Социология xxi века. Российская социология в XX – начале XXI столетия. Российская социология в XX - начале XXI столетия

Проблема анализа возникновения теоретической социологии весьма сложна. Это объясняется тем, что имеется обширный материал по проблемам, связанных с обществом как объектом изучения. И к тому же теоретическая социология не представляет собой набор общепризнанных истин, раскрывающих подлинную картину общества, его строения и развития. Это, скорее, мозаичное полотно, где соседствуют разные мнения и идет идеологическая борьба.

В теоретической социологии можно выделить следующие направления:

  • · Географический детерминизм
  • · Экономический детерминизм
  • · Биологизм (его разновидности: органицизм, эволюционизм и социал-дарвинизм)
  • · Психологизм (теория подражания, психология масс и толпы, интеракционизм, теория обмена, конфликта, социального действия);
  • · Социологизм
  • · Этнометодология
  • · Структурализм
  • · Функционализм
  • · Технологический детерминизм (идеи индустриального и постиндустриального общества)
  • · Концепции информационного общества
  • · Концепция коммуникативного действия
  • · Концепция структурации

Зарубежная социология 20 - начало 21 вв.

Эмпириоризация социологии началась в США. Этому способствовали следующие обстоятельства:

  • 1. за время первой мировой войны был накоплен капитал, имелись свободные средства для создания социологических школ, разработку методологии, методики и методов эмпирических социологических исследований;
  • 2. появления ряда социальных проблем: урбанизация (много городов-миллионеров), рост преступности, одиночество, распространение девиантного поведения (проституция, наркомания);
  • 3. возрастание роли СМИ и их влияния на массовое сознание;
  • 4. расселение в городах по этническим и материальным признакам;
  • 5. проблемы малых городов: безработица, мобильность;
  • 6. становление институтов социологии (1905 г. Было создано американское социологическое общество под руководством Смола).

Основные этапы развития эмпирической социологии:

  • 1. До 1918 года - до создания Чикагской школы
  • 2. С 1918- до 1945 гг. - расцвет и сращивание с бизнесом
  • 3. С 1945 - сращивание с государством

В рамках западной социологии 20-начала 21 вв. можно выделить два основных подхода к анализу общества:

  • 1. объективный подход;
  • 2. субъективный подхода.

К направлениям объективного подхода к анализу общества относятся:

  • 1. функциональный анализ (Р. Мертон)
  • 2. структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс)
  • 3. системный анализ,
  • 4. конфликтологический подходы (Л. Козер, Дарендорф)

Данные подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне.

Принципы объективного подхода к анализу общества:

  • 1. методологический объективизм
  • 2. игнорирование созидательной деятельности человека
  • 3. статистическо-математические и количественные методы исследования
  • 4. отрицание ценностного момента познания.

Направления субъективного подхода к анализу общества:

  • 1. символический интеракционизм (Дж. Мид)
  • 2. феноменология (А. Шюц)
  • 3. этнометодология (Г. Гарфинкель)
  • 4. теория социального обмена (Джорж Хоманс и Питер Блау)

Принципы:

  • 1. методологический субъективизм, существует лишь субъект. реальность
  • 2. признание человека как активного творческого субъекта деятельности и познания
  • 3. качественные методы исследования
  • 4. ценностный характер социального познания
  • 5. Развитие отечественной социологии

При анализе проблемы возникновения социологии в нашей стране, необходимо учитывать, что Беларусь, находясь в центре Европы, оказалась как бы в зоне политической тектоники между Восточной и Западной Европы, между народами Севера и Юга. Здесь, в зоне белорусского этноса, теснейшим образом переплетались экономические и политические интересы тех держав и народов, которые окружали Беларусь со всех сторон. Белорусские земли очень часто оказывались как бы размерной картой в политической борьбе Киевской Руси, Литвы, Польши и России за преобладание в этом регионе. Какая культура здесь преобладала, та и оставляла след, будучи переработанной в горниле этнических особенностей.

Особенности развития белорусской культуры нашли свое отражение в народном творчестве, в художественной, философской и политической литературе, а также в сочинениях теологического характера. В большинстве своем эта литература и составляет тот теоретический фундамент, на котором развивалась социально-политическая мысль Беларуси.

