Что написал фонвизин денис иванович. Краткая биография дениса фонвизина самое главное

Наверное, наиболее точный пример российской словесности периода Просвещения - Д.И. Фонвизин, биография этого человека яркое тому свидетельство. Своим оружием Фонвизин избрал комедию, его острые сатирические произведения отражают состояние дел в Российской империи того периода. Взгляды Фонвизина существенно повлияли на умы молодого поколения XIX века, в частности А.С. Пушкина, считавшего Фонвизина «другом свободы».

Детство и юность

В апреле 1745 года родился Д.И.Фонвизин, биография выдающегося писателя началась в городе Москве. Фамилия Фонвизин происходила из древнего рыцарского рода. Предок Дениса Ивановича имел немецкие корни и был рыцарем, попавшим в русский плен во время Отец будущего писателя был человеком чести и не терпел лжи и невежества. Первоначальное домашнее воспитание сыну дал именно отец, относившийся к этому весьма серьезно.

В возрасте десяти лет Денис Фонвизин поступает в дворянскую гимназию, а затем в недавно открытый М.В.Ломоносовым Московский университет. В эти годы Д.И.Фонвизин, биография молодого человека имеет такие сведенья, увлекался переводами с иностранных языков и театром. Эти увлечения скажутся в дальнейшем на всей жизни писателя. Вместе с переводами Фонвизин впитал в себя идеи европейского Просвещения, а театр пробудил в юноше писательский дар.

В возрасте 17 лет Фонвизин переезжает в Петербург и поступает на службу в иностранную коллегию переводчиком. Поскольку теперь он стал придворным служащим, то согласно со своим статусом был обязан посещать все увеселительные мероприятия, как то: Это обязанность сильно тяготила молодого человека, о чем свидетельствуют многочисленные письма.

На службе у графа Панина

В 1769 году Фонвизин переходит на службу к выполняющему функции министра иностранных дел и воспитателю наследника графу Панину. В то время граф слыл демократом и прикладывал массу усилий для смягчения самодержавной деспотии. Екатерина II на словах выступала за «просвещенную» монархию, однако на деле ее поступки свидетельствовали о обратном. Попав в опалу, скончался в 1783 году, оставив по себе свое «политическое завещание», записанное секретарем, единомышленником и другом Д.И.Фонвизиным.

Конфликт с Екатериной II

Оставив после смерти графа службу, Д.И.Фонвизин занялся работой над созданием словаря русского языка, а именно его частью, связанной с синонимами. Выполняя эту работу, Д.И.Фонвизин, биография об этом факте говорит однозначно, не мог удержаться, чтобы не отпустить остроты по поводу государством, а также шутки о придворных. Эти статьи были напечатаны в журнале «Собеседник любителей российского слова», где печаталась под псевдонимом и императрица. Между ней и Фонвизиным возник спор, результатом которого стал запрет печатать любые

Последние годы жизни

Все несчастья обрушились на голову Д.И. Фонвизина в одночасье. Лишенный возможности публиковать свои работы, испытавший горечь поражения в политической борьбе, разоренный и тяжело больной Фонвизин медленно угасал. Умер, как свидетельствует краткая биография, Д.И.Фонвизин 1 декабря 1792 года в Петербурге.

Знаменитый писатель Екатерининской эпохи Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье. Происходил из лифляндского рыцарского рода, совершенно обрусевшего (до середины XIX века фамилия писалась Фон-Визен). Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года.

