Правила поведения во время беседы. Этикет общения с людьми: правила и закономерности. Наши плечи и взгляд подают сигналы

Осипенко Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ленинская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область, Аксайский район, хутор Ленина
Наименование материала: конспект урока
Тема: Как себя вести во время разговора
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: начальное образование

Тема.
Как себя вести во время разговора.

Цель:
формировать умение правильно вести себя во время разговора, оценивать степень вежливости собеседника при разговоре.
Задачи:
познакомиться с правилами поведения во время разговора.
Ход урока.

Вхождение в урок.
Здравствуйте, здравствуйте, дети! В нашей телевизионной студии работает канал ОРТ. В эфире ваша любимая программа «Риторика». Сегодня мы в гостях у Волшебницы Речи, которая на своих телевизионных страничках приготовила для нас много нового и интересного, без чего нельзя обойтись культурному человеку. На каждой страничке живут интересные и загадочные персонажи, которые помогут нам вместе разобраться в секретах Волшебницы Речи.
Страница 1
УЧИТЕЛЬ: Глазки закрываем и произносим такие слова: Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся с делом в круг! Лишь коснёшься ты Земли Быть по-моему вели!!! УЧИТЕЛЬ: Вели, чтобы на телевизионном экране появился цветик - семицветик с речевыми разминками. Справимся с ними, попадём на другую телевизионную страницу.
I. Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: Изучая тему «Громко-тихо», мы говорим когда нужно говорить громко-тихо. Зная это, прочитайте стихотворение «Я по лесенке шагаю». 7 Прямо к солнцу я лечу!!! 6 Не робей! Петь хочу! 5 А подъём всё круче, круче. 4 Шаг на тучу, 3 Шаг на гору, 2 Высоту я набираю. 1 Я по лесенке шагаю.
II. Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: Я знаю, что вы очень любите рифмовать. Что такое «рифма»? Сегодня мы рифмуем слово «кошка». 0,5 минут думаем и сбрасываем слова котику в мешок. (КОШКА – Антошка, ложка, серёжка, поварёшка, ножка, стёжка, дорожка и т.д.).
Страница 2. Работа в тетради.
- Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. С какими словами познакомились? Назовите эти слова. ВЫ знаете продолжение сказки К.Чуковского про доктора Айболита? (дети отвечают). - Правильно. Доктор Айболит уезжает в Африку лечить больных зверей. А когда он их вылечил, то собрался уезжать домой. Откройте тетрадь на стр. 47. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Кто пришёл прощаться с Айболитом? Как вы думаете, что каждый из зверей говорит Айболиту? Что Айболит им отвечает? Представьте себе, что Айболит на корабле. Что провожающие кричат ему вдогонку? Раскрасьте рисунок. ?

Микроитог.
Ребята, вы уже знаете много вежливых слов. Послушайте внимательно отрывок из сказки Эммы Мошковской «Вежливое слово» и постарайтесь определить, какие вежливые слова вы услышали, сколько билетиков получили звери в кассе за вежливые слова. Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. Говорит
Овечка
: - Мне-е-е одно местечко! Вот моё
БЛАГОДАРЮ
- Доброе словечко.
Утка:
- Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! - И достала Утка
ДОБРОЕ УТРО.
А Олень:
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА
! Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет. Не стучите - мой ответ. Не рычите - мой совет, Не стучите, не рычите, До свидания, привет! Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами, И пришёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то… Всё в порядке! Раз-два! Все слова Хорошенько вымыла, Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНЬЯ,

