Cочинение «Образ крестьянства в романе «Война и мир. Разделы

Подавление богучаровского бунта - важный этап в развитии Ростова. У него не возникает мысли поинтересоваться причинами недовольства крестьян. Для него это не люди, а «грубые, бунтующие мужики». А рассказ княжны Марьи о ее тяжелом положении вызывает у Ростова слезы. А умение сочувствовать чужому горю дано не всяким героям Толстого, а только лучшим из них. За это полюбила Ростова княжна Марья. «Его добрые и честные глаза с выступающими на них слезами в то время, как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения».

В княжне Марье и Николае просыпается любовь. Толстой показывает, что душевная жизнь людей, их личные радости и печали продолжают волновать их, даже в самые тяжелые исторические моменты. Поглощенные своей любовью Николай и княжна Марья не произносят патетических фраз об отечестве. Но именно такие княжны Марьи, не поддавшиеся уговорам французов и не сделавшие им удовольствия стать французскими подданными, такие Николаи Ростовы, без рассуждения выполнявшие повседневные фронтовые дела, стали, как частица роевой жизни, орудием судьбы наполеоновской армии. Они, конечно, не сознавали этого, но несмотря на это, а точнее благодаря этому, они близки кутузовскому началу, определяющему основную историко-филосовскую мысль романа.

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества. Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением. Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней. Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу. Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям. И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.


Этапы жизни Артура Конан Дойля
За время последней, предсмертной болезни Конан Дойль нарисовал шуточную автобиографическую картинку «Старый конь»: он изобразил себя под видом понурой, дряхлой клячи, которая тянет тяжело груженый воз («труд всей жизни»), а позади длинный путь. Разные вехи на этом пути. Конан Дойль обозначил те, что казались ему существенными, символиче...

Пространственное удаление, «откат»
Во многих стихотворениях Бродского доминантную роль играет прием отдаления точки зрения в пространстве от изображаемого предмета - вплоть до ее перемещения в космические сферы. Это пространственное отдаление - знак отдаления, отчуждения психологического и экзистенциального. Среди ранних произведений такой прием является доминантным в «Б...

Летописание и исторические повести.
Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков. Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие з...

Тема: Война и мир

Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том III, часть вторая)

Том III

Часть вторая

Рассуждения автора об исторических событиях и о роли в них исторических деятелей. Они боятся, тщес-лавятся, радуются, негодуют и думают, что они все зна-ют, а на самом деле являются непроизвольными орудия-ми истории и производят скрытую для них, но понятную для нас работу. Роль Александра и Наполеона в событиях 1812 г. и краткий обзор войны с начала ее, кончая оставле-нием Смоленска. Причиной погибели французской армии, по мнению автора, является их позднее вступление в мо-розную зимнюю Россию, с одной стороны. С другой — та ненависть, которая была в русском народе. В начале вой-ны русская армия была растянута, а потому целью нашей было завлечение французов в глубь страны. Наполеон дви-жется, хотя все русские негодуют. Назначается Барклай, но из-за недоверия к нему власть его ограничена. Кроме того, против Барклая выступает Багратион. В это время Наполеон подходит к Смоленску, жители города сжигают свой город. Они движутся к Москве, возбуждая еще боль-шую ненависть к французам. «Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было побе-дить Наполеона».

Лысые Горы. Старый князь после ссоры с сыном отдаля-ет от себя француженку. Письмо Жюли Друбецкой к княж-не Марье. Она пишет, что вся Москва молится за наших, а они, женщины, ведут прекрасные разговоры и т. д., и т. п. Письмо князя Андрея о ходе войны и приближении непри-ятеля. Князь Андрей пишет о неудобстве положения отца вблизи от театра войны и советует ехать в Москву. Княжна Марья боится за брата и не понимает той жестокости, кото-рая заставляет одних людей убивать других. Разговор Десаля со старым князем о войне. Старый князь плохо сознает всю опасность приближения театра войны. Он уверен, что война закончится в Польше и неприятель никогда не про-никнет дальше Немана.

Старый князь в кабинете за чтением своих «ремарок». Он постоянно читает те бумаги, которые после его смерти должны быть переданы царю. Посылка Алпатыча в Смо-ленск. Разговор князя с Тихоном о письме князя Андрея. Воспоминания старого князя о своей молодости. Он вспо-минает первые слова, которые были сказаны при первом свидании с Потемкиным, затем вспоминает императрицу живую, затем ее похороны. Князь думает о том, чтобы вер-нуться к тому времени, чтобы поскорее его оставили в по-кое.

Проводы и отъезд Алпатыча в Смоленск. Княжна Ма-рья пишет письмо губернатору с просьбой сообщить о мере той опасности, в которой находятся Лысые Горы. И если опасность велика, приказывает Алпатычу сразу же вер-нуться. Алпатыч останавливается в Смоленске у купца Фе-рапонтова. Всю ночь происходит движение русских войск по городу. Алпатыч у губернатора. Тот пишет бумагу, в ко-торой уверяет, что городу Смоленску не угрожает ничто. В то же время из ворот города постоянно выезжают повозки с домашними вещами жителей города. Бомбардировка Смо-ленска. Народ в первое время не понимает значения бомбар-дировки, люди с интересом стараются рассмотреть пролета-ющие ядра. Ранение кухарки Ферапонтова. Лишь к сумер-кам Наполеон перестает бомбить Смоленск. По улицам бе-гут солдаты, которые кричат, что город сдают. Люди соби-рают те вещи, которые можно вывезти, и поджигают свои дома. Встреча Алпатыча с князем Андреем, который пи-шет отцу, чтобы тот немедля уезжал из Лысых Гор в Мо-скву. Берг в качестве штабного начальника делает замеча-ние князю Андрею. Он упрекает его в том, что на его глазах жгут дома, а он стоит. Князь Андрей не обращает никакого внимания не это замечание.

