Дидактические пособие для фэмп старшей группе. Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений. Развивающая игра » Стадион»

  • Сатлыкова Альфия Ниловна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В статье раскрыты теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством занимательного материала, дидактических игр, задач и развлечений.

  • Домашние задания в курсе «история» как средство воспитательной работы
  • Влияние борьбы самбо на подготовку сотрудников ГПС МЧС России
  • Психолого-педагогический взгляд на проблему формирования здорового образа жизни студентов
  • Физическая культура, как компонент реабилитации молодых людей, страдающих алкогольной зависимостью

Первые годы жизни ребенка - это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова ).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы - заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно - игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.

В детском саду был проведен конкурс

НА ЛУЧШЕЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ИГРУ)

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель конкурса: пополнение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13.

Задачи:

- создать благоприятные условия для организации самостоятельной, совместной деятельности педагогов и детей по ФЭМП, развитию познавательной активности и логического мышления у детей дошкольного возраста, сенсорного развития у детей раннего возраста;

- презентовать творческие идеи и находки через оформление дидактических игр, методических пособий по ФЭМП;

- стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов, пособий по ФЭМП.

Срок проведения конкурса: 29.01.2018 г.

Участники: воспитатели всех возрастных групп

Номинации конкурса:

  • дидактическое пособие (игра);
  • цифровой образовательный ресурс.

Порядок проведения конкурса:

1. Участники конкурса представляют дидактическое пособие /игру/ по ФЭМП, изготовленное и оформленное самостоятельно (авторская разработка приветствуется).

2. Представленное дидактическое пособие (игра) должны иметь название, цель, задачи, описание.

3. От каждого участника в конкурсе могут быть представлены не более одного дидактического пособия (игры) в каждой номинации.

Состав жюри:

1. Т.С.Васильченко, заведующий

2. Н.В.Плясовских, старший воспитатель

3. Е.Т.Лубянская, воспитатель

4. Л.П.Беска, воспитатель

При оценивании работ обращалось внимание на:

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей заявленного возраста;

правильность оформления: название, цель, задачи, описание;

эстетика оформления дидактического пособия, безопасность в использовании;

многофункциональность дидактического пособия;

оригинальность идеи и творческий подход.

Подведение итогов конкурса состоялось на педагогическом совете 31 января 2018 г. Победители и призеры были награждены грамотами.

Итоги конкурса

В номинации "Цифровой образовательный ресурс "

1 место - интерактивные игровые задания для детей старшего дошкольного возраста "В стране игрушек" (Н.В.Плясовских);

2 место - задачи на сложение и вычитание для детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Жарова);

математическая игра "Отгадай-ка" для детей старшего дошкольного возраста (Р.Ю.Кияшко).

В номинации "Дидактическая разработка"

1 место: игра "Симметрия" (Беляева Т.С.);

"Математические весы" (Л.П.Беска);

"Математическое лото" (Е.Т.Лубянская).

2 место: игра "Четыре квадрата" (Е.В.Зиброва);

игра "Математическое домино" (Т.С.Беломаз).

3 место: комплекс математических игр "Поле чудес" (Н.В.Хорошко).

1 место

Беляева Татьяна Сергеевна

Игра "Симметрия"




Лубянская Елена Тимофеевна

Математическое лото

2 место

Зиброва Елена Владимировна

Игра "Четыре квадрата"

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа №16
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Жигулевска, г. о Жигулевск Самарской области
структурное подразделение детский сад «Вишенка»
Тимофеева Т.В.
Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Игровые интерактивные
многофункциональные
пособия
по познавательному
развитию
дошкольников

Жигулевск 2017 г.
ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка» (корпус 2)
Авторский коллектив: старший воспитатель Тимофеева Т.В.,
воспитатели Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных
технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности
самостоятельно логически мыслить. Научить маленького ребенка думать
можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей,
невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к
активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию
мира математики.
Во время непосредственно образовательной деятельности с детьми мы
используем самые различные методы и приемы, но главным из них все­
таки остается игра, как основной вид деятельности детей. С помощью
игры обучение для детей становится радостным, увлекательным и
жизненно важным делом, поскольку является частью их жизни.
Представляем вашему вниманию авторские интерактивные пособия по
ФЭМП, с помощью которых ребенок сравнивает и сопоставляет,
устанавливает сходство и отличие, открывая мир чисел и фигур.
Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится
ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать
собственную позицию.

Цель данных игр: развитие математических способностей, логического и
образного мышления,
анализировать и делать умозаключения, самостоятельности.
зрительного восприятия,
памяти,
умения
Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КОМПЬЮТЕР

«Компьютер» ­ это мобильный игровой модуль, универсальная
увлекательная игрушка, которая помогает детям усвоить программный
материал в игровой форме. По формированию у детей элементарных
математических представлений помогает:
* Совершенствовать навыки счёта
* Изучать и закреплять цифры
* Проводить работу с геометрическими фигурами
* Решать простейшие арифметические задачи
* Развивать умение ориентироваться на плоскости
* Закреплять представления о величине предметов
Игрушка состоит из клавиатуры и монитора
Клавиатура помогает развивать у детей младшего возраста мелкую
моторику рук. На ней можно играть в дидактические игры типа:
«Найди и назови геометрическую фигуру»,
«Назови по цвету, по форме»,
«Который по счёту?»
Монитор играет роль магнитной доски, на которой детям предлагаются
различные дидактические игры, в которые дети играли на столе или
фланелеграфе, например:

«Логическая цепочка»,
«Подбери по величине»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Что изменилось?»,
«Сравни и подбери»
Для детей старшего возраста можно предложить знакомство с цифрами,
знаками, обучение составлению и решению задач.
Также предложены карточки с заданиями (образцами) к хорошо
знакомым играм «Пифагор»,
«Геометрическая мозаика».
«Колумбово яйцо»,
Танграм»,

Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КНИЖКА­
УМНИШКА

В пособии «Книжка­умнишка» представлены задания по всем
разделам математики. Каждая страница обклеена цветной бумагой. Это
позволяет ребенку закреплять основные цвета. На одной стороне листа
вырезанные из цветной бархатной и
книги изображены цифры,
гофрированной бумаги. Ребенок с помощью пальчика обводит цифру и
называет ее. После того как ребенок выучит их, можно провести игру
"Угадай цифру". Ребенку завязывают глаза и он с помощью тактильных
ощущений угадывает её. Под цифрами приклеены объемные предметы ­
пуговицы и палочки для счета на ощупь.
Страница: Геометрические фигуры.
Все фигуры вырезаны из разного материала. Ребенок с помощью
тактильных ощущений обследует фигуры.

Страница: Выше ­ ниже.
Деревья можно заменить другими предметами. т. к они свободно
вынимаются из креплений. Это позволяет ребенку с помощью приложения
одного предмета к другому сделать правильный вывод.
Страница: Уже ­ шире. Короче ­ длиннее.
Дорожки можно заменить другими предметами, они тоже легко
вынимаются из креплений. Ребенок, используя прием приложения,
определяет какая дорожка шире, уже, длиннее или короче.

Страница: Учись считать
Малыши находят один или много предметов, старшие дети считают
предметы на картинке и обозначает цифрой, составляют задачи.
Страница: Ориентировка в пространстве
Дети находят верх, низ, право, лево, верхний правый угол и т.д. и
обозначают картинкой, которая легко вставляется в кармашек в заданном
месте.

Так же в книжке есть страницы Порядковый счет, Дни недели,
Времена года, Часы, Части суток

Многофункциональность данной игры заключается в том, чтобы в
доступной, понятной, интересной форме, донести до детей познавательно­
развивающий материал в разных видах детской деятельности.
В данном пособии собраны несколько математических дидактических
игр по определенной теме:
«Назови цифры (геометрические фигуры, математические знаки) »;
Вариант «Найди и назови», «Сосчитай и подбери цифру»;
Задачи: Закрепить умение быстро и правильно называть выпавшую
цифру и чего бывает столько же.
«Считай и не ошибись»
Задачи: Обучать умению считать до пяти (десяти), пользуясь
правильными приемами счета: называть числительные по порядку,
соотносить каждое числительное с количеством предметов. Развивать
память и внимание.
«Назови соседей», «Назови цифры больше (меньше) этого»;
Задачи: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к
выпавшему.
«Подбери математический знак» и др.
«Кто больше увидит»
Задачи: Формировать умение запоминать геометрические фигуры и
называть их.
Вариант «Найди соответствующие объемные геометрические фигуры»

любовь агафонова

Проблема : Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с последовательностью смены времен года, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Актуальность : Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Таким образом, важность и необходимость формирование у детей временных представлений, привели к созданию дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю вашему вниманию свое наглядное пособие «Дружная семейка »

Используя его, можно решать следующие дидактические задачи :

Познакомить с временами года (младший дошкольный возраст) ;

Познакомить с месяцами года (младший дошкольный возраст) ;

Закрепить знания о временах года и месяцах (старший дошкольный возраст) ;

Систематизировать последовательность времен года и месяцев года (старший дошкольный возраст) ;

Развивать диалогическую и монологическую речь;

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

А также :

Знакомить и закреплять порядковый и количественный счет, состав числа (первый месяц года – январь, второй – февраль, сколько месяцев составляет каждое время года и т. д.);

Формировать понятие о пространственных отношениях (сначала, потом, слева, справа, между и т. д. (Какой месяц стоит между январем и мартом) ;

Развивать у детей память, мышление, воображение.

Материально–техническое обеспечение :

Наборы для работы : цветной картон, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей и др.

