Что легче утратить честь или достоинство. Соотношение категорий "честь" и "достоинство". Проявления чести в повседневной жизни

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта са.мооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Честь

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга , следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство » и «честь ». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь - это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской , женской , профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого . Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта , которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы , общества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества . Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства , которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос . Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства ». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции . Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».



Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права » (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность . В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека ». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать .

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности . Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг , живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь - это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки - чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак , исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь , - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием. Честь - это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.


Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания . В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Многие задаются вопросами о том, что такое честь. Что есть достоинство? И неспроста, ибо существует огромное количество ответов на эти трудные вопросы. В настоящей статье мы постараемся не только ответить на них, но и рассмотреть несколько моделей морали, где добро и зло не абсолютны, а иногда и меняются местами между собой.

Идеал человека

К сожалению, нельзя дать общего определения чести и достоинства, потому что все зависит от той системы ценностей, которой придерживается человек. У каждого есть определенный моральный идеал человека. У каждого он свой: для кого-то это его отец или дядя, а для кого-то Сократ или М. Ганди. И соответственно, каждый человек по-своему отвечает на вопрос, что такое честь и достоинство. Происходит это так: человек оценивает свою близость к собственному моральному идеалу и делает вывод о собственной нравственности или безнравственности.

Но, даже не давая точного определения, можно сказать, что достоинство - это внутренний параметр личности, а честь - это, скорее, то, как оценивает человека общество и считает его либо честным, либо бесчестным (совестливым или бессовестным).

Христианская мораль

Какой бы идеал ни выбрал рядовой человек, он все равно, скорее всего, будет в пределах христианских заповедей, если он - атеист, то он все равно подчиняется постулататам Моисея, но только последним пяти (те, которые начинаются с «не убий»). Так как вся наша цивилизация имеет христианскую основу.

Иисус позже гуманизировал некоторые заветы Моисея, но моральный императив в них остался все тем же. Безразлично, верует ли человек в Бога или нет, но он считает дурным убивать (и даже причинять психическую или физическую боль), изменять жене, воровать, клеветать и завидовать.

Кто-то скажет, но ведь все, так или иначе, подвержены этим грехам. Истинно так, но никто и не говорит, что люди безгрешны. Сам-то человек, если он достаточно честен с собой, всегда может ответить, насколько он достоин своего собственного идеала.

А теперь короче: каждый раз, когда у кого-то спрашивают, что такое честь человека, он отвечает и дает примерное определение этого явления, ориентируясь на заповеди, которые всем хорошо известны. Как кажется, это просто и понятно. Теперь настало время перейти к случаям практическим.

Врачи

Для наших примеров мы специально выбрали «бюджетников» (учителей и врачей), так как в их работе наглядно видно, как относительно, например, понятие, что такое честь. И это не всегда плохо, все прояснится, когда мы перейдем к конкретным примерам.

Врачи и проблема эвтаназии. Это очень модная тема сейчас и не только среди докторов, но и в кругу философов или психологов. Много копий сломано в дискуссиях на тему: «Морально ли лишать человека жизни даже при условии, что его мучают постоянные и нестерпимые боли». Соответственно, врач, принимающий одну или другую сторону, будет восприниматься своими коллегами и оцениваться ими совершенно полярно в зависимости от занимаемой доктором позиции в этом трудном, но важном вопросе, а достоинство как внутреннее определение себя может и не страдать при этом. Как видно из этого рассуждения, ответы на вопрос, что такое честь и достоинство человека, могут быть различны.

Учителя

Учителя и проблема психологического насилия над учеником. Может быть, кто-то не знает, поэтому изрядно удивится, но воспитание уже есть насилие над человеком, усмирение его природных склонностей ради прививания любви к познанию или даже ради принятия им обыкновенных культурных норм того общества, в котором он живет.

Поэтому перед учителем каждый раз, когда он работает с «новым материалом», стоит почти сложноразрешимая задача: как возбудить в человеке страсть к познанию и при этом не исковеркать его личный, внутренний мир. К сожалению, в обучении, как в геологии, есть только две силы: давление и время. Но трудность в том, что нужно точно знать соотношение времени и давления между собой, чтобы получить максимальный результат за оптимальное время.

И опять же в зависимости от методики учителя могут назвать человеком без чести и совести, а его внутреннее моральное суждение о себе и своих поступках может быть вполне однозначным. Педагогика, конечно, не медицина, но в ней тоже ценится результат, но еще люди смотрят на то, сильно ли исковеркана личность ученика. Медицина работает с человеком все-таки как с объектом, но педагогика не может позволить себе такой «роскоши», здесь о человеке надо думать как о существе с живой душой.

Случай Марти Макфлая

Теперь мы обратимся к материалу менее серьезному и более близкому для широкого круга читателей: к кино.

В 1985 году вышел первый фильм культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Там есть два главных героя: Марти Макфлай и Эмметт «Док» Браун. У Марти очень серьезная проблема, которая не дает ему спокойно жить: он постоянно думает о том, как оценят его другие, он все время находится под взглядом «Большого брата», именуемого обществом. Как мы помним, М.Макфлай до смерти боялся, что его посчитают трусом. В итоге только в последней части трилогии Марти понял относительность определения, что такое честь и бесчестие, ибо чуть не поплатился за свою показную удаль жизнью. Героя фильма озарило: «Лучше быть живым трусом, чем мертвым героем».