ДА СКАКАНЬЯ

И еще ДО КУВЫРКАНЬЯ,

УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас. - На, сыночек дорогой, И всегда носи с собой! - Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе…
- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты - Не один, а целых три!
Почему Медвежонку сначала не давали билет? Как он исправился? Сколько билетиков получили звери в кассе за вежливые слова. Какие вежливые слова вы услышали? Какие слова вам показались необычными? Может быть, вы знаете или придумаете такие же необычные слова приветствия или прощания, которые бы вы сказали, например, кошке, утке, тигру, лягушке, собаке и т.д. (ласкового солнышка, до следующего кряканья, доброй охоты и др.)
Страница 3.
УЧИТЕЛЬ: «Урок продолжается, следующая страничка открывается…»
Работа в тетради.
– Откройте учебники на с. 48. Посмотрите на рисунки. – Как ведут себя герои на иллюстрации. А какие правила вежливого поведения подсказывает нам волшебное зеркало? Опишите. Рассмотрим описание ситуаций на примере (вторая пара рисунков.) – Что изображено на рисунках? – Кто говорит, а кто слушает? – О чём разговаривают мальчики? – Обратите внимание на жесты, мимику и позу говорящих. – Хорошо ли во время разговора отворачиваться от собеседника? Почему? – А держать руки в карманах? – Почему это считается невежливым? Аналогично рассматриваются другие ситуации. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - О правилах поведения во время разговора. На этой страничке нас встречают Малыш и Карлсон. Долго спорили друзья над тем – «Как вести себя во время разговора?». Да так и не пришли к единому мнению. Давайте поможем им в их споре. Сейчас они представят нам речевые ситуации, а вы напомните им «Как нельзя себя вести во время разговора».
Упражнение «Если …, то …».
Учитель начинает, учащиеся заканчивают правила поведения во время разговора. (вMicrosoftPowerPoint) - Если ваш рот набит пищей, вы не должны ……(разговаривать). - Если к вам обращаются, вы должны ……. (ответить). - Если другой человек не слышит заданного вами вопроса, то вы должны ….. (повторить его). - Если с вами разговаривают, вы должны смотреть на ……… (говорящего). - Если беседуют более чем два человека, вы должны позаботиться, чтобы каждый имел возможность говорить ……. (одинаковое время). - Если вы не можете сказать ничего уместного, то вообще ничего ……. (не говорите). - Если вы хотите сказать то, что не должно быть услышано посторонними, говорите ……. (тише).
Давайте выведем основные правила беседы.
1. Уважительно относитесь к собеседнику. 2. Никогда не повышайте голоса. 3. Не обзывайтесь. 4. Умейте слушать собеседника. 5. Не перебивайте говорящего.
4. Подведение итогов.
– О каких правилах поведения во время разговора мы вспомнили? – Как вы объясните сложившиеся правила? – Как вы думаете, как появились эти правила? Их кто-то специально придумал?
2.
– Попробуем вспомнить, объяснить и запомнить девять «НЕ». ● Не разговаривай во время еды.
● Не перебивай говорящего. ● Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие. ● Не размахивай руками во время разговора. ● Не показывай пальцем на кого бы то ни было. ● Не передразнивай говорящего. ● Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой. ● Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините». ● Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо. – Какие из правил вы запомнили? – Какие из них выполняете? – Какие иногда нарушаете? – Над чем вам ещё стоит поработать? – Какие полезные для себя знания сейчас открыли? – О каких правилах вам хотелось бы рассказать своим друзьям, которых сегодня не было с нами на уроке?
Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».
Цели. Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений. Инструкция. Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три …» На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. - Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? - Как называется наша школа? - Как зовут директора нашей школы? - Как называется улица, на которой стоит наша школа? - Сколько учеников в нашем классе? - Сколько минут длится урок? - Сколько минут продолжается большая перемена? Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, можно в заключение дать им возможность поработать в парах. Можно по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!»

краткое содержание других презентаций

«Особенности публицистического стиля речи» - Стилевые черты. Публицистический стиль. Мораль. Комплекс вины. Основные признаки стиля. Цепочка микротем. Публицистический стиль речи. Национальное самосознание. Ключевые слова. Патриотизм.

«Язык художественного произведения» - Темы уроков. Выводы. Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах. Тайны удивительной выразительности родной речи. Основные направления изучения языка художественной литературы. Система работы над языком И.С. Тургенева. Уроки изучения языка художественных произведений. Изучение языка художественных произведений. Актуальность проблемы. Цели и задачи.

«Стили русской речи» - Законодательство. Статья. Сфера научного общения. Стилевые черты и языковые средства их выражения. Стилевые черты и языковые средства. Типы речи. Изобразительно- выразительные средства (тропы). Официально-деловой стиль. Цель и основная функция. Сфера бытового общения в неофициальной обстановке. Языковые средства. Публицистический стиль. Типы текста. Художественно-образная речевая конкретизация (стилистические фигуры).

«Стили речи» - Точность. Стили речи. Речевые жанры. Стилевые черты. Проверим свои знания. Инструкции. Жанры художественного стиля. Официальная обстановка. Жанры публицистики. Публицистический стиль. Изображение и воздействие на читателя. С какой целью говорим. Жанры научного стиля. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Языковые средства. Стилевые черты речи. Цель публицистического стиля. Сфера употребления.

