Как называется мавзолей. Почему путин не убирает прах ленина из мавзолея. Михаил Салтан, Глеб Щербатов

собрал специалистов по вопросу устройства на Красной площади могилы с последующим возведением мавзолея. Решение о мавзолее якобы исходило от рабочих и крестьян, которые завалили письмами и телеграммами, с просьбой увековечить тело Владимира Ильича. Поверить сложно, ведь по русской традиции, покойников хоронят в земле. Мумифицировать труп Ульянова решил узкий круг. Против были Крупская и Ворошилов. Анатом профессор Абрикосов

пытался переубедить руководство, аргументируя, что тело успело покрыться пигментными пятнами. Вмешался Дзержинский, и 26 марта 1924 г. началась мумификация.

МУМИЯ: Секрет мумификации до настоящего времени держится в тайне. Занимались ей биохимик Борис Збарский (на фото слева), патологоанатом Владимир Воробьев (на фото справа) и прозектор анатомического театра Шабадаш.

Вместе с Лениным было забальзамировано еще одно тело, на котором испытывают все реактивы.

ПЕРВЫЙ МАВЗОЛЕЙ: Первый мавзолей Ленина строили по проекту Щусева на скорую руку, надо успеть ко дню похорон 27 января 1924 г. Он был деревянный в форме куба и венчался трехступенчатой пирамидой. Он простоял до весны 1924 года.

ЗНАК: При рытье котлована

задели трубу канализации, из-за чего площадку под мавзолей Ленина заполнили фекалии. Узнав про это Патриарх Тихон сказал так: «по мощам и елей».

2-й МАВЗОЛЕЙ: Во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 года (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны.


МАКЕТ: В 1929 году на Красной площади был установлен макет в натуральную величину (на фото четверть мавзолея с характерным углом-колонной).

3-й МАВЗОЛЕЙ: Нынешний построен в 1929-1930 г.

Комиссию по проектированию возглавлял Ворошилов, главным архитектором был А. Щусев (фото).

ВОЕННАЯ ТАЙНА: Интересно, что комиссию возглавил Климент Ворошилов - Нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР. Судя по всему строительство представляло настолько большую тайну.

КУЛЬТОВЫЙ ХРАМ: Интересно, что главным архитектором выбрали Щусева, который до революции создавал православные храмы. Решение о его назначении принимал лично Сталин, задумавший, видимо, уже тогда план «новой Москвы». На фото Покровский собор, построенный Щусевым в 1914 году в популярном в то время "неорусском стиле" в Марфо-Мариинской обители, улица Большая Ордынка, 34с13.

МАГИЯ: Видно, что мавзолей Ленина был задуман по законам магии. Можно заметить в правом углу странную нишу, которую мало кто замечает. Эта ниша имеет внутренний выступающий угол, похожий на продольный шип.


Есть версия, что задача ниши - встречать и вбирать то, что исходило от проходящих мимо людей. Никто не может пройти мимо мавзолея Ленина, не оказавшись в «рабочей зоне» ниши.

И перед мавзолеем Ленина устраивались военные парады и демонстрации. И Сталин часто стоял во время парадов именно над нишей.

ЗИККУРАТЫ: Форма взята с пирамид индейцев Южной Америки. Ступенчатые пирамиды-гробницы использовались для проведения ритуалов жертвоприношений. Майя, по видимому, считали, что пирамиды способны настраивать канал, по которому жизненная энергия жертв передается духу-покровителю. Инициалы Ленина - ВИЛ совпали с именем божества (ВИЛ - ВААЛ), которому приносились человеческие жертвы.

ОЖИВШАЯ МУМИЯ: Есть видеоролик, показывающий мавзолей внутри камерой наблюдения глубокой ночью. Лежащая внутри мавзолея Ленина мумия начинает медленно поднимать левую руку, затем приподнимается верхней частью тела вперед и падает обратно в саркофаг. Американские профессор филадельфийского университета механики Джон Капри-младший и группа ученых вынесли заключение, что монтажа или спецэффектов запись не содержит. Не было наложения слоев, докраски, вставки кадров. Цифры раскадровки и указатели времени соответствуют нормативам камер, снимающих мавзолей Ленина внутри. Ученые запросили разрешение на допуск к телу Ленина, но его не дали, сославшись на секретность.

