Белгородско харьковская операция карты. «Кутузов» и «Полководец Румянцев. Планы советского командования, подготовка операции

  • Предмет, задачи и методы изучения истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
    • Источники и историография
  • Государство и право Древней Руси (IX - XII вв.)
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)
  • Образование русского централизованного государства и развитие права (2-я половина XIV - 1-я половина XVI в.)
    • Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества
    • Правовое положение населения в Московском княжестве
    • Государственный строй Московского княжества
    • Суд и процесс в Московском государстве
    • Развитие права на территории Московского государства
  • Сословно-представительная монархия в России и развитие права (2-я половина XVI - конец XVII в.)
    • Общественный строй России в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода сословно-представительной монархии
    • Право периода сословно-представительной монархии
  • Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII-XVIII в.)
    • Предпосылки образования абсолютной монархии в России
    • Общественный строй в период становления и развития абсолютной монархии
    • Изменения в государственном строе России в период развития абсолютизма
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода абсолютной монархии
    • Развитие права в период абсолютной монархии в России
  • Российская империя и развитие права (1-я половина XIX в.)
  • Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (2-я половина XIX в.)
    • Предпосылки реформ
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Судебная реформа 1864 г.
    • Реформа полиции во второй половине XIX в.
    • Военная реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформа системы образования во второй половине XIX в.
    • Контрреформы 80-90-х годов XIX в.
    • >
    • Развитие права в России во второй половине XIX в.
  • Государственно-правовое развитие России (1900 г. - февраль 1917 г.)
    • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX в.
    • Общественный строй
    • Государственный строй. Учреждение Государственной думы
    • Изменения в судебных и карательных органах
    • Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.)
  • Государство и право России в период между февральской и октябрьской революциями (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция и формирование новой государственной системы. Двоевластие
    • Законодательная политика Временного правительства (март - октябрь 1917 г.)
  • Cтановление и развитие советского государства и права (1917-1920 гг.)
    • Октябрьская революция и создание советской государственной системы
    • Становление и развитие советской судебной системы
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны
    • Национально-государственное строительство раннего Советского государства
    • Формирование основ советского права
  • Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.)
    • Причины перехода к новой экономической политике
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления
    • Образование СССР
    • Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.
    • Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы
    • Право в период НЭПА
  • Государство и право СССР в период становления и развития государственнопартийного социализма (1930-1941 гг.)
    • Преобразование политической системы и государственного аппарата
    • Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
    • Дальнейшее развитие СССР как союзного государства
    • Особенности развития судебной системы СССР в 1930-1941 гг.
    • Основные тенденции развития права
  • Государство и право СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Преобразование государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов власти
    • Изменения в судебной системе в период Великой Отечественной Войны
    • Особенности развития права в период Великой Отечественной Войны
  • Государство и право СССР в период восстановления и развития народного хозяйства (2-я половина 1940 - 1-я половина 1950-х гг.)
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Судебная система в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Развитие права в период восстановления и развития народного хозяйства
  • Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (2-я половина 1950 - 1-я половина 1960-х гг.)
    • Преобразования в системе государственного управления. Реформы Н.С. Хрущева
    • Изменения в судебной системе в период либерализации общественных отношений
    • Право в СССР периода либерализации общественных отношений
  • Государство и право в условиях кризиса советского общества (2-я половина 1960- 1-я половина 1980-х гг.)
    • Эволюция государственно-политической системы
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Судебная система СССР в 1960-1980-х гг.
    • Развитие права в СССР 1960-1980-х гг.
  • Особенности государственно-правового развития СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)
    • Попытки реформирования советского государства. Перестройка
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период перестройки
    • Судебная система в период перестройки и распада СССР
    • Право в период перестройки
    • Распад СССР
  • Государство и право Российской Федерации
    • Последствия распада СССР для Российской Федерации. Россия и СНГ
    • Развитие государственного механизма суверенной России
    • Национально-государственное устройство России. Конституция РФ 1993 г.
    • Судебная реформа в современной России
    • Развитие права в современной России

Общественный строй России в первой половине XIX в.

В условиях официально существовавших четырех сословий (дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство) социально-классовая структура российского общества стала изменяться. В первой половине XIX в. начали зарождаться новые классы - буржуазия и пролетариат.

Дворянство. Дворяне, владевшие большей частью земельных угодий и крепостных крестьян, были наиболее привилегированным, экономически и политически сильным сословием. В государственном аппарате они занимали высшие должности. В этот период был существенно ограничен доступ во дворянство. Если раньше для получения звания потомственного дворянина необходимо было дослужиться по Табели о рангах до VII класса, теперь для этого надо было получить IV класс.