Второе обстоятельство, характеризующее специфику развития белорусской общественно-политической мысли, состоит в том, что 19 и 20 в. прошли при явном преобладании здесь российских интересов.

Третье обстоятельство заключается в том, что, будучи частью России и разделяя все перипетии ее истории, Беларусь оказалась социалистическим государством в составе СССР, и основной признак государства - наличие собственной территории и соответствующей границы - Беларусь обрела именно в этот период. Поэтому, говоря об отечественной социологической мысли, нельзя обойти стороной российское, а затем и советское влияние.

В развитии отечественной социологии четко выделяются три периода:

  • 1. социологическая мысль дореволюционного периода;
  • 2. социологическая мысль советского периода (1917-1990);
  • 3. современное состояние отечественной социологии.

В дореволюционный период (конец 19 - начало 20в.) социологическая мысль России развивалась достаточно интенсивно в общем русле европейской культуры. Российское общество активно приобщалась, с одной стороны, к идеям позитивизма (через переводы работ О. Конта и Г. Спенсера и подвижническую деятельность французского исследователя, выходца из России Г.Н.Вырубова), а с другой стороны, к идеям марксизма. Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания, радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества. Именно эти два направления поляризировали общественную мысль России и Беларуси. Довольно популярными были также неокантианство и социально-христианская мысль.

Второй период развития социологической мысли в СССР и Беларуси ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению. Сам по себе советский период, достаточно длительный по времени и распадается на ряд подпериодов, в которых социологическая мысль оценивалась по-разному. К таковым можно отнести:

  • · переходный период (1917-1930);
  • · период сталинского тоталитаризма (1930-1960);
  • · период хрущевской «оттепели» (1960-1970);
  • · период брежневской стагнации (1970-1980);
  • · период перестройки (1980-1990);
  • · постсоветский период.

В каждом из этих периодов было свое отношение к социологии, но, начиная с 60-х г. 20в. она начала возрождаться и в настоящее время получила широкое распространение в СССР, как в академических кругах, так и в практической сфере.

Стремясь усилить свое идеологическое влияние не только в центре, но и на периферии, Советская власть вынуждена была позаботиться о создании центров национальной культуры с новым идеологическим содержанием, что быстро стало ощущаться в Беларуси. В 1921 г. Был открыт БГУ, первый ректор - В.И. Пичета. В университете было несколько факультетов, в том числе и факультет общественных наук (ФОН), а также кафедра социологии и первобытной культуры, которую возглавил профессор С.З. Каценбоген. Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака. Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры, на базе которого в 1929 г. была создана академия наук Белоруссии, которую возглавил Игнатовский. В этот период были организованны систематические исследования в области социально-экономических проблем развития белорусской нации (Е.М.Карский, С.М.Некрашевич), динамики социальной структуры белорксского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), соцтологии семьи и религии (С.Я.Вольфсон, Б.Э.Быховский), образования и воспитания (С.М.Василевский, ААГавровский), проблем молодежи. Таким образом, в этот период в Беларуси прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Однако методологическая база этих исследований и их результаты не всегда устраивали новые власти.

В мае 1929 г. по личному указу Сталина в Минск прибыла Центральная комиссия партийного контроля ВКП (б). Комиссия работала два месяца и обвинила белорусское правительство в создании благоприятной почвы для развития «нацдемовшины»,так оскорбительно назвали процесс национальной демократии. Затем началась травля белорусской интеллигенции в прессе, затем их начали вытеснять с руководящих постов, а в 1930 был прислан Петр Рапапорт, который «выявил» существование контрреволюционной, антисоветской организации - «Союза освобождения Беларуси». Эта была первая великая провокация чекистов, направленная против белорусской интеллигенции. Были арестованы 108 человек, ведущие ученые Академии наук и БГУ. Игнатовский, боясь не выдержать допросов и желая писать доносы на других, покончил жизнь самоубийством. Вначале у арестованных сроки были разные (Змитер Жылунович, Алексей Адамович, Антон Балицкий и другие - к 10 г. ссылки в концлагерь, остальные 86 ч. - от 3 до 5 лет тюремного заключения. Но затем были проведены пересмотры этих дел, и почти все были проговорены к смертной казни.