«Научная речь» - Мой приятель кричит: "Где вы?" Отвечаю: "Я здесь". Определите стилистическую принадлежность текста. Научно-популярный подстиль (с. 207-208). 1. Анализ текста, записанного на доске. Научно-популярный подстиль. Словарная работа. Какие подстили вы знаете? Как же развивался научный язык далее? Научный стиль речи. Научный стиль. Научно-учебный стиль. Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям.

«Художественный стиль» - Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Перифраза. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Три тарелки супа съел. Анафора. С помощью понятий, научное мышление. Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Антитеза. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу. Умение вести беседу включает в себя и тон разговора, и его содержание, и манеру говорить, такт и умение спорить.

Тон разговора

По тону разговора можно судить о настроении человека. В известной мере тон отражает и характер человека, во всяком случае показывает, с кем мы имеем дело: с воспитанным или невоспитанным человеком. Тон в разговоре значит столько же, сколько жесты и поза для манеры держаться. Одно и то же слово или фраза могут влиять на людей по-разному в зависимости от того, каким тоном они произнесены.

Порой общение ухудшает настроение и даже самочувствие. Многие не придают этому значения, считая, что общение с неприятным человеком в любой момент можно прекратить. К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда в силу разных причин нельзя избежать общения с человеком, который относится к вам с неприязнью. Он вас не замечает, поскольку у него нет специального интереса к сближению с вами. Он смотрит на вас, как на пустое место. Он отвергает все ваши попытки объясниться с ним. При встрече вы чувствуете, что его раздражает все — и высказанная вами мысль, и ваша интонация, и сам тембр вашего голоса.

На ваше предложение обсудить интересующий вас вопрос в удобное для него время он сошлется на занятость и пообещает встретиться только потому, чтобы избавиться от вас. И хотя вы не раз подавали ему руку помощи в трудную минуту, этот человек без корысти не способен быть внимательным и добросердечным. Но как только он почувствует, что может что-то получить от вашего благорасположения или что ваше критическое отношение к нему может ему повредить, он очень быстро найдет способ наладить контакт с вами и будет учтив и вежлив.

Если вы не хотите превратиться в такого человека, то никогда не забывайте о том, что ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают вам права быть невежливым с окружающими. И даже если вы — большой начальник, свои распоряжения подчиненным нужно отдавать вежливым тоном, спокойно, деловито, хотя и достаточно уверенно.

Доверительная интонация в общении особенно результативна. Она позволяет партнеру почувствовать себя на равных с вами, хотя вы, быть может, и значительно превосходите его по своему опыту и знаниям. Вообще же, тон разговора определяют ситуация и человек, с которым приходится разговаривать. Бывают моменты, когда тот или иной вопрос надо решить незамедлительно, а времени для объяснения в доверительном тоне нет. Соответственно, и тональность должна быть более сдержанной и четкой. Важно в любой ситуации не обидеть человека, дать ему возможность понять, что вы от него хотите.

Тема разговора

Всегда ли мы умеем правильно разговаривать? Не ощущаем ли мы порой, что очень устали от общения с конкретным человеком и, более того, испытываем неудовлетворение от состоявшегося разговора. Зачастую это происходит потому, что мы недостаточно уважаем своего собеседника. Все люди разные, и наша ошибка заключается в том, что мы часто забываем об этом и практически со всеми беседуем одинаково.

Четко определить содержание беседы, придерживаться соответствующей формы — одно и проявлений вежливости.

Любая беседа начинается со встречи, поэтому, естественно, первые слова — это слова приветствия. Самый распространенный вопрос, который следует далее, — это: “Как поживаете” или “Как дела?”. Затем обычно идут более конкретные вопросы.

Вежливые люди во время беседы не говорят вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не спрашивают о том, о чем он не хочет говорить. Не расхваливают себя и не осуждают других, не обсуждают чужие проблемы, если только не намереваются их решить.

Если тема не была определена заранее и разговор строится стихийно, важно знать, есть ли у вашего собеседника знания в области, которая интересна вам, и насколько они велики, есть ли у него свое мнение по конкретному вопросу и желание обсуждать его с вами.

Обмен информацией — первое условие всякой беседы, одна из предпосылок знакомства, дальнейшего сближения и взаимопонимания.

