Простые нормы нравственности классный час. Классный час «Вечные ценности» классный час (11 класс) на тему. Однажды у мудреца спросили

Классный час

«Нравственные ценности»

6 класс

Подготовила: Воронкова Е.В.

Нравственные ценности

Цели

  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
  • Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
  1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
  2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г. Флобер

I. Введение в проблему. Диагностика.

Кто я? Какой я?

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

  • Неповторимый человек…
  • Во мне меня радует то, что…
  • Когда я думаю о себе, то всегда…
  • Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

  1. Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
  2. Друзья.
  3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
  4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
  5. Здоровье (физическое и душевное)
  6. Интересная работа.
  7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
  8. Любовь.
  9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
  10. Свобода (самостоятельность, независимость).
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Счастье других.
  13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
  14. Развлечения.
  15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
  16. Творчество (возможность творческой деятельности).
  17. Уважение других людей.
  18. Уверенность в себе.

А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II. Что такое нравственность

Беседа:

Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

А почему? (в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

(Википедия)

А, по вашему что такое Нравственность?

Существует ли нравственный кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

А что значит безнравственные поступки?(записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

(Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

(Цицерон)

А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • Украсть пучок редиски у соседа на даче.
  • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
  • Сделать благотворительный взнос.
  • Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

(Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция :

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний :

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация :

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 - высокий уровень.
  • 4, 3 - средний уровень.
  • 2 - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.


Классный час

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:


  • сравнить значение нравственности в разные времена;

  • развивать стремление к нравственному совершенствованию;

  • разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

  • воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

  • способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.
Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I . Орг. момент.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя установка человека.

Так что же такое – нравственность?

IV . Дискуссия.

Актуальна ли нравственность в современном мире?

Какого человека вы бы назвали нравственным?

Как определить нравственный человек или нет?

Как стать нравственным человеком?

Учитель. В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

Аристотель (древнегреческий философ) : «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

VI . Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

Какой уровень у вас преобладает?

Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII . Анкетирование.

А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX . Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X . Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".

Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше ».

И пусть вас сопровождают по жизни следующие слова:

Классный час о современном представлении о нравственности. Задачи: 1) обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека,2) способствовать пониманию роли роли данных понятий для формирования личности человека, 3) развивать потребности в самопознании и саморазвитии учащихся, 4) воспитывать уважительное отношение к человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ.

НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ , ЧУЖАЯ БОЛЬ.

Задачи:

1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.

2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.

3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.

4) Воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример проявления нравственных поступков

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВЕДУЩИЙ: В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности, представления о добре и зле, о справедливости. В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный».

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение.

ДОСКА: Мораль- нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.

ВЕДУЩИЙ: Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.

2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВЕДУЩИЙ: Что в себя включают нравственные качества человека?

Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.

(классифицируем понятия)

ДОСКА: подобрать пары слов по противоположности понятий.

Нравственные понятия: умеренность- излишество,(1)

Нестяжание- сребролюбие,(2)

Кротость-гнев,(3)

Жизнелюбие-уныние,(4)

Смирение- тщеславие, (5)

Великодушие- зависть, (6)

Доверчивость- подозрительность,(7)

Трудолюбие- безделье, (8)

Самостоятельность- зависимость,(9)

Любовь- ненависть,

Верность-предательство

ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ- ПОРОКИ

(попробуйте дать определение некоторым качествам, что это такое?)

ОБСУЖДЕНИЕ: о каких добродетелях или пороках говорится в высказывании?

1)–умеренность-здоровье души

Бери от жизни все

8)-кто не работает- тот не ест

Работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет

7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и откроют вам

Каждого незнакомца считай вором

3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного

Гнев слаще меда

5)не стремись быть первым во вселенной

Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир

Один в поле не воин

4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности

2) –рука дающего не оскудеет

Деньги отпирают все двери

6)-великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий

Нам мало добиться успеха, надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах.

ВЕДУЩИЙ:

1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека, наставляет его на верный путь.

2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в русских народных пословицах.

Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?

Добро поощряй, а зло порицай

1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.

Истинное добро всегда просто

Жизнь дана на добрые дела.

Каков есть- такова и честь

Добрым быть- добрым и слыть

Спеши делать добро

Делай хорошее для других- сам станешь лучше

Что в другом не любишь- того и сам не делай.

ВЕДУЩИЙ:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ НРАВСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК, КАКОВЫ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

НА ДОСКЕ:

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

ВЕДУЩИЙ:Мы поговорим сегодня о том, что такое - “Чужая боль”. В чем заключает умение человека чувствовать чужую боль?

1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

2)Боль - ощущение страдания

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

ВЫВОД: В каждом маленьком случае, В каждом горе и счастье

Мир приучен к сочувствию,Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно Каждой клетке моей!

Презираю спокойствие Закрытых дверей.

ВЕДУЩИЙ: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?

(обсуждение)

ВЫВОД: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человек

ВЕДУЩИЙ: КАКИЕ ПРИМЕРЫ ДУШЕВНОЙ ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ КАК СВОЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИВЕСТИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”(можно фильма)

“Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное

нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

ВЕДУЩИЙ:

Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб.

Список литературы:

1)Школьный психолог №5 2010г.

2)Воспитание школьников №2,3,10 за 2010г.

3) Кравченко А. И. Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 6 класса «Русское слово» 2009г.

4)Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность» 5 за знания 2007г

5) Диспут «Чужая боль» (интернет).


Классный час

Учитель начальных классов:

Маклакова Светлана Александровна

Тема: Нравственность в современном мир е.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

    сравнить значение нравственности в разные времена;

    развивать стремление к нравственному совершенствованию;

    разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

    воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

    способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I . Орг. момент.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя установка человека.

Так что же такое – нравственность?

IV . Дискуссия .

Актуальна ли нравственность в современном мире?

Какого человека вы бы назвали нравственным?

Как определить нравственный человек или нет?

Как стать нравственным человеком?

Учитель . В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

Аристотель (древнегреческий философ) : «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

VI . Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

Какой уровень у вас преобладает?

Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII . Анкетирование.

А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов : Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX . Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X . Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".

Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: