Идеи единства руси. Дмитрий лихачев - национальное самосознание древней руси. Внешняя политика киевских князей

Билет№3.1)Теория исторического развития.

Религиозно-историческая. Предметом изучения является движение чела к Богу, связь чела с высшим разумом. Суть всех религий состоит в осознании кратковременности существования материального тела человека и вечности души. В рамках данной теории существует насколько направлений: освобождение чела от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога. Смысл истории заключается в последовательном движении чела к Богу. Материалистическая. Изучает прогресс человечества, отношений, связанных с формированием собственности. История предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими и неимущими. Либеральная. Изучает развитие личности. Самореализация личности возможна только на основе сотрудничества личностей, представляющих все слои общества. Условием прогресса является свободная личность. История зависит от сильной личности. Технологическая. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия, они определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски.

Локально-историческая. Изучает локальные цивилизации, она самобытна, слитная с природой и проходит в своём развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Не прогресс сознания, а его подсознание, вечные биологические инстинкты повторяют во времени ту или иную форму устройства общества.

2)Расцвет Киевской Руси. Князь Владимир(980-1015) –стал новродским князем в 970 г. Захватил киевский престол в 978г.В 988 г. Выбрал христианство как г. религию. Причины крещения Руси:

Стремление Владимира укрепить власть, гос-венность, территориальное единство;

Необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения;

Стремление преодолеть определенную изоляцию Руси от христианского мира Европы.

Причины принятия православия:

Прочные культурные и эконом связи с Византией;

Наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира;

Международная обстановка, отношения церкви с гос-вом, православие было более терпимым к местным традициям.

Билет№4.1) Формационная концепция Исторического развития. Концепция- ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого либо явления и события. Автором формационной концепции является Карл Маркс, он считал, что человечество развивается закономерно и поступательно, как единое целое, и в своем развитии проходят определенные этапы общественно экономической формации.

Формация- определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.

Общ/эк.ф.- общество, находящееся на определенной ступени развития со своими отличительными характеристиками. Маркс считал, что человечество в своем развитии проходит 5 общ/эк.ф: 1- первобытная, 2- рабовладельческая, 3- феодальная, 4- капиталистическая, 5- коммунистическая.

Переход от одной формации к другой осуществляется на основе революции. Революция- коренной переворот в жизни общества, ведущий к смене государственного строя и переходу власти от одного класса к другому.

Недостатки формационной концепции:

Предполагает однолинейный характер исторического развития. Жестокая привязка любых явления к экономике. Человеку отводится второстепенная роль.

Превышается роль конфликтных отношений и насилия. Утопизм – практика показывает невозможность построения коммунизма.

2) Феодальная раздробленность - распад территории единого государства на отдельные княжества или земли.

Причины феодальной раздробленности:

1. Натуральный характер экономики.

2. Укрепление местного боярства.

3. Рост феодального землевладения.

4. Необходимость поддержания социального порядка.

Последствия:

1. Положительные - подъем экономики, рост числа городов, расцвет культуры, сокращение круговорота князей, политическая стабильность на местах.

2. Отрицательные – отсутствие единой системы обороны, внешнеполитическая опасность для каждого удела.

Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей.

Билет№5 Концепция – ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого – либо явления и события. Авторами цивилизационной концепции являются: Вебер, Данилов, Тоймби. Основой исторического процесса они считали цивилизацию. Цивилизация-целостная обществ система, включающая в себя различные элементы, которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Признаки цивилизации: 1)наличие соц расслоения; 2)наличие городов 3)письменности 4)государства. Под цивилизацией также понимают высокий уровень развития общества.

Плюсы цивилизационной концепции:

3. Применимо к истории любой страны.

4. История рассматривается как многовариантный процесс.

5. Отводит новую роль человеку, духовно-нравственному фактору.

6. Можно использовать сравнительно-исторический метод.

2) Монголо – татарское нашествие на Русь.

Первая встреча русских с монголо-татарами произошла на реке Калке в 1223. Монголо- татары совершили два похода на Русь: 1)1237-1238 северо- восточная Русь, 2) 1239-1240 юго- западная Русь. Монголо- татарское иго - система зависимости Руси от ханов золотой орды. Дата монголо- татарского ига- 1240-1280. Князья - выходцы из рода племенной знати. Бояре - выходцы из племенной знати. Зависимость Руси от золотой орды проявлялась в двух формах: 1- выдача ханского ярлыка на великое княжество, 2- уплата дани.

Билет№6

Билет№6 Первобытное общество- период в истории человечества до изобретения письменности. Информацию о нем получают из археологии, этнологии, биологии, геологии. Первобытнообщинный строй- отправная точка в истории человечества, самая длительная по времени общ/эк.ф. ,существующая у всех народов на ранней стадии. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неолита общественное разделение труда – земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Охота и рыболовство ещё долго были основными видами хоз-ва.2) Москва возникла в 12в. На окраине Ростово Суздальской земли. Впервые она упоминается в летописи 1147 оду. Это дата и считается основанием Москвы. Причины возвышения Москвы: 1- выгодное географическое положение; 2- Московское княжество со всех сторон прикрыто другими княжествами. Благодаря этому в ней осаживалось население уходившее с Юга – Запада;3- Московские князья расширяли свои владения всеми возможными способами; 4- содействие церкви с 1326 года митрополит поселился окончательно в Москве и она стала таким образом церковной столицей Руси; 5- победа 1380 году над татарами(Куликовская битва) сделала Московского князя вождём в борьбе с внешними врагами.

Билет№7. 2) В период княжения Ивана 3(1462-1505) произошло несколько глобальных событий, которые качественно изменили московское княжество, а именно превратили его в Российское государство:

1.Присоединение исконно славянских земель: Ростовское княжество, Новгородская земля, Тверское княжество, Рязанское княжество.

2. Окончательное свержение Татаро – монгольского ига в 1480 году (стояние на реке угре). С этого момента Русь стало существовать как независимое государство восточной Европы.

3.Издание первой государственной идеологии о Москве, как о «Третьем Риме». Таким образом, Москва приняла на себя все величие.

4.Вместо княжеств всю территорию государства делят на уезды, которая управлялась госслужбами – наместниками. 1) Старейшины возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Вождь возглавлял племя. Жрецы контролировали соблюдения обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.. Признаки государства: публичная власть, территориальное деление жителей, письменность, право, налоговая система и т.д. Причины происхождения государства: 1)необходимость единого руководства обществом в условиях возрастающего разнообразия форм деятельности как следствия постоянного роста потребностей.2)Потребность в масштабных работах, что характерно для восточного пути возникновения ос.3)Необходимость поддержания общ. Порядка и соц. Стабильности.4) Необходимость введения военных действий и организации защиты от внешних врагов. Обычаи- общие правила поведения, вошедшие в привычку из-за их длительного применения, которые регулировали отношения между людьми. Разница между восточными и античными государствами является в том, что важной чертой восточного деспотизма является неограниченная власть лавы госуд, отсутствие рабства, а в античном ос присутствует рабство, соц. расслоение.

Билет№ 81. Все восточные цивилизации были речными. Они возникли на берегах рек.

2. В менталитете и образе жизни присутствует абсолютная зависимость человека от природы.

3. В мировоззрении присутствует деление мира на мир природы и мир людей, естественный и сверхъестественный. Люди – часть природы.

4. Символ восточной культуры «человек в лодке без весел» - он свидетельствует о том, что жизнь человека определяется течением реки, то есть природы, обществом государством, поэтому человеку весла не нужны.

5. Удивительная стабильность общества, так как на протяжении тысячелетий господствует один образ жизни.

6. Традиционализм, то есть главной схемой поведения считались традиции древности и опыт предков.

7. Нет проблем отцов и детей. Поскольку изменения происходили очень медленно.

8. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма, личностное начало не развито, личные интересы подчинены общим.

9. Организация политической жизни была в форме диспатии – ничем не ограниченная власть, произвол.

2) Московская Русь при Иване IV.Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать - создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.

