Для чего нужна химия в жизни человека. Доклад: Химия в повседневной жизни. Прикладные вопросы влияния химии на развитие жизни человека


Если бы несколько десятилетий назад человеку задали вопрос: «с чем у него ассоциируется слово „химия“ ?», то вероятнее всего, он вспомнил бы колбы, с бурлящей мутной жидкостью внутри, змеевик, из носика которого со свистом вырывается пар и строгого учителя, выводящего на школьной доске замысловатые формулы и уравнения.

Но это было бы несколько десятилетий назад... А в наше время, когда взор человечества простирается от микромира, все больше приоткрывающего нам свои тайны, до, поражающих своим масштабом, глубинных исследований вселенной, химия прочно вошла во все сферы нашей жизни.

Так современные хозяйки уже не представляют домашний быт без тех или иных средств по уходу за одеждой, для мытья посуды, полов, окон, стирки белья. Бытовая химия для современной женщины, как для химика, стала той помощницей, которая экономит ее время, и вместе с тем позволяет поддерживать на высоком уровне чистоту, гигиену, порядок.

А как недооценить значение химии для сельского хозяйства. И не важно, о ком идет речь, будь это большое сельскохозяйственное предприятие, середняк — фермер или бабушка на своем маленьком огородике. Все они имеют в своем арсенале удобрения, средства для борьбы с болезнями растительных культур, а также различными вредителями. Очень важно понимать, что современное сельскохозяйственное производство было бы неэффективным, не имей оно в своем распоряжении тех средств, которые дает ему химия.

Шагая по улице мимо красивых современных зданий, доживающих свой век хрущевок или рязановских, по-советски однотипных девятиэтажек, обратите внимание на окна. Вы увидите, что почти все они изготовлены из металлопластика. А теперь посмотрите чуть выше. Как великолепно смотрится крыша, отделанная керамической или полимерпесочной черепицей, на основе термопласткомпозитных полимеров. Вот и поликарбонатный навес, словно парит над входом в офис. А дорожка, ведущая к нему, изготовлена из материала, представляющего из себя термоусадочный битум на эпоксидной смоле с кальцинированным боксидным наполнителем, что обеспечивает повышенное сцепление на дороге. А еще можно вспомнить отделочные материалы, всевозможные краски, лаки, клеи и многое другое, без чего не обходятся строительные, отделочные и ремонтные работы.

Фармацевтика. В наши дни наблюдается взрывной рост этой отросли. Без участия химии в этом процессе, это было бы невозможно. Именно передовые достижения в этой науке обусловили качественный подъем при производстве новых лекарств.

По достоинству оценивают присутствие химии в нашей жизни автомобилисты. Ведь как нигде, здесь можно увидеть широчайший спектр различных средств, объединенный общим названием — автохимия. Здесь и присадки для двигателя, коробки передач, средства по уходу за лакокрасочным покрытием кузова, антизапотеватель стекол, антидождь, средства по уходу за салоном автомобиля и многое другое.

Раскатистый гул доносится сверху — это современный аэробус чуть приняв крен, заходит на знакомую глиссаду. Где-то внизу скоростной поезд набирает ход. А за тысячи километров от него в бурлящую пучину океана ныряет новейшая подводная лодка. Все это объединяют исследования ученых — химиков в области новейших композиционных материалов с использованием современных нанотехнологий. Именно эти изыскания дают толчок высокотехнологичному производству.

«Жизнь — череда химических реакций», — как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Дети, обучающиеся в школах-интернатах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение программных предметов и эффективнее использовать полученные знания. Особенно, если речь идет о специализированных интернатах с углубленным изучением определенных дисциплин. Но и общеобразовательные учебные заведения позволяют получить отличную базу, на основании которой ученик сможет получить хорошую специальность.

Рассмотрим первый аспект — поступление в высшее учебное заведение.

Несмотря на то, что обучение в интернатах детей-сирот дает некоторые льготы при поступлении, дальнейшем им потребуется полный набор базовых знаний, чтобы эффективно осваивать программу высшего учебного заведения. Химия является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы, брать на себя ответственность за безопасность окружающих. При этом химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях:

Ученый-химик

Покуда люди будут стремиться преобразовывать мир, ученые-химики будут нужны человечеству. Эта отрасль знаний на данный момент является наиболее значимой для развития цивилизации! А значит, каждый человек имеет возможность сделать свой вклад в ее развитие.

Медицинский работник

Врачебное дело востребовано всегда. Хороший врач никогда не останется без работы и не будет испытывать чувство ненужности. Он всегда полезен людям, ведь он помогает поддерживать здоровье, спасает жизни людей. Даже медсестра, которой не придется брать на себя ответственность за постановку диагноза и составление плана лечения, должна понимать, что скрывается за составом таблеток, микстур, уколов. Без знаний по химии врач не сможет подобрать хорошее лечение, выписать рецепт на лекарства, составить грамотную рекомендацию по их применению, предложить альтернативные методы лечения с помощью народной медицины. Ведь все препараты взаимодействуют друг с другом и могут подавлять лечебные свойства или наоборот, делать их воздействие чрезмерным.

