Олово (Tin) - это. Нахождение олова в природе. Оловянная посуда: вредно или нет

«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость».

(Маргарет Тэтчер)

Ввести в заблуждение человека не сложно. Ещё проще обмануть толпу. Причём, выдумывать ничего особенного, зачастую и не требуется. Достаточно промолчать, или сказать часть правды. Особенно, если ложь звучит одновременно в каждой аудитории всех образовательных учреждений мира. Тогда никому и в голову не приходит ставить под сомнение достоверность изложенной информации. Ну признайтесь, часто ли вы не верили своему учителю истории в школе? Вот то то!

Между тем, многие факты, считающиеся незыблемыми, на поверку не выдерживают испытания даже вопросами, заданными ребёнком, ещё не достигшим школьного возраста. Простейший пример: - Как только человек начинает по слогам читать первые в своей жизни сказки, он задаёт закономерный вопрос: - «Почему слова «бескорыстный», «беспечный» и «бессменный» написаны через букву «С», а если пишут, что у кого-то чего-то нет, тогда пишут слово «без», через «З»? А вы так, хлопаете глазами, и говорите, что мол, правила такие.

А кто придумал ПРАВила?

Учёные. Филологи.

Как же тогда можно называть это «правилами», если они совсем неПРАВильные?

Знакомая ситуация? А ведь не зря сказано, что устами младенца глаголет истина. Ребёнок ещё не научился врать. Он не привык жить в нашем мире, где врать, это норма. Он интуитивно чувствует ложь, и смело говорит об этом. Правда, когда он достигает того возраста, когда учитель истории рассказывает, о принятой градации эпох и периодов, его мозг уже отравлен ложью настолько, что ему в голову не приходит задать простой вопрос: - «А как бронзовый век мог наступить раньше железного? Ведь бронза, это сплав. А сплав, это как ни крути, более сложная технология, по сравнению с простой металлургией. Сначала можно открыть выплавку меди или железа, а потом только можно додуматься до того, чтоб в какой-либо из металлов добавлять что-то ещё, дабы получить его новые свойства. Но никак не наоборот»!

А вам не приходила в голову эта мысль? Ведь на самом деле так и есть. Образно говоря, нам предлагают верить в то, что электрическая лампочка была изобретена раньше открытия электричества.

Итак, разоблачаем миф о «бронзовом веке».

Непонятно почему, но мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово - один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры.

Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на XVII-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник - двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранит, и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру.

И тут легко распознаётся первая порция лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово - где??? Ответ: - «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:

Касситери́т (от κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более.

Вот он какой:

Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.

А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы - пеласги дрались бронзовыми мечами?

А японские самураи откуда брали свои чудные “руболёты”?

Да, существуют различные виды бронзы, в которых в качестве добавки к меди использовался мышьяк, и другие элементы, но зачем тогда было сочинять сказки про олово? Но даже если так… Медь и мышьяк, прежде чем сплавить в одном тигле, необходимо сначала добыть!

А как можно добыть медную руду, не имея инструмента? Как можно выделить высокотоксичный мышьяк, не обладая необходимыми знаниями и технологиями, из элементов, в которых он содержится?

Ну и потом… Чтобы приготовить сплав, необходим сосуд для этого. Он был из чего? Ладно… Допустим первый металлург расплавил медь и мышьяк в каменной печи, оборудованной наддувом, а дальше что он делал со слитком? Чтобы из расплава изготовить предмет, необходимы, как минимум, сосуд для литья и форма. Они из чего были?

Получается в точности такая же ситуация, как в диспуте «Что появилось первым - яйцо или курица»? Без инструмента не добыть сырьё и не изготовить инструмент. Если не существовало наковальни, молота и щипцов, как же тогда изготовить простой нож, к примеру?

Наши предки знали ответ на этот вопрос. Небесный кузнец Сварог дал Руссам инструмент и научил плавить железо. ЖЕЛЕЗО, а не бронзу! Но теперь говорят, что Сварог - сказочный персонаж, а выдумать новое объяснение возникновению металлургии никто не удосужился.

Но предположим, что какой-то древний римлянин, который был столь гениален и трудолюбив, что изготовил-таки на острове за Ла-Маншем первый бронзовый меч. Он что, побежал всем врагам трезвонить о своём открытии? Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Логика где? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?

На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В XVI-XVII веках в России появились замечательные мастера-литейщики (Чохов, Дубинин, Моторины…), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.

Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не А Самолётовых и Электровозовых не было случайно?

“Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России - большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки”.

Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до ХХ века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:

Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг).

У них что… были такие!?

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1200

И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешно ли?! Температура плавления бронзы около 1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какой-то никому не нужный в хозяйстве предмет, аж 26240кг. безценного олова!?

Ясно, что колокол МЫ не делали. И Царь-Пушку тоже не делали, разве что лафет для неё отлили. Сдаётся мне, что эти мега-железяки, которые как и колокольня рядом с ними назывались раньше Иван-Колокол, и Иван-Пушка. И достались они нам от некоего Ивана Великого, который знал, для чего ему эти предметы, и использовал их по назначению. Мы же не можем даже представить себе, как их можно применять, вот и выдумали сказку о том, что не звонил… Не стреляла…

Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше XIX века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами, чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом квадратном километре.

Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век - фикция, либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине - не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями.

Откуда же взялись мифы о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой, или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших Богов.

Это всё равно, что подарить индейцу, живущему в дебрях Амазонки микроволновую печь. Он ей будет гордиться, но применить сможет лишь в качестве сундучка для хранения бытовых предметов. А с нами ситуация ещё хуже, мы даже применения не можем найти тому, чем по великой случайности обладаем.

Огромное значение в истории развития человечества имел переход от каменных видов орудий к металлическим. В третьем тысячелетии до н. э. у людей появилась необходимость в более прочных орудиях труда, чем каменные, которые были весьма непрочные при довольно внушительных размерах и весе. В процессе развития хозяйственной деятельности люди все чаще стали использовать металлы и изделия из них. Первым металлом, нашедшим широкое распространение и применение, была медь. Разыскивая камни, необходимые для изготовления орудий труда, нашим предкам попадались камни, имевшие зеленовато-серый или красновато-зеленый цвет. Первоначально их обрабатывали и использовали как и обыкновенные камни. Позже было замечено, что медь становится тверже после обработки каменным молотком, ее стали использовать для изготовления инструментов.

Наступила эпоха меди. Со временем люди обратили внимание еще на одно свойство меди — от сильного нагрева кусок меди плавился, а, остывая, приобретал необходимую человеку форму. Сначала это свойство использовали для изготовления украшений, позже — для изготовления орудий труда. Инструменты из меди по твердости уступали каменным, однако они легко и быстро затачивались. В конце третьего тысячелетия до н. э. было замечено, что при выплавке меди из руды, содержащей примесь олова, медь становится на порядок тверже обычной. В дальнейшем к меди стали добавлять олово, в результате чего появился искусственный сплав — бронза .

Наблюдение за новым сплавом показало, что он более плавкий и текучий. Улучшилось качество, точность литья, что позволяло изготавливать инструменты более сложных форм. Бронзовые изделия были тверже медных, они отлично шлифовались и затачивались. Теперь на последующую обработку понадобилось намного меньше времени и усилий, возросла производительность труда.