Билет№9. 1) 1. Античные цивилизации были морскими. 2. Мировоззрение античных цивилизаций основывалось на мифологии и религии, которые четко разделяли космос, природу, мир людей и мир богов. И хотя Богам поклонялись, человек был главным.

3. Развитие общества было динамичным, что определялось активной позицией граждан и их политической борьбой за свои права

4. Общественная жизнь была построена на принципах гражданского общества, то есть у каждого жителя были права участвовать в управлении государством и защищать свои интересы.

5. На первом месте были интересы личности. Коллектив должен был защищать ее интересы.

6. В обществе существовало право, то есть свод законов, и им обязаны были подчинятся все от простолюдина до правителя.

7. Организация политической жизни была в форме демократии – власть народа.

8. В хозяйстве на первый план вышли частно – собственнические интересы. Главными становился рынок и конкуренция

9. В религии всё ориентировано на радикальное изменение мира и культуро-создающую деятельность человека

2) Смута- это полит. Кризис вызванный пресечением династии и ослаблением монархии. Причины: династический кризис. Эконом. кризис. Обострение соц.-экон. И полит. Противоречий на рубеже веков. Вмешательство внешних сил.

Ход событий. В 1584 после смерти Ивана Грозного, царем стал ео сын Федор Иоаннович но фактически правителем скоро стал шурин Борис Годунов. Он сумел относительно добиться соц. -эконом и полит стабильности в стране. В 1589 избран первый русский патриарх, что повысило авторитет церкви.Ему удалось ликвидировать некоторые последствия Ливонской войны. Но положительные перемены омрачились трагедией в Угличе, где в 1591 был убит царевич Дмитрий. В начале 1598 умер царевич Федор. Земский собор избрал Бориса. После чего ухудшилось хоз.-эконом обстановка в стране. Погиб урожай, что привело к голоду. Что привело к первым народным выступлениям. В 1602 в Польше появляется Лжедмитрий1. (Григорий Летом 1605 он венчался на царство. Но он не приобрел опоры в верхах. В 1606 он был убит. Летом 1606 начался мятеж против цент.власти во главе воеводы князя Шаховского и Болотникова. Летом 1607 объявился Лжедмитрий2.В 1611 создано 1 ополчение вместе с Лжедмитрием, Шуйским.»-ое ополчение под руководством Минина и Пожарского. В 1612 они подошли к москве.26 октября ополченцы освободили столицу! В 1613 Земский собор избирает Михаила Федоровича Романова. Россия сумела сохранить свою независимость но потери были велики.

Билет№ 10. Цивилизация Древнего Египта. Своеобразие – выодное географическое положение, защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонов, высокий уровень жизни египтян. Река Нил. Особенности хозяйства – процветало виноградство. Значительного прогресса достигло ткатское ремесло. Широкое распространение письменности. Верховным собственником земли являлось государство. Особенности государственного устройства – восточнаядиспатия. Во главе фараон. Он обладает всей властью. Он почитался как бог и был по египетским представлениям во всем подобен богу. Картина мира – время и пространство четко разделены на две части – здесь, то есть в настоящем, и там, то есть потустороннем. Основные философские темы: размышление над тем, для чего человек приходит в мир, если жизнь так коротка и ничтожна. Особенности религии – некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Вся жизнь была связана с религией. Египтяне верили в загробную жизнь. 2) Михаил Федорович Романов(1613-1645) – первый русский царь из династии Романовых. Установил прочную централизованную власть на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.

Билет№ 11. Древней Индии. Своеобразие - развитие цивилизации здесь медленно из-за значительной изоляции этой страны. Горы на севере и индийский океан. Особенности хозяйства – в основе сельского хозяйства лежит ирригационное землевладение. Важная роль отводилась внешней торговли. Хозяйство носило натуральный характер. Собственником было государство. Картина мира – представление человека о той реальности, в которой он живет, было обусловлено мифологическими взглядами и религиозно – философскими воззрениями. Особенности религии и философии – буддизм. Идеей буддизма является то, что человек способен разорвать цепь перерождения из мирового круговорота, прекратить свои страдания. 2) Петр 1. Эпоха его реформ. Россия в 18 веке встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра Причины проведения реформ:1.Отсталость России, что представляло опасность для национальной независимости.

2. Зачаточное развитие промышленности. 3. Отсутствие боеспособной армии.

4. Отставание в области духовной культуры.

Петр 1 преследовал одну цель – создание мощного, обороноспособного государства с абсолютной властью и высоким международным престижем. Для реализации этой цели надо было решить три проблемы:

1. Развитие рыночных отношений и предпринимательства.

2. Изменение государственного аппарата в сторону абсолютизма.

3. Изменение менталитета людей.

Самым важным стимулом к реформам была необходимость победы в северной войне. Петр 1(1682-1725) – последний царь всея Руси из династии Романовых и первый император всероссийский. В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма.

Билет№ 1 2. Своеобразие – внешние природно – географические условия предопределяли замедленность и консерватизм развития древнекитайской цивилизации. Граничил со степью, от которой исходила постоянная опасность. Особенность государственного устройства – восточная деспотия. В китайском обществе выделялись земледельцы, купцы, чиновники, войны и рабы. Картина мира – жители полагали, что их страна находится в центре мира. Китайцы верили, что у человека две души: материальная и духовная. Первая после смерти уходит в землю, а вторая отправляется на небо. Особенности религии – почитание старших.

Внешняя политика Петра I, Северная война.

Северная война (1700-1721) - война между Российским царством и Швецией. Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков. Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Билет№ 13 . 1) Цивилизация сумела дать достойный "ответ" на "вызов" среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу. Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: "Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают". Борьба за существование шла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы. Культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Она погибает так же неожиданно и трагично, как и критская. Возможно, ахейская культура была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

2) Эпоха дворцовых переворотов. Эпохой дворцовых переворотов в истории России называют краткий период, когда при помощи оружия происходила смена правителей России. Начало ей положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха воцарением императрицы Екатерины II. Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление роли гвардии в государственных делах. Существовавший порядок наследования престола вел к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помощью к гвардейским полкам. Главным содержанием внутренней политики было расширение и укрепление привилегий дворянства. Исчезли различия между вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дворянства. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянства, освободивший дворян от обязательной службы.

Билет№ 14 Цивилизация Древнего Рима. Античная цивилизация в отличие от всех остальных принадлежит сразу двум эпохам: Древности и Новому времени, поскольку она представляет собой не только основу, но и составную часть современной западной цивилизации. В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя. Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Азербайджана на востоке до Португалии.

Эпоха просвещенного абсолютизма. Екатерина 2.

2) Екатерина 2 стала императрицей в результате переворота 28 июня 1762 года. Просвещенный абсолютизм – одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил. В России политика просвещенного абсолютизма объясняется следующими причинами:1. Остротой социальных противоречий и необходимостью принятия мер, которые бы смягчали недовольство низов. 2. Притязаниями России на ведущую роль в системе сложившихся международных отношений.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. После восстания Емельяна Пугачева с ней было покончено.

Билет№ 1 5 Общая характеристика Средневековья. Средние века – период истории 5-17 вв.

В ней выделяют три периода:

1.Раннее средневековье - идет процессскладывания основных структур характерных для средних веков.

2.Классическое - 11-15 века. Максимальное развитие феодализма.

3.Позднее средневековье - 15-17 века. Разложение феодализма и формирование капиталистических элементов.

Феодализм – общественно экономическая формация, основу которой составляет собственность феодала на землю и эксплуатация личнозависимых крестьян.

Признаки феодализма:

1.Низкий уровень техники. 2. Господство натурального хозяйства. 3 Низкая социальная мобильность. 4.Высокая смертность. 5.Высокая рождаемость.6.Сословная организация. 7.Слабое развитие товарно-денежных отношений.

Земли при феодализме существовали в 2 формах:

1.Вотчина – земля, передаваемая по наследству.

2.Поместье – земля, даваемая на время службы.