Если информация, которую сообщает один из собеседников, избыточна, она обременяет и отвлекает внимание от того, что собственно и составляет предмет разговора, только экономная и полная информация может удовлетворить партнера. Собеседники увлекаются только тогда, когда обмен взглядами и впечатлениями помогает прояснить нечто свое, хотя разговор строится на основе общих интересов.

Беседа бывает плодотворна, когда собеседники умеют слушать друг друга. Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. Мудрый человек умеет быть красноречивым и в молчании. Как правило, такой человек имеет богатое воображение. С этим человеком всем хочется общаться, так как люди склонны больше говорить, чем слушать. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

Иные люди боятся паузы, полагая, что с нею прекратится диалог. Они считают, что молчание отнимает у них собеседника, что оно выражает его недовольство их присутствием. Тишина их нервирует. Это состояние возникает зачастую от неумения углубиться в услышанное. Они не могут вникнуть в содержание, на них воздействует лишь голос, тон собеседника. Это происходит, как правило, тогда, когда люди говорят о разном, у них нет общей темы. Ведь можно и молчать об одном и том же.

Иногда вы не можете удержать внимание собеседника, потому что ваши слова не имеют внутренней силы, заряда, неточно отражают суть разговора.

Прекрасно, когда разговор льется свободно, в хорошем темпе, в нем много импровизации, но при этом собеседники логичны, последовательно аргументируют свои позиции, отстаивают свои точки зрения.

Разговор не конструктивен, если говорящий запинается, мямлит, отвечает неконкретно, хотя обстоятельства требуют определенной реакции.

Нередки случаи, когда человек с умным видом говорит о вещах, которые не относятся к теме разговора. Понять его очень трудно, хотя речь его весьма пространна, не лишена красивостей. Напротив, другой человек скажет всего несколько слов, но выразит при этом многое, ибо его речь емка, отличается высокой плотностью мысли, образностью выражений. Если высказанная собеседником мысль созвучна вашим мыслям, дополняет и углубляет их, беседа будет конструктивной, доставит взаимное удовлетворение.

Главное правило беседы, которое должны соблюдать собеседники: говорить не вообще, а в соответствии с ситуацией и конкретным предметом разговора. Если вы хотите убедить в чем-то тех, кто вас слушает, необходимо прежде всего позаботиться об аргументах, способах доказательства правоты вашей позиции.

Во время беседы может возникнуть ряд проблем.

Первая проблема — это неумение говорящего вовремя остановиться. Важно почувствовать, когда собеседники уже слушают вас без внимания, а поддакивают из воспитанности, и быстро закруглиться.

Вторая проблема возникает, когда ваш собеседник ничего не предпринимает, чтобы поддержать беседу. Он не только не задает никаких вопросов, но и вообще никак не проявляет своей заинтересованности.

Третья проблема — когда собеседник постоянно говорит. Он не дает вставить вам слово, он вас не слышит и уж, конечно, не отвечает ни на один из ваших вопросов.

Вторая и третья проблемы схожи, так как и в том и в другом случае беседа превращается в монолог.

Четвертая проблема — когда собеседники перебивают друг друга. Неумение слушать подчас даже хуже, чем неумение говорить. Очень сложно вести разговор, когда тебя постоянно сбивают с мысли, пытаясь по ходу вставить рассказ о чем-то своем.

Пятая проблема — это неумение спорить. Два человека, придерживающиеся противоположных взглядов, часто ссорятся. Каждый себя считает правым, не пытаясь понять другого. Такие люди не в состоянии прийти к единомыслию, потому что не в силах вникнуть в логику другой стороны. Когда они не могут убедить оппонента, то начинают горячиться и раздражаться, стремясь любой ценой, доказать свою правоту, высказываясь при этом не просто категорично, а порой даже грубо. Такие люди настаивают на своей точке зрения и отказываются мотивировать неприятие позиции собеседника, даже когда это необъяснимо и не разделяется большинством присутствующих.

Шестая проблема — неумение расположить к себе собеседника. Человек теряется, нервничает, говорит не то, что хотел, потому что ему кажется, что все как-то не так на него смотрят.

Можно постараться устранить эти проблемы, прислушавшись к следующим советам:

Во время общей беседы не следует привлекать к себе внимание окружающих, говорить слишком быстро, громко или намеренно растянуто.

Во время беседы не следует привлекать внимание окружающих. Следует хорошо представлять себе, о чем в обществе можно говорить, а о чем лучше помолчать. Старайтесь не касаться сугубо личных семейных тем; не стоит поднимать слишком острые, наболевшие вопросы; не следует касаться узкопрофессиональных тем, которые не интересны большинству присутствующих.

