Базовые эмоции в дошкольном возрасте. Образовательный портал. Игра как способ обучения

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально .

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.



С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева, тревожности и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.



Неправильное общение в семье может привести:

К односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

К ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

К страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев, тревожность) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными .

Вообще, в целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая .

ВИДЫ ЧУВСТВА И ИХ РАЗВИТИЯ

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

Литература.

1. Анохин П.К.. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва 1966

2. Бачанин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – М.. 2005

3. Выготский В.С. Педагогическая психология. – М., 1991

4. Замораев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь,2002.

5. Запорожец А.В.. Психология - М.: ГУПИ министерства просвещения, 1955

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды Т.1 – М.,1986

7. Изард К. Эмоции человека – М., 1983

8.КалининаР.Р. В гостях у Золушки. Учебное пособие. - Псков 1997

9.Карпухина О.Н. Краткий курс по психологии: учеб. пособие. – М.:Издательство «Окей-книга», 2007

10. Крутецкий В.А. Психология.Учебник для учащихся –М.: Просвещение, 1980

11. Крысько В.Г. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007

12. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.-Феникс. 1998

13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000

14. Н.Ньюкомб. Развитие личности ребенка. Серия «Мастера психологии»– СПб.: Питер,2002.

15. Психология эмоций. Тексты. (под ред. В.К.Вилюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер). – М., 1993

16. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т3 – М,: Москва,1973

17. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. – Современное Слово. 2006

18. Реан А.А., Бордовская... Психология и педагогика. – СПб., 2002

19. Тополянский В.Д. Струкоская М.В.. Психологические расстройства – М.: Медицина, 1986

20.Урунтаева Г.А. Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и сред. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21.Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И.Буянова)- М.: Просвещение, 1990

22. «Вопросы психологии» № 5\2007, Андреева И.Н. «Предпосылки развития эмоционального интеллекта»

23. «Вестник Московского университета» № 3\2005 стр.22

24. «Дошкольное воспитание» № 6\2006, Бабаева М.П. стр.18

25. «Дошкольное воспитание» № 4\2004 , Ежова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности»

26. «Дошкольное воспитание» № 5\2005, Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека»

План.

1.Эмоции и чувства в жизни человека.

2.Актуальность развития эмоций и чувств в наши дни.

3.Особенности эмоций и чувств как психических процессов.

4. Эмоции как психические процессы:

А. Определение эмоций;

Б. Функции эмоций;

В. Классификация основных эмоций;

Г. Вегетативные явления эмоций;

Д. Виды эмоций;

Е.Система эмоционального регулирования – основа формирования отношений с внешним миром;

Ж.Влияние эмоций на психические процессы;

5. Чувства как высшие проявления эмоций.

6. Связь эмоциональных переживаний, сферы чувств с процессами жизнедеятельности организма.

7. Закономерности эмоций и чувств.

8. Физиологические основы эмоций и чувств.

9.Особенности эмоционального развития и развития чувств в онтогенезе.

10. Современные проблемы развития чувств у человека.

«Эмоции являются «центральным звеном»

психической жизни человека, и прежде

всего ребенка»

(Л.Выготский)

1. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Познавая окружающие предметы и явления, знакомясь с ними в своей деятельности, человек не остается к ним безразличным, безучастным. Одни вещи ему нравятся, другие не нравятся. Одни поступки вызывают восхищение, другие – гнев или презрение. Подобного рода психические процессы, как, например, удовольствие, страдание, гнев, восхищение - называются чувствами или эмоциями..

«Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Здесь слова «чувство» и «эмоция» употреблены в качестве синонимов. Но, в сущности, эти понятия отличаются друг от друга. Собственно чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Чувства в отличии от эмоций свойственны только человеку, тогда как примитивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные. Дальше понятие «чувства» и «эмоции» будем рассматривать По-отдельности.» (10).

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Эмоции могут вызываться реальными и воображаемыми ситуациями.. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, но могут слабо проявляться во внешнем поведении. Они, сопровождая то или иное действие в поведении, даже не всегда осознаются, хотя любое действие связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.

