Что объединяет группы поддержки медиаторы. Субъекты (участники) конфликта. Субъект конфликта. Ранг оппонента. Другие участники. Группы поддержки

Конфликтология -- дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. конфликтология фаза участник поведение

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки -- конфликтологии . Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом -- общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность -- группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром -- межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты -- неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии -- гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии -- социальные, внутриличностные и зооконфликты -- в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Конфликтогенез -- это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро -- конфликт.

Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт -- особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Различают следующие конфликты:

  • · Внутренние конфликты -- это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • · Внешние конфликты -- это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические конфликты -- это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко -- в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п. современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации :

  • · Приспособление -- одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • · Избегание -- уход от конфликтной ситуации.
  • · Компромисс -- совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • · Соперничество -- активное противостояние другой стороне.
  • · Сотрудничество -- попытка прихода к совместному решению.

Фазы конфликтов

  • 1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной
  • 2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 3. Выбор способов действия
  • 1. Участники конфликта (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (оппонентов); группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи). Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Часто выделяют такую характеристику оппонента , как его ранг, включающий в себя следующие характеристики:

  • - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте;
  • - “сила”, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры;
  • - физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения;
  • - социальный опыт конфликтного взаимодействия;
  • - широта социальных связей;
  • - масштабы общественной и групповой поддержки;
  • - наличие и величина деструктивного потенциала - физической силы, оружия и т.п.

Сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

У всех перечисленных выше участников конфликта есть определенные мотивы, по которым они вступают в конфликт. Мотивы сторон включают побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Заинтересованные стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта . Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

2. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Как известно, ядром любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта в зависимости от остроты противоречия усиливается или ослабляется борьба. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Заинтересованные стороны могут воспринимать конфликт с различной степенью точности понимания сути конфликтной ситуации, т.е. степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

Латентный «конфликт» - объективно существующая конфликтная ситуация, но не осознаваемая, не воспринимаемая участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

Неадекватно воспринятый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация, воспринимаемая сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

Ложный конфликт - конфликтная ситуация, которая объективно отсутствует, но, тем не менее, отношение сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

Адекватно воспринимаемый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаемая участниками.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования когнитивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтной ситуации в целом:

  • - конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;
  • - происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения;
  • - уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь” и “теперь”. Последствия, как правило, не просчитываются;
  • - восприятие ситуации происходит в полярных оценках - “белое и черное”. Полутона используются редко;
  • - происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.
  • 2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели - как возвышенные и поэтому достойные реализации. Субъект конфликта закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. “Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!”. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

3. Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

  • - я все делаю правильно;
  • - я вынужден так делать;
  • - по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
  • - он сам виноват, что мне приходится так действовать;
  • - все так делают.

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

  • - это подлые поступки, это удары ниже пояса;
  • - он делает только то, что мне во вред;
  • - он намеренно так поступает.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда.

1. Участники конфликта . В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций). Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как "оппонент", что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг, то есть уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, "сила", выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания. Навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники - субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

2. Предмет конфликта . Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта . Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Объект является ядром проблемы. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4.Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.

1. Мотивы сторон - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

2.Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Также сюда относятся стратегии поведения (конфронтация, уступка, сотрудничество и т.д.)

3. Информационные модели конфликтной ситуации . По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Субъективная представленность в психике каждого из участников конфликта всех его структурных элементов, взаимосвязей, а также остальных характеристик ситуации противоборства. У каждого участника конфликта формируется свое собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели.

Важно различить следующих действующих лиц (участников) конфликта (зачинщик, субъект, сторона конфликта) (рис. 4).
Участником конфликта может быть любой человек, а также организация или группа лиц, которые принимают в нём участие, не обязательно отдавая себе отчёт о целях и задачах конфликтного состояния. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных.
Зачинщик конфликта является прямым участником конфликта. Зачинщик конфликта - это инициатор выяснения противоречивых отношений.
Субъектом конфликта выступает та личность, организация или группа, которая способна создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях. Субъект конфликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше участников, для этого им применяется тактическое действие, в результате чего интересы этого участника также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником.
Сторона конфликта - новое единство, объединённое из распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов, способное действовать в конфликте как самостоятельное целое.