ОН РАСТЕТ: Есть неподтвержденная информация, что спустя почти столетие после захоронения у Ленина продолжают расти ногти и волосы.

ПЕРЕЕЗД: Тело Ленина Мавзолей покидало во время Великой Отечественной войны. «Переезд» состоялся в Тюмень, где здание, внешне напоминающее дворец, выполняло функции Мавзолея. НАПАДЕНИЯ: Мавзолей и тело Ленина в разные годы пытались повредить. В 1934 колхозник Никитин пытался стрелять в саркофаг с телом Ленина, но попытка была неудачной. В 1960 приезжий из Киргизии Минибаев ударом ноги разбил саркофаг. Осколки стекла вонзились в тело Ленина. Мавзолей пришлось закрыть на месяц для восстановительных работ.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ:

РЕЖИМ РАБОТЫ: Режимы работы Мавзолея – это все дни недели кроме понедельника и пятницы. Расписание с 10.00 до 13.00.

© MoskvaX.ru
© сайт



Другие тайны Москвы:

Мавзолей В.И. Ленина - памятник-усыпальница, расположенный на Красной площади в городе Москве у Кремлевской стены.

После смерти вождя пролетариата в 1924 году у рабочих и простых членов партии большевиков возникла идея тело Ленина не хоронить, а сохранить для будущих потомков. Предложение озвучил «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Против выступил, по-крайней мере в открытую, только Лев Троцкий.

Что бы сегодня не говорили, но в сам замысел были заложены элементы христианской культуры и религии. Кроме этого, традиция бальзамировать своих правителей относит нас к временам расцвета Древнего Египта, а облик сооружения напоминает вавилонские зиккураты (культовое сооружение, выполненное с уступом).

Фото 1. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в городе Москве

Строительство и история мавзолея Ленина

Прежде чем получить свой современный облик, мавзолей Ленина несколько раз перестраивался. Причем, неизменным автором или одним из участников всех проектов сооружения был известный архитектор Алексей Викторович Щусев.

Первая деревянная постройка рядом с созданным на этом месте некрополем для захоронения видных деятелей партии, имевшая незамысловатую форму куба с установленной сверху трехступенчатой пирамидой, появилась здесь ко дню похорон Владимира Ильича Ленина в январе 1924, и простояла вплоть до весны этого же года.


Второй по времени деревянный Мавзолей отличался от первого проекта лишь добавлением к прежнему ступенчатому объему трибун, установленных с двух сторон сооружения. Саркофаг для тела вождя, который простоял здесь в неизменном виде вплоть до окончания Отечественной войны, разработал архитектор Константин Степанович Мельников.

В период с 1929 по 1930 годы, при участии архитектора А.В. Щусева и группы авторов, завершили строительство ныне существующего Мавзолея Ленина. В основу проекта были заложены лаконичные формы предыдущего строения.

Постройку выполнили из железобетона, часть стен подняли из кирпича, облицевав гранитом, а также малиновым кварцитом, мрамором и лабрадором. Во внутренних помещениях появились оформленный архитектором Игнатием Нивинским траурный зал с саркофагом и вестибюль.

В 1930 году рядом с Мавзолеем, по обе стороны от него, пристроили гостевые трибуны, проект которых разработал архитектор И.А. Француз.


В июле 1941 года, из-за угрозы бомбежек и захвата столицы, тело вождя эвакуировали в Тюмень, и вернули обратно лишь к апрелю 1945 года.

В этом же году была возведена центральная трибуна Мавзолея Ленина и по-новому оформлены внутренние интерьеры. Заменили и саркофаг, который из-за неудачно спроектированных наклонов стекол давал ненужные блики. Проект разработали архитекторы Алексей Щусев и Борис Яковлев.

После смерти И.В. Сталина его тело перенесли в мавзолей, который стал называться «Мавзолеем В.И. Ленина и И.В. Сталина». Прежде чем была найдена 60-тонная плита из лабрадоритового монолита, на фронтоне имена вождей были начертаны краской поверх закрашенной, выбитой в граните, надписи «Ленин». Новая плита с именами «Ленин» и «Сталин» была установлена в 1958 году (после выноса из Мавзолея тела Иосифа Виссарионовича, в 1961 году прежнюю плиту вернули на место).

