Упражнение: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нареза…ый белый хлеб, икра в вазоч..ке, белые маринова…ые грибы на тарелоч..ке, что(то) в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепости, находился в ар..ергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как (то) с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком(то) необ..ятном диване (Булгаков). 7. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? 8. Ты мнительный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 9 Что(то) нехорошее тв…рилось в его маленком из..язвлённом сердце (Андреев). 10. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, суб..атомного мира (Данин). 11.На заводские дворы пришли камен..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 12.Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский день побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 13 Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 14. Ц…ган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 15. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 16. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 17. (Полу)кругом изогнулся двух..этажный павил..он селского хозяйства, украше…ый деревя…ой рез..бой (М. Горький). 18. Стремительным маршем идут батал..оны (Сурков). 19 И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 20 Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк).
3) Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Ъ и Ь знаки».
4) Тест ЕГЭ
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
5) Нет такого места, где бы не было бактерий.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?
Следовательно,
Например,
Вопреки этому
Не случайно
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИВО́Й , -ая, -ое; жив, жива, живо.
1. Такой, к-рый живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений). Жива память о прошлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу (посл.).
2. полн. Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей. Ж. пример героизма.
3. Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-н. Живо (нареч.) отозваться на чью-н. просьбу.
4. Лёгкий и занимательный, выразительный. Живое изложение. Живо (нареч.) описать что-н.
5. полн. Отвечающий реальным потребностям, жизненный. Живое дело. Живое начинание.
6. Остро переживаемый. Живая обида. Живое воспоминание.
7. кратк. форма, кем (чем). Такой, к-рый существует благодаря кому-чему-н., черпает силу в ком-чём-н. Жив надеждой. Жива только детьми. Чем только он жив? (откуда берёт силы жить?).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прозорлИва
диспАнсер
дозвонЯтся
налитА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.
Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.
Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.
Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.
В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о ПОЛУТОРА часах
прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами
две пары БОТИНОК
несколько ЯБЛОНЬ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
инв..нтарь
разв..вающийся (флаг)
бр..дить (по лесу)
соед..нение
пост..лить
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..греватель, н..испособнейший;
пр..следовать, пр..небрежительно;
бe..полезный, в..бодрить;
пред..дущий, по..грать;
из..бражение, поз..прошлый.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
приветл..вый
обид..ться
ноздр..ватый
черешн..вый
увещ..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
завер..шь
привяж..т
повер..вший
немысл..мый
движ..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Поклажа была (не)легка, а очень тяжела.
Александр совершил (не)обдуманный, но крайне смелый поступок.
Григорьев и сам понимал, что поступил (не)по-дружески.
В коллекции оказалось несколько никому (не)известных бабочек.
План был (не)выполнен.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Княгиня вела странный образ жизни: она как внезапно уезжала (ЗА)ГРАНИЦУ, ТАК(ЖЕ) внезапно и возвращалась в Россию.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего романа Л. Толстой не ограничивается анализом душевной жизни своих героев, с большим вниманием он относится ТАК(ЖЕ) к описанию их внешности.
(НИ)КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В) ТЕЧЕНИЕ многих лет.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Через открытое окно доносились то гудки паровозов то лай собак.
2) Миша не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.
3) Писатели и журналисты широко используют пословицы и поговорки в своих произведениях.
4) Кистью Айвазовского двигало неуёмное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией и о неизведанной красоте лучезарного моря о родных просторах и о далёких побережьях.
5) Весна выдалась сухая тёплая и лишь изредка выпадали короткие дожди.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Похожая информация.
Когда наступит весна и каким будет лето в области
Зима в этом году выдалась теплой, но затяжной. Весна, кажется, так и не придет. На улице лежат сугробы, и менять теплые зимние пуховики на легкие весенние курточки совсем не хочется. Когда же нижегородцы дождутся весны? И какое лето за ней последует? Мы решили выяснить это.
Новый год нижегородцы отмечали при почти плюсовой температуре и совсем без снега. Декабрь стал одним из самых теплых в метеорологической летописи. Долгожданные январские морозы наступили только в марте.
– Зима у нас была нестандартная, и в первую очередь это был ненормальный декабрь, потому что в любом случае он оказался очень теплым. Осадков тоже было много, за декабрь выпало две месячные нормы. Что касается всего температурного фона зимы, он был теплее обычного на 2 с небольшим градуса. Захолаживания, которые чаще всего бывают в конце января-начале февраля, переместились на конец февраля и на начало марта. С отклонениями от климатической нормы на 7-16 градусов, – пояснила начальник отдела метеопрогнозов Нижегородского гидрометцентра Ольга Мокеева.
Весна в этом году придет со значительным опозданием – только в начале апреля. При этом быстрого потепления ждать не стоит. Согласно прогнозам синоптиков, температура в апреле будет колебаться от +4 до +7 градусов.
Аномально теплая зима, как и грядущие майские заморозки, могут неблагоприятно отразиться на посевах.
– Аномальная погода в конце февраля и начале марта – много снега, высокие температуры, теплые дни приводят к опасному явлению – выпреванию посевов, – утверждает эксперт.