Неприлично не реагировать на вопросы.

Рассказывая анекдоты, выбирайте те, которые могут вызвать положительную реакцию у большей части слушающих. И уж совсем бестактно и недопустимо, рассказывая анекдот, намекать на присутствующих.

Тема разговора, по возможности, должна быть интересна всем участвующим. С малознакомыми людьми можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, гастролях кого-либо из мастеров искусств. Как правило, никого не оставляет равнодушным обсуждение актуальных политических вопросов, последних достижений науки, новых открытий и изобретений, новинок литературы, искусства и так далее.

Узкоспециальные научные темы в большой компании затрагивать не следует.

Не теряйтесь перед собеседником. Будьте изначально доброжелательны и внимательны. Ваша искренняя заинтересованность в предмете разговора обязательно вызовет благодарную ответную реакцию. Надо считаться с настроением человека, с обстановкой, в которой происходит разговор.

Не к месту окажется обсуждение рабочих планов в обществе тех, кто любуется закатом солнца и наоборот.

В обществе или в присутствии третьего лица старайтесь не рассказывать о своих сердечных делах или домашних ссорах. Не делитесь с другими доверительной информацией. Избегайте разговоров, которые могут вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. В комнате больного не принято говорить о смерти. Не сообщайте ему, что он плохо выглядит, а наоборот, постарайтесь как-то подбодрить его.

В пути, особенно в самолете, не рассказывайте о крушениях и воздушных катастрофах: это может вызвать нервное напряжение окружающих

Не говорите за столом о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Не критикуйте и не рассматривайте с неодобрением поданные блюда. Лучше доставьте удовольствие хозяйке, похвалив домашний стол.

Воспитанный человек не будет проявлять нескромное любопытство, пытаться проникнуть в интимную жизнь других людей. Он не будет спрашивать о возрасте женщины. И уж тем более - подшучивать над нежеланием некоторых женщин обсуждать свой возраст.

Многие считают, что, находясь в компании, вообще не следует говорить о работе. Однако в этом нет ничего предосудительного, если разговор о служебных делах интересен большинству собравшихся.

Можно ли говорить об общих знакомых? Бесспорно, если разговор ведется в корректном тоне. Однако каждый должен сам почувствовать, когда простой интерес к человеку начнет подменяться сплетней или, еще хуже, клеветой. Ироническая улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика в чей-то адрес порой задевают человека больше, чем откровенная брань. Поэтому использовать эти приемы надо с большой осторожностью.

Выступая в роли хозяина дома или стола, незаметно направляйте беседу, стараясь завязать общий разговор на тему, интересующую всех, и втянуть в него даже самых застенчивых гостей. Самому лучше говорить поменьше. Невежливо вести разговор на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия.

Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая явного предпочтения никому. Умение выслушать собеседника — непременное условие беседы. Бестактно прерывать другого человека. Как бы не было скучно, нужно постараться выслушать до конца мысль или рассказ другого. Но это, разумеется, не означает, что нужно сидеть молча. Если вы хотите включиться в разговор — попросите разрешения: “Простите, могу ли я добавить” или “Извините, что я перебиваю, но я хотела добавить...” и так далее. Говорящий должен считаться с подобным замечанием.

Не следует начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим. В общей беседе нельзя переходить на личности и говорить колкости. Молодые люди должны избегать споров со старшими. Даже если старший действительно не прав и вы не сумели в спокойной беседе убедить его в этом, правильнее прекратить спор и перевести разговор на другую тему. Конечно, это не относится к вопросам мировоззрения, но и здесь можно проявить такт.

В любом обществе рады хорошему рассказчику, но не каждый обладает этим даром. Если хотите привлечь к себе внимание и вызвать интерес к своей теме, помните, что высказываться нужно предельно ясно и кратко, логично связывая свои мысли. Для того чтобы убедить других в чем-либо, нужно быть самому уверенным в истинности высказываемых суждений, не горячиться, избегать повторений.

Молодым людям полезно помнить, что им следует подождать, пока старшие обратятся к ним. В свою очередь старшие должны дать молодым возможность высказаться, не прерывать их.

Если вы не чувствуете себя уверенным в каком-либо вопросе, признайтесь в своей некомпетентности.

