Борис павлович бугаев министр гражданской авиации ссср. Бугаев борис павлович. Алисов Борис Павлович

Советский военный и государственный деятель, министр гражданской авиации СССР в 1970-1987 годах, Главный маршал авиации (1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983).

Биография

Борис Павлович Бугаев родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка (ныне — районный центр Черкасской области Украины). В 1941 году был призван на службу в РККА и направлен в отдельную учебную эскадрилью ГВФ. После прохождения обучения Бугаев служил инструктором в Актюбинской ВАШ, сформированной на базе его части.

В 1943 году был направлен на фронт. Служил в 215-м авиаотряде ГВФ сначала пилотом, затем командиром звена. Совершил несколько сотен вылетов, многие из которых были на оккупированную территорию во вражеский тыл, доставляя партизанам всё необходимое.

Послевоенная жизнь

В послевоенное время работал в системе ГВФ. В 1948 году он окончил Школу высшей лётной подготовки ГВФ, в 1966 году — Высшее училище гражданской авиации. В 1948-1957 годах командовал кораблём 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ. В 1957-1966 годах командовал Авиаотрядом особого назначения ГВФ, выполнявшего ответственные задания по перевозке руководителей и делегаций СССР. Участвовал в освоении одних из первых реактивных самолётов гражданской авиации, неоднократно прокладывал первые дальние трассы в различные регионы мира. В 1961 году, во время Алжирской войны, при перевозке советской делегации во главе с Л. И. Брежневым, над Средиземным морем, подвергся атаке французского истребителя, но сумел без повреждений увести вверенную ему машину в безопасное место.

В 1966 году Бугаев был переведён в центральный аппарат МГА СССР. Был заместителем, первым заместителем министра, а с 1970 года — министром. Возглавляя министерство на протяжении семнадцати лет, Бугаев вывел советскую гражданскую авиацию в мировые лидеры. При нём отрасль получила колоссальное развитие. Появилась новая техника, были реконструированы по последнему слову техники множество аэродромов, создано множество новых, создана и внедрена система автоматизированного управления воздушным движением, качественно преобразована система учебных заведений. СССР стал одним из самых уважаемых членов Международной организации гражданской авиации. В период масштабного освоения Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири на ГВФ легла обязанность по обеспечению круглогодичных перевозок в сложнейших погодных условиях, и с этой задачей Бугаев и вверенное ему Министерство справились. На протяжении своей карьеры Бугаев избирался членом ЦК КПСС (1971-1980), депутатом Верховного Совета СССР с 8-й по 11-й созывы (1970-1989).

С мая 1987 года — в Группе генеральных инспекторов МО СССР. После расформирования Группы в 1992 году он был отправлен в отставку. Проживал в Москве. Умер 13 января 2007 года.

БУГАЕВ Борис Павлович

БУГАЕВ Борис Павлович (р. 1923) - государственный деятель, Главный маршал авиации (1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983). В Великую Отечественную войну в авиагруппе Центрального штаба партизанского движения. С 1966 заместитель, с 1967 1-й заместитель министра, в 1970-87 министр гражданской авиации СССР. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1972).

  • - Бугаев, Борис Николаевич - писатель, см. Белый, Андрей...

    Биографический словарь

  • - Kитаевед. Род. в г. Владимир. Прожил больше 15 лет в Вост. Сибири, затем в Малой Вишере. Активный комсомолец...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - советский математик...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Воевал в составе 808 шап, был зам. командира эскадрильи. Совершил 20 боевых вылетов...
  • - Род. 1891, ум. 1972. Климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России. Профессор МГУ. Опубликованы труды А. по географическим аспектам климатологии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - заслуженный пилот СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Главный маршал авиации. Во время Великой Отечественной войны доставлял грузы к партизанам...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Лидер Екатеринбургской организации Российской социал-демократической народной партии, член Федерального Совета РСДНП; родился 11 ноября 1955 г. в г. Новокузнецке...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский математик. Род. в г. Новогрудок. Окончил Белорус. ун-т, д-р физико-матем. наук, проф. . В 1927-31 преподавал математику в ср. уч. заведениях...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1888, ум. 1958...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Член КПСС с 1954...
  • - советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1927. Родился в семье рабочего. Окончил Ленинградский институт инженеров ж.-д. транспорта...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский историк и литературовед, доктор исторических наук, профессор. В 1910 окончил юридический факультет Московского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский климатолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России. Профессор МГУ. Основные труды по географическим аспектам климатологии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - государственный деятель, Главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда. В Великую Отечественную войну в авиагруппе Центрального штаба партизанского движения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский историк, доктор исторических наук. Исследования и публикации по истории общественной мысли и революционного движения 19 в. Редактор сочинения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А....

