А каков твой экологический след? Цель: методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде. Что такое природа

Глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, некачественная вода, опасные геологические процессы. Эти и многие другие проблемы современности возникли вследствие значительного увеличения так называемого «экологического следа». Понятие это условно и, к сожалению, известно далеко не каждому жителю нашей планеты. Термин был введён в 1992 году ученым Уильямом Ризом. «Экологический след» показывает степень воздействия человека на среду обитания . Понятие позволяет рассчитать размеры территории, необходимой для производства нами биоресурсов и хранения отходов. Ученые подсчитали, что за последние десятилетия глобальный «экологический след» всего человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Ко всему прочему, эта цифра продолжает неумолимо расти. Среди лидеров с высоким показателем «экологического следа»: , Китай, ОАЭ и . Минимум вреда природе наносят страны третьего мира, такие как Монголия, Бангладеш, Намибия и другие. Наша страна находится где-то посередине. Конечно, степень «экологического следа» того или иного государства зависит от количества заводов и фабрик, а также от развитой индустрии. Но давайте не забывать, что на эти показатели в отдельности.

Узнать, каков ваш личный «экологический след», совсем не сложно. Калькуляторы для расчета этого показателя уже давно популярны на Западе. Если же вы о них ничего не слышали, загляните на сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF) – либо просто забейте в поисковик «как рассчитать свой экологический след» и воспользуйтесь предложенными ресурсами. С помощью несложных расчетов вы поймете, насколько сильно перерасходуете ресурсы нашей планеты . Чтобы сократить свой «экологический след» стоит помнить об

Ж И Л Ь Е:

  • утеплите свой дом;
  • регулярно размораживайте холодильник;
  • установите в квартире счетчики на горячую и холодную воду, а также на более экономичный тариф по электроэнергии;
  • установите регуляторы тепла для батарей;
  • создайте «зеленый уголок» у себя дома либо на даче, тем самым вы поможете природе быстрее воспроизводить столь необходимые нам ресурсы.

Э Н Е Р Г И Я:

  • следите за чистотой своих окон и ;
  • держите в чистоте отопительные батареи и не загромождайте их мебелью и шторами;
  • пользуйтесь только энергосберегающими лампочками;
  • всегда выключайте телевизоры, компьютеры и прочие приборы, которые потребляют энергию даже в «спящем» режиме;
  • не оставляйте включенными зарядные устройства после их использования;
  • по возможности во время стирки пользуйтесь экономным режимом – это может сократить потребление энергии на 80%;
  • контролируйте количество воды, используемое для приготовления овощей и яиц;
  • не включайте плиту заранее.

Т Р А Н С П О Р Т:

  • покупайте проездные для троллейбусов, трамваев и метро. Это сэкономит ваши деньги и послужит сохранению леса;
  • изредка отказывайтесь от езды на автомобиле;
  • чаще ходите пешком;
  • отдайте предпочтение малолитражным автомобилям;
  • глушите двигатель машины даже во время коротких остановок;
  • путешествуйте на поездах, а не на самолетах;
  • старайтесь проводить ближе к дому.

П И Т А Н И Е:

  • отдавайте предпочтение сезонным продуктам;
  • отказывайтесь от мяса хотя бы один день в неделю;
  • сведите к минимуму пищевые отходы. Покупайте столько еды, сколько сможете съесть;
  • откажитесь от полуфабрикатов;
  • регулируйте температуру в холодильнике в зависимости от его заполнения;
  • используйте экологические сумки при походе в магазин;

ВОДА:

  • вместо частых приемов ванн, ограничьтесь быстрым душем;
  • кипятите столько воды, сколько вам нужно в данный момент;
  • кипятите воду в электрочайнике, а не на плите;
  • помните о рациональном использовании горячей и холодной воды;
  • откажитесь от бутилированной воды. Установите стационарный фильтр рядом с мойкой;
  • во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом;
  • в целях полива используйте дождевую воду.