В 1973 году прежний саркофаг заменили новым - пуленепробиваемым. Проект разработали конструктор Н.А. Мызин и известный скульптор Николай Томский.

Ленин в мавзолее: видео

Последняя реконструкция Мавзолея Ленина на была проведена в 2013 году. Для укрепления фундамента пришлось пробурить вокруг монолитной плиты, на которой и стоит сооружение, порядка 350 шурфов, в которые под давлением закачали бетон. Со временем разберут и пристройку с тыльной части, в которой находится лифт, предназначавшийся для подъема на трибуны высшего руководства СССР времен Л.И. Брежнева.

Православный философ Аркадий Малер размышляет о проблеме выноса тушки Ленина из мавзолея.

Столетие русской катастрофы 1917 года стало естественным поводом для публичного обсуждения последствий этого исторического события и одно из них – это появление на Красной площади в Москве целого некрополя коммунистических вождей с самым главным из них, В.И.Ульяновым, под всемирно известным псевдонимом Ленин. Но если все остальные кумиры РСДРП-ВКП (б)-КПСС похоронены либо в земле, либо в кремлевской стене, то для почитания Ленина созданная им власть установила огромный мавзолей, где его тело, а точнее, то, что осталось от этого тела, находится в качестве забальзамированной мумии, выставленной на всеобщее обозрение. Любой человек почти в любой день может прийти посмотреть на этот артефакт биохимических технологий, но только от него потребуется соблюдать мемориальную тишину и желательно держать руки поверх одежды, иначе его могут заподозрить в готовности осквернить это священное капище коммунистической религии. Данное определение мавзолея Ленина совсем не шутка и не гипербола, потому что потребность в искусственном увековечивании чьего-либо тела в качестве предмета обязательного всеобщего благоговения – это явление чисто религиозного сознания и именно языческого.

Поэтому совершенно логично, что для Православной Церкви, которой сам Ленин и его адепты сто лет назад фактически объявили войну на уничтожение, сохранение его тела на Красной площади – это просто нонсенс, кощунство и явное оскорбление, продолжающееся до сих пор. И хотя многие авторитетные церковные и общественные деятели не раз более или менее категорично высказывались за захоронение тела Ленина, этот вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, как и само это тело.

Так, уже 12 марта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, воссоединившийся с Московским Патриархатом в 2007 году, открыто заявил в своем послании: «Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».
1 апреля глава Отдела внешних церковных связей и Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия» также заметил: «У нас оценка и революционным событиям, и гонениям на Церковь, которые за ними последовали, уже была дана многократно. Я думаю, что самым ярким выражением этой оценки является канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая состоялась в 2000 году. Мы исходим из того, что в той ситуации были жертвы, а были палачи, были те, кого мы прославляем как мучеников и исповедников, а были те, о которых мы говорим, что они выполняли разного рода карательные функции. Именами палачей нельзя называть улицы и площади, имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах, памятники этим людям не должны стоять на наших площадях, мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение. Это общий принцип».
И это, действительно, общий принцип для христианства как такового, но сторонники сохранения тела Ленина в мавзолее, либо не разбираясь в самом христианстве, либо пользуясь неразборчивостью своих слушателей, с некоторых пор стали интерпретировать такие заявления церковных иерархов как некие «частные мнения», якобы не отражающие позицию большинства православных. Вообще следует заметить, что аргументация сегодняшних поклонников большевизма в защиту «светлой» памяти их вождей давно уже не имеет никакой общей логики, а преследует только одну цель – любой ценой внушить мысль о необходимости сохранить соответствующие топонимы, памятники и саму мумию Ленина в мавзолее, а то, что эти аргументы зачастую противоречат большевистской идеологии, их совсем не смущает. Поэтому в данном вопросе имеет смысл не столько спорить с самим большевизмом, сколько по отдельности разобрать все основные аргументы против захоронения Ленина, которые, к сожалению, иногда даже стали повторять благонамеренные люди, считающие себя православными.

