Схема анализа отклоняющегося поведения пример. Исследование девиантного поведения. Контрольные вопросы и задания

Если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптоматическое поведение как механизм ее регуляции, то в случае устранения симптома вся система может оказаться временно нерегулируемой. Поэтому не только носитель симптома, но вся семья неосознанно сопротивляется позитивным переменам, в том числе поддерживая отклоняющееся поведение.
Благодаря анализу психологических концепций мы еще раз смогли убедиться, насколько сложна и многообразна изучаемая нами реальность - отклоняющееся поведение личности. Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно также может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу.
Конкретизируя рассмотренные психологические факторы и механизмы девиантного поведения, мы можем попытаться систематизировать его психологические составляющие.
Итак, отклоняющееся поведение характеризуют: » духовные проблемы - отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации; » деформации в ценностно-мотивационной системе личности - девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты; » эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций; » проблемы саморегуляции - нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности; » когнитивные искажения - дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки; » негативный жизненный опыт - отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют место несколько из перечисленных психологических проблем. Остается до конца не ясным вопрос - когда и почему рассмотренные особенности личности превышают "порог допустимого", вызывая поведенческие расстройства? Справедливости ради, следует заметить, что психологические трудности в той или иной степени присущи каждому человеку (например, неуверенность в себе). Но в силу определенных причин (например, системы личностных смыслов) в одном случае личные проблемы стимулируют человека к позитивной активности (творчеству, служению людям, достижениям), а в другом случае они провоцируют отклоняющееся поведение.
В целом, накопленные клинические и экспериментальные данные позволяют предположить, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.
Выделенные факторы зависимого поведения можно представить в виде рабочей схем и для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения.
По результатам данного анализа можно составить индивидуальную программу профилактики или преодоления отклоняющегося поведения.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); » склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); » ригидность - склонность к "застреванию" на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); » склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).
Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)
2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); » несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); » непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); » дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); » ложная самоидентичность и заниженная самооценка; » отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); » отсутствие или утрата смысла жизни.
Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.
3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.
Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.
4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи; » семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); » социальная изоляция; » отсутствие поддерживающей группы сверстников; » низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); » отсутствие близких друзей; » отсутствие сексуального партнера; » общественная незанятость; » проблемная компания; » проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).
5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.
6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); » состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); » что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); » последующие события (состояние, мысли, действия); » реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).
7. Заключение.
» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).
3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.
6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.
7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.
8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.
12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.
13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.
14. Психология. Словарь. - М., 1990.
15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.
17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.
18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986.
19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001.
20. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993.
22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984.
24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное(tm). - М., 1994.
25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.
27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994.
28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.
29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2.
30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд… дис. -Л., 1996.

Условия формирования агрессивного поведения личности

Мы исходим из гипотезы, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются . Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.
Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, "без разбора" - импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.
В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ("выбранной жертве") ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает "казаться или быть сильным". Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз "униформа" группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповои и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к "не членам группы" оправдывается заверениями типа - "они предатели… мы должны защищать своих… мы должны заставить всех уважать нас". Насилие, "одухотворенное" групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.
Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей я подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик , потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Причины такого явления как девиация некоторые ученые склонны искать больше в биологической природе человека. Биологическое объяснение . В конце прошлого века итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Люди расположены, по его мнению, к определенным типам поведения по своему биологическому складу.

Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, и пониженная чувствительность к боли и т.п. Одно время теория Ломбразо получила широкое распространение, и некоторые ученые стали его последователями.

Уильям Шелдон (1940) – известный американский психолог и врач подчеркивал важность изучения строения тела. Он считал, что у собак некоторых пород есть врожденная склонность следовать некоторым типам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Он разработал следующую типологию: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы.

Эндоморфам – людям умеренной полноты с мягким несколько округлым телом, свойственна общительность, умение ладить с людьми и потворствовать своим желаниям.

Мезоморфам, чье тело отличается силой и стройностью, свойственно проявлять беспокойство, активность, но они не проявляют излишнюю чувствительность.