Еще важнее уроки химии для будущих фармацевтов, которые изобретают новые лекарства, составляют лечебные порошки и мази, помогают выбрать наиболее дешевые, но эффективные аналоги разных препаратов.

Ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод

Флора и фауна вызывают восторг практически у каждого любознательного ребенка. Деревья, травы, цветы радуют нас своей красотой и приносят пользу. Если бы их не было, люди не могли бы создавать книги, шить одежду, составлять лечебные сборы. Мир животных также поражает своим разнообразием. Химия актуальна для каждой из этих профессий.

Эколог

Природа — бесконечный источник жизненных сил для любого человека. Мудрые люди стремятся жить в гармонии с ней, поэтому миру всегда нужны профессиональные экологи, которые помогают людям сотрудничать с природой и наносить ей минимальный вред.

Строитель, дизайнер-оформитель, художник

Строительство также является отраслью, которая всегда будет востребованной. Ведь людям нужно где-то жить, на чем-то сидеть, спать. Знания по химии позволяют правильно рассчитать пропорции при составлении бетонной смеси - необходимом элементе для постройки дома. Определить необходимые временные рамки, необходимые для окончательного затвердения фундамента, также будет сложно без понимания особенностей прохождения различных химических реакций.

Даже художники, которые многими воспринимаются как отстраненные наблюдатели, должны владеть базовыми химическими понятиями о взаимодействии веществ! Иначе они просто не смогут грамотно смешивать краски, закреплять их на холсте. Дизайнер-оформитель тоже обязан иметь понимание химических процессов, в особенности их влияние на здоровье человека - ведь от его работы зависит не только красота жилого помещения, но и качество жизни людей! Он должен уметь выбрать нужный материал для отделки, чтобы у проживающей в квартире семьи не начались хронические заболевания и аллергические реакции.

Технолог пищевой промышленности

Продукты, которые мы приобретаем в магазинах, имеют долгий срок хранения по одной простой причине — в пищевой промышленности применяются знания по органической и неорганической химии, с помощью которых удается продлевать срок хранения различной пищи. Вкусовые добавки, заменители сахара, конфеты, чипсы, лимонады — большинство лакомств, столь радующих нас, были бы невозможны, если бы люди не создали такую науку, как химия.

Технологи

Издревле люди использовали природные красители для того, чтобы окрасить одежду из натуральных веществ в яркие цвета. Процесс окраски — это обычная химическая реакция, которую можно спрогнозировать. Благодаря технологам легкой промышленности мы имеем возможность так ярко выглядеть и использовать для создания одежды такое количество синтетических материалов!

Опытные технологи, хорошо знающие химию, нужны для создания косметических средств, парфюмерии. Они разрабатывают способы переработки полезных ископаемых, разрабатывают новые виды пластмасс, используемых для создания корпусов ноутбуков, планшетов, бытовых предметов. Они создают материалы для военной промышленности, космической индустрии, медицины.

Эксперт-криминалист

Криминалисты, которым приходится расследовать тяжелые преступления, обязаны иметь широкие познания в химии, биологии, психологии, физике и ряде других наук. Знаменитый литературный детектив Шерлок Холмс успешно раскрывал многие преступления, поскольку был сведущ в химии!

И это далеко не полный перечень специальностей, для которых познания в химии являются необходимыми. Процесс обучения труден для многих детей именно потому, что они не понимают, где на практике они смогут применить полученные знания. Кроме того, у детей возникает закономерный вопрос: «Я не хочу развиваться в специальностях, связанных с химией. Зачем мне ее учить?»

На такое заявление существует два емких ответа. Первый заключается в том, что если не получить хотя бы базовых знаний по химии, то в будущем множество дорог развития будет закрыто. К тому же, интерес к какой-то сфере деятельности может проснуться спонтанно. Второй ответ несколько приземленней — химия нужна в обыденной жизни.

Применение знаний по химии в обыденной жизни

Следует отметить, что для детей, обучающихся в интернате, именно эта, бытовая причина изучения химии является наиболее значимой. Особенно если дети лишены родительской опеки и вынуждены самостоятельно находить своё место в жизни. Элементарные сведения, почерпнутые из уроков химии, помогут им в решении самых простых задач. Поэтому, проводя урок, я стараюсь показать цель получаемых знаний.

Например, при знакомстве с классом кислот ребята не смогли назвать, какие кислоты можно найти у себя на кухне. Поэтому, рассказывая о кислотах, делаю упор на применение их в быту: как можно использовать уксусную и лимонную кислоты, где пригодятся им эти знания.

К такой работе привлекаю и самих учащихся. Например, при изучении темы «Фенол» рассказываю о негативном действии фенолформальдегидных смол. Обращаю внимание, что большая часть современной мебели сделана из ДСП, содержащих вредные вещества. Предлагаю учащимся найти способы защиты от вредных воздействий. Предлагаю учащимся поработать над проектом «Мой дом». Дети готовятся к будущей жизни, строят планы, появляется цель и заинтересованность.

