Жизненный и творческий путь т твардовского. Твардовский: биография, коротко о жизни и творчестве. Последние годы и смерть

Основной темой всего творчества писателей стала Великая Отечественная война. А созданный им герой-солдат Василий Теркин получил такую огромную популярность, что, можно сказать, превзошел самого автора. О жизни и творчестве удивительного советского писателя мы и поговорим в этой статье.

Александр Трифонович Твардовский: биография

Родился будущий поэт по старому стилю 8 июня (21 июня - по новому) 1910 года в деревеньке Загорье, что находится в Его отец, Трифон Гордеевич, был кузнецом, а мать, Мария Митрофановна, походила из семьи однодворцев (земледельцев, которые жили на окраинах России и должны были охранять ее границы).

Его отец, несмотря на свое крестьянское происхождение, был грамотным человеком и любил читать. В доме даже водились книги. Умела читать и мать будущего писателя.

У Александра был младший брат Иван, рожденный в 1914 году, который впоследствии стал литератором.

Детские годы

Впервые с произведениями русской классики познакомился дома Александр Трифонович Твардовский. Краткая биография писателя рассказывает о том, что в семье Твардовский был обычай - зимними вечерами кто-нибудь из родителей читал вслух Гоголя, Лермонтова, Пушкина. Именно тогда и приобрел любовь к литературе Твардовский и даже начала сочинять первые стихи, еще толком не научившись грамотно писать.

Учился маленький Александр в сельской школе, и уже в четырнадцать лет начал рассылать в местные газеты небольшие заметки для публикации, некоторые из них даже были напечатаны. Вскоре Твардовский отважился отправить и стихи. Редактор местной газеты «Рабочий путь» поддерживал начинание молодого поэта и во многом помог ему преодолеть естественную робость и начать публиковаться.

Смоленск-Москва

После окончания школы перебирается в Смоленск Александр Трифонович Твардовский (биография и творчество которого представлены в этой статье). Здесь будущий писатель хотел либо продолжить учиться, либо найти работу, но ни того, ни другого ему сделать не удалось - для этого требовалось хоть какая-нибудь специальность, которой у него не было.

Твардовский жил на гроши, что приносили непостоянные литературные заработки, для получения которых приходилось отбивать пороги редакций. Когда в столичном журнале «Октябрь» были напечатаны стихи поэта, он отправился в Москву, но и здесь удача ему не улыбнулась. В итоге в 1930 году Твардовский был вынужден вернуться в Смоленск, где и провел следующие 6 лет своей жизни. В это время он смог поступить в педагогический институт, который не окончил, и снова отправился в Москву, где в 1936 году был принят в МИФЛИ.

В эти годы Твардовский уже стал активно печататься, а в 1936 году вышла поэма «Страна Муравия», посвященная коллективизации, что и прославила его. В 1939 году вышел первый стихотворный сборник Твардовского «Сельская хроника».

Военные годы

В 1939 году был призван в Красную Армию Александр Трифонович Твардовский. Биография писателя в этот момент круто меняется - он оказывается в центре военных действий на Западной Беларуси. С 1941 года Твардовский работал в воронежской газете «Красная Армия».

Этот период характеризуется расцветом творчества писателя. Кроме известной поэмы «Василий Теркин», Твардовский создает цикл стихов «Фронтовая хроника» и начинает работу над знаменитой поэмой «Дом у дороги», которая была закончена в 1946 году.

«Василий Теркин»

Биография Твардовского Александра Трифоновича изобилует различными творческими достижениями, но самым большим из них является написание поэмы «Василий Теркин». Произведение писалось на протяжении всей ВОВ, то есть с 1941 по 1945 годы. Публиковалась она небольшими частями в военных газетах, тем самым поднимая боевой дух советской армии.

Произведение отличается точным, понятным и простым слогом, быстрым развитием действий. Каждый эпизод поэмы связан друг с другом только образом главного героя. Сам Твардовский говорил, что это было связано с тем, что он сам и его читатель может погибнуть в любую минуту, поэтому каждая история должна быть окончена в том же номере газеты, в котором была начата.

Эта повесть сделала Твардовского культовым автором военного времени. Кроме того, поэт был награжден за произведение орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

Послевоенное творчество

Продолжает активную литературную деятельность и после войны Александр Трифонович Твардовский. Биография поэта дополняется написанием новой поэмы «За далью - даль», которая была написана в период с 1950 по 1960 годы.

С 1967 по 1969 год писатель работает над автобиографическим произведением «По праву памяти». В поэме рассказывается правда о судьбе отца Твардовского, который стал жертвой коллективизации и был репрессирован. Это произведение было запрещено к публикации цензурой и читатель смог с ней познакомиться только в 1987 году. Написание этой поэмы серьезно испортило отношения Твардовского с советской властью.

Богата и прозаическими опытами биография Твардовского Александра Трифоновича. Все самое важное, конечно, было написано в стихотворной форме, но и было издано несколько сборников прозаических рассказов. Например, в 1947 году вышла книга «Родина и чужбина», посвященная ВОВ.

