Дошкольное образование в фз об образовании рф. Основная образовательная программа дошкольного образования. Важность дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).
Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)
Программа содержит основные 3 раздела:
Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)
Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.
Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.
Годовой план
План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.
В годовом плане работы ДОО определены:
конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,
система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,
формирование опыта работы педагогов,
внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.
Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;
в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;
в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
Основные разделы годового плана работы ДОО
1. Анализ работы за прошедший учебный год.
2. Задачи на предстоящий учебный год
3. Система работы с кадрами:
обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
подготовка к аттестации и аттестация;
посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
самообразование педагогов.
4. Организационно-педагогическая работа
Работа творческих групп.
Подготовка и проведение педагогических советов.
Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)
Участие в конкурсах и смотрах.
5. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).
6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.
Перспективные и календарные планы педагогических работников
В 2018 году в были внесены изменения, которые способствуют улучшению качества обучения и уровня комфорта воспитанников. Принятие данного законопроекта направлено на обеспечение граждан достаточным количеством мест в детских садах. Данный вопрос сегодня стоит достаточно остро, поскольку из-за невозможности определить сына либо дочку в дошкольное заведение тысячи россиянок не могут начать работать и поднимать материальный уровень своего семейства.
Закон о дошкольном образовании 2018
Принятие закона предполагает внесение ряда изменений в ранее существующий законопроект. Новейшие правки помогут сделать дошкольное образование более доступным и удобным как для детей, так и для их родителей.
Закон предусматривает решение основных вопросов, связанных с:
- отдачей детей в дошкольные заведения,
- право на получение определенных услуг,
- действия в случае отсутствия мест в выбранном саду.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:
1. Какой должна быть программа развития детского сада? 2. Социальные партнеры: кто и чем полезен ДООЗнание всех тонкостей нового законопроекта поможет родителям быстро сориентироваться в спорной ситуации и знать порядок действий для их успешного разрешения. Нововведения коснулись и порядка , возраста оформления малышей в детский сад и возможностей получения места в учреждении на льготной основе. Воспитатели также смогут узнать о своих правах на предоставление определенного спектра образовательных и воспитательных услуг. Законопроект направлен на коррекцию недостатков в системе дошкольного образования с целью общего улучшения функционирования данной сферы.
Закон об образовании дошкольного учреждения
Данный законопроект регулирует все тонкости работы детских садов – от набора групп до особенностей образовательных программ. Закон предоставляет право на получение бесплатного дошкольного образования абсолютно всем детям независимо от их местожительства и регистрации в стране.
Ранее только 40 процентам дошкольников доставались места в детских садах. На сегодняшний день случается, что руководители детских дошкольных учреждений отказываются принимать малыша в сад. Принятие закона об образовании дошкольного учреждения регламентирует данный вопрос. Еще недавно оформить место в саду проще было с трех лет. При этом в ясли определиться крайне сложно. Постепенно данная ситуация будет решаться введением новых мест для детей от полутора лет на платной основе.
С 2018 года в детский сад должны принимать всех детей с возраста трех лет и до семи, если в дошкольном заведении есть незанятые места.
Особенности, которые учитывает закон об образовании дошкольного учреждения
В 2018 году в законопроект внесены правки, которые предусматривают регулировку следующих вопросов.
- Общее число групп постоянного содержания в садах будет сокращено в 1,5 раза.
- Родители получат возможность отдавать своих детей в , которые функционируют исключительно на базе образовательной, абсолютно бесплатно.
- Начнут работу специальные центры консультирования. В них семьи, которым нужна поддержка, смогут получать психологическую, педагогическую и консультативную помощь.
- Детские сады получают право (а не исключительно обязанность) обеспечивать уход, присмотр за детьми в заведении и их воспитание.
- Закон предусматривает получение компенсации на плату в размере 20 процентов за первого ребенка, 50 – за второго, 70 – за третьего и всех следующих. Обязательная оплата услуг регламентируется в зависимости от ценообразования на рынке в полноценном размере.
- Детские садики получают право на отказ от предоставления мест малышам в возрасте полутора, двух, трех лет и старше в случае их отсутствия.
- Родители воспитанников имеют право занять очередь на получение свободного места в другом дошкольном заведении.
Закон об образовании дошкольного учреждения предусматривает в дальнейшем возможность получения права для семей детей на приглашение воспитателей на дом для полуторагодовалых воспитанников. Планируется создание дошкольных групп при школах, а также увеличение количества частных детских садиков.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Кто получит льготное обучение в дошкольном заведении
Нововведения в законодательстве предусматривают оформление места в саду без необходимости становиться на очередь следующим лицам.
- Детям-сиротам, усыновленным, а также тем, кто находится под опекой либо остался без попечения родителей.
- Воспитанникам, семьи которых пострадали по причине катастрофы на ЧАЭС.
- Детям, чьи родители – сироты либо находятся без попечения родителей в возрасте 18-23 года.
- Воспитанникам, родители у которых – сотрудники прокуратуры, Следственного комитета либо полиции.
- Родители-инвалиды, матери-одиночки, многодетные семьи, дети работников детских садов, дети, имеющие брата либо сестру, обучающихся в этом заведении, также могут получить оформление без очереди.
- Дети, чьи родители служат в Вооруженных силах РФ.
Когда именно дети смогут оформиться в сад
Предусматривает предоставление права детям от трех до семи лет учиться в дошкольных учреждениях на бесплатной основе. Возможность поступить в садик напрямую зависит от наличия свободных мест в выбранном заведении. Загруженность и прием детей в группы выполняется с учетом правил внутреннего распорядка конкретной детской организации.