Проходим тему "Спирты". Показываю детям презентацию. К сожалению, такой бытовой опыт у ребят довольно богатый. И если над первыми кадрами они посмеиваются, то к концу презентации в классе становится тихо. Обязательно провожу семинар по теме «Спирты». Ребята ищут информацию, рассказывают о негативном влиянии алкоголя на организм человека. Как говорит китайская пословица, «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял».

При изучении темы «Ферменты» рассматриваем состав стиральных порошков, учимся правильно стирать белье, попутно повторяем тему «Жесткость воды». Подкрепленные практикой знания остаются надолго.

Изучая нуклеиновые кислоты, обязательно подробно говорим о биотехнологиях и генной инженерии, я знакомлю их с продуктами, содержащими генетически модифицированные компоненты. Ребята пишут сочинения-рассуждения о будущем человечества.

Ребят интересует то, что касается лично их, в частности, они очень интересуются вопросами здоровья. Проходим тему «Витамины». Ребята конспектируют, примеряют к себе полученные знания.

Покупка стирального порошка и выбор температуры стирки для одежды из различных тканей. Подбор косметических средств, с минимальным содержанием «химии». Чистка серебряных украшений, защита металлических изделий от воздействия воды. Способы очистки воды с помощью различных природных материалов. Создание весёлых фокусов с использованием различных химических веществ (активированный уголь, нашатырь, чай, дрожжи). Создание домашнего мороженого… — всему этому и многому другому обычные дети учатся благодаря жизненному опыту родителей. Дети-сироты, воспитывающиеся в интернатах, лишены этого бытового знания! Поэтому столь важно, чтобы они имели возможность глубоко изучать химию на занятиях.

Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?

Скучно изучать только то, что идёт в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника, находящегося в трудном периоде подросткового возраста и ещё не определившегося с главными вопросами: «Кто я, чего я хочу от жизни»? Поэтому важно при изучении химии доказать её актуальность - вызвать интерес.

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия - это жизнь, которую стоит постичь!

Кузьменко Елена Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №24
г. Санкт-Петербург
Учитель химии

Зачем человечеству химия

окружают нас постоянно

после смерти человека и его полного разложения.

Этот процесс включает

Внимание!

Химия в быту

  • использовании мыла;
  • приготовлении чая с лимоном;
  • гашении соды;

Химия и организм человека

.

возникнуть жизни на Земле , и сейчас очень важны.

различным нарушениям .

помогают работе сердца .

Внимание!

Именно добыча и переработка руды получать новые сплавы

Переработка нефти сегодня показывает огромное з

  • каучуки и резины;
  • детали автомобилей;
  • пластмассы;
  • сантехника;
  • канцелярские товары;
  • мебель;
  • игрушки;
  • и даже пища.

Две стороны медали

определенный вред .

Вредное воздействие химии

и здоровье населения.

засоряют почву и воду

токсичных веществ

повторно переработать

отравляя окружающую среду и здоровье человека.

искусственная пища

умершие просто не сгнивают

Постепенно разрушая ее.

Польза химии

внутреннего напряжения

пользы обществу .

  • лекарства;
  • удобрения;
  • источники энергии;

Химия в жизни человека

Заключение

заняла важное место

Развитие химической промышленности переносит жизнь человека на совершенно новый качественный уровень. Однако, большинство людей считают химию очень сложной и непрактичной наукой , занимающейся отвлеченными вещами, совершенно ненужными в жизни. Попробуем развеять этот миф.

Зачем человечеству химия

Роль химии в современном мире очень велика. На самом деле, химические процессы окружают нас постоянно , это касается не только промышленного производства или бытовых моментов.

Химические реакции в нашем собственном организме протекают ежесекундно, разлагая органические вещества до простых соединений вроде углекислого газа и воды, в результате чего мы получаем энергию на совершение элементарных действий.

Параллельно создаем новые вещества, необходимые для жизнедеятельности и работы всех органов. Останавливаются процессы только после смерти человека и его полного разложения.

Источником питания для многих организмов, в том числе и человека, являются растения, обладающие способностью вырабатывать органические вещества из воды и углекислого газа.

Этот процесс включает цепь сложных химических превращений , итогом которой становится образование биополимеров: клетчатки, крахмала, целлюлозы.

Внимание! Как фундаментальная наука, химия занимается формированием представлений о мире, о взаимосвязях в нем, единстве дискретного и непрерывного.

Химия в быту

Химия в быту человека присутствует ежедневно, мы сталкиваемся с осуществлением целой цепочки химических превращений при:

  • использовании мыла;
  • приготовлении чая с лимоном;
  • гашении соды;
  • поджигании спички или газовой конфорки;
  • приготовлении квашеной капусты;
  • использовании порошков и других моющих средств.

Все это химические реакции, в ходе которых из одних веществ образуются другие, а человек получает от этого процесса какую-то пользу. Современные порошки содержат ферменты, которые при высоких температурах разлагаются, поэтому стирка в горячей воде нецелесообразна. Эффект отъедания пятен будет минимальным.

