Упражнение: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нареза…ый белый хлеб, икра в вазоч..ке, белые маринова…ые грибы на тарелоч..ке, что(то) в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепости, находился в ар..ергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как (то) с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком(то) необ..ятном диване (Булгаков). 7. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? 8. Ты мнительный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 9 Что(то) нехорошее тв…рилось в его маленком из..язвлённом сердце (Андреев). 10. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, суб..атомного мира (Данин). 11.На заводские дворы пришли камен..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 12.Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский день побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 13 Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 14. Ц…ган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 15. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 16. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 17. (Полу)кругом изогнулся двух..этажный павил..он селского хозяйства, украше…ый деревя…ой рез..бой (М. Горький). 18. Стремительным маршем идут батал..оны (Сурков). 19 И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 20 Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк).

3) Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Ъ и Ь знаки».

4) Тест ЕГЭ

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Бак­те­рии оби­та­ют всюду.

2) Бак­те­рии могут жить в самых су­ро­вых усло­ви­ях.

3) В каж­дом живом ор­га­низ­ме оби­та­ют ты­ся­чи, а то и мил­ли­о­ны бак­те­рий.

4) Бак­те­рии оби­та­ют в каж­дом живом ор­га­низ­ме.

5) Нет та­ко­го места, где бы не было бак­те­рий.

2. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии?

Сле­до­ва­тель­но,

На­при­мер,

Во­пре­ки этому

Не слу­чай­но

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЖИВОЙ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ЖИВО́Й , -ая, -ое; жив, жива, живо.

1. Такой, к-рый живёт, об­ла­да­ет жиз­нью. Живое су­ще­ство. Ста­рик ещё жив. Живые цветы (не ис­кус­ствен­ные). Живая при­ро­да. Живая из­го­родь (из рас­те­ний). Жива па­мять о про­шлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу (посл.).

2. полн. Под­лин­ный, самый на­сто­я­щий. Изоб­ра­зить живых людей. Ж. при­мер ге­ро­из­ма.

3. Де­я­тель­ный, пол­ный жиз­нен­ной энер­гии. Ж. тем­пе­ра­мент. Ж. ребёнок. Ж. ум. Живое уча­стие в чём-н. Живо (нареч.) ото­звать­ся на чью-н. прось­бу.

4. Лёгкий и за­ни­ма­тель­ный, вы­ра­зи­тель­ный. Живое из­ло­же­ние. Живо (нареч.) опи­сать что-н.

5. полн. От­ве­ча­ю­щий ре­аль­ным по­треб­но­стям, жиз­нен­ный. Живое дело. Живое на­чи­на­ние.

6. Остро пе­ре­жи­ва­е­мый. Живая обида. Живое вос­по­ми­на­ние.

7. кратк. форма, кем (чем). Такой, к-рый су­ще­ству­ет бла­го­да­ря кому-чему-н., чер­па­ет силу в ком-чём-н. Жив на­деж­дой. Жива толь­ко детьми. Чем толь­ко он жив? (от­ку­да берёт силы жить?).

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

про­зор­лИ­ва

дис­пАн­сер

до­зво­нЯт­ся

на­ли­тА

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Ино­гда слухи по­рож­да­ет не­до­ста­точ­ная ИН­ФОР­МИ­РО­ВАН­НОСТЬ ра­бо­та­ю­щих на пред­при­я­тии.

Гри­ша­ков уехал, и те­перь все во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся его жизни, ста­но­вят­ся БЕЗ­ОТ­ВЕТ­НЫ­МИ.

Во­круг рас­сти­ла­лась без­бреж­ным морем КА­МЕН­НАЯ пу­сты­ня, в ко­то­рой груп­па­ми росли как­ту­сы, по­кры­тые круп­ны­ми ро­зо­вы­ми цве­та­ми.

Не­смот­ря на рас­свет­ный час, людей было много: какая-то КОН­НАЯ часть дви­га­лась шагом к за­ста­ве.

