Юрий Николаевич Рерих – учёный Новой Эпохи. Юрий Николаевич Рерих. Биография

Вижу молодого ученого, который собрал все заветы Учений Востока и сказал себе: "Вот выберу отовсюду наставления жизни, отброшу все гимны и поклоны, забуду разницу во времени и ошибки клеветников и переводчиков. Наиболее простое кажется наиболее основным. Из этих осколков сложу здесь одну жизнь - это жизнь Востока, несмотря на отрывочность. Эта жизнь будет мудра и полна действиями эволюции".

Озарение, ч. 3, VI , п. 2

1902, 16 августа (3 августа по старому стилю) - родился в селе Окуловка Новгородской губернии.

Отец – Николай Константинович Рерих, художник, учёный, академик, путешественник, мыслитель, крупнейший деятель культуры.

Мать – Елена Ивановна Рерих, урожденная Шапошникова, русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики.

1912–1917 - учеба в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге. Проявляет большие способности к живописи, истории, лингвистике и военному делу.

1916 - в издательстве «Свободное искусство» выходит в свет «Наш журнал. Вып. 1. Наша Первая Книжка» с рисунками Юрика Рериха 1912–1914 гг.: «За кулисами», «Война», «На улице зимой».

1916, декабрь – вместе с родителями и младшим братом Святославом переезжает в г. Сердоболь (с 1918 – г. Сортавала).

1918 - в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.

1919, март - отъезд вместе с родителями и братом через Швецию и Норвегию в Англию.

1919–1920 - учеба в Школе восточных языков Лондонского университета (индоиранское отделение).

1920 - получает диплом об окончании второго курса индоиранского отделения Школы восточных языков Лондонского университета. Знакомится с Рабиндранатом Тагором. Вместе с родителями и братом переезжает в Нью-Йорк (США), поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.

1922 - оканчивает Гарвардский университет со степенью бакалавра.

1922–1923 – учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Слушает курс китайского и персидского языков. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. Получает ученую степень магистра индийской словесности.

1923, декабрь - семья Рерихов приезжает в Индию для проведения научной, художественной и исследовательской работы. Рерихи осматривают памятники истории и культуры Индии, места, связанные с историей буддизма, посещают независимое княжество Сикким в Гималаях.

1924 - начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Николая Константиновича Рериха. Юрий вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима, начинает вести исследовательскую работу, занимается санскритом и тибетским языком.

1925 - в Париже на английском языке выходит монография Юрия Рериха «Тибетская живопись», уникальное научное исследование буддийской иконографии, сохранившее свою высочайшую ценность до наших дней.

1925-1926 – экспедиция проходит по территории Кашмира, Ладака, Китайского Туркестана.

1926, 29 мая - Центрально-Азиатская экспедиция пересекает границу СССР в районе озера Зайсан.

1926, 28 мая – 8 июня – по реке Иртыш экспедиция проплывает до Омска.

1926, 26 июля – 26 августа - Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Юрий вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, по Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

1926, сентябрь – 1927, 13 апреля - Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), столице Монголии. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхасы при своем следовании через Тибет.

1927, 6 октября – 1928, 6 марта - Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Тибета на высокогорном плато Чантанг и фактически обречена на гибель. Юрий Рерих исследует образцы «звериного стиля» у кочевников Северного Тибета, изучает диалекты тибетского языка.

1928, март - власти Тибета разрешают Центрально-Азиатской экспедиции двигаться в Сикким через неисследованные области Тибетского нагорья и Трансгималаев.

1928, 26 мая – завершение Центрально-Азиатской экспедиции в северной Индии (княжество Сикким).

1928, 24 июля - основание Института Гималайских исследований «Урусвати». Его Почетным Президентом являлась Елена Ивановна Рерих, а директором – Юрий Николаевич Рерих.

1929 - семья Рерихов обосновывается в Наггаре (долина Кулу, Северная Индия)

1929, апрель - 1930 - вместе с Н.К.Рерихом Юрий выезжает через Париж в США, где решает вопросы, связанные с деятельностью Института Гималайских исследований «Урусвати», ведет большую работу по организации Кабинета тибетологии в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Читает лекции в университетах американских городов; заканчивает работу над книгой «По тропам Срединной Азии» (Нью-Хейвен, 1931); опубликовано его исследование «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930). Посещает Англию и Францию.

1930–1939 - работает над тибетско-русско-английским словарем с санскритскими параллелями. Руководит периодическими изданиями Института – ежегодником «Урусвати» и серией «Tibetica».

1931–1932 - участвует в экспедиции в Западный Тибет (Лахул); пишет ценнейшие исследования: «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула».

1934–1935 - вместе с Н.К.Рерихом совершает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Проводит комплексные научные исследования малоизученных территорий этого региона.

1935, 15 апреля - в Вашингтоне представителями государств Северной и Южной Америки подписан Пакт Рериха, первый международный договор о защите культурных ценностей, разработанный по инициативе Н.К. Рериха. Юрий Рерих принимал активное участие в продвижении этого договора.

1935–1939 - создает фундаментальный труд «История Средней Азии».

1939 - в связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостанавливается.

1941, конец июня - вместе с братом Святославом телеграфирует в Лондон советскому послу в Великобритании И.М.Майскому просьбу зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии.

1942 - работает над очерком «Сказание о царе Гесэре из страны Линг».

1945–1946 - создает труды «Индология в России» (1945), «Происхождение монгольского алфавита», «Автор "Истории буддузма в Монголии"» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке».

1947, 13 декабря - ушел из жизни Николай Константинович Рерих, отец Ю.Н.Рериха.

1948–1949 - вместе с матушкой, Еленой Ивановной Рерих, переезжает в Дели, а затем в Калимпонг (Восточные Гималаи).

1949–1953 - в Калькутте выходит его перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в 2-х томах.

1949–1957 - работает в Калимпонге, где руководит Индо-тибетским семинарием, а также заведует курсами китайского и тибетского языков. Состоит членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгалии.

1955, 5 октября – ушла из жизни Елена Ивановна Рерих, мать Ю.Н.Рериха.

1957 - возвращается на Родину, в Москву. Зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. Привозит с собой значительную часть художественного и литературного наследия Николая Константиновича Рериха. Картины из этой коллекции были безвозмездно переданы Ю.Н. Рерихом государству.

Памятник Ю. Н. Рериху на Новодевичьем кладбище, Москва

1958, 12 апреля - в Москве в Выставочном зале Союза художников СССР открывается персональная выставка картин Н.К.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих.

1958 - присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных трудов. Назначен заведующим сектором философии и истории религии. Посещает Монголию.

1959 - принимает участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе. Возглавляет группу в секторе философии и истории религии отдела Индии и Пакистана по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Возобновляет издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica».

1960, 11 мая - в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открывается персональная выставка произведений С.Н.Рериха, в организации которой участвовал Ю.Н.Рерих.

1960, 21 мая - скоропостижно скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованная литература:

1. Юрий Николаевич Рерих. Биобиблиографический указатель. Международный Центр Рерихов, Москва, 2002.

