Программы общеобразовательных учреждений. Объяснительный, предупредительный диктант

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Примеры диктантов:

I. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Дождь бил по стеклам, по
жестяным крышам, по деревянным перилам, журчал по водосточной трубе. (В. Бурлак) 3) Облепили
лампу мошки, греют тоненькие ножки. (В. Лунин) 4) Солнце за море садится, машет рыжей головой.
(С. Козлов) 5) По ночам в леса, в овраги заползает синий мрак. (В. Левин) 6) Месяц огненным шаром
встает, красным заревом лес обдает. (И. Никитин) 7) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались
весело и бойко. (А. Толстой) 8) Села пчелка на цветок, опустила хоботок. (Г. Ладонщиков) 9) Весной
голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы. (Г. Снегирев) 10) Филька
запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. (К. Паустовский) 11) На рисунке этом
вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. (А. Барто) 12) Снег долго сыпал белой пылью, запорошил стекла.
(К. Паустовский) 13) Кот воровал все: рыбу, мясо, сметану. (К. Паустовский) 14) На воде россыпью
сидит множество птиц: утки разных пород, лебеди, чайки.
Предупредительные, объяснительные диктанты

II. 1) В сентябре удочкой ловится разная рыба: судаки, сомы. 2) На клумбах зажигаются кострами
цветы: астры, георгины, флоксы. 3) Зяблик уничтожает вредных насекомых: гусениц, жучков, мелких
бабочек. 4) Умылись дождем деревья: тополя, осины, орешник. 5) В октябре сбор даров лета: калины,
рябины, клюквы.
(По Д. Зуеву)

Итоговые контрольные диктанты.
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы... Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам.

Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177 слов)
(А. Куприн)

  • Сборник диктантов по русскому языку, 5-9 классы, Богданова Г. А., 2010
  • Диктанты разных типов по русскому языку, 5 класс, Богданова Г.А., 2010
  • Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной, Рубина Д.И., 2019

Следующие учебники и книги:

  • Диагностическая работа №1 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 16 мая 2012 года, 10 класс
  • Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 5 класс, к учебнику Ладыженской Т.Л., «Русский язык, 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений» Аксенова Л.А., 2014

Основные задачи обучения русскому языку – дать школьникам глубокие знания, привить им прочные навыки и умения, развить их творческие способности. Комплексному решению этих задач способствует работа учителя, и в частности, работа по закреплению знаний, умений и навыков, с использованием проверочных и контрольных работ различных видов, упражнений. Таким образом решается основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.

Отбор материалов для текстов диктантов – одна из серьезных проблем методики преподавания русского языка. Учителя вынуждены тратить довольно много времени на то, чтобы подыскать для своих уроков необходимый материал, поскольку многие тексты, издававшиеся ранее, либо морально устарели, либо выглядят в современных условиях не совсем корректно.

При отборе текстов составитель опирался на следующие принципы:

– культуроведческий принцип: в состав сборника включены тексты, ориентированные на национальную культуру народа и приобщающие учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;

– принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с серьезными текстами, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;

– принцип стилистического и жанрового разнообразия: в сборнике собраны тексты различных жанров и стилей;

– принцип разнообразия видов диктантов, что стимулирует интерес в обучении, заинтересованность учащихся на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.

При подготовке сборника составитель решил следующие задачи:

1) подобрать примеры, иллюстрирующие основные теоретические темы курса изучения русского языка и литературы;

2) в соответствии с программами отразить на примерах основные трудные случаи правописания;

3) обновить наполнение сборника, избежав, по возможности, повтора ранее использовавшихся текстов;

При составлении настоящего сборника использовались тексты произведений русской художественной литературы – классической (XIX век) и современной (ХХ век).

Сборник состоит из трех разделов:

1. I раздел. «5–7 классы. Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология» – содержит тексты, нацеленные на проверку знания орфографических правил, правил словообразования, лексики и морфологии.

2. II раздел. «8–11 классы. Синтаксис и пунктуация» – включает тексты диктантов, подобранные по наиболее важным темам синтаксиса и пунктуации.

3. III раздел. «Комплексные диктанты» – содержит наиболее трудные в орфографическом и пунктуационном отношении тексты, имеющие обобщающий характер. Тексты подбирались с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на многие правила.

Некоторые диктанты имеют оттенок занимательности, нацеливают на самостоятельную работу со словарями и справочными пособиями.

Сборник диктантов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба; подобранные тексты служат для закрепления навыков правописания, проверки степени их сформированности и усвоения.

Сборник может быть использован преподавателем на занятиях, для самостоятельной работы, на всех уровнях изучения русского языка – в средней школе, колледже, лицее, слушателями подготовительных отделений вузов и т.

I раздел. 5–7 классы
Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология

1
Зайчата

Зайцы-беляки живут в теплом климате; приносят они от двух до пяти зайчат четыре-пять раз в год. В марте у зайчихи рождаются «настовички» (в это время еще лежит снег, покрытый твердой коркой – настом).