    Большой энциклопедический словарь

"БУГАЕВ Борис Павлович" в книгах

Борис Павлович Вьюшков

Из книги Иван Ефремов автора Ерёмина Ольга Александровна

Борис Павлович Вьюшков Майские дни принесли трагедию: погиб любимый ученик Ефремова Борис Павлович Вьюшков, талантливый, влюблённый в науку исследователь, которого Иван Антонович называл «тафономом № 2» и считал главным восприемником ещё недостаточно понятой учёными

Глава 5 Борис Бугаев

Из книги Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока автора Свеченовская Инна Валерьевна

Глава 5 Борис Бугаев Трудно представить себе двух человек, которые были бы столь непохожи. Да что там непохожи, скорее полная противоположность друг другу. Это почти сразу бросалось в глаза каждому, кто их впервые видел. Серьезный, можно даже сказать – неподвижный Блок и

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934)

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) «Петербург» (1911–1914, вторая редакция 1919–1922)

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) «Петербург» (1911–1914, вторая редакция 1919–1922) Русский писатель, теоретик символизма, Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934) известен как автор романов («Серебряный голубь», «Москва» и др.), поэтических

Борис Павлович Вьюшков

Из книги Тайны пылающих холмов автора Очев Виталий Георгиевич

Борис Павлович Вьюшков С Борисом Павловичем мы были земляками. Он был не столько по годам, сколько по стремительному бегу в жизни значительно старше меня. Я познакомился с ним в 1952 году в Москве, когда студентом второго курса впервые приехал обучаться препарированию

Алисов Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Бещев Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Бугаев Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Козьмин Борис Павлович

БСЭ

Колесников Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Константинов Борис Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Белый Андрей Настоящее имя – Бугаев Борис Николаевич (род. в 1880 г. – ум. в 1934 г.)

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Белый Андрей Настоящее имя – Бугаев Борис Николаевич (род. в 1880 г. – ум. в 1934 г.) Писатель, поэт, филолог, философ, один из ведущих представителей русского символизма, теоретик литературы. Рождение нового века всегда воспринималось многими как явление исключительное,

БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним; настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним; настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - русский поэт, философ, филолог, литературный критик. Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева. В 1903 окончил естествоведческое отделение математического факультета Московского

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (14 (26) октября 1880 – 8 января 1934)

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (14 (26) октября 1880 – 8 января 1934) В 30-х годах редакции газет и журналов часто обращались к известным писателям с просьбой рассказать о том, как они пишут, дабы передать их творческий опыт начинающим писателям. Андрей Белый тоже

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Борис Николаевич БУГАЕВ 14(26).X.1880, Москва - 8.I.1934, Москва

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Борис Николаевич БУГАЕВ 14(26).X.1880, Москва - 8.I.1934, Москва Многие не понимали не только творчества Андрея Белого, но и его самого. Характерное признание сделал сам поэт, он же прозаик, философ и теоретик символизма: «Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не

1880

В конце 1895 1903 1905 г. обучение было прервано.

В 1901 -1902

В январе 1903 1904

1902

1904

Борис Николаевич Бугаев родился 26 октября 1880 года в Москве в семье профессора математики Московского университета Н. В. Бугаева. Первым реальным "прикосновением" к искусству он считал исполнявшиеся матерью сонаты Бетховена и прелюдии Шопена. В гимназические годы проявлял интерес к философии, с 15 лет начал писать. "Два года упорного чтения, - вспоминал поэт в автобиографии, - где Шекспир, Гете и Шиллер сменились Толстым, Достоевским, Тургеневым, сменявшихся в свою очередь Ибсеном, Метерлинком, Верленом и Ницше, обратили меня в упорного и фанатически настроенного символиста".

В конце 1895 г. он сблизился с семьей брата философа Вл. С. Соловьева - М. С. и О. М. Соловьевыми и подружился с их сыном Сергеем. Здесь поощряли его первые литературные опыты и придумали начинающему автору псевдоним "Андрей Белый". В 1903 г. он закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, в следующем году поступил на историко-филологический факультет, в 1905 г. обучение было прервано.

В отличие от Блока, параллелизм жизненной и творческой судьбы с которым Белый прослеживал в своих позднейших мемуарах, он не принадлежал к поэтам, полностью реализующим себя в стихах. Энциклопедическая "разбросанность" его увлечений удивляла и восхищала современников. "Натура богато одаренная. Белый просто не знает, которой из своих муз ему лишний раз улыбнуться. Кант ревнует его к поэзии. Поэзия к музыке. Тряское шоссе к индийскому символу... Критика и теория творчества (статьи о символизме) идут так - между делом. И любуешься на эту юношески смелую постройку жизни", - писал о нем И. Ф. Анненский.