2. Ю.Н. Рерих Письма, тт. 1, 2. М. 2002.

3. Материалы сайта Международного Центра Рерихов http://www.icr.su/rus/family/gnr/

5 лет и 7 месяцев назад

Юрий Николаевич Рерих

«Как нужен Юрий – индолог, санскритист,
тибетолог и монголист, не только глубоко
изучивший источники, но и владеющий языками –
небывалое соединение, так нужное при возросшем
значении Азии... Да, наша Родина пойдет по
новым путям, вооруженная новым знанием».

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и юношеские годы прошли в Петербурге – городе с богатейшими культурными традициями, который в то время по праву считался крупнейшим центром мировой ориенталистики. Юрий и его младший брат Святослав, появившийся на свет в 1904 году, формировались под благотворным влиянием своей семьи, где царила атмосфера взаимопонимания, любви и общих духовных устремлений.


С.Н. и Ю.Н. Рерихи. 1907 г.

Круг общения родителей был также необычайно интересен – в их петербургском доме бывали Александр Блок и Леонид Андреев, Михаил Врубель и Валентин Серов, Сергей Дягилев и Игорь Стравинский... Беседовали об искусстве, совместных творческих планах. В числе гостей были и известные востоковеды – Б.А.Тураев, Ф.И.Щербацкой, С.Ф.Ольденбург, А.Д.Руднев, В.В.Голубев, – встречи с которыми, надо полагать, сыграли не последнюю роль в становлении Юрия как личности и определили его будущие научные интересы.

Сохранилось несколько интересных высказываний Елены Ивановны Рерих, посвященных воспитанию своих сыновей. письмо от 1953 года, адресованное Валентине Леонидовне Дудко: «Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать – с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости – трудные. Оба большие труженики. В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные профессорами по всем отраслям знания... Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному искусству осталась до сих пор. Стратегия – его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года» 1 .


Ю.Н.Рерих. 1910 г.

В 1912 году Юрий Рерих поступает в частную гимназию К.И.Мая в Петербурге, где в свое время учился и Николай Константинович. Одной из его любимых дисциплин стала история. Сохранились его гимназические сочинения, которые наглядно демонстрируют глубокий подход мальчика к описываемым им событиям, его искреннюю заинтересованность предметом. Несмотря на то, что профессиональным живописцем стал только Святослав Николаевич, талант художника унаследовали от отца оба брата, о чем свидетельствует интереснейшая коллекция картин и рисунков, экспонируемая ныне в Центре-Музее имени Н.К.Рериха.


Ю.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1918 г.

В 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с Б.А.Тураевым и монгольским языком и историей монголов с А.Д.Рудневым.

В декабре 1916 года вся семья из-за болезни Николая Константиновича поселилась в Сердоболе (совр. Сортавала). С конца 1918 года по март 1919-го Рерихи жили в Выборге, а затем переехали в Лондон. К этому времени у Юрия Николаевича окончательно сформировались его интересы, и он определил свою будущую специальность. В Лондоне он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Здесь он проучился всего год, но успехи его были столь значительны, что в качестве лучшего студента по санскриту он был представлен государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет, а директор Школы, известный британский востоковед сэр Денисон Росс, продолжает интересоваться его учебой и после перевода в Гарвард.


Ю.Н.Рерих. 1918 г.

В сентябре 1920 года семья Рерихов переехала в США, и Юрий Николаевич поступил на отделение индийской филологии Гарвардского университета. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

В 1922 году Юрий Николаевич окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра. В 1922-1923 годах он учился в Сорбонне в Школе восточных языков и одновременно на военном и юридическо-экономическом факультетах. Учителями Ю.Н.Рериха были выдающиеся востоковеды: Ж.Бако, П.Пеллио, С.Леви, А.Мейе, А.Масперо, В.Ф.Минорский. В 1923 году он получает ученую степень магистра индийской словесности.

8 мая 1923 года Елена Ивановна, Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи выехали из США и 16 мая прибыли в Париж. Около пяти месяцев семья Рерихов провела в Европе, посетив Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву. Так начался их путь на Восток. 2 декабря 1923 года все четверо Рерихов прибыли в Бомбей. Достигнув индийской земли, они посетили ее древние города и святилища – пещерные храмы Элефанты и Аджанты, Агру, Фаттехпур-Сикри, Джайпур, Бенарес – и после этого направились в Сикким, где пробыли больше года. Это была первая часть Центрально-Азиатской экспедиции. Для Юрия Николаевича открылись большие возможности в изучении живых диалектов и в усовершенствовании тибетского языка. Посещение буддийских монастырей и знакомство с древними манускриптами и произведениями искусства раскрыли перед ним богатство древней культуры. Это были места, которые в свое время посетил знаменитый венгерский ученый Чома де Кереш, создатель грамматики тибетского языка, по праву считающийся основоположником тибетской филологии.

Результатом путешествий Юрия Николаевича по Сиккиму явилась его блестящая монография «Тибетская живопись», изданная в Париже на английском языке в 1925 году и лишь на рубеже II и III тысячелетий увидевшая свет в России. Молодому ученому было тогда всего 23 года.

В марте 1925 года Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи приехали в Кашмир, где и началась настоящая подготовка к длительному путешествию. Юрий Николаевич возглавил все работы по приобретению оборудования, изготовлению и упаковке снаряжения, покупке животных для каравана и верховых лошадей для участников экспедиции. В своей книге «По тропам Срединной Азии» он приводит детальный отчет, как проходила вся подготовительная работа: «Трудное и длительное путешествие в горы требует основательных приготовлений, каждая деталь его должна быть самым тщательным образом продумана... мастерам следовало дать самые подробные разъяснения. Для упаковки грузов пришлось заказать яхтаны, или деревянные ящики, обитые кожей, ибо металлические ящики менее надежны. Зная, что ожидает нас в горах, мы запаслись меховой одеждой и теплой обувью, не забывая о теплых спальных мешках. Палатки решено было шить из водонепроницаемой парусины на теплой подкладке, чтобы они могли выдержать сильные ветры в горах» 2 .

В июне 1925 года караван экспедиции Н.К.Рериха отправился в путь. Началась основная часть знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, продолжавшаяся целых три года. Участники путешествия пересекли Индию, Китай, Монголию сначала с юга на север, а затем с севера на юг.


Ю.Н.Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции. 1925-1928 гг.

На протяжении всей экспедиции Юрий Николаевич продолжал заботиться о снаряжении, обучал персонал военному делу. В его обязанности входила охрана каравана на всем пути следования и на привалах. Он был бессменным переводчиком во время переговоров с местными властями, монастырскими ламами и местным населением. Недаром спустя более полувека на маршруте экспедиции встречались люди, помнившие экспедицию и самого Юрия Николаевича. Во время путешествия он исследовал древние памятники тибетской культуры, собрал целую коллекцию предметов тибетского искусства, которая затем была размещена в специально отведенных для этого залах Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

26 мая 1928 года экспедиция, перейдя границу Тибета с Индией, направилась в Дарджилинг, и в декабре того же года все семейство Рерихов переехало в живописную долину Кулу (Западные Гималаи), которая представляла собой уникальный уголок древнейшей культуры Индии. Здесь начался новый этап их жизни, и для Юрия Николаевича он был практически целиком связан с деятельностью Института Гималайских исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды»), основанного Н.К.Рерихом в Дарджилинге 24 июля 1928 года.