Есть разные мнения о родительской заботливости зайчихи. Одни ученые считают, что зайчиха – хорошая мамаша, она остается рядом с детишками, далеко от себя не отпускает их, обучает, а в случае опасности притворяется больной или раненой и отводит от зайчат хищника.

Бытует и другое мнение: зайчиха оставляет новорожденных где-нибудь под кустиком или в траве и убегает. Зайчата пока обеспечены едой: мать накормила их, и в желудке у каждого зайчонка есть запас очень жирного молока. Через какое-то время мамаша вернется и снова покормит зайчат, или покормит их другая зайчиха, пробегая мимо.

Зайчата рождаются вполне развитыми, оформившимися, зрячими, они хорошо растут и через несколько дней начинают питаться самостоятельно.

2
Барсуки

Весной, перед выходом из норы, барсук долго прислушивается и принюхивается – нет ли опасности? Но, выйдя из норы, скоро забывает об осторожности – шумит, сопит и топает.

Вскоре размеренная жизнь барсучихи нарушается появлением барсучат. Их бывает от двух до шести. Весят они граммов пятнадцать, а длина каждого чуть больше десяти сантиметров. Малыши требовательны и капризны: мать три-четыре дня вообще не может выйти из норы. Затем покидает ее, но очень ненадолго.

В ясные дни барсучиха выносит ежедневно слепых барсучат (глаза у них раскрываются лишь через пять недель после рождения) на солнышко. Примерно в двухмесячном возрасте барсучата сами уже выходят из норы и вскоре начинают совершать вместе с мамашей небольшие экскурсии. Постепенно прогулки становятся все продолжительнее, и в конце лета молодые барсуки уходят так же далеко от норы, как и взрослые.

Барсуки – очень полезные животные. Они уничтожают в большом количестве слизней, гусениц, личинок, вредных насекомых, мышевидных грызунов.

Охота на барсуков запрещена. Но, к сожалению, их много гибнет от рук браконьеров. И барсуков становится все меньше и меньше.

3

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал девятибалльный шторм, напоминали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические скалы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зеленый ковер. У самой земли еще влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиантов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, растущего у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнем брошенной перламутровой раковине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трехтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник. Однако посмотрите: уж не след ли это медвежонка?

Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушенкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Все сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнезда! Здесь, наверное, их некому разорять.

Так мы продолжаем продвигаться вперед, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции дает приказ подравняться. И мы продолжаем идти, забыв о всех горестях и изъянах нашей экспедиции.

Не нужно чересчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу и приуменьшить то удовольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окропленный мириадами капель, которые висят даже на безыглых ветвях старых елок. Как ни тяжелы наши рюкзаки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.

4
Северные гости

С наступлением холодов жди северных гостей – снегирей, чечеток, свиристелей. В прошлом году свиристели заявились поздно, в январе, ягоды рябины за это время успели несколько раз замерзнуть, стать ледяными и снова оттаять. Многие уже чернели. А они все не прилетали: рябины было на их пути к нам полным-полно. И в наших краях они гостили долго, пока не кончилась вся рябина.

А в прошлом году пожаловали в ноябре. Полетали, полетали красавцы по нашим заснеженным улицам, посмотрели на голые рябинки – пусто: рябина не уродилась. И не только в наших краях. А то бы и не заявились они так рано.

Я увидел свиристелей на улице утром, а под вечер, в метель, нечаянно спугнул их уже в поле. Они приютились с подветренной стороны у копешки овсяной соломы, упавшей у кого-то с санок. А на другой день их уже и след простыл, улетели дальше.

А вот чечетки остались. Между сосновыми рощами березки вразбежку. А ниже, до самого ручья, по всему косогору только снег да сухие кустики полыни, пижмы, цикория. Ветер обжигающе колюч. Я хотел побыстрее переехать это место. А тут вдруг невдалеке опускается большая стая чечеток, сотни две, не меньше. Видно, только что с дороги, даже не успели еще разбиться на стайки. Я остановился, наблюдаю, что будет дальше. А они то сядут с одной стороны, то легко вспорхнут, чтобы опуститься с другой. И до чего же они малы: меньше даже пеночек и зарянок. А еще чутки. Стоит мне прошуршать листком блокнота, переворачивая его, как они поднимаются. А вскоре опять опускаются на кустики цикория то грудно, то кучками по всему косогору, хоть иди и собирай. А то сядут на березки, что рядом, махонькие северные воробушки, разукрасят их и заголосят суетливо и громко: че-чет, че-чет. Но не засидишься на заиндевелых ветках, и они вспархивают и снова садятся на былинки, оставляя на снегу сухую шелуху. Только мелькают темно-красные пятнышки на темечке да малиновые грудки у самцов. Смотрю на них и гадаю, откуда они заявились: из холодной тундры, с Новой Земли или от Белого моря? Кто их знает, не говорят. Но ясно одно: путь их далек, ведь постоянное жительство у них – северное редколесье, тундра, побережье Ледовитого океана.