На смену медному уверенно пришел бронзовый век. Совершенствовалась и техника литья. Если вначале использовались одноразовые открытые формы из глины или песка, то со временем стали изготавливать многоразовые открытые формы из камня. Недостатком открытых форм являлось то, что в них можно было отливать лишь плоские изделия. Со временем мастера изобрели закрытые формы, состоящие из двух разъемных половинок. Перед литьем половинки соединялись и крепко фиксировались. Через отверстие между ними заливался расплавленный металл. Когда металл остывал и твердел, форму разъединяли или разбивали. Таким образом начали изготавливать изделия сложной формы.

В дальнейшем было изобретено литье по выплавляемым моделям или фигурное литье. Сначала из воска лепили точную модель нужного изделия, обмазывали ее глиной и обжигали в печи. Воск при нагревании плавился и выливался, а глина приобретала форму будущего изделия. В глиняную форму заливали бронзу, после того, как металл остывал, форму разбивали. Благодаря такой технологии была достигнута настолько высокая точность литья, что отпала потребность в дальнейшей обработке отлитого изделия. Благодаря такой технологии мастера уже могли отливать и пустотелые изделия довольно сложной формы.

Прогресс не стоит на месте, со временем появились такие технические приемы, как клепка, волочение, пайка и сварка, которые дополнили ковку и литье. Бронзовые изделия постепенно стали вытеснять каменные, хотя и не заменили их до конца. Не везде можно было найти медь, еще реже встречалась руда с содержанием олова. Для дальнейшей переплавки добытую руду приходилось перевозить на большие расстояния. Все это способствовало довольно высокой стоимости изделий из бронзы. С изобретением железа, ставшим знаковым в истории металлов, закончился бронзовый век.

Как известно, олово является компонентом бронзы. Существуют, правда, бронзы мышьяковистые, где вместо олова, легирующей добавкой, повышающей прочность меди, является мышьяк. Существуют бронзы, в которых для этих же целей вместо олова используется свинец. Однако, как в древности, так и в настоящее время, в основном, используются бронзы оловянистые, о которых и пойдет речь в последующем изложении.. Таким образом, чтобы выплавить бронзу, кроме меди, нужно олово.

Основным минералом для получения олова является оловянный камень - касситерит, который химически представляет собой двуокись олова. Олово из касситерита легко получить при помощи восстановления в печи при недостатке кислорода, что легко достигается добавлением в шихту древесного угля. Эта технология, несомненно, была доступна древним металлургам. Аналогичным способом получали и получают железо из широко распространенных в природе оксидов железа.

Основные месторождения касситерита в настоящее время находятся в Малайзии, Таиланде, Боливии, Индонезии, КНР, Нигерии, Якутии и Забайкалье. С точки зрения древних металлургов Малой Азии, Кавказа и Европы эти месторождения касситерита находятся у «черта на куличиках» и, конечно, были им недоступны. Правда существуют в настоящее время месторождения олова и в Европе - в Богемии и в Корнуолле. Однако, самым первым изобретателям бронзы они тоже, вряд ли, были доступны. В Богемии касситерит в настоящее время добывают из достаточно глубоко залегающих гранитов и древним рудокопам он был недоступен. Корнуолл находится на острове и тоже далеко от первых центров металлургии Бронзового века - Малой Азии, Кавказа, Центральной и Южной Европы. Возникает вопрос - а откуда же древние могли получать олово для выплавки бронзы, если в Старом Свете оно отсутствует или присутствует, но в недоступных для древних людей местах? Загадка!

Ниспровергатели истории дают такой ответ на эту загадку- Бронзового века не было. Это все выдумки официальной истории. По их мнению бронзу научились делать только в XVII веке, когда касситерит стали добывать, взрывая горную породу или доставлять морем из дальних стран. До того времени, когда порох начали применять в горном деле, или до развития мореплавания, когда касситерит стало возможно доставлять в Европу морем, ни о каком использовании в Европе касситерита-оловянного камня говорить не приходится. В общем дурит нашего брата официальная история. Не было никакого Древнего Мира (см. Новая Хронология) и никакого Бронзового века.

Попробую дать свой ответ на эту Загадку.

Для этого придется немного погрузиться в геологию, чтобы понять, где встречается в природе оловянный камень - касситерит.
Обратимся к горной энциклопедии http://enc-dic.com/enc_rock/Kassiterit-1264.html
«Наиболее крупные скопления Касситерита связаны с высокотемпературными грейзеновыми и гидротермальными месторождениями.... Во многих гранитах Касситерит. присутствует в качестве акцессорного минерала (малой примеси)…. Сильно изменённые каолинизированные оловоносные граниты представляют промышленный интерес.»
Здесь нужно некоторое пояснение про грейзеновые месторождения. Читаем в Вики:
«Грейзен - метасоматическая горная порода, состоящая в основном из кварца и светлых слюд (лепидолита, мусковита), часто содержит ценные рудные минералы в виде вкраплённости (касситерит, вольфрамит, танталит и др.). Грейзен - ведущий поисковый признак на месторождения руд редких металлов и цветных камней (топаза, берилла и др.).
Грейзены образуются при температуре 400-500 градусов Цельсия, и связаны с изменения гранитных пород под действием газов и растворов, отделяющихся от охлаждающихся гранитных тел». То есть, грейзены образуются из гранитов.
Таким образом, месторождения касситерита связаны с гранитами - самой широко распространенной горной породой. «Граниты - визитная карточка Земли».
Опять загадка! Гранитов в Европе, в Малой Азии, в Иране, на Кавказе полным полно, а касситерита - оловянного камня очень мало. А если и есть, то залегает в гранитах глубоко под землей.
А что же представляют собой разрабатываемые в настоящее время месторождения касситерита? Информация об этом имеется, например в работе геолога Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества"
http://www.port-folio.org/2005/part215.htm
Читаем: «Как и во многих других горнорудных провинциях, добыча начиналась с разработки россыпей (россыпи и в наши дни поставляют 80% мировой добычи олова). Лишь позже, по мере выработки россыпей, в средние века перешли к отработке индивидуальных жил, пронизывающих граниты и вмещающие их породы. »
В другой популярной книге - Розен Б. Я. «Соперник серебра.» - М.: Металлургия, 1984.
читаем:
«В начале своего знакомства с оловом древние люди добывали оловянную руду из россыпей, преимущественно в речных наносах. В те времена им были уже знакомы россыпное золото и техника его отмывки от речного песка. Позднее стали добывать олово из глубоко залегающей оловянной руды.
Добывали руды открытым способом. В открытых выработках делали перемычки (целики), защищавшие рудокопов от завалов и гибели под обломками, хотя и нередко бывали несчастные случаи. До сих пор при археологических раскопках древних выработок в Сибири, Казахстане, на Алтае и других местах на территории нашей страны и во многих странах, где уже в бронзовом веке добывали медь и олово (в Англии, Китае и Перу), находят скелеты погибших горняков.
В подземных штольнях также оставляли целики для защиты от возможных обвалов. Но это были уже столбы или колонны, выложенные из породы, которые поддерживали свод штольни. Такие крепления встречаются во многих древних выработках, где добывали медь и олово. Нередко подобные подпорки складывали из каменных плит или глыб, а в местах, где было много леса, часто использовали деревянные столбики. В те далекие времена в подземные галереи спускались по вырубленным в породе ступеням или деревянным лестницам. Чаще всего это были бревна с зарубками или же деревья с обрубленными толстыми сучьями. На Урале, в одном из древних рудников, была найдена такая лестница. По таким примитивным лестницам рудокопы не только спускались в штольни и выработки, но и поднимали руду в корытах, кожаных сумках, плетеных корзинах.»
http://tapemark.narod.ru/olovo/index.html

