Марфа посадница или покорение новагорода карамзин. Типология повестей Н.М.Карамзина. Историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». "Марфа-посадница, или покорение Новагорода"

Годы жизни: с 07.09.1870 по 25.08.1938

Русский писатель и критик

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать Куприна была вынуждена переехать в Москву после смерти мужа, и там прошли детство и юность будущего писателя. В 5 лет Куприн поступил в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880, когда поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Военное образование продолжил в Александровском юнкерском училище (1888 - 90), однако уже в это время он мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 Куприн поступает подпоручиком в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (позднее этот опыт будет отражен в повести "Поединок").

В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с , Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург и женился на М. Давыдовой, скоро у писателя родилась дочь Лидия. В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: появляются цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, «Суламифь», «Гранатовый браслет».

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу, где провел семнадцать малоплодотворных лет.

Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева.

Награды писателя

(за рассказы и повесть «Поединок»)

Библиография

Повести и романы

«Впотьмах» (1892)
(1896)
«Прапорщик армейский» (1897)
(1898)
(1900)
(1905)
(1909-(1915)
(1907)
(1908)
(1910)
(1929)
(1928-(1932)
«Жанета» (1933)

Экранизации произведений, театральные постановки

* Первый день (1936), режиссёр Александр Такайшвили
* Белый пудель (1955), режиссёры Марианна Рошаль, Владимир Шредель
* Колдунья - (La Sorciere, 1956), режиссёр: Андре Мишель, в гл. роли Марина Влади
* Поединок (1957), режиссёр Владимир Петров
* Анафема (1960), режиссёр Сергей Гиппиус
* Гранатовый браслет (1964), режиссёр Абрам Роом
* Девочка и слон (1969), режиссёр Леонид Амальрик
* Олеся (1970), режиссёр Борис Ивченко
* Шурочка (1982), режиссёр Иосиф Хейфиц
* И вот пришёл Бумбо…(1984), режиссёр Надежда Кошеверова
* Любимец публики (1985), режиссёры Александр Згуриди, Нана Клдиашвили
* Яма (1990), режиссёр Светлана Ильинская
* Гамбринус (1990), режиссёр Дмитрий Месхиев
* Брегет (1997), режиссёр Виталий Ованесов
* Мелюзга (2005), режиссёр Владимир Морозов
* Юнкера (телесериал) (2006), режиссёр Игорь Черницкий

Тема. Н. М. Карамзин. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

Цель: 1. познакомить учащихся с исторической повестью Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», помочь учащимся понять смысл повести и авторское отношение к героям и событиям; учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.

2 . формировать умение выразительно и внимательно читать художественное произведение, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; развивать навык исследования текста.

3. воспитывать интерес к творчеству Н. М. Карамзина, прививать чувство патриотизма на примере интереса к отечественной истории.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Переход к теме урок.

    Актуализация знаний учащихся. Работа по эпиграфу к уроку.

Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях,

поскольку именно они более всего

открывают силу и характер людей и народов.

Н. М. Карамзин

Прочитайте выразительно высказывание Николая Михайловича Карамзина . Объясните, как вы понимаете его слова.

2. Вступительное слово учителя.

Русская литература по праву принадлежит к одной из наиболее исторических литератур мира. Это особенно характерно для «самого литературного столетия » в истории России - XIX века. Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником. Впервые в XIX веке русская история была глубоко осмыслена и, можно сказать, даже заново пережита. Одним из первых авторов интересных и значительных историко-художественных произведений был Н. М. Карамзин.

В 1802 году он основал журнал «Вестник Европы», в котором выразил свое отношение к проблеме крепостного права. В это же время он работает над написанием «Истории государства Российского». В 1803году им была написана историческая повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода», в ней воскрешаются события XV века.

3. Работа аналитического характера по исторической повести Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Беседа по вопросам.

Прочитав повесть, вы должны были обратить внимание на её композицию. Скажите, какие особенности в композиции повести вы заметили? (Повесть начинается с предисловия и состоит из трёх частей: «Книга первая», «Книга вторая, «Книга третья»)

Как вы думаете, почему автор начинает своё повествование с предисловия? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? (Карамзин в начале повести прибегает к «уловке», он якобы является лишь издателем найденного им манускрипта, автор, якобы даже и не винил Иоанна, уничтожившего свободу Новгорода, это делает честь его справедливости, хотя иногда кровь новгородская в нем играет)

Как вы думаете, совпадают ли взгляды автора манускрипта и взгляды Карамзина-писателя?

Скажите, какие события составляют основу повествования? (В Новгород приезжает посланник Иоанна III Холмский и выступает на Вече, он призывает к присоединению Великого Новгорода к Москве. Холмский требует от новгородцев подчиниться Иоанну во имя России. «Земля русская воскресает», она освобождается от ига татарского. Кончается гибельное для России разделение государства. Иоанн уже соединил все княжества под своей державой и признан «властителем земли русской, а потому Новгород должен отказаться от своей независимости и «возвратиться под сень отчий»)

Как ведут себя новгородцы при встрече с Холмским? (« Все безмолвствуют, боярин хочет говорить... Но юные надменные новогородцы восклицают: «Смирись пред великим народом!» Он медлит - тысячи голосов повторяют: «Смирись пред великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей - и шум умолкает »)

Как вы думаете, почему именно так встречают Холмского новгородцы? Охарактеризуйте их.

Кто встаёт на защиту интересов новгородцев? (Марфа защищает на Вече интересы новгородцев. «Россия бедствует, - говорит Марфа, - но в этом повинны князья, ввергнувшие в междоусобную войну, не сумевшие противостоять татарам, постоянно разорявшим народ». Она призывает новгородцев сохранить независимость. Она говорит: «Будь всегда достоин свободы и будешь всегда свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства»)

Скажите, кто такая Марфа? (Марфа - исторически существующее лицо, она вдова посадника Исаака Борецкого. Посадники избирались из числа лучших дворян. По своему богатству Марфа была третьей в Новгородской республике. Она выступала против присоединения Новгорода к Москве. Она была сильной, волевой, властной женщиной)

Как вы думаете, что смогло заинтересовать Карамзина - писателя-историка в личности Марфы? (Писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна, вдохновляет воинов Новгородских на битву против, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб люди не умерли с голоду)

Каков финал повести? (Войска Иоанна одерживают победу, Марфу казнят. «Наконец, железные запоры упали и врата Борецких растворились: выходит Марфа в златой одежде и в белом покрывале… C величественным унынием опустила взор свой на граждан… приблизилась к орудию смерти и громко сказала народу: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскую!... Не стало Марфы»)

Легко заметить, что Карамзин сочувствует своей героине, когда он описывает казнь Марфы. А ведь в жизни Марфу заточили в монастырь, и там она умерла в полной безвестности. Как вы думаете, с какой целью Карамзин отступает от исторической правды? (Казнь Марфы нужна Карамзину для еще большей героизации ее образа, для раскрытия во всей полноте величия духа русской женщины, преданной свободе. Гибель Марфы – суровый упрек монарху. Писатель подчеркивает трагедию не только одной женщины, но и всех новгородцев, осмелившихся мужественно отстаивать свою свободу. Заканчивается повесть клятвой боярина Холмского в присутствии Иоанна от его имени: «…польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским – или да накажет бог клятвой отступников. Да исчезнет род его, и новое, небом благословенное поколение да властвует на троне по счастью людей». К этим словам Карамзин делает пометку «Род Иоаннов пресекся , и благословенная фамилия Романовых царствует ». Многого стоит такое примечание)

4. Обобщение по итогам анализ повести.

В чем состоит «русский национальный» характер? Этот вопрос волновал просветителей XVIII в. Исследованием этого вопроса в значительной мере и стала повесть «Марфа – посадница, или Покорение Новгорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его поведения, от его «борьбы с обидчиками». По мнению Карамзина, «судьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственно… человек волен только в своих делах и чувствах».

    Заключение. Итоги урока.

Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав повесть Н. М. Карамзина?

    Домашнее задание.

Составить речь в защиту Марфы Борецкой.

То были знаменательные времена, когда близилось освобождение Руси от монголо-татарского ига. Великий князь Иоанн III собирал под свои знамена всех, кто жаждал избавиться от гнета Золотой Орды, но встало на пути объединения гордое Новгородское государство, провозгласившее свою независимость. Не предвидели новгородцы, что это противостояние принесет им лишь горе и потери, но не могли они поступиться гордостью.


Вечевой колокол созывал горожан на Великую площадь. Народ стекался со всего города, гул его заглушал звон колокола, люди требовали начать вече. И вот, на лобном месте появляется доверенный Иоанна III князь Холмский, чтобы объявить городу требования великого князя Московского и склонить горожан к миру.
К совести людей взывал князь, упрекал их в том, что бросают они братьев-славян на растерзание орде, благоденствуя в свою очередь. Пока на русскую землю льется кровь защитников, города лежат в руинах, а оставшихся в живых заковывают в цепи, новгородцы празднуют. Русские с мечом встречают чужеземцев, а Новгород принимает их с распростертыми объятиями, позарившись на товары и золото. Узнал князь Иоанн о тайном сговоре с Польшей и княжеством Литовским, поработят они новгородцев, возжелавших безрассудно независимости.


В раздробленности причины большинства бед русской земли, понял это великий князь Московский, и он намерен дать отпор татарам, даже если ради этого придется пойти войной против собственного народа. Так что ответит город, изберет он мир, или отправится на братоубийственную войну?