Действие мыла в жесткой воде тоже значительно снижается, зато появляются хлопья на поверхности. Смягчить воду можно кипячением, но иногда это возможно только с помощью химических веществ, которые как раз и добавляют в средства для стиральной машины, снижающие процесс образования накипи.

Химия и организм человека

Роль химии в жизни человека начинается с дыхания и переваривания пищи .

Все процессы, происходящие в нашем организме, осуществляются в растворенном виде, а универсальным растворителем выступает вода. Ее волшебные свойства позволили когда-то возникнуть жизни на Земле , и сейчас очень важны.

Основой химического строения человека выступает пища, которую он потребляет. Чем она качественнее и полноценнее, тем лучше работает слаженный механизм жизнедеятельности.

При недостатке какого-либо вещества в питании, тормозятся протекающие процессы , и работа организма нарушается. Чаще всего, такими важными веществами мы считаем витамины. Но это наиболее заметные вещества, недостаток которых проявляется быстро. Нехватка других компонентов может быть не так видна.

К примеру, вегетарианство имеет негативные стороны, связанные с непоступлением с пищей некоторых полноценных белков и, содержащихся в них, аминокислот. В такой ситуации организм не может синтезировать некоторые собственные белки, что приводит к различным нарушениям .

Даже поваренная соль должна обязательно входить в рацион, поскольку ее ионы помогают осуществлять осмотическое давление, входят в состав желудочного сока, помогают работе сердца .

При различных отклонениях в деятельности органов и систем человек в первую очередь, обращается в аптеку, выступающую в качестве главного пропагандиста достижений человечества в области химии.

Более 90 процентов медикаментов, выставленных на полках аптек, являются искусственно синтезированными , даже если они присутствуют в природе, сегодня проще создать их на заводе из отдельных компонентов, чем вырастить в естественных условиях. И хотя многие из них имеют побочный эффект, положительное значение от устранения заболевания намного выше.

Внимание! Косметология практически полностью построена на достижениях химиков. Она позволяет продлить молодость и красоту человека, параллельно принося солидные доходы косметическим компаниям.

Химия на службе промышленности

Изначально науку химию двигали люди любопытным, а также жадные.

Первым было интересно узнать из чего все состоит и как превращается во что-то новое, вторым хотелось научиться создавать нечто ценное, позволяющее приобрести материальные блага.

Одним из самых ценных веществ является золото, а за ним идут и другие металлы.

Именно добыча и переработка руды для получения металлов – первые направления развития химии, они и сегодня очень важны. Поскольку позволяют получать новые сплавы , использовать более эффективные способы очистки металлов и так далее.

Производство керамики и фарфора тоже очень древнее, оно постепенно совершенствуется, хотя превзойти некоторых старинных мастеров сложно.

Переработка нефти сегодня показывает огромное з начение химии, ведь помимо бензина и других видов топлива, из этого природного сырья создается несколько сотен различных веществ:

  • каучуки и резины;
  • синтетические ткани, такие как нейлон, лайкра, полиэстер;
  • детали автомобилей;
  • пластмассы;
  • моющие средства и бытовая химия;
  • сантехника;
  • канцелярские товары;
  • мебель;
  • игрушки;
  • и даже пища.

Лакокрасочная промышленность полностью основана на достижениях химии, все ее разнообразие создается учеными, синтезирующими новые вещества . Даже строительство сегодня вовсю применяет новые материалы, обладающие свойствами, нехарактерными природным веществам. Их качество постепенно улучшается, доказывая, что химия в жизни человека необходима.

Две стороны медали

Роль химии в современном мире огромна, жить без нее мы уже не сможем, она дает нам массу полезных веществ и явлений, но в то же время и наносит определенный вред .

Вредное воздействие химии

Как негативный фактор, химия в жизни человека появляется постоянно. Чаще всего мы отмечаем последствия в экологической сфере и здоровье населения.

Изобилие материалов, чужеродных нашей планете приводит к тому, что они засоряют почву и воду , не подвергаясь естественным процессам гниения.

При этом в ходе разложения или горения они выделяют большое количество токсичных веществ , дополнительно отравляющих окружающую среду.

И тем не менее, вопрос этот вполне разрешим с помощью той же самой химии.

Значительную часть веществ можно повторно переработать , снова превратив в нужные товары. Проблема, скорее, связана не с недостатками химии как науки, а с ленью человека, и его нежеланием потратить дополнительные усилия на переработку продуктов жизнедеятельности.

Такая же проблема связана и с отходами промышленного производства, которые сегодня редко перерабатываются качественно, отравляя окружающую среду и здоровье человека.

Второй момент, говорящий, что химия и организм человека несовместимы, это искусственная пища , которой нас пытаются пичкать многие производители. Но здесь вопрос не столько достижений химии, сколько жадности людей.

Химические успехи позволяют сделать жизнь человека проще и возможно, роль химии в решении продовольственной проблемы окажется бесценной, особенно в сочетании с достижениями генетики. Неумение пользоваться этими достижениями и желание заработать – вот главные враги здоровья человека , а вовсе не химическая промышленность.