Особое место в драматургии этого времени занимает творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), явившееся вершиной театральной культуры XVIII века. Наследуя традиции классицистской комедии, Фонвизин уходит далеко вперед, по существу являясь родоначальником критического реализма в русской драматургии. А. С. Пушкин назвал великого драматурга «сатиры смелым властелином», «другом свободы». М. Горький утверждал, что Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы - линия обли­чительно-реалистическая. Творчество Фонвизина оказало огромней­шее влияние на современных ему и последующих писателей и драматургов. Д. И. Фонвизин рано приобщился к театру. Театральные впечат­ления - самые сильные в его юности: «...ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел в первый раз отроду. Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозмож­но». Еще студентом Фонвизин принимает участие в жизни Москов­ского университетского театра. В дальнейшем Денис Иванович под­держивает связи с крупнейшими деятелями русского театра - драматургами и актерами: А. П. Сумароковым, И. А. Дмитревским и другими, выступает с театральными статьями в сатирических журналах. Эти журналы оказали большое влияние на творчество Фонвизина. В них он порой черпал мотивы для своих комедий. Драматургическая деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы. Поначалу он переводит иностранные пьесы и «перелагает» их на русский лад. Но это было только пробой пера. Фонвизин мечтал создать национальную комедию. «Бригадир» - первая оригинальная пьеса Фонвизина. Она была написана в конце 60-х годов. Незамысловатость сюжета не помешала Фонвизину создать остросатирическое произведение, показать нравы и характер своих недалеких героев. Пьесу «Бригадир» современники назвали «коме­дией о наших нравах». Эта комедия была написана под влиянием передовых сатирических журналов и сатирической комедий русско­го классицизма и проникнута заботой автора о воспитании моло­дежи. «Бригадир» - первое в России драматургическое произведение, наделенное всеми чертами национальной оригинальности, ничем не напоминающее комедий, создаваемых по заграничным эталонам. В языке комедии множество народных оборотов, афоризмов, метких сравнений. Это достоинство «Бригадира» было немедленно подмечено современниками, и лучшие из словесных оборотов Фон­визина перешли в повседневную жизнь, вошли в поговорки. Комедия «Бригадир» была поставлена в 1780 году в Петербург­ском театре на Царицыном лугу. Вторая комедия «Недоросль» написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году. Она принесла автору долгую славу, поставила его в первые ряды борцов с крепостничеством. В пьесе разрабатываются важ­нейшие для эпохи проблемы. В ней говорится о воспитании дво­рянских сынков-недорослей и о нравах придворного общества. Но острее других поставлена проблема крепостничества, злонравия и безнаказанной жестокости помещиков. «Недоросль» создан рукой зрелого мастера, сумевшего населить пьесу живыми характерами, построить действие по признакам не только внешней, но и внутренней динамики. Комедия «Недоросль» решительно не отвечала требованиям Екатерины II, предписавшей сочинителям «лишь изредка касаться к порокам» и проводить критику непременно «в улыбательном духе». 24 сентября 1782 года «Недоросль» была поставлена Фонвизиным и Дмитревским в театре на Царицыном лугу. Спектакль поль­зовался большим успехом у широкой публики. 14 мая 1783 года состоялась премьера «Недоросля» на сцене Петров­ского театра в Москве. Премьера и дальнейшие спектакли шли с огромным успехом. «Выбор гувернера» - комедия, написанная Фонвизиным в 1790 году, была посвящена животрепещущей теме воспитания молодежи в аристократических дворянских домах. Пафос комедии направлен против иностранных авантюристов-псевдоучителей в пользу про­свещенных русских дворян.

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он - человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 - секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи. Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе. В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе. Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга. Писатель улучшил свой русский литературный язык и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины. В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762. Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта. Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами. Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы. Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена. Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах. Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни. Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру. Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей - взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой. Двадцатичетырехлетний Фонвизин...

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

ФОНВИЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович родился в дворянской семье - сатирик и драматург.

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дво­рян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимнази­ческого курса был переведен в сту­денты, но в том же году оставил универ­ситет и определился на службу в Колле­гию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего те­атрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в осо­бенности дружит с выдающимся акте­ром И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Па­нине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777-78 совершил путешест­вие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энцик­лопедистом Д"Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «три­умфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здо­ровья.

В 1784-85 ездил лечиться за границу - в Италию, а в 1786-87 в Авст­рию, но поездки эти не при­несли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру про­будился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас лите­ратурных опытов писателя является пе­ревод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдель­ным изданием - в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распрост­ранению знания и к получению удовольст­вия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1-4 ч., 1762 -1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассужде­ние Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Мета­морфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склон­ность к сатире, - писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. - Острые слова мои носились по Москве... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе лю­дей, отгонял их от себя и словами и пе­ром. Сочинения мои были острые руга­тельства: много в них было сатирической соли...» ().