О Т Х О Д Ы:

  • не выбрасывайте крупный мусор в раковины и унитазы;
  • возьмите за правило сортировать бытовой мусор;
  • не выбрасывайте батарейки и аккумуляторы. Сдавайте их в специальные пункты;
  • не выбрасывайте износившиеся вещи – отдавайте их в детские дома и другим нуждающимся;
  • собирайте использованную бумагу и сдавайте ее в переработку;
  • покупайте товар из переработанного материала.

Наверняка, сразу выполнить все вышеперечисленные пункты вам не удастся. Но это не значит, что соблюдать их вовсе не нужно. Помните, что если глобальный «экологический след» человечества будет расти такими же темпами, то через 20-30 лет нам понадобится еще одна планета.

Уже совсем скоро нам может понадобиться еще одна планета

Тесты по экологии для начальной школы

Тест №1 по теме «Экология»

1.Что такое природа?

2. Что природа даёт человеку?

3.Назовите охраняемые растения нашей области.

4.Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны?

5.Как взаимодействуют в природе живые организмы?

6. Какие лекарственные растения ты знаешь?

7. Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?

8.Как человек разрушает среду?

9. Что могут сделать люди для охраны окружающей среды?

Тест 2 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?
а) картофель
б) огурцы
в) смородина

3. Какова роль леса в природе?
а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу Cвердловской области?
а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».
а) тундра
б) степь
в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:
а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик
г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:
Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории Свердловской области?

Тест 3 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?
а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:
а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?
а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 4 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
а) овраги
б) шахты
в) месторождения
г) горы

2. Каково значение болот для очистки природной воды?
а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;
б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;
в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?
а) застилает глаза
б) затрудняет дыхание
в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?
а) твердое
б) жидкое
в) газообразное
г) любое

5. Какие камни называются драгоценными?
а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь
б) бирюза, гранат, аметист, коралл
в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?
а) помогает увидеть место пореза
б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела
в) помогает при лечении болезней
г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?
а) пережевывание пищи
б) переваривание
в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?
а) по пульсу сонной артерии
б) приложить ухо к грудной клетке
в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?
а) масса и состав продукта
б) способ приготовления и дата изготовления
в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
в) чтобы умело использовать свои возможности

В конце 4 класса обучающимся может быть предложен следующий экологический тест № 5

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что такое окружающая среда?

А) всё, что окружает человека

Б) наука о живой природе

В) то место, где человек живёт

3. Что такое заповедник?

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В) участки земли, где животных подкармливают

4. Что такое национальный парк?

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

В) место, где люди отдыхают

5. Что такое экологическая безопасность?

А) защита животных и растений от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6.Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б) слив сточных вод в реку

В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

7. Что такое Красная книга?

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В) книга, куда записаны растения и животные, которых удалось спасти

8. Существует ли Красная книга Свердловской области?

В) не знаю

9. При санитарной вырубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

А) птицам негде стало жить

Б) не стало птиц, появилось много насекомых

10. Прочитай рассказ школьников о своём походе. Найди и подчеркни ошибки в их поведении.

« Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки,и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например:
Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень

1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно?
а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха

2. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания

3. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце

4. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки

5. Какие птицы Урала оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец

6. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы

7. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш

8. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - жёлуди- ястреб
б) желуди дуба - ястреб- сойка
в) желуди дуба- сойка - ястреб

9. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) пройдешь мимо
б) закроешь ранку глиной
в) попьешь сок и пойдешь дальше.

10. Какое слово лишнее?
а) ледоход
б) погода
в) наводнение
г) река

1.Как называется наука о грибах?

А) микология

Б) орнитология

В) энтомология

2. Назовите жилище белки

Б) логово

3.Какая птица выводит птенцов зимой?

А) синица

4. Рыба, которая мечет икру в морозы

5. Как называется лист с одной листовой пластиной?

А) простой

Б) сложный

6.Пингвин – это…

А) млекопитающее

7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады?

В) берёза

8.Можно ли трогать яйца птиц?

9.Какое дерево указывает на близость воды?

10.Что делать с мусором в лесу?

А) закопать

Б) оставить

В) взять с собой

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

1. Какая наука изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей средой? (Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология изучает экологические системы .)

2. Почему на Земле не кончается кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород на Земле образовался в результате фотосинтеза, который происходит у растений. Все растения нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа .)