Князь Андрей со своим полком в походе. Настроение князя Андрея. Он очень заботлив о своих людях, и те ласково называют его «наш князь». Со своими прежними штабными он был резок, злобен и насмешлив. Посещение опустевших Лысых Гор. В то лето стоит страшная жара, люди и скоти-на изнывают, лишь по ночам можно дышать. Разговор с Алпатычем — князь Андрей по недоразумению считает, что его отец, сын и сестра уехали в Москву, тогда как они в Богучарове. Князь Андрей слушает доклад о состоянии спасенно-го после разгрома русскими же солдатами имущества. Гово-рит Алпатычу, чтобы тот уезжал сам и велел народу ехать в Рязанскую или Подмосковную губернию. Купание солдат в пруду. Мысли Болконского о «мясе для пушек». И кня-зю Андрею становится не по себе от вида большого количе-ства тел, купающихся в грязном пруду. Письмо Багратиона Аракчееву с обвинениями против военного министра и глав-нокомандующего Барклая де Толли. Он уверяет, что Наполе-он был при Смоленске в таком мешке, из которого ему не вы-браться, и что город напрасно оставлен. Он пишет, что носит-ся слух о мире, но ничего подобного — Наполеону мир не ну-жен. Да и русские после всех унижений этого не потерпят. Он говорит, что надо командовать одному, а не двоим. Вся Россия плачет и ругает министра и главнокомандующего.

Петербург. Светские политические кружки: француз-ский румянцевский кружок. Элен и кружок Анны Павлов-ны Шерер и их отношение к войне. В салоне Элен война пред-ставляется пустым демонстрациями и скоро кончится. Тол-ки в салоне Анны Павловны о назначении нового главноко-мандующего. Резко отрицательное суждение князя Василия о Кутузове. Он говорит, что Кутузов ничего, кроме огорчений не делал государю. Назначение 9 августа Кутузова полно-мочным главнокомандующим русских армий и всего края, занимаемого войсками. Разговор в салоне Анны Павловны об этом назначении. Князь Василий круто меняет свое отно-шение, горячо заступаясь за Кутузова. Один из присутствую-щих напоминает князю Василию, что тот совсем недавно го-ворил другое про Кутузова. Но Василий легко выпутывается из этого положения. Он теперь обожает Кутузова и считает, что все должны делать то же самое.

Движение французов от Смоленска к Москве. Историк Наполеона говорит, что тот был привлечен к стенам Москвы невольно. Наполеон хочет принять до Москвы несколько сра-жений, но русские не могут себе этого позволить вплоть до Бо-родина. Лаврушка попадает в плен к французам. Он был из тех видавших виды лакеев, которые легко угадывают жела-ния бар и стараются им во всем угодить. Так и теперь, попав к Наполеону, он быстро угадывает, чего тот хочет, и старает-ся понравиться и услужить этому человеку. Разговор Напо-леона с Лаврушкой. Наполеон спрашивает его о русской ар-мии, тот врет, насколько это возможно. При вопросе о сраже-нии и победе Лаврушка запутывает Наполеона. Он прикиды-вается, что не понимает, что разговаривает с Наполеоном, чем и заслуживает свободу. Наполеон отпускает Лаврушку.

После возвращения Алпатыча старый князь отрезвел и приказал вооружить всех своих людей. Он объявляет, что остается в Лысых Горах. Княжне же Марье и Николушке приказывает ехать в Богучарово, а оттуда — в Москву. Но княжна Марья заявляет, что не оставит отца. Старого кня-зя разбивает паралич. После удара его перевозят в Богучаро-во. Его болезнь. Он лежит в беспамятстве и постоянно что-то бормочет, шевелит губами. Он, очевидно, страдает и физиче-ски и нравственно. Надежды на исцеление нет. Изменение отношения старого Болконского к дочери. Настроение княж-ны Марьи. Она часто желает увидеть признаки приближения ее отца к концу. Ее впервые посещают мысли о личном сча-стье, свободе от отца, даже мысли о возможности семейного счастья и любви. Ее охватывает тот мир житейской суеты, от которого она раньше отгораживалась. Сборы в дорогу. Раз-говор княжны Марьи с отцом. Он просит у дочери прощения за все, что сделал. Он говорит, что Россия погибла, и плачет. Княжна, не выдержав, выходит из комнаты. После ее ухода князь начинает опять говорить о сыне, о России, и с ним случается второй удар. Смерть старого князя. Княжна Марья не может поверить, что больше нет ее отца. Ее охватывает чув-ство ужаса, и она падает в обморок на руки докторов.

Характеристика Богучаровских крестьян. Это были крестьяне с диким характером, которого не смогли смяг-чить нововведения князя Андрея — больницы, школы, об-легчение оброка. Староста Дрон. Мужики боятся его боль-ше, чем барина. Его вызывает Алпатыч и приказывает по-ставить на двор в Богучарово подводы для вещей княж-ны Марьи. Крестьяне отказываются дать подводы под обоз княжны Марьи.