Действия в случае нехватки места детям в ДОУ
Закон о дошкольном образовании 2018 дает семье ребенка написать специальное заявление с целью оформления малыша в другой детский сад. Если родителю отказывают в приеме его детей, он может написать жалобу в отдел городского образования. Данное заявление должны рассмотреть и принять соответствующее решение.
Если и в данном отделе родители получат отказ об оформлении ребенка в дошкольное заведение, можно отправиться в прокуратуру либо написать письмо Президенту для получения помощи в решении спорной ситуации.
- Нововведения, которые предусматривают правки в законодательстве, гарантируют существенные изменения в сфере дошкольного образования.
- Благодаря уменьшению количества детей в группах появляется возможность обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, снижается нагрузка на воспитателей.
- Определенные категории граждан получат возможность отдать своих детей в детский сад без необходимости стоять в очереди для получения места.
- Закон об образовании дошкольного учреждения регламентирует возраст поступления в детский сад, а также необходимость проведения реформы в яслях.
Изменения в законодательстве гарантирует увеличение коммерческих детских садов, в которых непременно хватит мест всем воспитанникам. Родителям не придется годами стоять в очереди, чтобы выйти на работу и обеспечить качественный присмотр за своим малышом.
Соблюдение правил и предписаний, которые предусмотрены действующим законодательством, гарантирует как в государственных, так и в частных детских садах. Законопроект регулирует основные нормы дошкольного образования, которых необходимо придерживаться всем заведениям.
Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»
Уважаемые коллеги!
Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании » немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании » в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования :
1) дошкольное образование ;
2) начальное общее образование ;
3) основное общее образование ;
4) среднее общее образование .
Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования . И поэтому параллельно с Законом «Об образовании » разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций . ФГОС включает в себя требования : 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ , в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ . В отличие от других стандартов, дошкольные С . не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования .
В новом законе «Об образовании » прописаны гарантии государства по "обязательности дошкольного образования ". П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует : «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного , начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д.
Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе - обеспечить всех полноценным дошкольным образованием ". Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка - в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его
воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении , так и в форме семейного образования . В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители ) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования , имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях , если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно новому Закону «Об образовании » ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации , но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность . Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Дошкольное образование бесплатное , а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях , родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы : не менее 20% среднего размера родительской платы - на первого ребенка, не менее 50% - на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.
Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа : в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования ». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации , так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.
Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом . Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!
Обновлено 28/05/2015
Дошкольное образование представляет собой первый уровень общего образования. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными .
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, разрабатываются на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Они предполагают достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения в дальнейшем образовательных программ начального общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Специфика дошкольного возраста, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают также неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерных образовательных программ. В одной и той же образовательной организации для разных групп с разной продолжительностью пребывания детей могут разрабатываться различные программы.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет все особенности формирования норм дошкольного образования. Законодатель четко определяет, что дошкольное образование имеет очень важное значение. Ведь именно таким образом, ребенка правильно подготавливают к школе и получению более глубоких знаний. Все особенности норм о дошкольном образовании указаны в 64 статье.
Нормы закона об образовании: дошкольное образование
- Законодатель указывает на наличие понятия дошкольного образования, определяет основы данного образования, и указывает на то, что данный вид образования должен быть изначально направлен на формирование общей культуры, на развитие физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических, а также личностных качеств;
- Данное образование направлено на формирования предпосылок в общей учебной деятельности, а также на укрепление и сохранение здоровья детей, в дошкольном возрасте;
- Очень важное значение законодатель отдает созданию образовательных программ. Указано, что все образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей. При этом, очень важно правильно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, чтобы правильно разработать программу, способную дать нужные результаты образования;
- В нормах законодательства также указано, что сама суть образования должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Кроме всего прочего, нужно подготавливать ребенка не только к школе, но еще и развивать его творческие способности. Освоение образовательных программ в данном случае, не должно сопровождаться промежуточной аттестацией. Также не производится итоговая аттестация обучающихся детей;
- Естественно законодатель указывает на важность семейного образования. В тоже время, родители имеют право получить психолого-педагогические, диагностические и консультативные варианты помощи специалистов, без необходимости оплаты таких услуг. При этом, законодатель определяет обеспечение представления данной помощи специализированными государственными инстанциями.
Важность дошкольного образования
Дети, которые получили хоть какое-то дошкольное образование, в школе чувствуют себя более уверенно, достаточно быстро осваивают материал, уже умеют пользоваться книгой, что само по себе приводит к более рациональному и правильному образованию и воспитанию.Именно по этой причине, очень важно правильно организовать воспитательный процесс, разработать особенности дошкольного образования, а также стимулировать появление новых организаций, деятельность которых направлена на предоставление качественного дошкольного образования.
В нашей стране существует масса государственных дошкольных центров – детских садов, домов творчества и пр. Есть также частные организации, которые не менее популярны, так как именно они дают более глубокие профессиональные знания по четко определенным направлениям.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 75 четко отображает все аспекты, которые позволяют определить особенности...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет все особенности образования в нашей стране. Данные нормы...
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» последний раз корректировался в 2015 году. Таким образом, на текущий момент времени, активными считаются лишь...
Правительство нашей страны стремится максимально улучшить сферу образования. Именно по этой причине, новый закон об образовании включил в себя множество новых постановлений,...