Стихо­творные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Пе­тербург. В «Опыте исторического сло­варя о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворе­ний». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему» ), одна эпи­грамма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шуми­лову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не посла­ние, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бы­тия. Большого мастерства достиг он в об­рисовке слуг, ответы которых на задан­ный им вопрос выявляют индивидуаль­ные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «воль­терьянство» Петрушки не выдуманы сати­риком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и на­строениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего ко­лоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Од­нако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталисти­ческих отношений в России сопровож­далось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно по­этому, что Фонвизин, наряду с резким сатири­ческим изображением русского крепо­стнического уклада, с большой остро­той показывает в своем «Послании к слу­гам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоот­ношения. Жизненная сила и обличитель­ная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оцен­ку Белинского , утверждавшего, что «за­бавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион» , по­ставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин , И. П. Ела­гин, Б. Е. Ельчанинов), - задачу создания русской национально-бытовой ко­медии путем «склонения на паши пра­вы», т. е. переделки, произведений запад­ноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила ко­медия французского поэта Грессе «Сид­ней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутст­вовавшее во французском тексте дей­ствующее лицо - крепостного крестья­нина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия - «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792-1795). По справедливому выражению современни­ка, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в на­ших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов рус­ского общества. Жизненная убедитель­ность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Со­ветница и Иванушка, достигнута дра­матургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с боль­шой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным ху­дожественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выраже­ний в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Со­ветницы, народное просторечие Брига­дирши. В противоположность отрица­тельным персонажам положительные об­разы комедии (Добролюбов, Софья) от­личаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей рус­ской драматургии XVIII века явилась ко­медия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содер­жащееся в этой пьесе обличение «зло­нравия» помещиков-крепостников, бла­годаря остроте художественно-сатириче­ского обобщения, с невиданной ранее вы­разительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недорос­ле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепост­ного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством кресть­янства» (М.Горький, История рус­ской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению коме­дия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обу­зданию крепостников. «Недоросль» -ко­медия социально-политическая, посколь­ку заключенный в ней подтекст направ­лен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления кре­постничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки вос­принимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только по­средством декларативных сентенций, про­износимых положительными персонажа­ми, но и в живых, запоминающихся об­разах. Одни из них заострены до гротес­ка, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в поч­ти животную, примитивную и безрас­судную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно не­минуемо превратить его в тирана-крепо­стника, подобного матери. Отрицатель­ным персонажам, согласно законам дра­матургии классицизма, противопостав­лены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремил­ся избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отра­жение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Не­доросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С осо­бенным мастерством индивидуализиро­вана опять-таки речь сатирических дей­ствующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках дра­матургических правил классицизма. Од­нако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мо­тив сочувствия «страждущему челове­честву») и реалистические тенденции ве­ли к преодолению условностей класси­ческого комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии - «Бригадир» и в осо­бенности «Недоросль» - оказали исклю­чительно большое влияние на дальней­шее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но нача­лась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедов а, называя их «истинно обществен­ными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые зло­употребления внутренние... выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Не­доросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трак­тат «Рассуждение о непременных государ­ственных законах» . Предназначавший­ся для наследника русского престола, трактат этот дол­жен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаво­ритизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идей­ной направленностью «Недоросля». Впо­следствии, сокращенный и переработан­ный применительно к условиям обще­ственной борьбы конца 10-х - 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей твор­ческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатириче­ских в своей основе. Таковы:

«Опыт рос­сийского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-рос­сийского языка»),

«Челобитная россий­ской Минерве от российских писателей» ,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.» , «Повество­вание мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой обществен­ный резонанс получили «Несколько воп­росов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады про­тив внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раз­дражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати пер­вую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, - «Друг честных людей, или Стародум» , но издание было запрещено Управой бла­гочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестя­щих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века - «Всеобщая придворная грамматика» . Ма­териалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей» , появились в печати толь­ко в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатири­ческие произведения, но и письма - замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, явля­ется басня «Лисица-казнодей» (напе­чатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монар­хам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это вре­мя своего наивысшего общественно-по­литического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глу­бокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в рус­ской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В сужде­ниях А. Бестужев а, Пушкин а, Гоголя, Герцен а подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драма­тургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гонча­ров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щед­рин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По опреде­лению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наибо­лее социально-плодотворной линии рус­ской литературы - линии обличительно-реалистической» («История русской ли­тературы», с. 25).

«Недоросль» - единственная рус­ская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Умер - [ I(12).XII. 1792], похоронен в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

1. Начало пути: Фонвизин — басенник.
2. Комедия «Бригадир»
3. «Недоросль» как сатира своего времени.
4. Новаторство писателя.

Д. И. Фонвизин — писатель во многом знаковый для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества Фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.

Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. Это политическая басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанные в 1760 году.

Первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы Елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. Писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. Император «Царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:

В его правление любимцы и вельможи
Сдирали без чинов с зверей невинных кожи.

Второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. На вопрос: «На что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. Шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе. Ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. Петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. Становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году. В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму. За Бригадиршей начинает охоту Советник, и благоразумную Софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. Подобные столкновения чувств и интрижки введены Фонвизиным в текст не случайно. Таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. В отношении жанра «Бригадир» — комедия для русской литературы необычная. Это одна из первых в истории русской сатиры и драматургии «комедия нравов». Процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. Множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.

Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века.

Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества.

Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.

Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры.

Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.

Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины.

Сложно создать произведение, которое стало бы актуальным не только для современного читателя, но и для грядущего поколения. Одной злободневной темы мало, требуется еще и недюжинный писательский талант в сочетании с чистой и ясной мыслью. Однако и талант не такая уж и простая вещь. Даже природный талант требует постоянного развития, шлифовки.

Фонвизин прошел сложный творческий путь. Начав с довольно «сырых» и серых произведений, он смог отточить свой писательский дар до такой степени, что стал не только выдающимся писателем своего времени, но и автором-новатором, открывшим всей русской литературе двери на новую ступень развития.