А они и забыли свою дальнюю дорогу, знай, перепархивают по кусточкам цикория да громко сплетничают. Когда они улетели, поинтересовался, чем они кормятся. Сорвал три кустика цикория, растер на ладони колоски-мочки. Почти все пустые, только и нашел два тощеньких желтых семечка.

Тяжелая им покажется зима. Как далеко до мартовских дней, когда они перед отлетом в родные края будут весело раскачиваться на длинных березовых косах, подкрепляясь молодыми почками.

А сейчас очень трудно чечеткам. Потому их, голодных, легко обмануть, заманить в клетку, чтобы поймать, а потом продать. А они-то летели к нам в такую даль не за тем, чтобы стать невольницами. Не будем же забывать об этом, пожалеем этих махоньких северных красавиц.

5

Над землей стоял туман. На проводах высокого напряжения, тянувшихся вдоль шоссе, отсвечивали отблески автомобильных фар.

Дождя не было, но земля на рассвете стала влажной и, когда вспыхнул запретительный светофор, на мокром асфальте появилось красноватое расплывчатое пятно. Дыхание лагеря чувствовалось за много километров, к нему тянулись, все сгущаясь, провода, шоссейные и железные дороги. Это было пространство, заполненное прямыми линиями, пространство прямоугольников и параллелограммов, рассекавших землю, осеннее небо, туман.

Протяжно и негромко завыли далекие сирены.

Шоссе прижалось к железной дороге, и колонна автомашин, груженных бумажными пакетами с цементом, шла некоторое время почти на одной скорости с бесконечно длинным товарным эшелоном. Шоферы в военных шинелях не оглядывались на идущие рядом вагоны, на бледные пятна человеческих лиц.

Из тумана вышла лагерная ограда – ряды проволоки, натянутые между железобетонными столбами. Бараки тянулись, образуя широкие, прямые улицы. В их однообразии выражалась бесчеловечность огромного лагеря.

В большом миллионе русских деревенских изб нет и не может быть двух неразличимо схожих. Все живое неповторимо. Немыслимо тождество двух людей, двух кустов шиповника… Жизнь грохочет там, где насилие стремится стереть ее своеобразие и особенности.

Внимательный и небрежный глаз седого машиниста следил за мельканием бетонных столбиков, высоких мачт с вращающимися прожекторами, бетонированных башен, где в стеклянном фонаре виднелся охранник у пулемета. Машинист мигнул помощнику, паровоз дал предупредительный сигнал. Мелькнула освещенная электричеством будка, очередь машин у опущенного полосатого шлагбаума, бычий красный глаз светофора.

(По В. Гроссману)

6
Рябиновый дол

Затерялся в перелесках рябиновый дол. Рассказывают, что давным-давно здесь, в этом долу, молнией убило убогого странника. А богдановский пастух возьми и посади на том месте две рябинки на память. А теперь вон их сколько, не сосчитаешь: весь дол в них, по обоим склонам. Рябинки одна на другую не похожие, и ягоды тоже: то они розовые, то алые, то темно-красные.

Я люблю заходить сюда в августе, когда наливается рябина, исподволь краснеют ее ягоды и свешиваются тяжелыми кистями. В сентябре залюбуешься резными листьями, багряными и красными от алых зорь и рябинового огня. А в октябре, когда кругом стоят голые деревья, этот дол еще долго радует глаз. Издали кажется, что алые кисти висят не на тонких ветвях, а прямо в воздухе.

Этот дол хорош и зимой, даже еще лучше на белом поле. Потому и склоны его такие нарядные и праздничные, что рябит в глазах от красного и белого, рябинового и снежного. И не поймешь, чего тут больше. Дол в конце делает полукруг, делают полукруг и рябинки. Вот и кажется, что эту снежную долину украсил щедрый волшебник рубиновым ожерельем. А это ожерелье то покроется снегом, то опять останется голым, озябшим, постукивая на ветру замороженными ягодами.

Когда же падает сырой снег, он покрывает сверху рябиновые кисти. Снег затвердеет, зачерствеет, так что и в ветер не опадает, а качается вместе с кистями: ни дать ни взять маленькие перевернутые парашютики зацепились за ветки. Если же оттепель, гроздья плачут, умываясь слезами. В мороз – обледенеют, покроются тонкой ледяной кожицей. Срываю, кладу в рот маленькие красные ледяшки. Они тают, становятся вкусными, прохладными ягодами. Никакой горьковатости: ее отняли первые морозы.

Хороши они и в бахроме инея: каждая ягодка в крохотном серебряном венце. А однажды я видел чудо: с утра падал сухой снежок, его кристаллики обсыпали все кисти рябины, и они заиграли на солнце волшебными огоньками.