2) Развитие России в 19 в. Восстание декабристов. До начала XVIII в. в России любые попытки гласно обсуждать вопросы государственного устройства карались как одно из самых страшных государственных преступлений. Пусть робко и слабо, но новые общественные силы начинают заявлять о себе. С проектами и предложениями выступали вице-канцлер П. П. Шафиров, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов. На антикрепостнических позициях стояли депутаты Уложенной комиссии дворяне Г. С. Коровин и другие. Общественно-политические темы освещались в журналах Н. И. Новикова, резко критиковал крепостное право в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев. Для него это обернулось сожжением тиража книги и ссылкой. Развитие культуры сопровождалось и большими изменениями в жизни православия. После смерти патриарха Адриана во главе церкви оказался всего лишь «местоблюститель патриаршего престола». Церковь была поставлена под неусыпный контроль обер-прокурора Синода и его агентов, лишилась большей части земельных владений.

Билет№ 1 6 Установление власти церкви. После того как христианство в 313г. было признано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, « государство в государстве» Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняя организация. На вселенских соборах - высших «съездах» духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укрепляло идейное единство церкви. Начиная с VI в. в Западной Европе стали появляться монастыри. Первый был основан святым Бенедиктом в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монастырей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри были на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готовили священнослужителей; особое значение придавалось переписыванию рукописей, и в результате благодаря усилиям монахов до наших дней дошли и богословские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии. Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зависела ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской цивилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыблемость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин, один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем». Догматы - основные положения вероучения, принятые для всех верующих и не подвергающиеся сомнению. Отцы церкви - христианские писатели, которых церковь признала наиболее авторитетными толкователями Священного Писания.

2) Внешняя политика России в 19 веке. Отечественная война 1812 года. Крымская война. 18 53-18 56

Причины Крымской войны:

Конфликт России с Францией. Османская Империя хотела вернуть территории, потерянные в русско-турецких войнах.

Итоги и значения Крымской войны: Война закончилась подписанием в 1856 году в Париже Мирного договора, по которому Чёрное море объявлялось нейтральным. Россия лишилась устья Дуная и т.д. Ход: Крайнее истощение сил в Крыму и русские успехи на Кавказе привели к прекращению военных действий. Начались переговоры сторон. Причины Отечественной войны: Стремление Наполеона к мировому господству. Обострение противоречий между Россией и Францией. Планы России по восстановлению старых порядков в Европе. Ход: В ходе войны ярко проявились гуманизм, мужество, патриотизм всех людей. Многие западные районы были разорены, это оказывало огромное влияние на развитие России.

Билет№ 17 2) Реформы 60-70 годов 17 века. Александр II.Реформы в российской историографии известны как «Великие реформы».

Основные преобразования: 1)Крестьянская реформа, отмена крепостного права (1861).

2)Земская реформа и Судебная реформы (1864)

3)Реформа городского самоуправления (1870)

4)Военная реформа (1874)

5)Реформы в области народного просвещения (1863)

Реформы расширили границы гражданского общества и правового государства в России.

1)Первый этап(15 начало 16в)1492- Колумб в поисках Индии пересек Атлантический океан и открыл Америку. А 1498 . Васко да ама обогнув Африку, привел корабли в Индию. Второй этап(с середины 16в до середины 17в.) В 17в открыта Австрия, европейцы привели свои корабли вокруг Америки и Азии. Расширилось представление людей о странах и народах, в Европе быстро стало развиваться промышленность и торговля. С 1510 начинается завоевание Америки. Португалия и Испания создают положительные империи, как бы поделив мир по меридиану, проходящему через Атлантический океан. Однако встреча различных культурных миров народам вновь открытых земель ничего хорошего не принесла. Из созданных в колониях факторий португальцы отправляли награбленное в Европу. Монопольным поставщиком положительных товаров для Западной Европы стал Лиссаби. Однако сама Португалия в 1580 была завоевана испанским королем Филиппом2.при этом она лишилась и колоний. Испания как единое госуд. Образовалось в 1479 объединились королевства Кастилия и Аргон. На первых порах основным методом эксплуатации колоний было их ограбление. Кроме Португалии и Испании заокеанские колонии приобретают Голландия, Англия, Франция. В условиях дефицита рабочей силы в новом свете носили выход из положения за счет привоза рабов из Африки.. Работорговля стала одним из источников первоначального накопления капитала. В результате непроизводительного использования державы долго не продержались и в 16 в начался их упадок. Иначе складывались взаимоотношения Запада с высокоразвитыми цивилизациями Индии, Китая и Японии. Япония и Китай закрыли свои страны, стремясь противостоять натиску «варваров». В Индии, где переживала кризис некогда могуществ. Держава монголов, европейцы добились значительно больших успехов. К середине 17 в, здесь утверждаются европейские торговые компании. Приобретая все более заметное эконом и полит влияние.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Сочинение

1. Исторический фон «Слова...».
2. Противопоставление личной славы и блага родной земли. Образы Игоря и Святослава.
3. Высокий патриотизм «Слова...». О Русская земля! Уже за холмом ты!

«Слово о полку Игореве» События, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве», относятся к концу XII века. Однако две «язвы» - княжеские междоусобицы и половецкие набеги, особенно жестоко терзающие многострадальную Русь, «открылись» значительно раньше. Собственно говоря, тот громадный урон, который наносили русским землям половцы, во многом и был предрешен раздробленностью, разрозненностью княжеств, враждой русских князей между собой. Это очень наглядно показано в «Слове...». «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Кто такие были половцы? Степняки, кочевники, они приходили и уходили, как потоки сухого раскаленного ветра, оставляя после себя разоренные города и села. Существует версия, что образ Змея Горыныча в русских сказках, сжигающего все на своем пути, уводящего людей в плен - это своеобразная вариация исторической памяти о набегах степных народов.

Очевидно, что справиться с этим испытанием было возможно, лишь объединив силы всех русских княжеств. Попытку создания подобного военного союза предпринял князя киевский Святослав Всеволодович. Хотя объединить всех князей ему не удалось, определенных успехов он достиг: сообща с теми, кто откликнулся на его призыв, он в 1183 году разбил половцев. Планировался еще один поход, который должен был закрепить успехи русского оружия.

Среди союзников Святослава был Игорь, князь Новгород-Северский. Именно его несвоевременная инициатива разрушила дальнейшие планы русских. Игорь возглавил собственную дружину и выступил против половцев. Однако он был разбит и взят в плен. Но поражение Игоря имело печальные последствия не только для него и его сторонников. Многие русские земли снова подверглись жестокому нападению половцев, воспрянувших после победы над Новгород-Северским князем. Что же заставило Игоря выступить против половцев с малочисленной дружиной? Казалось бы, никакой объективной необходимости в этом не было - враг не стоял у ворот его крепости, более того, князь имел определенные обязательства по участию в общем походе. А разгадка проста. Она кроется в понимания личной славы и доблести как высшей ценности. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим», - сетует мудрый Святослав, узнав о пленении Игоря, его родных и друзей, участвовавших с ним в злополучном походе. Отношение к личной славе воина как к величайшей ценности в раннем Средневековье было характерно не только для Руси, но и для других народов Европы. Однако автор «Слова...», несмотря на прославление доблести князя Игоря и его воинства, указывает на то, что для правителя высшей ценностью должно быть благо его страны. Слава простого воина в подвигах на поле брани, а честь и слава князя - в первую очередь в благоденствии подданных. Таким образом, отвага и доблесть кня-

зя должна служить во благо его народу, а не проявляться нерасчетливо, только ради того, чтобы дать тему для песен сказителей.

Удивительно, но неразумный поступок Игоря действительно был воспет неизвестным автором (или авторами) «Слова,..». Вполне возможно, что произведение было создано по заказу самого князя или кого-то из его близких. Во всяком случае, похвала Игорю в тексте «Слова...» присутствует. Конечно, в определенном смысле князь Игорь заслуживает уважения за свою храбрость и решительность. Однако ему недостает мудрости, этого благословенного качества немногих по-настоящему великих правителей, идеал которого для автора «Слова...» воплотился в образе князя киевского Святослава Всеволодовича. Святослава и его сторонников едва ли справедливо будет считать недостаточно храбрыми воинами. Однако разница между Святославом и Игорем заключается в том, что киевский князь объективно оценил собственные силы и пришел к выводу, что без помощи других князей поход против половцев не принесет желаемого результата.