В празд­нич­ные дни все аэро­пор­ты стра­ны ПЕ­РЕ­ПОЛ­НЕ­НЫ ту­ри­ста­ми.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

о ПО­ЛУ­ТОРА часах

прий­ти БОЛЕЕ ПОЗД­НЕЕ

ЧЕ­ТЫРЬ­МЯ­СТА­МИ сту­ден­та­ми

две пары БО­ТИ­НОК

не­сколь­ко ЯБ­ЛОНЬ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Предложения 1) В конце лек­ции сту­дент­ка про­чи­та­ла до­клад о по­ве­сти Бул­га­ко­ва «Со­ба­чьем серд­це». 2) В ру­ко­пи­си, от­но­ся­щей­ся к 1700 году, Нью­тон под­счи­ты­ва­ет дату Апо­ка­лип­си­са и при­хо­дит к вы­во­ду, что конец света воз­мо­жен не рань­ше 2060 года. 3) Со­зда­вая про­ект ланд­шафт­но­го ди­зай­на участ­ка, ар­хи­тек­то­ром не были учте­ны кли­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти мест­но­сти. 4) Со­глас­но пра­вил со­вре­мен­но­го де­ло­во­го эти­ке­та, пер­вым из лифта вы­хо­дит тот, кто на­хо­дит­ся ближе к двери, и не­важ­но, муж­чи­на это или жен­щи­на. 5) Исаак писал, что не со­би­ра­ет­ся пред­ска­зать точ­ную дату, а лишь хочет по­кон­чить с не­ле­пы­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми фа­на­ти­ков, не­од­но­крат­но за­яв­ляв­ши­х о при­бли­же­нии конца света. 6) Если вести речь о жи­вот­ных, то сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние чи­та­те­ля на этого зна­ме­ни­то­го ис­сле­до­ва­те­ля, об­ла­дав­ше­го не­обы­чай­ной лю­бо­зна­тель­но­стью. 7)Те, кто знал Ни­ко­лая до войны, не мог не за­ме­тить пе­ре­мен в его ха­рак­те­ре. 8) Не­обыч­на и сама ис­то­рия со­зда­ния про­из­ве­де­ния «Ма­стер и Мар­га­ри­та»: по­доб­но герою своей книги, пи­са­тель бро­сил в огонь первую ре­дак­цию ро­ма­на. 9) Меж­ду­на­род­ная об­ще­ствен­ность хо­ро­шо по­ни­ма­ет и за­бо­тит­ся о ре­ше­нии со­ци­аль­ных про­блем в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах.

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

инв..нтарь

разв..ва­ю­щий­ся (флаг)

бр..дить (по лесу)

соед..нение

пост..лить

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

об..гре­ва­тель, н..ис­по­соб­ней­ший;

пр..сле­до­вать, пр..не­бре­жи­тель­но;

бe..по­лез­ный, в..бод­рить;

пред..дущий, по..грать;

из..бра­же­ние, поз..про­шлый.

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

при­ветл..вый

обид..ться

ноздр..ватый

че­решн..вый

увещ..вать

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

завер..шь

при­вяж..т

повер..вший

не­мысл..мый

движ..мый

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

По­кла­жа была (не)легка, а очень тя­же­ла.

Алек­сандр со­вер­шил (не)об­ду­ман­ный, но край­не сме­лый по­сту­пок.

Гри­го­рьев и сам по­ни­мал, что по­сту­пил (не)по-дру­же­ски.

В кол­лек­ции ока­за­лось не­сколь­ко ни­ко­му (не)из­вест­ных ба­бо­чек.

План был (не)вы­пол­нен.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

Было тихо и не­стер­пи­мо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где се­реб­ри­стой змей­кой при­гре­лась на солн­це река, до­ле­та­ли крики.

Мысль о (ЗА)ГРА­НИ­ЦЕ, о не­об­хо­ди­мо­сти по­ку­пать че­мо­да­ны, би­ле­ты, вы­би­рать марш­рут при­во­дит Об­ло­мо­ва, (В)ОТ­ЛИ­ЧИЕ от его друга Штоль­ца, в со­сто­я­ние, близ­кое к па­ни­че­ско­му.

Кня­ги­ня вела стран­ный образ жизни: она как вне­зап­но уез­жа­ла (ЗА)ГРА­НИ­ЦУ, ТАК(ЖЕ) вне­зап­но и воз­вра­ща­лась в Рос­сию.

(НА)ПРО­ТЯ­ЖЕ­НИИ всего ро­ма­на Л. Тол­стой не огра­ни­чи­ва­ет­ся ана­ли­зом ду­шев­ной жизни своих ге­ро­ев, с боль­шим вни­ма­ни­ем он от­но­сит­ся ТАК(ЖЕ) к опи­са­нию их внеш­но­сти.

(НИ)КТО не мог по­вто­рить ре­корд лег­ко­ат­ле­та Ро­бер­та Би­мо­на (В) ТЕ­ЧЕ­НИЕ мно­гих лет.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

На пе­ред­нем плане кар­ти­ны на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей ли­ца­ми ярко вы­де­ля­ет­ся де­вуш­ка в бе­ло­снеж­ном пла­тье с плетё(3)ой кор­зи­ной в руках.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Через от­кры­тое окно до­но­си­лись то гудки па­ро­во­зов то лай собак.

2) Миша не рас­слы­шал во­про­са или не за­хо­тел на него от­ве­чать.

3) Пи­са­те­ли и жур­на­ли­сты ши­ро­ко ис­поль­зу­ют по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки в своих про­из­ве­де­ни­ях.

4) Ки­стью Ай­ва­зов­ско­го дви­га­ло неуёмное же­ла­ние по­да­рить миру новые поэмы о ве­ли­че­ствен­ной борь­бе че­ло­ве­ка со сти­хи­ей и о не­из­ве­дан­ной кра­со­те лу­че­зар­но­го моря о род­ных про­сто­рах и о далёких по­бе­ре­жьях.

5) Весна вы­да­лась сухая тёплая и лишь из­ред­ка вы­па­да­ли ко­рот­кие дожди.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.


Похожая информация.


Когда наступит весна и каким будет лето в области

Зима в этом году выдалась теплой, но затяжной. Весна, кажется, так и не придет. На улице лежат сугробы, и менять теплые зимние пуховики на легкие весенние курточки совсем не хочется. Когда же нижегородцы дождутся весны? И какое лето за ней последует? Мы решили выяснить это.

Новый год нижегородцы отмечали при почти плюсовой температуре и совсем без снега. Декабрь стал одним из самых теплых в метеорологической летописи. Долгожданные январские морозы наступили только в марте.

– Зима у нас была нестандартная, и в первую очередь это был ненормальный декабрь, потому что в любом случае он оказался очень теплым. Осадков тоже было много, за декабрь выпало две месячные нормы. Что касается всего температурного фона зимы, он был теплее обычного на 2 с небольшим градуса. Захолаживания, которые чаще всего бывают в конце января-начале февраля, переместились на конец февраля и на начало марта. С отклонениями от климатической нормы на 7-16 градусов, – пояснила начальник отдела метеопрогнозов Нижегородского гидрометцентра Ольга Мокеева.

Весна в этом году придет со значительным опозданием – только в начале апреля. При этом быстрого потепления ждать не стоит. Согласно прогнозам синоптиков, температура в апреле будет колебаться от +4 до +7 градусов.

Аномально теплая зима, как и грядущие майские заморозки, могут неблагоприятно отразиться на посевах.

– Аномальная погода в конце февраля и начале марта – много снега, высокие температуры, теплые дни приводят к опасному явлению – выпреванию посевов, – утверждает эксперт.

А вот половодье, согласно прогнозам синоптиков, пройдет спокойно. Уровень воды будет даже ниже многолетних значений на 0,5-1 метр.

– Вскрытие Оки и Суры ожидается 6-14 апреля. Вскрытие Ветлуги – во второй декаде апреля. Но это сроки, близкие к норме. И, по предварительным прогнозам, максимальный уровень воды на Оке в нижнем течении и на реке Суре можно ожидать ниже средних многолетних значений, а на Ветлуге – близкий к норме, – поясняет Ольга Мокеева.

Средняя температура этим летом будет на несколько градусов выше, чем в прошлом году.

Нынешнее лето обещает быть теплее, чем предыдущее. В июне +16, +18 градусов, в июле – +18, +20, в августе – +16, +18.

– Осадков будет больше нормы в июне-июле. Скорее всего, это будет связано с фронтальными разделами и контрастами температур. В каждом из трёх летних месяцев вероятна 30-градусная жара. Где-то кратковременная, в июле-начале августа более интенсивная. Но жаркие денечки будут в каждом месяце, – утверждает Ольга Мокеева.

Летняя погода не покинет нижегородцев и осенью. По-настоящему теплым будет не только бабье лето, но и весь сентябрь.

– В сентябре прогнозируется температура выше 20 градусов, возможен небольшой недобор осадков. Будут теплые сухие денечки, – делится специалист.