Применение большого количества консервантов в пище стало проблемой в некоторых странах, где жители настолько пропитались этими веществами, что после смерти процессы разложения в них сильно заторможены, в результате умершие просто не сгнивают , а долгие годы лежат в земле.

Бытовая химия часто становится источником аллергических реакций и отравлений организма. Минеральные удобрения и средства для обработки растений от вредителей тоже опасны для человека, да и на природу они оказывают негативное воздействие , постепенно разрушая ее.

Польза химии

В психологии существует такое понятие – сублимация, заключающееся в снятии внутреннего напряжения через перераспределение энергии, для достижения результата в какой-то доступной области.

В химии этот термин используют как обозначение процесса получения из твердого вещества газообразного без жидкой стадии. Однако и в данной отрасли можно применить подход психологии.

Перенаправление энергии на достижения в разных отраслях, связанных с химией приносит много пользы обществу .

Говоря о том, зачем нужна химия в быту человека или промышленном производстве мы вспоминаем многие ее достижения, сделавшие нашу жизнь комфортной и более долгой:

  • лекарства;
  • современные материалы с уникальными свойствами;
  • удобрения;
  • источники энергии;
  • источники пищи и многое другое.

Химия в жизни человека

Если бы химии не существовала. Зачем изучать химию

Заключение

Роль химии в современном мире неоспорима, она заняла важное место в системе знаний человечества, накопленных в течение тысячелетий. Ее активное развитие в 20 веке несколько пугает и заставляет людей задуматься о конечной цели применения своих знаний. Но без знания человечество – только отдельная группа индивидуумов, обладающая не самыми лучшими характеристиками.

  • вредные;
  • раздражающие;
  • агрессивные;
  • канцерогенные.

О пользе химии.

Химическое искусство возникло в глубокой древности, и его трудно отличить от производства, потому что, подобно сёстрам-близнецам, оно одновременно рождалось у горна металлурга, в мастерской красильщика и стекольщика. Корни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики. Письменных источников, по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии, сохранилось мало. Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека. Установлено, что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи, в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы, варить стекло из поташа и соды, обжигать керамику. Многочисленные рецепты изготовления мазей, лекарств, красок, изложенные в папирусах, показывают высокий уровень развития ремесленной химии, косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э. По выражению А. Лукаса, «косметика так же стара, как человеческое тщеславие». Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов, обработки и окраски кож и мехов. В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления, крашения, парфюмерное дело, изготовление моющих средств. В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта, в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов. Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания, настаивания, выжимания, сбраживания, процеживания. Приёмы возгонки, перегонки, экстрагирования, фильтрации широко применялись в различных технологических операциях. Древние специалисты химического искусства: плавильщики, стеклодувы, красильщики, мыловары-были «химиками-технологами». Это были люди чистой практики, для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила. Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению. Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал, и если в папирусах сохранились отдельные рецепты, то это было далеко не то, что могли делать руки мастера. А могли они делать немало. Достаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки, для окраски которых применялись такие оксиды, как СuО, СоО, FeO, PbO). В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота. Обработку породы начинали с дробления кварца, содержащего золото, затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью, свинцом, оловом, при этом серебро переходило в хлорид серебра. Кроме золота, в древности были известны серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Согласно учению древних, семь металлов олицетворяло семь планет. .

  • Как химия влияет на окружающую среду или химическое загрязнение среды промышленностью. (Химический портал Школьная химия)

О вреде химии.

После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже. Первые электростанции, работавшие на ядерном топливе, появились 1950-х годах. В случае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух. Многие люди, обеспокоенные этим, устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии. До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле. Такое топливо не столь опасно, как ядерное, но его запасы рано или поздно должны истощиться. К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге. Когда такой дождь выпадает на землю, он наносит ущерб пастбищам и лесам. Эти дожди называются кислотными. В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива. Вся местность на много километров была заражена. До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля, употреблять произведённые там продукты питания, пить воду из местных водоёмов.

Источник

Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.

Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

Источник

Бытовая химия – вред или польза? Плюсы и минусы бытовой химии – чего больше?

Достаточно давно прошли уже те времена, когда порядок в своей квартире домохозяйки наводили при помощи подручных средств. Сегодня, наверное, и не получиться сыскать тех из них, которые бы убирали дом с помощью золы или соды.

Нашу жизнь в настоящий момент облегчила бытовая химия , благодаря которой уборка дома существенно упростилась и ускорилась .

Сейчас существует достаточно существенный выбор бытовой химии. Среди них стиральные порошки, средства для уборки санузлов, для мойки окон и многое другое. Все эти достижения в области науки, несомненно, упростили всем нам бытовую жизнь.

Посещая магазины, мы можем сейчас замечать одновременно несколько отделов с различными чистящими и моющими средствами. Выбор на полках супермаркетов действительно достаточно широкий, что позволяет разойтись.