После такой расправы и большой чистки интеллигенции во всех сферах жизни Беларуси процессы развития общественных наук резко затормозили. К тому же власть видит, что реалии социалистической действительности не соответствуют идеалам коммунизма. Вакуум, создавшийся после разгрома научных школ в центре и на периферии, необходимо было чем-то заполнить. В 1938 г. выходит в свет «История ВКП(б): краткий курс», которая включала и параграф «диалектический и исторический материализм». С этого момента ни одна общественная работа не могла выйти в свет, не будучи согласованной с положениями этого «Курса».

Исторический материализм стал рассматриваться как выражение подлинно научной теории об обществе, а социология же была занесена в разряд псевдонаук.

Однако после окончания Второй мировой войны, и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки ит.д.). В этот период оживляется и работа в области обществознания, в том числе и к западной социологии. Стали появляться издания отдельных западных авторов с грифом «для научных библиотек», т.е. для очень узкого круга читателей. От советских специалистов требовался не иначе как резкий критический разбор зарубежных концепций. Но некоторые ученые имели смелость показать и позитивную сторону западных социологических теорий. Появляется интерес и к прикладной социологии. Осуществляется процесс институционализации социологии.

На фоне изменений в СССР общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Его начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КПБ «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований, который возглавил профессор Г.П. Давидюк. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. А в 1990 г. был открыт Институт социологии (Е.М.Бабосов).

Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля.

В 1968 г. В БГУ создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория соц.исследований. Первым ее руководителем был профессор И.Н.Лущицкий, затем Дерищев, Юркевич, Давидюк, Лаптенок.

Важной вехой становления отечественной социологической мысли стало издании в Беларуси первого в СССР «Словаря прикладной социологии» (1964), в 1991 этот труд вышел вторым изданием под названием «Социологический словарь». Появляются и отечественные учебники по социологии: Давидюк, Бабосов, Соколова, Елсуков. В 1989 г. в БГУ открывается новый факультет (философско-экономический) с отделением и кафедрой социологии, руководителем которой стал А.Е. Елсуков.

Важным шагом в становлении белорусской школы социологов явилось учреждение в 1976 . Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованного в 1994 г. в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.

Социологическая научно-исследовательская лаборатория утвердилась в статусе самостоятельного Центра социологических и политических исследований (Ротман Д.Г.).

С 1997 г. в Беларуси выходит профессиональный журнал «Социология» (Данилов А.Н.).

О развитии социологии и об углублении процесса ее институционализации говорит и тот факт, что наряду с государственными социологическими службами в 90-е гг., стали создаваться негосударственные центры изучения общественного мнения. (Независимый институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый профессором О.Т.Манаевым; частно-исследовательское предприятие «Новак» (А.П.Вардомацкий); Национальный центр стратегических инициатив «Восток_Запад» (Л.Ф.Заика) и ряд других, всего более десяти, которые в 1998 г. объединились в «Белорусскую ассоциацию фабрик мысли».

Социология в 21 веке существует относительно недавно и она вряд ли могла успеть "перевернуться". Повороты (turns) случались с социологией и раньше и были отмечены самоощущением невероятной значимости происходящего:) В "поворотах" социологической теории было столько же нарциссизма, сколько и туманности: прагматический, лингвистический, антропологический, онтологический повороты... Они случились во второй половине - конце XX века. Если присмотреться, то механизмом "поворачивания" было прочтение кем-то из социологов одной из влиятельных и модных книг из соседних научных областей. Далее, следовало ощущение новизны и расширения горизонтов, вау-эффект от несистематического погружения в соседние, в основном, философские нарративы, придание своих социологических смыслов чужим терминам и идеям. Кун, Витгенштейн, Рорти, Куайн - основные источники вдохновения.