Горе княжны Марьи после смерти отца. Она упрекает себя за то, что ждала конца болезни отца. Его теперь нет, а что делать ей? Француженка Бурьен приносит княжне Марье объявление французского генерала Рамо о том, что-бы жители не покидали своих домов, и советует ей не поки-дать Богучарово. Чувство национальной гордости княжны Марьи. Она решает немедленно ехать, так как не представ-ляет себя в руках и под началом французского генерала. Эта мысль приводит ее в ужас. Разговор княжны Марьи со ста-ростой Дроном. Она просит лошадей, но тот говорит, что их нет. Тогда княжна Марья говорит, что отдаст хлеб мужи-кам, лишь бы тот дал лошадей. Но Дрон отказывается.

Дрон собирает сходку богучаровских крестьян. Речь княжны Марьи, обращенная к толпе. Она призывает их уез-жать вместе с ней в подмосковное имение, где они не будут нуждаться, а она поможет, чем сможет. Отказ мужиков вы-пустить княжну Марью из Богучарова. Княжна Марья, по-вторив приказ Дрону, чтобы завтра были лошади и подво-ды, уходит в свою комнату.

Мысли княжны Марьи об отце, его болезни и смерти. Она вспоминает всю свою жизнь. Думает, почему отец не позвал ее в последние минуты своей жизни. Она вспоминает последний раз, когда видела его лицо, и ужас вновь охваты-вает ее. С диким криком Марья выбегает из комнаты.

Николай Ростов, Ильин и Лаврушка в поисках провиан-та заезжают в Богучарово. Алпатыч сообщает Ростову о бун-те мужиков и нежелании их выпустить княжну из имения. Ростов в гневе от выходки мужиков. Он направляется вместе с Алпатычем в дом. Встреча Ростова с княжной Марьей. Она не понимает, кто Ростов и зачем, но, признав в нем человека своего круга, она смотрит на него своими глубокими глазами и рассказывает обо всем случившемся срывающимся голосом. Ростову представилась Марья в ореоле романтики: бедная, брошенная в несчастье девушка. И взгляд ее поразил Ростова. Он говорит княжне, что ручается честью, что никто не поме-шает ей выехать из Богучарова. Та благодарит Ростова и пла-чет. Ростов, сконфузившись, выходит из комнаты.

Гнев Ростова против бунтующих мужиков. Усмирение Ростовым бунта. Он приказывает связать старосту за изме-ну. Остальные мужики начали оправдываться, что, мол, по глупости своей не выпускали барышню. Через два часа на-чалась укладка вещей, которой распоряжался сам Дрон, вы-пущенный по просьбе Марьи. Отъезд княжны Марьи из Бо-гучарова. Впечатление Николая и княжны Марьи, произве-денные друг на друга. Марья благодарит Ростова за оказан-ную помощь. Он говорит, что любой на его месте поступил так же. Он старается переменить тему разговора. Ростов же в ее понимании ради ее спасения подвергал себя опасности, его добрые и понимающие глаза не выходят у нее из голо-вы. Она задает себе вопрос, любит ли его? Ей было стыдно признаться себе, что первая полюбила человека, который, может быть, никогда ее не полюбит, но она себя успокаи-вает тем, что об этом никто и никогда не узнает. Ростов на-ходился в том же расположении духа. Княжна Марья была приятна ему. Товарищи же его шутят, что, отправляясь за сеном, он подцепил одну из самых богатых невест России. И он был не против жениться на ней. Ведь это сделало бы его счастье, счастье его матери и, как он чувствовал, и сча-стье княжны Марьи. Но была же Соня. Что с ней? Это сер-дило Ростова, особенно когда товарищи шутили над ним.

Вызов Кутузовым князя Андрея на главную квартиру. Приезд Болконского в Царево-Займище. Болконский знако-мится с Денисовым. В связи со знакомством оба вспомина-ют свое отношение к Наташе, но эти воспоминания являют-ся лишь далеким, поэтическим прошлым. Смотр Кутузовым войск. Он остается доволен смотром и восклицает: «С такими молодцами все отступать да отступать!» Ласковый прием кня-зя Андрея главнокомандующим. Денисов излагает Кутузову свой план партизанской войны. Кутузов почти не слушает Де-нисова, хотя надо признать, что план неплохой. Личность Ку-тузова. Все что говорили Кутузову, было дельно и умно, но он презирал ум в войне и знал что-то такое, другое, что должно было решить дело. Он презирал их своей старостью, опытом.

Задушевный разговор Кутузова с князем Андреем о вой-не. Князь Андрей рассказывает Кутузову, что он видел, про-езжая по России. Кутузов взволнованно восклицает: «До чего довели!», но обещает, что все будет хорошо, дай толь-ко срок. Его предложение Болконскому остаться при нем и отказ князя Андрея. Болконский говорит, что полюбил полк. Кутузов соглашается, что здесь советчиков и так мно-го, а вот людей нет. Он обещает Болконскому, что францу-зы есть лошадиное мясо будут, только надо время и терпе-ние. Характеристика Кутузова. Успокоение князя Андрея насчет общего хода дел после его разговора с Кутузовым. Он уверен в том человеке, которому вверено это дело. Кутузов, по мнению Болконского, «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Кутузов понимает, что есть то, что сильнее его — неизбежный ход событий, и он умеет видеть и понимать их значение. Именно благодаря этим ка-чествам и был избран Кутузов главнокомандующим.