«Новый мир»

Не стоит забывать и о журналистской деятельности писателя. Долгие годы занимал пост главного редактора литературный журнала «Новый мир» Александр Трифонович Твардовский. Биография этого периода полна всевозможными столкновениями с официальной цензурой - поэту приходилось отстаивать право на публикацию для множества талантливых авторов. Благодаря стараниям Твардовского были напечатаны Залыгина, Ахматовой, Троепольского, Молсаева, Бунина и др.

Постепенно журнал стал серьезной оппозицией советской власти. Здесь печатались писатели-шестидесятники и открыто высказывались антисталинские мысли. Настоящей победой для Твардовского стало разрешение на публикацию рассказа Солженицына.

Однако после снятия Хрущева на редакцию «Нового мира» начали оказывать сильное давление. Это закончилось тем, что Твардовский был вынужден в 1970 году покинуть место главного редактора.

Последние годы и смерть

Вот и подходит к концу биография. Александр Трифонович Твардовский, смерть которого была датирована 18 декабря 1971 годом, умер от рака легких. Писатель скончался в местечке что находится в Московской области. Тело писателя было захоронено на Новодевичьем кладбище.

Александр Твардовский прожил насыщенную и яркую жизнь и оставил после себя огромное литературное наследие. Многие его произведения вошли в школьную программу и остаются популярны по сей день.

Первые стихи Александра Трифоновича Твардовского были напечатаны в смоленских газетах в 1925—1926 гг., однако известность пришла к нему позже, в середине 30-х, когда была написана и опубликована “Страна Муравия” (1934—1936) — поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. В ней ярко проявился самобытный талант поэта.

В своих произведениях 30—60-х гг. он воплотил сложные, переломные события времени, сдвиги и перемены в жизни страны и народа, глубину всенародно-исторического бедствия и подвига в одной из самых жестоких войн, которые переживало человечество, по праву заняв одно из ведущих мест в литературе XX столетия.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 г. на “хуторе пустоши Столпово”, относящемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой многодетной семье крестьянина-кузнеца. Заметим, что позже, в 30-е гг., семью Твардовских постигла трагическая судьба: во время коллективизации они были раскулачены и сосланы на Север.

С самого раннего возраста будущий поэт впитал любовь и уважение к земле, к нелегкому труду на ней и к кузнечному делу, мастером которого был его отец Трифон Гордеевич — человек весьма своеобычного, крутого и жесткого характера и вместе с тем грамотный, начитанный, знавший на память немало стихов. Чуткой, впечатлительной душой обладала мать поэта Мария Митрофановна.

Как позже вспоминал поэт в “Автобиографии”, долгие зимние вечера нередко посвящались в их семье чтению вслух книг Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Некрасова, А.К. Толстого и Никитина... Именно тогда в душе мальчика и возникла подспудная, неодолимая тяга к поэзии, в основе которой была сама близкая к природе деревенская жизнь, а также черты, унаследованные от родителей.

В 1928 г., после конфликта, а затем и разрыва с отцом, Твардовский расстался с Загорьем и переехал в Смоленск, где долго не мог устроиться на работу и перебивался грошовым литературным заработком. Позже, в 1932 г., он поступил в Смоленский педагогический институт и одновременно с учебой ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи и заметки о переменах в сельской жизни. В это время кроме прозаической повести “Дневник председателя колхоза” он пишет поэмы “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), в которых преобладает разговорный, прозаизированный стих, названный самим поэтом впоследствии “ездой со спущенными вожжами”. Они не стали поэтической удачей, но сыграли свою роль в становлении и быстром самоопределении его таланта.

В 1936 г. Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ) и в 1939 г. окончил его с отличием. В том же году он был призван в армию и зимой 1939/40 г. в качестве корреспондента военной газеты участвовал в войне с Финляндией.

С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовский был ее активным участником — специальным корреспондентом фронтовой печати. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте, он прошел по ее дорогам от Москвы до Кенигсберга.

После войны, помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, он в течение ряда лет был главным редактором журнала “Новый мир”, последовательно отстаивая на этом посту принципы истинно художественного реалистического искусства. Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей — прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, А. Солженицына и Ю. Трифонова, А. Жигулина и А. Прасолова и др.

Становление и формирование Твардовского-поэта относится к середине 20-х гг. В период работы сельским корреспондентом смоленских газет, где уже с 1924 г. публиковались его заметки о деревенской жизни, он печатает там и свои юношеские, непритязательные и еще несовершенные стихи. В “Автобиографии” поэта читаем: «В газете “Смоленская деревня” летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение “Новая изба”. Начиналось оно так:

Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы с весною
Здесь на новый, советский лад...»