Покидает посланец лобное место. Народ кличет Марфу, защитницу Новгорода. Гордо встает она на железные ступени, грустью наполнен ее взгляд. Но вот загорается воинственный огонек в ее глазах, и ответствует она. Не принимает Марфа упреков посланника в благополучии города. И правда, процветает Новгород, не ввязавшийся в междоусобную войну, отказавшийся прогнуться под мощью татарского войска. Понятно желание Иоанна овладеть столь сильным и богатым городом, как и понятно желание его разбить захватчиков, но город и до, и после изгнания врагов с русской земли был и будет свободным. И если богатство и свобода греховны, то пусть господь заберет их.
Взревел народ от возмущения, войну объявляет он Иоанну! Посол пытается привлечь внимание, но тщетно. Тогда он обнажает меч и с печалью объявляет: "Быть войне!".


Город заполнился звуками набата, возвещающего об объявлении войны. Марфа же отправилась к своему деду, ушедшему в аскетизм после семи десятков лет служения Новгороду мечом. Выслушав ее, он предвидел горе, которое принесет им война. Но Марфа упрекнула старика в пассивности, предпочтя действие ожиданию.
Пришла Марфа вместе с молодым витязем Мирославом. Именно ему она решилась доверить командование войском. Отшельник благословил его на бой. Утром следующего дня на вече юношу утвердили вождем, чему изрядно поспособствовало красноречие посадницы.

Марфа, предусмотрев печальные последствия принятого новгородцами решения, выдает замуж за Мирослава свою дочь - Ксению, венчание происходит в Софийском соборе. Впервые озарило счастье дом Борецких в темные времена. Посадница рассказывает новобрачным, какой любящей женой и матерью она была, пока не погиб ее муж. И тогда она не могла оставаться в стороне от общественной жизни, уделяя все внимание семье, она должна была встать на защиту свободы Новгорода, как завещал ей муж перед своей смертью.


Следующий день принес новгородцам не только суровые военные будни, но и радость свадебных гуляний. Единство почувствовали горожане, и Марфа вела их.

Гонец приносит печальные известия - Псков встал на сторону московского князя, бросив бывших союзников. Но это лишь ожесточило новгородцев. Приходит весть о стремительном приближении Иоанна с войском к новгородским землям. Войско отправляется ему навстречу, чтобы дать бой вдали от городских стен.
И вот, настал час битвы. Не были никаких весточек с поля боя. И вот, появляется на горизонте колесница, на ней - тело Мирослава. Жестоким был бой, кровопролитности которого дивились даже бывалые ратники.


Оба сына Марфы пали в сече. Взывает она к народу, стоят ли жертвы свободы, не сожалеют ли граждане, что не склонились под властью московского князя. Если так, то пусть ее голову отправят Иоанну с мольбами о помиловании. Но народ непреклонен, он готов защищать вольность до последней капли крови. Снова и снова сталкиваются в бою новгородцы и княжеские войска. Поняв, что в поле ему не одолеть мятежный город, Иоанн переходит к осаде. В городе начинается голод. Все убедительнее звучат голоса оппонентов Марфы. Наконец, погибают в последнем бою оставшиеся защитники свободы. Вновь избранный посадником отшельник Феодосий отдает ключи от города победителю.
Иоанн не держит зла на новгородцев. Ему нужна лишь одна Марфа. Гордо поднимается она на эшафот. Умирает посадница свободной гражданкой Новгорода.
Вечевой колокол, недавно созывавший горожан на братоубийственную войну, снимают и перевозят в Москву.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Марфа-посадница, или покорение Новгорода». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Николай Михайлович Карамзин

Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода

Историческая повесть

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! – говорит издатель сей повести. – Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителен их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и – сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что ото писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.

Книга первая

Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан шумными толпами на Великую площадь. Все спрашивают; никто не ответствует… Там, против древнего дому Ярославова, уже собралися посадники с золотыми на груди медалями, тысячские с высокими жезлами, бояре, люди житые со знаменами и старосты всех пяти концов новогородских с серебряными секирами. Но еще не видно никого на месте лобном, или Вадимовом (где возвышался мраморный образ сего витязя). Народ кривом своим заглушает звон колокола и требует открытия веча. Иосиф Делинский, именитый гражданин, бывший семь раз степен-ным посадником – и всякий раз с новыми услугами отечеству, с новою честию для своего имени, – всходит на железные ступени, открывает седую, почтенную свою голову, смиренно кланяется народу и говорит ему, что князь московский прислал в Великий Новгород своего боярина, который желает всенародно объявить его требования… Посадник сходит – и боярин Иоаннов является на Вадимовом месте, с видом гордым, препоясанный мечом и в латах. То был воевода, князь Холмский, муж благоразумный и твердый – правая рука Иоаннова в предприятиях воинских, око его в делах государственных – храбрый в битвах, велеречивый в совете. Все безмолвствуют, боярин хочет говорить… Но юные надменные новогородцы восклицают: «Смирись пред великим народом!» Он медлит – тысячи голосов повторяют: «Смирись пред великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей – и шум умолкает.