Москва перед нашествием французов. Жизнь в городе течет своим чередом, будто и не было сообщения о войне и патриотического чувства, которое высказывали все москвичи. С приближением французов к Москве взгляд их на свое положение делается все легкомысленнее и легкомысленнее. Растопчинские афиши всячески унижают французов, недооце-нивая их. Светский вечер у Жюли Друбецкой. Штрафы за французский язык. И хотя все старались говорить по-русски, почти ни у кого это не получается, так как у них «нет ни вре-мени, ни денег, чтобы нанять учителя русского языка». При-езд Пьера на вечер. Он собирает свой полк и собирается ехать на войну. Разговор заходит о разорившихся Ростовых, все их жалеют; о Марье Болконской, которая недавно потеряла отца и которую спас Николай Ростов.

Глава XVIII

Пьер у себя дома. Он раздумает, что же ему делать: оставаться в Москве или ехать в армию? Намерение Пьера ехать в армию. Приход к Пьеру княжны и разговор об опас-ности оставаться в Москве. Она просит приказать свезти ее в Петербург, так как жить под бонапартовской властью не собирается. Поездка Пьера в село Воронцово для осмотра воздушного шара Леппиха. Возвращаясь домой, Пьер при-сутствует при экзекуции французского повара. Пьер пора-жен жестокостью, с которой проходит экзекуция. Всю об-ратную дорогу эта картина не дает ему покоя. Отъезд Пьера в Можайск к войску. В Можайске, за Можайском — повсю-ду были войска. И чем дальше ехал Пьер, тем их станови-лось все больше и больше, так что Пьером овладели тревога и беспокойство. Он хочет пожертвовать всем ради всех.

Рассуждение автора о Шевардинском и Бородинском сражениях. Автор считает, что эти сражение ни для фран-цузов, ни для русских не имели значения. Но мудрый Куту-зов дает сражение, хотя теряет Москву и часть армии, а На-полеон это сражение принимает, хотя теряет также часть армии и еще более растягивает линию своих войск. Описа-ние, как произошло Бородинское сражение. Считается, что битва была дана, так как русские искали удобное место. Ни-чего подобного, они прошли много позиций в отступлении своем, которые были лучше Бородина. Русские вплоть до 25 августа не думали о том, что сражение может произойти на этом месте. Предполагаемый и действительный план русских войск во время сражения. Бородинское сражение, по мнению автора, произошло не так, как его описывают, используя предполагаемый план. Оно произошло внезапно на открытой местности, где невозможно было продержаться трех часов без того, чтобы не потерять всей армии.

Пьер из Можайска едет к войску и встречает обоз с ра-неными. Раненый солдат говорит Пьеру, что всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Встреча Пьера со знакомым доктором. Пьер говорит, что намерен участво-вать в сражении. Доктор советует обратиться к Кутузо-ву. Мимо проходят ополченцы. Пьера поражает странная мысль, что из всех прошедших тысяч двадцать обречены на раны, страдания, а может, и смерть. Двое ополченцев ра-ботали на поле, хотя были обмундированы, как полагает-ся. Пьер понимает значение слов солдата обо всем народе, о торжественности и значительности наступающей минуты.

Обзор Пьером позиций русских войск у Бородина. Пьер хотел увидеть поле сражения, но вокруг были поля, поля-ны, костры, войска, деревни курганы, но не позиции. Он даже не может отличить наши войска от неприятельских. Он обращается за разъяснениями к солдату, тот показыва-ет, где есть наши укрепления, где французские, и говорит, что завтра многих наших недосчитаемся. Церковное ше-ствие. Несут икону Смоленской Божьей Матери, которая была вывезена из Смоленска и с того времени возилась за армией. На всех лицах присутствует сознание все той же торжественности минуты. Присутствие на молебне Кутузо-ва со свитой. После окончания молебна Кутузов подходит к иконе, кланяется до земли, потом целует икону. Его при-меру следует весь штаб и обычные солдаты.

Встреча Пьера с Борисом Друбецким, Кайсаровым и дру-гими знакомыми из свиты Кутузова. Хоть Кутузов и выгонял в последнее время из штаба всех лишних людей, Борис смог удержаться. Он пристроился к графу Бенигсену, кото-рый противостоял Кутузову. На лицах всех знакомых Пьера были тревога и возбуждение, но не те, которые видел Пьер на лицах ополченцев, а тревога и возбуждение, движимые лич-ными, интимными причинами. Кутузов накануне Бородин-ского сражения. Разжалованный Долохов у главнокоманду-ющего. Он решает выслужиться, лазает ночью к французам и т. д. Беседа Кутузова с Пьером. Долохов перед сражением примиряется с Пьером. Он говорит, что завтрашнее сраже-ние неизвестно кого оставит в живых, а потому хочет попро-сить прощения за все неприятности, доставленные им Пьеру. Пьер обнимает Долохова со слезами на глазах.

Глава XXIII

Пьер в свите Бенигсена едет по линии войск. Военные распоряжения Бенигсена. Пьер сомневается в своих способ-ностях понять военное дело. Но Пьер не был глуп в отноше-нии военных дел, просто Бенигсен ошибался в некоторых своих распоряжениях. Так, он ошибочно обвинил войска, которые были поставлены для засады, в том, что они не по-нимают, что делают. Бенигсен передвигает войска вперед по особенным распоряжениям, ничего не сказав об этом главнокомандующему.