Интересно отметить, как эти два персонажа «Слова...» относятся к явлениям, которые они расценивают как дурные предзнаменования. Игорь и его воины стали свидетелями солнечного затмения. Тень, накрывшая все войско, вероятно, поразила воображение древних русичей - люди Средневековья относились к подобным явлениям с трепетом. В самом деле, затмение было предостережением не в меру рискованному князю - ведь впереди его воинов ждали плен или гибель. Но как повел себя Игорь? Хотя он и счел затмение знаком свыше, он не остановился. Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Что же касается Святослава, то он увидел пророческий сон, предвещающий беду для Русской земли. Проснувшись, князь киевский узнает о походе Игоря и его пленении. Как же поступил Святослав? Он старается как можно скорее собрать других русских князей, чтобы идти на помощь Игорю и защитить Русь от нового вторжения степняков. Итак, Игорь действует вопреки всему, вопреки договору, целесообразности и даже божественному предзнаменованию. Задачей Святослава, как более мудрого, становится минимизация урона от несвоевременного удальства Игоря. Автор «Слова...», несмотря на то что восхваляет доблесть Игоря, искренне переживает по поводу его пленения, радуется его освобождению из неволи, постоянно сокрушается: «А Игорева храброго полка не воскресить!» В этой короткой фразе кроется не только печаль, но и осуждение необдуманного поступка Новгород-Северского князя. Ведь жажда славы, приведшая Игоря в плен, обернулась бедой не только лично для него, но и для всей Русской земли. В неизмеримо большей мере, чем Игорь, заслуживает славы Святослав Всеволодович, усмиривший половцев. Автор «Слова...» упоминает о том, что многие другие народы прославляют мудрость Святослава, укоряя Игоря: «...немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, который погрузил богатство на дно Каялы, реки половецкой - русское золото рассыпал». Однако в чем же сила и притягательность «Слова о полку Игореве», помимо высокой художественности повествования? Разве это такое уж значительное событие - поход Новгород-Северского князя, да к тому же неудачный поход? Но следует иметь в виду, что в сюжете «Слова...», в рассыпанных в его тексте упоминаниях о княжеских междоусобицах, в обрисованном несколькими штрихами образе князя киевского Святослава
скрыт глубокий смысл. Автор Произведения наглядно показывает, какими бедами грозят стране раздробленность и вражда князей. Только в единении, в стремлении сообща беречь и защищать родную землю автор «Слова...», как и князь Святослав, видит будущее Руси.

Другие сочинения по этому произведению

Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" - исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» - образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна - продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве"

Эта культура впоследствии вошла, как определяющая и важнейшая часть, во всю культуру Древней Руси: свод Ярослава лег в основу всего последующего русского летописания, определив его содержание и стиль; "Слово" Илариона получило широкую популярность и отразилось не только во многих: произведениях древнерусской письменности, но и в письменности славянской. "Слово" Илариона и, в особенности, две последние, наиболее патриотические части его отразились в похвале Владимиру в Прологе (XII–XIII в.), в Ипатьевской летописи (похвала Владимиру Васильковичу и Мстиславу Васильковичу), в житии Леонтия Ростовского (XIV–XV в.), в произведениях Епифания Премудрого (в житии Стефана Пермского) и др. "Слово" Илариона созвучно даже народному творчеству. Та часть "Слова", где Иларион обращался к Владимиру с призывом встать из гроба и взглянуть на оставленный им народ, на своих наследников, на процветание своего дела, близка к излюбленной схеме народных плачей о царях (о Грозном, о Петре). Наконец, за русскими пределами "Слово" Илариона отразилось в произведениях хиландарского сербского монаха Доментиана (XIII в.) - в двух его житиях: Симеона и Саввы.93 Молитва Илариона, заканчивавшая собою "Слово", повторялась во все наиболее критические моменты древнерусской жизни. Строки ее, посвященные мольбе за сохранение независимости Русской земли, произносились в наиболее грозные годины вражеских нашествий.

Архитектура эпохи княжения Ярослава так же, как и книжность, была обращена к будущему Русской земли. Грандиозные соборы Ярослава в Киеве, в Новгороде и в Чернигове были задуманы как палладиумы этих городов. София Киевская соперничала с Софией Константинопольской. Замысел этой Софии был также проникнут идеей равноправности Руси Византии, как и вся политика эпохи Ярослава, основанная на стремлении создать свои собственные, независимые от Империи центры книжности, искусства, церковности. Не случайно, думается, София в Киеве, церковь Спаса в Чернигове, София в Новгороде остались самыми крупными и роскошными церковными постройками в этих городах на всем протяжении русской истории до самого XIX в. София Новгородская никогда не была превзойдена в Новгороде, ни в своих размерах, ни в пышности своего внутреннего убранства, ни в торжественно-монументальных формах своей архитектуры.

Знаменательно, что вся культура эпохи Ярослава, все стороны культурной деятельности первых лет XI в. проходят под знаком тесного взаимопроникновения архитектуры, живописи, политики, книжности.

7

При Ярославе высоко вырос международный авторитет Киевского государства. Русь выступает на страницах западноевропейских исторических документов не как отсталая, варварская страна, а как равноправное государство. Об этом же свидетельствуют обширные политические связи Киевской Руси со всеми европейскими государствами. Сам князь Ярослав Мудрый был связан со всеми дворами Европы. Он был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Старшая дочь его была замужем за французским королем Генрихом I и была одно время регентом Франции при своем малолетнем сыне Филиппе I. Вместе со своим несовершеннолетним сыном она подписывала французские государственные документы. Средняя дочь Анастасия была "замужем за венгерским королем Андреем I. Сын Ярослава Всеволод был женат на греческой царевне Анне; он был высоко образован и владел пятью иностранными языками. Сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира. Упорно добивался руки дочери Ярослава Елизаветы знаменитый викинг Гаральд Строгий, впоследствии норвежский король, подвиги которого гремели по всей Европе.

Внешний облик Киева, его замечательное искусство, развитие ремесел, обширная мировая торговля соответствовали при. Ярославе международному авторитету Киевского государства, его обширным связям со странами Востока и Запада.

III
ИДЕЯ ЕДИНСТВА РУСИ В ГОДЫ КНЯЖЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Одно из самых значительных явлений русской средневековой культуры - летописание. Политически острая летопись постоянно служила ориентиром в политической жизни городов, княжеств, областей. В летописи скрещивались вое важнейшие идейные течения Руси, в нее вносились наиболее важные документы (договоры, завещания князей, послания) и лучшие исторические литературные произведения.

Возникнув во второй четверти XI в., при Ярославе Мудром, летописание сразу же достигает высоких ступеней развития. Древнейший Киевский свод Ярослава Мудрого и последующие Киево-Печерокие своды 1073 и 1093 гг. были, насколько возможно о них судить по сохранившимся в позднейших летописях фрагментам, произведениями государственного размаха и огромной идейной силы.

1

Попытка Ярослава создать вокруг Софии Киевской прочный оплот русского просвещения не удалась. Вслед за русским митрополитом Иларионом, Константинополь снова присылает митрополита - грека. Центр русского просвещения передвигается со второй половины XI в. в Киево-Печерский монастырь, где получали образование первые русские епископы и попы и где книжность и литература нашли себе до поры до времени надежное пристанище.

Первая переработка Древнейшего Киевского свода была произведена около 1073 г. монахом Киево-Печерского монастыря Никоном, книжная деятельность которого оказалась особо отмеченной впоследствии в житии Феодосия. Никон был в свое время (в конце 1060-х годов) сослан в Тмутаракань. Отсюда в своде ряд тмутараканских известий и преданий: о поединке черкеса-касога Редеди с Мстиславом (эпизод этот упомянут в "Слове о полку Игореве"), о хозарской дани и др. Использование фольклора Причерноморья привело к переработке рассказа Древнейшего свода о крещении Руси. Никон ввел в свод так называемую "Корсунскую легенду", рассказывавшую о крещении Владимира не в Киеве, а в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, в результате победы, одержанной им над греками.94

Настроение торжества по поводу водворения нового порядка и христианства, которое охватывало целиком Древнейший свод, сменяется у Никона в новых политических обстоятельствах второй половины XI в, тревогой за судьбу родины, раздираемой феодальными междоусобиями.