Аргумент 1 : мумия Ленина в мавзолее на Красной площади – это уже «часть нашей истории», а мы должны помнить нашу историю и не вычеркивать из нее какие-либо значимые события и периоды.
В этом аргументе, чаще всего используемом современными коммунистами, содержится сразу три противоречия.
Во-первых, с каких пор верным сторонникам марксизма-ленинизма есть дело до сохранения «исторической памяти»? Когда Ленин захватил власть в России, то в полном соответствии со своей леворадикальной идеологией он и его партия принялись уничтожать всё, что мешало торжеству этой идеологии, и никакая «историческая память» и никакие «национальные традиции» для самих большевиков не имели никакого значения. Верные ленинцы просто создавали абсолютно новую страну, в названии которой ни одно из слов не указывало ни на ее национальную принадлежность, ни даже на ее географическое положение. Большинство неугодных памятников сносилось, множество городов и улиц переименовывалось, и никакие доводы про «историческую память» никого из коммунистов не беспокоили. Поэтому их апелляция к истории, памяти и традициям сегодня – это просто вопиющее противоречие собственной идеологии и открытое, чисто политическое лицемерие.
Во-вторых, никто не говорит о том, что мы должны «забыть» что-либо в нашей истории или что-либо «вычеркнуть» из нее – наоборот, мы должны помнить и революцию 1917 года, и все основные события советской эпохи, и ее вождей, но эта память не может быть безоценочной и индифферентной ко всему прошедшему. Если мы считаем себя православными христианами, то мы должны дать христианскую оценку всем событиям и деятелям нашего прошлого, и в частности, В.И.Ульянову (Ленину), а для этого его тем более нужно хорошо помнить и изучать во всех подробностях. Поэтому вынос тела Ленина из мавзолея, снос любого его памятника или переименование любого места, названного в честь его имени, – это не акт забвения – это акт моральной оценки. В противном случае мы не должны были бы иметь ничего против памятников Гитлеру и любому другому завоевателю нашей страны, ведь это же тоже «часть нашей истории», а тем более если бы такой памятник поставили в современной Германии, как в современной Украине ставят памятники Бандере и Шухевичу. Если же мы против этих памятников, то это означает, что сам факт заметного участия какого-либо человека в истории какой-либо страны не может быть достаточным основанием для увековечивания его имени в этой стране, потому что памятник любому человеку – это не просто напоминание о его существовании – это положительная оценка его исторической роли. И поэтому так важно, как выглядит любой памятник, какого он размера и где именно он находится, а уж забальзамированное тело политического вождя, размещенное в специально построенном для этого мавзолее в самом центре столицы свидетельствует о беспрецедентном почитании этого человека, имеющем не просто культурное, а прямо-таки религиозное значение.
В-третьих, если сам Ленин, к сожалению, действительно, является частью нашей истории, потому что он оказал на нее огромное влияние, то при чем здесь его мумия? Если же «частью истории» считать какие-либо символические предметы, то тогда, например, на кремлевских башнях должны быть восстановлены двуглавые орлы вместо красных звезд, потому что они находились там несравнимо дольше, чем эти звезды. Да и вообще тогда от любых символических артефактов советской эпохи вполне можно избавиться, потому что она продолжалась не более 74 лет, а первая звезда на кремлевской башне появилась только в 1935 году. И если так важно просто иметь в качестве музейно-научной ценности мумию Ленина, то почему она обязательно должна быть на Красной площади? Таким образом, аргумент о мумии Ленина как «части нашей истории» трижды абсурден и произносящие его просто не предполагают ответной дискуссии.

Аргумент 2 : в православной традиции есть мощи святых, часто также выставленные на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».
Нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и святости этих людей, а тело Ленина – это искусственно созданная мумия, существование которой поддерживает специально учрежденная лаборатория, с 1992 года называемая Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всесоюзном институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких особых условий, а для того, чтобы останки тела Ленина окончательно не рассыпались, их нужно каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Заметим, что столь недешевая работа , не говоря уже о средствах, выделяемых на сохранность самого мавзолея. Если нетленные мощи часто разделяют на отдельные частицы и распространяют по разным храмам именно потому, что они нетленные, то тело Ленина пытаются сохранить в том относительном внешнем единстве, которое позволяет его увидеть в мавзолее. Следовательно, нужно просто ничего не знать о том, что такое мощи святых, чтобы приводить данное обстоятельство в качестве аргумента в пользу мумии Ленина. Но если есть какая-то правда в этой аналогии, то только в том, что объявившие войну любой религии коммунисты на деле оказались не столько атеистами, сколько носителями религиозного языческого сознания и пытались более или менее осмысленно создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими «красными мощами», и Ленин в мавзолее настолько очевидно напоминал египетских фараонов в погребальных пирамидах, что это сравнение давно уже стало общим местом всех рассуждений на тему советской идеологии.