В связи с тем, что Александр I восстановил действие «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., которую упразднил в конце XVIII в. Павел I, дворяне сохранили за собой все привилегии, полученные в годы правления Екатерины II. Кроме того, им было предоставлено прав приобретать в городах фабрики и заводы, а также заниматься торговлей. Для практической реализации этих прав государство оказало экономическую поддержку дворянам, предоставив им льготные кредиты через Государственный заемный банк и другие учреждения.

Представители крупного дворянства получили также право занимать соответствующие выборные должности. Так, в Манифесте «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. было установлено, что на дворянские должности могли быть избраны дворяне, являвшиеся собственниками более 100 крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. было принято решение, в соответствии с которым заповедные дворянские имения (майораты) мог наследовать только старший сын, их нельзя было делить и передавать посторонним лицам.

Духовенство. Оно подразделялось, как и в предшествующий период на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовой статус духовенства в первой половине XIX в. изменился, оно окончательно превратилось в служилое сословие, состоявшее на государственной службе. В то же время священнослужители получали новые привилегии. С 1801 г. они были освобождены от телесных наказаний, а в 1835 г. такую привилегию получили и их дети. Кроме того, дома служителей церкви в 1807 г. были освобождены от поземельного сбора, а в 1821 г. - от постоя военных подразделений, которые были достаточно обременительными.

Параллельно с данными мерами государство стремилось ограничить духовное сословие только священнослужителями, несшими службу в церквах. Так, в 1803-1805 гг. всем лицам духовного звания, не имевшим штатных мест при церкви, было предоставлено право избирать по своему усмотрению государственную службу. А в соответствии с Указом 1828 г. всем детям священнослужителей, не получившим штатной должности при церкви, было предложено в течение года поступить на гражданскую или военную службу. В противном случае мог быть понижен их правовой статус, а они могли быть переведены в одно из сословий, обязанное платить налоги. Затем представителям духовенства было предоставлено право на получение звания потомственных почетных граждан.

Хотя после завершения секуляризация в 1764 г. было полностью ликвидировано церковное землевладение, с 1822 г. священнослужители, имевшие дворянское происхождение, получили право покупать мастеровых и крестьян. Сохранялся также установленный Павлом I порядок, в соответствии с которым представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские права. В 1825-1845 гг. дворянские права получили свыше 10 тыс. служителей церкви.

Крестьянство. Большую часть населения России составляли феодально-зависимые крестьяне, подразделявшиеся на следующие категории: помещичьи, посессионные, удельные и государственные.

Помещичьи крестьяне принадлежали к наиболее бесправной категории. Помещики имели право распоряжаться ими как движимым имуществом. Тем не менее под влиянием развития капиталистических отношений государство вынуждено было предпринять ряд мер по изменению их статуса. Так, в Указе 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещикам было предоставлено право отпускать своих крестьян на волю за соответствующий выкуп. Однако данная мера не получила широкого распространения, так как помещики устанавливали достаточно высокий размер выкупа, который не были в состоянии выплатить крепостные крестьяне. Так, почти за 60 лет действия данного указа были отпущены на волю лишь около 12 тыс. крестьян.

В Указе 1842 г. «Об обязанных крестьянах» помещики получили право передавать крестьянам землю в пользование. За это крестьяне должны были нести повинности в пользу помещика, установленные в соответствующем договоре. Кроме того, за помещиками сохранялось право осуществления правосудия по незначительным делам. Статус обязанных крестьян до реформы 1861 г. получили свыше 27 тыс. крепостных.

В связи с отменой монополии дворян на землю вносились изменения и в имущественные права других сословий. В соответствии с Указом 1801 г. купцам, мещанам и крестьянам (за исключением помещичьих) было предоставлено право покупать землю. А в Указе 1848 г. такое право получили и помещичьи крестьяне.

Однако такие меры не затрагивали основы крепостного права в России, что вызывало недовольство крестьян. Массовые выступления крестьян в Прибалтике способствовали тому, что в 1804 г. был издан Указ, в соответствии с которым крестьяне объявлялись прикрепленными к земле, а не к помещику. Был также введен запрет на их продажу без земли. Однако волнения продолжались и Александр I в 1816-1819 гг. вынужден был освободить крестьян Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний без земли. Тем не менее получившие волю крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков землю, выполняя за это феодальные повинности.