Болконский накануне Бородинского сражения. Настрое-ние и мысли князя Андрея. Как ни тесна и не нужна была те-перь жизнь для Болконского, он чувствует волнение, как пе-ред Аустерлицем. В первый раз в жизни ему ясно представля-ется возможность смерти. И он в свете этого представления по-нимает, как ничтожна жизнь. «Завтра меня убьют, — думает он. — И я ничего больше не узнаю о жизни, потому что меня не будет». Он представляет себе отсутствие себя в этой жизни, и все вокруг становится для него угрожающим. Приход к нему офицеров его полка и вслед за ними Пьера. Князю Андрею не-приятно видеть людей из своего круга, а тем более Пьера, ко-торый, сам того не желая, напоминал ему о прошлом. Пьер чувствует это отношение, ему становится не по себе.

Князь Андрей, не желая оставаться наедине с Пьером, предлагает офицерам посидеть и напиться чаю. Беседа Пье-ра с князем Андреем и офицерами о расположении русских войск, о главнокомандующем, о войне и о предстоящем сра-жении. Князь Андрей интересуется, понял ли Пьер рас-положение русских войск. Тот говорит, что, вроде бы, да. Тогда князь Андрей говорит, что Пьер знает больше, чем кто-либо. Разговор заходит о Барклае де Толли. Раздраже-ние и волнение князя Андрея. Он говорит, что тот слишком осторожничает, да и не нужен он уже России. Теперь Рос-сии нужен свой человек. Хотя де Толли и честный человек. Его рассуждения о войне. Он высказывает мысли, которы-ми руководствуется и Кутузов. На войне не может быть рас-поряжений, от которых зависит исход. Все зависит от на-рода и случая. Успех, говорит он, зависит от чувства, ко-торое есть в нем, в каждом солдате. Сражение выигрыва-ет тот, кто твердо решил его выиграть. Князь Андрей го-ворит, что завтра многие будут ратовать лишь за свои ин-тересы: крестики, награды, славу. Болконский уверен, что завтра мы выиграем. Офицеры, воодушевленные речью ко-мандира, уходят в приподнятом настроении. Когда Пьер с Болконским остаются одни, князь продолжает высказы-вать свое мнение о войне. Он говорит, что французы — вра-ги, которые разорили его дом, и так думает каждый на этой войне. А потому их нужно уничтожить. Пьер соглашает-ся с другом. -Князь Андрей провожает Пьера, в этот момент Пьеру приходит мысль, что это их последняя встреча. Мыс-ли о Наташе. Он вспоминает Наташу и понимает, что чув-ствовал ее душу, открытость, искренность. А ему [Анатолю] все это было чуждо. И он все еще жив и весел.

Наполеон перед Бородинским сражением. Утренний туалет императора французов. Прием им префекта дворца Боссе. Боссе говорит, что Наполеон через три дня увидит рус-скую столицу. Сцена с портретом сына. На этом портрете сын его прокалывает палочкой земной шар. Наполеон решает по-казать отеческую нежность. Его глаза застилают слезы, он садится напротив портрета. Наполеон даже перед портретом родного сына остается главнокомандующим и императором, показывая свою мощь. Приказ Наполеона по армии. В при-казе говорится, что победа полностью зависит от солдат, ко-торые и теперь должны действовать так, как действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске.

Глава XXVII

Осмотр Наполеоном поля предстоящего сражения. Он ез-дит по полю, глубокомысленно вглядываясь во все, то кивая в знак согласия, то недоверчиво покачивая головой. Диспо-зиция Наполеона. Она состоит из 62 орудий и четырех рас-поряжений: 1. Снаряды должны засыпать русских. 2. Понятовский, направляясь в деревню, обошел бы левое крыло русских. 3. Генерал Компан двинется в лес, чтобы овладеть первым русским укреплением. 4. Следует перейти мост, что-бы войти в линию с прочими войсками. Рассуждение автора о неисполнимости этой диспозиции. Ничего из перечисленно-го не могло быть выполнено: снаряды не долетели до русских, путь в лесу был перекрыт русскими, Компан отбит, так как ему пришлось строиться под картечным огнем. Кроме того, во время самого сражения Наполеон находился от него так дале-ко, что даже не мог вовремя дать иные распоряжения.

Глава XXVIII

Мысли автора о роли исторических деятелей в истори-ческих событиях. Ход событий, считает автор, предопреде-лен свыше, «зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях». Наполеон никоим образом пе влиял на ход событий. Ему казалось, что все дело проис-ходило по его воле. А потому в Бородинском сражении Наполеон лишь великолепно исполнил роль кажущегося на-чальствования.

Беседа Наполеона с Боссе о Париже. Наполеон нервни-чает, но при этом старается небрежно болтать о разных пу-стяках. Бессонница Наполеона. Разговор с Раппом. Наполе-он спрашивает того, как он считает, хороши ли будут нынче их дела? Рапп напоминает Наполеону его фразу: вино отку-порено, надо его выпить. Наполеон говорит, что его бедная армия уменьшилась после Смоленска, но идти надо толь-ко вперед, тем более что завтра он будут иметь дело с Куту-зовым! Ночная прогулка у палатки. Начало Бородинского сражения. Прозвучал выстрел, еще одни и еще один, слива-ясь и перебивая друг друга. Игра началась.