Эктоморфам свойственна тонкость и хрупкость, склонность к самоанализу, повышенная чувствительность.

Опираясь на свои исследования в Центре реабилитации, У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя отнюдь не всегда они являются преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале XX века, постепенно их вытеснили другие научные взгляды. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, отдельные биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности.

Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантном поведении. Но в этом случае биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

Психологическое объяснение девиантности Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, Фрейд ввел понятие "преступники с чувством вины", речь идет о людях, которые бессознательно желают, чтобы их поймали и наказали, потому что чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они внутренне уверены, что тюремное заключение помогло бы им преодолеть это влечение.



Однако тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя преодолеть только на основе анализа психологических факторов.

В 1950 г. Шуэслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что преступникам свойственны некоторые психологические особенности, несвойственные законопослушным гражданам. Но не оказалось ни одной психологической черты, которая была бы наблюдаема у всех преступников.

В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное.оказывают влияние на все виды девиантного поведения. Но все-таки с помощью какой-то одной черты или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности ли другого типа девиации.

Социологическое объяснение девиации. Заметим, что биологические и психологические объяснения не дали достаточно ясного и полного объяснения явления девиации. Поэтому, социологическая наука тоже сделала попытку проанализировать своими методами данную проблему.

Теория аномии. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом, который использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийств. Он считал, что одной из причин самоубийств является разрегулированность – аномия, объясняя это явление, он подчеркивал, социальные правила играют важную роль в жизни людей.

Нормы управляют их поведением, и они знают чего следует ожидать от других, и что ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди начинают испытывать состояние запутанности и дезориентации. Уровень самоубийств в годы кризов заметно повышается.

Хотя теория Э.Дюркгейма неоднократно подвергалась критике, однако основная ее мысль, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или начинают противоречить друг другу.

Это может быть, например, результатом смешения религиозных этнических и расовых групп или наблюдается при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей.

Социологи установили, официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. И, наоборот, чем больше люди верят в социально значимые ценности, чем глубже их привязанность к родителям, тем активнее они стремятся к учебе и к социально одобряемым видам деятельности.

Есть и культурологическое объяснение. Так ряд ученых считают, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры.

Они занимаются изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства, особенно это актуально для субкультуры низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность.

Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются именно этими ценностями, то другие люди – представители средних слоев – относятся к ним как к девиантам. Таким образом, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Кроме того, не только социальная дезорганизация и крушение идеалов порождают преступность, девиантное поведение открывает для некоторой части молодежи благоприятные возможности.

В некоторых сферах деятельности молоды люди усваивают ролевые модели преуспевающих девиантов. Речь идет о людях, участвующих в организованной или профессиональной преступности. Возможности процветания соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха.

З. Теория аномии Р.Мертона. Роберт К.Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху. Достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройства на работу в торговую или юридическую фирму.

Но как только мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения.

Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие фирмы принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов.

Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции, торговле наркотиками и т.д.

Р.Мертон предложил классификацию девиантных поступков, которая до сих пор считается самой удачной.

В системе Мертона тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и с законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются по служебной лестнице – это олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех) и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип не девиантного поведения.

Вторая возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемой данной культурой целями, но отрицает социально – одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства. Он занимается рэкетом, шантажом, преступлениями белых воротничков" (вроде растраты чужих денег)

Третья реакция называется ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, согласие использовать социально одобряемые средства. Пример, бюрократ фанатически преданный делу.

Четвертая реакция называется бегством от действительности (ретриаризм), когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства и их достижения. Наиболее яркими их представителями становятся маргиналы: бродяги, пропойцы и т.п.

Наконец бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отвергает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но они приводят к замене старых целей и средств на новые. Развивается новая идеология. К примеру, систему социалистической собственности революционер считает более законной, чем существующую.

Теория Альберта Коэна. Альберт Коэн развил взгляды Р.Мертона, посмотрев на них с точки зрения теории игр. Основные тезисы его теории можно представить в следующем виде.

Большинство отклонений является не просто и не столько выражением индивидуальной патологии, сколько случаями заимствованного поведения, приобретенного в большей части во взаимодействии с другими лицами, которые служат образцами для подражания, передающими соответствующие навыки и подкрепляющие убеждения и идеологию.

Отклоняющееся поведение подобно большинству видов человеческого поведения требует как материальной, так и моральной поддержки со стороны сообщников, единомышленников. В общем и целом процессы, порождающие и поддерживающие отклоняющееся поведение, мало чем отличаются от процессов порождающих и поддерживающих конформистское поведение.

Индустриальное общество создает сильную мотивацию учиться, упорно работать и стремиться к ответственности. Но оно же порождает неудовлетворенность между надеждами и реальными достижениями.

Когда вера и надежда обманывают, когда законные пути к достижению поставленных перед собой целей, оказываются закрытыми или когда для этого не хватает личных данных, неудовлетворенность может обернуться горьким сознанием неудачи. Большинство людей приспосабливается к своему положению, но зачастую люди становятся на путь всевозможных отклонений, пытаясь достигнуть желаемого незаконными средствами.

Поведение человека в обществе можно рассматривать как набор игр, которые ведутся по определенным правилам. Эти правила устанавливают соответствующие методы игры и критерии успеха.

Положения, занимаемые участниками в этих играх, создают им социальный статус (идентификацию, т.е. указания другим кем и чем является данное лицо), равно как и представление о самом себе. Если играющие ценят эти идентификации, значит у них имеются побудительные мотивы играть и подчиняться успеху в этих играх.

Поступая таким образом, они создают основу для самодисциплины и для согласованной и стабильной организации жизни. Когда игры оказываются малопонятными, возможность успешного участия в них оценивается низко. Людям свойственно если не отвергать эти игры, то во всяком случае, утрачивать к ним интерес, перестав реагировать на правила, по которым ведутся игры, сводить к минимуму в своих жизненных планах значение идентификаций, создаваемых этими играми.

Люди склонны выискивать игры, в рамках которых они могут обрести или надеются обрести более вознаграждающие их идентификации, пусть даже последние обеспечивают признание в узких группах, где они вращаются. Если это им не удается, они ведут неустойчивую сумасбродную жизнь, отдаваясь на волю обстоятельств и сиюминутных побуждений.

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная - для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная - более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная - направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное - дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к или , в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "ОмГПУ")

Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка

г. Омск 2013.

1. Описание особенностей, проявлений поведения

Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

2. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

4. Акцентуированные черты характера;

5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.

При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.

4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

девиантное поведение ребенок психокоррекционный

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2008

    Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности. Биологическое объяснение, социологическое объяснение. Особенности девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Социально-психологические причины и факторы девиантного поведения у учащихся специальных учебных заведений. Выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Условия и причины развития девиантного поведения у подростков, влияние семейного воспитания на поведение ребенка. Разработка и апробация методики социально-педагогической профилактики девиантного действия подростков в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Признаки, причины объяснения и предупреждение девиантного поведения подростков. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Нарушение психики у ребенка.

    доклад , добавлен 04.05.2015

    Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейного воспитания, его влияние на поведение подростков. Главная цель методики "Незаконченные предложения".

8 ..
АНАЛИЗ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

пониженный фон настроения;

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания;

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптации;

состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

ситуация, в которой впервые имело место ОП;

ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;

степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

последующие события (состояние, мысли, действия);

реакция окружающих;

что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

форма и степень выраженности ОП;

степень социальной дезадаптации;

отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

ингибиторы (препятствующие условия);

ресурсы личности;

возможные пути преодоления (стратегия изменения);

формы и методы социально-психологической помощи.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

2. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?

3. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

4. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз?

5. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?

6. Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные ее виды.

7. Перечислите основные положения поведенческой психологии.

8. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?

9. Что такое классическое и оперантное обусловливание?

10. Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды подкреплений.

11. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.

12. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

13. Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм:Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии;Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.

8. Кутер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.

14. Психология. Словарь. - М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.