Ю.Н.Рерих у входа в институт «Урусвати». 1928 г.

Чтобы укрепить положение нового исследовательского центра и установить связи с видными деятелями культуры и науки, Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи отправились в мае 1929 года в Нью-Йорк. Находясь в Америке, Юрий Николаевич использовал все возможности для проведения переговоров с научными учреждениями, учеными, финансовыми деятелями о совместной научной деятельности, публикациях, финансировании отдельных проектов. Другой целью поездки было открытие Музея Николая Рериха в новом высотном здании. Кроме Музея в нем должны были расположиться культурные организации, созданные Н.К. и Е.И.Рерихами еще в начале 1920-х годов (Мастер-Институт Объединенных Искусств, Corona Mundi, а также нью-йоркский офис «Урусвати»), часть помещений предполагалось сдавать в аренду. Экспозицию Музея должны были составить картины Николая Константиновича (как написанные во время экспедиции, так и более ранние его произведения), работы Святослава Николаевича, а также коллекции книг, рукописей и предметов искусства, привезенные из Центрально-Азиатской экспедиции.

Юрий Николаевич активно включился в подготовку к открытию Музея. Он не только принимал участие в разработке его концепции, но и выполнял «черновую» работу: клеил обои, красил стены, помогал устанавливать витрины. Торжественное открытие Музея состоялось 17 октября 1929 года. В первые дни его работы количество посетителей достигало 5000 человек в день.

Несмотря на громадную организационную работу, которой приходилось уделять время практически ежедневно, Юрий Николаевич заканчивает свою книгу об экспедиции («По тропам Срединной Азии». Нью-Хейвен, 1931), организует лекционное турне по университетским городам США, а также публикуется в периодических изданиях. Он всеми силами стремится вернуться в Кулу, где можно будет заниматься любимым делом. «Я молюсь, чтобы поскорее вернуться в Кулу и продолжить настоящую научную работу в тиши гор» 3 , – пишет он матери. И еще: «После того как я провел столько лет под открытым небом, мне кажется, что я пришел из другого мира, и обычная атмосфера современного города с его почти убийственной индустриализацией – что-то совершенно инородное» 4 .


Ю.Н.Рерих в своем рабочем кабинете в Кулу.

Вернувшись в Кулу, Юрий Николаевич с упоением включился в работу, взяв на себя обязанности директора Института, который под его умелым руководством очень скоро стал одним из крупнейших научных учреждений Индии. Институт сотрудничал со многими научными организациями Азии, Европы и Америки, обменивался публикациями с 285 университетами, музеями, институтами, библиотеками. В списке почетных советников по науке, членов-корреспондентов и постоянных сотрудников «Урусвати» значились такие светила мировой науки, как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Л.Бройль, С.Гедин, С.И.Метальников, К.КЛозина-Лозинский, Дж.Бош.

Институт Гималайских исследований состоял из двух основных отделов – ботанического и этнолого-лингвистического. Большая группа сотрудников вместе с Юрием Николаевичем и Николаем Константиновичем занималась изучением истории, литературы, языков, философии народов, населявших громадную территорию в предгорьях Гималаев. Ежегодно совершались летние экспедиции в различные районы долины Кулу, в Лахул, Бешар, Кангру, Лахор, Ладак и в другие места. Была создана богатая библиотека, в которой древние манускрипты соседствовали с трудами крупнейших современных востоковедов. Юрий Николаевич внимательно следил за выходом в свет новых книг и поддерживал постоянные контакты с книгоиздателями США, Англии, Германии, Франции.

Юрий Николаевич как директор Института отдал много сил на создание биохимической лаборатории, в планах которой стояла тема по созданию противораковых лекарств. В письмах В.А.Перцову, биохимику Гарвардского университета, он подробно рассказывает о задачах этой лаборатории, планах ее работы, постройке здания, размещении сотрудников и т.п. Юрий Николаевич вникал во все тонкости обустройства и будущей деятельности лаборатории, однако нехватка средств и прочие трудности не позволили ему довести эту работу до конца.

Наряду с этой организационной работой, отнимавшей немало времени и сил, Юрий Николаевич ведет обширную научную деятельность. Под его руководством выходят периодические издания Института – ежегодный журнал «Урусвати» и серия «Tibetica», посвященная изучению тибетских древностей и родственных вопросов. Тогда же появляются такие его ценнейшие работы, как «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930), «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула». Тогда же он приступает к основному труду своей жизни – созданию тибетско-английского словаря с санскритскими параллелями.


Ю.Н.Рерих в Кулу.

Эта работа увидела свет уже после смерти Юрия Николаевича, благодаря стараниям его учеников, в частности Ю.М.Парфионовича.

Следует отметить, что тибетология всегда была любимым предметом научных исследований Юрия Николаевича: его интересовали равно как история буддизма в Тибете, так и этнография, искусство и литература этой малоисследованной, замкнутой страны. Сейчас трудно себе представить, как один человек успевал руководить многогранной деятельностью института и одновременно заниматься разработкой сложнейших проблем лингвистики и филологии, но сохранившиеся документы беспристрастно свидетельствуют, что это было именно так. За выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, этнографии, археологии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского Общества в Лондоне, Азиатского Общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других научных учреждений мира.

В 1934 году у Министерства земледелия США возникла идея об организации экспедиции в Маньчжурию, Китай и внутреннюю Монголию с целью изучения засухоустойчивых растений. Николай Константинович согласился ее возглавить, а Юрий Николаевич принял предложение стать его помощником и переводчиком. 22 апреля 1934 года они выехали из США в Японию, а затем отправились в Маньчжурию. Условия работы экспедиции были очень сложными из-за политической и военной обстановки в регионе, а также из-за противодействия двух членов экспедиции – американских ботаников, сотрудников Министерства земледелия, которые всячески срывали работу экспедиции и распространяли клеветнические заявления о ее руководителе.

Несмотря на этот откровенный саботаж, в результате работы экспедиции, продолжавшейся с мая 1934 года по сентябрь 1935-го, было собрано и отправлено в США около 2000 посылок с семенами засухоустойчивых растений. Кроме этого была проведена археологическая разведка исследуемого района, собран лингвистический и фольклорный материал, а также старинные медицинские манускрипты.

В 1935–1939 годах Ю.Н.Рерих создает еще один фундаментальный труд – «История Средней Азии» (под понятием Средняя Азия Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа на западе до Большого Хингана на востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере). Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований Евразии с древнейших времен и по XIV в. 5


Н.К.Рерих. Гесер-хан. 1941 г.

Наступила вторая мировая война... Один за другим замолкают корреспонденты в Европе, а связь с Америкой становится очень ненадежной. Лишь радио остается самым оперативным источником информации. В этих условиях деятельность института «Урусвати» была законсервирована. В июле 1941 года после нападения Германии на Советский Союз Юрий Николаевич вместе со своим братом Святославом Николаевичем отправили письмо послу СССР в Лондоне Майскому И.М. с просьбой разрешить им вступить в ряды Красной Армии.

В 1940-е годы ученый работает над очерками «Индология в России» 6 , «Сказание о царе Гесэре из страны Линг» (1942) 7 , «Происхождение монгольского алфавита» (1945), «Автор "Истории буддизма в Монголии”» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке» (1946).

После ухода из жизни Николая Константиновича в декабре 1947 года Юрий Николаевич с Еленой Ивановной переехали в Дели, а затем в Кхандалу (местечко под Бомбеем). Там они провели почти целый год в надежде получить долгожданные визы из СССР. Но их надежды не оправдались, и в феврале 1949 года они отправились в северо-восточную часть Индии в Калимпонг. Это был небольшой курортный городок с прекрасным климатом, который к тому же являлся важным центром по изучению Тибета.

Сразу же по приезде в Калимпонг Юрий Николаевич активно взялся за организацию Индо-тибетского исследовательского института. Он организовал курсы по изучению китайского и тибетского языков, привлекая к преподавательской работе в первую очередь самих носителей языка, регулярно ездил в Калькутту, где находились крупнейший центр по изучению буддизма «Общество Махабодхи» и Азиатское Общество. В числе его близких друзей в те годы были такие светила индийской науки, как Рахул Санкритьяян, доктор Н.П.Чакраварти, профессоры Рам Рахул, Сунити Кумар Чаттерджи и А.С.Альтекар. К тому времени и сам Юрий Николаевич – уже всемирно признанный авторитет в области лингвистики и филологии, философии, археологии и искусствоведения. Его имя знают не только в Индии, но и в Европе и Америке. Немало исследователей стремятся приехать к Юрию Николаевичу, чтобы познакомиться с ним и стать его учениками.

В письмах Елены Ивановны Рерих того времени мы встречаем высокую оценку деятельности сына:

«Юрий много работает и говорит по-тибетски лучше многих самих тибетцев, продвинулся и в знании монгольского и не забывает свой санскрит. Практика ему здесь неплохая. Он пользуется большим авторитетом среди населения за свою ученость и за замечательную мудрость» 8 .

Одновременно с педагогической деятельностью Юрий Николаевич продолжает заниматься и исследованием памятников культуры, работая над статьями по вопросам филологии, истории буддизма и культурного наследия Азии. В 1949 году в Калькутте вышел в свет первый том фундаментального трактата по истории тибетского буддизма выдающегося историка Гой-лоцзавы Шоннупэла (1392-1481) под названием «Голубые Анналы». Его блестящий перевод с тибетского на английский был осуществлен Ю.Н.Рерихом 9 . Работает Ю.Н.Рерих и над переводом с тибетского «Жизнеописания Дхармасвамина» (монаха-пилигрима) – эта работа увидела свет в 1959 году при содействии известного индийского ученого, профессора А.С.Альтекара.

Однако вопрос о возвращении в Россию остается для Юрия Николаевича одним из самых насущных. «Как Вам известно, нами было сделано соответствующее заявление от имени матери моей, Елены Ивановны, двух воспитанниц, сестер Богдановых, и моего в феврале 1949 г., – делится он с З.Г.Фосдик в 1952 году. – С тех пор мы ежегодно запрашивали лично, письменно и телеграфно (с оплаченным ответом), о судьбе нашего заявления, но по сей день ответа не получили, хотя нас и заверяли в благожелательном отношении. Наши устремления остались прежними, и я думаю излишне писать о нашей постоянной готовности приложить свои силы и знания. Вы знаете, что я не узкий специалист, а многолетнее всестороннее изучение Среднего и Дальнего Востока, казалось мне, позволяло надеяться на благоприятный ответ» 1 0 . В декабре 1953 года Юрий Николаевич дважды встретился в Дели с советником посольства Баласановым, который обещал расследовать дело, но обещание это осталось невыполненным. Параллельно предпринимались шаги в Москве – через Т.Г.Рерих (жену архитектора Б.К.Рериха, брата Николая Константиновича), а после ее смерти – через известного врача-гомеопата С.А.Мухина, собирателя картин Николая Константиновича. Однако все письма и прошения в адрес правительства остались без ответа. Не помогла и Академия художеств.

5 октября 1955 года уходит из жизни Елена Ивановна Рерих. Для Юрия Николаевича, долгие годы жившего вместе с матерью, это был тяжелый удар. В своем письме от 24 октября 1955 г., адресованном ближайшей сотруднице и ученице Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик, он описывает последние дни ее жизни в Калимпонге, высказанные ею перед уходом пожелания и саму церемонию прощания. Каждая строка этого письма излучает глубокую скорбь и горечь утраты, однако в нем присутствуют и торжественные ноты: «...Будем неутомимо трудиться на Указанном Пути». Стоит ли говорить о том, что вся последующая жизнь Юрия Николаевича Рериха явилась воплощением в жизнь этого завета. Он был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо «Страны Лучшей» (так называла Россию Елена Ивановна), хотя отпущено ему было не так уж много...


Н.К.Рерих. Звезда героя. 1933.

Приехав в Москву, Юрий Николаевич сразу же начал работу в Институте востоковедения АН СССР в качестве старшего научного сотрудника сектора истории и философии отдела Индии и Пакистана. Ему присвоили звание профессора филологических наук, а через год, в октябре 1958 года, утвердили на должность заведующего сектором философии и истории религии. Большинство чиновников от науки имели весьма отдаленное представление о его трудах и о его месте в мировой науке, к тому же многосторонние знания, прекрасное владение языками и потрясающая работоспособность нового коллеги служили причиной зависти и интриг. «Зачем Вы сюда приехали?» – не раз слышал он из уст заместителя директора Института. Однако Юрий Николаевич не унывал. У него просто не было на это времени.


Ю.Н.Рерих в рабочем кабинете в Москве. 1958 г.

За два с половиной года работы в Москве он сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить школу российского востоковедения (ее достижения в России были очень значительны, но в 1930-1940 годах в силу известных событий наука потеряла многих выдающихся ученых). Он создал отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен), а также воспитал немало учеников. Сегодня это выдающиеся ученые, работающие не только в России, но и в Европе и Америке. Юрий Николаевич возобновил знаменитую серию «Bibliotheca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф.Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И.Вострикова «Тибетская историческая литература» и книги «Дхаммапада» (сборник изречений Будды), переведенной с пали В.Н.Топоровым. Он включился в подготовку к XXV Международному конгрессу востоковедов, участвовал в работе комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток-Запад», руководил аспирантами, оппонировал на защите диссертаций, был членом ряда Ученых советов, преподавал языки, готовил публикации.

«Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить, – пишет в своих воспоминаниях его ученица В.С.Дылыкова-Парфионович. – <...> Я даже не могу найти слов, чтобы выразить, какое впечатление производил Юрий Николаевич на всех окружающих своими познаниями. При всем том ему были свойственны необычайная скромность, отсутствие каких-либо амбиций, чувства превосходства. Он щедро и благожелательно отдавал всем сокровища своего ума и знаний и делал это как-то очень естественно, без намека на какое-либо менторство. Мне кажется, что все, кто с ним общался, подпадали под мощное обаяние его личности – человека и ученого» 1 1 .


Ю.Н.Рерих в Москве.

Когда говорят о Юрии Николаевиче, то обычно упоминают тот факт, что он привез на Родину более 400 картин своего отца и редкую коллекцию древних манускриптов. Но не только и не столько это. Именно он привез нам, образно говоря, самих Рерихов – наше ценнейшее национальное достояние, в корне изменив общественное мнение об этой выдающейся семье, членов которой с подачи правящих кругов считали белоэмигрантами и религиозными фанатиками. В 1950-е годы о философско-этическом Учении под названием Живая Этика, связанным с именем Рерихов, нельзя было говорить открыто – за это можно было поплатиться свободой, исключением из партии, в лучшем случае – увольнением с работы. Юрий Николаевич действовал осторожно, никогда не бросался цитатами, а выявлял суть Учения в своих поступках, на личном примере. За всеми его словами чувствовалось огромное знание. Именно он, благодаря своему огромному духовному потенциалу, фактически инициировал рериховское движение в России, о чем, наверное, и не подозревают многие современные его участники. Именно Юрий Николаевич сумел пробить стену бюрократических преград и организовать первую в СССР выставку картин Н.К.Рериха, которая имела огромный успех и прошла по разным городам страны.

Выставка открылась 12 апреля 1958 года в Москве. В течение полугода, предшествовавших ее открытию, Ю.Н.Рерих выступал в Университете, Доме ученых и других культурных центрах столицы с рассказами о Николае Константиновиче и Елене Ивановне Рерихах, об их творчестве, отвечал на многочисленные вопросы слушателей. Выставка пользовалась потрясающим успехом. Сроки ее экспонирования неоднократно продлевали. Юрий Николаевич почти ежедневно присутствовал в залах, рассказывал о картинах, о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, о жизни семьи в Индии. Учитывая, что это был только 1958 год – время расцвета догматической идеологии, можно представить, как слушали его пришедшие на выставку. После Москвы выставка экспонировалась в Риге, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Книги отзывов пестрили восторженными записями, словами благодарности и... удивления – почему так долго прятали такую Красоту?!

Одновременно с организацией выставки Юрий Николаевич ставит вопрос о создании на Родине персонального Музея Николая Константиновича Рериха. Ведутся длительные переговоры, называются города, где будет музей и его филиал, определяются музеи, в которые передадут картины, привезенные из Индии в дар Советскому Союзу. Однако при жизни Юрия Николаевича музей так и не был создан, а картины передали в Русский музей и Новосибирскую картинную галерею.

Осуществив организацию выставок картин отца, Юрий Николаевич приступил к устройству персональной выставки брата, которая открылась 11 мая 1960 года в Музее Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Святослава Николаевича Рериха принимали на правительственном уровне.


Ю.Н.Рерих в московской квартире. 1960 г.

А через десять дней, 21 мая 1960 года, Юрия Николаевича не стало. Ему было всего 58 лет. Официальной причиной смерти была признана острая сердечная недостаточность. Сказались не только резкая смена климата, но и напряжение трех лет, проведенных в Москве: колоссальная нагрузка, работа «на износ» и атмосфера непонимания и недоброжелательности, царившая в стенах Института востоковедения, в котором его, специалиста с мировым именем, «прорабатывали» на собраниях и называли «буржуазным ученым». С.Н.Рерих посвятил своему безвременно скончавшемуся брату картину «Пиета» («Скорбь»), на которой изображены две женщины, оплакивающие мученика, снятого с креста и убитого теми людьми, которым он отдал все – знания, труд и саму жизнь. Ушел человек, полный сил, замыслов, научных планов. Как много он мог бы еще сделать! Для всех, кто знал его, эта внезапная смерть была огромным потрясением.


С.Н.Рерих. Пиета. 1960 г.

«Месяц тому назад, неделю и даже пару дней тому назад я не мог и подумать, что нам придется принять участие в такой грустной церемонии, – говорил посол Индии Кумар П.С.Менон на панихиде. – Наш дорогой и уважаемый друг покинул нас. Внезапность его смерти сделала ее еще более трагической.

Профессор Рерих был настоящим ученым. Конечно, многие могли бы сказать о нем, как об ученом, более квалифицированно, чем я. Однако он был больше, чем ученый. Это был подлиннейший и высочайший ум в мире...»1 2

«Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого мыслителя, человека исключительной духовной гармонии, – писал С.Н.Рерих. – Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности»1 3 .


Литература:

2. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С. 32.

Ю.Н. Рерих у входа
в институт «Урусвати».
(1930-е)

По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.

Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. <...> В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».

В 1934 – 1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.

Уточка. «Звериный стиль».
Бронза из коллекции семьи Рерихов

Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно шлет телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получает отказ.

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.

В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.

Ю.Н. Рерих.
История Средней Азии.
Издание МЦР.
(2002)

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда.

Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.

Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.

При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

(1958 – 1960)

При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.

Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.

И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.

(1902 – 1960)

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия – его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком – фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

(1917 – 1918)

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Ю.Н.Рерих. Тибетская
живопись. Издание МЦР.
(2002)

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время
Центрально-Азиатской экспедиции.
(1927 – 1928)

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

От редакции: Мы предлагаем вниманию читателей тезисы доклада Т.И.Мурашкиной на конференции «Живая Этика и наука будущего», состоявшейся в г.Ярославле 30 марта – 1 апреля 2001 года.

***

ВСТУПЛЕНИЕ

Юрий Николаевич Рерих - человек, живший в середине ХХ века, представлял собой идеальный образец учёного будущего, учёного Новой Эпохи. Он обладал синтетическим сознанием и работал во многих областях науки. Кроме того, в своей работе он сочетал различные методы научного познания. Он владел и теми методами познания, которые признаются современной материалистической наукой и теми, которые она пока отрицает. Он владел духовным познанием.

Мы обращаемся к жизни Ю.Н.Рериха ещё и по другой причине. Он был одним из четверых носителей Учения Живой Этики – Провозвестия Новой Эпохи. Рерихи не только передали человечеству новое знание, но и применили все положения Учения в жизни каждого дня, таким образом, обогатив Сокровищницу древней мудрости своим личным опытом. И с этих позиций особенно важно изучать жизнь каждого из Рерихов. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни – этот Архат, Агни Йог.

Это была могучая личность, титан, Герой планетарного масштаба. Как Прометей он нес людям Огонь знания, прокладывая путь новой науке! Без мужества и героизма это невозможно, потому что труднее всего преодолеть невежественное сознание современников.