Воспитанный человек держится скромно и спокойно, не подает виду, что заметил оплошность другого человека. Если же необходимо поправить говорящего, он сделает это деликатно, не обижая его, используя выражения типа: “простите, вы не ошиблись?” и тому подобные. Ошибиться может каждый. Но тому, кто заметил ошибку и уверен в своей правоте, не следует говорить об этом поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика такими фразами, как: “неправда”, “вы ничего не смыслите в этом”, “это яснее ясного и каждому ребенку известно”, “вы заливаете” и так далее. Свое несогласие можно выразить тактично, не оскорбляя другого человека: “Простите, но я с вами не согласен”, “Мне кажется, что вы не правы...”, “Я придерживаюсь иного мнения...”

Не стоит комментировать утверждения собеседника словами “может быть”, “очень возможно”, “само собой разумеется” или “естественно”. Не следует обижаться на уточнения, лучше принять замечания к сведению.

Если вам уже известно то, о чем рассказывает говорящий, наберитесь терпения и не прерывайте его. С другой стороны, если в роли говорящего выступаете вы и если вы почувствуете, что окружающим неинтересно ваше сообщение, то, конечно, надо побыстрее закруглиться.

В случае, когда среди собравшихся находится человек, не владеющий языком, на котором идет общий разговор, надо позаботиться о том, чтобы кто-то обязательно переводил ему.

В компании не принято шептаться, это воспринимается как оскорбление. Если вам нужно кому-то сказать что-либо важное, незаметно уединитесь.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок и не смотрите мечтательно в окно. Такое поведение оскорбляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, а не рассеянным, блуждающим взглядом мимо него.

Беседа культурных людей исключает гримасничание и активную жестикуляцию. Тот, кто при разговоре размахивает руками, похлопывает собеседника по плечу, фамильярно подталкивает его локтем или держит за рукав, обычно действует раздражающе.

Если вы видите, что ваш собеседник торопится, не задерживайте его, чтобы закончить разговор. Того, кто занят или находится в обществе другого, незнакомого вам человека, можно отвлечь только в исключительном случае.

Если к говорящим присоединяется новый собеседник, ему в нескольких словах объясняют суть разговора, чтобы он мог принять в нем участие. Подошедший не должен спрашивать о теме разговора. В свою очередь, на его вопрос не отвечают резко: “да так просто” или “ничего особенного”. Если же его не хотят посвящать в содержание разговора, то отвечают вежливо и коротко: “говорили о семейных делах” или “о работе” и так далее. Тактичный человек поймет, что в данной ситуации он нежелательный собеседник.

В присутствии третьего лица, которое не хотят посвящать в разговор, не следует употреблять недомолвки, двусмысленные выражения, лучше переменить тему.

Невежливо разговаривать на дальнем расстоянии — через стол, коридор, с нижней площадки лестничной клетки обращаться к тому, кто находится наверху, кричать через улицу или из окна на улицу и так далее. Но и подходить так близко, чтобы чувствовалось дыхание другого человека, тоже не стоит.

Ведет себя по-разному, и в разных кругахразное поведение. Но существует общая характеристика жестов, которая позволяет узнать больше о собеседнике, даже если он пассивен в разговоре. Человек получает 80 % информации благодаря тому, что он видит, и только лишь двадцать процентов определяются тем, что он слышит и чувствует. Благодаря этому, человек участвующий в разговоре, и который способен прочитать поведение своего оппонента, может узнать намного больше о собеседнике, нежели он сам это расскажет.

Благодаря таким приемам, процесс общения становится более простым и понятным. Методика, по которой, можно прочитать поведения человека, довольно проста, и с этой методикой сталкивался почти каждый человек. Обычно, это происходит на подсознательном уровне, когда один собеседник понимает эмоции другого, и на этой основе проводит анализ – говорит правду или лжет.

Самые простые элементы, которые помогают вычислить реальную цель собеседника, это положение рук, положение ног, и плеч.

О чем говорят наши руки?

Руки человека можно назвать мостом между подсознанием и внешним миром человека. Каждый человек в разговоре неосознанно жестикулирует. Это происходит по той причине, что руки помогают усилить эмоции той речи, которую произносят. Хорошо видно усиление речи благодаря жестикуляции руками в примере.