С появлением “Страны Муравии” (1934—1936), свидетельствовавшим о вступлении ее автора в пору поэтической зрелости, имя Твардовского становится широко известным, а сам поэт все более уверенно заявляет о себе. Тогда же он пишет циклы стихов “Сельская хроника” и “Про деда Данилу”, стихотворения “Матери”, “Ивушка”, ряд других заметных произведений. Именно вокруг “Страны Муравии” группируется складывающийся противоречивый художественный мир Твардовского с конца 20-х гг. и до начала войны.

Сегодня мы иначе воспринимаем творчество поэта той поры. Следует признать справедливым замечание одного из исследователей о произведениях поэта начала 30-х гг. (с известными оговорками оно могло бы быть распространено и на все это десятилетие): “Острые противоречия периода коллективизации в поэмах, по сути, не затронуты, проблемы деревни тех лет лишь названы, и решаются они поверхностно-оптимистически”. Однако, думается, к “Стране Муравии” с ее своеобразным условным замыслом и построением, фольклорным колоритом это вряд ли можно отнести безоговорочно, равно как и к лучшим стихам предвоенного десятилетия.

В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...”, но главный его труд военных лет — создание лиро-эпической поэмы “Василий Теркин” (1941—1945).

Эта, как назвал ее сам поэт, “Книга про бойца” воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Параллельно Твардовский пишет цикл стихов “Фронтовая хроника” (1941—1945), работает над книгой очерков “Родина и чужбина” (1942—1946).

Тогда же им были написаны такие шедевры лирики, как “Две строчки” (1943), “Война — жесточе нету слова...” (1944), “В поле, ручьями изрытом...” (1945), которые были впервые опубликованы уже после войны, в январской книжке журнала “Знамя” за 1946 г.

Еще в первый год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма “Дом у дороги” (1942—1946). «Тема ее, — как отмечал поэт, — война, но с иной стороны, чем в “Теркине”, — со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

В 50-е гг. Твардовским была создана поэма “За далью — даль” (1950—1960) — своеобразная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Параллельно с “За далью — даль” поэт работает над сатирической поэмой-сказкой “Теркин на том свете” (1954—1963), изображающей “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, «поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра».

В последние годы жизни Твардовский пишет лирическую поэму-цикл “По праву памяти” (1966—1969) — произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, “По праву памяти” вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40— 60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась “жестокая память” войны (“Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Сыну погибшего воина” и др.), а также ряд лирических стихотворений, составивших книгу “Из лирики этих лет” (1967). Это сосредоточенные, искренние и самобытные раздумья о природе, человеке, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.

В написанном еще в конце 50-х гг. и по-своему программном стихотворении “Вся суть в одном-единственном завете...” (1958) поэт размышляет о главном для себя в работе над словом. Речь в нем идет о сугубо личностном начале в творчестве и о полной самоотдаче в поисках неповторимо-индивидуального художественного воплощения жизненной правды:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. He скажет — пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В поздних стихах Твардовского, в его проникновенно-личностных, углубленно-психологических переживаниях 60-х гг. раскрываются прежде всего сложные, драматические пути народной истории, звучит суровая память Великой Отечественной войны, отзываются болью нелегкие судьбы довоенной и послевоенной деревни, вызывают сердечный отзвук события народной жизни, находят горестное, мудрое и просветленное решение “вечные темы” лирики.

Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко подмечает, “как после мартовских метелей, / Свежи, прозрачны и легки, / В апреле — вдруг порозовели / По-вербному березняки”, он слышит “невнятный говор или гомон / В вершинах сосен вековых” (“Мне сладок был тот шум сонливый...”, 1964), жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далекую пору детства.

Нередко поэт строит свои философские раздумья о жизни людей и смене поколений, об их связи и кровном родстве так, что они вырастают как естественное следствие изображения природных явлений (“Посаженные дедом деревца...”, 1965; “Газон с утра из-под машинки...”, 1966; “Береза”, 1966). В этих стихах судьба и душа человеческая непосредственно смыкаются с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи.

Особое место в творчестве поэта занимают тема и образ матери. Так, уже в конце 30-х гг. в стихотворении “Матери” (1937, впервые опубликовано в 1958) в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубокое сыновнее чувство, но и обостренный поэтический слух и зоркость, а главное — все более обнаруживающее себя и крепнущее лирическое дарование поэта. Стихи эти отчетливо психологичны, в них как бы отраженно — в картинах природы, в приметах неотделимой от нее сельской жизни и быта — возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:

И первый шум листвы еще неполный,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
Мне всякий раз тебя напоминают.

И совсем иначе, глубоко трагедийно звучит чувство сыновней скорби в цикле “Памяти матери” (1965), окрашенном не только острейшим переживанием невозвратимой личной утраты, но и болью всенародных страданий в годы репрессий.

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Ho непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Твардовский, как всегда в своей лирике, предельно конкретен и точен, вплоть до деталей. Ho здесь к тому же само изображение глубоко психологизировано, и буквально все дано в ощущениях и воспоминаниях, можно сказать, глазами матери:

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
He столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная.
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...