К XXI веку социологическая теория подошла хорошо "повернутой", но совершенно фрагментарной и, самое важное, не преодолевшей внутреннего теоретического антагонизма между конкурирующими подходами - "теоретическими логиками". Это состояние можно описать в терминах кризиса, а можно в терминах альтернативности возможностей - это зависит от настроения. И вот XXI век предъявляет социологии новые вызовы: успехи и бурное развитие прямых конкурентов социологии (экспериментальной психологии, когнитивно-ориентированной теории принятия решений; теории сетевого анализа и "больших данных"), моральное устаревание теорий глобализации, отсутствие общей социологической теории с высокой степенью генерализаций и моделирования.

Характеризуя ответ социологии на эти вызовы за последние 16 лет, я бы выделил несколько основных векторов теоретического развития:

1. Междисциплинарные заимствования. Социология с такой же готовностью обращается к другим междисциплинарным областям, как делала это в 30е годы XX века в момент поиска своего места в университетских системах. В рамках этой стратегии социологи уже попытались "прислониться" к урбанистике, потоптаться на поляне социальной теории познания и значения.

2. Проект "публичной социологии". Это еще не поворот, но уже некоторое скоординированное теоретическое движение. Основная идея проекта состоит не в новой теории или методологии, а в акценте на морально-политическом характере социологического знания как самосбывающегося пророчества: социология обладает социальной ответственностью, демократизмом, гражданской позицией (scientific citizenship) и обязанностью сделать мир лучше (Маркс?). Это беспроигрышный проект, поскольку невозможно критиковать социологов, для которых важно зачем они это делают, а не то, как и что они делают.

3. "Освобождение" от классических рамок, терминов и способов объяснений. В ряде исследований, переосмыслению или даже отказу подвергаются классические социологические концепции. Например, понятие социального института размывается до практик, а практики понимаются в состоянии абсолютной творческой свободы. Возникает самостоятельность теоретического повествования, вольность использования социологического тезауруса. Если вы, например, скажете, что будете изучать социальные смыслы поведения хоббитов, то никто не заставит вас определить их в терминах субкультуры фанатов или найти признаки у них социальной группы. Just do it! :)

Надо понимать, что несмотря на теоретические искания, дерзкие синтезы или игры со словарем, основной корпус академических социологов как занимался изучением социальных институтов, структур или поведения, так и продолжает этим заниматься: неравенство, роли, ценности, ожидания, мотивация... Два ведущих социологических журнала - Journal of Sociology и Americal Sociological Review - печатают не сильно "переворотные", но чаще всего надежные статьи о результатах конкретных эмпирических исследований, корректного применения социологических методов и критически проверяемых методических новациях. "Перевороты" в науке дело интересное, но тут социология уже много сделала в прошлом веке. Думаю, нам бы хотелось добиться такого состояния "нормальности" (по Куну), чтобы учебники по нашей науке не устаревали до выхода из типографии.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов).

Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания.

На конгресс приехали более 1000 социологов, в т.ч. председатель Международного социологического сообщества Мартинœелли. Он выделил новую область социологического знания – глобальную социологию.

Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу – в сферу международных отношений.

Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

Его основные результаты:

1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе. Его причина – общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.

2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.

3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.

4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда – усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

ʼʼРОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕʼʼ

Доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября 2003 ᴦ.)

В XXI веке социология будет играть всœе более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всœему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.

1. Социально-демографический вызов

Сейчас населœение Земли приближается к 7 млрд человек, к 2030 г – 10 млрд человек. при этом 90% прироста дают слаборазвитые страны => нищета͵ преступность, терроризм...

2. Эколого-ресурсный

Безудержная эксплуатация сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран. “Экологический колониализм”.

3. Социально-политический.

Рыночный фундаментализм (глобально-рыночный империализм) порождает антиглобалистский фундаментализм. Терроризм = бедность + невежество.

В XXI веке должно быть устранено ʼʼдвойноеʼʼ отставание социологии. В первую очередь, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.

Современная социология, признается это или нет, стоит на плечах гигантов прошлого. Но социология утратила бы свое значение, в случае если бы не связывала свою теорию и структуру, понятийный и исследовательский аппарат с новыми научно-техническими, экономическими и социальными реалиями, сложившимися на рубеже XX-XXI веков. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и новой социальной фактологии.