Картина Н.К. Рериха «Знамя мира»

Знак Знамени Мира, три амарантовых сферы внутри кольца вечности, символизирует единство времени: прошлого, настоящего и будущего. Именно это единство и называется Вечностью, Беспредельностью. Этот самый древний и самый сокровенный символ на Земле означает и эволюцию сознания во всех ее фазах. Поэтому древний символ является в то же время и знаком Новой Эпохи - Эпохи Света, Культуры, Сердца. Это знак синтеза – слияния трёх миров, синтеза знаний, синтеза наук. Знак Знамени Мира, который называют ещё «Трёхглазое знамя Владык», может быть только на надгробиях Сотрудников Шамбалы.

Фото - памятник на могиле Ю.Н.Рериха

В Москве на Новодевичьем кладбище можно увидеть знак Знамени Мира на одном единственном надгробии. Оно единственное не только в Москве, не только в России, но и во всей Европе. Это памятник на могиле Юрия Николаевича Рериха.

Картина Н.К.Рерих «Звезда героя»

Картина посвящена Юрию Николаевичу. Вы видите человека, устремившего взгляд на небо. Он ждёт знак, который дадут ему звёзды о том, что наступило время для свершения нового подвига. Таким знаком для него будет полет кометы. Елена Ивановна говорила Юрию Николаевичу, что, если он поедет в Россию, то проживет там не более 3-х лет, а, если останется в Индии, проживёт дольше. Она спросила его: «Поедешь?» Он ответил: «Поеду». Он знал, что нужен Родине.

Юрий Николаевич очень любил слово «подвиг». В основе этого понятия лежит жертвенность. Есть теснейшая связь между понятиями Культура и подвиг. Культура – почитание Света, а подвиг – действенное служение этому Свету. Вся жизнь Юрия Николаевича была подвигом на ниве Культуры. Поэтому лейтмотив моего выступления – это героизм и подвиг.

Фото Ю.Н. Рерих

Вот как охарактеризовал Юрия Николаевича его коллега, директор института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх: «Юрий Николаевич Рерих, как учёный, является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич, как человек, был даже еще более велик, чем Юрий Николаевич Рерих, как учёный. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, не только между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

ЧАСТЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКСПЕДИЦИЯ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Фото Ю.Н. в детстве

Я вам кратко напомню его биографию. Ю.Н. родился 16 августа в селе Акуловка Новгородской губернии во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге, затем учился у частных профессоров в Карелии. С детства проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу. В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а, став взрослым, изучил около 30 – западных и восточных (в том числе умершие языки). Он свободно читал, писал и говорил на иностранных языках.

Фото Ю.Н. в юности

Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах, в лучших школах востоковедения: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом отделениях, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование. Везде, где бы он ни учился, он поражал профессоров глубиной и широтой своих знаний. В 21 год он закончил Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии.

Фото Ю.Н. в юности

Юрий Николаевич учился, находясь вдали от родителей, с которыми постоянно была переписка. Перед Юрием Николаевичем, как и перед любым молодым человеком, возникало много проблем. В своих письмах родители давали ему советы как поступить. Вот фрагмент из письма Елены Ивановны к Юрию (в это время ему был 21 год, он учился в Гарварде): «Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок. Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдёт благополучно. В этом жизнь и совершенствование».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич, также, как и его младший брат - Святослав Николаевич, с детских лет был подключен к эзотерической работе родителей. Сейчас я Вам зачитаю фрагмент письма Юрия Николаевича сотруднику Рерихов В.Шибаеву. Письмо написано, когда Юрию Николаевичу был 21 год. И по этому фрагменту можно судить, насколько зрелым человеком он был уже в этом возрасте.

«Дорогой друг! Деятельность во Служение всё расширяется и каждый день несёт новые возможности и победы. Джон Крейн, Роджерс и я основали международную организацию для мирового сближения. Вы понимаете, насколько важно иметь такой аппарат и Вы, наверное, знаете, Кем посылается эта возможность».

Письмо заканчивается словами: «Да послужит это новое начинание Делу Служения и да примем каждую посылаемую нам возможность. В дни Великого Чуда остаюсь братски преданным Вам во Служении. Юрий Рерих».

Фото Ю.Н.

Характер у Юрия Николаевича с детства был очень сложный – темпераментный, порывистый. Вот фрагмент из Указания Учителя о Юрии Николаевиче, где его называют даже «дикий». «Должны считать радушием характер Юрия, лучше берите его, дикий да умелый, даже полезен будет. В участники годится». Речь идёт о подготовке к Центрально-азиатской экспедиции.

Фото Ю.Н. на Алтае 1926 год

А вот характеристика, данная Юрию Николаевичу жительницей Алтая, крестьянкой Агафьей Зубакиной, в доме которой жили Рерихи во время экспедиции в 1926 году: «А Юра простой, простой был. 23 года ему было, молод был, а бороду не брил. Здесь рубашку купил коленкоровую, на выпуск её носил, всё в ней бегал. Мне та рубашка совсем не нравилась, как у всех мужиков, а ему она почему-то мила была. Да дома хотел довести, осторожно велел стирать, чтобы не полиняла, не порвалась».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич искал знание в университетах и академиях, в разных странах и у разных народов. Древние говорили, что путешествие завершает образование. И в 21 год, имея блестящее теоретическое образование, Юрий Николаевич отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом, академиком Н.К. Рерихом. Это была Великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет. Как учёный –исследователь с необычайно широким кругозором, Юрий Николаевич сформировался именно во время этой экспедиции.

Картина Н.К.Рериха «Твердыня Тибета»

Как древние аргонавты, направились Рерихи по неизведанным тропам. И сейчас мы с Вами мысленно пройдём вместе с ними по высоким хребтам, где не ступала нога европейца, по непреступным монастырям, выбитым в скалах, по безводным пустыням. Почувствуем продолжительность и опасность пути, и тогда подвиг исследователей в поисках истины предстанет перед нами во всём величии мужества и красоты.

Картина Н.К. Рериха «Лхаса»

Юрий Николаевич во время экспедиции написал много научных работ. Об основных из них я Вам расскажу. Самая значительная работа Юрия Николаевича, принёсшая ему мировую славу – это его перевод уникального исторического памятника «Голубые анналы». До сих пор эта работа, по мнению специалистов, является фундаментальной в изучении истории и культуры средневекового Тибета. Впервые, вопреки традиции европейского востоковедения, Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в Азии, а как особое место на планете, где нужно искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удалённых во времени и пространстве от Тибета.

Картина Н.К. Рериха “Om Mani Padme Hum”

Десятая глава этого труда называется «К изучению Калачакры». Калачакра – это великое Учение Шамбалы («Колесо времени»). Оно пронизывает всю жизнь Тибета, Индии и Монголии. Калачакра утверждает, что жизнь человека связана с жизнью всей Вселенной. Это сложная система знаний о Космосе преподаётся в крупных учебных заведениях при монастырях Тибета и Монголии. Хочу подчеркнуть, что вся литература о Калачакре написана на языке символизма, который известен только Посвящённым. Книги о Калачакре пишутся учёными-ламами, побывавшими в Шамбале. Один из таких монастырей Вы видите на этом слайде. Эти монастыри имеют подземные ходы – «змеиные норы», как их называла Блаватская, которые хранят тайны Земли и человечества. Благодаря уникальному знанию Юрием Николаевичем иностранных языков и местных диалектов, Рерихи имели доступ в эти монастыри.