Затерялся в перелесках рябиновый дол. А все равно его отыскали свиристели. Они прилетели в субботу и все воскресенье тешились здесь шумно, суетливо, радостно. Даже сороки наведались сюда из садов, уселись в сторонке, завидуя чужому пиршеству. А свиристелей так много, что, когда поднялись, все небо было в этих северных красивых птицах, что звали на Руси красавами.

Дождался-таки своего часа рябиновый дол. Не зря хранил свою красоту и богатство.

7

В конце апреля, в еще голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. На нежных, опушенных стеблях, как бы еще не окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. Об эту пору растеньице еще без единого листочка: просто стебель и на нем – цветок. Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем чтобы, пока вокруг еще нет ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока еще не прибранном, буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда еще издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

Рвать цветок нельзя. Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда… Оттого и назван так: сон-трава.

Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! Рвут и вскоре бросают. Бросают из-за этой нежной неприкасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и ненужности. Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

(По Е. Носову)

8
Орешниковые сони

Мы с другом очищали скворечники у нас в саду от старой подстилки, которую натаскали в гнезда скворцы. И вдруг из одного из них выскочила рыжая мышка.

Она хотела спрятаться в густой траве, но мы ее поймали. Хорошо рассмотрели и обнаружили, что это не мышь, а соня. Мы поняли, это – кормящая мать и, значит, там, в скворечнике, ее малыши. Так и оказалось. Их было шестеро маленьких, голых, слепых.

Решили перенести домой все семейство. А чтобы зверьки чувствовали запах родного дома, взяли из скворечника и старую подстилку. Всех поместили в террариум. Мама-соня сначала зарылась в сухую траву, но вскоре вылезла, обнаружила своих малышей и начала облизывать их, устраивать поудобнее. Мы положили соне кусочки яблока, сухарики. Утром обнаружили, что яблоко съедено, а сухарики не тронуты.

Через две недели маленькие сони стали выходить из гнезда. Они обнюхивали все вокруг, обживались. А вскоре стали брать корм прямо из рук.

9

Как ни боялись засухи, она все-таки пришла. Небо было донельзя раскалено, и с него почти отвесно падали колющие лучи солнца, а в воздухе уже начинал веять дышащий гарью ветерок. Овес, не поднявшийся еще и на пол-аршина от земли, уже поблек. Просяные поля, едва колеблемые жарким дыханием ветра, настоянного на увядших полевых травах, без устали отливали своими унылыми бледно-зелеными кистями. Почти не заросшие в этом году травою паровые поля печально разнообразили картину. Песчаная земля, которая, по-видимому, некогда особенно избалована дождями, окончательно задыхалась от зноя.

Кое-где попадавшиеся нам навстречу стада еще более усиливали тоскливую неприглядность полей. И только один раз мы заметили возле них пастуха, не спеша идущего за стадом и с видимым усилием тащащего свою палку. Он безучастно посмотрел на нас и путано объяснил, куда нам следует ехать, чтобы попасть на мельницу. Несмотря на раннее время, деревня, через которую мы проезжали, поражала своей пустынностью. Только кое-где на завалинке сидела какая-нибудь старуха да копошились ребятишки, почти не интересовавшиеся нами. Даже собаки и те лаяли как-то нехотя и как будто по привычке. Но вот в отдалении мы увидели небольшой домишко с штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали остановиться на ночевку. Весело выглядывают из ярко-зеленой листвы черепитчатые и камышовые крыши построек, без устали вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, бешено стучит в амбаре жернов, с приглушенным шепотом плещется речонка, убегающая куда-то в глубь степей. Уж не примерещилось ли все это нам?

10
Мой питомец

Как-то весной принес я домой икру, которую нашел в луже, и поместил ее в банку с водой. Уже через несколько дней икринки заметно изменились – в каждой стремительно развивался зародыш. Условия для выклева личинок были благоприятные, и я стал свидетелем этого таинства. Темные существа были похожи на мальков рыб. Первое время они почти не шевелились, сидя на водорослях.

Спокойствие, однако, было обманчиво – чуть позже в сосудах закипела бурная жизнь.

Примерно на пятой-шестой неделе после выклева у головастиков начали расти задние лапки. Передние же развивались незаметно, под жабрами. На последней личиночной стадии развития головастики как бы вытянули свои маленькие передние лапки. Хвосты у них постепенно укорачивались, и отталкивались они все чаще задними лапками. В это время они стали похожи на лягушат, а вернее, на жабят, как позже оказалось.

Со времени выклева прошло около шестидесяти дней. Я поместил их в бассейн акватеррариума, где обитали тритоны, и ждал момента выхода на сушу своих «малышей». И дождался – существа выбрались на влажный песчаный бережок. Передвигались они маленькими прыжками, не забывая навещать родную стихию – воду.