Свои политические устремления Никон осторожно выразил, поместив в свод завещание Ярослава Мудрого (произведение, возможно, написанное не Ярославом). В нем Ярослав просит своих сыновей быть "в любви межю собой" и не погубить "землю отець своих и дед своих, иже налезоша трудомь своимь великымъ".95

Свод Никона был подвергнут основательной переработке в 1093 г. В атом своде окончательно оформилась центральная часть летописи в том ее виде, в каком она вошла впоследствии в "Повесть временных лет". Это и позволило исследователям летописания назвать свод 1093 г. "Начальным".

Начальный свод проникнут тем же настроением тревоги за судьбу родины, что и предшествующий ему свод Никона. Междоусобия князей приняли к этому времени такой характер, что летописцу приходилось не только призывать к прекращению распрей, но обосновывать и само единство княжеского рода. О этой целью в свод внесена легенда о призвании трех братьев-варягов. Легенда эта заимствована, повидимому, из новгородской летописи, где живы были еще предания о приглашении наемных дружин варягов. Предания эти оказались трансформированы под воздействием эпических мотивов, сильно распространенных и на Западе и на Востоке, о трех братьях - основателях городов, и под влиянием ходячих средневековых легенд о происхождении правящей династии из иноземных государств.

Замечательною особенностью Печерского Начального свода 1095 г. было использование для его составления Новгородской летописи. Киевское летописание становилось, таким образом, общерусским, не только по идее, но и по исполнению.

В обстановке упадка Киевского государства Начальный свод вступил на путь идеализации старых времен и старых князей, которые как бы противопоставлялись и ставились в пример новым. Ратную доблесть и неутомимость в походах больше всего ценит летописец в первых русских князьях. На основании старых дружинных песен летописец вставил в свой свод известную характеристику Святослава - описал его суровый образ жизни, предприимчивость, подвижность и рыцарское прямодушие, с которым он предупреждал о. себе врагов, ввел его энергичные обращения к дружине перед битвами и т. д.

Побуждая князей к активной политике против степи, летописец в полных трагизма и скорби словах повествует о хищных набегах половцев, разорявших Русскую землю, толпами уводивших в рабство население сел! и городов. Печальные, с осунувшимися лицами, с ногами в путах, гонимые "незнаемою страною",96 мучимые жаждою и голодом пленники со слезами говорили друг другу: "аз бех сего города", "аз сея вси" (села).

Летописец Начального свода принадлежал к тем "смысленным мужам", которые видели несчастье Русской земли в распрях князей, головой пробивавших себе дорогу к Киевскому столу, и не раз обращались к князьям с призывом: "почто вы распря имате межи собою, а погании [язычники - степные народы] губять Землю Русьскую".97

III. Идея единства Руси в годы княжения Владимира Мономаха

Одно из самых значительных явлений русской средневековой культуры - летописание. Политически острая летопись постоянно служила ориентиром в политической жизни городов, княжеств, областей. В летописи скрещивались вое важнейшие идейные течения Руси, в нее вносились наиболее важные документы (договоры, завещания князей, послания) и лучшие исторические литературные произведения.

Возникнув во второй четверти XI в., при Ярославе Мудром, летописание сразу же достигает высоких ступеней развития. Древнейший Киевский свод Ярослава Мудрого и последующие Киево-Печерокие своды 1073 и 1093 гг. были, насколько возможно о них судить по сохранившимся в позднейших летописях фрагментам, произведениями государственного размаха и огромной идейной силы.

1

Попытка Ярослава создать вокруг Софии Киевской прочный оплот русского просвещения не удалась. Вслед за русским митрополитом Иларионом, Константинополь снова присылает митрополита - грека. Центр русского просвещения передвигается со второй половины XI в. в Киево-Печерский монастырь, где получали образование первые русские епископы и попы и где книжность и литература нашли себе до поры до времени надежное пристанище.

Первая переработка Древнейшего Киевского свода была произведена около 1073 г. монахом Киево-Печерского монастыря Никоном, книжная деятельность которого оказалась особо отмеченной впоследствии в житии Феодосия. Никон был в свое время (в конце 1060-х годов) сослан в Тмутаракань. Отсюда в своде ряд тмутараканских известий и преданий: о поединке черкеса-касога Редеди с Мстиславом (эпизод этот упомянут в «Слове о полку Игореве»), о хозарской дани и др. Использование фольклора Причерноморья привело к переработке рассказа Древнейшего свода о крещении Руси. Никон ввел в свод так называемую «Корсунскую легенду», рассказывавшую о крещении Владимира не в Киеве, а в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, в результате победы, одержанной им над греками.

Настроение торжества по поводу водворения нового порядка и христианства, которое охватывало целиком Древнейший свод, сменяется у Никона в новых политических обстоятельствах второй половины XI в, тревогой за судьбу родины, раздираемой феодальными междоусобиями.

Свои политические устремления Никон осторожно выразил, поместив в свод завещание Ярослава Мудрого (произведение, возможно, написанное не Ярославом). В нем Ярослав просит своих сыновей быть «в любви межю собой» и не погубить «землю отець своих и дед своих, иже налезоша трудомь своимь великымъ».

Свод Никона был подвергнут основательной переработке в 1093 г. В атом своде окончательно оформилась центральная часть летописи в том ее виде, в каком она вошла впоследствии в «Повесть временных лет». Это и позволило исследователям летописания назвать свод 1093 г. «Начальным».

Начальный свод проникнут тем же настроением тревоги за судьбу родины, что и предшествующий ему свод Никона. Междоусобия князей приняли к этому времени такой характер, что летописцу приходилось не только призывать к прекращению распрей, но обосновывать и само единство княжеского рода. О этой целью в свод внесена легенда о призвании трех братьев-варягов. Легенда эта заимствована, повидимому, из новгородской летописи, где живы были еще предания о приглашении наемных дружин варягов. Предания эти оказались трансформированы под воздействием эпических мотивов, сильно распространенных и на Западе и на Востоке, о трех братьях - основателях городов, и под влиянием ходячих средневековых легенд о происхождении правящей династии из иноземных государств.

Замечательною особенностью Печерского Начального свода 1095 г. было использование для его составления Новгородской летописи. Киевское летописание становилось, таким образом, общерусским, не только по идее, но и по исполнению.

В обстановке упадка Киевского государства Начальный свод вступил на путь идеализации старых времен и старых князей, которые как бы противопоставлялись и ставились в пример новым. Ратную доблесть и неутомимость в походах больше всего ценит летописец в первых русских князьях. На основании старых дружинных песен летописец вставил в свой свод известную характеристику Святослава - описал его суровый образ жизни, предприимчивость, подвижность и рыцарское прямодушие, с которым он предупреждал о. себе врагов, ввел его энергичные обращения к дружине перед битвами и т. д.

Побуждая князей к активной политике против степи, летописец в полных трагизма и скорби словах повествует о хищных набегах половцев, разорявших Русскую землю, толпами уводивших в рабство население сел! и городов. Печальные, с осунувшимися лицами, с ногами в путах, гонимые «незнаемою страною», мучимые жаждою и голодом пленники со слезами говорили друг другу: «аз бех сего города», «аз сея вси» (села).

Летописец Начального свода принадлежал к тем «смысленным мужам», которые видели несчастье Русской земли в распрях князей, головой пробивавших себе дорогу к Киевскому столу, и не раз обращались к князьям с призывом: «почто вы распря имате межи собою, а погании [язычники - степные народы] губять Землю Русьскую».

2

Бесспорно одна из лучших русских летописей - «Повесть временных лет», составленная в 1110–1118 гг.

В предшествующий созданию «Повести» период, на рубеже XI и XII вв., Киевская Русь испытывает на себе наиболее тяжкие удары кочевников, ставшие жесточайшим народным бедствием. Степные кочевники - половцы - делают отчаянную попытку прорвать оборонительную линию земляных валов, которыми Русь огородила с юга и юго-востока свои степные границы, и осесть в пределах Киевского государства. В 1096 г. половецкий хан Боняк чуть не ворвался в Киев, ограбил и разорил Печерский монастырь, когда монахи спали по кельям. Теснимая с севера половцами и печенегами, а с моря турецким флотом с Чахой во главе, союзная Киеву Византия была бессильна предотвратить грозившую ей самой опасность.