Все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять Эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует « генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ» (9)

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Ч.Дарвин утверждал: «Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей».

2. А необходимо ли развивать, воспитывать эмоции и чувства в наши дни? Актуальна ли эта тема в наше время? Познакомившись со статьями в научных журналах, видно, что это очень злободневная тема наших дней.

«внимание исследователей к эмоциональному интеллекту (ЭИ) – совокупности ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой – обусловлено тем, что он является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимитизирует межличностные взаимодействия. Высокий ЭИ способствует теплым отношениям родителей к детям и эмоционально благополучным семейным отношениям. В то же время ЭИ отрицательно коллерируют с проблемами в поведении, такими как агрессивные проявления, жестокость, хулиганство и употребление наркотиков, курение, антисоциальное поведение.

Развитие ЭИ является важным фактором адаптации в социальном окружении. Согласно результатам эмпирического исследования О.И.Власовой, «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, способствуют улучшению социально-психологического климата общности.

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существуют два отличных друг от друга мнения, Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания – вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

Их оппоненты (в частности, Д. Гоулдман) считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является то факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Последней точки зрения придерживаются и Т.П.Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития ЭИ путем специально организованного обучения и воспитания.В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек – развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой. Можно предположить, что обучение в

школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, как мы убедимся в дальнейшем, способствует повышению ЭИ.

Сторонники развития ЭИ утверждают, что в школе необходимо проводить специальное обучение, направленное на развитие эмоциональной компетентности. Подобное «эмоциональное образование» может осуществляться как через прямое обучение, так и через создание определенного психологического климата, вовлечения учеников, учителей и родителей в совместную деятельность. Как показал анализ имеющихся результатов, работа по подобным программам оказывает благотворное действие на психическое здоровье, способствует снижению употребления алкоголя и курения, проявлений антисоциального поведения. Однако строгих замеров их эффективности не проводилось. Отмечается, что предстоит проделать значительную работу по разработке научной основы для методов развития и предъявления тестов ЭИ до и после проведения программ в целях оценки их эффективности.

Очевидно, что разработка научной основы для развития ЭИ должна опираться на знание предпосылок. Цель данного исследования – рассмотреть биологические и социальные предпосылки ЭИ.

К биологическим предпосылкам можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.

Уровень ЭИ родителей. Генетический компонентЭИ связан в первую очередь с полом. В исследованиях Д.Д.Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. Н а основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец-сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения.

- 66.33 Кб

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, как писал К. Чуковский, что жизнь создана только для радости, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психологического роста.

Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умения сдерживать себя. Ж. Пиаже и А. Валлон отмечали использование детьми внешних проявлеий эмоций для воздействия на другого человека. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое, - плачет в присутствии определенного человека, например матери или бабушки, но не отца.

Учет закономерностей эмоций и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных особенностей их проявлений позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребенка к школе. Одним из компонентов ее является эмоциональная готовность, она предполагает не только радостное ожидание начала обучения в школе, но и достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).

II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

§ 1. Основные направления в развитии чувств.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств, так и в форме их протекания. Чувства дошкольника трех - четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Например, нездоровье матери вызвало удвоенную нежность со стороны дочери; она часто жалела больную: "бедная мама", спрашивала, не принести ли ей напиться, обнимала и целовала ее чаще, чем обыкновенно... А однажды вечером сказала явно довольным и радостным тоном: "Мама, если ты завтра еще будешь больна, то я буду делать тебе бутерброды". (К.Штерн)

Здесь нежность к заболевшей матери уступила место удовольствия по поводу возможности выполнять роль взрослой, опекать больную.

Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет или вместе сидит за столом.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Например, однажды мама двух детей пришла домой позже обычного. Дети спали. На столе стояли два стакана из-под молока и крошки хлеба, у кроваток стулья с аккуратно сложенной одеждой. Она нагнулась поцеловать детей и заметила, что у сына щеки в зубном порошке. Утром она спросила: "Почему ты не умылся, весь в порошке?" У него хитро заблестели глаза: "Я нарочно. чтобы ты видела, что я зубы чистил". Он пояснил матери, что и стаканы нарочно не убирал, чтобы мама видела и была спокойна - они выпили оставленное молоко.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится постоянная дружба со сверстником, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия, друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знания и умения. Например, Вова знает много игр, поэтому с ним интересно, играть, весело.

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве -увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто бесчувственны, даже жестоки по отношению к животным. Действительно, нас болезненно поражает равнодушие, с которым ребенок обращается иногда с животными. Он давит муху, топчет жука, разрывает бабочку, хватает за горло котенка. Это производит впечатление полной противоположности проявляющемуся в других случаях сочувствию, состраданию к животным. Однако, во многих случаях безучастие, иногда кажущаяся жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания. Любопытство ребенка, желающего проникнуть внутрь всех вещей, сочетаясь с чисто детской беззаботностью насчет последствий, приводит к проявлениям, которые мы расцениваем как бездушие, жестокость.

Изменение чувств ребенка к зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического. Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого). Они и сами шутят, давая предметам другие названия, переворачивая слова. Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т.п. В шутках детей появляются скрытый смысл, попытки "поймать" собеседника на ответе, не соответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: "Мама, ложка потонет?" - "Конечно". "А деревянная?".

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы. Для трех - четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т, п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодий, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Развитие "разумности" чувств охватывает не только чувства относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего возраста приятна, похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребенка возникает чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящее в дошкольном детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться, ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда, ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличии от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т.п. Во-вторых, он усваивает "язык" чувств принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувства (плач, смех, крик), связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

§ 2. Формирование высших чувств у дошкольников.

Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только определенное значение событий, позднее – их обобщенный смысл. В эксперименте К. Н. Корнилова дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дошкольники отвечали: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в милицию». Старшие дошкольники говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их».

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший – значит красивый), и этические (хороший – значит добрый), и интеллектуальные (хороший – значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» - спрашивает ребенок о героях сказки.

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.

Высшие чувства начинают формироваться с двух - трехлетнего возраста. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора.

Объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Если малышей привлекали звери как подвижные и необычные предметы наблюдения, то дошкольника интересуют их повадки. Он с интересом рассматривает мордочку, лапки, спинку ежика, слушает его пыхтение, любовно ухаживает за зверьком. Забота о птицах и зверьках является выражением его чувства симпатии к животным, в особенности к их слабым, маленьким, беззащитным детенышам. Разнообразные познавательные чувства дошкольников выражаются в их многочисленных вопросах, в той радости, которую приносит трудовое усилие, достигнутый успех, самостоятельно сделанное открытие.

Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

«Чьи следы на дороге в снегу?» - интересуется Даша (5 лет 5 месяцев) и на протяжении 30 минут рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась, воскликнула: «Ой мышка!» Присев на корточки, 20 минут сидела рядом с норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала мышиную норку, строила для мышки домик.

Рис.1. Зависимость успешности деятельности человека

от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу)

Интеллектуальные чувства играют важную роль в развитии умственной деятельности дошкольников. Для ребенка характерна глубокая любовь к истине, страстное стремление к познанию действительности. Само решение вопроса, нахождение истины может сопровождаться чувствами уверенности, удовлетворения.

У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни, т.е. моральные чувства. Первые проявления чувства долга наблюдаются в 4-5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений, навыков начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У дошкольников возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителями. Как показано в исследовании Р. Х. Шакурова, развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки, отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордится перед присутствующими, но у него получается «не так»; он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить, рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля».

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива, возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера.

Описание работы

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания чувств у дошкольников, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного, эстетического и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Эмоции и чувства дошкольника
§1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе
§2. Личностный аспект развития эмоций и чувств
§3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников
Глава II. Особенности развития чувств удошкольников
§1. Основные направления в развитии чувств
§2. Формирование высших чувств у дошкольников
Заключение
Список литературы

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.