Пьер на кургане. Картина поля сражения. Он любуется панорамой: местность вся покрыта войсками и дымом вы-стрелов. Все это было оживленно, величественно и неожи-данно. Раздавалась артиллерийская канонада. Пьеру вдруг захотелось быть там, в самой гуще. Пьер скачет за генера-лом, которого Кутузов направил к переправе.

Пьер ездит среди войск первой линии. Он никак не ду-мал, что заедет на передовую. Все удивляются этому госпо-дину, который не понятно что здесь делает. Раненые. Пьер не сразу понимает, кто эти люди, ведь Несколько минут на-зад он видел их живыми и невредимыми. Батарея Раевско-го — это курган, который окружен с трех сторон канава-ми. Наблюдения Пьера на батарее. Мимо него бегают люди с сумками, орудия, не переставая, стреляют. Солдаты пона-чалу резко отрицательно относятся к Пьеру, но потом, видя, что он не делает ничего плохого, шутят над ним и даже дают ему прозвище «Наш барин». Разгар сражения. Убитые. С начала боя на глазах Пьера унесли с редута человек двад-цать убитых, и первоначальное радостное возбуждение, вы-званное боем, заменяется в душе Пьера другим чувством. Атака французов. Но редут не сдавался, хоть снарядов оста-валось мало, пушки все равно заряжались и стреляли. Пьер старается помочь, бежит за снарядами, но его контузило. И когда Пьер приходит в сознание, ящика уже нет.

Глава XXXII

Французы атакуют батарею Раевского. Пьер сразу не понимает, что происходит. Но на него нападает француз.

Борьба Пьера с французским офицером. Пьер, благодаря своей силе, отбивается от француза, который, испугавшись, бежит к своим. А Пьер бежит назад на батарею, спотыка-ясь о раненых, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги. Но не успел он добежать, как началась контратака русских, отбивших у французов батарею. Ужас Пьера при виде убитых и раненых. Пьер, смотря на все это, думает, что теперь все прекратится, французы ужаснутся от того, что они сделали. Но стрельба и канонада не только не пре-кращались, они всё усиливались и усиливались.

Глава XXXIII

Наполеон во время Бородинского сражения. Его роль руководителя боя. Наполеон смотрит в трубу на поле боя, но где его войска, где неприятеля, понять не может. Все его приказания не дают никакого толка, они постоянно опаз-дывают. Ведь в пылу сражения трудно было понять, что происходит в данную минуту, а потому приказы, отдавае-мые Наполеоном, были всегда неверны. И всё на поле боя совершалось не по приказу Наполеона и даже не по приказу военачальников, которые находились непосредственно на поле боя, а по воле толпы, которая с каждым новым указом Наполеона теряла дисциплину и металась по полю. По мыс-ли Толстого, именно это и погубило Наполеона.

Глава XXXIV Материал с сайта

Маршалы Наполеона просят у него подкреплений. Фран-цузы, вопреки всем ожиданиям, возвращаются с поля рас-строенные и испуганные. Наполеон отказывает в укрепле-нии, не понимая, зачем оно им, ведь у них в руках половина армии, направленная на слабое, неукрепленное крыло рус-ских. Но когда еще раз Наполеона просят о подкреплении, он посылает его. Стойкость русских войск пугает францу-зов. Сомнение и колебание Наполеона в победе. Он не пони-мает, почему терпит поражение, ведь все было то же: гене-ралы, он, враг, но ничего не получалось. Наполеону начина-ют приходить в голову мысли о случайностях, могущих по-губить его. Поездка по линии поля сражения. Везде в лужах крови лежат убитые и раненые. Такого ужаса еще не видел ни Наполеон, ни кто-либо из его генералов. Наполеон видит, что в сущности сражения нет. Идет бессмысленное убийство, которое ни к чему не приведет ни русских, ни французов. И впервые война ему представилась ненужной и ужасной. Наполеону предлагают ввести старую гвардию. Но он возвра-щается в свое укрепление со словами: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию».

Кутузов как руководитель Бородинского сражения. Он ничего не делает, а дает совершаться тому, что должно со-вершиться. Он лишь следит за той неуловимой силой, ко-торая называется духом войска, и руководит ею, насколь-ко это в его власти. Уверенность в победе. Кутузов доволен исходом первого дня: взят в плен Мюрат, с левого фланга французы бежали. Но в то же время он получает донесение, что войска в полном расстройстве. Он отдает приказ об ата-ке на завтрашний день, в котором говорится, что завтра бу-дет произведена атака французов. И измученные люди уте-шаются и ободряются подобным приказом.

Глава XXXVI

Полк князя Андрея в резервах под сильным огнем фран-цузов. С каждым новым ударом остается все меньше надежды выжить для тех, кого еще не убили. Князь Андрей расхажи-вает по рядам, желая подбодрить солдат, но видит, что это не нужно. Он, так же как и все солдаты, старается удержаться от созерцания того ужасного положения, в котором они находят-ся. Снаряды пролетают над головой. Он смотрит, куда они па-дают, в его строй или нет. Один снаряд падает около Болкон-ского. Ему кричат: «Ложись!». Но князь Андрей стоит в нере-шительности. Он думает о том, что еще не готов умереть, он не хочет умирать, но в то же время помнит, что на него смотрят. Ранение князя Андрея. Он не пожелал ложиться, когда гра-ната упала около него. Он предпочел показать, что не боится, его сильно ранило в живот. Болконского относят на перевя-зочный пункт. Князю приходит в голову мысль, что ему жал-ко расставаться с жизнью. Отчего? «Что-то было в этой жиз-ни, что я не понимал и не понимаю», — думает он.