Мои питомцы очень долгое время отказывались от предлагаемой пищи. Двое из них погибли от голода, хотя вокруг было много шевелящихся червячков. Я уже отчаялся, когда последний оставшийся в живых вдруг стал обращать внимание на трубочника, а затем и есть его. Вскоре мой любимец начал хватать с пинцета кусочки мяса. Он стал заметно расти, что очень радовало меня. Я переживал, опасаясь, что его проглотят тритоны: мой питомец был так мал. Однако вскоре он стал очень шустрым и даже отбирал у соседей корм.

Через несколько месяцев жабенок хватал уже все без разбору, будь то червяк или тритон. Он стал опасен для жителей акватеррариума. Пришлось оборудовать ему отдельное помещение. К этому времени он уже стал довольно большим и красивым – на серо-салатовом фоне спинки темно-зеленые пятна различных размеров, окаймленные черными полосами. Брюшко более светлое – на серо-белом фоне салатовые пятна. А какие великолепные изумрудные глаза! Конечно же, это – зеленая жаба.

Бенцианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации . Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1974.

Сборник диктантов Э.Ш. Бенциановой — один из лучших сборников диктантов по русскому языку.

Ориентированный на программу 8-9 класса школы, сборник диктантов построен так: по каждой теме вначале идут отдельные примеры и небольшие связные тексты, затем группа смешанных примеров , которые можно использовать на повторительно-обобщающих уроках или при подготовке к контрольной работе .

В некоторых разделах дается сопоставление конструкций похожих или трудно различимых (например, вводных слов и похожих на них членов предложения).

В заключение каждой темы даются связные тексты , которые особенно важны при изучении пунктуации.

В сборнике представлены следующие виды диктантов: предупредительный диктант и объяснительный диктант, диктант по памяти и выборочный диктант, творческий диктант и свободный диктант, контрольный диктант.

Автор сборника диктантов отмечает в предисловии, что «текст, предназначенный для одного вида диктанта, учитель может использовать и для другого по своему усмотрению, в зависимости от особенностей класса и методики прохождения и повторения тем. Поэтому лишь к некоторым связным текстам даны рекомендации по использованию их в качестве диктантов того или иного вида».

В конце сборника диктантов Э. Ш.Бенциановой представлены тексты на повторение всего пройденного по пунктуации.

Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 классы: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1992.

Сборник диктантов по орфографии и пунктуации — в первую очередь книга для учителя. Несомненное преимущество этого сборника диктантов — хорошо продуманная методическая система. Авторы предлагают материал для словарных и текстовых диктантов различного характера — объяснительных, выборочных, распределительных, контрольных, диктантов с продолжением , творческих, свободных . Уже с первых страниц — даже среди диктантов для 5 класса — представлены аутентичные тексты из произведений русской литературы, а также публицистические материалы.

Многие диктанты предполагают возможность выполнения грамматического задания.

Сборник диктантов Г.И. Блинова и В.А. Антохиной — отличное подспорье в работе каждого учителя и репетитора русского языка.

Богданова Г.А. Сборник диктантов повышенной сложности . — М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1998 (и последующие издания).

Как следует из аннотации, материалы сборника диктантов Г.А. Богдановой «могут использоваться в классах средних школ с углубленным изучением русского языка, гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарного профиля».

В предисловии к сборнику диктантов указано: «Тексты располагаются в свободном порядке. Степень сложности диктанта для класса определяет учитель».

В сборнике диктантов Г.А. Богдановой представлены аутентичные и адаптированные тексты художественных произведений, научно-популярной литературы и публицистики, а также специально составленные тексты , максимально насыщенные орфограммами и пунктограммами.

Многие из приведенных в сборнике диктантов Г.А. Богдановой не являются авторскими находками (из можно найти в у Д.Э. Розенталя, в сборнике диктантов для педагогических училищ Н.А. Лаврова и др.) и уже многие годы используются учителями и репетиторами русского языка, вместе с тем в данном сборнике диктантов Г.А. Богдановой есть и .

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2001 (и последующие издания).

Согласно аннотации, в этом сборнике диктантов Г.А. Богдановой «представлены разнообразные виды диктантов (текстовые, словарные, выборочные, схематические, предупредительные, контрольные и др.), которые помогут учителю проверить знания учащихся по всем разделам школьного курса русского языка».

Сборник диктантов составляют тексты из произведений классиков и научно-популярной литературы .

Бройде М.Г. Русский язык в диктантах: Нетрадиционный подход. — М.: Рольф, 2000.

В основе методики, предлагаемой в сборнике диктантов М.Г. Бройде, лежит несколько принципов, обозначенных в предисловии к сборнику:

    «Принципы эти таковы:
  • формирование целостной системы грамотности проходит поэтапно, в определенной последовательности тем, и … орфография и пунктуация не оторваны друг от друга, как это принято обычно, а, состыкованные в логически обусловленные пары, отрабатываются одновременно во всех диктантах данного типа;
  • тексты специально адаптированы к каждой связке тем, т.е., с одной стороны, максимально насыщены изучаемыми случаями написаний и постановки знаков, а с другой — предельно разгружены от на время «посторонних» грамматических проблем;
  • в процессе поступательного движения от этапа к этапу ввод новой информации отнюдь не обусловливает сброса отработанных тем, напротив, во всех текстах задействован принцип нанизывания последующей и предыдущей проблематики на единый стержень».