Таким образом, геологи нам говорят, что касситерит и в настоящее время добывается, в основном, из россыпей - из речных наносов, а не из коренных пород. Речные наносы и россыпи, так сложилось в геологии, называются аллювиальными. Они являются результатом выноса реками горных пород, которые были разрушены в результате эрозии. В аллювиальных россыпях находят многие ценные минералы и драгоценные металлы, в то числе золото. В том числе и оловянный камень - касситерит. Чем древнее горы, тем больше они подвержены эрозии и тем толще аллювиальные отложения. Древние горы - Урал, Карпаты, Татры, Рудные горы в Центральной Европе всегда были источником ценных минералов и драгоценных металлов - золота и серебра. И, если золота, серебра, оловянного камня там сейчас осталось мало, то это не означает, что их никогда там и не было. Они там были, но их не стало в результате интенсивной добычи. Во времена Бронзового века касситерит, медные руды и леса были стратегическими материалами, примерно такими же, как и в средние века алюмокалиевые квасцы, необходимые для получения пороха или сейчас, например, уран, необходимый для ядерного оружия.
Отсутствие касситерита в россыпях в тех местах, где процветали цивилизации Бронзового века означает лишь то, что его вымели там подчистую. И, если оловянный камень и сохранился на поверхности в настоящее время, это означает лишь то, что в древности эти места были захолустьем мировой цивилизации.
Ситуация с касситеритом в современности аналогична с ситуацией с лесами. В центрах цивилизаций Бронзового века, например, на Кипре и в Греции лесов в настоящее время нет. Леса там были уничтожены в результате использования в металлургии, поскольку для восстановления металлов из оксидов необходим древесный уголь.
В той же работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" читаем:
«Важнейшим элементом производства металла было топливо, в частности, древесный уголь. Массовая дефорестация (уничтожение лесов) восточного Средиземноморья началась к 1200 году до н. э., по-видимому, сначала в сухих районах. Во всяком случае, уже законы Хаммурапи (1750 лет до н. э) налагали высокий штраф за вырубку лесов. По реконструкции современных археологов, производство рудниками Лавриона в Аттике трех с половиной тысяч тонн серебра и 1.4 миллиона тонн свинца на протяжении 300 лет сопровождалось уничтожением 2.5 миллиона акров леса. Разработка рудников Лавриона была приостановлена не из-за исчерпания запасов руды и не потому, что выработка опустилась ниже уровня подземных вод, а из-за того, что стоимость «горючего» для производствам металла - леса -делала рудники убыточными. По словам Платона, район вокруг Афин когда-то он был покрыт густым лесом. Ныне же это - кожа и кости прежней Аттики. Именно металлургия привела и к полному уничтожению растительности Кипра, также некогда покрытого густыми лесами. По свидетельству Эратосфена, до начала интенсивной разработки меди леса на Кипре были так густы, что их вырубка поощрялась. »

Таким образом, мне представляется, что очередной «открытие» ниспровергателей истории можно смело считать закрытым. Бронзовый век был и, именно, деятельность человека в это время и привела, как к уничтожению лесов в Восточном Средиземноморье, так и к полному исчезновению оловянного камня из россыпей в Южной и Центральной Европе и на Ближнем Востоке.

P.S. Интересно, что такую же судьбу имеют и месторождения малахита, который являлся одним из основных минералов для выплавки меди. В настоящее время малахит остался в Конго и в небольшом количестве на Урале. На Ближнем Востоке и в Южной Европе, где в свое время процветали цивилизации Бронзового века, малахита нет. Однако, так было не всегда. Археологи раскопали в древних неолитических слоях в поселениях Малой Азии (VI-VII тысячелетия до н.э.) куски малахита вместе с кусками меди и древесного угля, что говорит о существовании там металлургии меди.
см. Вяч.Вс. Иванов "История славянских и балканских названий металлов"

Вероятнее всего, месторождения малахита в этих местах были также выработаны для получения меди еще в древности.

P.P.S. В работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" про добычу олова на Ближнем Востоке на заре Бронзового века сказано следующее:
"Олово было редким металлом, как правило, его надо было завозить. Пожалуй, первыми оловянными бронзами были бронзы Анатолии, связанные с добычей олова из месторождений Киликии и Тавроса. ... здесь разрабатывалось около 40 месторождений олова. При этом главным минералом - источником олова здесь был, скорее всего, сульфид меди, железа и олова - станнин (Сu2FeSnS4). Большое поселение Кёльтепе производило олово в период с 3290 до 1840 года до н. э. (2) Караваны ослов доставляли металл к потребителю. Около 2350 года до н. э. аккадский царь Саргон пишет о том, что один караван нес около 12 тонн олова. Этого было достаточно, чтобы выплавить 125 тонн бронзы и вооружить значительную армию изделиями из нее. После падения Аккада грузы доставлялись ассирийскими купцами из Ашшура, в нынешнем северном Ираке, в район медных месторождений Кёльтепе в сегодняшней Турции к располагавшимся там металлургическим центрам. Общий вес доставляемого за год олова был существенно выше тонны, а этого хватало для изготовления 10-15 тонн бронзы в год. Имперские государства, такие, как Ассирия и Минойская империя, делали все от них зависящее, чтобы охранять торговлю оловом.
Производство бронзы на душу населения было невелико и зависело от наличия добываемых или закупаемых сырьевых ресурсов. В Вавилонии оно достигло 300 граммов, а в Египте - 50 граммов в год на душу населения."

Рецензии

Вроде бы всё верно, но есть вопросы...первое - у людей должны быть определённые знания о том, что например в медь надо добавить олово и будет вам бронза, а олово надо получить из касситерита путём восстановительной плавки в печи в смеси с древесным углём, при этом температура плавления касситерита 1400 град по Цельсию! Кроме того, необходимо учесть, что ни добывать руду ни рубить деревья не возможно без стального инструмента, именно стального а не железного! А что бы получить качественный стальной инструмент нудно сделать следующее - удалить из расплава железа серу и фосфор (что не возможно в примитивной сыродутной печи), довести содержание углерода до 0,8-1,2%, далее провести термообработку инструмента(закалку и низкий отпуск для получения мартенситной микроструктуры) и в конце произвести заточку инструмента скажем на наждаке из корунда, и только этого можно будет рубить деревья и добывать руду! Да, и кстати для восстановления железа из его оксида опять нужен древесный уголь, т.е. необходимо срочно рубить деревья, но у нас нет стального инструмента! Вопросов больше чем ответов!

Как ни странно, кое-какие инструменты из железа, изготовленные в середине I тысячелетия до нашей эры, сохранились до наших дней и сделаны они были из стали неплохого качества.

В древности железо, действительно, плавить не умели. Как удаляли вредные примеси не знаю, но подумаю на эту тему.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В 1910 году английский полярный исследователь капитан Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса, где в то время еще не ступала нога человека. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином - запасы на обратную дорогу. В начале 1912 года экспедиция, наконец, достигла Южного полюса, но к своему великому разочарованию Скотт обнаружил там записку: выяснилось, что на месяц раньше здесь побывал норвежский путешественник Руаль Амундсен. Но главная беда поджидала Скотта на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. Уставшие, продрогшие и голодные люди не могли согреться, им не на чем было приготовить пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. Будучи не в силах сопротивляться полярной стуже и страшным буранам, разразившимся в то время в Антарктиде, Роберт Скотт и его друзья вскоре погибли.