Глава XXXVII

На перевязочном пункте раздаются жалобные стоны, кри-ки, которые сливаются для Болконского «в одно общее впе-чатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку». Князь Андрей на перевязочном пункте замечает раненого Анатоля Курагина. Тому оторвало ногу, он лежит и жалостно, беспо-мощно стонет. Настроение князя Андрея. В полубреду он ста-рается вспомнить, как он связан с этим человеком без ноги. Ему вспоминается Наташа такой, какой он впервые увидел ее на балу в 1810 г., вспоминает и ту связь, которая существует между ним и этим человеком. И ему становится жаль Наташу. Болконский наконец понимает, почему ему так жалко рас-ставаться с жизнью: «Сострадание, любовь к братьям, к лю-бящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал» — вот причина его нежелания расставаться с жизнью.

Глава XXXVIII

Наполеон на Бородинском поле сражения. Его вид с ты-сячами убитых на этот раз не оставляет Наполеона равнодуш-ным. Он поспешно уезжает с поля боя. На короткое время личное человеческое чувство берет верх над тем искусствен-ным призраком жизни, которому он так долго служил. Но На-полеону сообщают, что французский огонь вырывает русских сотнями, а они стоят. И он опять покорно начинает исполнять «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Характеристика Наполео-на как нравственно ослепленного человека. Никогда до кон-ца своей жизни Наполеон не понимал ни добра, ни красоты, ни истины. Он не мог отречься от своих жестоких поступков, а потому отрекся от добра и всего человеческого. Он вообра-жает, что по его воле произошла война с Россией, и ужас свер-шившегося не поражает его душу.

Глава XXXIX

Рассуждение автора о результатах и значении Бородин-ского сражения. Согласно истории Бородинское сражение было проиграно русскими. Но Толстой не согласен с такой точкой зрения. Он считает, что в этом сражении русские одержали моральную победу. «Не та победа, которая опре-деляется подхваченными кусками материи на палках, на-зываемых знаменами, и тем пространством, на котором сто-яли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бо-родиным». Враг увидел перед собой морально устойчивый народ, а потому он потерял свое превосходство.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мысли пьера по дороге
  • война и мир том 3 часть 3 глава 1 краткое содержание
  • маил ру разговор кутузова с князем андреем
  • том 3 часть 3 краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 3 том 2 глава бунт богучаровских мужиков

Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками. В романе нет ни жестоких бар, ни несчастных слуг. Бунт в Богучарове возникает стихийно, случайно и объясняется особым характером богучаровских крестьян, живших долгое время без барина, и тем, что вообще было мало помещиков в этой местности. Прокламации французов, призывавшие жителей остаться в своих деревнях, ходили среди крестьян этих мест. Но вспыхнувший на этой почве «бунт» принимает чисто пассивный характер и выражается лишь в отказе крестьян дать Марье Болконской лошадей для выезда её из имения. Подавляют «бунт» всего три человека. И тут же Толстой рассказывает о внезапном переломе в настроении крестьян. «Бунтари» не только выполняют всё требуемое от них, но весело, с улыбками и с особой заботливостью укладывают на подводы барские вещи.

Выступая с таким антиисторическим изображением картин крепостного быта и предупреждая возможные упрёки критики, Толстой прямо заявляет: «Я знаю, в чём состоит этот характер времени, которого не находят в моём романе,- это ужасы крепостнического права, закладывание жён в стены, сечение взрослых сыновей, Салтычиха и т. п., и этот характер, того времени, который живёт в нашем представлении, я не считаю верным и не желаю выразить».

Толстой чрезвычайно высоко ставит земледельческий труд, считая, что он морально очищает человека. В крестьянстве он видел особый мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в романе Толстой освещает крестьян с морально-психологической, а не с классовой стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяжёлых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чём не повинных русских людей. Пьер сам только что, благодаря счастливой случайности, избежал смерти. Бессмысленность и жестокость происшедшего разрушили в душе Пьера убеждение в благоустройстве мира. «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти». В этот момент душевной катастрофы Пьер и встречается с Платоном. Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе, что... у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слёзы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чегото круглого подтвердилось вполне. Он восхищается Каратаевым».

У Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложности классовых противоречий.

Непротивленство подчёркнуто и характером пословиц и поговорок, которыми полна речь Каратаева: «Не нашим умом, а божьим судом»; «Рок головы ищет»; «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь- надулось, а вытащишь - ничего нету».

В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Между тем «каратаевщина» в патриархальном крестьянстве была одной из причин, тормозивших демократическое освободительное движение в России. Толстой не хотел видеть, что часть крестьянства активно боролась против помещиков, даже выступала с оружием в руках.
Каратаев олицетворяет в романе только некоторую часть русского крестьянства. Следует подчеркнуть, что простой народ, солдаты не склонны восхищаться Каратаевым: они относятся к нему снисходительно, добродушно - и только.

Победой над Наполеоном русская армия обязана была не Каратаевым, а таким народным героям, как Тихон Щербатый. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, предстаёт перед нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором брёвна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки».