Степень эффективности предлагаемой в сборнике диктантов методики может быть скорее оценена репетитором русского языка, нежели учителем или преподавателем, которому важно организовать занятие в соответствии с программой среднего и средне-специального учебного заведения.

Некоторые тексты, представленные в сборнике, хрестоматийны, в связи с чем особенно удивительно, что автор вообще не указан (например, у текста №50, взятого из сборника диктантов Н.А. Лаврова) или указан неверно (например, у текста №117 вместо Л.Н. Толстого указан Б.Н. Полевой).

Сборник диктантов может быть востребован в работе, особенно при условии, что материалы сборника диктантов будут творчески переработаны, например, хотя текст приводится для отработки тире между подлежащим и сказуемым, а также правописания гласных и согласных корне, целесообразнее использовать для отработки или закрепления навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщением при однородных членах.

Интересная находка автора данного сборника диктантов — «Мозаика»: для большинства разделов предлагаются подборки предложений или мини-тексты, содержащие максимально насыщенные орфограммами и/или пунктограммами примеры. «Мозаики» представлены как на орфографические , так и на пунктуационные правила.

Брусенская Л.А., Гаврилова Г.Ф. Сборник диктантов. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

Первая часть — «Орфография» — содержит материал для словарных, объяснительных, распределительных диктантов.

Вторая часть — «Пунктуация» — включает текстовые диктанты как по прозаическим произведениям , так и по стихотворениям .

Третью часть — «Диктанты повышенной сложности» — составляют аутентичные тексты по произведениям А.Н. Толстого , А.П. Чехова и других классиков русской литературы.

Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

В предисловии авторы отмечают: «Тексты сборника могут быть использованы на разных этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, при осуществлении контроля за степенью овладения учащимися орфографическими и пунктуационными навыками.

В пособии достаточно материала для проведения дополнительных занятий и дифференцированного обучения».

Материал сборника диктантов составляют словарные диктанты, отдельные предложения, связные тексты (они могут быть использованы как предупредительные, объяснительные, комментированные, подготовленные диктанты), творческие и выборочные диктанты, диктанты по памяти и свободные диктанты.

Составители сборника стремились подобрать такие тексты, которые представляют научный, художественный и публицистический стили речи.

В сборнике диктантов по синтаксису и пунктуации также предусмотрено повторение трудных орфограмм.

Каждый раздел пособия заканчивается проверочными и контрольными диктантами.

В сборнике использованы примеры и отрывки из стихотворных и прозаических художественных произведений.

Лавров Н.А. Сборник диктантов для педагогических училищ: пособие для преподавателей педагогических училищ — 3-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.

Сборник диктантов составлен в соответствии с программой по русскому языку для педагогических училищ, но, разумеется, материалы этого сборника диктантов могут быть использованы на занятиях с учащимися средних и старших классов школы.

В сборнике диктантов Н.А. Лаврова два основных раздела — «Орфография» и «Пунктуация», — которые содержат диктанты словарные и предупредительные, объяснительные и, выборочные и свободные, .

В сборнике диктантов приведены как отдельные примеры, объединенные тематически в рамках определенного раздела, так и связные тексты. Как отмечает автор в предисловии, тексты диктантов взяты преимущественно из произведений русской литературы, часть — из научно-популярных произведений, газет.

Большое внимание уделяется повторению материала.

Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку. 10-11 классы. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Особенность данного сборника диктантов в том, что его авторы предлагают нам подборку аутентичных и адаптированных текстов , сгруппированных по авторам произведений классической литературы и посвященных им произведений литературной критики, на основе которых составлены представленные в сборнике диктантов тексты.

Безусловно, большая часть представленных в сборнике диктантов материалов — достойные образцы русской речи , обладающие высоким потенциалом для воспитания интереса и любви к своему языку, однако работа с данным пособием может вызвать и затруднения. Сложность использования сборника диктантов А.Б. Малюшкина и С.Г.  Айрапетовой в работе учителя и репетитора русского языка заключается в том, что преподавателю придется провести серьезный анализ текстов с целью выбрать наиболее соответствующие тем вопросам русского языка, изучение которых в конкретный момент осуществляется на занятиях. Поскольку аналогичный анализ каждый учитель или репетитор русского языка может провести самостоятельно, используя материалы художественных или публицистических произведений, ценность сборника диктантов заметно снижается.

«Сборник диктантов Д.Э. Розенталя» — так можно назвать каждое пособие Дитмара Эльяшевича Розенталя, содержащее материалы для формирования и совершенствования навыков грамотного письма. Вы можете взять любой сборник Д.Э. Розенталя — обязательно найдете насыщенные орфограммами и пунктограммами тексты, которые можно использовать на всех этапах отработки правописных навыков. В качестве примера рассмотрим одно из пособий.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. 2-изд., испр. — М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999 (и последующие издания).