В этот тяжелый период русской истории в Киевской Руси консолидируются силы, стремящиеся к решительному нажиму на степь. Подъем этот (совпадает с освободительным движением в Испании против господства мавров и с общим движением в Европе на Восток в отпор наступающим туркам, прервавшим европейскую торговлю с Азией. Русь, составлявшая левый фланг европейской обороны против напора кочевых и полукочевых народов, полукольцом охвативших Европу, объединяется под властью Владимира Мономаха и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь. Степные походы Мономаха сбивают волну половецких набегов и спасают самую Византию от гибели.

Именно в это время составляется замечательный памятник русского летописания - «Повесть временных лет», вся проникнутая единой мыслью о Русской земле, о ее защите, о необходимости единения перед лицом внешней опасности.

«Повесть временных лет» одновременно завершает целый период киевского летописания и вместе с тем является основой всех последующих летописаний, начало которых она, обычно, составляет.

История создания величайшего памятника русского летописания - «Повести временных лет» - чрезвычайно сложна и запутана. Здесь сказалась работа целых поколений русских книжников, сказались сложные искания исторической мысли, сложное мировоззрение, в котором боролись аскетические монашеские настроения с реальными запросами русской жизни. Многочисленные литературные источники устные и книжные, русские и иноземные, язык «Повести», то просторечный, близкий к разговорному, то книжный, пересыпанный славянизмами и грецизмами, легли в основу этого грандиозного творения. В создании «Повести» принимали участие две литературные школы - Киево-Печерская и Выдубецкая, по-разному понимавшие свои задачи, но удачно сложившие свои силы в произведении, отличающемся убедительной законченностью, цельностью архитектоники.

В 1110 г. монах Печерского монастыря Нестор переработал Начальный свод 1095 г. К новому своду Нестор привлек византийский исторический материал - хронику Георгия Амартола и его продолжателя, затем компилятивный «Хронограф по великому изложению» и др.

Нестор связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение. Программа летописца и его задачи точно сформулированы в самом названии «Повести»: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Показать Русскую землю в ряду других европейских стран, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель составителя «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли. Задача эта выполнена летописцем с необыкновенным тактом и художественным чутьем. Широкий замысел сообщил спокойствие и неторопливость рассказу летописца, целеустремленность и твердость его суждениям, художественное единство и монументальность всему произведению в целом.

Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории, предшествующим сложению Киевского государства. Летописец вводит Русь на мировую историческую арену, сообщая самые разнообразные сведения - географические, этнографические, культурно-исторические. Неторопливо раскрывает летописец ту историческую обстановку, в которой родилось Русское государство, рассказывает сперва о народах мира, затем о древнейших судьбах славянского племени и «словенского» языка. Просто и наглядно дает летописец географическое описание Руси, путей, связывающих ее с другими странами, с замечательной последовательностью начиная свое описание с водораздела рек Днепра, Западной Двины, Волги. Далее летописец описывает древнейший быт русских племен, рассматривая их как единый народ, и не забывает при этом упомянуть о соседящих с ними мере, черемисах, муроме и мордве.

Летописец обращает внимание на происхождение русского языка, как на главный признак русской народности. Он выступает первым в русской истории и в истории славянства вообще защитником идеи общеславянского единства: «бе бо един язык Словеньск; а Словеньск язык и Русьскыи един есть…, аще и поляне зъвахуся, но Словеньска речь бе; полями же прозъвашася, зане в поли седяху, а язык Словеньск бысть им един».

Чтобы придать особую значительность христианскому просвещению на Руси, составитель «Повести» включил в нее легенду о путешествии апостола Андрея через Русскую землю. Андрей благословил Киевские горы, а в Новгороде посмеялся банному обычаю: «како ся мыють и хвощются [хлещутся] младыми прутьями» и обливаются «квасом уснияным». «И того ся добьють, егда влезуть ли живи и облеются водою студеною и тако оживуть. И то творять мовение себе, - прибавляет Андрей, - а не мучение». В этом сочетании торжественного с комическим проявился подлинный художественный Темперамент летописца, не боящегося заставить апостола произносить каламбуры.

Собственно русскую историю летописец дополнил договорами русских с греками, взятыми им из княжеского архива, включил легенду о сожжении Ольгой Искоростеня, о белгородском киселе и др.

Обильно отразились в «Повести» произведения устного народного творчества. С русскими былинами роднит «Повесть» главным образом основная, общая им тема - оборона Русской земли от восточных кочевников. Так же, как и русские былины, летописец воспевает богатырство, силу, доблесть и подвиги русских воинов. Поединщики-богатыри по-былинному решают в летописи исход войны единоборством перед войсками. Один из редких подвигов былинного характера отразился в летописном рассказе о поединке юноши-кожемяки с печенежским богатырем перед лицом двух войск - русского и печенежского.

Летопись рассказывает, как русские, вызванные на единоборство, тщетно искали поединпщка, который смог бы противостать печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» князь Владимир и как, наконец, объявился некий старый муж я сказал Владимиру: «Князь, есть у меня один сын - меньшой - дома; с четырьмя вышел я сюда, а тот дома остался. Из детства никто еще не мог его победить: однажды я его журил, а он мял кожу, так в сердцах он разорвал ее руками». Услышав это, князь Владимир обрадовался и послал за младшим сыном старика, кожемякой. Приведенный к князю, неказистый на вид, юноша просит предварительно испытать его и привести ему большого и сильного быка. Быка привели, раздразнили его горячим железом и пустили бежать. Когда бык бежал мимо, юноша-кожемяка схватил быка рукой за бок и вырвал ему кусок кожи с мясом. Видя это, Владимир разрешил юноше бороться с печенежским богатырем.

На следующее утро печенеги выпустили своего превеликого и страшного богатыря, а русские - своего. Увидел его печенежин и посмеялся, потому что русский богатырь был мал ростом. Полки размерили место для поединка, и богатыри сошлись. Юноша-кожемяка так сильно сжал печенежина руками, что удавил его и бросил его на землю. Раздался крик в полках, и устрашенные печенеги бежали. Обрадованный Владимир заложил на месте поединка город, а скромного кожемяку сделал «великим мужем».

В этом рассказе «Повести» впервые отразилась мысль, ставшая затем излюбленным мотивом русской литературы вплоть до наших дней, о скромности настоящего героизма, о силе народного духа в незаметных внешне героях (Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Достоевский и др.). Невысокий ростом ремесленник, пятый сын своего отца, которого даже не берут в поход, а оставляют дома, побеждает превеликого и страшного богатыря-печенежина, против которого не решался выйти никто из профессионалов-воинов.

Спустя короткий срок, в 1116 г., потребовалась новая переработка летописи. Причина, побудившая к этой переработке, заключалась в том, что «Повесть», торжественная и патетичная вначале, не давала ответов на вопросы современной ей политики в известиях, касавшихся княжения Владимира Мономаха.

На этот раз летописание было перенесено по воле Мономаха в Выдубецкий Михайловский монастырь, державшийся политической ориентации Мономаха. Сторонник Мономаха - игумен Сильвестр - особенно придирчиво переработал последние летописные статьи с 1093 г. по 1110 г., идеализировал Мономаха за его походы на половцев, за властную политику, за ум, за смелость и заботу об общенародных интересах.

Сильвестр не скупится приводить программные речи Мономаха, в которых последний призывал к единству Руси, к твердому отпору наступающей степи: «Почто губим Русьскую Землю, сами на ся котору деюще, а Половци землю нашу несуть розно и ради суть, иже межю нами рати; да ноне отселе имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли». C сочувствием передает Сильвестр возражения Мономаха дружине, не хотевшей итти в поход на степь, чтобы не губить по весенней распутице лошадей смердов: «дивно ми, дружино, - говорит им Мономах, - оже лошадий жалуете, ею же кто ореть [пашет]; а сего чему не промыслите, оже то начнеть орати [пахать] смерд, и приехав половчин ударить и [его] стрелою, а лошадь его поиметь, а в село его ехав иметь жену его и дети его, и все его именье. То лошади жаль, а самого не жаль ли».