Будем надеяться, что несмотря на поздний приход весны в этом году нижегородцы всё же смогут насладиться теплой погодой.

Анастасия КАЗАКОВА.

«Солнце и ветер и впрямь вдохновляют. Но дождь берет верх. Разве кто-то мечтает танцевать в пыли? Или целоваться на солнцепеке?» Синтия Барнетт

«Дизайнеры хотят одевать меня как весну, в развевающиеся одежды. Но я не чувствую себя как весна. Я ощущаю себя теплой красной осенью». Мэрилин Монро

«... Во второй половине октября мир пахнет, как теплый пирог». Элис Хоффман

«Между прочим, цветы у осени более пестрые и светящиеся, чем у лета, и умирают они раньше...» Эрих Мария Ремарк

«Осень - как горячий ужин, когда с аппетитом съедается все, на что утром спросонок и смотреть не хотелось». Харпер Ли

«Ноябрь всегда казался мне Норвегией в году». Эмили Дикинсон

«Я так рада, что живу в мире, где есть октябрь!» Люси Монтгомери

«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтоб не видеть земли - и можно поверить: еще радость, еще лето». Евгений Замятин

«Это был одним из тех идеальных осенних дней, когда воздух достаточно прохладный, чтобы разбудить, а солнце целует твое лицо.» Анита Даймант

«У осени есть два безошибочных звука... Шорох хрустящих листьев, гонимых порывистым ветром вдоль улицы, и скороговорка стаи мигрирующих гусей». Хэл Борланд

Советы экзаменующемуся

I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему
1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…
2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.
3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка
4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка
5. По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…
6. По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…
7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?
8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка
9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий
Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»

II. Об образовании, о воспитании, науке
1. По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений
2. По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды
3. По В. Харченко. Наукой заниматься трудно
4. По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни
Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»

III. Роль литературы, поэзии в жизни человека
1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…
2. По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина
4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя
Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»

IV. О чтении
1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…
2. По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.
3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
4. По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…
5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих
6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
7. По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.
8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве
Аргументация к блоку «Чтение»

V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека
1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…
2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…
3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков
5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?
6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.
7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…
8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов
9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения
Аргументация к блоку «О культуре»

VI. Нравственная проблематика.
О вере и безверии
1. С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…
2. Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….Чинопочитание
3. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что такое счастье?
4. По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…
5. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что значит быть счастливым?
6. По Э. Павлюченко. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге
7. По Д. Шеварову. В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся… Проблема чести
8. По Д. Гранину. О чести. Многие считают понятие чести устарелым…
9. По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…Проблема безответственности, нравственного выбора
10. По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся. Проблема нравственного выбора в мелочах
11. По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов... Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
12. По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
13. С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
14. По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?
15. По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…
16. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…
17. По В. Солоухину «Ограниченный человек»
18. По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности
19. По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве)
20. По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу… Проблема нереализованности человеческих способностей
Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»

VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь
1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась
2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…
3. По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения
Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»

VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
4. По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер

IX. Человек и природа. Экологические проблемы.
1. По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…
2. Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью
3. По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…
4. По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. Проблемы экологии
5. По В. Пескову. Кустарник и мелколесье… Проблема охраны природы
6. По А. Морозову. Друг, ты чей? О преданности собак
Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»

X. Человек и НТР. Роль науки
1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания

XI. Философские проблемы
1. По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени

X. Проблема настоящей любви
1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви
2. По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…
3. По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…
Аргументация к блоку проблем «Всё о любви»

XI. Проблема истинной красоты, её понимания
1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание

XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)