Это пособие можно использовать в таких дидактических играх :«Где мое место, «Что раньше, что потом?» , «Когда это бывает?» , «Назови пропущенное слово» , «Назови соседей» , «Где мое место?» , «Какой месяц лишний» , «Назови какой месяц сначала, какой потом» , «Мое любимое время года» , «Приметы времени года» , «Подбери братья-месяцы» ; использовать при театрализации сказки «Двенадцать месяцев» .

Пособие состоит :

из четырех плоскостных домиков, сделанных из картона и заламинированных, с прозрачными кармашками- домики времен года;

гномы- времена года, сделанные из цветного картона и заламинированные;


маленькие гномики- месяцы (по три гномика оттеночных цветов к каждому времени года) ;


карточки с изображением природных явлений, соответствующие временам года.





Предполагаемый результат :

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (время года, месяц, год, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях.


Публикации по теме:

Я хочу предоставить на ваше внимание коллективную работу"Дружная семейка". В свободное время мы очень любим с детьми читать народные сказки.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию развивающую книгу – трансформер «Робот - Арифмет». В нашем детском саду проходил конкурс.

Дидактическое пособие «Аквафон цветной» состоит их пяти одинаковых стеклянных емкостей, стоящих на подносе. Емкости наполнены водой. Вода.

"Волшебный мешочек". Добрый день или вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам, ещё одну свою работу - дидактическое пособие "Волшебный.

Дидактическое пособие «Умная гусеница» По требования ФГОС в дошкольных учреждениях необходимо создавать благоприятные условия развития детей.

Уважаемые коллеги! Представляю вам свою задумку. Для всех нас очень важно. как организовать деятельность детей на занятии, чтобы сохранить познавательный интерес ребенка. Мне помогает в этом разнообразный раздаточный материал, и чтобы труд в изготовлении раздаточного материала был потрачен не напрасно, я стараюсь придумывать пособия многоразового использования. Именно таким и служит пособие —

» УМНЫЕ КЛЕТОЧКИ»:

1. Внешний вид пособия

2. Игровое поле и необходимые элементы для его использования

3. Игровое поле и карточки для работы по схеме

4. Игровое поле и мелкий раздаточный материал

5. Игровое поле и необходимый раздаточный материал для д/и » Стадион»

2. Алгоритм изготовления пособия:

— возьмите большой лист картона (размером 2 страницы формата А4)

— наклейте на него расчерченный на клеточки лист белой бумаги;

Края пособия оформите самоклеющейся пленкой или скотчем;

— число рядов и колонок клеточек может быть произвольным (у меня 10 и 7)

— наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами разного цвета;

— приготовьте наборы геометрических фигур разной формы, цвета и величины

— приготовьте карточки с цифрами и символами » отрицания»

— приготовьте карточки для работы по схеме

— приготовьте мелкий раздаточный материал

Пособие готово! Для полноценного использования пособия его нужно сделать на каждого ребенка — поверьте, это того стоит!

3. Задачи, которые помогает решит данное пособие:

А. Организация работы по ориентировке в пространстве:

Объект (игрушка, картинка, фигура) движется в заданных вами направлениях по клеточкам от точки, обозначенной в центре пособия;

Б. Организация работы на закрепление навыков порядкового счета:

— данное пособие — это многоэтажный дом — размещение фигур (плоскостных изображений животных, мелких игрушек) — по этажам (горизонталь), по квартирам (горизонталь и вертикаль);

— данное пособие — это лифт — игрушка катается на лифте (поднимается на второй этаж, на пятый и т. д..

В. Пособие поможет научить детей действовать по схеме, заданной с помощью знаков

Г. В подготовительной группе это пособие поможет закрепить умение ориентироваться в тетради в клеточку. Ваша задача — подготовить только тест задания. совет из опыта: придумывая задание, постарайтесь так продумать ходы, чтобы действия детей заканчивались в определенном месте на игровом поле, тогда удобно проверить правильность выполнения задания.

Д. Данное пособие научит детей логически мыслить при организации развивающей игры » Стадион»

Развивающая игра » Стадион»

Цель игры:

— закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;

— развитие логического мышления — умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий;

— закрепление умения действовать по символу — » отрицание»

Материалы для игры:

— игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме, величине, карточки со знаками- символами

Ход игры:

Ведущий предлагает построить » спортсменов» (разные геометрические фигуры) на старте — на синие цифры. » Спортсмены» движутся согласно заданному с помощью символов условию.

Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно.

Например:

— все фигуры делают один шаг вперед;

— все фигуры делают два шага, но нельзя красным фигурам;

— продолжающие бег фигуры делают три шага вперед, но нельзя круглым;

и т. д. согласно заданию.

По окончании игры дети подсчитывают — сколько » спортсменов » добралось до финиша (красные цифры)

Игру можно использовать, как дидактическое упражнение на занятии, так и в самостоятельной деятельности детей, а также, как диагностическое задание при мониторинге знаний по ФЭМП.

Вы можете придумать свои игры с данным пособием. Желаю творческих успехов.

воспитатель, МДОУ № 2 «Радуга»

д. Горбунки Ломоносовский район, Ленинградская область