«Граждане новогородские! – вещает он. – Князь Московский и всея России говорит с вами – вынимайте!

Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной. Ваши предки хотели править сами собою и были жертвою лютых соседов или еще лютейших внутренних междоусобий. Старец добродетельный, стоя на праге вечности, заклинал их избрать владетеля. Они поверили ему, ибо человек при дверях гроба может говорить только истину.

Граждане новогородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду; на сем месте древние новогородцы своего отца и князя, который примирил внутренние раздоры, успокоил и возвеличил город их. На сем месте они проклинали гибельную вольность и благословляли спасительную власть единого. Прежде ужасные только для самих себя и несчастные в глазах соседов, новогородцы под державною рукою варяжского героя сделались ужасом и завистию других народов; и когда Олег храбрый двинулся с воинством к пределам юга, все племена славянские покорялись ему с радостию, и предки ваши, товарищи его славы, едва верили своему величию.

Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили делами имя русское. Олег под щитом новогородцев прибил щит свой к вратам цареградским. Святослав с дружиною новогородскою рассеял, как прах, воинство Цимисхия, и внук Ольгин вашими предками был прозван Владетелем мира.

Граждане новогородские! Не только воинскою славою обязаны вы государям русским: если глаза мои, обращаясь на все концы вашего града, видят повсюду златые кресты великолепных храмов святой веры, если шум Волхова напоминает вам тот великий день, в который знаки идолослужения погибли с шумом в быстрых волнах его, то вспомните, что Владимир соорудил здесь первый храм истинному богу, Владимир низверг Перуна в пучину Волхова!.. Если жизнь и собственность священны в Новегороде, то скажите, чья рука оградила их безопасностию?… Здесь (указывая на дом Ярослава) – здесь жил мудрый законодатель, благотворитель ваших предков, князь великодушный, друг их, которого называли они вторым Рюриком!.. Потомство неблагодарное! Внимай справедливым укоризнам!

Новогородцы, быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братии своих; быв верными подданными князей, ныне смеются над их властию… и в какие времена? О стыд имени русского! Родство и дружба познаются в напастях, любовь к отечеству также… Бог в неисповедимом совете своем положил наказать землю русскую. Явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран никому не известных, подобно сим тучам насекомых, которые небо во гневе своем гонит бурею на жатву грешника. Храбрые славяне, изумленные их явлением, сражаются и гибнут, земля русская обагряется кровью русских, города и села пылают, гремят цепи па девах и старцах… Что ж делают новогородцы? Спешат ли на помощь к братьям своим?… Нет! Пользуясь своим удалением от мест кровопролития, пользуясь общим бедствием князей, отнимают у них власть законную, держат их в стенах своих, как в темнице, изгоняют, призывают других и снова изгоняют. Государи новогородские, потомки Рюрика и Ярослава, должны были слушаться посадников и трепетать вечевого колокола, как трубы суда Страшного! Наконец никто уже не хотел быть князем вашим, рабом мятежного веча… Наконец русские и новогородцы не узнают друг друга!

Отчего же такая перемена в сердцах ваших? Как древнее племя славянское могло забыть кровь свою?… Корыстолюбие, корыстолюбие ослепило вас! Русские гибнут, новогородцы богатеют. В Москву, в Киев, в Владимир привозят трупы христианских витязей, убиенных неверными, и народ, осыпав, пеплом главу свою, с воплем встречает их; в Новгород привозят товары чужеземные, и народ с радостными восклицаниями приветствует гостей иностранных! Русские считают язвы свои, новогородцы считают златые монеты. Русские в узах, новогородцы славят вольность свою!

Вольность!.. Но вы также рабствуете. Народ! Я говорю с тобою. Бояре честолюбивые, уничтожив власть государей, сами овладели ею. Вы повинуетесь – ибо народ всегда повиноваться должен, – но только не священной крови Рюрика, а купцам богатым. О стыд! Потомки славян ценят златом права властителей! Роды княжеские, издревле именитые, возвысились делами храбрости и славы; ваши посадники, тысячские, люди житые обязаны своим достоинством благоприятному ветру и хитростям корыстолюбия. Привыкшие к выгодам торговли, торгуют и благом народа; кто им обещает злато, тому они вас обещают. Так, известны князю Московскому их дружественные, тайные связи с Литвою и Казимиром. Скоро, скоро вы соберетесь на звук вечевого колокола, и надменный поляк скажет вам на лобном месте: «Вы – рабы мои!» Но бог и великий Иоанн еще о вас пекутся.