В последнем из стихотворений этого цикла: “ — Ты откуда эту песню, / Мать, на старость запасла?..” — возникает столь характерный для творчества поэта мотив и образ “переправы”, который в “Стране Муравии” представал как движение к берегу “новой жизни”, в “Василии Теркине” — как трагическая реальность кровавых боев с врагом; в стихах “Памяти матери” он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни:

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...

В поздней лирике поэта с новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема преемственности поколений, памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом, которая пронзительной нотой входит в стихотворения “Ночью все раны больнее болят...” (1965), “Я знаю, никакой моей вины...”(1966), “Лежат они, глухие и немые...” (1966).

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Своей трагической недосказанностью эти стихи тем сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни. И эта неотпускающая боль “жестокой памяти” и вины, как можно было видеть, относится поэтом не только к военным жертвам и утратам. Вместе с тем раздумья о человеке и времени, пронизанные верой во всесилие людской памяти, оборачиваются утверждением жизни, которую человек носит и хранит в себе до последнего мгновения.

В лирике Твардовского 60-х гг. с особой полнотой и силой раскрылись существенные качества его реалистического стиля: демократизм, внутренняя емкость поэтического слова и образа, ритма и интонации, всех стиховых средств при внешней простоте и незамысловатости. Сам поэт видел важные достоинства этого стиля в первую очередь в том, что он дает “во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни”. Вместе с тем его поздним стихам свойственны психологическая углубленность и философская насыщенность.

Твардовскому принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоятельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии (“Слово о Пушкине”, “О Бунине”, “Поэзия Михаила Исаковского”, “О поэзии Маршака”), отзывы и рецензии об А. Блоке, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме и других, вошедшие в книгу “Статьи и заметки о литературе”, выдержавшую несколько изданий.

Продолжая традиции отечественной классики — Пушкина и Некрасова, Тютчева и Бунина, разнообразные традиции народнопоэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX в., Твардовский продемонстрировал возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие несомненно и плодотворно.

Сочинение

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая
…в длину и в ширину - кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та - твоя.

Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз - это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже - в 1960-е годы - в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина - трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» - военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина - это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» - плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично - это дом у дороги войны.

Лироэпическая поэма «За далью - даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:
Но кто из нас годится в судьи -
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма - это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва - Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:
С дороги - через всю страну -
Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль - даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:
За годом - год, за вехой - веха,
За полосою - полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить - память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

Александр ТрифоновичТвардовский (1910 - 1971гг).

Твардовский родился в 1910 году в деревне ЗагорьеПочинковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца.

Отец поэта,Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг до суровости, честолюбивдо болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности- бывало с ним порой очень нелегко.

И все-такиусловия, в которых протекало детство будущего поэта, складывалось так, что онмог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитыватьстихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческоготруда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью кжадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своимбезудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще напороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекссоветского гражданина и русского поэта.

Большое влияниев детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, ипрежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « иклубом, и газетой, и академией наук».

К этому времени Саша Твардовский успелпрочесть уже немало книг, но тогда-то, еще совсем малышом, он открыл своюпервую книжку и стал ее самостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка»Пушкина. Много позднее он писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как ябыл счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был охваченею и засиделся у окна избы дотемна…»

Самой дорогой,самой заветной своей книгой Твардовский называет томик стихотворений Некрасова,который отец в голодном 1920 году приобрел на Базаре в Смоленске, выменяв пакартошку.

С детствавобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, с детства глубокозадумался о ценности человеческой жизни и неизбежности смерти (стихотворение «Мнепамятно как умирал мой дед». С детства выработал он в своем сознании высокиеморальные принципы. Потому, не поняв и не узнав Твардовского-подростканевозможно понять и познать его как зрелого поэта.

Навосемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этомувремени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомилсяс М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

В 1924 году Твардовский вступает вкомсомол. С 1925 года начинается еголитературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленских газетахпечатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за ихбезответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из Загорья иокрестных деревень, просят написать оместных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такоеотношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к болееширокому поприщу.

Впервые имяТвардовского увидело свет 15 февраля1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Какпроисходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первоестихотворение «Новая изба». В последующиемесяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского вразличных газетах Смоленска; а в начале 1926года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юныйтоварищ» помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой егостихов и фотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путьАлександра Твардовского». А было Александру 17 лет.

Летом 1929 года поэт осмелился послатьсвои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». И - о счастье! МихаилСветлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленскиегоризонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. «Нополучилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали,кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям,и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящейучебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…»

Трудно сказать,как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы он остался в Москве, чтобыло вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. У Твардовскоговозросла требовательность к себе как к поэту, и он сам стал все чаще испытыватьнеудовлетворенность своими стихами.