С тою же целью возвеличения общенародных устремлений Мономаха введен в «Повесть» драматичный рассказ попа Василия об ослеплении в междоусобной борьбе с родичами князя Василька Теребовльского. Множество бытовых подробностей и реалий делает этот рассказ одним из самых живых в летописи киевского периода. С потрясающей силой развертывает рассказ Василия картину феодальных раздоров. Подробно и не торопясь повествует поп Василий, как заманили Василька на именины, как постепенно оставили ею одного в комнате, как схватили и везли затем на телеге в Белгород, где бросили в «истобку [избу] малу». Оглядевшись Василько догадался, что хотят с ним сделать, стал кричать и плакать. Вошли конюхи, разостлали ковер и хотели повалить на него Василька. Василько отчаянно отбивался. Конюхи позвали подмогу. Василька схватили и связали, а затем сняли с печи доску, положили ему на грудь и сели по концам. Но Василько и тут сопротивлялся так отчаянно, что сняли с печи и вторую доску и придавили ею «яко персем троскотати [трещать]». Кончив точить, нож, овчарь Святополка подошел и ударил им в глаз Василька, но сначала промахнулся и перерезал ему лицо: «И есть рана та Василька и ныне». «По семь же вверте ему ножь в зеницю и изя зеницю, по сем в другое око въврьте ножь и изя другую зеницю». Ослепленного, едва живого Василька снова взвалили на телегу я повезли во Владимир Волынский. Трогателен путевой эпизод с окровавленной сорочкой Василька, которую ослепители, остановясь для обеда в Воздвиженске, дали постирать попадье.

«Сего не бывало есть в Русьскей земьли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла», - сказал ужаснувшийся при известии об ослеплении Василька Владимир Мономах и послан за Давидом и Олегом Святославичами сказать: «поидета к Городцю, да поправим сего зла, еже ся створи се в Русьскей земьли и в нас, в братьи, оже ввержен в ны ножь: да аще сего не правим, то болшее зло встанеть в нас, и начнетъ брат брата закалати, и погыбнетъ земля Руская, и врази наши, половци, пришедше возмуть земьлю Русьскую».

Сознание необходимости единения перед лицом внешней опасности, возмущение моральной низостью современных летописцу русских князей, их раздорами, составляют основную мысль летописи в описании феодального разброда конца XI в. Не было «сякого зла» в Русской земле, не такие были русские князья в прежние времена, не разоряли они населения поборами, обороняли Русскую землю, советовались во всем со своей дружиной, в ладьях на холстинных парусах ходили на самую Византию, гнушались золотом и паволоками, любя одно оружие. «Отци ваши и деди ваши трудом великим и храбрьством, побарающе по Русьской земли, ины земли приискываху, а вы хочете погубити землю Русьскую», - в этом обращении к русским князьям в 1097 г. ключ к историческим воззрениям на события своего времени составителя «Повести временных лет». Есть и сейчас князья, подобные древнему Святославу - это Владимир Мономах; его держитесь, как бы хочет сказать выдубецкий летописец.

Своим призывом на борьбу со степью, к прекращению междоусобий и к сплочению вокруг Владимира Мономаха выдубецкий летописец внес последний штрих в «Повесть временных лет», сделав ее цельным и законченным произведением, отразившим глубокое понимание национальных задач и точно отвечавшим политическим запросам своего времени.

Впоследствии, когда составлялись новые летописи, «Повесть временных лет» всегда переписывалась в их начале. «Повесть» как бы служила политическим введением к разного рода городским, княжеским, митрополичьим летописям и идеи ее (идеи защиты родины) резко отражались в последующем летописании. В тяжкие годы татаро-монгольского ига бесчисленные списки «Повести временных лет», открывавшие собою местные, городские и княжеские летописи, напоминали русскому народу о временах его независимости, о былом могуществе его родины, о необходимости объединения для борьбы о грозным степным врагом. Призывы «Повести» к борьбе со степными кочевниками - половцами - воспринимались в те годы как призывы к борьбе с татарами и сыграли значительную роль в пропаганде идеи свержения татаро-монгольского ига на Руси.

Такова была замечательная русская летопись, созданная по повелению Владимира Мономаха.

3

Богатое разнообразными литературными фактами время Владимира ярче всего характеризуется произведениями самого Мономаха- талантливого и начитанного писателя.

Сохранившееся в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. «Поучение» Мономаха (в испорченном состоянии) распадается на два произведения: «грамотицу» Мономаха к своим детям («поучение» в собственном смысле этого слова)и послание Мономаха к князю Олегу Святославичу черниговскому, в котором он оплакивает своего сына Изяслава, убитого в 1096 г. под Муромом в сражении с войсками этого Олега, и просит отпустить захваченную им сноху - вдову Изяслава.

Идеологическое содержание «Поучения» Мономаха не ограничивается призывом сыновей и всех, «кто прочтет» его «Поучение», к единению, к прекращению междоусобий, к соблюдению общенациональных интересов. Идея борьбы с братоубийственными междоусобиями заключена была еще в завещании Ярослава I: «имейте в себе любовь, понеже вы есте братья единого отца |и матере». Мономах дает в автобиографической части своего «Поучения» образ мужественного, деятельного, смелого, неутомимого правителя, горячего печаловника о Русской земле, который «ночь и день, на зною и на зиме, не дал себе упокоя». Мономах приглашает заботиться о смерде, о челяди, о «хрестьяных душах» и «убогих вдовицах», призывает к строгому соблюдению крестных целований, осуждает междоусобия и особенно пользование военной помощью чужеземцев, поляков и половцев, которых наводили князья на Русскую землю для решения своих династических споров. «Не вдавайте сильным погубити человека», - пишет Мономах в «Поучении» и, вместе с тем, приглашает не лениться в учении, не лениться в дому своем и на молитве, не лениться «на войне и на ловех».

«На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите [не предавайтесь], ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанете; а оружья не снимайте с себе вборзе, не разглядавше ленощами, внезапу бо человек погыбает». Таков своеобразный воинский устав Мономаха.

Политическая программа Мономаха находит себе объяснение в событиях его времени. Мономах в общенародных интересах энергично стремился к смягчению феодальной эксплоатации, достигшей в конце XI в. чрезвычайно жестких форм, к установлению на Руси твердой и единой великокняжеской власти и к активному наступлению на степь.

Свой образ князя-патриота Мономах дополнил личным примером. Мономах описывает в «Поучении» свои «пути» и «ловы», т. е. военные и охотничьи подвиги, всюду, наряду с христианским идеалом воздержания от греха, молитвой, уважением к старшим и духовным лицам, проповедуя идею деятельной, жизни, неустанного труда на пользу родины, отваги и энергичной защиты интересов своего народа. «А из Чернигова до Киева нестишь [около 100 раз] ездих ко отцю, днем есмь переездил до вечерни; а всех путий [походов] 80 и 3 великих, а прока [прочих] не испомню меньших. И миров есм створил с половечьскыми князи без единого 20… А се тружахъся ловы дея… конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20… Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол… вепрь ми на бедре мечь оттял… лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже…».

Реальным изображением княжеского поведения - походов, сражений, охот, заключений договоров, каждодневного, неустанного соблюдения народных интересов и т. д. - Мономах дополнил свои патриотические наставления, дал нарочитый образец для подражания.

Мономах не стремился составить в своем поучении законченную автобиографию или законченный автопортрет, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными и в которых постоянно акцентируется им общественно-идейная сторона. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляло не личный, а гражданский, общенациональный интерес, заключается замечательное своеобразие автобиографии Мономаха, резко противоположной эгоцентрической автобиографий протопопа Аввакума или автобиографическим отрывкам в переписке Курбского с Грозным - двум другим автобиографическим произведениям в древней русской литературе. Образ Мономаха выступает в «Поучении» как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности. «Поучение» Мономаха давало жизненный идеал князя-патриота, администратора, хозяина, воина, отвечало на конкретные запросы русской жизни. Можно предполагать, что «Поучение» имело значительный резонанс в русской действительности. Не случайно Владимир Мономах был впоследствии идеализирован русской летописью.