В чем же крылась причина таинственного исчезновения керосина? Почему тщательно продуманная экспедиция окончилась так трагически? Какую ошибку допустил капитан Скотт?

Причина оказалась простой. Жестяные банки с керосином были запаяны оловом. Должно быть, путешественники не знали, что на морозе олово "заболевает": блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый, а затем рассыпается в порошок. Это явление, называемое "оловянной чумой", и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции.

А ведь подверженность олова "заболеванию" на холоде была известна задолго до описанных событий. Еще в средние века обладатели оловянной посуды замечали, что на морозе она покрывается "язвами", которые постепенно разрастаются, и в конце концов посуда превращается в порошок. Причем стоило "простудившейся" оловянной тарелке прикоснуться к "здоровой", как та вскоре тоже начинала покрываться серыми пятнами и рассыпалась.

В конце прошлого века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, груженный брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок - русская зима сыграла с получателями олова злую шутку.

Приблизительно в эти же годы в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь.

В начале XX века в Петербурге на складе военного оборудования произошла скандальная история: во время ревизии к ужасу интенданта выяснилось, что оловянные пуговицы для солдатских мундиров исчезли, а ящики, в которых они хранились, доверху заполнены серым порошком. И хотя на складе был лютый холод, горе-интенданту стало жарко. Еще бы: его, конечно, заподозрят в краже, а это ничего, кроме каторжных работ, не сулит. Спасло бедолагу заключение химической лаборатории, куда ревизоры направили содержимое ящиков: "Присланное вами для анализа вещество, несомненно, олово. Очевидно, в данном случае имело место явление, известное в химии под названием "оловянная чума"".

Какие же процессы лежат в основе этих превращений олова? В средние века невежественные церковники считали, что "оловянная чума" вызывается наговорами ведьмы, и поэтому многие ни в чем не повинные женщины были сожжены на "очистительных" кострах. С развитием науки нелепость таких утверждений становилась очевидной, но найти истинную причину "оловянной чумы" ученые еще долго не могли.

Лишь после того, как на помощь металловедам пришел рентгеновский анализ, позволивший заглянуть внутрь металлов и определить их кристаллическое строение, удалось полностью реабилитировать "ведьм" и дать подлинно научное объяснение этому загадочному явлению. Оказалось, что олово (как, впрочем, и другие металлы) может иметь различные кристаллические формы. При комнатной и более высокой температуре самой устойчивой модификацией (разновидностью) является белое олово - вязкий, пластичный металл. При температуре ниже 13°С кристаллическая решетка олова перестраивается так, чтобы атомы расположились в пространстве менее плотно. Образующаяся при этом новая модификация - серое олово - уже теряет свойства металла и становится полупроводником. Внутренние напряжения, которые возникают в местах контакта разных кристаллических решеток, приводят к тому, что материал трескается и рассыпается в порошок. Одна модификация переходит в другую тем скорее, чем ниже окружающая температура. При -33°С скорость этого превращения достигает максимума. Вот почему сильные морозы так быстро и безжалостно расправляются с оловянными изделиями.


Но ведь олово широко применяют для пайки радиоэлектронной (особенно полупроводниковой) аппаратуры, для полуды проводов и различных деталей, вместе с которыми оно попадает и в Арктику, и в Антарктиду, и в другие холодные места нашей планеты. Значит, все эти приборы, в которых использовано олово, быстро выходят из строя? Разумеется, нет. Ученые научились делать олову "прививки", обеспечивающие металлу иммунитет против "оловянной чумы". Подходящей для этой цели "вакциной" служит, например, висмут. Атомы висмута, поставляя дополнительные электроны в решетку олова, стабилизируют его состояние, что полностью исключает возможность "заболевания".

Чистое олово обладает любопытным свойством: при изгибе прутков или пластинок этого металла слышен легкий треск - "оловянный крик". Этот характерный знак возникает вследствие взаимного трения кристаллов олова при их смещении и деформации. Сплавы же олова с другими металлами в подобных ситуациях, как говорится, держат язык за зубами.

Почти половина всего добываемого в мире олова расходуется сегодня на производство белой жести, используемой главным образом для изготовления консервных банок. Здесь в полной мере проявляются ценные качества металла: его химическая устойчивость по отношению к кислороду, воде, органическим кислотам и, вместе с тем, полная безвредность его солей для человеческого организма. Олово прекрасно справляется с этой ролью и практически не знает конкурентов. Не случайно его называют "металлом консервной банки". Благодаря тончайшему оловянному слою, покрывающему жесть, люди имеют возможность подолгу хранить миллионы тонн мяса, рыбы, фруктов, овощей, молочных продуктов.

Прежде для нанесения оловянного покрытия применяли горячий способ, при котором очищенный и обезжиренный лист железа погружали в расплавленное олово. Если же надо было полудить одну сторону листа, ее очищали, нагревали и натирали оловом. Сейчас этот способ уже сдан в архив, а на смену ему пришло лужение в гальванических ваннах.

Истории техники известен пример промышленного шпионажа, связанный с производством белой жести. Во второй половине XVII века Англия, располагавшая и железом, и оловом, тем не менее вынуждена была покупать белую жесть, поскольку английские железодельцы не знали секрета ее изготовления. К тому времени металлурги Саксонского княжества уже более ста лет умели лудить тонкие железные листы и их продукция шла, во многие страны. Раскрыть тайну немецких мастеров было поручено в 1665 году некоему Эндрю Яррантону. Спустя несколько лет он так описывал цели своей "творческой командировки" в вышедшем в свет трактате "Способы укрепления Англии на море и на суше": "Мне предоставили достаточную сумму денег, чтобы покрыть расходы на путешествие туда, где делают листы белой жести. Оттуда я должен был привезти искусство ее изготовления". Визит в Саксонию оказался успешным, и вскоре английские промышленники уже могли похвастать отличной белой жестью собственного производства.

Но перенесемся вновь на три столетия вперед и мысленно представим себе гору из сотен миллиардов консервных банок, ежегодно выпускаемых в наше время во всех странах мира. Рядом с этой сооруженной фантазией консервной горой гигант Эверест, должно быть, выглядел бы не более чем скромный холмик. Рано или поздно пустая жестяная банка попадает на мусорную свалку, однако олову (а в каждой банке его примерно полграмма) не грозит быть здесь навеки погребенным: человек заботится о том, чтобы извлечь ценный металл и вновь использовать его для своих нужд.

Собранные жестянки направляются в специальную установку, где под действием щелочей и электрического тока железо вынуждено снимать оловянную рубашку. Из этой своеобразной "бани" выходят очищенная жесть и светлые оловянные слитки - они готовы снова превратиться в консервные банки.

Характерная особенность олова - его легкоплавкость. Помните, как в сказке Ганса Христиана Андерсена мгновенно растаял в огне стойкий оловянный солдатик, когда по злой воле он оказался в печке?

