Глобальные проблемы человечества: пример, пути решения. Мировоззрение — ядро духовной жизни
Всем давно известно, что Китай проводил в последние десятилетия демографическую политику «одна семья – один ребенок», но мало кто знает, что ее отменили сравнительно недавно, в 2015 г. Находясь в рабочей поездке в Китае, я лично убедился в безрезультатности таких действий китайского правительства. Эта политика привела к уменьшению роста работоспособного населения. Действительно, когда я был там впервые в конце 90-х, на заводах трудились преимущественно люди более взрослого возраста, а сейчас и молодежи уже мало, и старики уже на пенсии.
Характеристики населения
Наука, изучающая динамику населения, называется демография. Как и любой объект изучения, население имеет свои характеристики, совокупность которых позволяет судить о его качественном состоянии. К ним относятся:
- Динамика (изменчивость) населения и его количественный состав.
- Величины смертности и рождаемости среди населения.
- Семейное состояние, половозрастной состав.
- Образование и его уровень.
- Расовый, религиозный и языковой состав.
- Уровень жизни.
Все эти показатели признаны важными официальной демографической наукой и являются составными частями «портрета населения» для каждого государства. Соотношение этих показателей между собой, преобладание одного из них может говорить как об особенном уклоне в развитии страны, так и о возможных проблемах в демографической среде.
Например, высокая смертность может означать нехватку собственных трудовых ресурсов и, соответственно, необходимость их привлечения из-за рубежа.
Демографическая политика Китая 1970-х
В те годы Китай принял программу, направленную на снижение роста населения, потому что народ начал существенно перегружать водные, земельные и энергетические ресурсы страны. Двое детей в семье разрешалось только при условии девочки-первенца.
В итоге, это привело к уменьшению женской части населения, отсутствию у мужчин возможности создать полноценную семью. В наше время можно увидеть результат такой политики в виде снижения количества общего трудоспособного населения.
Проблемы появляются в нашей жизни не случайно. Это своего рода болезни не тела, а души, которые мы привыкли игнорировать до тех пор, пока не становится еще хуже.
Все проблемы в нашей жизни напрямую или косвенно связаны с внутренним миром, энергией и биополем. Наша энергетика — второе невидимое тело, которое тоже может болеть. Когда у нас болит голова, мы пьем таблетки, а когда заболевает душа — не обращаем на это внимания, пуская все на самотек. Внутренний мир очень уязвим, он податливее, чем наша биологическая оболочка. Именно от душевного состояния зависит жизнь человека, его удача и счастье. — недуги энергетического уровня, которые подчас остаются незамеченными. Пока в нашем биополе образуются пробелы, а жизненные силы покидают нас, мы ничего не меняем, а только жалуемся на черную полосу и обижаемся на неприятности.
Сглаз: первопричина всех проблем
Пожалуй, к самым ужасным человеческим качествам можно отнести зависть, гнев, раздражение. Любой человек вольно или невольно может повлиять на вашу жизнь, ваше биополе и энергию. Разумеется, ничего хорошего от такого воздействия ждать не приходится. Это своего рода психологическое нападение, которое в основном случается неосознанно, но всегда успешно. Отрицательный импульс, направленный недобрым человеком, быстро достигает свою цель, и вот тут начинаются серьезные проблемы.
Ваш организм начинает бороться с инородной дисгармоничной энергетикой, а та начинает притягивать к себе еще больше негатива, черпая его из нас же. Все наши отрицательные эмоции : обида, злость, уныние, грусть — идут на кормежку этого импульса. Человек теряет интерес к жизни, появляется вялость, апатичность, навязчивые мысли. Тем самым негативная энергетика продолжает множиться, увеличиваться, расти до тех пор, пока полностью вас не истощит. Вы перестаете черпать жизненные силы, счастье покидает вас, теперь вы самая настоящая приманка для всего черного и злого в этом мире.
Порча: энергетическая болезнь от колдовства
Изливайте положительную энергию в мир и формируйте пути, по которым в вашу жизнь будет притягиваться счастье, удача, процветание и любовь. Когда вы научитесь отдавать больше доброты, чем забираете себе, вы увидите, как изменится ваша жизнь . Это своеобразная подзарядка позитивом, силой, жизнерадостностью и удачей. Положительный настрой — залог вашего счастья, демонстрирующий, что вы в силах отразить любое негативное воздействие. Занимайте тем, что любите, общайтесь с теми, кто сильнее вас, помогайте тем, кто слабее, узнавайте что-то новое каждый день. Быть собой — значит, быть уникальной личностью, в которой нуждается этот мир.