В 1816 году по предложению бывшего военного министра А.А. Аракчеева было принято решение переводить государственных крестьян на положение военных поселенцев. К 1825 г. такой статус получили около 400 тыс. человек. Эти крестьяне должны были нести военную службу и обрабатывать землю, сдавая при этом государству половину собранного урожая. В то же время их права были существенно ограничены: на них распространялся запрет на торговлю, даже на посещение города по хозяйственным делам. Фактически вся их деятельность регламентировалась нормами Воинского устава 1716 г. Такое положение вызвало недовольство и массовые выступления военных поселенцев.

В 1837 году была проведена реформа, в соответствии с которой управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ. Кроме того, был установлен новый порядок оброчного обложения, незначительно увеличены земельные участки государственных крестьян, а также более четкую регламентацию получили органы крестьянского самоуправления (волостной сход и волостное управление, сельский сход и сельский староста).

В связи с низкой производительностью труда посессионных крестьян и более широким применением наемного труда в 1840 г. владельцам фабрик и заводов было предоставлено право их освобождать.

Городские жители. В первой половине XIX в. городское население подразделялось на следующие категории:

  1. почетные граждане (потомственные и личные);
  2. купцы двух гильдий;
  3. цеховые;
  4. мещане;
  5. рабочие люди.

В 1832 году в городах было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. К категории потомственных почетных граждан относились: крупные промышленники, ученые, художники и дети личных дворян. Личными почетными гражданами становились чиновники низших классов и горожане, имевшие высшее образование. Почетным гражданам предоставлялись следующие привилегии: они не платили подушной подати, не служили в армии на основе рекрутской повинности, а также были освобождены от телесных наказаний.

Купцы делились на две гильдии: 1) оптовые торговцы; 2) розничные торговцы. Они сохранили прежние привилегии. В частности, они могли награждаться орденами и получать чины соответствующих классов.

К цеховым относились ремесленники, прикрепленные к цехам, и подразделялись на мастеров и подмастерьев. Каждый цех формировал свои органы управления.

Большую часть населения городов составляли мещане, работавшие в основном на фабриках и заводах по найму. Их правовой статус в данный период практически не изменился.

Низшую социальную группу представляли, так называемые «рабочие люди», не имевшие постоянной работы и находившиеся под постоянным надзором полиции. Они являлись самой бесправной категорией городского населения.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам - Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд

    Развитие российского права в первой половине XIX в.

Развитие гражданского права происходило на основе кодификации норм права. В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, в 1857 г. - третье. Свод законов состоял из 15 томов, 8 разделов. Гражданское законодательство было систематизировано в т. X Свода законов.

Система вещного права состояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.

Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.

Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.

В Своде законов был специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

Предметом договора могли быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в письменном или устном виде, для некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.

Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

Подробно регламентировалось семейное право.

Юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 - для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).

Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.

Расторжение брака производилось в исключительных случаях и только церковью.

Социальный статус жены определялся статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению.

Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли распоряжаться самостоятельно и независимо друг от друга.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.

В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей и детей действовал принцип раздельности имущества.

Для наследственного права рассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

Завещание составлялось в письменной форме в присутствии свидетелей. Закон различал нотариальные и домашние завещания. В некоторых случаях допускался упрощенный порядок составления завещания.

При отсутствии завещания существовал следующий порядок наследования по закону: к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшими родственниками были наследники мужского пола по нисходящей линии (дети, внуки, правнуки). При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. Если не было сыновей и внуков, наследство делилось поровну между дочерьми. При наличии сыновей и дочерей последние получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Переживший супруг наследовал 1/7 часть недвижимого и 1/14 часть движимого имущества. Если у умершего не было наследников или никто не вступил в наследство в течение десяти лет со дня вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

В 1832г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. Нормы уголовного права были систематизированы в кн. 1 т. XV Свода законов. Книга состояла из разделов, глав и статей; всего было 765 статей. Впервые были выделены Общая и Особенная части.

В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Кодекс был введен в действие в 1846 г. Уложение также состояло из разделов, глав и статей. Общее количество статей - 2224.

В соответствии со ст. 4 Уложения под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.

В Уложении 1845 г. устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении: по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.

Система преступлений стала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений: преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.

Система наказаний состояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Судебный процесс носил инквизиционный характер. Решающая роль отводилась полиции - на нее возлагалось следствие и исполнение приговора.

Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд.