Эпизодическая роль в конфликте может принадлежать косвенным участникам конфликта, которые характеризуются ролевым поведением.
Выделяют следующих косвенных участников конфликта.
Подстрекатель, провокатор - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать, его задача в том, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами.
Пособник, союзник, группа поддержки - лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, особенно если в них участвует толпа, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников. Кто-то выкрикивает лозунги, бросает камни, палки.
Организатор - лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.
Медиаторы (посредник, судьи) - третья сторона в конфликте и его косвенные участники.
Косвенные участники конфликта могут:
- провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор, его цель - спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов);
- поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);
- организовать конфликт (организатор конфликта - тот, кто его планирует и руководит его протеканием);
- содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 125. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу К основным видам экономических отношений относят 1) труд 2) предпринимательство 3) производство 4) распределение 5) творчество 6) обмен 1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства? 1) в государстве существует однопалатный парламент 2) входящие субъекты имеют статус государственного образования 3) наличие трёх независимых ветвей власти 4) в государстве существует двухуровневая система законодательства 5) образующие государство части имеют полный суверенитет 6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования 1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются: 1) политические партии 2) публичные акционерные общества 3) публично-правовые образования 4) жилищные кооперативы 5) производственные кооперативы 6) унитарные предприятия 1.4. Формами рационального познания выступают 1) понятие 2) восприятие 3) суждение 4) умозаключение 5) ощущение 6) представление Максимум за задание 8 баллов. 2

3 2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ. Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны. Максимум за задание 2 балла. 3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс. Максимум за задание 2 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез. Максимум за задание 2 балла. 5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы. Максимум за задание 2 балла. 3

4 6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика Максимум за задание 6 баллов. 7. Решите задачу. Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится? Максимум за задание 4 балла. 4

5 8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы. В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать. 1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа? 2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием? 3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права? 4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа. 5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста)

6 5. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. Максимум за задание 13 баллов. 9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют. ПРИМЕР ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных 1) материально-производственная 2) социально-преобразовательная 3) прогностическая 4) ценностно-ориентированная 5) познавательная изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России А Б В Г Д Максимум за задание 5 баллов. 6

7 10. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся. ПРЕДПРИЯТИЕ А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях А Б В Г Д ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1) страховое 2) посредническое 3) коммерческое 4) финансовое 5) производственное Максимум за задание 5 баллов. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов (А), каждая из которых состояла из (Б) (производительные силы и производственные отношения) и (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, 7

8 отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития (И), который определяет остальные компоненты социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление (К) общества и определили его основные черты. Список терминов: 1. базис 2. деятельность 3. духовная 4. касты 5. классы 6. коммунистическое 7. надстройка 8. общественная собственность 9. политическая 10. постиндустриальное 11. религия 12. сословия 13. техника 14. формация 15. частная собственность 16. экономическая А Б В Г Д Е Ж З И К Максимум за задание 10 баллов. 12. Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные, 5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские. Максимум за задание 7 баллов. 8

9 13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Максимум за задание 5 баллов. 14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Исторический миф мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке Одно, это исторические сведения сами по себе, другое их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность Между подлинным мифом греческим, германским или индейским и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить 9

10 с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова миф»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй для современной культуры» Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» 1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними. 2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание. 3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф. 4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату. 5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф

11 2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г Максимум за задание 18 баллов. 15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-каддафи) ПОНЯТИЯ 11

12 2) *** побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) 3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) 4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** недомыслие, *** без мысли фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) Максимум за задание 8 баллов. 16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. 1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков) 3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф) 4) «Политика это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий) 5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё) 12

13 Критерии оценивания сочинения-эссе: Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. Максимум за задание 28 баллов. Максимум за работу 125 баллов. 13


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Фамилия, имя Класс Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу. 1.1. К тоталитарному режиму можно отнести

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2015/2016 учебного года Обществознание, 9 класс, муниципальный этап Время проведения 2 часа. I тур 1. Выберите все правильные

КЛЮЧИ И УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012. 10 КЛАСС Задание 1. 1. 1) неандертальцы; 2) земледелием; 3) производящему; 4) научно-технической.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч. г. Третий (региональный) этап 9 класс Ключи, оценивание 1-я часть Задание 1. При 6-7 верных ответов 3 балла. При 4-5 верных ответах 2 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

УТВЕРЖДАЮ 2016 г. Программа общеобразовательного вступительного испытания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих по направлениям подготовки высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016-2017 учебный год. Школьный этап. Методика оценивания. 10 класс (45 минут) 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 1 баллу

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Духовная сфера. ЕГЭ. 1. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Направленность: гуманитарная году. Рабочая программа разработана педагогом дополнительного образования Рузановым Валерием Ивановичем, утверждённой в 2011 Цель программы направлена на формирование знаний