В 1932 году Тв., уже имея семью,становится студентом Смоленского Педагогического Института. Учиться решил послетого, как прочитал первую книгу романа Н. Островского «Как закалялась сталь».Роман, по его собственному признанию, «поглотил залпом».

Попробуем внимательнее присмотреться ктворчеству Тв. 1925-1935 гг. Еслисопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можно прийти ктаким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколькослабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачностьформы, красота меткого и умного русского слова-в этих постоянных свойствахлирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились внашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова.

ЛирикаТвардовского-это по преимуществу выражение самых простых, доступных любомутруженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Онаоткрывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь,земля...

Ранние стихиТв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно этоотносится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтамстарших поколений - Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность,что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своихмемуарах Н. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночнойсторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителясельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и болеетрудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью:

Дорог израненные спины,

Тягучий запах конопли…

До заморозков в город не пробраться

Сквозь не живой болотный полукруг.

Тоскливойкажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя он прекраснопонимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночной сторож

Совсем готовым встретил вечер,

Оделся, осмотрел ружье…

Всю ночь другим заняться нечем -

Чубук с досадою жует.

Темнеет стешка у постройки,

Вперед, назад - и никаких!

Трезор - и тот давно притих,

А ты ходи, а хочешь стой тут.

Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому,добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал,хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявлениечувство». Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях(«Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появлятьсяи такие, например, строчки:

Ребят больших и малых

Соберется школьный коллектив.

Это представитель городской,

Машет он уверенно рукой.

ВпоследствииТв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность,повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, какпризнал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорнымиинтонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общемсливалось в серость, безобразность… Вдальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности».

Твардовскийобладает неослабеваемо острым и постоянным чувством родины.

Еще в 30-егоды он написал несколько прекрасных стихотворений, полных чувства любви кродному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка в Загорье»). Война, захватСмоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом иболью, новый прилив этой сыновней любви.

В«Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «по сложившимсяобстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, - началась работанад «Страной Муравией»,потребовавшая таких сил, что пришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этойпоэмы (1936), самым малым разрывомво времени, стало началом все более широкого осознания того немаловажного длянашей литературы факта, что в ней появился поэт, обещающий стать истиннонародным.

Ее герой, Никита Моргунок, мечтавшийо счастье и свободном труде на своей земле,

понял и осознал, что счастьеможет быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открыласьправда о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самыхумных и трудолюбивых хозяев, страшновато.

«Со «СтраныМуравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счетсвоим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определили в «Автобиографии» значениеэтой поэмы сам автор.

Следующимэтапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитымстихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пятьлет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие встановлении личности поэта.

Вскоре, с осени1936 года, Тв. становится студентомтретьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентомподчеркивали его собранность и целеустремленность, аккуратность исосредоточенность, привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любыепроявления богемности были ему всегда отвратительны.

А. Кондратович,учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньше Тв., свидетельствует:«Учебы, не составлявшая главного содержания жизни Тв., была для него деломочень важным, не проходным и уж, конечно, не средством для получения диплома.Чем бы ни занимался Тв., он занималсятолько всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все своисилы».

За годы учебыон выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника».

В 1938 году Тв. стал кандидатом в членыВКП(б), а в январе 1939 года вместес некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одном спискес ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев, Н. Тихонов,В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. Позднее Тв. признавался:«Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидал никакой награды. И когдамне сказали, что я награжден орденом Ленина, я вначале не поверил… И былочувство и радости, и неловкости - столько стариков получили награды меньшеговеса или не получили вовсе».

Едва успевокончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие восвобождении Западной Белоруссии (1939г.).Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженногоконфликта призван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондентавоенной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», - говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар),

За исключениемнескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войну был на Карельскомперешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел, замерзал на ледяном ветру,видел множество убитых и раненных, узнал быт фронтовых землянок и блиндажей.Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины»появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине,которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем идругими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре послеокончания войны, весной 1940 года,Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован.

Первое утроВеликой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, в деревне ГрязиЗвенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был вМоскве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где емупредстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый светна жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина ичужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О.Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е. Воробьеву он рассказал, что «в 1941году под Киевом … он едва вышел из окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом,из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного на Западный, и теперь до самогоконца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейскаяправда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

Повоспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. и иллюстрировавшегоего произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, стонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягкоступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма оченьшла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы,зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлыеглаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались,иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но вочертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость».

Во время войнывыявилось еще одна характерная черта Тв.: он не только никогда не щеголял своейхрабростью, но, напротив, не редко подчеркивал те моменты, когда испытывалчувство страха. Но по свидетельству А. Аборского это был человек недюжиннойличной храбрости. Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал такжеизрядной физической силой (видно, не зря в детстве время в отцовской кузнице),твердостью руки и верностью взгляда. Неудивительно, что он стал чемпиономгарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «он очень любил проявлятьсвою недюжинную физическую силу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать наволю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускалслучая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся снемногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие взастольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народныепесни».