Сегодня четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В научную работу и в руководство этой наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии:

1) Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетияʼʼ ― речь не будет более идти о том, что современный мир - либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

8. Развитие административной власти

9. Военной власти

10. Культурное изменение современности

2) ʼʼВозникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориямʼʼ - стремление к методологической интеграции, объединœение разнородных элементов в рамках единой теоретической модели.

1. ʼʼГлавный объект социологического анализа будет существенно переосмысленʼʼ - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

2. ʼʼСоциология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих порʼʼ ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

3. ʼʼПрежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкостьʼʼ посредством развития профессиональных интересов.

4. ʼʼСоциология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформацииʼʼ как содержанием современности.

5. ʼʼУчастие социологии в формировании практической социальной политикиʼʼ ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целœей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

6. ʼʼСоциальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображенияʼʼ ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

7. ʼʼСоциология по-прежнему останется предметом дискуссийʼʼ.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов)." 2017, 2018.

  • -

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... .


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как... .


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ - XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика...

  • За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследований (региональная социология, социальная структура и социология социальных групп, социальная демография, социальная эколо­гия, социология города, политическая социология, экономическая социология, социо­логия культуры, социология национальной безопасности, этносоциология, социология девиантного поведения и многие другие), способствовала профессионализации социо­логии, унификации технического языка и понятийного анализа социологической на­уки, восстановлению и канонизации отечественной теоретической традиции, матема­тизации исследований и формированию понимания того, что только наука является ис­точником социального знания.

    Профессионализация социологии повлекла за собой создание культурной среды, в рамках которой российские социологи получили возможность решать специализиро­ванные задачи, осуществлять поиски и находить решения концептуальных, методоло­гических или эмпирических социальных проблем. Одновременно сформировался об­раз российской социологии как науки, способной выработать объективное знание о социальной реальности, но при этом не лишенной ценностных ориентации при реше­нии конкретных задач социальной политики.

    Изменились количественные параметры социологического сообщества. В 1985 г. не было ни одного специалиста, имеющего степень кандидата или доктора наук по со­циологии. В настоящее время ВАКом Российской Федерации ежегодно утверждается около 50 докторских диссертаций по социологии. Впервые за всю ее историю социо­логия представлена в качестве научной дисциплины в Российской академии наук (один действительный член РАН /Г.В.Осипов. – сост./ и семь член-корреспондентов РАН - Ю.В. Арутюнян, А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко). Впервые в состав Российской академии наук избран в качестве иностранного члена Академии английский социолог Энтони Гидденс.

    В стране сложилась широкая сеть научных учреждений, включающая более 400 научных центров, отделов и групп, ведущих социологические исследования в окру­гах, областях, районах и городах. В структуре Российской академии наук успешно функционируют два института социологического профиля - Институт социологии (ИС РАН) и Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), а также ряд других научных подразделений и центров. Учреждена премия за научную разра­ботку и решение проблем в области социологии имени М. Ковалевского.

    Большую работу по подготовке социологических кадров и научно-исследователь­скую в области социологического знания ведут социологические факультеты универ­ситетов Москвы (МГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ) и рада других. Если в 1989 г. в России было 6 социологических подразделений (факультетов, отделений и кафедр), то в 2003 г. их число составило 105. Численность студентов, специализирующихся по социологии, возросла за пятнадцать лет более чем в 100 раз и составляет в настоящее время 12 тыс. За период с 1989 г. по настоящее время в стране окончили социологиче­ские факультеты 20 тыс. выпускников.

    Активно функционирует Российская академия социальных наук, которая привле­кает к сотрудничеству с социологами выдающихся ученых и политиков страны. Со­здан Совет по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объе­динения по классическому университетскому образованию, включающий представи­телей более 100 университетов России и СНГ. Нельзя не высказать большое уважение и высоко оценить консолидирующую деятельность социологических обществ и ассо­циаций, в том числе Российского общества социологов, Общества социологов и демо­графов, Социологического общества имени М. Ковалевского, Социологического общества профессио­нальных социологов, Евразийской социологической ассоциации и других.