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1.8 Познание План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Познание человеком мира и самого себя Анализ темы Тема относится ко 2 типу, значит, вначале следует дать определение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 9 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

1. Общие положения по проведению вступительных испытаний 1.1Настоящая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки абитуриента, определяемых действующим

Программа вступительного испытания по обществознанию, проводимого Академией самостоятельно для отдельных категорий граждан в соответствии с Правилами приема ОБЩЕСТВО Общество как сложная динамическая система.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Обществознание Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Познавательные и логические задания задачи по обществознанию» для обучающихся 10 класса Пояснительная записка Настоящая программа

Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут. Работа включает в себя 22 задания. Контрольная работа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Муниципальный этап 8 КЛАСС 100 баллов (90 минут) Ключи для проверки экспертами Задание 1. (16 баллов) «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением,

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для поступающих

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Общество как динамическая система Требования к составлению плана ответа Задание оценивается в зависимости

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

Обществознание. 9 класс. Используется с бланками ответов Вариант 2005-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012 ГОД. 9 КЛАСС Задание 1.. Журналист, пишущий на экономические темы, подготовил материал по безработице. Однако в своей статье он не сумел разграничить

Обществознание Человек в социальном измерении использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления

10-11 классы Заочная олимпиада по обществознанию Максимальное количество -100 баллов 1 РАЗДЕЛ: (максимальное количество - 40 баллов) А. По какому признаку образованы ряды. Назовите понятие, общее для данного

6 1.. (). 2 3 4 8 5 10 1 6 7 9 1..,. 2. 40... 3.. 4. 5.. 6.. 7.,.. 8.,. 9. -.,. 10.. : 1.. 2.. 3.. 4.. 5.. 6. 7.. 8.. 9.. 10.. : 1. - 11 2.. 2.1.,. 2.2.,. 2-4 3..). 1) 2) 3) 4) 5) 1,2 3,4,5 1. -

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

1.2.5.6. Обществознание Человек. Деятельность человека использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) 7-9 класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В результате изучения обществознания

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Задания отборочного тура 9-11 класс I. Тестовые задания (может быть только один правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание 1 балл, всего 15 баллов) 1. Область знания, синтезирующая достижения

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭССЕ Элементы структуры эссе: 1) Цитата 2) Проблема поднятая автором, её актуальность. 3) Смысл высказывания. 4) Собственная точка зрения. 5) Аргументация на теоретическом уровне. 6)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И.В.ЛИВАНОВА Программа вступительных испытаний по Обществознанию НОВОСИБИРСК Издаѐтся по решению Учебно-методического совета СИМОиР Рецензент:

Тест по обществознанию 11 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Пояснительная записка Вступительный экзамен по обществознанию проводится в письменной форме. Целью экзамена является оценка подготовленности поступающего

1 2 3 ВВЕДЕНИЕ Программа вступительного испытания по обществознанию составлена в соответствии с современными требованиями проверки знаний абитуриентов, имеющих законченное среднее (полное) общее, среднее

2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перовская школа-гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании методического замдиректора по УВР Директор МБОУ объединения учителей «Перовская

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Аннотация к рабочей программе предмет "Обществознание" основное общее образование 6-9 класс Рабочая программа по предмету "Обществознание" для 6-9 классов МАОУ Лицей 36 составлена в соответствии с Федеральным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа по обществознанию составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)

Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные

Обществознание Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» отражают: 1) сформированность у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,

Часть 1 Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию 8 класс При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1. В

Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС) Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена

ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 б КЛАССА (информационно-социальный модуль) При выполнении заданий 1-2 выберите номер правильного ответа. 1. Формирование общественных отношений стало

Материал олимпиады подготовила учитель истории

Конобевцева Лилия Николаевна

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 1 вариант

Блок1.

1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

а) свободой слова

б) свободой совести

в) свободой веры

г) свободой передвижения

д) свободой собраний

3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?

А) Закон

Б) Обряд

В) Запрет

Г) Право

3. Совокупность социальных институтов называется:

А) социальная стратификация

Б) социальная организация

В) социальная система

Г) социальная структура общества

4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это

А) предметы труда

Б) средства производства

В) человек

Г) рабочая сила

5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

а) Экономической

б) Социальной

в) Политико-правовой

г) Духовной

д) Ни к одной из выше перечисленных

6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:

А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг

7. Мораль от права отличается тем, что:

А) регламентирует в основном имущественные отношения

Б) регулирует все межличностные отношения

В) регулятором ее исполнения выступает государство

Г) регулирует административные отношения

8. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть

9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?