СтихиА.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не толькоиз героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованныевоспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, истихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарасталистежки-дорожки...». В стихах поэта военных лет звучит и философскоеосмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии

В годы войнысоздана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русскогосолдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер влучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, аживой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились ибогатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографическиечерты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решенообозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой,совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типуповествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он извинтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе«Переправа» рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку,чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки.Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам авторобозначил, как творческую задачу:

«Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке».

В 1944 году вся редакция «Красноармейскойправды» вошла в состав третьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами иофицерами этого фронта Тв. встретил День Победы.

В сентябре 1945 года подполковник Тв.демобилизованный первым из своей писательской группы, покидает Бобруйск, гденаходилась после войны редакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новыестраницы жизни, творчества.

В свои 35 летон знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран в правление союзаписателей; является членом Комитета по Государственным премиям СССР; назначенпредседателем Комиссии по работе с молодыми авторами; назван во всех учебникахсоветской литературы.

Тем не менее,самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он о себе в «Книге пробойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годы вновь обратиться кмирным темам: то, что было пережито за четыре года кровавой войны, цепко удерживалоего музу. Неслучайно именно в эти годы, когда война стала событием недавнегопрошлого и уже стало возможно осмыслить ее с позиций послевоенных, он создаеттакой шедевр, как «Я убит подо Ржевом».Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самойтрагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, егообращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет праволишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико пообъему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколькораз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традициидревнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение«братья».

В эти же годы пишет стихи такойсилы, как «Москва», «Сыну погибшего воина», «в тот день, когда окончилась война».Все они - о войне. То, что не войне, как правило, значительно слабее.

В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Нового мира». В этоже время, несмотря на значительно сократившееся количество времени, начал своеновое крупное произведение - поэму «За далью - даль».

Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав.Писалась она десять лет (1950-1960 гг.).Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесь очень мало (виды, мелькающиеза окном, вагонные соседи, Александровский централ). Событий всего два (перекрытиеАнгары и встреча с другом детства). Все остальное - авторские воспоминания илираздумья, или, как выразился сам Тв., «отступленья, восклицанья, да оговорокэтих тьма». Основное событие, описываемое в поэме, величественно и грандиозно.Это - работа по строительству Иркутской ГЭС.

Любителямпроизведений исключительно остросюжетных читать «За далью - даль» покажетсяскучным, да автор и не старался для них «плетень художества плести». Поэмарассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина, которого волнуют иобщественные, и государственные, и мировые проблемы. Писать для такого читателянелегко, но, быть может, потому и достигла такого уровня поэма, что авторничего не таил от читателя:

Что горько, мне, что тяжко было

И что внушало прибыль сил,

С чем жизнь справляться торопила -

Я все сюда и заносил.

В последниедесять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множества своих собратьев поперу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главнымобразом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности засудьбы литературы, да и не только ее. «Он был нашей поэтической совестью» - такпредельно точно определит нравственное значение Тв. Кайсын Кулиев.

Лет запятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … и столько в сердцепоместила, что диву до поры - какие жесткие под силу ему ознобы и жары».

До поры…

Но вот поранастала.

Умер еще одинвеликий поэт.

Осиротелапоэзия.

Стремлениесказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главноесвойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути кобщему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерныйтрудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность,общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которыевдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличаетпревосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинногореалиста, убежденного сторонника «правды сущей, правды, прямо в душубьющей». Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в сутьпредмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себянаиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русскихпоэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. А. Твардовский - выдающийсяпредставитель социалистического реализма в нашей литературе.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971)

Отец будущего поэта Трифон Гордеевич Твардовский был седьмым сыном в многодетной крестьянской семье, трудился кузнецом. Мать, Мария Митрофановна, урожденная Плескачевская, была из разорившихся дворян. Выйдя замуж за простого мужика, девушка попала в совершенно чуждый ей мир. Трифон Гордеевич оказался человеком суровым, жену и детей поколачивал часто.

8 июня (21 по новому стилю) 1910 года у Твардовских родился сын, которого крестили Александром. Случилось это в деревне Загорье Смоленской губернии. Мальчик оказался старшим ребенком, были еще братья Василий, Константин, Павел, Иван и сестры Анна и Мария.

У Твардовских было относительно много книг, так что с творчеством А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова впервые Саша познакомился дома - их читали зимними вечерами вслух. Под влиянием великой русской классики мальчик рано начал сочинять стихи. Отец это увлечение сына не одобрял, расценивал как баловство.

Твардовского отдали учиться в сельскую школу. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925 году - в газете «Смоленская деревня» были опубликованы его стихи «Новая изба».

После окончания сельской школы Твардовский перебрался жить в Смоленск. Первое время он жил в полной нищете. Поэта приютил смоленский писатель Ефрем Марьенков. Жили в крохотной проходной комнатке без мебели, спали на полу, а укрывались газетами. Пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций».