    Созданы реальные условия для публикации научных трудов социологов. Им предо­ставлены страницы более 20 социологических журналов ("Социологические исследо­вания", "Социология", "Личность. Культура. Общество", "Наука. Политика. Предприни­мательство", "Евразия", "Социология и социальная антропология" и др.). Только за по­следние пять лет проблемам социологии посвящено более 500 книг и монографий. Изданы десятки социологических словарей, в том числе "Социологический энцикло­педический словарь", "Российская социологическая энциклопедия", "Социологическая энциклопедия" (в 2-х томах), готовится к изданию Большая российская социологиче­ская энциклопедия, опубликованы сотни учебников и учебных пособий. Социологи ак­тивно включаются в решение социальных и социально-политических проблем России, научно обосновывая ее социальные приоритеты и национальные интересы. Так, толь­ко в начале реформирования в Администрацию Президента (в соответствии с подпи­санным соглашением) Институтом социально-политических исследований РАН пере­дано 32 записки (которые, к сожалению, учтены не были).

    Всем известна выдающаяся роль в содействии становлению социологического зна­ния в России - академиков Юрия Павловича Францева и Алексея Матвеевича Румян­цева. Нельзя не сказать об ученых, которые в трагические для отечественной социо­логии годы проводили социологические исследования, публиковали научные труды, ставшие заметным вкладом в развитие социологии и, тем самым, подготовили инсти-туционализацию отечественной социологии. Среди них Г.М. Андреева, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, Г.А. Пруденский, А.Г. Харчев, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов.

    В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В социологическую деятельность и в руководство социологической наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Проис­ходит закономерная смена поколений в сфере социологического знания.

    В сложном XXI веке необходимо трезво, на основе данных социальной науки, оце­нить состояние современного мирового и национального развития и выработать сис­тему результативных мер по предотвращению угроз современному миру, найти дейст­венные пути и соответствующие механизмы решения основных социальных противо­речий как национального, так и международного характера. Решение данной задачи, на наш взгляд, предполагает четкое определение роли и статуса социологии в совре­менном обществе. Естественно, что говорить о роли и статусе отечественной социо­логии без учета современного состояния и основных тенденций мировой социологии, без учета новых социальных реалий как на национальном, так и на международном уровне, означает впасть в очередное социальное мифотворчество.

    В ближайшей перспективе России и мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и соци­ально-политический…

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Хрестоматия по социологии

    Часть i.. личность versus общество.. раздел общество в личности личность в обществе..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Хрестоматия по социологии
    ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк

    Антропосоциетального подхода
    1.1. Исходные социологические концепции общества О. Конт. [Введение термина sociologie] Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

    Р. Арон. О тоталитаризме
    …Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е

    Свобода и безопасность: неоконченная история непримиримого союза
    Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою * Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге - «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает

    Локальный порядок на фоне глобального хаоса
    Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд

    Модернити и технологический прогресс
    Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт

    Оценка экономических изменений
    Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем

    Об иерархии ценностей. Цели и средства, опубликовано посмертно, 1949
    . Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем

    Символический интеракционизм. 1969
    Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в

    Природа общества или природа жизни человеческой группы
    Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и

    Природа социальной интеракции
    Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер

    Природа объектов
    Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто

    Человек как действующий организм
    Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве

    Природа человеческого действия
    Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа

    Взаимосвязь действия
    Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом... Изучая коллективы и совместное действие, и

    М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.)
    Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес

    Община [религиозная] 1922
    Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это - члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов

    М. Вебер. Домашнее хозяйство, род, деревня и поместье (аграрный строй)* 1921
    Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл

    Понятие легитимного порядка*опубликовано посмертно, 1921
    Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о

    Типы легитимного порядка: условность и право
    I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн

    Религиозная основа мирского аскетизма 1905
    Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о

    О субъекте социального действия, 1861
    Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не

    Основные типы противоречивых перемен, 2000
    Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным

    Природа почтительности и пристойного поведения 1956
    Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос

    Смена цивилизаций? 1991
    Принято считать, что проблема зарождения, развития и сме­ны цивилизаций - проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу

    Э. Дюркгейм. Что такое социальный факт? 1895
    Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. …Во всяком обществе существует определенная группа я

    Теории кризиса в российской социологической литературе, 1999
    … Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо

    А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994)
    Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ

    Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993)
    В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны

    Г. Зиммель. [о реальности общества]. 1890
    Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо

    М. Кастельс. Становление общества сетевых структур, 1996
    Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все

    Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе, 1990
    Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят

    Новое общество, 1996-1998
    Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель

    Новые пути социальных изменений
    Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются

    Лекция I. [историческая социология], 1904/1911
    Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол

    Лекция II. [периоды русской истории], 1904/1911
    План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл

    Сети профессиональной коммуникации
    Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их

    Догматическая часть социальной философии. 1839
    [ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu,

    Сексуальная культура ХХI века, 2003
    Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.