Аргумент 3 : Ленин уже похоронен, потому что его тело находится «ниже уровня земли».
Во-первых, главное возражение православных состоит не в том, что Ленина надо похоронить в какой бы то ни было земле, а в том, что его мумии не место на Красной площади и любом исторически значимом месте. Какова будет дальнейшая судьба тела Ленина после того, как оно перестанет быть предметом поклонения в центре Москвы, – это уже другой вопрос, не столь принципиальный с православной точки зрения. И все разговоры о том, что Ленина надо похоронить «по-христиански» – это подмена главной задачи, тем более что сам Ленин отрекся от христианства и относиться к нему как к христианину в любом смысле этого слова совершенно невозможно. Между прочим именно Ленин непосредственно способствовал пресечению христианской традиции погребения, в 1919 году издав декрет о необходимости кремации покойников, после чего возникла новая традиция «огненного погребения», установленная коммунистами самой правильной и прогрессивной страны. Построить первый советский крематорий планировалось непременно на месте какого-нибудь православного храма, но до его появления Ленин не дожил. Первый официальный крематорий был организован в 1927 году на месте специально перестроенного для этого храма Преподобного Серафима Саровского и Благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. Так что хоронить Ленина «по-христиански» не только абсурдно, но и кощунственно, и в самой Церкви об этом речь не идет. Если же говорить о том, как лучше похоронить Ленина, то, выбирая из вариантов оставить его мумию на всеобщее обозрение в центре Москвы или закопать в землю на каком-нибудь кладбище, Церковь всегда предпочтет второе. Во-вторых, нигде в православной традиции не сказано, что всех покойников обязательно надо хоронить ниже уровня земли – например, некоторые христиане были захоронены в склепах, оставленных на поверхности земли, и даже в помещении храмов и монастырей. Дело не в расстоянии от поверхности земли, а в сокрытии разлагающегося тела. Тело Ленина находится «ниже уровня земли», но оно не погребено, а выставлено на всеобщее обозрение, не будучи нетленными мощами.

Аргумент 4
: в других странах тоже есть мавзолеи с забальзамированными вождями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике».
Ссылка на мировую практику в данном случае не имеет никакого смысла, потому что мир бесконечен в своем разнообразии и в разных религиях, культурах и странах можно найти самые разные способы обращения с трупами политических вождей. И сами коммунисты решили мумифицировать тело своего вождя не потому, что они ориентировались на какую-либо мировую практику, а потому, что хотели любым способом поддержать его культ. Если «мировая практика» подразумевает мумии глав коммунистических режимов, Мао Цзэдуна или Ким Ир Сена, то это практика самого коммунизма, доказавшего свою религиозную природу не только в России, но и во всем мире. Если же имеются в виду мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах. Но даже если бы можно было найти некоммунистическую аналогию мумии Ленина, то само ее существование не могло бы быть основанием для дальнейшего пребывания этой мумии на Красной площади.