В смоленском Доме печати Александр Трифонович познакомился со своей будущей женой Марией Илларионовной. Она выступала как критик и рецензент. Но в какой-то момент ради любви решила отказаться от литературной карьеры и посвятила свою жизнь мужу. Родители Твардовского были против молодой невестки, поскольку она окончательно увела сына из семьи. Вскоре у молодых родились две дочери - Валентина и Ольга - и сын Александр.


В годы коллективизации семья поэта была раскулачена, хотя даже на середняков тянули с трудом. В период демократизации советского общества поэта обвинили в предательстве отправленной в ссылку семьи. Уже гораздо позднее были обнаружены документы, из которых следует, что, едва стало известно об их аресте, Александр Трифонович начал ходить по инстанциям и хлопотать. Однако секретарь обкома Иван Румянцев, впоследствии тоже репрессированный и расстрелянный, сказал поэту:

Выбирай: либо папа с мамой, либо революция.

Твардовский намек понял и вынужден был прекратить хлопоты. Он всеми возможными путями старался помогать ссыльным. Братья из поселения то и дело сбегали. Однажды они все разом появились перед Твардовским в центре Смоленска возле Дома Советов. Александр Трифонович тогда уже знал, что на него в НКВД было заведено дело, его даже исключили из Союза писателей, травили в газетах. Если бы он спрятал братьев, сам пошел бы по этапу. И поэт прогнал братьев. Этого Твардовскому почему-то никак не могли простить не братья, а ретивые российские журналисты.

Как только у Твардовского появились надежные связи в Москве, он первым делом сам поехал на Северный Урал и вывез всю семью.

Произведения Твардовского печатались в 1931-1933 годах, но сам Александр Трифонович считал, что начался как литератор только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия», которая была опубликована в 1936 году. Поэма имела успех у читателей и критики.

В начале 1937 года в Смоленске был выдан ордер на арест Твардовского. Первым взяли друга поэта Македонова. Через полчаса приехали за Александром Трифоновичем, но он уже мчался прочь в московском поезде.

В столице Твардовского поддержал глава Союза писателей Александр Александрович Фадеев, который отметил талант молодого поэта в разговоре со Сталиным. С его помощью были освобождены и родные Твардовского.

По личному указанию Иосифа Виссарионовича преследования поэта были прекращены. В 1939 году его наградили орденом Ленина. Любопытно, что в дни награждения Твардовский был студентом ИФЛИ, и в экзаменационные билеты входили вопросы по его поэме «Страна Муравия».

Сразу по окончании института Твардовского призвали в Красную Армию. Александр Трифонович участвовал в освобождении Западной Белоруссии от польской оккупации. С начала войны с Финляндией, уже в офицерском звании, он был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Bo время Великой Отечественной войны была создана великая поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца» - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» - так оценил шедевр Твардовского независимый читатель - Иван Алексеевич Бунин.

Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт создал великое стихотворение «Я убит подо Ржевом» и начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги».

Но затем у Александра Трифоновича начался творческий кризис. Стихи у него не шли. Твардовский стал подумывать о самоубийстве, а потом запил в компании с Фадеевым.

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», который с перерывом возглавлял двадцать лет (1950-1954 и 1958-1970). Поэт привлек на страницы «Нового мира» таких значительных мастеров русского слова, как Виктор Астафьев, Василий Белов, Федор Абрамов, Сергей Залыгин, Василий Шукшин, Юрий Бондарев. В журнале публиковался первоначально и Александр Солженицын.

Вопреки сильному давлению со стороны редакции Твардовский, который твердо отстаивал позиции высокой национальной поэзии, категорически отказался публиковать в «Новом мире» стихи Иосифа Бродского. Александр Трифонович признавал, что поэзия нужна всякая, но не на страницах его журнала. Однако, когда Бродского арестовали и судили, Твардовский был возмущен и пытался предотвратить процесс, утверждая, что нельзя сажать поэтов в тюрьму.

В 1970 году Александра Трифоновича сняли с должности главного редактора «Нового мира». Поэт впал в депрессию, потом у него случился инсульт и отнялась рука. Затем у него обнаружили рак.

Александр Трифонович Твардовский умер в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 года. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в столице.

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

Все мы со школьных лет помним: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» А потом, чаще уже в зрелом возрасте, открываем глубинную мудрость знаменитого шестистишия Твардовского:

Я знаю. Никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А «Я убит подо Ржевом» — это баллада на все времена.

Поэмы «Василий Теркин» и «За далью даль» стали явлениями не только литературной жизни страны, но в прямом смысле явлениями жизни страны, в государственном смысле. Они вызвали такой отклик в народе, что люди жили ими, как живут самыми значительными событиями реальной исторической жизни — как, например, первым полетом человека в космос или победой в труднейшей войне.