В тот год, как я вступил в университет, святая была как-то поздно в апреле, так что экзамены были назначены на Фоминой, а на страстной я должен был и говеть, и уже окончательно приготавливаться. Погода после мокрого снега, который, бывало, Карл Иваныч называл «сын за отцом пришел», уже дня три стояла тихая, теплая и ясная. На улицах не видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой, блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже на солнце стаивали последние капели, в палисаднике на деревьях надувались почки, на дворе была сухая дорожка к конюшне мимо замерзлой кучи навоза, и около крыльца между камнями зеленелась мшистая травка. Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека: яркое, на всем блестящее, но не жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо с длинными прозрачными тучками. Не знаю почему, но мне кажется, что в большом городе еще ощутительнее и сильнее на душу влияние этого первого периода рождения весны, — меньше видишь, но больше предчувствуешь. Я стоял около окна, в которое утреннее солнце сквозь двойные рамы бросало пыльные лучи на пол моей невыносимо надоевшей мне классной комнаты, и решал на черной доске какое-то длинное алгебраическое уравнение. В одной руке я держал изорванную мягкую «Алгебру» Франкера, в другой — маленький кусок мела, которым испачкал уже обе руки, лицо и локти полуфрачка. Николай в фартуке, с засученными рукавами, отбивал клещами замазку и отгибал гвозди окна, которое отворялось в палисадник. Его занятие и стук, который он производил, развлекали мое внимание. Притом я был в весьма дурном, недовольном расположении духа. Все как-то мне не удавалось: я сделал ошибку в начале вычисления, так что надо было все начинать сначала; мел я два раза уронил, чувствовал, что лицо и руки мои испачканы, губка где-то пропала, стук, который производил Николай, как-то больно потрясал мои нервы. Мне хотелось рассердиться и поворчать; я бросил мел, «Алгебру» и стал ходить по комнате. Но мне вспомнилось, что нынче страстная середа, нынче мы должны исповедоваться и что надо удерживаться от всего дурного; и вдруг я пришел в какое-то особенное, кроткое состояние духа и подошел к Николаю. — Позволь, я тебе помогу, Николай, — сказал я, стараясь дать своему голосу самое кроткое выражение; и мысль, что я поступаю хорошо, подавив свою досаду и помогая ему, еще более усилила во мне это кроткое настроение духа. Замазка была отбита, гвозди отогнуты, но, несмотря на то, что Николай из всех сил дергал за перекладины, рама не подавалась. «Если рама выйдет теперь сразу, когда я потяну с ним, — подумал я, — значит, грех, и не надо нынче больше заниматься». Рама подалась набок и вышла. — Куда отнести ее? — сказал я. — Позвольте, я сам управлюсь, — отвечал Николай, видимо, удивленный и, кажется, недовольный моим усердием, — надо не спутать, а то там, в чулане, они у меня по номерам. — Я замечу ее, — сказал я, поднимая раму. Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. Мне хотелось измучиться, оказывая эту услугу Николаю. Когда я вернулся в комнату, кирпичики и соляные пирамидки, были уже переложены на подоконник и Николай крылышком сметал песок и сонных мух в растворенное окно. Свежий пахучий воздух уже проник в комнату и наполнял ее. Из окна слышался городской шум и чиликанье воробьев в палисаднике. Все предметы были освещены ярко, комната повеселела, легкий весенний ветерок шевелил листы моей «Алгебры» и волоса на голове Николая. Я подошел к окну, сел на него, перегнулся в палисадник и задумался. Какое-то новое для меня, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло мне в душу. Мокрая земля, по которой кое-где выбивали ярко-зеленые иглы травы с желтыми стебельками, блестящие на солнце ручьи, по которым вились кусочки земли и щепки, закрасневшиеся прутья сирени с вспухлыми почками, качавшимися под самым окошком, хлопотливое чиликанье птичек, копошившихся в этом кусте, мокрый от таявшего на нем снега черноватый забор, а главное — этот пахучий сырой воздух и радостное солнце говорили мне внятно, ясно о чем-то новом и прекрасном, которое, хотя я не могу передать так, как я воспринимал его, — все мне говорило про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для меня, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель — одно и то же. «Как мог я не понимать этого, как дурен я был прежде, как я мог бы и могу быть хорош и счастлив в будущем! — говорил я сам себе. — Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Несмотря на это, я, однако, долго еще сидел на окне, мечтая и ничего не делая. Случалось ли вам летом лечь спать днем в пасмурную дождливую погоду и, проснувшись на закате солнца, открыть глаза и в расширяющемся четырехугольнике окна, из-под полотняной сторы, которая, надувшись, бьется прутом об подоконник, увидать мокрую от дождя, тенистую, лиловатую сторону липовой аллеи и сырую садовую дорожку, освещенную яркими косыми лучами, услыхать вдруг веселую жизнь птиц в саду и увидать насекомых, которые вьются в отверстии окна, просвечивая на солнце, почувствовать запах последождевого воздуха и подумать: «Как мне не стыдно было проспать такой вечер», — и торопливо вскочить, чтобы идти в сад порадоваться жизнью? Если случалось, то вот образчик того сильного чувства, которое я испытывал в это время.