Аргумент 5 : если тело Ленина вынесут из мавзолея и захоронят, то в России начнется «раскол общества», будут «серьезные волнения» и «падение рейтинга» правящего Президента Путина.
Как и в случае первого аргумента о необходимости уважать историческую память, слышать из уст верных ленинцев опасения за какие-либо нестроения в обществе более чем удивительно, потому что именно их партия именно с этим вождем в ХХ веке устроила в России самые грандиозные нестроения из всех, которые только помнит наша история. Но дело не только в этом, а, прежде всего, в том, что угроза хоть сколько-нибудь реального «раскола общества» после выноса тела Ленина из мавзолея – это чисто политтехнологическая страшилка сегодняшних коммунистов, не имеющая никаких, даже самых приблизительных, оснований. Даже если обратиться к настроениям той части электората, которая неизменно голосует за КПРФ, то это в значительной степени не столько убежденные марксисты-ленинисты, сколько русские патриоты, ассоциирующие советское прошлое со стабильностью, порядком и государственным величием, как они его понимают, и мумия Ленина в этом ценностном наборе совершенно необязательна. И когда последний раз коммунистическое движение в России устраивало реальные волнения, если не считать участие красных радикалов в манифестациях «болотной» оппозиции? При этом вынос тела Ленина из мавзолея – это тот редкий вопрос, по которому безоговорочно солидарно абсолютное большинство консерваторов и либералов, как системных, так и оппозиционных, что для нашей либерально-консервативной власти должно быть хорошим поводом хоть в чем-то примирить эти политические полюса, а их суммарный вес в политике и в качественном, и в количественном отношении несравнимо больше, чем вес «ортодоксальных» коммунистов, поклоняющихся Ленину как божеству. На самом деле если наша власть примет это единственно разумное и долгожданное решение и наконец-то освободит Красную площадь от останков «вождя мировой революции», то максимум неприятностей, которые возможно ожидать от коммунистов, – это пара-тройка предсказуемо беспомощных митингов с усталой геронтократией на трибунах, каковые мы видели все последние 20 лет. И если это решение будет способствовать расколу какого-то общества, то именно оппозиции, где давно наблюдается сращение либералов и крайне левых на общей, антиконсервативной, основе.

До тех же пор, пока главный идеолог и организатор антиправославной, антидержавной и антинациональной революции в нашей стране продолжает покоиться в самом центре столицы как ее главная достопримечательность, пока его имя носят проспекты, площади и улицы, а его памятники высятся почти во всех городах, любой молодой человек может спросить – а не последовать ли примеру этого исторического «героя», раз его так уважают в нашей стране, и не повторить ли такую же революцию? Вот поэтому любое культивирование имени Ленина (так же, как имен всех остальных террористов и революционеров) чрезвычайно опасно для нашего государства именно с политической точки зрения. И вряд ли православным людям нужно объяснять, насколько это опасно с христианской точки зрения для страны, которую Господь помиловал, несмотря на ее воинствующее безбожие, инициированное и возглавленное именно этим человеком.

Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве за последние годы не раз становился предметом споров. Год назад президент РФ Владимир Путин раскритиковал идею Ленина об автономии советских республик, которая стала «миной замедленного действия» для СССР. Хотя тело вождя мирового пролетариата неоднократно предлагали перенести, Ленин продолжает лежать у стен Кремля, а ФСО тратит миллионы рублей на его содержание. Вокруг Мавзолея и останков Ленина существует множество легенд. Корреспондент РИАМО узнала интересные факты о Мавзолее Ленина.

Мавзолей на рву

Мавзолей стоит на месте Алевизова рва, соединявшего Москву-реку и Неглинку, которую позже «загнали» в подземные трубы. Ширина рва в некоторых местах достигала 34 метров, а его глубина доходила до 13 метров. Он окружал Кремль с начала 16 века, был заполнен водой и осушался с помощью нескольких шлюзов. В 1814-1815 гг. ров был засыпан и засажен деревьями. Из-за нестабильного грунта фундамент мавзолея приходилось тщательно укреплять, в том числе и в наше время: в 2013 году основание было дополнительно забетонировано.

Деревянный мавзолей

Мало кто знает, что первый мавзолей Ленина был деревянным. Известное всему миру здание с надписью «Ленин» является третьим вариантом гробницы Ильича. Изначально мавзолей был построен из дерева по проекту А. В. Щусева и открыт в день похорон Ленина 27 января 1924 года. Он был кубической формы, со ступенчатым ярусом, покрашен серой и черной краской. Верхнюю часть (колоннаду) так и не достроили.

Второй мавзолей также был деревянным, но более пышно декорирован: с шестью уступами, колоннами, отделкой из лакированного дуба и чернением. Финальная версия мавзолея была возведена в 1929-1930 годах из темного гранита, мрамора, порфира и лабрадорита. Форма куба символизирует вечность.