1. Биографии даже самых знаменитых людей до начала 19 века страдают как нехваткой информации, так и простыми неточностями. Недаром П.А. Вяземский после смерти Карамзина умоляет его друга И.И. Дмитриева, чтобы тот как можно больше вспомнил: "Если этого не сделать, то жизнь Карамзина пропадет без следов". Характерно, что сам величайший российский историк до старости лет не знал точно года своего рождения. Благодаря архивам, он убедился, что его биография начинается не в 1765,как он полагал, а 1 декабря 1766 года, в Симбирской провинции (ныне Оренбургской области), деревне Карамзинки.

Карамзины ведут свой род от дворянина при Иване Грозном Семена Карамзина, чьи трое сыновей начали владеть землями на Волге. Отец Николая Михайловича - отставной капитан Михаил Егорович, после ранней смерти матери будущего писателя женился на тетке Ивана Ивановича Дмитриева, и две будущие знаменитости подружились.

С 14 до 15 лет учился в Москве в частном пансионе профессора Шадена, параллельно посещая лекции в Московском университете. Друг детства Дмитриев был свидетелем литературного дебюта Карамзина: "Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицей Елисаветой, переложенный им с немецкого языка".

С раннего возраста Карамзин проявил себя человеком глубоко любознательным. Помимо основной программы, он с интересом изучал языки: французский, немецкий, церковнославянский, а в более зрелые годы еще и латинский, греческий, итальянский, польский; интересовался литературой, увлекался Шекспиром.

Несмотря на то, что, по описанию Дмитриева, "это был уже. . . благочестивый ученик мудрости, с пламенным рвением к усовершенствованию в себе человека!" - Карамзин оставался энергичным веселым юношей, и к друзьям доходили слухи, будто он "прыгает серною с кирасирскими офицерами" (позже Карамзин стал одним из старшин московского танцкласса). Оплата за литературный труд была грошовой, и "в молодости. . . прибегал он, как к пособию, к карточной коммерческой игре". Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета, заметил талантливого юношу и "отговорил от рассеянной светской жизни и карт".

По выходе в отставку поручиком Петербургского Преображенского полка (1781-1783 гг) в 17 лет Карамзин, по собственному свидетельству, мечтал отправиться в действующую армию, но у него не нашлось денег для взятки. Жизнь пошла в другом направлении. В 1783 году Карамзин издал свой первый печатный труд - перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога".

Буквально за год Карамзин становится литератором, переводчиком, членом литературно-философского Дружеского общества - одного из ответвлений масонской ложи под руководством Николая Ивановича Новикова. Первым опубликованным произведением собственного сочинения стала повесть "Евгений и Юлия" 1789 года.

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Путешествие легло в основу труда "Письма русского путешественника", первую часть которых Карамзин опубликовал в изданном им по возвращении в Россию "Московском журнале". Карамзин одним из первых заявил, что Россия идет той же дорогой просвещения, что и другие народы Европы.

В 1793-1795 Карамзин много времени проводит в деревне, где, несмотря на начавшее слабеть зрение и опасность слепоты, готовит два сборника под названием "Аглая", изданные осенью 1793 и 1794 годов. В 1795 возвращается в Москву как журналист: ведет раздел "Смесь" в "Московских ведомостях", публикует статьи о русской литературе и истории за границей в журнале "Spectateur du Nord".

Постепенный рост журналистского и издательского мастерства привел к созданию в 1802 году журнала "Вестник Европы", ставшего первым образцом русского "толстого журнала". Здесь впервые печатается историческая повесть Карамзина "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода". Это было первой серьезной заявкой журналиста на профессиональное описание исторических событий. К сотрудничеству Карамзин привлекает авторов, печатавшихся в его прежних журналах, а также В.А. Жуковского.

  • 31 октября 1803 года был подписан указ о назначении Карамзина на должность историографа, он работает главным образом над "Историей государства Российского". Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр отправлявшейся в Ярославль жене, а сам готовился сражаться в ополчении. Последние 10 лет жизни Карамзин проводит в Петербурге и становится просвещенным советником императора Александра I, Карамзин умер незадолго до осуждения декабристов и казни над ними, от воспаления легких 22 мая (3 июня) 1826. Памятник Карамзину стоит в Александро-Невской лавре. На родине, в Симбирске, ему возвели памятник в 1845-м.
  • 2. Интерес Карамзина к истории проявился и в написании исторических повестей - "Марфа Посадница", "Наталья - боярская дочь". В 1800 году он признавался, что “По уши влез в русскую историю; сплю и вижу Никона с Нестором”.

Исторический роман - парадоксальная форма литературы. История, по известному высказыванию, не знает сослагательного наклонения. Сюжет романа - заведомый вымысел, допущение, предположение. Вместе с тем сама природа события как существенного, значимого, из ряда вон выходящего роднит исторический и художественный факты, противопоставляя их обыденности. Именно переломное, осевое время является плодотворным и для развития человечества в рамках самой истории, и для осмысления происходящего в формах исторического романа.

Эпохи сложения единой нации и строительства единого государства, как правило, гармоничны в своих результатах. Но в истоках своих - это смутные времена, связанные с болезненным отказом от всего косного в этническом опыте, с поиском новых путей для исторического творчества нации. "Марфа Посадница" (1803) осмысляет именно такие поворотные моменты в социально-историческом развитии России.

Тема повести Н.М. Карамзина - подъём национальной государственности после татаро-монгольского ига. Перед русской нацией XV века встал вопрос о выборе столбовой дороги исторического развития: развивать ли свои самобытные, национально и религиозно специфичные традиции или обратиться к перспективам западноевропейского пути. Условно первый из этих путей можно назвать московским, а второй - новгородским.

Новгородская модель исторического развития уходит корнями в первовремя русской государственности. Её двойственность ярко воплощают фигуры Рюрика и Вадима: призванному извне варяжскому князю противостоит сын исконной демократии - воли-вольности народной. По мысли В.Н. Топорова, именно такое соотношение власти и воли несло в себе зёрна будущей русской цивилизации: "в Новгороде закладывались отдалённые подступы к тому, что получило развёрнутое продолжение в историческом творчестве Петра I".

Вместе с тем вольность новгородская была чревата предпочтением региональных (Запад, Литва) и профессиональных (торговля) интересов в ущерб общерусским. Московское княжество строилось на принципе власти единодержавной в интересах единства национального. Выбор этого пути определялся печальным опытом предшествующей раздробленности, в свете которого иную цену получал и опыт новгородской демократии: "Привыкшие к выгодам торговли торгуют и благом народа".

Если в плане социально-политическом выбор между московским и новгородским путями развития был возможен и необходим, то с точки зрения духовной двух правд быть не могло: одна правда и одна кривда. Обе стороны исторического противостояния отчётливо понимали, что гораздо важнее того, что они думают о судьбе России, то, что Бог мыслит о ней в вечности.

Новгородская повесть о событиях 1478 года подчёркивает атмосферу лжи, раздоров, царившую в городе: “И бысть в Новегороде молва велика, и мятеж мног, и многа лжа неприазненна. И разделишася людие: инеи хотяху за князя, а инии за короля за литовьского. . . И бысть на лутьшии люди молва, яко те приведоша великого князя на Новгород, а то Богъ сердце-ведець и суди им, зачинающим рать и обидящим нас”.

Ещё жёстче оценки Московской повести о походе Ивана III на Новгород: “Аще бо християне нарицахуся, а дела их бяху горее неверных. . . въ крещении быша за великими князи православными, ныне же на последнее время, за двадцать лет до скончания седмыя тысящи, въсхотеша отступити за латинского короля”.

Противостояние Москвы и Новгорода в XV столетии, включали в себя не только вопрос о территориальном единстве государства, но и вопрос о духовном и культурном центре нации. Выбор той или иной этнической перспективы означал кардинальный поворот в историческом развитии.

Поход московского князя Ивана III на Новгород в 1478году пришёлся на осевой рубеж русской культуры.В.Н. Топоров в своей книге "Святость и святые Древней Руси" особо подчёркивает тот факт, что в русло исторических преобразований включаются все политические, социальные и духовные силы того времени: ". . . происходит медленное, а потом всё более набирающее силу нарастание исторического творчества на Руси - и в народе, и в Церкви, и в государственной власти. На одном полюсе (народ) задача решается незаметно, как бы исподволь, если угодно, эгоистически и приземлённо. На другом полюсе (власть) всё делается обнажённо, нередко грубо, жестоко, не по-христиански. Церковь старается (и это ей не всегда удаётся) избежать крайностей".

Этот краткий историографический очерк не только проясняет событийный контекст "Марфы Посадницы", но и поможет нам выявить особенности художественного воплощения обсуждаемых событийных, идеологических и духовных коллизий в жанре исторического романа.

Ещё ярче видна связь родного дома с историей в “Марфе Посаднице”. Дом Марфы Борецкой прямо ассоциирован со всем Новгородом, а посадница сама пророчествует о судьбе родины: "Народ великодушный! Когда в глубокую ночь погаснет лампада в моём высоком тереме и не будет уже для тебя знаком, что Марфа при свете её мыслит о благе Новагорода, тогда скажи: Всё погибло!"

В "Марфе Посаднице" семейное и общественное начала синтезируются в образе свадебного пира: "На другой день Новгород представил вместе и грозную деятельность воинского стана, и великолепие народного пиршества, данного Марфою в знак её семейственной радости". В шуме родового пира контрапунктом к теме единства возникает тема новгородского своеволия и грядущего опустошения дома.

3. Повесть "Марфа Посадница", написанную в 1803году, можно рассматривать как первый этап в осмыслении Н.М. Карамзиным исторического конфликта Москвы и Новгорода. Эта тема органически войдёт в замысел "Истории государства Российского", целью которой станет "показать, как Россия, пройдя через века раздробленности и бедствий, единством и силой вознеслась к славе и могуществу". Примечательно, что именно к лету 1812года "История. . ." дошла до царствования Ивана III и его новгородских походов. Образ Ивана III в повести Н.М. Карамзина - скорее символ московской власти и московского пути развития Руси. Историческая повесть "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода", рассказывает о великой драме смиряемого русским самодержавием города, о вольности и непокорстве, о сильной и властной женщине, величие которой проявилось в самые тяжкие дни ее жизни. В этой вещи творческая манера Карамзина достигла классической зрелости. Слог "Марфы" ясный, сдержанный, строгий. Здесь нет даже следа слезливости и умиления "Бедной Лизы". Речи героев полны достоинства и простоты, каждое слово их весомо и значимо. Важно подчеркнуть также, что русская история была здесь уже не просто фоном, как в "Наталье", - она сама явилась объектом осмысления и изображения.

Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. В повести Карамзина с самого начала заявлено моральное и этическое равновесие борющихся сторон: Москвы и Новгорода, приверженцев централизованной власти и региональной вольности, Ивана III и Марфы Борецкой. Каждый из борющихся по-своему прав. Повествователь с замечательной объективностью возвышается над ограниченностью обоих лагерей, что уже не раз отмечалось исследователями. Объективность Карамзина связана с установкой на национально-значительное, хотя оно понимается еще в рационалистическом духе как обобщенно-всечеловеческое. Дескать, мы не хуже других, и у нас были достойные внимания столкновения партий, борьба высоких принципов и идей - как и в Западной Европе. Западноевропейский, а точнее, античный колорит "новгородской повести" отмечен еще Скабичевским, автором очерка "Наш исторический роман в его прошлом и настоящем": "Перед нами словно будто не Новгород, а какая-то древняя республика, и, читая цицероновское красноречие московского боярина князя Холмского и затем Марфы, вы совершенно забываете, что такие великолепные речи говорились на новгородском вече, а не в Капитолии". Но "в общем взгляде на изображаемое историческое событие", добавляет критик, Карамзин "старается сохранить полное беспристрастие".

4. Из всех повестей Карамзина наиболее значительна овеянная романтической атмосферой таинственности и недосказанности повесть "Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода". Написанная на тему борьбы вольнолюбивых новгородцев с самовластием, она вызывала самое подозрительное внимание реакционных мракобесов. На самом деле ничего революционного в ней нет. Но образ "гражданки новагородской" Марфы, защитницы вольности, с большой силой созданный Карамзиным, был первым ярким героическим женским образом в нашей литературе. Образ Марфы поэтически притягателен, но время ее "мечтательности" прошло. Память о знаменитой новгородской мятежнице так вытравлялась из памяти потомков, что даже "слабых следов бытия" (слова Марфы в повести) до наших дней не уцелело. Вот уже полтысячи лет историки стремятся доказать, что Иван III был прав, присоединяя Новгород к Москве, и, следовательно, Марфа Борецкая была неправа, а потому мы должны осудить её. Однако пришло время нам быть свободнее в своих оценках и взглядах и, не подвергая сомнению необходимость объединительной политики Ивана III, воздать должное характеру и самобытной личности Марфы Борецкой, стремившейся отстоять независимость Новгородской республики. Нет сомнения, что это была женщина героическая. Это и показал Николай Михайлович Карамзин. Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Долгое время Марфа была всего лишь верной, заботливой женой посадника Исаака Борецкого. Отправляясь в поход во главе войска, оборонявшего границы княжества, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин. Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, Марфа обращается за помощью в Псков. Однако псковичи только пожелали ей удачи. В 1471 году Марфа выступает на Вече против захватнической политики Ивана III. Решено обратится за помощью в Литву. Но народ заколебался: одни взяли сторону Борецкой, другие уговаривали не изменять православию и не поддаваться Казимиру. Проиграв первую битву, Марфа предложила Новгороду и Москве пойти на компромисс. Новгород предложил Москве выкуп, но князь ответил: "Покорность без условий или гибель мятежникам!" Князь осадил Новгород в последний раз в декабре 1477 и одержал победу. Новгородское Вече перестало существовать.2 февраля 1478 года по распоряжению Ивана III из Новгорода была увезена вместе с внуком взятая под стражу Марфа Борецкая. "Никто не смел за них вступиться", - пишет Н.М. Карамзин. Ни одного слова не позволили себе, чтобы выразить сочувствие Марфе-Посаднице.

Данные о дальнейшей судьбе Марфы Борецкой противоречивы, место и время её смерти неизвестны. Существует версия, что Марфу Борецкую по приказу Ивана III в кандалах повезли в Москву. По пути она погибла при невыясненных обстоятельствах. В другой версии говорится, что из Москвы Марфа Борецкая была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошней девичий монастырь.

Но полностью раскрыть образ Марфы Борецкой, используя только немногочисленные исторические факты, Н.М. Карамзин, по всей видимости, не смог. Именно поэтому он взялся за написание исторической повести, посвященной образу Марфы-посадницы.

Что же происходило с душой Марфы, с её чувствами? Как менялась мораль, нравственность Марфы, обладающей властью? Меня волновало изменение её души. Что толкнуло Марфу на такой поступок? Как смогла женщина встать во главе Новгорода? Н.М. Карамзин попытался объяснить это словами самой Марфы, когда она рассказывает Ксении и Мирославу о своей молодости. Она как будто понимает, что и нас, живущих спустя много лет, будет волновать, как "некогда робкая, боязливая, уединенная, с смелою твердостию председает теперь в совете старейшин, является на лобном месте среди народа многочисленного, велит умолкнуть тысячам, говорит на вече, волнует народ, требует войны и кровопролития"? Кажется, что и сама Марфа не раз задавала себе эти вопросы: "Что ж действует в душе моей? Что переменило ее столь чудесно? Какая сила дает мне власть над умами сограждан?" Мне кажется, что Н.М. Карамзин долго искал ответы на поставленные вопросы. И устами Марфы он пытается объяснить это одним словом: "Любовь!. .". Марфа поклялась мужу заменить его в народных советах, быть "вечным врагом неприятелей свободы новгородской". Марфа понимает, что "гордость, славолюбие, героическая добродетель есть свойство великого мужа", но она уверена в том, что "жена слабая бывает сильна одною любовию, но, чувствуя в сердце ее небесное вдохновение, она может превзойти великодушием самых великих мужей и сказать року: "Не страшусь тебя!"

Женщина у власти. Эта проблема никогда не будет не актуальна. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами в такой республике, где женщин только любили, а не слушались.

5. Новатор во всем, что касалось литературы и языка, Карамзин был глубоким реакционером в политических вопросах. Таким образом, изображение социальных процессов в историческом романе XIX века включает помимо масштабных антитез (Москва/Новгород) оппозиции личных выборов и перспектив. Ключевыми персонажами повествований оказываются обыкновенный человек, правитель и юродивый. В их лице факторами исторического процесса выступают человеческая личность, социальная власть и Бог. Роман совмещает тем самым жанры истории личной и национальной, художественной и реальной, политической и духовной. Здесь закладывается фундамент и намечается отчётливая перспектива нового восприятия истории в культуре XX столетия: история мыслится не только как объективная цепь причин и следствий, но и как субъектно-зависимый, непредсказуемый в своих значениях и последствиях диалог человека с миром.

Карамзин провел реформу русского литературного языка, освободив его от славянизмов и длинных периодов латинско-немецкой конструкции, приблизил его к разговорному и оживил большим количеством новых слов и выражений, отчасти созданных им самим, отчасти перенесенных им из старинных литературных памятников, изучаемых им в качестве историка. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века двадцатого.

Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел "заохотить русскую публику к чтению русских книг"), ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Кроме того, Карамзин сумел объединить вокруг себя целое поколение родственных себе по духу литераторов, оказав большое влияние на русскую литературу 1790-1800 гг.

По словам Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы. Карамзин дал толчок к разделению на определенные группировки и партии в тогдашней русской литературе, вследствие чего было поколеблено поклонение "незыблемым" правилам художественного творчества. С 1790-х гг. литература начала делаться повседневным общественным занятием, "титулы стали отделяться от таланта", и сам Карамзин служил примером литератора-профессионала. Писатели сделались "двигателями, руководителями и образователями общества", обнаружились попытки "создать язык и литературу". "Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела". Карамзин развил вкус изящного, ввел в практику русской критики оценку явлений с точки зрения эстетики и науки. Карамзин "был первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе…".

Несмотря на то, что Карамзин-критик был вдохновителем сентименталистского направления, он выдвигал и такие эстетические идеи, которые были шире его писательской практики, опережали свое время и служили будущему развитию русской литературы. Он сам осознавал, что его собственная деятельность является звеном в исторической цепи преемственных явлений.

Список литературы

  • 1. Карамзин Н.М. История государства Российского - Лениздат 2007
  • 2. Конунова Ф.З. Эволюция сентиментализма Карамзина. - Томск, 1967
  • 3. Коростелева В. Уроки Карамзина: К 225_летию со дня рождения // Сельская жизнь. -1991. - дек.
  • 4. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991
  • 5. Макогоненко Г.П. Русская литература XIХ века. - "Просвещение" Ленинград 1970
  • 6. Штранге М.М. Русское общество и Французская революция 1789-1794 гг. - М., 1956
  • 7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http: // www. krugosvet. ru/