3. Чем полезны водные растения? (Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. )

4. Как образуется овраг? (Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. )

5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. )

6. Как люди борются с оврагами? (По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. )

7. Чем могут помочь дети взрослым в борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения от уничтожения .)

8. О чем говорят законы по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо охранять от загрязнения и отравления водоемы; экономно расходовать воду, не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб, колодцев, родников. Надо строить очистные сооружения .)

9. Какие правила поведения детей на водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются льдом. Но на многих реках долгое время остаются полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он пористый, непрочный. Переходить водоем по весеннему льду крайне опасно. Летом можно купаться только в установленном месте под наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не суйся в воду». )

10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю. )

11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей. )

12. Как должен человек вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев, не срывать редкие растения; не пинать ногами грибы, даже несъедобные, собирать съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и т.д. )

13. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках. )

14. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения. Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу. )

15. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным; надо убирать за собой мусор .

В преддверии Нового года многие подводят итоги о том, что было сделано хорошего и плохого, чего добились и что потеряли, где были и что видели. Мы предлагаем подвести экологический итог этого года. Сделать это очень просто - мы посчитаем свой «экологический след»

Для начала познакомимся с этим понятием:

| «Экологический след» позволяет нам посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы живем), сохраняя свои природные ресурсы, и сколько мы в действительности забираем ресурсов на наши нужды. Взвешивая эти две величины, можно сказать, насколько мудро мы пользуемся богатствами нашей земли: сколько территории занято жильем, промышленностью, свалками отходов, парками и лесами.

Наша планета очень богата и плодородна, она накопила свой природный капитал за миллионы лет. В идеальном мире мы бы брали у природы столько, сколько она бы потом смогла возродить, не принося ей никакого вреда. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и её богатств становится все меньше и меньше. Это происходит по двум причинам:

| 1.Людей на планете стало очень много.

2.Некоторые люди хотят слишком многого. Они потребляют ресурсы так, как будто у нас не одна планета, а как минимум, две или три.

Может ли в таком случае всем хватить природных богатств?

Представим потребление ресурсов как процесс деления пирога. Пирог один – планета только одна. А вот сколько кусков и каких размеров достается каждому как раз позволяет рассчитать экологический след.


Жизнь на планете есть везде, но она сконцентрирована примерно на четверти поверхности Земли, т.е. пригодными для нас являются только 4% океана и 18% площади суши. Сложим это и получим 22% - это поверхность планеты богата природными ресурсами и используется человечеством для своих нужд. На этой территории мы строим заводы и прокладываем дороги, выращиваем зерно и пасем скот, здесь же – места для отдыха и мусорных свалок.

| Если все население расположить на этих землях, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель.

Именно столько сегодня может выделить планета на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы. На земле живем не только мы, это также дом для тысяч видов растений и животных. Сколько ресурсов мы готовы отдать им? Если мы не оставим заповедных земель и все превратим в города, пашни, заводы, мы разрушим глобальный порядок, который сформировался на протяжении многих миллионов лет.


Экологический след показывает, что главная проблема - сверхпотребление, и именно над этой проблемой он работает. Проще говоря - мы видим, как наши повседневные привычки, наш выбор, наше поведение влияет на состояние окружающей среды. Экологический след исчисляется в условных единицах измерения – глобальный гектар.

Посчитать вы его можете на сайте , нажав на кнопку Планета с надписью «Сосчитай свой экологический след». Там же можно найти полезные советы по уменьшению своего экоследа. После подсчета вам выдадут вот такой результат:


Для тех, кто желает потренировать свой английский, тест можно пройти на сайте . Тут тест разделен на несколько частей – карбоновый след, пищевой след, жилищный след и след товаров и услуг. Результаты будут более наглядными:

Если загадать на Новый год новую планету – наше желание не исполнится. Но можно самим сделать так, чтобы новая планета нам не понадобилась – нужно всего лишь начать ценить ее природные богатства и жить в гармонии с окружающим миром.

Анастасия Морозова

Дорогие друзья!

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.Жилье.
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира + 12
1.3 Коттедж на 2 семьи +23
Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.
2. Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10
2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
3. Транспорт
3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
4.Питание
4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85
4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5.Использование воды и бумаги
5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
6.Бытовые отходы
6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га *
3,6 га * *
5,4 га * * *
7,2 га * * * *
9,0 га * * * * *
10,8 га * * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).

Чем еще анкета может быть полезна для вас

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Экологический след - это мера воздействия человека на среду обитания. В глобальном масштабе он показывает, насколько быстро человечество потребляет природный ресурс. Рассчитать экологический след можно для конкретного человека, предприятия, населенного пункта, страны или населения всей планеты в целом.

Экологический след - это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимая для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения или хранения антропогенных отходов.

Идея «экологического следа» была предложена ещё в 1992 году ученым Уильямом Ризом. В 1995 году была издана книга «Наш экологический след: Снижение антропогенного воздействия на Землю» с подробным научным обоснованием, формулой и расчетами. Впоследствии концепция экологического следа быстро распространилась благодаря регулярным докладам Всемирного фонда дикой природы (WWF). В 2003 году с целью согласования методологии и координации исследований была создана Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Network). Информацию о том, как именно рассчитывается эко-след Вы легко найдете в сети, пора переходить к «беспощадным фактам».

На протяжении более чем 50 лет потребление человечеством природных ресурсов превосходило способность планеты к воспроизводству. Это привело к ситуации, когда для восполнения всех этих ресурсов, стало необходимо примерно две таких планеты (а потребление тем временем продолжается). В день, когда люди использовали весь объем возобновляемых ресурсов, который планета способна воспроизвести за год, активисты проводят акцию «День экологического долга» (а долг тем временем увеличивается) .


ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

«Среднему жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара. Однако планета может дать лишь 1,8 гектара на человека. Это означает, что мы живем не по карману и истощаем свой природный капитал. Запросы, которые человек предъявляет планете, — наш экологический след — значительно превышает размеры самой планеты, и единственным способом обеспечить существование нынешнего населения мира является деградация самой планеты»

«Живя в мегаполисе, люди полагают, будто все, что им надо, находится под рукой. Но это впечатление обманчиво: города не самодостаточны. Им нужны придатки – территории с относительно малой плотностью населения, которые поставляют в городские центры товары и энергоносители, служат своеобразным хранилищем отходов урбанистической жизни».

Наглядным является сравнение города с живым организмом:

Города едят — тысячи грузовиков ежегодно завозят в города продукты со всего мира.

Города пьют — они черпают воду из водоносного горизонта почв или из рек.

Города дышат — производят энергию и выбрасывают в атмосферу миллионы тонн углекислого газа.

Города производят отходы – многие тонны мусора ежедневно вывозятся из больших городов для утилизации.

Города растут — потребляя огромное количество стройматериалов, а приходя в упадок (умирая), производят не меньшее количество строительного мусора.

«Подобный зверь может выжить лишь на огромной территории, измеряемой тысячами гектаров. То есть, реальная урбанистическая система в несколько сотен раз превышает физические размеры самого города».


КТО ВИНОВАТ?

Сталкиваясь с вопросами экологии, многие люди чуть ли не автоматически возлагают ответственность на некие госструктуры, промышленность, корпорации. Что же, они правы, но копнем чуть глубже.

«Если города правильно организованы, они могут продемонстрировать относительно умеренное и при этом весьма эффективное потребление ресурсов. Города могут обеспечить относительно высокое качество жизни, имея при этом относительно малый экологический след» (Мэтис Уоккернейджел — директор «Глобальной сети экологических следов»).

Действительно, самое эффективное, что можно было бы сделать – это оптимизировать все имеющиеся городские инфраструктуры для снижения количества потребляемых ресурсов и получаемых отходов. Облегчение давления на экологию пригородов требует изменения самой концепции города. Но на такие шаги готово пойти лишь небольшое количество муниципальных властей, ведь с точки зрения пресловутой экономической целесообразности это не очень оправдано. Говоря проще, подвижки в подобных вопросах не происходят по инициативе «сильных мира сего», они становятся результатом давления со стороны общества. Однако, требовать от промышленности перехода на новые экологичные технологии может только общество с соответствующими убеждениями.