Картина С.Н. Рериха «Книга»

К ним относились с доверием и давали им древние книги, манускрипты, которые до них не видел ни один европеец. Людмила Васильевна Шапошникова в одной из своих статей описала свою беседу с учёным-ламой. Лама ей сказал: «В библиотеке школы тибетской философии я видел перевод древней тибетской хроники «Голубые анналы». Там целая глава посвящена Калачакре и её распространению, и это один из лучших переводов, мне встречавшихся. Как ни странно, он сделан европейцем. Автор был, конечно, необычным человеком и многое знал из того, что известно только нам».

Фото Ю.Н.

Речь шла, как Вы понимаете, о Юрии Николаевиче.

Картина Н.К. Рериха «Приказ Ригден Джапо»

В большой научной работе «Тибетская живопись» Юрий Николаевич даёт детальный разбор тибетско-буддийской иконографии и определяет роль и значение тибетского буддийского искусства. Эта картина называется «Приказ Ригден Джапо», где изображён Владыка Шамбалы. Другое Его имя Майтрейя. В главе «Майтрейя – Будда грядущего» вышеупомянутой работы Юрий Николаевич пишет следующее: «В Тибете Бодхисаттва Майтрейя часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы и предполагается, что он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил ноги с трона». Этот фрагмент статьи Юрия Николаевича буквально комментирует данную картину.

Картина Н.К. Рериха «Тибетский стан»

Юрий Николаевич большое значение предавал изучению кочевого Тибета. Открытия в этой области, сделанные им во время экспедиции, Юрий Николаевич обобщил в своей классической работе «Звериный стиль среди кочевников Северного Тибета». Юрий Николаевич является основоположником новой науки – номодистики. Это наука о кочевниках.

Картина Н.К. Рериха «Дружина»

Во время экспедиции Юрий Николаевич вёл путевой дневник. Вот один из его фрагментов: «Дорога на Чугучаг считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися и исчезавшими на гребнях ближайших гор». Во время экспедиции Юрий Николаевич трижды чудом избежал смерти. Однажды конь его поскользнулся на ледяной сфере, в другой раз у него был сердечный приступ на больших высотах и о третьем случае я Вам расскажу чуть позже.

Фото Ю.Н. на коне

В экспедиции Юрий Николаевич занимался не только научной работой. На нём лежала функция военной охраны каравана, так как путешественникам приходилось постоянно защищаться от нападения местных племён.

Картина Н.К. Рериха «Плато Чантанг»

Осенью 1927 года на пути к тибетскому нагорью экспедиция была остановлена отрядами тибетцев, действующих по указанию лхасских властей о закрытии этого района для иностранцев. Паспорт, выданный Н.К. Рериху представителем Лхассы в Улан-Баторе, был объявлен недействительным. На этом плато Чантанг экспедиция была задержана. Рерихи простояли здесь почти полгода в летних палатках. Экспедиция была фактически обречена на физическую смерть. По таинственным законам жизни именно этот этап находящейся на грани смертельной опасности экспедиции, оказался максимально плодотворным в научном отношении. Рерихи не только не потеряли присутствия духа, но сумели продолжить исследовательскую работу и в этом их несомненный исторический и научный подвиг.

ЧАСТЬ 2. КУЛУ. ФЕНОМЕНЫ. «УРУСВАТИ». ГЭСЭР ХАН.

Картина Н.К. Рериха «Кулута»

Завершив экспедицию, Рерихи поселились в долине Кулу. Это самое древнее место не только в Гималаях, но и на нашей планете. Это одна из Хранимых долин. В этом месте бывал Будда, Падма Самбхава, Аполлоний Тианский. Александр Великий остановил своё войско, подойдя к реке Биас, которая протекает в долине Кулу, и повернул обратно. В этом месте Риши Вьяса собирал Махабхарату – древнеиндийский эпос. Кулу называют долиной трёхсот Богов. Именно здесь Рерихи прожили около 20 лет.

Фото Дом Рерихов в Кулу

Рассказ о личности Юрия Николаевича будет неполным, если мы не вспомним о том, как он работал с молодёжью, приехав в Советский Союз. Он воспитывал молодых учёных с широким мировоззрением, говорил им о том, что жизнь полна тайн, что есть ещё совсем неизученные энергии, одухотворённые силы природы. Он говорил, что путь познания может быть не только научным, что есть другой путь, который не поддаётся пока описанию в терминах современной науки – путь познания духа. Юрий Николаевич иллюстрировал свои мысли интересными примерами из своей жизни. О некоторых из них я Вам расскажу.

Вот один из интереснейших таинственных случаев, о котором рассказывал Юрий Николаевич. Он произошёл, когда семья только поселилась в Кулу. Дом Рерихов всегда посещался ламами. Они приходили так поздно, когда двери уже были закрыты и уходили так рано, когда все ещё спали. Юрий Николаевич заинтересовался, как это происходит. Однажды он буквально подсмотрел беседу Николая Константиновича с ламой.

Картина Н.К.Рериха «Молодой лама»

Через некоторое время, наблюдая беседу с ламой, Юрий Николаевич потерял сознание. Николай Константинович отнёс сына на руках в его комнату. Когда Юрия Николаевича спросили: «Что же Вы увидели, отчего Вы потеряли сознание?», он ответил: «Я увидел растворившуюся как туман человеческую форму, прошедшую сквозь стену».

Картина Н.К.Рериха «Красный лама»

«Ну что же тогда лама? Что он ел? Где и когда он спал?» – спрашивали Юрия Николаевича. И Юрий Николаевич с прекрасной улыбкой отвечал: «Пища лам минимальна. Пранически огненное питание делает невозможным для них длительное пребывание в закрытых помещениях. Даже сон для них невозможен без накопления пранических запасов. Вас интересует, где лама спал. Он проводил несколько часов в близлежащей пещере и даже не спал в нашем понимании, а находился в состоянии длительной дхиани. Это состояние давало ему запас энергии, достаточный для напряжённой работы в течение дня».

Картина Н.К.Рериха «Монголия»

Вот рассказ о том, как Юрий Николаевич чуть не погиб. Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам Монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевых монголов этих районов. Юрий Николаевич собирал лингвистический материал, изучал наречия оседлых кочевых народностей. Местность была неспокойна.

Картина Н.К.Рериха «Монголия. Юрты»

Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца, да кровать у стены – вот и вся площадь. За окном – холмы, да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. «Отодвинься от окна», - почудилось мне сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: «Отойди от окна!». И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня».