Александр Трифонович Твардовский осознавал, что значит его творчество в судьбе страны. И хотя он был довольно сдержанным и скромным человеком, но его сопоставления, хотя бы в этом стихотворении, говорят о многом:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете —

Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому,

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому —

Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Твардовский сказал свое слово о коллективизации (поэма «Страна Муравия»), о Великой Отечественной войне (его поэму «Василий Теркин» оценил даже такой непримиримый к советской власти и к советской литературе человек, как И. А. Бунин), о послевоенных десятилетиях (поэма «За далью даль»)… Его называли поэтом народной жизни, потому что в своем творчестве он запечатлел весь трудный, мучительный, напряженный духовный процесс, который шел в народе весь XX век.

Александр Трифонович родился 8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина-кузнеца. До 1928 года жил в деревне, учился в школе, работал в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки. С 1924 года стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах. С 1928 года жил в Смоленске, учился в педагогическом институте. Сотрудничая в смоленских газетах и журналах, он много ездил по Смоленщине, как он сам писал, «вникал со страстью во все, что составляло собой новый, впервые складывающийся строй сельской жизни».

Как бы сегодня ни хаяли колхозы и всякие перегибы с коллективизацией, но никуда не денешь истинной радости, с которой тогда все новое встречали многие и многие сельчане, в том числе и поэты.

Вдоль деревни, от избы и до избы,

Зашагали торопливые столбы…

Загудели, заиграли провода, —

Мы такого не видали никогда.

Это написано Михаилом Исаковским в 1925 году.

В конце 1930-х годов о стихах молодого Твардовского критик писал: «Стихи Твардовского дышат молодой, веселой, полной доброжелательства верой в то, что новое всюду переможет. Но переможет оно, не насмеявшись над чувствами, представлениями тех людей, которые вступили в это новое из прошлого мира…» Потому Твардовский и стал великим, что он не был прямолинейным, плоским воспевателем — он видел ситуацию в стране во всей ее сложности, и так запечатлевал. Он никогда ничего не сбрасывал «с корабля современности».

В 1936 году поэт приехал учиться в Москву — на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы, который окончил в 1939 году. Рассказывают, что на одном из экзаменов Твардовскому достался билет с вопросом о поэме А. Твардовского «Страна Муравия», которая к этому времени стала популярной и была включена в учебную программу.

Во время Великой Отечественной войны поэт работал во фронтовой печати. Именно на фронтах у него родилась знаменитая «книга про бойца» поэма «Василий Теркин», получившая всенародное признание. Твардовский писал в автобиографии: «Эта книга была моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Когда-то Томас Манн писал: «Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ». Безусловно, жизнь Твардовского — символ, потому что его жизнь и творчество касается многих и многих русских людей XX века. И не только русских. «Василий Теркин» теперь на века неразрывно связан с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Язык этой поэмы настолько живой, народный, органичный, что многие и многие строки ее стали народными присловьями, тканью народной речи.

Сам фронтовик поэт Евгений Винокуров пишет о Твардовском: «Патриотическая, совестливая, добросердечная поэзия его учит, воспитывает, наставляет, значение поэзии Твардовского велико. И тут, говоря его словами, „ни убавить, ни прибавить“… По-некрасовски он радеет о стране, и эта тревога за страну ощущается в каждом его слове. Великие исторические катаклизмы, судьбы миллионов людей — вот что всегда интересовало поэта, вот чему было подчинено всегда его перо. Тема народа стала его внутренней лирической темой…»

Именно так — тема народа стала внутренней лирической темой Твардовского. У него, может быть, у единственного в русской поэзии XX века нет стихов о любви — о любви к любимой. Есть стихи о матери и стихи о Родине. Таков его талант, что вся его богатырская любовь была направлена на свою страну, на свой народ. И это никакая не ущербность таланта, а его глубинная оригинальность.

Твардовский после войны выпускает книгу за книгой. Поэма «Дом у дороги» — 1946 год. Поэма «За далью — даль» — 1960 год. Поэма «Теркин на том свете» — 1962 год. А между этими эпическими вещами выходят сборники лирики, двухтомник, четырехтомник избранных произведений. Твардовского награждают государственными премиями. Глава государства Н. С. Хрущев называл его не иначе, как «наш Некрасов».

Твардовский руководил журналом «Новый мир» — опубликовал в нем «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, первые произведения молодых тогда Василия Белова, Федора Абрамова, Василия Шукшина, Юрия Казакова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова…

Редакторство в «Новом мире» — это целая эпоха со множеством событий, коллизий и даже трагедий. Видимо, написаны уже или будут написаны диссертации на эту тему. Твардовский многое сделал доброго и мудрого на ниве редакторства. Много было борьбы, порой Твардовский спорил с «линией партии», порой ей уступал, порой сам уступал своим личным слабостям… Одним словом, не нам судить. Но если дотошный читатель захочет узнать историю журнала «Новый мир» при Твардовском, ему откроется много интересного. В конце концов поэта отстранили от руководства «Новым миром». 18 декабря 1971 года он умер.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов