Психологическая теория Леонтьева: концепция и основные положения

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение С. Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.


По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев?

Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности» (выделено нами – В. А.). Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Психология личности в трудах отечественных психологов Куликов Лев

Формирование личности . А. Н. Леонтьев

Формирование личности. А. Н. Леонтьев

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок – мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.

Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности – в своем функциональном значении (чашка – из чего пьют, стул – на чем сидят, часы – то, что носят на руке, и т. д.), а люди – как «повелители» этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.

В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга.

В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности – фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют «узлы» личности…

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значений. Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира. Истинное «поле», которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее – существующее объективно или иногда только иллюзорно.

Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющую его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только «знаемые», как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах;

они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности – предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача – понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.

Эту необходимость создает то обстоятельство, что чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение. Возможное несовпадение или противоречие их не создает, однако, альтернатив, которые решаются просто «арифметикой мотивов». Реальная психологическая ситуация, порождаемая перекрещивающимися связями субъекта с миром, в которые независимо от него вовлекаются каждое его действие и каждый акт его общения с другими людьми, требует от него ориентировки в системе этих связей. Иными словами, психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения их мотивов. А это требует особого внутреннего движения сознания.

В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе…

Одно из изменений, за которым скрывается новая перестройка иерархии мотивов, проявляется в утрате самоценности для подростка отношений в интимном круге его общения. Так, требования, идущие со стороны даже самых близких взрослых, сохраняют теперь свою смыслообразующую функцию лишь при условии, что они включены в более широкую социальную мотивационную сферу, в противном случае они вызывают явление «психологического бунтарства». Это вхождение подростка в более широкий круг общения вовсе, однако, не значит, что интимное, личностное как бы отходит теперь на второй план. Напротив, именно в этот период и именно поэтому происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью; меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер и в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Еще более глубокие изменения отмечают последующие уровни развития, включительно до уровня, на котором личностный смысл приобретает сама система объективных общественных отношений, ее выражения. Конечно, явления, возникающие на этом уровне, еще более сложны и могут быть по-настоящему трагическими, но и здесь происходит то же самое: чем более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир.

Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Главное – он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде…

Вопреки своей распространенности, взгляд на личность как на продукт биографии человека является неудовлетворительным, оправдывающим фаталистическое понимание его судьбы (обыватель так и думает: ребенок украл, – значит, станет вором!). Взгляд этот, конечно, допускает возможность изменить что-то в человеке, но только ценой внешнего вмешательства, силой своей перевешивающего сложившееся в его опыте. Это – концепция примата кары, а не раскаяния, награды, а не действий, которые она венчает. Упускается главный психологический факт, а именно, что человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него – в память его личности. Толстой советовал: замечай, что помнишь, что не помнишь; по этим признакам узнаешь сам себя.

Неверен этот взгляд еще и потому, что расширение действительности для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть не просто продукт «опережающего отражения», а его достояние. В этом сила и правда того, что писал Макаренко о воспитательном значении ближних и дальних перспектив. То же и для взрослых. Вот какую притчу я однажды услышал на Урале от старика конюха: когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой.

Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру. Ее особенности и образуют то, что определяет тип личности. Хотя вопросы дифференциальной психологии не входят в мою задачу, анализ формирования личности тем не менее приводит к проблеме общего подхода в исследовании этих вопросов.

Первое основание личности, которое не может игнорировать никакая дифференциально-психологическая концепция, есть богатство связей индивида с миром. Это богатство и отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности, от того берлинского учителя, «мир которого простирается от Маобита до Кепеника и наглухо заколочен за Гамбургскими воротами, отношения которого к этому миру сведены до минимума его жалким положением в жизни». Само собою разумеется, что речь идет о действительных, а не об отчужденных от человека отношениях, которые противостоят ему и подчиняют его себе. Психологически мы выражаем эти действительные отношения через понятие деятельности, ее смыслообразующих мотивов, а не на языке стимулов и выполняемых операций. К этому нужно прибавить, что деятельности, составляющие основания личности, включают в себя также и деятельности теоретические и что в ходе развития круг их способен не только расширяться, но и оскудевать; в эмпирической психологии это называется «сужением интересов». Одни люди этого оскудения не замечают, другие, подобно Дарвину, жалуются на это как на беду.

Различия, которые здесь существуют, являются не только количественными, выражающими меру широты открывшегося человеку мира в пространстве и времени – в его прошлом и будущем. За ними лежат различия в содержании тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи, нации, класса. Поэтому подход к типологии личностей, даже если она учитывает только один этот параметр, как теперь принято говорить, не может не быть конкретно-историческим. Но психологический анализ не останавливается на этом, ибо связи личности с миром могут быть как беднее тех, что задаются объективными условиями, так и намного превосходить их.

Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень разной, независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями с окружающим. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Они-то и образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу. Разъединенность этих, иерархизированных внутри себя, единиц жизни создает психологический облик человека, живущего отрывочно – то в одном «поле», то в другом. Напротив, более высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, и тогда может оказаться, что одни стоят в противоречии с этим мотивом, другие прямо отвечают ему, а некоторые уводят в сторону от него.

Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается сознанию? С порога ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект только и способен преломить свое внутреннее через систему усваиваемых им значений, понятий. Об этом уже говорилось, как и о той борьбе, которая ведется в обществе за сознание человека.

Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом подлинную действительность. Вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота». Эта цель достигнута («Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?»), но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами «Ужасный век, ужасные сердца!» заканчивает Пушкин трагедию о Скупом.

Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути – человек, ставший, по словам Горького, человеком человечества.

Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу ее строения. Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизи-рованных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной…

Многообразные отношении, в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности…Структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности, ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека, – такова структура трагической личности. ‹…›

Предметно-вещественные «потребности для себя» насыщаемы, и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем меньше замечаются человеком, чем привычнее они становятся. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ, как и всякое познание. Познание себя начинается с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только система приобретенных значений, понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует: мы уже видели, что только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность. Не иначе обстоит дело и в случае, когда объектом сознания являются свойства, особенности, действия или состояния самого субъекта; в этом случае тоже следует различать знание о себе и осознание себя.

Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело – самосознание, осознание своего «я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности. Представляя собой феноменологическое превращение форм действительных отношений личности, в своей непосредственности оно выступает как их причина и субъект.

Психологическая проблема «я» возникает, как только мы задаемся вопросом о том, к какой реальности относится все то, что мы знаем о себе, и все ли, что мы знаем о себе, относится к этой реальности. Как происходит, что в одном я открываю свое «я», а в другом – утрачиваю его (мы так и говорим: быть «вне себя…»)? Несовпадение «я» и того, что представляет субъект как предмет его собственного знания о себе, психологически очевидно. Вместе с тем психология, исходящая из органистических позиций, не способна дать научное объяснение этого несовпадения. Если проблема «я» и ставится в ней, то лишь в форме констатации существования особой инстанции внутри личности – маленького человечка в сердце, который в нужную минуту «дергает за веревочки». Отказываясь, понятно, от того, чтобы приписывать этой особой инстанции субстанциональность, психология кончает тем, что вовсе обходит проблему, растворяя «я» в структуре личности, в ее интеракциях с окружающим миром. И все-таки она остается, обнаруживая себя теперь в виде заложенного в индивиде стремления проникнуть в мир, в потребность «актуализации себя».

Таким образом, проблема самосознания личности, осознания «я» остается в психологии нерешенной. Но это отнюдь не мнимая проблема, напротив, это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности…

Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так. Мы видели, что многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.

Таким образом, анализ деятельности и сознания неизбежно приводит к отказу от традиционного для эмпирической психологии эгоцентрического, «птолемеевского» понимания человека в пользу понимания «коперниковского», рассматривающего человеческое «я» как включенное в общую систему взаимосвязей людей в обществе. Нужно только при этом подчеркнуть, что включенное в систему вовсе не значит растворяющееся в ней, а, напротив, обретающее и проявляющее в ней силы своего действия.

В нашей психологической литературе часто приводятся слова Маркса о том, что человек не родится фихтеанским философом, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека, и, лишь относясь к нему как к себе подобному, он начинает относиться и к себе как к человеку. Эти слова иногда понимаются лишь в том смысле, что человек формирует свой образ по образу другого человека. Но в этих словах выражено гораздо более глубокое содержание. Чтобы увидеть это, достаточно восстановить их контекст.

«В некоторых отношениях, – начинает Маркс цитируемое примечание, – человек напоминает товар». Какие же это отношения? Очевидно, имеются в виду те отношения, о которых говорится в тексте, сопровождаемом данным примечанием. Это стоимостные отношения товаров. Они заключаются в том, что натуральное тело одного товара становится формой, зеркалом стоимости другого товара, т. е. такого сверхчувственного его свойства, которое никогда не просвечивает через его ткань. Маркс и заканчивает эту сноску так: «Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода человек (курсив мой. – А. Л.)» . Но человек как род, как родовое существо означает у Маркса не биологический вид Homo sapiens, а человеческое общество. В нем, в его персонифицированных формах человек и видит себя человеком.

Проблема человеческого «я» принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования личности. На этом уровне личность неизбежно выступает как индивид усложненный, а не преобразованный обществом, т. е. обретающий в нем новые системные свойства. Но именно в этих своих «сверхчувственных» свойствах он и составляет предмет психологической науки.

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность - органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.Это

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Формирование личности и открытие «Я» – Ты… кто… такая? – спросила Синяя Гусеница. – Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса. – Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Льюис Кэрролл Я в своем представлении –

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Основные темы и понятия раздела Факторы формирования личности. Движущие силы развития личности. Культурно-историческая концепция развития личности. Субъект познания, общения и деятельности. Личностная

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

Внутренний мир личности. Д. А. Леонтьев Смысл жизниИтак, мы рассмотрели второй уровень структуры личности – ценностно-смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

Я – последняя инстанция в личности. Д. А. Леонтьев Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себя. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

48. Формирование личности Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего

Из книги Очерк психологии личности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой, формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психическую базу воспитываемому ребенку.Семья на

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

Формирование личности ребенка в общении В советской психологии уже давно утвердился тезис о том, что родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально–историческими отношениями, в которые вступает каждый

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Дмитрий Алексеевич Леонтьев Очерк психологии

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

29. Общество и формирование преступной личности Социальная среда, под которой понимают общество, оказывает решающее влияние на формирование личности любого человека, в том числе и личности социальных индивидов. Воздействие общества на человека происходит на двух

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги автора

26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер

Из книги автора

Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.Характеризуя

К личности А.Н. Леонтьев подходил очень осторожно. В концентрированном философском виде он изложил свое понимание этой темы только в конце научного пути. Анализ проблемы личности А.Н. Леонтьев начинает издалека, с уяснения того, “какая реальность описывается
в психологии термином “личность”, признавая, что “проблема эта является одной из самых сложных”. Он считал полезным переосмыслить ряд теоретических положений, надеясь внести ясность в некоторые из них. Прежде всего – провести различие между “индивидом” и “личностью”, поскольку понятие “индивид” употребляется в чрезмерно широком значении. “Разведение” понятий “индивид” и “личность” направлялось критерием соотношения в личности биологического и социального. За понятием индивида закреплялось представление о природной основе человека.

Человек как природное существо есть индивид. Индивид – в теории А.Н. Леонтьева человек как природное существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности. Эти и многие другие черты в ходе онтогенеза частью развертываются, а частью подавляются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Особенности, характеризующие индивида, не переходят в особенности личности; они сохраняются, но как особенности индивида. Так, тип высшей нервной деятельности индивида не предопределяет особенности личности. Нельзя приписывать свойства “быть личностью” самой натуре индивида.

Понятие “индивид” выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних ступенях развития жизни. Индивид – это прежде всего генотипическое образование; его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно. Индивид – это продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, продукт взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе.

Личность же представляет собой целостное образование особого рода. Слово личность употребляется только по отношению к человеку, и начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личность есть специальное человеческое образование, она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Эти отношения предполагают сознательное регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны.



А.Н. Леонтьев принимает “известное марксистское положение, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений”. Отсюда следует, что антропологические свойства индивида не определяют личность и не входят в ее структуру; они являются генетически заданными условиями формирования личности и вместе с тем определяют формы и способы проявления психологических черт. Например, агрессивность как черта личности проявляется у холерика иначе, чем у флегматика, но объяснять агрессивность особенностью темперамента так же бессмысленно, как искать объяснения войн в инстинкте драчливости. Таким образом, темперамент, свойства нервной системы и т.п. не “изгоняются” из теории личности, но выступают как формы использования личностью врожденных индивидуальных свойств и способностей.

А.Н. Леонтьев определил свое отношение к существующим в психологии теориям и подходам к личности, отметив их разнородность и противоречивость. К числу немногих положений, которые принимаются всеми авторами, он относит два: 1) личность представляет собой неповторимое единство, целостность; 2) личность играет роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами (“хозяин” психических функций у Джемса, “определитель поведения и мыслей” у Г. Оллпорта).

По оценке А.Н. Леонтьева, большинство теорий личности избирает дифференциально-психологическое направление, которое состоит в изучении связей между отдельными чертами личности. Корреляционные связи служат основанием для выделения факторов, которые обусловливают эти связи: таковы, например, факторы интроверсии и нейротизма, образующие, по Айзенку, вершину иерархической структуры. За понятием личности выступает некое “общее”. Несмотря на то, что в основе характеристики этого “общего” лежат эмпирические данные, оно все же остается, по существу, метапсихологическим, не нуждающимся в психологическом объяснении. Попытки его объяснения заключаются в поиске морфофизиологических коррелятов (типы высшей нервной деятельности Павлова, конституции Кречмера-Шелдона, переменные Айзенка), что является возвращением к органистическим теориям.

Привлекают внимание А.Н. Леонтьева культурно-антропологические концепции личности, авторами которых являются, в частности, М. Мид, Р. Линтон, которые, используя этнологические данные, утверждают, что система личности есть индивидуализированная система культуры.
А.Н. Леонтьев приходит к выводу, что подобные “культурно-антропологические интерпретации личности антипсихологичны, ведь культура образует не личностное в человеке, а то, что, напротив, безлично. Культура, хотя и существует в своих персонификациях, не составляет предмета психологии. Личность же, которая интересует психолога, – это не просто персонификация той или иной культуры.

Ролевую теорию личности с ее сведением личности к совокупности “ролей”, исполняемых человеком, А.Н. Леонтьев назвал “одной из самых чудовищных”. “Роль” – не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается.

А.Н. Леонтьев прохладно отнесся к способу, каким С.Л. Рубинштейн позиционировал теорию личности, надеясь преодолеть ее противопоставление теории психических процессов. Этот способ заключался в том, чтобы относиться к личности как к “исходному пункту объяснения любых психических явлений, центру, исходя из которого только и можно решать все проблемы психо-логии”. А.Н. Леонтьев нашел здесь отзвуки старых представлений о метапсихологическом “Я”, обладающем изначально заложенными диспозициями или целями.

А.Н. Леонтьев не принимает формулу С.Л. Рубинштейна, согласно которой личность связывается с тем внутренним, через что преломляются внешние воздействия, потому что здесь имеет место понимание личности лишь как обогащенного предшествующим опытом индивида.

Так же скептически оценил А.Н. Леонтьев идеи “личностного подхода”. Положение о том, что при исследовании отдельных психологических процессов внимание должно сосредоточиваться на индивидуальных особенностях, не решает проблемы, так как a priori нельзя судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность.

Неудачным назвал А.Н. Леонтьев подход Б.Г. Ананьева к личности, оценив его как попытку отождествить личность с понятием “человека в его эмпирической тотальности”. Он считал, что “при этом психология личности превращается в особого рода антропологию, включающую в себя все – от особенностей обменных процессов до индивидуальных различий в психических функциях”. Психологическое исследование личности не может заключаться в сопоставлении между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных. Теория личности не должна стремиться к глобальному охвату всех свойств человека.

Таким образом, метод корреляции индивидуальных свойств является недостаточным для психологического раскрытия личности, так как выделение этих свойств нуждается в основаниях, которые не могут быть извлечены из них самих.

Заканчивается анализ состояния проблемы личности достаточно пессимистически: «Проблема человеческого “Я” принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования личности. На этом уровне личность выступает как индивид усложненный,
а не преобразованный обществом, т.е. обретающий в нем новые системные свойства. Но именно
в этих своих “сверхчувственных” свойствах он и составляет предмет психологической науки».

Что же характерно для положительных взглядов А.Н. Леонтьева на личность? А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Деятельностный подход к личности – теория личности А.Н. Леонтьева, исходящая из примата деятельности, согласно которой деятельность порождает личность, является “основанием личности”. Личность занимает “третью позицию”
в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Теория личности “исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность”. Деятельность рассматривается как “основание личности”. Здесь надо иметь в виду, что в терминологии
А.Н. Леонтьева содержание деятельности определяется ее мотивом.

А.Н. Леонтьев многократно повторяет: решение проблемы личности “требует анализа предметной деятельности субъекта; демистификация представлений о личности возможна лишь в психологии, в основе которой лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах”.

Личность – это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению
к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Личностью он становится лишь
в качестве субъекта общественных отношений.

Для понимания достаточно сложного хода мысли А.Н. Леонтьева следует обратить внимание на то, что “деятельность” и “общественные отношения” фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная. Точно так же деятельность сближается с понятием “связи человека с миром”, параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности. Основные параметры личности – базовые измерения личности: а) широта связей человека с миром; б) степень иерархии этих связей (деятельностей); в) структура связей (тип строения личности).

Первый параметр – основание личности – это широта (богатство) связей индивида с миром. Человек живет во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, их восприятие и усвоение их значений. Далее перед человеком начинает открываться действительность, лежащая за пределами его практической деятельности и прямого общения: границы познаваемого мира раздвигаются. Связи субъекта с миром двойственны: предметная деятельность и общение. Отсюда двойственность мотивации действий, а также и соподчинение их.

Второй (важнейший) параметр личности – это степень иерархии деятельностей, то есть их мотивов. Степень иерархии деятельностей (по Леонтьеву) – один из трех параметров личности, большая или меньшая выраженность соподчиненности деятельностей или мотивов человека. Мотивы, связи с окружающим образуют основание личности, являясь относительно самостоятельными единицами. Эти единицы, более или менее крупные, целостные или разъединенные, образуют единую мотивационную сферу. Чем выше степень их иерархии, тем четче выражено главное направление, главный мотив-цель. По оценке А.Г. Асмолова, “положение А.Н. Леонтьева об иерархии деятельностей как основаниях личности представляет собой плацдарм для построения общепсихологической теории личности”.

Третий параметр личности – тип ее строения – является самым сложным. Тип строения личности – один из трех параметров личности, устойчивая конфигурация главных иерархически соподчиненных мотивационных линий (мотивов). Эта структура является тем, что неполно описывается как “направленность личности”. Неполно потому, что ведущая линия жизни человека не может оставаться единственной. Служение избранной цели не исключает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная сфера всегда является многовершинной. Плоский, не имеющий вершин общий “психологический профиль” личности означает, что человек не делает различий между малым и великим в жизни. Это – признак нищеты личности.

Таким образом, теория личности А.Н. Леонтьева является фактически мотивационной, или деятельностной, что одно и то же. Даже структура личности сближается с направленностью.

Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Эта проблема, по его мнению, ключевая в теории личности, и в ней концентрируются все основные вопросы психологии личности. Порождена она противоречием между физической изменчивостью человека и устойчивостью его личности. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы выявить “образующие” личности как высшего единства человека, изменчивого и вместе с тем сохраняющего свое постоянство.

Традиционное представление о личности, являющейся комплексом определенных черт, выражает только изменчивое в человеке, не затрагивая постоянное и непрерывное – его “Я”. Правда, персонализм постулирует существование особого ядра личности, которое обрастает многочисленными жизненными приобретениями, оставаясь при этом неизменным. Но это не является ответом по существу.

Отвергая постулат изначального ядра личности, А.Н. Леонтьев полагает, что деятельностный подход позволяет дать предварительное решение вопроса об устойчивом базисе личности: это совокупность отношений человека к миру, которые реализуются его многообразными деятельностями. Деятельности субъекта (формы активности, эквивалентные мотивам) являются исходными психологическими “единицами” личности.

Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам. Например, переписывание бумаг заняло центральное место в личности гоголевского героя Акакия Акакиевича, хотя вообще-то едва ли разумно рассматривать операции чистописания как “личностные”. Здесь произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно безличные операции, которые в силу этого превратились
в самостоятельную деятельность, то есть характеристику личности.

Что же образует постоянство и непрерывность личности, само существо человеческого “Я”? Психологическая проблема “Я” возникает, как только человек задается вопросом о том, к какой реальности относится все то, что он знает о себе, и все ли, что он знает о себе, относится к этой реальности. Имеет место несовпадение знания о себе и “Я” и, следовательно, проблема самосознания личности, как осознания “Я” остается в психологии нерешенной.

Огромное число работ посвящено исследованию того, как формируется самосознание. Эти работы рисуют картину его развития: этапы формирования представлений о себе, так называемой схемы тела, способности локализовать свои интероцептивные ощущения, познания своего внешнего облика. Установлено, что в самопознании сначала выделяются физические особенности, потом к ним присоединяются особенности психологические и нравственные. Затем частные характеристики самого себя уступают место характеристикам более общим и выделяющим существенные черты. Однако эта картина не дает ответа на вопрос о развитии самосознания, об осознании “Я”, потому что индивидуальное сознание не есть только знание, система приобретенных значений, понятий. Следует различать знание о себе и осознание себя. Самосознание, осознание своего “Я” есть результат становления человека как личности.

“Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его “Я”. Дело, однако, обстоит вовсе не так.

А.Н. Леонтьев предлагает взглянуть на самосознание как на “осознание себя в системе общественных отношений. Осознание своего “Я” и не представляет собой ничего другого”. Другими словами, проблема самосознания может быть решена на основе “коперниковского”, а не “птолемеевского” мышления: человек обретает свое “Я”, самосознание, включившись в общую систему взаимосвязей людей в обществе.

Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный “центр личности”, который мы называем “Я”; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. Или, по Марксу, лишь отнесясь к другому человеку как к себе подобному, человек начинает относиться и к себе как к человеку.

Таким образом, самосознание, чувство “Я”, или центр личности – это системные “сверхчувственные” свойства, которые человек обретает в системе общества. Именно в этих своих свойствах он и составляет предмет психологической науки.

Анализ индивидуального сознания, в свою очередь, не может обойтись без обращения к категории личности. Поэтому в этот анализ введено понятие “личностного смысла”, которое вместе с двумя другими понятиями – “чувственная ткань” и “значения” – образует структуру сознания. “Чувственная ткань”, по А.Н. Леонтьеву, – это просто образная, а “значения” – вербальная части внутреннего опыта человека. Личностный смысл – жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в единстве с «чувственной тканью» и «значениями» образует структуру сознания. Он создает направленность и пристрастность сознания. Категория личностного смысла позволяет разделить мотивы на смыслообразующие и лишенные смыслообразующей функции. Первые, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Они являются ведущими в жизни человека и всегда занимают более высокое иерархическое место в мотивационной сфере личности. Вторые выполняют функцию дополнительной стимуляции деятельности. Они и называются мотивами-стимулами.

Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении – в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем маленьких детей этой задачи просто не существует.

Здесь мы вновь находим признаки, характеризующие подход А.Н. Леонтьева к личности как мотивационно-деятельностный, а говоря проще – мотивационный.

Теория личности, как известно, не может обойти проблему развития. А.Н. Леонтьев, рассматривая эту проблему специально, всю свою теорию строит как теорию порождения личности. Личность рассматривается как относительно поздний продукт развития человека: “Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения”.

Личность не обусловливается генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Более того, процесс формирования личности не является результатом вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды, хотя именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

Личностью человек становится, вступая в обществе в новую систему отношений и обретая новые – системные – качества, которые только и образуют действительную характеристику личности. Эти качества видны, субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе.

Что же касается биологических предпосылок формирования личности, то А.Н. Леонтьев признает, что человек располагает “генетически заданными условиями формирования личности и врожденными индивидуальными свойствами и способностями, которые являются для личности предметом использования”.

В процессе формирования личности есть два узловых момента: “личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность”. Полимотивированность связана с тем, что человеку свойственна “двойственность мотивации действий”. Мотивы могут формироваться под влиянием предметных воздействий и под влиянием социальных воздействий. До какого-то периода своего духовного роста ребенок не различает этой двойственности. “Сознательная личность” – это чувство “Я”, самосознание, способность смотреть на себя со стороны, делать самого себя объектом анализа и оценки.