Встаньте рано утром и скажите себе раз и навсегда, что жизнь прекрасна, и она станет такой. Наши мысли и наши слова — вот что определяет реальность. Черпайте позитивную энергетику всеми доступными способами, наслаждайтесь жизнью, и тогда проблемы не найдут к вам дорогу. Мы желаем вам отличного настроения, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и
Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриархата и первоначально обозначали внешние силы, благоприятные либо враждебные человеку. Содержание этих категорий заметно меняется от эпохи к эпохе (например, оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).
В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.
Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всегда начиналась с проявления бессовестности.
Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социа-лизированности личности и связанной с нею нравственной чуткости.
Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способствуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности. контролируя развитие личностей реальных.
Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт - прав личности, посягательство на которые служит основанием и оправдывает моральное сопро тивление. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки, например дворянская честь.
Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика усматривает счастье в наслаждениях, религиозная - в страдании, потребительская - в деньгах и вещах. Если исходить из того, что человек - творческое социальное существо, то есть все основания полагать, что счастье состоит в творческом развитии личности, содержательном труде и полноценном человеческом общении. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает ощущение дискомфорта.
Наконец, моральный идеал - это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.
Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551-479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли философа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?»
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в реальной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам.
Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление называется параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобретают у него демонстративный и приспособленческий характер (социальная мимикрия) и не затрагивают действительного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни.
Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей
Мироздания, которые закрыты для повседневного опыта профессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта.
ЯМ Основные понятия: нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал.
яны: этические категории, моральное сопротивление.
Проверьте себя
1) В чем состоит отличие принципов морали от моральных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принципов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственности? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии? 6) Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце
нивают содержание того или иного художественного произ
ведения (оперы, песни, пьесы, кинофильма и т. д.) с точки
зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся,
что главная героиня любит человека сомнительных занятий;
в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией
главарей преступного клана; многие вполне добропорядоч
ные люди с восторгом поют «Мурку» и т. д. Чем, по ваше
му мнению, объясняется феномен отступления морали перед
искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор
со своей совестью?
2. Используя справочную литературу, объясните отличие
индивидуализма от эгоизма.
3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?
4. Известный английский философ Гоббс (1588-1679) в
своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
природу человека, которая, по его мнению, в условиях
цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче
ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
весьма странным представляется случай, когда философ по
дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом
Нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгоистического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877- 1950) - русского философа.
Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годности человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства... На первый взгляд могло бы показаться, что проблема личной годности сводится к проблеме технического умения, то есть соответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действительно, безусловно искренне и добросовестно, из глубины своего духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже умение достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей - умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, прежде всего чувства личной ответственности, мужества, привычки к независимому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хотение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубокую духовно-нравственную культуру личности.
Из этого следует один решающий вывод: личная годность общественного работника предполагает свободное развитие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на определенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками.
<...> Мы приходим к простому и, в сущности, общеизвестному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, - возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единственная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего существа человека.
Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство//Семен Франк.
Непрочитанное. - М., 2001. - С. 261-263.
ИИ Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, проблема «личной годности» не сводится лишь к обретению «технического умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходимы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор утверждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело люди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осуществлении последовательной смысложизненной деятельности? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?
Наука
Вспомните:
в чем заключается сущность научного познания? Почему неизбежны дифференциация и интеграция научного знания? Что такое социальный институт?
Современный человек постоянно пользуется достижениями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине - это и многое другое основано на научных поисках.
Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке - науковеде ния. Науковедение изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и науковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундаментальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человеческую деятельность; эффективность участия ученых в решении глобальных проблем.
1.Выскажите свое отношение к практике защиты чести
и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?
2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877-
1950) - русского философа.
Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
сти человеческой личности как основного условия всякого
прочного и успешного социального строительства... На пер-
вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
это не так. Личная годность человека состоит в способности
его уметь достигать целей и в способности его действитель-
но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
ние достигать поставленных целей предполагает нечто
большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
только общих умственных способностей - умения быстро
ориентироваться в положении, находить наилучший выход
из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
кую духовно-нравственную культуру личности.
...Из этого следует один решающий вывод: личная год-
ность общественного работника предполагает свободное раз-
витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
ределенное дело, не были подлинно производительными и
солидными верными работниками.
<...> Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная
вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
источник общественной деятельности, - возможна только
на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
ства человека.
Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
«технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?