Картина Н.К.Рериха «Аджанта»

Ещё один случай, рассказанный Юрием Николаевичем, произошёл в присутствии комиссии учёных-европейцев. Основная цель подобных экспериментов – повергнуть в прах многие, устоявшиеся веками, научные и религиозные догмы, и круто изменить мышление человечества, направив его в сторону изучения сокровенных тайн природы и человека, которые никогда ещё не были известны современной науке. Юрий Николаевич был свидетелем случая, который не поддаётся рациональному объяснению. Говоря о чудесах йогов, он подчёркивал, что факт, виденный им, относится к группе феноменов, доступных лишь Архатам высоких посвящений.

Картина Н.К.Рериха «Старый лама»

Один из старших лам, предложил комиссии указать любое место, где она хотела бы найти скрытое сокровище. Условились даже, что это должен быть каменный торс человеческой статуи. С напряжённым интересом, соблюдая все правила строгого научного контроля, следили учёные за тем, что делалось вокруг назначенного места.

Картина Н.К.Рериха «Дзон Капа»

Местом этим была высокая скала. Несколько суток лама провёл в глубокой неподвижности. Порой казалось, что он окаменел, как и эта скала. Медленно возвращалось сознание в холодное тело. Лама предложил долбить скалу. Рабочие прошли неподдающуюся породу. Осторожно, бережно крошили скалу, следуя указаниям ламы.

Картина Н.К.Рериха «Юэн Канг»

Под слоями каменной породы появилась сначала голова, потом торс статуи. Наконец показались руки. Тщательно отделили породу от чудесного произведения искусства. Когда отделили туловище, лама велел прекратить работу, ибо дальше ничего нет. Статуя оказалась без ног. Стали допытывать: «Куда же могли деваться ноги?» Лама с загадочным выражением сказал, что он устал и не счёл нужным продолжать опыт.

Картина Н.К.Рериха «Мысль»

Вот объяснение Юрия Николаевича этого феномена: «Человеческий мозг – неиссякаемый источник тонкой космической силы, способный управлять всеми грубыми энергиями физической природы. Совершенный посвящённый есть центр лучеиспускания, оттуда исходят могущественные силы, способные передвигать элементы материи и делающие ощутительные результаты в видимом мире форм. Адепт не творит ничего нового, но он приводит в действие материалы, которые природа нагромоздила вокруг него. Он выбирает что ему нужно и даёт своей мысли объективное существование».

Икона «Серафим Саровский»

Известно, что батюшка Серафим Саровский поднимался над полом во время молитвы. Братия даже видела, как он летел над лугом выше травы и цветов. Это явление называется левитацией. Вот как объяснял закон левитации Юрий Николаевич Рерих: «Духовная энергия преобладает над физической и трансмутирует её. Он (закон) подвластен лишь редким высокодуховным существам. Подвижники духа живут на грани двух миров – сфер физических и духовных энергий. И могут быть мгновения, когда этот потусторонний мир настолько магнетически насыщает и преодолевает все вибрации их физической сущности, что и она начинает подчиняться другой закономерности».

Фото Институт «Урусвати»

В завершении экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Этот Институт является для нас прообразом Института будущего. Юрий Николаевич был бессменным его директором на протяжении 10 лет, пока он существовал. Он предложил организовать Институт по типу индийских Ашрамов: «Когда мы основывали Институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год проводятся экспедиции и экскурсии. Нужно то, что индусы так сердечно называют «Ашрам». Это – средоточие.

Фото Н.К., Ю.Н., и С.Н. Рерихи с посохами

Умственное питание Ашрама добывается в разных местах. Сотрудники Ашрама не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы».

Фото Ю.Н. с ламами

Институт «Урусвати» состоял из двух отделов – ботанического и этнолого-лингвистического, которые также занимались изучением и разведкой археологических памятников. Институт занимался проблемами изучения солнечных лучей в высокогорных районах. Была собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари.

Фото Ю.Н. на коне

Институт «Урусвати» издавал журнал, где были опубликованы многие работы Юрия Николаевича и в частности работа «Сказание о царе Гэсэре из страны Линк». Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гэсэр Хане, называя его «Илиадой Центральной Азии».

Картина Н.К.Рериха «Гэсэр Хан»

Гэсэр Хан – национальный герой Тибета, Алтая. Герой очень близкий Юрию Николаевичу. Это одно из Имён Владыки Шамбалы. Картина была написана Николаем Константиновичем специально для сына и подарена ему на день рождения. Она всегда была у Юрия Николаевича. Он привёз её в Советский Союз и сейчас она находится в квартире, где он жил в Москве. К этой картине я Вам сейчас прочитаю стихи, написанные Л.П. Дмитриевой.

ГЕСЕР ХАН

Сегодня не может быть низанипротив.

Лишь только - за, лишь только - против.

Сейчас не может быть ниданинет.

Иль только - да, иль только - нет.

Не видишь разве: кровью алой набухли над планетой облака?

И выползает тьма из всех расщелин.

И, обезумев, мечутся стихии.

И лист бледнеет перед вселенскою грозой.

И конь дрожит и жаждет битвы.

И в напряженьи небывалом тетива в руке, которая не знает пораженья.

И в устремленьи замерла стрела...

Великий воин Гесер-Хан - уничтожитель тьмы, воитель Света,

прошедший (и в который раз!) надземную дорогу духа ногами человека по земле.

Могучий витязь Гесер-Хан, защитник всех, кто ищет в Нём защиты...

Но я уже защиты не ищу, великий воин Шамбалы, Владыка Гесер Хан.

Я стать стрелой хочу в твоём колчане, которая разит врага.

Иль если не стрелой, то наконечником её хотя бы иль опереньем.

Лишь бы лететь туда, куда рука Твоя направит, Великий воин Шамбалы...

ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ИНДИИ

Фото Н.К. Рерих с сыновьями

Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны. За все годы пребывания за границей он так и не принял иностранного подданства. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение в Советское посольство в Лондоне о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии, дабы с оружием в руках защищать свою Родину. Но в этом праве им было отказано.

Фото Ю.Н. со С.Н. в Кулу

«Оба моих сына полны устремления к Родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший рассвет», - писала Елена Ивановна.

Фото Ю.Н. в Калимпонге

Около 10 последних лет пребывания в Индии Юрий Николаевич проводит в Восточных Гималаях, где он жил с Еленой Ивановной в Калимпонге. Он преподавал там в Университете. Здесь 25 лет назад он сделал свои первые шаги в самостоятельной научной деятельности. Именно здесь, в Калимпонге, на границе с Сиккимом, вблизи патриархов Гималайских вершин, он проводит свои последние годы в Индии.

Под музыку Вагнера (2 мин. 30 сек) – 8 слайдов Канченджанги.

Картина «Помни»

ЧАСТЬ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Фото С.Н.Рерих с Н.С. Хрущёвым

В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. В составе комиссии, которая принимала эту делегацию на юге Индии, был Святослав Николаевич. Он обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с личной просьбой - разрешить его брату Юрию вернуться на Родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год в августе 1957 года Юрий Николаевич вернулся на Родину.