Правда, последний афоризм не стоит трактовать буквально, чтобы понять все в точности, нужно посмотреть фильм. Но для тех, у кого нет на это времени или желания, мы попытаемся объяснить.

«Честь и бесчестие» - это категории, которым общество оценивает человека, а значит другие люди смогут запросто, используя эти понятия, спровоцировать «героя» на те действия, которые нужны именно им. Поэтому, помня об этой опасности, иногда лучше отдать титул «храбреца» и прослыть трусом, но сохранить самоуважение и жизнь.

Если бы читатель спросил Марти, что такое честь и достоинство, парень не растерялся бы и нашел, что ответить. Ну а мы двигаемся дальше и переходим к следующему культовому персонажу другой, теперь уже гангстерской трилогии.

Этика крестного отца

Как Вито, так и Майкла Корлеоне сложно назвать гуманистами. И тем не менее, несмотря на то что они нарушают главный христианский запрет («не убий»), их нельзя назвать безнравственными людьми. В их среде действует очень жесткий моральный кодекс. Крестный отец не отдает приказы убить без причины, он расправляется только с врагами семьи и предателями. При этом глава мафии нежно привязан к своей семье, заботится о детях.

Тираны и криминальный мир

Читатели могут возразить и сказать: «Да-да, знаем-знаем, все тираны очень любили детишек». Это правда, деспоты питали нежные чувства к детям, но велика вероятность, что это было лишь на публике и для нее. Крестный же отец искренен в своих чувствах.

И да, в российском криминальном мире тоже действуют свои законы и принят свой моральный кодекс, которым подчиняются все, вовлеченные в эту деятельность люди, но данный факт не опровергает, а лишь подтверждает относительный характер понятий «чести» и «достоинства».

Кстати говоря, в таких структурах, как армия, сильна иерархия, и честь (то, как человек выглядит в глазах других) значительно важнее достоинства (того, как человек оценивает сам свои поступки).

Относительность и абсолютность понятий чести и достоинства, добра и зла

Все приведенные здесь аргументы говорят, что, отвечая на вопрос, что такое честь и достоинство, надо говорить об относительности всего и вся.

Да, так нас, людей, учит жизнь, но не так человек должен учить своего ребенка. Вновь пришедший в этот мир обязан верить в то, что моральные императивы христианства или любой другой мировой религии (можно обойтись и без религии, а опираться на философские учения, благо океан мысли широк, как и сам человек) вечны и несокрушимы. Да, жизнь сильно отличается от наших представлений о ней, но у детей должно быть твердое основание, а уж свои представления они сами откорректируют, когда придет время.

В начале статьи поставлен вроде простой вопрос - что такое честь и достоинство. И мы не преследовали цель запутать читателя и ввести его в заблуждение, а лишь показать, насколько простые вопросы подчас сложны.

Честь и достоинство - категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса,нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом человека, его соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым ему группой, к которой он принадлежит.

Проявление достоинства основано на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство - это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (отсюда - человеческое достоинство).

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Взаимосвязь чести и достоинства

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность.

1. Потребность в чести, т.е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым - «любить честь».

2. Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, бывает в то же время настолько скромным, что внешнее признание - почет, честь - его не только не волнует, но даже может быть для него отталкивающим.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и nceвдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых, нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Вариант 1. Униженный человек и. вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогает и заставляет человека заботиться о возвращении утраченной чести.

Необходимость противопоставления чести и достоинства также состоит в подчеркивании различия внешнего критерия стандартов нравственного поведения и внутреннего критерия, ориентированного на идеал морального и, в целом, социального совершенствования личности. Понятие чести преобладает в культурах, ориентированных на социальную иерархию, сословное разделение общества. Более всего это отвечает феодальной общественной организации. В культурах, связанных с идеей автономии личности, с признанием равенства всех людей, особенно там, где утверждается равенство возможностей, и обеспечение такого равенства определяется одной из целей деятельности государственных институтов, преобладающей становится ориентация на достоинство. В некоторых случаях категории долга, совести, достоинства рассматриваются как однопорядковые, отражающие с разных сторон в принципе один и тот же круг явлений нравственной жизни.

Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, включающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на собственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого исторического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны. Но понятие долга не содержит требования, ориентированного на сверхусилия. Нравственный долг не предписывает никому необходимости быть великим ученым, конструктором, политическим деятелем и т.д. Реализуя данные стремления, личность ориентируется уже не на понятия долга, а на стремление к утверждению собственного достоинства, стремление к самореализации. Другое дело, что, добиваясь нового общественного статуса, нового положения, личность одновременно расширяет пределы своей свободы и тут же вновь сталкивается с требованиями долга, которые предъявляются ей уже как совокупность особых требований, которым должен отвечать человек: политический деятель, полководец, ученый, депутат парламента.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА, Дедюлина М.А.