А) Право

Б) Политология

В) Экономика

Г) Юриспруденция

А) формы государства

Б) формы правления

В) формы народного представительства

Г) формы политических режимов

11.Процесс гуманизации образования предполагает:

а) соблюдение устава школы

б) обязательное среднее образование

в) учет потребностей и интересов учащихся

г) обучение в две смены

12. Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны

итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2.Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______

3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

4.К признакам любого государства относится:

а) уважение к законам

б) наличие парламента

в) унитарное устройство

г) наличие публичной власти

Блок4. Заполните пропуски :

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Блок 5. Ответь на вопросы.

Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Блок 6 .Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.

1.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.

1-………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.-………………………………………………………………………………………………………………………………..

Блок 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов
производства

Список терминов: 1. банкротство 2. безработица 3. доход 4. издержки 5. инфляция 6. кризис 7. обязательство 8. падение 9. прибыль 10. фирма 11. производство 12. процентная ставка 13. рынок 14. спад 15. цена 16. цикл

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 2 вариант

Блок 1.

1. Что является отличительной чертой индустриального общества?

а) приоритет ценностей коллектива

б) превращение науки в общественный институт

в) низкая социальная мобильность

г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?

а) Смешанная республика

б) Парламентарная республика

в) Конституционная монархия

г) Дуалистическая монархия

д) Федеративное государство

е) Демократическое государство

3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:

А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.

4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:

А) французские историки конца 18 века

Б) английские экономисты начала 19 века

В) социалисты-утописты

Г) К. Маркс и Ф. Энгельс

5. Интуиция - это:

а) чувственное познание

б) познание сверхъестественного

в) способность предвидения

г) непосредственное схватывание сущности вещи

6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:

А) нации б) государства в) класса г) племени.

    Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:

А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.

    К основным видам экономических отношений относят

1)труд

2)предпринимательство

3)производство

4)распределение

5)творчество

6)обмен

9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:

А) Министерство иностранных дел РФ

Б) Администрация Президента РФ

В) Верховный суд РФ

Г) Правительство РФ

11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства

12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня

Блок 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______

Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны

Блок 4. Заполните пропуски :

1. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .

    Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

Блок 5.Ответь на вопросы.

1. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.

Блок 6. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.

1-…………………………………………………………………………………………………………………………………

2-……………………………………………………………………………………………………………………………….

    Группы населения, направленный, конкуренция, мотив, иностранная, истребление, расовый, другой, защита, национальный, государство, религиозный, отдельный, или, политика, экономический, национальная политика.

1-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

2-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.

В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.

А) Прямого

Б) Равного

В) Законного

Г) Народного

Ответы:

Вариант1.

Блок 1.

1-б, 2-в, 3-в, 4-г, 5-б, 6-б, 7-б, 8-г, 9-г, 10-г.11-в, 12-г(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    Нет, еще включает человека- производительные силы.

    нет.

    да.

Блок 3. (8 баллов) по 2 балла за правильный ответ.

    Формы правления

    Основания(ресурсы) власти

    Страты, стратификация

    Публичная власть

Блок 4. (2 балла) по 1 баллу за правильный ответ.

    Валовый внутренний продукт

    преступление

Блок 5. (по 2 балла за правильный ответ) 4 балла.

1-нет, так, как женитьба делает его полностью дееспособном гражданином(процедура эмансипации)

2.обмен, так, как не относится к факторам производства.

Блок 6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Миграция- переселение, перемещение больших масс людей

2.Совесть-способность человека к критической оценке своих поступков, переживание несоответствия своего поведения должному.

1. Политическая партия-организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть.

2. Способности- индивидуальные особенности личности, обеспечивающая ей успех в деятельности, легкость овладения ею.

Блок 7. Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К

16 14 3 2 13 9 7 1 12 15 (3 балла)

итого 47 баллов

Вариант2.

Блок1 . 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-346, 9-стагнация, 10-г.11-в, 12-в(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    да.

    нет.

Блок3. (8 баллов).

участники социального конфликта.

Блок 4.(4 балла) по 2 балла за правильный ответ.

    И. Кант

    идеология

Блок5. .(по 2 балла за правильный ответ) 4 балла

    федеративные государства

    вооруженные силы

Блок6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Бюджет-роспись денежных доходов и расходов государства, составляется на определенный срок.

2.Кодификация-форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулируемых одну из областей общественных отношений.

    Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам.

    Протекционизм- экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.

Блок 7. А, Б (3 балла)

Итого 45 баллов.

Победитель – 40-45 баллов

Призёр – 32-39

3 место -25-31