Благодаря сравнительно низкой температуре плавления этот металл снискал репутацию основного компонента припоев и легкоплавких сплавов. Интересно отметить, что сплав олова (16%) с висмутом (52%) и свинцом (32%) может расплавиться даже в кипятке: температура плавления этого сплава всего 95°С, в то время как его составляющие плавятся при значительно более высокой температуре: олово - при 232°С, висмут - при 271 °С, а свинец - при 327°С. Еще более охотно переходят в жидкое состояние сплавы, в которых олово служит добавкой к галлию и индию: известен, например, сплав, плавящийся уже при 3°С. Сплавы такого типа применяют в электротехнике как предохранители.

Хорошие литейные свойства, ковкость, красивый серебристо-белый цвет открыли перед оловом двери декоративно-прикладного искусства. Еще в Древней Греции и Древнем Египте из него выполняли украшения, напаянные на другие металлы. Гомер рассказывает в "Илиаде", как древнегреческий бог огня и кузнечного ремесла Гефест, выковав для героя Ахилла щит, нанес на него рисунок из олова. В более позднее время, примерно в XIII веке, в Европе появились оловянные блюда, чаши, кубки, церковная утварь и другие изделия с рельефными изображениями.

Олово - один из немногих материалов, используемых для изготовления органных трубок: считается, что этот металл придает звуку силу и чистоту. Со звуком связана и другая строка из биографии олова: в 1877 году знаменитый американский изобретатель Томас

Алва Эдисон с помощью созданного им фонографа впервые записал на оловянной фольге, покрытой слоем воска, а затем воспроизвел слова, вошедшие в историю звукозаписи: "У маленькой Мери был маленький ягненок".

С давних пор олово - важная составляющая различных бронз, типографских сплавов, баббитов (такое название получили изобретенные еще в 1839 году американцем Баббитом подшипниковые сплавы, способные стойко сопротивляться истиранию).

В технике широко применяются и многочисленные химические соединения олова. Они служат протравой при крашении хлопка и шелка, придают фарфору и стеклу красные оттенки, выступают в роли золотистой краски, при необходимости создают плотные дымовые завесы. Органические соединения этого элемента делают ткани водоотталкивающими, предотвращают гниение древесины, уничтожают насекомых-вредителей. Но, пожалуй, из всех соединений олова наибольшую известность в технике приобрел его станнид, который переходит в сверхпроводящее состояние при сравнительно высокой температуре: если большинство металлов, сплавов, соединений теряет всякое сопротивление электрическому току лишь вблизи абсолютного нуля, то станнид ниобия беспрепятственно пропускает ток уже при 18 К (или -255°С).

Начало знакомства человека с оловом теряется в глубине веков. Поначалу олово применяли лишь в союзе с медью: сплав этих металлов, называемый бронзой, был известен задолго до начала нашей эры. Бронзовые орудия были значительно тверже и прочнее медных. Видимо, этим и объясняется латинское название олова "станнум" - от санскритского слова "ста" - твердый, стойкий. Само же олово в чистом виде - мягкий металл, совсем не оправдывающий свое название. Время узаконило этот исторический парадокс, и металлурги сегодня легко обрабатывают податливое олово, не подозревая, что имеют дело с "твердым" материалом.

Изделия из бронзы были найдены при раскопках захоронений, сделанных почти шесть тысячелетий назад. Плиний Старший, говоря о зеркалах, утверждал, что "наилучшие из известных нашим праотцам были сделаны в Брундизие из смеси меди и олова".

Установить точно период, когда человеческое общество стало использовать олово в чистом виде, довольно трудно. В одной из египетских могил, относящейся к эпохе XVIII династии (середина первого тысячелетия до н.э.), найдены кольцо и бутылка из олова, которые и считаются наиболее ранними оловянными изделиями. В трудах греческого историка Геродота (V век до н.э.) мы находим упоминание об оловянных покрытиях, предохраняющих железо от ржавчины.

В одной из древних крепостей перуанских индейцев инков ученые обнаружили чистое олово, предназначенное, по-видимому, для получения бронзы: обитатели этой крепости славились как отличные металлурги и искусные мастера по изготовлению бронзовых изделий. Должно быть, инки не использовали олово в чистом виде, так как в крепости не удалось найти ни одного оловянного изделия.

Испанский конкистадор Эрнан Кортес, в начале XVI века завоевавший Мексику, писал: "Несколько небольших кусочков олова были найдены у туземцев провинции Такско в виде очень тонких монет; продолжая мои поиски, я обнаружил, что в этой провинции, а также во многих других, оно использовалось в качестве денег..."

В середине 20-х годов в Англии проводились раскопки у старинного замка, который был построен в III веке до н.э. Археологам удалось найти плавильные ямы, а в них - шлак, содержащий олово. Это означало, что здесь более двух тысяч лет назад была развита оловянная промышленность. Кстати, и Юлий Цезарь в своей книге "Комментарий по поводу Галльской войны" упоминает о производстве олова в некоторых районах Британии.

В 1971 году состоялась посмертная реабилитация 94 английских чеканщиков монет, которые были осуждены... 847 лет назад. Еще в 1124 году король Генрих I обвинил рабочих своего монетного двора в мошенничестве: кто-то донес ему, что при чеканке серебряных монет в металл добавляют слишком много олова. Королевский суд был скор, и суровый приговор - отрубить преступникам правую руку - придворные палачи тут же привели в исполнение. И вот спустя восемь с половиной столетий один из оксфордских ученых, подвергший злополучные монеты тщательному анализу при помощи рентгеновских лучей, пришел к твердому выводу: "Монеты содержат очень мало олова. Король был неправ".

С незапамятных пор основным источником олова служил минерал касситерит, или оловянный камень. Еще задолго до нашей эры финикийцы снаряжали свои корабли к далеким Касситеридам - так назывались богатые оловянной рудой небольшие острова в Северной Атлантике, вблизи Британских островов. В более поздние времена центр мировой добычи олова переместился на Малайский архипелаг. С этим металлом тесно связана вся история Малайзии, земли которой издавна славились своими оловянными богатствами. Современная столица этого государства Куала-Лумпур (что в переводе означает "устье мутной реки") - сравнительно молодой красивый город, возникший во второй половине прошлого века на месте, где китайские старатели нашли крупное месторождение оловянной руды. Каждый, кто побывал в Куала-Лумпуре, увозит отсюда сувенир из олова - вазочку, пепельницу, подсвечник, сделанные искусными руками малайзийских мастеров.

Но иногда из этой страны вывозят и совсем другие "сувениры", о чем свидетельствует случай, произошедший на границе Малайзии и Сингапура. Эти страны связаны дамбой, проходящей через пролив Джохор. Проложенное по дамбе шоссе всегда заполнено автомобилями. В один из дней к контрольно-пропускному пункту на малайзийской стороне подъехал автопоезд, груженный огромными бетонными столбами. Столбы как столбы, однако что-то показалось таможенникам подозрительным, и они решили "прощупать" груз: приказали шоферу отъехать в сторону, при помощи автокрана сняли один из столбов с машины и тяжелой кувалдой раскололи его на части. И что же? Профессиональное чутье не подвело работников таможни: в каждой болванке находился металлический контейнер с оловянным концентратом - желанным сырьем для владельцев оловоплавильного завода в Сингапуре. Всего в бетонной "упаковке" было 127 тонн богатого концентрата. В другой раз в огромной автоцистерне, которую называют здесь "сухопутным танкером", вместо пальмового масла, как утверждал водитель, оказалось восемь с половиной тонн все того же контрабандного концентрата.