Пантеон вождей

Мавзолей мог бы стать просто архитектурным памятником, а тело Ленина покоилось бы в Пантеоне. В 1953 году появился план строительства грандиозного сооружения - московского Пантеона, который должен был стать гробницей-усыпальницей советских вождей. Предполагалось, что в Пантеоне будут храниться останки выдающихся деятелей компартии и советского государства, захороненных у Кремлевской стены, включая Ленина и Сталина. Проект был заморожен после смерти Сталина и окончательно отменен в 1974 году.

Эскалатор

Пристройка с эскалатором за зданием Мавзолея, который скрыт от глаз прохожих, была возведена в 1983 году, чтобы пожилые представители власти могли комфортно подниматься на трибуну. Сейчас нужды в эскалаторе нет, пристройку собираются убрать.

Копия древних пирамид

Мавзолей Ленина напоминает древнейшие архитектурные сооружения мира - пирамиды. Здание на Красной площади напоминает пирамиду Джосера (Саккара, 2650 г. до н. э., усыпальница фараона Джосера), гробницу Кира (Пасаргады, 559-29 гг. до н. э.), Храм надписей (Паленка, Мексика, 7 в.) и древнешумерский зиккурат (культовое сооружение в Древней Месопотамии).

Мавзолей Ленина и Сталина

После смерти Сталина в 1953 году его тело также положили в Мавзолей. Надпись, нанесенная поверх слова «Ленин» на здании, гласила: «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». Первоначальная надпись проступала на морозе, поэтому в 1958 году плиту заменили на две, расположенные друг под другом: «Ленин» и «Сталин». После того, как был развенчан культ личности Сталина, и в 1961 году тело «отца народов» вынесли из Мавзолея, 60-тонную плиту с фамилией Ленина вернули на место.

Эвакуация Ленина

Во время Великой Отечественной войны тело вождя было перевезено в Тюмень сроком на 3 года и 9 месяцев. Там оно хранилось в здании сельскохозяйственного техникума в комнате, окна которой были заложены кирпичом. Вдоль всего железнодорожного пути от Москвы до Тюмени стояла охрана. Вместе с Лениным в эвакуацию ехала группа ученых, ответственных за бальзамирование. Мавзолей на четыре месяца замаскировали под особняк, чтобы уберечь от бомбардировок: вокруг создали каркас, на который натянули плотный материал с изображением окон и дверей.

Идея с бальзамированием

До сих пор точно неизвестно, кому принадлежит идея поместить останки В. И. Ленина в мавзолей. По одной из версий, крестьяне и рабочие писали множество писем с просьбой увековечить Ленина таким способом, однако документальных свидетельств этого не сохранилось.

На самом деле, желающих попрощаться с Лениным было очень много, в Москву прибывали делегации со всего мира. Мавзолей был временным сооружением, где останки самого известного революционера должны были храниться до его похорон.

Согласно одной из версий, источником идеи захоронения останков Ленина в мавзолее и отказа от похорон принадлежит партийной верхушке, пожелавшей создать нечто вроде новой религии и мощей для советского народа, важную роль в этом сыграл и Сталин. Однако эта идея была принята не сразу. Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу.

Двойник или кукла

В розовом свете

Тело Ленина забальзамировано по особой технике, которая была засекречена. Благодаря регулярному погружению тела в специальный состав останки Ленина не ссыхаются, остаются объемными. Чтобы Ленин выглядел «как живой», его тело подсвечено 14-ю лампочками розового спектра, такой свет придает естественный тон коже, а стекло саркофага выполнено так, чтобы не было искажения и отражения (при взгляде на первый саркофаг из-за отражения можно было видеть целых трех Ильичей).

Белье на теле Ленина стерильное, а костюм - самый обычный. Иногда его приходится менять из-за износа. Температура в мавзолее всегда одинаковая - плюс 16 градусов.