4

Времени Мономаха принадлежит первое из дошедших описаний паломничеств - «Хождение» Даниила, также отразившее патриотические идеи эпохи. Средневековые паломничества в «святую землю» имели существенное познавательное значение, способствовали международному обмену культурными ценностями, приучали к терпимости и, вместе с тем, развивали в паломниках здоровое национальное чувство.

Замечательною чертою Даниила является отсутствие в нем каких бы то ни было узко местных тенденций. Всюду, куда он ни попадает, он чувствует себя представителем всей Русской земли в целом. Он называет себя «русские земли игуменом», у гроба Господня ставит «кандило» «от всея русьскые земли», отличается терпимостью к чуждым верованиям (латинству и магометанству) и умеет всюду внушить к себе уважение, не вмешиваясь в распри сарацин и крестоносцев. Даниил свел - знакомство со «старейшиной срацинъским» и иерусалимским королем Балдуином I, Фландрским (1110–1118) и побывал там, куда не пускали других.

Наши представления о литературе времени Мономаха далеко неполны, но и то, что мы знаем, свидетельствует о тех широких и разнообразных путях, на которые вступила в это время культура Киевского государства, черпавшая свои идейные силы в защите общенародных интересов, в идее единения перед лицом внешней опасности.

В литературе этою периода нет той стройности и торжественности, которая была в литературных произведениях времени Ярослава, но она ближе к русской жизни, она разнообразнее, как разнообразнее были и запросы эпохи, она неспокойна и тревожна, как тревожны были события того времени.

94 История русской литературы, т. I. Изд. Инст. литер. Акад. Наук СССР, М.-Л., 1940, стр. 271 (гипотеза покойного В. Л. Комаровича).

95 Лаврентьевская летопись под 1054 г.

96 Ср. в «Слове о полку Игореве» - «земля незнаема» - половецкая степь.

1. Исторический фон «Слова...».
2. Противопоставление личной славы и блага родной земли. Образы Игоря и Святослава.
3. Высокий патриотизм «Слова...». О Русская земля! Уже за холмом ты!

«Слово о полку Игореве» События, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве», относятся к концу XII века. Однако две «язвы» — княжеские междоусобицы и половецкие набеги, особенно жестоко терзающие многострадальную Русь, «открылись» значительно раньше. Собственно говоря, тот громадный урон, который наносили русским землям половцы, во многом и был предрешен раздробленностью, разрозненностью княжеств, враждой русских князей между собой. Это очень наглядно показано в «Слове...». «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Кто такие были половцы? Степняки, кочевники, они приходили и уходили, как потоки сухого раскаленного ветра, оставляя после себя разоренные города и села. Существует версия, что образ Змея Горыныча в русских сказках, сжигающего все на своем пути, уводящего людей в плен — это своеобразная вариация исторической памяти о набегах степных народов.

Очевидно, что справиться с этим испытанием было возможно, лишь объединив силы всех русских княжеств. Попытку создания подобного военного союза предпринял князя киевский Святослав Всеволодович. Хотя объединить всех князей ему не удалось, определенных успехов он достиг: сообща с теми, кто откликнулся на его призыв, он в 1183 году разбил половцев. Планировался еще один поход, который должен был закрепить успехи русского оружия.

Среди союзников Святослава был Игорь, князь Новгород-Северский. Именно его несвоевременная инициатива разрушила дальнейшие планы русских. Игорь возглавил собственную дружину и выступил против половцев. Однако он был разбит и взят в плен. Но поражение Игоря имело печальные последствия не только для него и его сторонников. Многие русские земли снова подверглись жестокому нападению половцев, воспрянувших после победы над Новгород-Северским князем. Что же заставило Игоря выступить против половцев с малочисленной дружиной? Казалось бы, никакой объективной необходимости в этом не было — враг не стоял у ворот его крепости, более того, князь имел определенные обязательства по участию в общем походе. А разгадка проста. Она кроется в понимания личной славы и доблести как высшей ценности. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим», — сетует мудрый Святослав, узнав о пленении Игоря, его родных и друзей, участвовавших с ним в злополучном походе. Отношение к личной славе воина как к величайшей ценности в раннем Средневековье было характерно не только для Руси, но и для других народов Европы. Однако автор «Слова...», несмотря на прославление доблести князя Игоря и его воинства, указывает на то, что для правителя высшей ценностью должно быть благо его страны. Слава простого воина в подвигах на поле брани, а честь и слава князя — в первую очередь в благоденствии подданных. Таким образом, отвага и доблесть кня-

зя должна служить во благо его народу, а не проявляться нерасчетливо, только ради того, чтобы дать тему для песен сказителей.

Удивительно, но неразумный поступок Игоря действительно был воспет неизвестным автором (или авторами) «Слова,..». Вполне возможно, что произведение было создано по заказу самого князя или кого-то из его близких. Во всяком случае, похвала Игорю в тексте «Слова...» присутствует. Конечно, в определенном смысле князь Игорь заслуживает уважения за свою храбрость и решительность. Однако ему недостает мудрости, этого благословенного качества немногих по-настоящему великих правителей, идеал которого для автора «Слова...» воплотился в образе князя киевского Святослава Всеволодовича. Святослава и его сторонников едва ли справедливо будет считать недостаточно храбрыми воинами. Однако разница между Святославом и Игорем заключается в том, что киевский князь объективно оценил собственные силы и пришел к выводу, что без помощи других князей поход против половцев не принесет желаемого результата.

Интересно отметить, как эти два персонажа «Слова...» относятся к явлениям, которые они расценивают как дурные предзнаменования. Игорь и его воины стали свидетелями солнечного затмения. Тень, накрывшая все войско, вероятно, поразила воображение древних русичей — люди Средневековья относились к подобным явлениям с трепетом. В самом деле, затмение было предостережением не в меру рискованному князю — ведь впереди его воинов ждали плен или гибель. Но как повел себя Игорь? Хотя он и счел затмение знаком свыше, он не остановился. Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Что же касается Святослава, то он увидел пророческий сон, предвещающий беду для Русской земли. Проснувшись, князь киевский узнает о походе Игоря и его пленении. Как же поступил Святослав? Он старается как можно скорее собрать других русских князей, чтобы идти на помощь Игорю и защитить Русь от нового вторжения степняков. Итак, Игорь действует вопреки всему, вопреки договору, целесообразности и даже божественному предзнаменованию. Задачей Святослава, как более мудрого, становится минимизация урона от несвоевременного удальства Игоря. Автор «Слова...», несмотря на то что восхваляет доблесть Игоря, искренне переживает по поводу его пленения, радуется его освобождению из неволи, постоянно сокрушается: «А Игорева храброго полка не воскресить!» В этой короткой фразе кроется не только печаль, но и осуждение необдуманного поступка Новгород-Северского князя. Ведь жажда славы, приведшая Игоря в плен, обернулась бедой не только лично для него, но и для всей Русской земли. В неизмеримо большей мере, чем Игорь, заслуживает славы Святослав Всеволодович, усмиривший половцев. Автор «Слова...» упоминает о том, что многие другие народы прославляют мудрость Святослава, укоряя Игоря: «...немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, который погрузил богатство на дно Каялы, реки половецкой — русское золото рассыпал». Однако в чем же сила и притягательность «Слова о полку Игореве», помимо высокой художественности повествования? Разве это такое уж значительное событие — поход Новгород-Северского князя, да к тому же неудачный поход? Но следует иметь в виду, что в сюжете «Слова...», в рассыпанных в его тексте упоминаниях о княжеских междоусобицах, в обрисованном несколькими штрихами образе князя киевского Святослава
скрыт глубокий смысл. Автор Произведения наглядно показывает, какими бедами грозят стране раздробленность и вражда князей. Только в единении, в стремлении сообща беречь и защищать родную землю автор «Слова...», как и князь Святослав, видит будущее Руси.