Однако стоит также понимать, что в погоне за идеальными и действующими химическими средствами, мы забываем о немаловажном факторе, а именно об экологической безопасности используемого вещества.

Бытовая химия находится в доме у каждой чистоплотной хозяйки. Но стоит учитывать все плюсы и минусы еще на этапе ее выбора. Делать это важно потому, что только таким образом вы нанесете минимальный вред как своему собственному здоровью, так и самочувствию своих близких.

Порой даже небольшая доза химических веществ для чистки поверхностей может быть достаточно эффективной - это важно помнить. Но подумаете ли вы в этот момент о всем вреде, который она сулит? Вряд ли.

Как бы ни было странно, но все еще на прилавках многих магазинов можно встретить большое множество химических средств, которые давно запрещены в других странах из-за причинения вреда здоровью .

Большинство из этих средств содержат так называемые поверхностно-активные вещества (сокращенно ПАВ), такие как аммиак, хлор, ацетон и множество других вредных для человеческого организма химических соединений.

При попадании на кожу и в легкие данные структуры могут вызвать аллергическую реакцию и даже тяжелое отравление.

Но это по сравнению с другими последствиями все еще сущие пустяки. Астма , дерматит , всевозможные опухоли , различные онкологические заболевания – все эти страшнейшие болезни может вызвать, казалось бы, самый обычный стиральный порошок или моющее средство для посуды.

Еще одним минусом, является само ваше стремление к постоянной чистоте. Порой оно становится болезненным и достигается путем преодоления достаточно болезненных пределов. Уничтожая все микробы и бактерии в доме, несомненно мы обезопасим свой организм от их прямого воздействия.

Но при соблюдении всех этих стерильных условий быта, наш организм отказывается самостоятельно бороться с проблемами. При этом вы рискуете сразу же заболеть, так как естественная защита работать уже не будет.

Плюсов у бытовой химии гораздо меньше, чем должно было быть в теории. Конечно, бытовая химия облегчает уборку дома и является вашим незаменимым помощником в деле обеспечения чистоты.

Особенно нравится обывателям, когда на этикетках производитель указывает то, сколько конкретно нужно средства, чтобы отмыть ту или иную загрязненную площадь. Правда помимо этого положительных сторон у бытовой химии по сути и нет - список иссякает.

На данном этапе наступает осознание того, что вреда бытовая химия проносит гораздо больше, чем пользы. Внимательней относитесь к тому, какое средство вы приобретаете. Важно чтобы эти средства не были составлены из фосфатов и прочих опасных для организма веществ .

Не стоит забывать также и о том, что несколько лет назад можно было держать дом в чистоте и без всех этих средств из категории бытовой химии. Возможно, это будет стоить вам чуть больше потраченного времени, но ваш организм несомненно отблагодарит вас за оказанное ему таким образом уважение.

Вспомните как в доме вашей матери, еще в раннем детстве, обычная горчица отлично обезжиривала посуду при мытье. А вот пищевая сода на самом деле способна отполировать практически любое загрязнение .

Чтобы краны в ванной блестели и сияли чистотой, просто протрите их спиртом. При этом даже самый обычный, на первый взгляд банальный, лимонный сок поможет избавиться от налета на унитазе.

Можно также использовать раствор пищевой соды и уксус, который эффективно устраняет накипь и прочие загрязнения на внутренних поверхностях посуды.

Одним словом, подумайте дважды, прежде чем использовать средства бытовой химии для чистки своего дома. Особенно это касается сильнодействующих средств с содержанием фосфатов и прочих химически активных компонентов!

Источник

Из истории возникновения химии.

Химия-наука,изучающая вещества и их превращения.Превращения веществ происходят в результате химических реакций.

Первые сведения о химических превращениях люди получили,занимаясь различными ремеслами,когда красили ткани,выплавляли металл,изготавливали стекло.Тогда появились определённые приёмы и рецепты,но химия ещё небыла наукой.

Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия.Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото.Разумеются их усилия остались бесплодными.Но поскольку они проводили различные опыты,им удалось сделать несколько важных практических изобретений.Стали использоваться печи,реторы,колбы,аппараты для перегонки жидкостей.Алхимики приготовили важнейшие кислоты,соли и оксиды,описали способы разложения руд и минералов.

Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля.Он впервые определил центральный объект исследования химии:попытался дать определение химического элемента.Бойль считал,что элемент-это предел разложения вещества на составные части.Разлагая природные вещества на их составные,исследователи сделали много важных наблюдений,открыли новые элементы и соеденения.Химик стали изучать,что из чего состоит.

В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику.Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии.Благодоря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон.названный его именем,и составил периодическую таблицу элементов.

В 19 в. чётко определились два основных раздела химии:органическая и неорганическая.В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия.Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике,а это повлекло за собой развитие химической технологии.

Химическое искусство возникло в глубокой древности,и его трудно отличить от производства,потому что,подобно сёстрам-близнецам,оно одновременно рождалось у горна металлурга,в мастерской красильщика и стекольщика.Корнни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики.Письменных источников,по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии,сохранилось мало.Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека.Установлено,что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи,в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы,варить стекло из поташа и соды,обжигать керамику.

Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.

Многочисленные рецепты изготовления мазей,лекарств,красок,изложенные в папирусах,показывают высокий уровень развития ремесленной химии,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э.По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара,как человеческое тщеславие».Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов,обработки и окраски кож и мехов.В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления,крашения,парфюмерное дело,изготовление моющих средств.

В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов.Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки,перегонки,экстрагирования,фильтрации широко применялись в различных технологических операциях.

Древние специалисты химического искуства:плавильщики,стеклодувы,красильщики,мыловары-были «химиками-технологами».Это были люди чистой практики,для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила.Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению.Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты,то это было далеко не то,что могли делать руки мастера.А могли они делать немало.Дастаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки,для окраски которых применялись такие оксиоды,как СuО,СоО,FeO,PbO).

В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.Обработку породы начинали с дробления кварца,содержащего золото,затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью,свинцом,оловом,при этом серебро переходило в хлорид серебра.Кроме золота,в древности были известны серебро,железо,олово,ртуть,медь,свинец.Согласно учению древних,семь металлов олицетворяло семь планет.

Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже.Первые электростанции,работавшие на ядерном топливе,появились 1950-х годах.Вслучае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух.Многие люди,обеспокоенные этим,устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии.До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле.Такое топливо не столь опасно,как ядерное,но его запасы рано или поздно должны истощиться.К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге.Когда такой дождь выпадает на землю,он наносит ущерб пастбищам и лесам.Эти дожди называются кислотными.В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива.Вся местность на много километров была заражена.До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля,употреблять произведённые там продукты питания,пить воду из местных водоёмов.

Источник

Из истории возникновения химии.

Химия-наука,изучающая вещества и их превращения.Превращения веществ происходят в результате химических реакций.

Первые сведения о химических превращениях люди получили,занимаясь различными ремеслами,когда красили ткани,выплавляли металл,изготавливали стекло.Тогда появились определённые приёмы и рецепты,но химия ещё небыла наукой.

Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия.Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото.Разумеются их усилия остались бесплодными.Но поскольку они проводили различные опыты,им удалось сделать несколько важных практических изобретений.Стали использоваться печи,реторы,колбы,аппараты для перегонки жидкостей.Алхимики приготовили важнейшие кислоты,соли и оксиды,описали способы разложения руд и минералов.

Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля.Он впервые определил центральный объект исследования химии:попытался дать определение химического элемента.Бойль считал,что элемент-это предел разложения вещества на составные части.Разлагая природные вещества на их составные,исследователи сделали много важных наблюдений,открыли новые элементы и соеденения.Химик стали изучать,что из чего состоит.

В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику.Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии.Благодоря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон.названный его именем,и составил периодическую таблицу элементов.

В 19 в. чётко определились два основных раздела химии:органическая и неорганическая.В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия.Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике,а это повлекло за собой развитие химической технологии.

О пользе химии.

Химическое искусство возникло в глубокой древности,и его трудно отличить от производства,потому что,подобно сёстрам-близнецам,оно одновременно рождалось у горна металлурга,в мастерской красильщика и стекольщика.Корнни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики.Письменных источников,по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии,сохранилось мало.Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека.Установлено,что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи,в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы,варить стекло из поташа и соды,обжигать керамику.

Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.

Многочисленные рецепты изготовления мазей,лекарств,красок,изложенные в папирусах,показывают высокий уровень развития ремесленной химии,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э.По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара,как человеческое тщеславие».Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов,обработки и окраски кож и мехов.В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления,крашения,парфюмерное дело,изготовление моющих средств.

В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов.Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки,перегонки,экстрагирования,фильтрации широко применялись в различных технологических операциях.

Древние специалисты химического искуства:плавильщики,стеклодувы,красильщики,мыловары-были «химиками-технологами».Это были люди чистой практики,для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила.Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению.Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты,то это было далеко не то,что могли делать руки мастера.А могли они делать немало.Дастаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки,для окраски которых применялись такие оксиоды,как СuО,СоО,FeO,PbO).

В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.Обработку породы начинали с дробления кварца,содержащего золото,затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью,свинцом,оловом,при этом серебро переходило в хлорид серебра.Кроме золота,в древности были известны серебро,железо,олово,ртуть,медь,свинец.Согласно учению древних,семь металлов олицетворяло семь планет.

Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

О вреде химии.

После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже.Первые электростанции,работавшие на ядерном топливе,появились 1950-х годах.Вслучае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух.Многие люди,обеспокоенные этим,устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии.До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле.Такое топливо не столь опасно,как ядерное,но его запасы рано или поздно должны истощиться.К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге.Когда такой дождь выпадает на землю,он наносит ущерб пастбищам и лесам.Эти дожди называются кислотными.В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива.Вся местность на много километров была заражена.До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля,употреблять произведённые там продукты питания,пить воду из местных водоёмов.