А вот половодье, согласно прогнозам синоптиков, пройдет спокойно. Уровень воды будет даже ниже многолетних значений на 0,5-1 метр.
– Вскрытие Оки и Суры ожидается 6-14 апреля. Вскрытие Ветлуги – во второй декаде апреля. Но это сроки, близкие к норме. И, по предварительным прогнозам, максимальный уровень воды на Оке в нижнем течении и на реке Суре можно ожидать ниже средних многолетних значений, а на Ветлуге – близкий к норме, – поясняет Ольга Мокеева.
Средняя температура этим летом будет на несколько градусов выше, чем в прошлом году.
Нынешнее лето обещает быть теплее, чем предыдущее. В июне +16, +18 градусов, в июле – +18, +20, в августе – +16, +18.
– Осадков будет больше нормы в июне-июле. Скорее всего, это будет связано с фронтальными разделами и контрастами температур. В каждом из трёх летних месяцев вероятна 30-градусная жара. Где-то кратковременная, в июле-начале августа более интенсивная. Но жаркие денечки будут в каждом месяце, – утверждает Ольга Мокеева.
Летняя погода не покинет нижегородцев и осенью. По-настоящему теплым будет не только бабье лето, но и весь сентябрь.
– В сентябре прогнозируется температура выше 20 градусов, возможен небольшой недобор осадков. Будут теплые сухие денечки, – делится специалист.
Будем надеяться, что несмотря на поздний приход весны в этом году нижегородцы всё же смогут насладиться теплой погодой.
Анастасия КАЗАКОВА.
«Солнце и ветер и впрямь вдохновляют. Но дождь берет верх. Разве кто-то мечтает танцевать в пыли? Или целоваться на солнцепеке?» Синтия Барнетт
«Дизайнеры хотят одевать меня как весну, в развевающиеся одежды. Но я не чувствую себя как весна. Я ощущаю себя теплой красной осенью». Мэрилин Монро
«... Во второй половине октября мир пахнет, как теплый пирог». Элис Хоффман
«Между прочим, цветы у осени более пестрые и светящиеся, чем у лета, и умирают они раньше...» Эрих Мария Ремарк
«Осень - как горячий ужин, когда с аппетитом съедается все, на что утром спросонок и смотреть не хотелось». Харпер Ли
«Ноябрь всегда казался мне Норвегией в году». Эмили Дикинсон
«Я так рада, что живу в мире, где есть октябрь!» Люси Монтгомери
«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтоб не видеть земли - и можно поверить: еще радость, еще лето». Евгений Замятин
«Это был одним из тех идеальных осенних дней, когда воздух достаточно прохладный, чтобы разбудить, а солнце целует твое лицо.» Анита Даймант
«У осени есть два безошибочных звука... Шорох хрустящих листьев, гонимых порывистым ветром вдоль улицы, и скороговорка стаи мигрирующих гусей». Хэл Борланд
Советы экзаменующемуся
I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему
1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…
2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.
3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка
4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка
5. По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…
6. По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…
7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?
8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка
9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий
Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»
II. Об образовании, о воспитании, науке
1. По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений
2. По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды
3. По В. Харченко. Наукой заниматься трудно
4. По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни
Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»
III. Роль литературы, поэзии в жизни человека
1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…
2. По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина
4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя
Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»
IV. О чтении
1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…
2. По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.
3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
4. По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…
5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих
6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
7. По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.
8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве
Аргументация к блоку «Чтение»
V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека
1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…
2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…
3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков
5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?
6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.
7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…
8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов
9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения
Аргументация к блоку «О культуре»
VI. Нравственная проблематика.
О вере и безверии
1. С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…
2. Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….Чинопочитание
3. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что такое счастье?
4. По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…
5. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что значит быть счастливым?
6. По Э. Павлюченко. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге
7. По Д. Шеварову. В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся… Проблема чести
8. По Д. Гранину. О чести. Многие считают понятие чести устарелым…
9. По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…Проблема безответственности, нравственного выбора
10. По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся. Проблема нравственного выбора в мелочах
11. По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов... Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
12. По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
13. С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
14. По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?
15. По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…
16. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…
17. По В. Солоухину «Ограниченный человек»
18. По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности
19. По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве)
20. По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу… Проблема нереализованности человеческих способностей
Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»
VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь
1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась
2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…
3. По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения
Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»
VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
4. По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер
IX. Человек и природа. Экологические проблемы.
1. По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…
2. Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью
3. По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…
4. По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. Проблемы экологии
5. По В. Пескову. Кустарник и мелколесье… Проблема охраны природы
6. По А. Морозову. Друг, ты чей? О преданности собак
Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»
X. Человек и НТР. Роль науки
1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания
XI. Философские проблемы
1. По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени
X. Проблема настоящей любви
1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви
2. По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…
3. По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…
Аргументация к блоку проблем «Всё о любви»
XI. Проблема истинной красоты, её понимания
1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание
XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)