На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствами были: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.

По тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его для утверждения и вынесения приговора в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались в сокращенном составе полицейскими чиновниками

1721 – сенат преподнес Петру первому титул императора. С одной стороны апофеоз феодальных отношений, с другой стороны в конце 19 века складывается буржуазные отношения.

Буржуазия.

1. Собственником того что производит, того что производит может стать любой.

2. В основе буржуазных отношений лежит наемный, а не зависимы труд.

В структуре существующих феодальных отношений формируются условия для развития буржуазных отношений. Если мы говорим о общественном строе, то меняется социальная структура и постепенно формируются те общественные слои, которые свойственны буржуазному обществу: буржуазия и наемные работники. Эти новые соцслои формируются за счет разложения структуры феодальных слоев населения. Из купечества и из верхушки крестьянства, разбогатевших различными способами, в т.ч. крепостными. Эти крестьяне в основном были оброчными, богатели, с материальной точки зрения могли себя выкупить, но это было не выгодно помещику, а закон не давал возможность самовыкупа, без согласия. Приносили большую выгоду, чем если бы работали на пашне (Ивановские мануфактуры, большинство – крепостные крестьяне). Часто начинались как рассеянная мануфактура (в разных территориальных местах каждый выполнял свою задачу).

Первая половина 19 века. Наличие крепостного права сдерживало развитие буржуазии. Мануфактура по любому принадлежала помещику, т.к. у крепостного нет право на имущество. Пролетариат складывался из: части ремесленников, городской бедноты, крестьянства, т.к. помещики не из черноземных губерней очень часто отпускали крестьян на оброк, что было выгодней. При этом новые слои образовывались в рамках существовавшей сословной системы. Все население Российской империи, начиная с конца 17 века (с 1690-ых…??) делилось на сословия, что определяло экономическое положение, политические права и т.д.

1. Те, кто платят подати, т.е. налоги государству.

2. Те, кто подати не платят.

Две основные категории привилегированного население: дворянство и духовенство. Формируется с конца 18 века, когда в результате реформ Петра 1, были отменены все предыдущие сословие. Произошло юридическое уравнивание понятий «вотчина» и «поместье». Плюс в качестве обязательной устанавливается несение службы для всех, вводится табель о рангах. В результате реформ 18 века устанавливается 43 типа дворянства.

1. Дворяне титулованное.

2. Дворяне потомственные.

3. Дворяне личные.

Свой титул 1-2 передавали по наследству, но у титулованных был собственный дворянский титул (Герцог и т.д.), а вот личное дворянство давалось императором за заслуги и по наследству не передавалось. Дворяне – это высшее сословие, сосредотачивающее экономическую и политическую власть в стране. Экономика – т.к. они основные землевладельцы и собственники, а полтика, т.к. они занимают в среднем и верхнем эшелоне управления практически все должности. Плюс только из дворян формируется офицерский корпус. Не платили подушную подать. Судились особым судом. Лишить дворянина титула и приговорить к смертной казни мог только император. 2-2,5% от населения.

Духовенство. Структура не меняется, за исключением реформы Петра 1, который отменил в Российской Империи (РИ) патриаршество и устанавливает контроль над делами православной церкви и передает этот контроль Сеноду – коллегии по делам церкви.

Духовенство делится на черное и белое. Церковь остается крупным землевладельцем. Священники судятся особым судом. Запрещено применять телесные наказания (так же как и дворянство). Церковь регистрирует рождение, смерть и брак.

Городское население, крестьянство и казачество.

Казаки – военнослуживое сословие, сформировавшиеся исторически на окраиних землях. Изначально, это были лихие люди, которые бежали от наказания из центральных районов российского государства. Брали на себя пограничные функции, потому что селились на границах. К 19 веку объединены в казачьи войска. Во главе всех казачьих воск стоял наследник российского престола. Во главе казачьего войска стоял наказной атаман, которого выделяли на казачьем круге – съезд представителей казачьих станиц. Ему наказывали возглавлять войско – обязательство. Поступая в казачье войско в возрасте 17 лет, они от государство получали в наследственное пользование 30 десятин земли. За землю они должны были нести службу со своим обмундированием, конем и т.д. Существовало казачье самоуправление, в каждом нас.пункте выбирался станичный атаман, на которого возлагались административные полномочия и мелкие судебные.

Купцы. К 19 веку. Для вступления в сословие нужно внести взнос. Крестьянин для того чтобы торговать должен был стать купцом. Три купеческие гильдии.