Русский язык: Диктанты: 10-11 кл. / Авт.-сост. А.А. Позднякова. — М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Автор сборника диктантов отмечает в предисловии: «Предлагаемое пособие представляет собой систематический набор диктантов разных типов, дополняющих практический материал учебных пособий и помогающих учителю проводить дифференцированное обучение на уроках русского языка в старших классах.

Целью данного пособия является коррекция наиболее типичных орфографических и пунктуационных ошибок учащихся 10-11 классов средней школы, закрепление на письме отдельных орфографических и пунктуационных навыков».

В сборнике диктантов А.А. Поздняковой несколько разделов:

  1. «Обучающие словарные диктанты», материалы которого могут быть использованы для комментированных, объяснительных, предупредительных диктантов;
  2. «Обучающие текстовые диктанты», в материалах данного раздела необходимо вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания, они предназначены для самостоятельной работы учащихся с пособием, для самопроверки представлены ключи;
  3. «Контрольные диктанты» – наиболее сложные тексты обобщающего характера;
  4. «Контрольные диктанты повышенной сложности»: данный раздел содержит тексты большого объема, .
Диктанты 2-4 разделов представлены по принципу возрастающей сложности, подготовлены на художественном и публицистическом материале.

Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 классы. Книга для учителя / С.С. Петровская, И.Н. Черников, Г.М. Шипицына. — М.: Просвещение, 1998.

Авторы отмечают в предисловии: «Сборник диктантов по русскому языку. 10-11 классы» предназначен для работы с учащимися старших классов, но его можно использовать и в 5-9 классах при повторении и закреплении материала по орфографии и пунктуации».

В данном сборнике диктантов «предложены неадаптированные тексты , т.е. произведения не упрощенной, а реальной, живой речи, к тому же стилистически образцовой и богатой в словарном отношении. Такие тексты дают возможность комплексно подходить к изучению орфографических и пунктуационных норм: кроме орфограмм и пунктограмм, заслуживающих того, чтобы на них также обратили внимание и тем самым помогли учащимся длительно держать их в активе памяти».

Отличительная особенность данного сборника диктантов в том, что авторы предлагают для проведения диктантов разных видов тексты, большинство из которых Вы не встретите в других сборниках диктантов по русскому языку. Авторы дают рекомендации о форме проведения диктантов, однако каждый учитель и репетитор русского языка, разумеется, может творчески использовать представленные материалы.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. — М.: Рольф, 1997 (и последующие издания).

Сборник диктантов Н.Г. Ткаченко знаком, пожалуй, каждому учителю и репетитору русского языка — в первую очередь потому, что в нем собраны многочисленные диктанты, являющиеся своего рода «классикой» диктантов для отработки знаний по орфографии и пунктуации.

Особое внимание на этот сборник диктантов стоит обратить старшеклассникам и абитуриентам. Которые самостоятельно работают над совершенствованием своих правописных навыков, поскольку книга разделена на две части — в первой приведены словарные и текстовые (орфографические, пунктуационные и комплексные) диктанты в виде тестов с пропусками и скобками, а во второй — ключи с этим материалам.

Повторение изученного в начальных классах

  • Звуки и буквы
  • Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова
  • Самостоятельные и служебные части речи
  • Имя существительное
  • Буквы е и и в окончаниях имён существительных
  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
  • Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных
  • Местоимение
  • Глагол. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения
  • Не с глаголами
  • Мягкий знак после шипящих в глаголах 2‑го лица единственного числа
  • Наречие

Синтаксис и пунктуация

  • Словосочетание
  • Предложение. Виды предложений по цели высказывания
  • Главные члены предложения
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Обобщающие слова при однородных членах
  • Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью
  • Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
  • Диалог
  • Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

  • Ударение
  • Звуковое значение букв е, ё, ю, я
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова
  • Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов
  • Непроизносимые согласные
  • Обозначение мягкости согласных на письме
  • Разделительные ъ и ь

Лексика. Культура речи

  • Лексическое значение слова
  • Однозначные и многозначные слова
  • Прямое и переносное значение слов
  • Синонимы. Антонимы. Омонимы

Морфемика. Орфография

  • Однокоренные слова и формы слова
  • Разбор слова по составу
  • Чередование гласных и согласных в корне
  • Правописание гласных и согласных в приставках
  • Буквы з и с на конце приставок
  • Буквы о и а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- – -ращ- – -рос-
  • Буквы ё и о после шипящих в корне слов
  • Буквы ы и и после ц