Значительные запасы оловянных руд есть и в Советском Союзе - на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Казахстане. В музее комбината "Дальолово" в Уссурийске хранится редкий по величине сросток оловянного камня: он весит чуть ли не полцентнера.

Несколько лет назад в нашей стране был создан портативный переносной прибор - гамма-резонансный оловоискатель. Чтобы определить содержание олова в руде с точностью до сотых долей процента, геологу, вооруженному таким прибором, потребуется всего несколько минут. Ценность прибора заключается еще и в том, что он реагирует только на касситерит и не обращает внимания на другой минерал, содержащий олово, - станнин, который в качестве оловянного сырья значительно меньше интересует промышленность.

Крупное открытие было сделано советскими учеными, установившими, что своеобразным индикатором присутствия олова в том или ином геологическом районе может служить фтор. Многочисленные анализы и эксперименты позволили как бы воспроизвести картину рудообразования, происходившего многие миллионы лет назад. В те далекие времена олово, как выяснилось, находилось в виде комплексного соединения, в котором непременно присутствовал фтор. Постепенно олово и его соединения выпадали в осадок, образуя месторождения, а его бывший компаньон фтор оставался вблизи залежей оловянных руд на вечное поселение. Это открытие позволяет определять возможные районы залегания олова и даже прогнозировать его запасы.

Геологи ищут касситерит не только на суше, но и под водой. Поиски уже увенчались успехом: россыпи оловянного камня удалось обнаружить на дне Японского моря в одной из бухт. Богаты им и прибрежные воды морей Северного Ледовитого океана - Ванькина губа, акватория мыса Святой Нос и другие районы. Большую помощь морским рудознатцам оказывают аквалангисты. Да и сами геологи к своей обычной экипировке добавили акваланг, без которого в шельфе Святого Носа не поковыряешь.

Добытый касситерит поступает на металлургические предприятия, где превращается в олово. В первые месяцы Великой Отечественной войны из Подмосковья в Новосибирск был эвакуирован оловокомбинат, который дал первую плавку уже в начале 1942 года. Тогда комбинат выпускал лишь черное 85 %-ное олово, но и такой металл в то трудное время был очень нужен стране. Сейчас сибирское олово высокой чистоты (от первых букв этих слов образована марка металла - ОВЧ), предназначенное для полупроводниковой промышленности, зарегистрировано на Лондонской бирже в качестве эталона, не превзойденного по качеству ни одной фирмой мира. Металл марки ОВЧ-000 содержит 99,9995% олова, а металл ОВЧ-0000 еще чище: в нем всего 0,0001 % примесей.

Дефицитность олова заставляет ученых и инженеров постоянно искать ему заменители. В то же время этот металл находит все новые области применения. Американская фирма "Форд мотор" построила завод, на котором применен любопытный метод производства непрерывной широкой ленты для оконного стекла. Жидкое стекло из печи попадает в огромную, длиной в несколько десятков метров, ванну и здесь растекается по слою расплавленного олова. Поскольку металлический расплав имеет идеально гладкую поверхность, стекло, остывая и затвердевая на нем, тоже становится совершенно гладким. Такое стекло не нуждается в шлифовке и полировке, что существенно сокращает производственные расходы.

Оригинальное стекло, которое служит своеобразной ловушкой для солнца, создали советские ученые. Выглядит оно совсем как обычное, но отличается от него тем, что покрыто тончайшей пленкой оксида олова. Эта невидимая для глаза пленка беспрепятственно пропускает солнечный свет, но не позволяет тепловым лучам переходить границу в обратном направлении. Такое стекло - находка для овощеводов: в нагретой солнцем за день теплице ночью сохранится почти та же температура, в то время как через обычное стекло тепловые джоули один за другим к утру без труда проскользнули бы наружу. В новых теплицах растения чувствуют себя уютно, даже если на улице стоит десятиградусный мороз. Стекло с оловянным покрытием пригодится для различных солнечных нагревателей и других устройств, где энергия дневного светила превращается в тепло.

Биография олова будет неполной, если не рассказать об одной почти детективной истории со счастливым концом, в которой этот металл сыграл далеко не последнюю роль.

Вторая мировая война подходила к концу. Понимая, что ближайшее будущее не сулит ничего приятного, правители "независимого" Словацкого государства, сфабрикованного Гитлером в 1939 году на территории Чехословакии, задумали кое-что припрятать на черный день. Проще всего, как им казалось, было запустить руки в золотой фонд, созданный трудом словацкого народа. Однако группа патриотов, занимавших ответственные банковские посты, решила не допустить этого. Часть золота была тайно переведена в швейцарский банк и блокирована там до конца войны в пользу Чехословацкой Республики. Кое-что удалось переправить партизанам. Но часть золота все же осталась еще в сейфах Братиславского банка.

Один из главарей марионеточного правительства по секрету сообщил немецкому послу в Братиславе о ценностях, хранящихся в бронированных подвалах, и попросил выделить солдат для проведения "банковской операции" по изъятию золота. Пришлось, правда, брать третьим компаньоном еще и генерала войск СС, но зато в успехе грабежа можно было не сомневаться.

Эсэсовцы окружили здание банка, и офицер, угрожая служащим расстрелом, приказал сдать ценности. Через несколько минут ящики с золотом перекочевали из сейфов в эсэсовские грузовики. Дельцы радостно потирали руки, не подозревая, что в ящиках хранятся слитки "золота", предусмотрительно изготовленные директором Монетного двора из... олова. А служащие банка еще раз проверили замки на тайниках, где хранилось настоящее золото, и стали с нетерпением дожидаться освобождения своей страны от гитлеровских войск.

Н.А. Коротченко, П.И.Черноусов

Древнейшие металлоносные культуры Евразии, заро-дившиеся в среде культур каменного века, расширяли свои территориальные границы в эпоху Бронзового века, который охватывает период III и II тысячелетий до н.э. За это время «металлическая цивилизация» распространи-лась на территорию свыше 40 млн км2. Последовавшие эпохи железа и средневековья почти не раздвинули её границ. Все основные события и революционные сдвиги в сферах технологии и социального развития совершались по преимуществу внутри этого обширного, но четко огра-ниченного пространства .

Ключевыми революционными техническими преоб-разованиями Бронзового века принято считать освоение ирригационного земледелия и полного металлургическо-го цикла производства металлов, включая добычу руды, выжиг древесного угля, подготовку материалов, выплав-ку и рафинирование чернового металла, литьё, ковку, волочение проволоки, другие виды металлообработки и рециклинг металлолома. В Бронзовом веке были освое-ны технологии выплавки и обработки металлов, получив-ших название «семь металлов Древности»: меди, золота, свинца, серебра, железа, ртути и олова .
Были изобретены новые технологии для добычи и обработки камня. В строительном деле началось широ-кое применение металлических инструментов и орудий труда: кирок, кайл, сверл, молотов, тесел, резцов.

Возникновение цивилизации Древнего мира потре-бовало развития транспорта. Для этих целей использова-лись естественные водные магистрали и многочисленные водные каналы, прокладывались дороги для колесных повозок.
Первое изображение колесного транспорта, отно-сящееся к III тысячелетию до н.э., обнаружено на терри-тории бывшего Шумера (рис. 1) . Появились легкие боевые колесницы - древнейший вид военной техники. Колесни-цы составляли главную силу всех армий Древнего мира вплоть до наступления позднего Железного века (т.е. до середины I тысячелетия до н. э). Для них требовалось легкое колесо, изготовить которое можно только с ис-пользованием специального металлического инструмен-та (рис. 2) .

Общепризнано, что определяющую роль в техниче-ском прогрессе в бронзовую эпоху сыграло появление ли-тых топоров, мечей и мотыг — основных видов орудий труда и оружия . Основой цивилизации стала металлургия меди.

Для производства меди повсеместно использовались как окисленные, так и сернистые руды. Месторождения медной руды обычно делятся на две зоны. Верхняя часть, находящаяся над уровнем грунтовых вод, представляет собой зону окисления, содержащую легковосстановимый оксид, а нижняя, основная, часть месторождения явля-ется зоной цементации, состоящей из сульфидных руд, в основном халькопирита (CuFeS,) или халькоцита (Cu9S) .
Содержание меди в сульфидных рудах намного ниже, чем в окисленных. После истощения верхних слоев начали использовать более бедные медью сульфиды. Это потре-бовало более высокого уровня горно-металлургических технологий, применения предварительного обжига, опе-раций по очистке различного рода штейнов и рафиниро-ванию «черновой» меди.

Металлургические печи, наиболее характерные для бронзового века, были обнаружены в Австрии (Миттеберг), в Азербайджане (Мингечаур), на Сардинии. Четы-рехугольные или цилиндрические печи имели толстые стенки, высоту до полуметра, были сложены из камня и изнутри обмазаны глиной (или целиком глинобитные). На поду печи имели небольшое углубление для сбора ме-талла. Передняя стена внизу была снабжена отверстием, через которое мехами осуществлялась подача дутья и вы-пускался из печи шлак.
Выплавленные из руды слитки меди содержали зна-чительное количество шлаковых включений. Их отде-ляли ударами молотов. Рафинирование черновой меди осуществляли в тиглях и небольших горнах. При этом на расплавленную черновую медь дутьевыми трубками подавали воздух, основная масса оставшихся в ней при-месей, кроме благородных металлов (золота и серебра), окислялась и формировала шлак .
В бронзовую эпоху высокого уровня достигли техно-логии холодной ковки и литья.
Ковка - древнейший способ обработки металлов давлением. Освоение способа обработки самородного металла ковкой базировалось на накопленных навыках и опыте изготовления каменных орудий труда путем «обив-ки» камня каменным же молотом .

Самородная медь, которую первобытные люди вна-чале тоже считали разновидностью камня, при ударах ка-менного молота не давала характерных для камня сколов, а изменяла свою форму и размеры без нарушения сплош-ности материала. Это замечательное технологическое свойство «нового камня» явилось мощнейшим стимулом добычи самородного металла и использования его чело-веком. Кроме того, было замечено, что ковка повышает твердость и прочность металла.
В качестве молота вначале применяли обычные куски твердого камня. Первобытный умелец, зажимая камень в руке, наносил им удары по куску самородного или вы-плавленного из руды металла. Эволюция этого простей-шего способа ковки привела к созданию прообраза куз-нечного молота, снабженного рукояткой .

Вторым из древнейших способов обработки металлов стало литье . Расплавленный металл при затвер-девании мог принять форму любого предмета. Сначала отливку производили в открытых глиняных или песча-ных формах. Их сменили открытые формы, вырезанные из камня, и формы, у которых углубление для отливаемо-го предмета находилось в одной створке, а другая была просто плоской, прикрывающей.
Следующим шагом стало изобретение разъемных форм и закрытых форм для фигурного литья. В послед-нем случае сначала лепилась из воска точная модель бу-дущего изделия. Затем ее обмазывали глиной и обжигали в печи. Воск плавился, а глина принимала точный отпеча-ток модели и использовалась в качестве литейной фор-мы. Этот способ получил название литья по восковой модели. Мастера получили возможность отливать пусто-телые предметы очень сложной формы. Для образования полости практиковалась вставка в формы особых глиня-ных сердечников (литейных стержней). Несколько позд-нее были изобретены другие, более сложные технологии литья .
Древние литейные формы делались из камня, метал-ла и глины. Последние, как правило, изготовлялись путем оттиска в глине специально сделанных моделей (из дере-ва и других материалов) изделий. Могли употребляться и сами отлитые металлические изделия. Следует отметить, что формы, вырезанные из камня или же литые металли-ческие, вследствие их большей ценности не всегда служи-ли для получения литых изделий, а могли использоваться для изготовления в них легкоплавких моделей. Например, в некоторых районах Англии было зафиксировано изго-товление свинцовых моделей в бронзовых литейных формах.
Литые мечи и кинжалы раньше других бронзовых из-делий стали произведениями искусства. Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снаб-жены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней. Они изготовлялись как цельноли-тыми, так и биметаллическими, с использованием техно-логии налива. Это позволяло клинок меча или кинжа-ла отливать из твердых сортов бронзы и проковывать, а рукояти - из мягкой бронзы, с хорошими литейными свойствами и цветом. Биметаллические мечи, как прави-ло, отливали по восковым моделям.
Согласно современным представлениям, ранний бронзовый век - это эпоха безраздельного господства мышьяковой бронзы. Олово пришло на смену мышьяку только во II тысячелетии до н.э. Отметим, что качество изделий из оловянной и мышьяковой бронз примерно одинаково, при этом технология обработки оловянной бронзы заметно сложнее, так как зачастую требует го-рячей ковки (хотя и при низких температурах). Редко на поверхности земли встречаются минералы олова. Тем не менее, оловянная бронза практически повсеместно вы-теснила мышьяковую .
Главная причина заключалась в следующем. В древ-ности люди относились к металлическим предметам чрезвычайно бережно, ввиду их высокой стоимости. По-врежденные предметы отправлялись в ремонт или на пе-реплавку. Но отличительной особенностью мышьяка яв-ляется возгонка при температурах около 600 °С. Именно в таких условиях проводился смягчающий отжиг бронзо-вых изделий. Теряя часть мышьяка, металл изменял свои механические свойства в худшую сторону. Объяснить это явление древние металлурги не могли. Однако достовер-но известно, что вплоть до I тысячелетия до н.э., изделия из медного и бронзового лома стоили дешевле, чем из-делия из «первородного» металла .
Было и еще одно обстоятельство, способствовавшее вытеснению мышьяка из металлургического производ-ства. Постоянное воздействие ядовитых паров мышьяка на организм приводит к ломкости костей, заболеваниям суставов и дыхательных путей. Неудивительно, что древ-ние металлурги не производили впечатления крепких и здоровых людей. Хромота, сутулость, деформация суста-вов были профессиональными заболеваниями мастеров работавших с мышьяковой бронзой. Недаром в мифах и преданиях многих народов, в древнейших эпосах метал-лурги часто изображаются хромыми, горбатыми, ино-гда - карликами, со скверным, раздражительным харак-тером, косматыми волосами и отталкивающей внешно-стью. Даже у древних греков бог-металлург Гефест был хромым.
Олово стало последним из семи великих металлов древности, ставшим известным человеку. Оно не присут-ствует в природе в самородном виде, а его единственный минерал, имеющий практическое значение, касситерит является трудновосстановимым и малораспространен-ным . Тем не менее, этот минерал был известен человеку уже в глубокой древности. Дело в том, что кас-ситерит является спутником (хотя и редким) золота в его россыпных месторождениях. Благодаря высокой удель-ной массе золото и касситерит в результате промывки зо-лотоносной породы оставались на промывочных лотках древних старателей. И хотя факты использования касси-терита древними ремесленниками неизвестны, сам мине-рал был знаком человеку уже во времена неолита.
По-видимому, впервые оловянная бронза была произ-ведена из полиметаллической руды добытой из глубинных участков медных месторождений, в состав которой наряду с сульфидами меди входил и касситерит. Древние метал-лурги, уже располагавшие знаниями о положительном вли-янии на свойства металла реальгара и аурипигмента, до-статочно быстро обратили внимание на новый компонент шихты - «оловянный камень». Поэтому появление оловян-ной бронзы произошло, скорее всего, сразу в нескольких промышленных регионах Древнего мира .