Пост №1

Известная смена часовых у Кремлевской стены берет свое начало от Мавзолея. Пост №1, или Почетный караул, был учрежден 26 января 1924 года, и должен был охранять тело Ленина. Поначалу эту обязанность несли лучшие курсанты 1-й Советской объединенной военной школы РККА им. ВЦИК, затем с 1935 года - военнослужащие Кремлевского гарнизона, а в 1976 году была создана специальная рота, готовящая часовых. С 1993 году пост был упразднен, а в 1997 снова начал действовать - на сей раз уже возле Могилы Неизвестного Солдата.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Что осталось от тела Ленина January 27th, 2016

Идея сохранения тела пришла не сразу. На следующий день после смерти скульптор снял гипсовые копии лица и рук покойного, а проф. Абрикосов провел обычное бальзамирование, которое должно было сохранить тело 5 дней до захоронения. Как происходила дальнейшая консервация тала Ленина, и что от него осталось через 93 года - об этом сегодняшний пост.

Итак, 22 января проф. Абрикосов через аорту ввел около шести литров спирта, формальдегида и глицерина. Но вместо 5 дней тело после этого пролежало более 3 месяцев. Лицо Ленина покрывалось трещинами на глазах у тысяч советских граждан, ежедневно приходивших в Колонный зал. По одной из версий бездействие было вызвано идеей заморозить тело с помощью специального рефрижератора, но немецкие поставщики не успевали выполнить срочный заказ. Тем временем профессора Збарский и Воробьев лоббировали идею глубокого химического бальзамирования тела. На встрече с Дзержинским проф. Збарский доложил о критическом состоянии тела, и Феликс отказался от замораживания в пользу химического бальзамирования.

В марте эксперты удалили из тела Ленина все содержимое черепа, грудной и брюшной полостей. Глаза заменили на стеклянные шарики. Изнутри тело промыли уксусной кислотой. На первом этапе его всего пропитали раствором формальдегида. Это соединение денатурирует белки организма, делая их химически более инертными, уничтожает бактерии и грибки. Главная сложность тут была в технологии пропитывания. Обычно бальзамируют, вводя жидкости через кровеносные сосуды, но в этом случае они уже были частично разрушены разложением. По всему телу были сделаны надрезы, на животе, на плечах, ногах, спине и ладонях рук, для того чтобы бальзам проникал и хорошо пропитывал все тело.

Затем тело Ленина поместили в ванну с раствором: глицерин, ацетат калия, вода и хлор-хинин. Данная процедура повторяется с тех пор каждые два года. После ванной надеваются новые белье и военный френч (с 1961 - костюм). Посетителей удивляет румянец на щеках у Ленина, блеск, контрастирующий с изможденным внешним видом вождя на последних фотографиях, когда прогрессирующий паралич уже сковал правые ногу и руку - именно этим объясняется, что одна рука у мумии сжата в кулак.

Желтоватая бледность устранена с помощью фильтров красного цвета, поставленных на источники света, освещающих кисти и лицо. Для смыкания губ, рот аккуратно сшит. Где хранятся глаза, внутренние органы, мозг и сердце Ленина - история мутная. Мозг был разделен на тысячи образцов и изучен во многих лабораториях мира, но никаких особенностей найдено в голове вождя не было.

Меня уже спрашивали, возможно ли клонировать Ленина? Если бы его тело было заморожено, вероятность успешного клонирования велика. Но формальдегид значительно денатурирует органические молекулы, в том числе и ДНК. Теперь гены невозможно даже прочесть, чтобы воссаздать геном заново. Так что все, что осталось от Ленина - совершенно уже бесполезно для науки. И лично я считаю, что его давно пора кремировать, а прах закопать. Естественно, противоположного мнения придерживается руководство Мавзолея. Например, Валерий Быков - нынешний директор лаборатории Мавзолея уверяет, что мумификация "не выходит за пределы христианских канонов", так как крипта расположена в подвале Мавзолея, "ниже уровня земли".

В прошлую годовщину смерти Ленина Путин вновь возбудил споры о захоронении тела вождя. Но, несмотря на свое мнение о том, что "Ленин заложил бомбу под Россию", Путин считает захоронение вождя опасным шагом в направлении раскола общества.

В следующий раз расскажу о том, почему замораживание смертельно больного человека в жидком азоте в надежде, что в будущем его смогут разморозить и вылечить - бесполезная трата денег. Кому как не мне - специалисту по криконсервации стволовых клеток - об этом рассказывать? Чтобы не пропустить, подписывайтесь на самый читаемый блог о медицине - это суперинтересно! Если у вас нет аккаунта в ЖЖ, подписывайтесь на обновления в