В 1901 -1902 гг. Белый знакомится и сближается с символистами "старшего" поколения: В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус.

В январе 1903 г. начинается его "мистическая" переписка с А. А. Блоком (личное знакомство состоялось год спустя). В отличие от "старших" Белый понимает символизм шире, чем литературное направление или литературную школу, он для поэта - мироощущение и мировоззрение, в котором гармонически сочетаются "религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление". Хотя с начала выхода в январе 1904 г. символистского журнала "Весы" Белый - его неизменный участник, он считал, что "идеология московской фракции символизма созрела не в „Скорпионе" и не в,Весах", а в интимных беседах и разговорах среди молодых символистов аргонавтического толка".

Литературный дебют Белого, "Симфония (2-я драматическая)" (1902 ), созданный под влиянием музыки экспериментальный жанр: "нечто среднее между стихами и прозой". В ней отразилось мироощущение "эпохи зорь": эсхатологические чаяния и ожидания от нового века духовного обновления и преображения жизни, влияние идей Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, "мистическое" увлечение М. К. Морозовой.

Итог ранней поэтической деятельности подвел сборник "Золото в лазури" (1904 ). В этой книге пафос солнечного "аргонавтического" дерзания постепенно вытесняется мотивом угасания зорь. "Творчество Белого, - писал о сборнике В. Я. Брюсов, - это - вспышки молний, блеск драгоценных камней, разбрасываемых пригоршнями, торжественное зарево багряных закатов. ... С дерзостной беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира и духа, на отвесные высоты, закрывшие нам дали, прямо, как бросались до него и гибли тысячи других отважных... Белый, со всей необузданностью, порывает резко с обычными приемами стихотворчества, смешивает все размеры, пишет стих в одно слово, упивается еще неиспробованными рифмами. ... Язык Белого - яркая, но случайная амальгама; в нем своеобразно сталкиваются самые, тривиальные слова с утонченнейшими выражениями, огненные эпитеты и дерзкие метафоры с бессильными прозаизмами, это - златотканая царская порфира в безобразных заплатах.

Выход в свет сборника совпал для Белого с периодом духовного кризиса, вызванного прежде всего разочарованием в мистических чаяниях рубежа века. "Ослепительное", праздничное выступление поэта с первой и второй "Симфониями" и стихами "Золота в лазури" сменил долгий ряд "истерик, срывов, обвалов и пропастей". В это время у него возникает интерес к "точному" знанию и философии. В надежде написать "философский кирпич под заглавием "Теория символизма"" Белый штудирует труды Канта и представителей марбургской школы.

Во втором сборнике "Пепел" (1909 ), посвященном Н. А. Некрасову и во многом предопределенном его творчеством, диапазон возможностей лирики Белого в значительной степени расширяется за счет социальной тематики и "жанровых" стихов. "И жемчужные зори, и кабаки, и буржуазная келья, и надзвездная высота, и страдания пролетария - все это объекты художественного творчества, - утверждает он. Тема новой книги - Россия с ее разложившимся прошлым и нерожденным будущим", такой родина предстает в творческом сознании автора после поражения в русско-японской войне и подавления первой русской революции. "Пепел чего? Прежних субъективных переживаний поэта или объективной действительности, - пепел России? - задается вопросом С. М. Соловьев и сам же отвечает: и того, и другого". Часть критиков символистской ориентации с сожалением заметила, что книга производит антихудожественное впечатление. "Пепел - это только остатки былого воспоминания", - констатировал М. Л. Гофман. По мнению же Вяч. Иванова, "творение, далеко выходящее по замыслу за пределы интимного искусства поэтической секты, посвященное преимущественно проблемам нашей общественности и обращенное к обществу", - отнюдь не измена символизму, а симптом закономерной эволюции этого направления, выход из "волшебного круга солипсизма и индивидуализма отчужденной от мира личности".

Сборник "Урна" (1909 ), включающий стихи тех же лет, что и "Пепел", составлен из текстов, объединенных лейтмотивом "раздумья о бренности человеческого естества с его страстями и порывами". Они во многом навеяны "петербургской драмой" Белого, его безответным чувством к Л. Д. Блок. ",Пепел" - книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего; чтобы найти их в ближнем. В „Урне я собираю свой собственный пепел, чтобы он не заслонял света моему живому,я. Мертвое „я заключаю в "Урну", и другое, живое „я" пробуждается во мне к истинному", - писал поэт в предисловии. В 1910 -е годы в московском издательстве "Мусагет", объединившем символистов религиозно-философской ориентации, выходят сборники критических и теоретических статей Белого "Символизм" и "Арабески".

