Учебно-методический материал по музыке на тему: Интерактивные технологии на уроках музыки. Игры на уроках слушания музыки. Задания для музыкального занятия

Использование интерактивных методов в преподавании

музыки и МХК

В условиях введения ФГОС одной из ведущих для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:

Умение брать на себя ответственность при принятии решений;

Толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, - религий, языков;

Умение работать с различными видами информации;

Способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках музыки и МХК для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного?

Как с помощью музыки и МХК развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать произведения прошлого и настоящего, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:

Ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к уроку весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “ интерактив ” образовано от слова“interact” (англ.), где “inter” - взаимный, “act” -действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель - ученик” или “учитель - группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик - ученик» (работа в парах), “ученик - группа учащихся”(работа в группах), “ученик - аудитория” или“ группа учащихся - аудитория” (презентация работы в группах), “ученик - компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение

- это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлек c ировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках музыки и МХК. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода

: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

Называя идеи, нельзя повторяться;

Чем больше список идей, тем лучше;

Подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики , получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть – решение.

Задачами мозгового штурма являются:

Включение в работу всех членов группы;

Определение уровня знаний и основных интересов участников;

Активизация творческого потенциала участников.

Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

В паре каждому предоставляется право говорить. Если группа состоит из трех участников, то существует большое разнообразие мнений. Группе из четырех человек присуще большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Для создания групп можно предложить следующие способы:

Пожалуйста, огляните комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;

Выберите того, с кем вы еще не работали вместе;

Выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;

Примерно того же роста, как и вы;

Выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

При построении уроков музыки и МХК я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например: «Какое отношение геометрия Эвклида имеет к искусству?» Эту проблему ставлю при изучении темы: «Архитектура. Пространство Эвклида».

- Элементарная школьная геометрия – это и есть геометрия Эвклида. На одной из фресок папского дворца в Ватикане («Афинская школа») наряду с Платоном, Аристотелем и другими древнегреческими философами и учёными Рафаэль изобразил Эвклида (в правом углу циркулем он измеряет геометрический чертёж в окружении своих учеников). У вас никакого вопроса не возникает? Урок МХК, и вдруг геометрия Эвклида?

Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа наилучших вариантов. Дети после обсуждений обычно приходят к правильному выводу: «Архитектура издавна тесно связана с областью точных наук. И, несомненно, ее основное свойство – структурообразование – относится или, вернее, подчинено геометрии, целью которой является описание подобных структурообразований окружающего мира».

Другой пример. При изучении темы: «Фрески Софии Киевской» так же можно использовать метод мозгового штурма, где учащиеся (генераторы) должны вписать то, что с их точки зрения может быть включено в понятие «музыкальный орнамент» в произведении В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской», а группа аналитиков выбирает наиболее разумные варианты идей. Выполняя эти задания, дети опирались на свои знания, личный опыт в области музыкальных познаний. После обсуждения приходят к выводу: «Орнамент может быть не только изобразительным, но еще и музыкальным, так как и в живописи и в музыке используются элементы повторения через определенный промежуток рисунка или звучания, что и создает ощущение ажурности, которое присуще орнаменту».

Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.

Дискуссия

специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи :

Обучение участников анализу реальных ситуаций;

Формирование навыков создания проблемы;

Развитие умения воздействовать с другими участниками;

Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

Слушать и слышать друг -друга;

Не перебивать;

Не оценивать друг-друга;

Не обижать и не обижаться;

Умолкнуть по знаку;

Участвовать всем;

Соблюдать регламент.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении некоторых тем по музыки и МХК:

Круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

Экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)

Форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

Симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

Дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

- “аквариум” (учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют).

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

Обозначение проблемы;

Побуждение к дискуссии всех участников;

Сбор различных мнений и аргументов;

Подведение итога групповой работы;

Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

Главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии :

    Я критикую идеи, а не людей.

    Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

    Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

    Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

    Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

    Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

    Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Приведу пример урока дискуссии по теме: «Мотив крика в искусстве» (Э. Мунк). Каждая группа обсуждает проблему: Какова, по вашему мнению, причина крика?

В ходе обмена мнениями вырисовываются картины реальной обстановки того времени: становления стиля в искусстве экспрессионизма, который находил психологическое воздействие цвета на зрителя, так и в картине Э. Мунка (1893) цвета передают эмоциональную глубину человеческой катастрофы: пронзительно-жёлтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей беде; кроваво-красный – тревожный, надрывный; безжизненно-голубой – одинокий, потерянный; волнисто-изумрудный – безысходный. (Как не вспомнить Достоевского и его героя Мармеладова: «Когда идти некуда»). Чтобы продолжить обсуждение в нужном направлении, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы: Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру?

Учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, “пропускает” через себя иную точку зрения.

Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на разных этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Следующий интерактивный метод, используемый на музыки и МХК это – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование -

формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж -

вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление -

поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

    В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся, расширяется круг источников постижения музыки и МХК.

    Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника.

    Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

    Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

    Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

    Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках музыки и МХК?

    Реально существовавшее лицо (композитор, поэт, художник, дирижер, сценарист и т.д.)

    Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи.

Ролевую игру можно использовать на различных этапах урока. Например: бинарный урок по теме: «Русский портрет 19 века в музыке и живописи»

    Экскурсовод по музею Третьяковская галерея.

    Музыкальный критик

Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках музыки или МХК:

    Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Духовная музыка Руси ”: “Я крестил Русь в 988 году. По моему указу был возведен в стольном граде Киеве первый храм. Именно я ввел десятину и сам стал регулярно ее платить, кто я?»

    «Интервью” - ученики задают вопросы композитору, художнику, поэту, писателю другой эпохи.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

На уроках музыки и МХК в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.

Синквейн -

это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

В 6-8 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас представлений), отвечает их познавательным потребностям.

Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.

Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс запоминания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое лицо или события. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра “Три предложения”.

Учитель зачитывает короткий рассказ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с композитором, художником, поэтом», “Найди ошибку”, “Аукцион имен”,“ Отгадай термин, композитора, художника, произведения”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках музыки и МХК, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках музыки и МХК мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Большую пользу может принести использование виртуальных экскурсий, обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

Заключение

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания музыки и МХК интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

Умение брать на себя ответственность при принятии решений,

Форма урока: образовательная квест-игра.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.

- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать умение учащихся работать в команде.

- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Методы : игровой, словесный, беседы, звуковой и зрительной наглядности, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального и танцевального общения.

Форма работы: групповая

Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: Зрительный ряд - компьютерная презентация, видеоклипы.

Структура квеста:

1. Организационный момент

2. Введение (сюжет)

3. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания)

4. Оценка (итоги, награды, эмоции)

Этапы и ход урока:

1. Учитель приветствует учащихся и просит занять места за партами. Для каждой парты специально приготовлена карта путешествия в бумажном варианте.

2. Введение (слайды 1-5)

Учитель рассказывает о том, что на уроке предстоит увлекательное путешествие в Музыкоград, в этом городе присутствует огромное количество культурных заведений, которые предполагается посетить. Демонстрируется карта путешествия, на которой ребята рассматривают остановки, начало и окончание маршрута.

3. Этапы квеста.

Первая остановка - музей - слайды 6 - 11. Обобщаются знания учащихся о том, что такое музей, какие бывают музеи, как музеи связаны с музыкой. Для того чтобы двигаться дальше, школьники должны выполнить задание на слайдах 12-13. Учащимся предлагается задание на внимание и знание музыкальных инструментов. После того, как задание выполнено, класс получает награду - нотку-медальку (располагается на слайде 14, можно также сделать нотку-медальку в бумажном варианте). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Вторая остановка - библиотека, что мы можем узнать в библиотеке о музыке (слайды 15-17). Предлагается отгадать загадки о композиторе, исполнителе и слушателе (слайды 18-21). Класс получает очередную медальку-награду (слайд 22). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Третья остановка - цирк, музыка в цирке (слайды 23-24). Учащимся предлагаются задания (слайды 25-26): определить по картинке, какой жанр музыки (песня, марш, танец) изображён. Второе задание - выбрать из трёх предложенных названий танцев тот, который, по их мнению, танцует на картинке клоун (проводится в интерактивном варианте: неправильные ответы при нажатии на них мышкой исчезают, а правильный - увеличивается в размере). На слайде 27 изображена очередная медалька-награда и дальнейший путь.

Четвёртая остановка - музыкальная школа (слайд 28). Рассказывается, какие знания и умения может получить здесь каждый ребёнок (слайды 29-31). Учащимся предлагается задание: станцевать весёлый танец, сделанный в форме видеоклипа-физминутки (слайд 32, видеоклип «Танец маленьких утят»). На слайде 33 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Пятая остановка - кинотеатр (слайды 34-35).Ребятам предлагается ответить на вопросы: на каких музыкальных инструментах играли герои сказок и фильмов? (слайды36-39). На слайде 40 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Шестая остановка - музыкальный театр (слайд 41). Задание: отгадай загадки о музыкальных спектаклях (слайды 42-45). Загадки содержат вопросы об опере, оркестре, солисте, хоре. Слайд 46 - очередная медаль и направление маршрута путешествия.