Реферат по психологии личности

На тему «Теория личности А.Н.Леонтьева» по статье А.Н. Леонтьева «Деятельность и личность» (Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: БАРАХ, 1999.)

Понятие индивида

«Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

Индивидуализация индивида.

«Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях».

Врожденный индивид еще не вполне «готовый». Многие черты его даны лишь как возможность. А процесс формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока все его особенности не образуют относительно устойчивую структуру.

Структура индивида.

«Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются – словом, многообразно изменяются».


Формирование личности.

Формирование личности происходит в результате процесса объединения, связывания деятельностей индивида. Деятельность – процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Развитие, умножение видов деятельности приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших деятельностей, подчиняющих себе другие. За иерархией деятельностей открывается иерархия мотивов. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Процесс формирования личности, неотделимый от развития сознания, самосознания, которые его опосредуют, сложен и длителен. Он имеет свои этапы.

Этапы формирования личности.

Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше они образуют разные линии развития, переходящие друг в друга. «В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаза преимущественного развития предметной (практической и познавательной) деятельности и фаза развития отношений с людьми и обществом. Такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате возникают иерархические связи мотивов, образующие «узлы» личности.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, обогащаясь, перерастают реализуемый круг деятельности и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Эти явления образуют кризисы развития (кризис 3-х лет, 7 лет, подросткового периода и зрелого возраста). В результате происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности.

«Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность и происходит особая перестройка сознания, появляется необходимость понять суть этой перестройки».

Понятие личности.

Личность – специальное человеческое образование, которое рождается из иерархий деятельностей, объективных, общественных по своей природе отношений, в которые вступает субъект, и лежит не в индивиде, а в его бытии.

Основные научные работы А.Н.Леонтьева (11903 – 1979).

1. Развитие памяти (1931).

2. Проблемы развития психики (1959).

3. Деятельность. Сознание. Личность. (1975).

А.Н.Леонтьев предложил схему организации и преобразования деятельности на различных уровнях : в эволюции животного мира, в истории человеческого общества и в индивидуальном развитии человека.

Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты : мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включать в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют единую систему.

Деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность : деятельность определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему, предметный мир отражается в его образе. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практической деятельностью. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании также обнаруживаются чувственные образы и личностные смыслы, придающие ему пристрастный характер. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда. Деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект).

Различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действий, физиологические механизмы, реализаторы деятельности.

Деятельность представляет форму активности, которая побуждается потребностью, проявляется в поиске предмета, способного ее удовлетворить. Когда происходит фиксация предмета, потребность опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Таким образом, деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности, оно определяется как процесс, направленный на достижение цели. Цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Отношение цели действия к мотиву определяет смысл . Цель отделяется от мотива, т.е. образ результата действия от того, ради чего существует деятельность.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретными ситуациями, т.е. условиями; эти способы называются операциями . Самый низкий уровень деятельности представлен психофизиологическими функциями , обеспечивающими психические процессы.

А.Н.Леонтьевым было предложено понятие «ведущей деятельности », под которой понимается та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важных новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития. Основным механизмом в этом процессе выступает «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. В контексте теории деятельности различаются понятия индивид и личность. Личность как продукт всех отношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей с миром, степень их иерархизированности и общая их структура.

По мнению А.Н.Леонтьева, личность рождается дважды . Первое рождение личности происходит с установлением иерархии мотивов, соотнесением непосредственных побуждений с социальными критериями, т.е. возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению соответствующим социальным мотивам. Второе рождение связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в российской психологии.

«Личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». В основе представлений о личности отечественных психологов лежит постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы следствия этого положения ?

Во-первых, А.Н. Леонтьеву удается провести разграничения между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности - это процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути, потребность замещается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит, прежде всего, миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов. Но мотивы бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев?

Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Таким образом, место просто мотива занимает мотив-цель , понятие вводимое А.Н. Леонтьевым как структурный элемент каркаса личности.

Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности :

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».