И, как бы соглашаясь с вышесказанным, многие перекладывают ответственность на общество в целом, как бы подчеркивая незначительность собственной роли в столь глобальных процессах – ситуация тупиковая. Но вся прелесть в том, что экологический след можно рассчитать для каждого индивидуально. И уже при расчетах будет видно, где возможны коррективы со стороны индивида, а где необходимы системные изменения.

Довольна часто вопрос о личной ответственности удивительным образом превращается в политический. «Если бы все люди жили как американцы, то нам бы понадобилось 5 планет. При этом, если бы все жили как русские, то всего-то 2,5 планеты». Планета тем временем только одна. У Вас не найдётся лишней планеты? Ах, Вы тоже местный…

С 60-х годов прошлого века наш общий глобальный экологический след удвоился. За этот период население городов выросло в три раза. Сегодня более половины населения планеты проживает в крупных городах, и их экологический след неуклонно увеличивается. На сегодняшний день человечество потребляет на 50% больше того, что биосфера способна восполнить.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

ВСЕ ВМЕСТЕ (общественная экологическая инициатива)

— Переход на безотходные технологии;

— Переработка отходов с целью их безопасного уничтожения или вторичного использования;

— Переход на возобновляемые источники энергии («зеленая энергетика»);

— Переход на экологичные виды транспорта;

— Отказ от индустриальной концепции в пользу экологической (развитие идеи эко-городов);

— Сохранение биоразнообразия;

— Борьба с климатическими изменениями (выбросы CO2);

— Создание парков, заповедников («зеленые зоны»).

И КАЖДЫЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ (индивидуальная экологическая практика)

Наши привычки и повседневные дела вращают шестеренки глобальных механизмов — изменив свой образ жизни, мы уменьшаем свой экологический след, что в свою очередь, уменьшает наш долг перед планетой.

— Меньше потребляй. Покупай столько еды, сколько действительно нужно тебе и твоей семье (треть производимых в мире продуктов просто выбрасывается)

— Отдавай предпочтение продуктам с минимумом упаковки или совсем без нее (в итоге она оказывается на свалке)

— Используй светодиодные лампы — они потребляют на 85% меньше электроэнергии и могут прослужить до 20 лет.

— Приобретай энергоэффективную бытовую технику (с маркировкой А)

— Выключай все электроприборы, когда в них нет необходимости (выключай компьютер, а не оставляй его в режиме ожидания)

— Если в комнате слишком жарко, закрой вентиль на батарее, а не открывай окна (при автономном отоплении используйте регуляторы на котле). Обеспечьте хорошую теплоизоляцию в доме.

— Покупай мебель и стройматериалы со значком экологической сертификации FSC.

— Для передвижений по городу пользуйся общественным транспортом или велосипедом, больше ходи пешком. При поездке на личном транспорте подвозите людей.

— По возможности путешествуй на поезде, а не на самолете.

— Отдавай предпочтение экологичным видам транспорта.

— Покупай только те вещи, которые тебе нужны и которыми ты будешь пользоваться неоднократно. Старайтесь не пользоваться одноразовыми предметами.

— Приобретай б/у вещи, совершай обмен с другими людьми, отдавай в дар то, что не нужно (избыточно).

— Ремонт экологичен. Ремонт лучше, чем утилизация. Продление срока службы эффективнее переработки.

— Сдавай в специализированные пункты приема батарейки и ртуть содержащие лампы.

— Сортируй и отдавай в переработку макулатуру, пластик, металл, стекло.

— Принимай душ, а не ванну, и постарайся сократить время приема душа (установи экономичную насадку для душа).

— Запускай посудомоечную или стиральную машину только при полной загрузке.

Ваш экологический след не останется где-то позади,

он станет частью нашего общего экологического наследия.

Напомним, что мы приводим примеры, демонстрирующие неотделимость всех Homo Sapiens от глобальных процессов и явлений. Мы не хотим навязывать собственные взгляды, но нам важен достаточный уровень общей осведомленности и наличие Вашего собственного суждения по данным вопросам.