Несмотря на выдающиеся достижения в металлур-гии меди, самым «технологичным» металлом Бронзового века было золото . В III тысячелетии до н.э. жильное золото добывалось на территории Европы и Азии прак-тически из всех известных его месторождений. В древ-неегипетских и шумерских текстах часто можно найти упоминания о разновидностях употреблявшегося в древ-ности золота. Усматривалось различие в его происхожде-нии: «речное», «горное», «скалистое», «золото в камне», а также по цвету. Цвет нерафинированного золота зави-сит от его природных примесей: меди, серебра, мышьяка, олова, железа и пр. Древние металлурги принимали все эти сплавы золота за разновидности самого золота. Ар-хеологами найдены древние золотые изделия, охватыва-ющие большую гамму цветов: от тускло-жёлтого и серого до различных оттенков красного цвета.
Технология очистки (рафинирования) золота от при-месей была известна шумерам уже в начале III тысячеле-тия до н.э. Её описание содержится в рукописях библио-теки ассирийского царя Ашшурбанипала. Согласно этой технологии золото плавили вместе со свинцом, солью и ячменными отрубями в специальных горшках, изготов-ленных из глины, смешанной с костной золой. Образую-щийся шлак впитывался пористыми стенками горшка, а на его дне оставался очищенный сплав золота с серебром. Таким образом, из золота удалялись все примеси, кроме серебра. На Ближнем Востоке и в Египте широко применялось листовое золото - фольга. Фольгой покрывали самые раз-личные предметы: как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея зо-лотая фольга прикреплялась к изделиям из бронзы, меди и серебра. При этом золотое покрытие спасало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревян-ную мебель, прикрепляя ее при помощи маленьких золо-тых заклепок. Более тонкие золотые листы приклеивались к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки .
В эпоху Древнего мира широкий размах получи-ло производство ювелирных изделий и шитых золотом одежд. Ювелирные ремесла потребляли огромное коли-чество благородных металлов и их сплавов, прежде всего в виде проволоки. Золотая и серебряная проволока ис-пользовалась также в качестве эквивалента стоимости в торговле.
В первой половине III тысячелетия до н.э. металло-обработка, особенно ювелирное дело, достигла высокого уровня в Месопотамии. Широкое развитие здесь получи-ла обработка золота, серебра и электрона. Особый инте-рес представляет известное погребение царицы Шубад (XXVI-XXVвв. до н.э.). Ее одежда была покрыта бога-тыми украшениями из золота, ляпис-лазури, сердолика. Массивный головной убор состоял из диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветков. В диадеме использована тонкая золотая проволока диаме-тром 0,25-0,30 мм, свитая в спираль диаметром около 2,38 мм. Считают, что проволока изготовлена волочением.
Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо ковкой, либо разрезкой кованого листового металла. В Абидосе (Египет) найден проволочный браслет, датиру-емый 3400 г. до н.э. Он состоит из двух групп бусинок, со-единенных прядью из свитых вместе золотых проволочек и толстого волоса. Искусно отделанная проволока имела такой же диаметр (0,33 мм), какой был у волоса.
Существовало два основных способа получения ко-ваной проволоки. При первом способе слиток или кусок металла расковывался молотком в пруток заданной тол-щины и профиля. При втором способе из слитка или ку-ска металла ковкой получали лист, а затем разрезали его на полоски, края которых округляли ударами молотка. При циркулярной резке получались длинные куски про-волоки - в этом заключалось её преимущество. Приме-ром практического применения циркулярной резки ме-талла могут служить полоски из золота длиной более 1,5 м, найденные в одной из гробниц Ура .
В Уре найдены также сканные (филигранные) из-делия, датированные III тысячелетием до н.э. Сущность сканного производства состоит в том, что из тонкой зо-лотой, серебряной или медной проволоки круглого или четырехугольного сечения выполняются ажурные или напаянные на металлическую основу узоры. Для боль-шей красоты проволока предварительно скручивается в две или три нити и сплющивается. Значительное распро-странение получили у древних народов шитые золотом одежды. Особенность этого вида искусства заключается в умении изготовлять тончайшие нити проволоки, кото-рые с основой материала образуют эластичную ткань.
Попытки производить более изящную и тонкую про-волоку привели к тому, что постепенно был выработан новый способ ее получения. Для сглаживания неровно-стей, калибрования и уплотнения проволоку стали про-талкивать через отверстия в твердых материалах. Образ-цы такой проволоки из золота, датируемые IV тысячеле-тием до н.э., найдены в Египте. Впоследствии эта опера-ция выравнивания поверхности проволоки развилась в волочение .
Считают, что в самом примитивном виде способ воло-чения начали применять в древнейший период (еще до по-явления металлических орудий) для отделки стержней дро-тиков и гарпунов. Стержни изготовляли из сырого дерева и затем калибровали протаскиванием (волочением) через костяные выпрямители. Раскопки погребений в Египте пе-риода Среднего царства (2800-2500 гг. до н.э.) подтверж-дают, что техника выпрямления деревянных прутков была широко распространена в древности. Обнаружена роспись, изображающая двух ремесленников, занятых выпрямлени-ем прутков из дерева.
Технология разделения металлов была освоена в свя-зи с развитием металлургии серебра. Древнейшие сере-бряные изделия обнаружены на территории Ирана и Ана-толии (современная Турция). В Иране их нашли в местечке Тепе-Сиалк: это пуговицы, датируемые началом V тысяче-летия до н.э. В Анатолии, в Бейджесултане, найдено сере-бряное кольцо, датируемое концом того же тысячелетия.
Металлургия серебра возникла в прямой связи с до-бычей свинца из соединений, содержащих свинец и серебро одновременно. Археологические находки из двух этих металлов, как правило, синхронны. Свинцовые руды, содержащие значительное количество серебра распро-странены во многих регионах мира. Известны их место-рождения в Испании, Греции, Иране, на Кавказе. Процесс отделения серебра от свинца, называемый купеляцией, был известен уже в IV тысячелетии до н.э. Для разделе-ния свинца и серебра применяли купеляцию: окисление свинца, отделение оксида (глета) от серебра и последую-щее «повторное» восстановление свинца из оксида .
В быту серебро почти повсюду появилось позднее меди и золота. Из него изготавливали, главным образом, посуду, украшения и ювелирные изделия. Быстро научились де-лать серебряную фольгу и фурнитуру, которыми украшали одежду и мебель. Уже в III тысячелетии до н.э. серебро ис-пользовали для пайки медных изделий.
Таким образом. Бронзовый век можно считать пе-риодом зарождения цветной металлургии. Основы из-вестных термических процессов извлечения цветных металлов из руд, механической обработки и литья были освоены к началу I тысячелетия до н.э.