Если у человека чего-либо нет, и он просто отвечает «Я этого не имею» — это будет стандартная ситуация. А когда с этой же фразой он разводит руки в стороны – это усиливает отрицание. Таким образом, его собеседник будет больше уверен во втором ответе, так как он получил информацию не только на слух, но и зрительно.

Наши плечи и взгляд подают сигналы

Если у человека во время разговора плечи постоянно приподнимаются – это означает, что человек подсознательно не уверен в том, что он говорит.

Если взгляд собеседника отведен в сторону, то это говорит о том, что собеседник боится откровенных разговоров.

О чем говорит положение ног?

Во время общения за столом или на диванах, по положению ног можно узнать, настроен собеседник на благоприятный разговор, или он будет жестко отстаивать свое мнение. Если ноги скрещены – это знак того, что человек замкнут на своем мнении, иногда даже нет желания делить его с окружающими. Если колени ног далеко друг от друга, то разговор будет принят, и будет иметь приятный конец.

Главное во время общения, уметь вести себя соответственно разговору и теме, и также наблюдать за оппонентами, и только в этом случае общение принесет положительные плоды.

Если следующие 5 минут вы можете в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью:

Понравилось? Жми «Мне Нравится«
Оставьте комментарий к этой статье ниже

Беседа с элементами практикума для 7 класса «Словарь добрых слов и выражений»

Цель: учить ребят культуре речи, вежливости в разговоре.

Ход классного часа

1. Актуализация опорных знаний о культуре речи.

Поговорим о речевых секретах.

Классный руководитель. Мы рассказываем о своих мыслях другому человеку, можем написать то, о чем думаем. Как вы считаете, то, что пишут и читают, - это речь или нет? Как называется речь, с помощью которой мы привыкли говорить, а как - с помощью которой пишем?

Слово «устная» образовалась от слова «уста» - губы. Речь, которую мы говорим и слышим, называется «устной».

Но умеем ли мы владеть устной речью? Послушайте, как брат рассказал сестре о кинофильме.

СИЛЬНОЕ КИНО

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Они ползут, а он им - раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им - раз! Они ей - раз!

По тут как раз ее он спас,

Ведь он был с нею заодно,

Ух, ну и сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

Классный руководитель. Как вы думаете, почему сестра ничего не поняла?

Надо уметь рассказывать.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Объясните смысл слово «внятно».

Подберите к нему синонимы. (Отчетливо, четко, ясно.)

А как нужно вести себя во время разговора? Помните простые правила.

Памятка «Как вести себя во время разговора»

1. Смотреть в сторону говорящего, внимательно слушать его; если беседа ведется двумя партнерами, лучше смотреть друг другу в глаза.

2. Не есть во время разговора, чтобы брызги не летели в лицо говорящего.

3. Не кричать, не размахивать руками (от громкой речи быстро устаешь).

4. Не переминаться, не качаться, не ходить во время разговора (чтобы не отвлекать внимание говорящего).

5. Не перебивать друг друга во время разговора.

6. На уроке внимательно слушать своих товарищей. Умение слушать ответ товарища или рассказ, объяснение учителя говорит о культуре вашего поведения.

У С. Маршака есть песенка: «А ежели вы вежливы, вы, сидя на уроке, не будете с товарищем трещать, как две сороки».

2. Чтение и обсуждение стихотворений о формах речевого общения.

Классный руководитель. Народная пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Вот так-то иногда необдуманным словом можно обидеть человека.

Давайте поучимся вежливости в разговоре. Всем известны выражения речевого этикета: здравствуйте, извините, спасибо, которые мы должны употреблять ежедневно.

Послушайте стихотворение «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Солнцу и птицам - доброе утро,

Улыбчивым лицам и каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Классный руководитель . Но как бывает иногда грустно и обидно, когда ребята утром проходят мимо, не произнося ни единого слова.

У поэтессы А. Барто есть стихотворение, которое прочитает ученик.

Друзья, послушайте на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свиданья»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну я пошел... Пока! Всего!»

А какие слова приветствия вы употребляете?

Кого вы можете приветствовать словом «Здорово!» («Привет!»)?

Кому вы скажете при прощании «Пока!»?

Слова «Здравствуйте», «До свидания» - очень интересные, добрые, их всегда приятно слышать. Давайте вдумаемся в их значение. Что можете сказать по этому поводу?

- «Здравствуйте» - желаем здоровья.

- «До свидания» - надеемся еще раз увидеть. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ученики читают стихотворение.