Седьмая остановка - концертный зал (слайд 47).

4. Оценка. Окончание игры-путешествия (слайды 47-48). Подводятся итоги путешествия, учитель даёт оценку работы учеников, отмечает наиболее активных. Подсчитываются заработанные медали. Так как все задачи были решены, ребят ожидает награда - побывать на концерте (видеофрагмент детского концертного номера). Слайды 49-50 - заключительные слова учителя.

Дзюба Елена Николаевна, МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области, учитель музыки

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования Плавский район

«Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Методическая проблема:
«Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

Педагогический опыт работы учителя музыки

Шендриковой Елены Владимировны

Декабрь 2013

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.

Задачи и современной школы, и предмета «Музыкальное искусство» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», - пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре».

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.

Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.

Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:

  1. Создание условий для творческой активности школьников;
  2. Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной

деятельности учащихся;

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);

4. Формирование общечеловеческих ценностей;

5. Организация атмосферы для самореализации личности.

В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.

Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.

На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.

«Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Схема интерактивного метода

В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже, и видеофрагментах. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.

В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:

Гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

Интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

Проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.

На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.

Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми.

Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

  1. Самым простым и распространенным способом «достучаться» до

каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».

Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»

Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.

  1. «О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает

учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.

  1. Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого

ученика в работу является организация вопросов друг другу . Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.

Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе в разделе «Музыка в диалоге с современностью» по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока.

Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).

  1. «Батл». Если предыдущую технологию использовать в работе

малых групп, тогда можно назвать ее « Батл ».

  1. Работа в группах. Эта технология помогает наладить

коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».

  1. «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить

нестандартные решения учебных и творческих задач.

Например, в 5 классе по теме «Музыка и искусство слова» на уроке «Литература и музыка о Крыме» после прослушивания сюиты «Крымские эскизы» А. Спендиарова демонстрирую название всех частей сюиты и предлагаю выбрать ребятам название прозвучавшей части, аргументируя свой ответ.

1часть 2 часть 3 часть 4 часть

Плясовая Элегическая песенка Застольная Хайтарма

  1. Метод художественно-педагогической драматургии

позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном.

  1. Активно-ролевая (игровая) организация обучения.

Моим любимым методом, является игра , так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.

Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:

Образовательные

Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.

Познавательные

Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В 8 классе , изучая тему I семестра «Отражение эпох в музыкальном искусстве», нужно найти нужную информацию и придумать к ней вопросы (работа в парах). А задание следующее: доказать принадлежность Бетховена своей эпохе (XVIII-XIXвв.), и направлению «венский классицизм». Эту технологию можно отнести к элементам проектной деятельности.

Творческие

Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.

Обобщающие

Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «В гости к ослику», «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.

Развивающие

Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы. Например, предлагаю ребятам запомнить музыкальных друзей ослика (музыкальные средства выразительности) или выбрать картинку, к которой можно отнести ритм, метр (барабан), регистр (птичка).

Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни. На каждом уроке убеждаюсь в этом. Дети с огромным удовольствием принимают участие в разнообразных видах игр.

Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.

А следующие методы , применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!

  1. Выступление ученика в роли аккомпаниатора или ведущего

Этот метод помогает проявить самостоятельную активность ребят. Раскрывает творческие и исполнительские возможности учеников. Помогает им увереннее чувствовать себя в классе и на сцене.

  1. Инсценировки позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал.
  2. Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам

на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка,

его уверенность в своих силах, самооценку.

12. Метод проекта . Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.

  1. Интегрированные уроки помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся. Например, бинарный урок по музыкальному искусству и географии разрешает проблему школьников негуманитарной направленности, помогает проявить свои способности и знания по дисциплине естественных наук.

Выводы:

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.

Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.

Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово! Провожу работу с творческими и одаренными детьми. Являюсь руководителем вокального кружка, где с удовольствием встречаюсь вновь со своими учениками. Наблюдая за учениками на протяжении школьной жизни, отмечаю рост успешности ребят к старшей школе. Я искренне радуюсь за них, видя высокие результаты, и испытываю восторг от радости и улыбок на лицах своих воспитанников!