    Ситуация в России
    Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси

    Понятие генетической социологии и ее метод, 1910
    Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы

    Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. 1996
    …Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай". После революции 1917 г. общество

    Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей Россиян. 2004
    … Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из

    Социокультурная модель базовых ценностей Россиян
    Традиционные Общечеловеческие Либеральные Терминальные Традиция Семья Порядок

    Координаты человека. К итогам изучения "человека советского", 2001
    Анализ принципиальных результатов многолетней ис­следовательской программы "Советский человек" имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан

    Кризис социальной идентификации: параметры и ме­ханизмы
    Социальная идентификация - слож­ный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит

    Скептицизм по поводу социальной эволюции
    Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов? В течение последнего десятилетия или двух ср


    Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его

    Когда и как возникло государство?
    Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след

    Возникновение, а не начало
    Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов

    У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
    Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р

    Примитивное общество как функционально недифференцированное
    Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные

    Роль диффузии в социальной эволюции
    Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание

    Антиэволюционные влияния
    Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си

    Главное направление социальной эволюции
    У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ

    Магия и религия. 1926
    Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна

    О производстве сознания. 1845-1846
    …Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну

    К. Маркс. [что такое общество]. 1846
    …Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв

    К. Маркс. [общественно-экономическая формация] 1859
    Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и

    Тайна первоначального накопления
    Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб

    Генезис промышленного капиталиста
    Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мел

    Желания в их отношении к видам деятельности. 1889
    Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг

    Семья в России и в США: сравнительный обзор. 1995
    Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци

    Семья и воспитание детей
    ... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же

    Явные и латентные функции. 1949
    …Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,

    Некоторые функции политической машины
    Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н

    Социальные основы и функции мышления и коммуникации
    Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви

    Парадокс психологии масс
    … Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке

    Фундаментальные характеристики культуры. 1965
    Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном

    Пять основных функций экономической системы
    Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение

    Российская социология и российское общество
    Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необ

    Циркуляция элит. 1916
    2026. Социальные элиты и их циркуляция. Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана

    Т. Парсонс. Понятие общества. 1970
    Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн

    Подсистемы общества. 1970
    В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1

    Общество
    (или более обобщенно - социальная система) Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функц

    Ядро: социетальное сообщество
    Наше_центральное понятие - социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал

    Общества и экономические системы. 1944
    Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.

    П. Сорокин. Социологический реализм и номинализм. 1920
    Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст

    Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
    Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений - прошлых, настоящих и будущих. Под родовым социокультурн

    Компоненты родового социокультурного явления
    Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти

    Субъекты взаимодействия
    В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)… К

    Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
    Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)

    Личность, общество и культура как неразрывная триада
    Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)

    Критические замечания
    Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло

    Концепция социальной мобильности; ее формы
    Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

    Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
    На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

    Демократия и вертикальная социальная мобильность
    Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах

    Каналы вертикальной циркуляции
    Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц

    Отношения между человеческими волями. «Общность» и «общество» в языке
    Человеческие воли состоят в многообразных отно­шениях друг к другу; каждое такое отношение пред­ставляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе­

    Органические и механические образования
    Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр

    Эра общности» и «эра общества ]1887/1935. Две эры
    Подводя итог всему вышеизложенному, можно ска­зать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар

    Четыре желания и определение ситуации. 1923
    Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п

    Желание нового опыта
    Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для

    Cоциальные стандарты и бандитизм. 1927
    В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены

    А. Турен. Возвращение человека действующего. 1984
    Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств

    А. Турен. Действие, порядок, кризис и изменение. 1984
    Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област

    Общество и общества: макросоциологический подход. 1968
    Говоря об американском обществе, об английском об­ществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное

    Теории неомодернизации. 1993
    С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный запад

    Советское общество как особый тип цивилизации
    В конце 1980-х - начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты по­пытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти

    Социетальная система постсоветской России
    Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета систе­мы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо вла­дела государством, которому, в свою оче

    Человек биологический, социальный, духовный. 1996
    … Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяю­щих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су

    Мотивы предпринимательской деятельности. 1911
    ... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про

    Я и сверх-я (я-идеал). 1923
    Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин

    З. Фрейд. Масса и первобытная орда. 1921
    Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд

    Хорошие люди и грязная работа. 1948
    Национал-социалистическое правительство Германии, дейст­вуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва

    Общество индивидов. 1939-1987
    I. Общество индивидов Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с

    В. Ядов. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. 2002
    В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача - по

    Проблемы адекватности теоретической парадигмы
    Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.? Как показала Н. Наумова ,

    Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?
    … Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте. Ит

    Под таким тезисом проходил с 21 по 24 октября в Москве в Российской Академии Наук III Конгресс социологов России, ближнего и дальнего зарубежья. В работе этого крупного научного форума участвовали социологи из 77 регионов России, было подано 2600 заявок на участие. После "фильтра" присланных материалов непосредственно участвовало в Конгрессе 1300 человек из вузов и 400 региональных центров, проводящих социологические исследования.

    Основным рефреном выступавших официальных лиц (президента РАН, акад. Ю. Осипова, руководителя Администрации Президента РФ С.Нарышкина, ректора МГУ, акад. В. Садовничего, президента Международной ассоциации социологов М.Вивьерка) и гостей из разных стран был тезис: "Без социологии путь общества в никуда!".

    В докладах директора ИСПИ РАН акад. Г. Осипова, директора ИС РАН чл.-корр. РАН М. Горшкова и многих известных в стране и в зарубежье ученых-социологов отмечалось, что Россия вышла на пореформенную траекторию, в ней созданы политические и социальные предпосылки для устойчивого развития. Интересно в этой связи отметить, что оба докладчика не коснулись анализа возможных социальных последствий современного финансового кризиса для российского общества, а сослались лишь на официальные заявления российской политической элиты. В выступлении М. Вивьерки (президента Международной ассоциации социологов) был поставлен ряд вопросов: «Чему учит социология и какая польза от нее?», а также «Что социология открывает и что делает ее наукой?», «Кто такой социолог?» - все это вызвало живую дискуссию.

    В докладах ученых озвучивались тезисы о миссии социологии в разработке моделей социально-экономического анализа, социальных индикаторов и параметров оценки развития российского общества. Довольно острым и интересным было выступление директора ИС РАН М. Горшкова, который сделал попытку социологического измерения современных проблем в России. Доклад содержал 10 постулатов, подкрепленных прикладными социологическими исследованиями об изменяющейся социальной стратификации общества (10 слоев в обществе), росте неравенства и бедности, социальной исключенности и социальной напряженности, выражающихся в недовольстве людей и росте несправедливости в обществе. По словам выступавшего тревожной является не столько сама бедность (этим состоянием охвачено 59% россиян), сколько причины ее порождающие, у людей теряется запас прочности, наблюдается сползание их на "дно", они оказываются в разных стартовых условиях.

    Последующие дни работы Конгресса проходили в научных подразделениях РАН и Государственном университете - Высшая школа экономики. В секции, посвященной социологии города, был презентован доклад нашей кафедры "Социально-психологические установки жителей города Иваново на фоне процессов глобализации", который вызвал живую дискуссию как во время работы секции, так и за ее пределами.

    Наше социологическое исследование, проводимое в течение 3-х лет, в методологическом и содержательном аспектах не уступало докладам московских ученых и региональных ученых. (С докладом можно будет ознакомиться на университетском сайте кафедры СЭТ).

    По итогам работы Конгресса было принято Коммюнике, в котором среди множества интересных предложений нашел место тезис о преодолении такого негативного явления в вузовской среде, как коррупция в образовании.

    Впервые на Конгрессе представителям социологической научной академической элиты были вручены медали имени социолога П.А. Сорокина. Отметим, что в нашем университете скоро будут проходить студенческие чтения памяти этого теоретика-социолога.