Опережающее задание . Подумайте, почему свирепый Гусь вдруг подобрел, кивнул головой.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ

Ко мне бежит огромный гусь.

Я говорю себе: не трусь.

Быть может, этот Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной.

Но у Гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет? Ну и пусть!

Я улыбнулась: «Здравствуй, Гусь!».

Он головой кивнул в ответ

И мне послышалось: «Привет».

Вывод . Если ты идешь навстречу людям с улыбкой, добрым словом, - это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть.

Вопросы к беседе:

1. Встречаются учительница и ученик, кто должен поздороваться первым? (Ученик.)

2. Какие слова можно употреблять при приветствии утром, днем, вечером? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

3. Встречаются мальчик и девочка. Кто первым должен здороваться? Как могут поздороваться ровесники? (Привет.)

4. Стоят учительница и мама одного из учеников. Подходит мальчик. Кто поздоровается первым и как?

Волшебные слова произносят герои сказок, мультфильмов, стихотворений. Значит, это для чего-то нужно. Вспомните, кто, кому звонил, с какими просьбами обращался в стихотворении Корнея Ивановича Чуковского.

У меня зазвонил телефон...

Назовите, кто звонил. (И мартышки, и медведи, и крокодил... У всех были разные просьбы.)

А потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

А потом позвонила свинья:

«Пришлите мне соловья».

Чья просьба звучит вежливее? Какие вежливые слова вы еще знаете? (Ребята называют.)

«Будьте добры», - это еще одно этикетное клише, которое можно употреблять в своей речи.

Разыгрываются ситуации:

Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку.

На день рождения имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Что посоветуете мальчику? Как надо повести себя в этой ситуации? (Предполагаемый ответ: «Спасибо, у меня теперь две отличные машинки. Теперь мы все вместе будем в них играть».)

Как обратиться к незнакомому прохожему, чтобы узнать, который час?

Вам надо передать деньги кондуктору на билет, как обратиться?

Как спросить в булочной у продавца, свежий ли хлеб?

Учитель читает стихотворение Г. Остера.

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов пожалуйста, спасибо

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Как вы думаете, серьезный или шутливый совет дает поэт?

Какие вежливые слова еще назовете?

Попал я в дедушку мячом

И закричал:

А я при чем?

Но, досчитав до 30,

Ну, дедушка, прости...

Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы как бы извинились?

Учитель . Надо так извиняться, чтобы человеку стало легче после ваших слов, чтобы обида, которую вы нанесли, забылась, исчезла. Причем со словами прощения нельзя затягивать: почувствовали свою вину - немедленно действуйте, потому что можно опоздать сказать человеку важные слова, травмируя душу. Если причинили боль товарищу или незнакомому человеку, надо обязательно извиниться.

Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова?

Мне бы очень не хотелось, чтобы вы были похожи на «вежливого» индюка из стихотворения, которое прочитают нам ребята.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи.

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться вежливости».

Я и сам, - кричал индюк, -

Доктор вежливых наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо».

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!»

Как ни бился он, однако

К Индюку никто не шел:

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости.

Зря пропали все труды.

Своего величия:

Не усвоили, скоты,

Правила приличия!

3. Заключение.

Учитель предлагает детям запомнить и еще раз прочитать словарь добрых слов и выражений.

Приветствие:

Доброе утро; добрый день; добрый вечер; доброго здоровья; здравствуйте; мир вашему дому; мое почтение; очень рад вас видеть; привет; приветствую вас; приятно снова видеть вас; рад встрече с вами.

Прощание:

Будьте здоровы; всего доброго; всего хорошего; доброй ночи; доброго пути; до встречи; до свидания; до скорого свидания; до скорой встречи; желаю всяческих благ; прощайте; счастливо; спокойной ночи; счастливого пути.

Извинение:

Извините; извините; пожалуйста; не обессудьте; примите мои извинения; помилуйте; простите; пожалуйста; прошу прощения; я была не права.

Просьба:

Будьте добры; будьте любезны; если вас не затруднит; не откажите, пожалуйста; позвольте; прошу вас; не смогли бы вы; разрешите; прошу вас.

Благодарение:

Спасибо; весьма вам признателен; вы мне очень помогли; я вас благодарю.

В транспорте:

Вас не затруднит; вы выходите на следующей остановке; не могли бы вы пропустить меня к выходу; передайте на билет, пожалуйста; позвольте пройти; уступите, пожалуйста, место.