Морфология. Орфография

  • Имя существительное как часть речи
  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква и кавычки в именах собственных
  • Род имён существительных
  • Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа
  • Три склонения имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных
  • Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных
  • Имя прилагательное как часть речи
  • Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
  • Имена прилагательные полные и краткие
  • Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий
  • Глагол как часть речи
  • Не с глаголами
  • Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание -чь и -чься, -тся и -ться в глаголах
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида
  • Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов
  • Буквы е и и в корнях с чередованием
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 5 класса

6 класс

Повторение изученного в 5 классе

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Однородные члены предложения
  • Обращение
  • Запятая между простыми предложениями в составе сложного

Словообразование и орфография

  • Основные способы образования слов в русском языке
  • Буквы о и а в корнях -кос- – -кас-, -гор- – -гар-
  • Буквы ы и и после приставок
  • Гласные в приставках пре- и при-
  • Соединительные о и е в сложных словах
  • Сложные и сложносокращённые слова

Имя существительное

  • Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных (повторение)
  • Буквы о и е после шипящих в окончаниях имён существительных (повторение)
  • Мягкий знак на конце существительных после шипящих (повторение)
  • Буква е в суффиксе -ен- имён существительных на -мя
  • Не с существительными
  • Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных
  • Гласные в суффиксах имён существительных -ек и -ик
  • Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах имён существительных

Имя прилагательное

  • Правописание падежных окончаний имён прилагательных (повторение)
  • Разряды имён прилагательных по значению
  • Мягкий знак в притяжательных прилагательных
  • Не с прилагательными
  • Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных
  • Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных
  • Различение на письме суффиксов имён прилагательных -к- и -ск-
  • Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных

Имя числительное

  • Имя числительное как часть речи
  • Количественные и порядковые числительные
  • Простые и составные числительные
  • Склонение количественных числительных
  • Мягкий знак в середине и на конце числительных

Местоимение

  • Местоимение как часть речи
  • Личные местоимения
  • Правописание неопределённых местоимений
  • Не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях
  • Сочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной не; ничто иное не
  • Притяжательные, указательные и определительные местоимения

Глагол

  • Глагол как часть речи
  • Не с глаголами
  • Переходные и непереходные глаголы
  • Наклонение глаголов
  • Безличные глаголы
  • Гласные в суффиксах -ова- – -ева-, -ева- – -ива-, -ва- глаголов
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 6 класса

7 класс

Повторение и обобщение изученного в 5–6 классах

  • Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях
  • Способы образования слов
  • Части речи

Причастие

  • Причастие как особая форма глагола
  • Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед н и перед суффиксами -вш-, -ш- в причастиях прошедшего времени
  • Одна и две буквы н в суффиксах причастий и в отглагольных прилагательных
  • Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
  • Не с причастиями

Деепричастие

  • Деепричастие как особая форма глагола
  • Деепричастия несовершенного и совершенного вида
  • Не с деепричастиями
  • Деепричастный оборот

Наречие

  • Наречие как часть речи
  • Степени сравнения наречий
  • Не с наречиями на -о и -е
  • Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
  • Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е
  • Буквы о и а на конце наречий
  • Дефис между частями слова в наречиях
  • Слитное и раздельное написание наречий
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Служебные части речи

  • Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов
  • Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их виды. Употребление союзов в простом и сложном предложении
  • Слитное и раздельное написание союзов
  • Частица как служебная часть речи
  • Раздельное и дефисное написание частиц
  • Употребление частиц не и ни

Междометие

  • Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Восклицательный знак и запятая при междометиях
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 7 класса

8 класс

Повторение изученного в 5–7 классах

  • Части речи, их значение и грамматические признаки
  • Повторение наиболее трудных орфограмм, изученных в 7 классе

Словосочетание

  • Строение и виды словосочетаний

Простое предложение

  • Повторение изученного о простом предложении
  • Простые двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего
  • Простое, составное глагольное и составное именное сказуемое
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Второстепенные члены предложения
  • Приложение. Употребление дефиса и кавычек при приложениях
  • Сравнительный оборот как один из видов обстоятельства
  • Простые односоставные предложения
  • Неполные предложения
  • Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью. Запятая между однородными членами
  • Однородные и неоднородные определения
  • Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах
  • Обращение. Знаки препинания при обращении
  • Вводные слова и предложения, знаки препинания при них
  • Предложения с обособленными членами. Обособленные определения
  • Обособленные приложения
  • Обособленные обстоятельства
  • Обособленные уточняющие члены предложения
  • Прямая и косвенная речь
  • Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитировании
  • Диалог
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 8 класса

9 класс

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах

  • Пунктограммы
  • Сложносочинённое предложение
  • Строение сложносочинённого предложения, средства связи в нём

Сложноподчинённое предложение

  • Строение сложноподчинённого предложения, средства связи в нём. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными меры, степени и образа действия
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными
  • Повторение изученного о сложноподчинённом предложении
  • Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Бессоюзные сложные предложения

  • Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
  • Тире в бессоюзном сложном предложении
  • Сложные предложения с различными видами связи
  • Итоговые контрольные диктанты за курс 9 класса