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.
  3. Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.
  4. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» - М., Просвещение, 1989.
  6. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.
  7. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.
  8. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.
  9. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.
  10. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.
  11. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

Статья
«Интерактивные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе »

подготовила

учитель музыки

Чарина Ольга Владимировна

г.о. Саранск
2014

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений . Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Учиться учитель должен всегда, чем больше опыта, тем больше вопросов. Уместно привести однажды прочитанную беседу философа с учеником.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мой – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Ребенок для учителя – это та «лакмусовая бумага», которая окрашивается не по его желанию, а по «реакции взаимодействия».

По моему мнению, никогда нельзя научить тому, во что не веришь сам, и того, кто не верит тебе. Доверие – сотрудничество – понимание друг друга, вот что должно быть у учителя и ученика.

Интерактивный метод («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учащимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

    пробуждение у обучающихся интереса;

    эффективное усвоение учебного материала;

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Основными требованиями , обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

    Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

    Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

    Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

    Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

    Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
– обсуждения спорных вопросов;
– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
– выяснения информированности или подготовленности аудитории;
– работа в малых группах.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
— не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
— продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
— постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всем классом и фиксируют их на доске и в тетрадях.

«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн , ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Примеры синквейна «МУЗЫКА»:

Музыка
красивая, разная
окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Язык звуков

Музыка
Нежная, умиротворяющая
Нахлынет, успокоив, очарует
Она царица моего сердца
Радость

Музыка

Быстрая, медленная,

Льется, летит, бежит

Смысл окружающего мира отражает

Вслушайся!

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера , вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику :

    развитие личностной рефлексии;

    осознание включенности в общую работу;

    становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

    развитие навыков общения;

    принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

    повышение познавательной активности.

классу :

    формирование класса как групповой общности;

    повышение познавательного интереса;

    развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю :

    нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели урока, к созданию ситуации успеха на уроке.

Любой человек стремиться к успеху (С. Френе)

    Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то значит, что урок, возможно был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило

    Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения

    Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся

    Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Список используемой литературы

    Гавронская Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

    Гейхман JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) / Л. К. Гейхман. – Екатеринбург, 2003. – С. 34 .

    Кларин М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

    Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – С. 87 .

В настоящее время дети предпочитают видеоизображение аудио-носителям. Часто ученики в поисках ответа на вопрос используют поисковые системы интернета, не проверив достоверности источников.Учащиеся предпочитают использовать современные технологии и активное обучение.

Внимательно изучите все возможности интерактивной доски, прежде чем приступить к её эксплуатации. Попросите отдел технического обеспечения подключить интернет для доступа к поисковым медиа системам, к видео площадке YouTube и другим информационно-познавательным сайтам.

Позволяйте детям самим пользоваться интерактивной доской, вовлекайте их в творческий процесс. Они могут помочь вам включить музыку или презентацию. Не всегда будьте «ведущими», пусть ученики проявляют самостоятельность.

Задания для музыкального занятия

  1. Подключите интерактивную доску к порталу онлайн-игр и запустите Guitar Hero или Rock Band. Эти учебно-развлекательные игры помогут сформировать у обучающихся понимание терминов: ритм, темп и музыкальный метр. Пройдите приложение самостоятельно, затем привлеките к игровому процессу детей.
  2. Продемонстрируйте учащимся две различные версии одного и того же музыкального произведения. На портале «YouTube видео» можно подобрать версии исполнения на различных музыкальных инструментах или в современных аранжировках. Учащиеся могут составлять описания услышанного. После прослушивания следует сравнить и сопоставить данные версии.
  3. Анализ музыкального произведения. После ознакомления с музыкальным произведением, представленным в форме презентации на интерактивной доске, ученикам предлагается «нарисовать музыку». С помощью цветных маркеров или фломастеров дети рисуют своё восприятие музыки, составляют ритмические рисунки, изображают .
  4. Изучение названий инструментов. Разделите экран интерактивной доски пополам. На одной из частей поместите список названий инструментов, на другой – их изображения. Добавьте звуковой файл для музыкального сопровождения задания. Предложите детям сопоставить названия и изображения инструментов.
  5. Классификация: струнные, медные духовые, и ударные инструменты. Разделите экран на 4 части и подпишите вид инструмента. Дети предлагают название инструмента для той или иной категории, преподаватель добавляет их изображения на доску.
  6. Расположите на доске предложения или отдельные слова из песни в неверном порядке. Дети должны записать их в соответствующей последовательности. Для проверки запустите музыкальный файл с исполнением данной песни.

«Я стараюсь, чтобы дети принимали активное участие в проведении урока и использовали поисковые приёмы. С помощью современных технологий программные требования усваиваются быстрее. Дети привыкли к быстрому темпу занятий и частой смене деятельности во время урока. Современные инновации позволяют соответствовать потребностям сегодняшних учеников».