточных славян.

Задание: опираясь на п.3, составьте рассказ от имени восточного славянина.

(№5 в р/т)

4. Духовный мир славян.

Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества также иногда называют традиционными верованиями (Словарь).

Кому они поклонялись? Выполним задание №8, 9 (4) в р/т.

5. Общины земледельцев.

ТЕМА: Проверка знаний на уроках истории.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории.

Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы. (Приложение 1)

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты. (Приложение 2)

Для проведения контроля используются различные формы.

Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся, представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля (Приложение 3)

Устный зачет по теме - одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме: - на зачет отводится не более 2 уроков;

Подготовка к зачету ведется заблаговременно, до изучения темы ученик получает информацию о дате проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые в него войдут;

Принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших классах. (Приложение 4)

В современных условиях преподавания отдельных предметов оптимальным способом осуществления текущего или промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с охватом наибольшего количества учащихся является тестирование. А в условиях создания и внедрения государственной системы тестирования применение тестового контроля знаний становиться необходимостью.

В настоящее время тестов издается много. В педагогической деятельности для контроля знаний на уроках истории я использую как готовые, так и собственные разработанные тесты. Изучение изданных исторических тестов позволило выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения фактов, событий, действий и поступков личности и т.п.

Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

Тесты по истории (как и по другим предметам гуманитарного цикла) не решают вопрос выявления сформированности у учащихся умения говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего учащиеся выучившие учебный материал.Опыт применения тестирования знаний учащихся по истории показывает, что целесообразнее всего использовать его:

С целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися;

По результатам изучения очередной темы или раздела курса;

С целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным темам, охватывающим века, периоды и т.д.;

Перед групповыми занятиями: уроки с элементами семинара-исследования, семинара с элементами дискуссии, семинара «за круглым столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям, терминам по теме позволяет убедиться в правильности выбранного метода проведения занятия;

С целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).

Тестирование эффективно в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не всегда представляется возможным. Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, после изучения каждой темы, каждого раздела);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).

Создание заданий в тестовой форме по всему предмету истории или по проверяемой теме, разделу, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста. Задания, входящие в тест подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как: названия, имена; смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, противоречия; причинно-следственные отношения.

Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися.Особенности современного исторического знания определяются следующим образом:

С одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания,

С другой стороны, - это знания, получаемые учащимися из различных источников (учебники и учебные пособия, журналы и периодическая печать), формирующие представления в описаниях и объяснении исторических событий современниками, зачастую содержащие субъективизм и пристрастность, что приводит к разнообразию суждений и оценок о причинах и представлениях событий.

Всё это предопределяет многообразие знаний и умений, приобретаемых учащимися при изучении истории, и создает много сложностей и препятствий. Наряду со знаниями хронологии, понятий и фактов, необходимо владеть умениями и навыками описания исторических событий и объектов, критического восприятия и анализа данных исторических источников, раскрытия сущности и значения явлении, сопоставление исторических версии и оценочных суждении.

Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут применяться практически при всех видах контроля: текущем, рубежном и итоговом. Достаточно большая вариативность форм и типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки всех уровней усвоения материала и могут быть адресованы учащимся разного уровня подготовленности.

При проведении текущего тестового контроля знаний по истории целесообразно применять закрытые формы тестовых заданий (на опознание, различение, соотнесение) и открытые формы (задания с дополнением и конструктивные). Это объясняется тем, что первый раздел предмета содержит много понятий, определений, терминов, изучаемых учащимися впервые. Вместе с тем, хорошее владение исторической терминологией является основой правильности толкования исторических явлений и событий.

Выбор данных форм обусловлен также тем, что они выполняют именно те задачи, которые ставит перед собой контроль знаний первого и второго уровня усвоения материала. Данные формы позволяют осуществить так называемый первичный контроль знаний непосредственно после изучения того или иного блока очередной учебной информации с тем, чтобы выявить степень его усвоения и, по необходимости, принять меры по корректировке обучения. Задания в данных формах выполняются быстро и позволяют охватить всю группу обучаемых/

В целях дифференциации контроля могут быть разработаны различные по сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволит применить индивидуальный подход в обучении учащихся.

При проведении рубежного тестирования следует ставить задачи проверки более глубоких знаний, полученных учащимися при изучении достаточно больших разделов предмета. Эти блоки информации обычно являются одними из тех основных элементов знаний, овладение которыми является необходимым в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Поэтому задания для рубежного тестирования должны быть более объемными и охватывать все темы раздела. Для исключения однообразия в тестах лучше применять полиформные задания, включающие различные формы тестов первого, второго и третьего уровней Что касается заданий на проверку третьего уровня усвоения (задания на выявление правильной последовательности), то их применение в рубежном контроле позволит выявить не только знания, полученные в процессе обучения, но и необходимые умения и навыки.

Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о ряде преимуществ, которые возможно рассматривать как признаки тестовой технологии. К ним относят:

1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.

2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.

3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность тестового контроля

5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов)

6. Единство требований ко всем испытуемым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .


Тема «Коллективизация», 9 класс.


1 вариант.

1.ТОЗ - это

2.Даты коллективизации

3. Расположите в хронологической последовательности: а) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве»; б) «Год великого перелома»; в) «Головокружение от успехов»; г) «О мерах по ликвидации кулачества как класса».

4. Назовите дату и объясните что такое «год великого перелома»

5. Итоги коллективизации

2 вариант

1.Артель - это

2. П Ангелина

3. Год окончания коллективизации

4. 25-тысячники.

5 Расположите в хронологической последовательности: а) «Закон о 5 колосках»; б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»; в) «Головокружение от успехов»; г) «О ликвидации кулачества».