В 1912 - 1916 гг. поэт слушает курсы лекций Р. Штейнера и становится приверженцем его антропософского учения. После революции, которую Белый воспринял в мистическом ключе как начало духовного религиозного обновления, он активно включается в культурно-общественную деятельность, участвует в Пролеткульте, Театральном отделе Наркомпроса, читает лекции. Его поэтическое творчество в целом сохраняет приверженность символизму. Изданные в советское время сборники "Королевна и рыцари" (1919 ) и "Звезда" (1922 ) составлены из произведений 1910 -х годов. Книга стихов "После разлуки" (1922 ) отражает поиски новой формы, которую Белый определяет термином "мелодизм".

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886 -1970 ) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 г. снимают две комнаты в Кучино под Москвой. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.

Бугаев Борис Павлович

29.07.1923 — 13.01.2007

Дважды Герой Соц.Труда

Даты указов

1. 15.08.1966

2. 25.07.1983

Памятники

Надгробный памятник

Бугаев Борис Павлович – советский российский государственный и военный деятель, министр гражданской авиации СССР, Главный маршал авиации, заслуженный пилот СССР.

Родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка Маньковского района Черкасской области (Украина) в семье учителя. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. С 1941 года – в Красной Армии. С того же года – курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи.

С 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах.

После войны продолжил работу в гражданской авиации. В 1948 году окончил школу высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота СССР. С 1948 года командир корабля 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ в аэропорту Внуково (Москва), затем – пилот-инструктор в той же авиационной группе. С 1957 года командир Авиационного отряда особого назначения ГВФ СССР (в 1959 году переименован в 235-й отдельный авиационный отряд особого назначения ГВФ СССР), созданного для перевозки руководителей государства и правительственных делегаций. В 1966 году заочно окончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, с 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом (шеф-пилотом) Л.И.Брежнева. 9 февраля 1961 года, находясь за штурвалом самолёта «Ил-18», летел с советской делегацией во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым в Гвинею. Во время полёта в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 километров на север от города Алжира самолёт был атакован французским реактивным истребителем, который сделал три захода на опасно близкое расстояние от самолёта, дважды открывал стрельбу по советскому самолёту с последующим пересечением его курса. Лётчику Б.П.Бугаеву оба раза удалось вывести свой самолёт из зоны обстрела. Л.И.Брежнев по достоинству оценил мастерство и мужество лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, применении авиации в народном хозяйстве страны и освоении новой авиационной техники Бугаеву Борису Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1966 года заместитель Министра, а с 1967 года первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года был назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П.Бугаев проработал 17 лет и внёс решающий личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. Гражданская авиация превратилась из действующего резерва ВВС в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением. Вся территория СССР была, по выражению лётчиков, «аэродромирована». По объёму выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, в освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сам Б.П.Бугаев оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года.

5 ноября 1973 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации», а 28 октября 1977 года – воинское звание «Главный маршал авиации».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1983 года за выдающиеся заслуги в развитии советской гражданской авиации, трудовой героизм и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Бугаев Борис Павлович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Почти все воспоминания соратников и подчинённых сходятся в оценке Б.П.Бугаева как выдающегося лётчика и страстно влюблённого в авиацию руководителя. В своей деятельности как министр он отличался глубоко государственным подходом к делу. Большую роль в успехах Б.П.Бугаева сыграла и дружба с Л.И.Брежневым, что помогало успешно продвигать не решаемые для других руководителей вопросы, при этом Б.П.Бугаев никогда не использовал эту дружбу в личных целях. По характеру был человеком требовательным, амбициозным и честолюбивым. Всегда был доступен и открыт для общения с лётчиками и работниками низовых звеньев министерства, с высокопоставленными работниками часто бывал резок и необъективен.

С мая 1987 года — генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года – в отставке.

Член ЦК КПСС в 1971-1990 годах, депутат Верховного Совета СССР 8-11-го созывов в 1970-1989 годах.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 13 января 2007 года, на 84-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Заслуженный пилот СССР (1967). Награждён пятью орденами Ленина (в т.ч. 15.08.1966, 27.07.1973, 25.07.1983), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени (14.03.1957, 1967), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1972).

Биография предоставлена Антоном Бочаровым