Обладающий живой народной смёткой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит объектом постоянных шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он днём и ночью выслеживал французов, уничтожал и забирал их в плен. «Тихон, сначала исправлявший чёрную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Умело используя приёмы и формы партизанской борьбы, Щербатый проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.

В образе Щербатого ярко отражены та народно-патриотическая устремлённость, тот героизм, которые противостоят каратаевскому смирению и покорности. Именно в образе этого бесстрашного, находчивого партизана, страстно ненавидящего врага и всю свою богатырскую силу, удаль, находчивость, выносливость отдающего делу защиты родины, воплощены в романе лучшие типические черты характера русского крестьянина-воина.
Образ Кутузову как носителю русской народной мысли

    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой противопоставляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека». Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах...

    1812 год в изображении Толстого. (Война и мир. Патриотизм русских людей.) Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она...

    Весь роман Льва Николаевича Толстого построен на противопоставлениях (вспомним хотя бы название произведения). И в своем понимании истории Толстой отличается от традиционных историков. Писатель не соглашается со всяким, кто считает, что личность определяет...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость. Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями — больницами, школами и облегчением оброка, — не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие-нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких-то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Федоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне и Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле. В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие-то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда-то на юго-восток. Как птицы летят куда-то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго-восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупа́лись, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли на дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой-то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812-м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению. Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие-то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова — где стояли французы — бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено. Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозить и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15-го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16-го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное. Лет тридцать Богучаровым управлял староста Дрон, которого старый князь звал Дронушкой. Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков, которые, как только войдут в года́, обрастут бородой, так, не изменяясь, живут до шестидесяти — семидесяти лет, без единого седого волоса или недостатка зуба, такие же прямые и сильные в шестьдесят лет, как и в тридцать. Дрон, вскоре после переселения на теплые реки, в котором он участвовал, как и другие, был сделан старостой-бурмистром в Богучарове и с тех пор двадцать три года безупречно пробыл в этой должности. Мужики боялись его больше, чем барина. Господа, и старый князь, и молодой, и управляющий, уважали его и в шутку называли министром. Во все время своей службы Дрон ни разу не был ни пьян, ни болен; никогда, ни после бессонных ночей, ни после каких бы то ни было трудов, не выказывал ни малейшей усталости и, не зная грамоте, никогда не забывал ни одного счета денег и пудов муки по огромным обозам, которые он продавал, и ни одной копны ужи́на хлеба на каждой десятине богучаровских полей. Этого-то Дрона Алпатыч, приехавший из разоренных Лысых Гор, призвал к себе в день похорон князя и приказал ему приготовить двенадцать лошадей под экипажи княжны и восемнадцать подвод под обоз, который должен был быть поднят из Богучарова. Хотя мужики и были оброчные, исполнение приказания этого не могло встретить затруднения, по мнению Алпатыча, так как в Богучарове было двести тридцать тягол и мужики были зажиточные. Но староста Дрон, выслушав приказание, молча опустил глаза. Алпатыч назвал ему мужиков, которых он знал и с которых он приказывал взять подводы. Дрон отвечал, что лошади у этих мужиков в извозе. Алпатыч назвал других мужиков, и у тех лошадей не было, по словам Дрона, одни были под казенными подводами, другие бессильны, у третьих подохли лошади от бескормицы. Лошадей, по мнению Дрона, нельзя было собрать не только под обоз, но и под экипажи. Алпатыч внимательно посмотрел на Дрона и нахмурился. Как Дрон был образцовым старостой-мужиком, так и Алпатыч недаром управлял двадцать лет имениями князя и был образцовым управляющим. Он в высшей степени способен был понимать чутьем потребности и инстинкты народа, с которым имел дело, и потому он был превосходным управляющим. Взглянув на Дрона, он тотчас понял, что ответы Дрона не были выражением мысли Дрона, но выражением того общего настроения богучаровского мира, которым староста уже был захвачен. Но вместе с тем он знал, что нажившийся и ненавидимый миром Дрон должен был колебаться между двумя лагерями — господским и крестьянским. Это колебание он заметил в его взгляде, и потому Алпатыч, нахмурившись, придвинулся к Дрону. — Ты, Дронушка, слушай! — сказал он. — Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто останется, тот царю изменник. Слышишь? — Слушаю, — отвечал Дрон, не поднимая глаз. Алпатыч не удовлетворился этим ответом. — Эй, Дрон, худо будет! — сказал Алпатыч, покачав головой. — Власть ваша! — сказал Дрон печально. — Эй, Дрон, оставь! — повторил Алпатыч, вынимая руку из-за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. — Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, — сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона. Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза. — Ты вздор-то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы Завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь? Дрон вдруг упал в ноги. — Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа. — Оставь! — сказал Алпатыч строго. — Под тобой насквозь на три аршина вижу, — повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам. Дрон встал и хотел что-то сказать, но Алпатыч перебил его: — Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А? — Что мне с народом делать? — сказал Дрон. — Взбуровило совсем. Я и то им говорю... — То-то говорю, — сказал Алпатыч. — Пьют? — коротко спросил он. — Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли. — Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были. — Слушаю, — отвечал Дрон. Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю-с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены. И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан. По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова. Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего. Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.

Простой народ в романе Война и мир

5 (100%) 1 vote