Купцы 1 гильдии не имели паспортной прописки. Только они имели право нести иноземную торговлю и их дети, в случае, если продолжали дело родителей освобождались от рекрутовской повинности. Для претендования в гильдию нужно иметь: капитал соответствующего размера и нужно было заручиться рекомендацией двух представителей гильдии, в которую вступали.

Купцы 2 гильдии могли торговать по все стране.

Купцы 3 гильдии могли вести уездную торговлю.

Почетные граждане (очень мало).

1. Потомственные. Статус приравнивался к дворянам. Права и привилегии могли передавать по наследству.

2. Личные. Не могли передавать по наследству. Вручались императором.

Купцы стремились стать почетными гражданами, поэтому занимались благотворительностью и меценатством.

К городскому непривилегированному нас отн: мелкие собственники, цеховые мастеровые, наемные работники. Платили подушную подать. Рекрутская повинность распространялась. Правами не обладали.

Начиная с 1648 года крестьяне делятся.

1. Помещичьи – крепостные.

2. Казенные.

3. Удельные.

4. Государственные.

Все крепостные.

Помещичьи. Не имеют права частной собственности, нет гражданских свобод, прикреплены к месту, а через место к владельцу, а, следовательно, если земли помещика, то крестьяне помещичьи, а если казны, то казенные. Судились особым судом. Телесные наказания. Статус наследственный.

1803 Александр 1 издает указ о вольных хлебопашцев, который разрешал помещикам отпускать крестьян за выкуп без земли, но сами крестьяне попросить не могли.

Во второй половине 18 века в стране устанавливается барщинное помещичье хозяйство, когда дворяне основные доходы получают от земли и с/х приносит основной доход государству. Именно этот факт позволяет Екатерине 2 даровать дворянам право не служить, приравняв управление поместьем к гос.службе, а в связи с этим положение крестьян ухудшается, барщина доходит до 4-5 дней. Павел 1 указ о трехдневной барщины. 3 дн работает на помещика, а 4 на себя. Если 5-6 на барина, а 2-1 на себя, то теряется покупательная способность крестьянина.

Государственный строй.

Абсолютная монархия. Во главе Император. Самодержавная власть. Считается, что апогея абсолютная власть достигает при Николае 1. 1825-1855.

Система гос. устройства. Симбиоз Петра 1 и Александра 1

Высшие органы все носят совещательный характер. К ним относится Сенат, Сенод, министерства

1802 году заменяются коллегии на министерства (8 шт): военных, морских дед, иностранных, внутренних, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

1811 – появляется положение о министерствах.

Отличие от коллегии в том, что коллегия управлялась коллегиально, избранным президентом. В министерствах введен жесткий принцип единоначалия. Министр назначается императором, полностью отвечает за происходящее в его министерстве.

Совет министров. Был коллегиальным, но занимался подготовкой документов.

1812 создается комитет министров – совещательный орган при царе. Задача координировать деятельность нескольких министерств при необходимости.

1826 При Николай 1. Создается собственное его императорское величество канцелярия (с.е.и.в.к.). Надведомственный орган, подчиняющийся непосредственно императору, для решения каких-то вопросов.

1. Отделение Личные поручение, подготовка законодательных проектов.

2. Отделение было создано для разработки свода законов РИ, кодификации и обобщении юридической практики.

3. Отделение. Жандармерия и тайная полиция.

4. 1828 Отделение. Занималось руковобством благотворит и попечит учреждениями и женскими отделениями.

5. 1836 отделение. Подготовка проекта реформ по управлению гос.крестьянами,а, потом и собственно управление крестьянами.

6. Отделение. 1842. Управление материалов по управлению территориями Кавказа.

Просуществует до 1917 года.


В основе Марксисская классификация.

Не немцы. Немцы – те, кто не говорит на русском, просто потом закрепился за Германией

Совместное празднование чего-то важного для общества. Верхушка и простолюдины вместе. Носит почти ритуальный характер.

За 40 гривен можно купить немаленькую деревню со всеми жителями.

На Киев чаще всего нападают кочевники, следовательно, тормозило в развитии, что привело к выравниванию по развитию.

Был там, где было 10 сотен ополчения, в Пскове не было.

Много жертвовал на благотворительность и подавал нищим, отсюда появилось такое прозвание.

Большинство людей топилось по черному (в избе), т.к. трубу проложить было очень дорогое удовольствие.

Приказы – коллегии – министерства – народные комиссариаты – система министерств.