Перед тем, как раскрыть эту тему, невозможно не вспомнить слова одного из героев романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки»: «Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие».

Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.). Относиться равнодушно к этой науке невозможно: столько противоречивых открытий не происходило ни в какой другой области знаний.

Роль химии в жизни человека: быт

Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями.

Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой.

Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.

Химия в жизни человека: медицина

В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление.

Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека.

Существуют такие виды токсических веществ:

  • вредные;
  • раздражающие;
  • агрессивные;
  • канцерогенные.

Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности

Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами.

Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.

Химия в жизни человека: производство

Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии.

Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей.

Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).

Таким образом, химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.

Химия играет очень важную роль в жизни современного человека. Она увеличивает благополучие человека, что может проявляться в различных формах: в еде, одежде, жилье, медицинских препаратах и даже развлекательных мероприятиях. Различные химические удобрения производятся тысячами предприятий в разных отраслях ежедневно. Массовое производство товаров спасает человечество от голода. Зерновые культуры защищаются с помощью пестицидов. Продуктовые заводы работаю днем и ночью, изготавливая самую разнообразную пищу. Благодаря изготовлению различных искусственных волокон, произошла революция в производстве одежды. Мы обязаны химии всей нашей разноцветной и красивой одеждой на разные сезоны года. Цемент, железо, кирпичи, стекло, которые используются при строительстве наших домов, также являются результатом наших химических знаний.

С помощью красивой разноцветной краски, которую можно купить в любом магазине, мы можем украсить наши дома. Полиэфирное волокно, стекловолокно, разноцветное стекло, посуда, сталь и сплавы из различных материалов – все это чудесные продукты химии. Но в нашем современном мире химия может приносить не только пользу, но и вред. Дым, выделяемый на фабриках химической промышленности, а также загрязняющие газы от большого количества автомобилей причиняют вред окружающей среде. Кроме того отходы воды, поступающие из химической промышленности, часто насыщены опасными химическими веществами, и могут нанести непоправимый вред земле, рекам и водным каналам.

Химия находит применение в различных отраслях деятельности человека – медицине, сельском хозяйстве, производстве керамических изделий, лаков, красок, автомобильной, текстильной, металлургической и других отраслях промышленности. В повседневной жизни человека химия нашла отражение прежде всего в различных предметах бытовой химии (моющие и дезинфицирующие средства, средства по уходу за мебелью, стеклянными и зеркальными поверхностями и т.д.), лекарственных препаратах, косметических средствах, различных изделиях из пластмасс, красках, клеях, средствах для борьбы с насекомыми, удобрениями и т.д. Этот список можно продолжать практически бесконечно, рассмотрим лишь некоторые его пункты.

Предметы бытовой химии

Из предметов бытовой химии первое место по масштабам производства и применения занимают моющие средства, среди которых наиболее популярны различные мыла, стиральные порошки и жидкие моющие средства (шампуни и гели).

Мыла представляют собой смеси солей (калиевые или натриевые) жирных ненасыщенных кислот (стеариновая, пальмитиновая и др.), причем натриевые соли образуют твердые мыла, а калиевые – жидкие.

Мыла получают по реакции гидролиза жиров в присутствии щелочей (омыление). Рассмотрим получение мыла на примере омыления тристеарина (триглицерид стеариновой кислоты):

где C 17 H 35 COONa и есть мыло – натриевая соль стеариновой кислоты (стеарат натрия).

Получение мыла возможно и с использованием в качестве сырья алкилсульфатов (соли сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты):

R-CH 2 -OH + H 2 SO 4 = R-CH 2 -O-SO 2 –OH (сложный эфир серной кислоты) + H 2 O

R-CH 2 -O-SO 2 –OH + NaOH = R-CH 2 -O-SO 2 –ONa (мыло – алкилсульфат натрия) + H 2 O

В зависимости от сферы применения выделяют хозяйственные, косметические (жидкие и твердые) мыла, а также мыло ручной работы. В мыло дополнительно можно ввести различные ароматизаторы, красители или отдушки.

Синтетические моющие средства (стиральные порошки, гели, пасты, шампуни) представляют собой сложные по химическому составу смеси нескольких компонентов, главной составляющей частью которых являются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Среди ПАВов выделяют ионогенные (анионные, катионные, амфотерные) и неионогенные ПАВ. Для производства синтетических моющих средств обычно применяют иногенные анионные ПАВы, представляющие собой алкилсульфаты, аминосульфаты, сульфосукцинаты и др. соединения, которые диссоциируют на ионы в водном растворе.

Порошкообразные моющие средства обычно содержат различные добавки для устранения жировых загрязнений. Чаще всего это кальцинированная или питьевая соду, фосфаты натрия.

К некоторым порошками добавляют химические отбеливатели — органические и неорганические соединения, при разложении которых происходит выделение активного кислорода или хлора. Иногда, в качестве отбеливающих добавок используют ферменты, которые за счет быстрого процесса расщепления белка хорошо удаляют загрязнения органического происхождения.

Изделия из полимеров

Полимеры- высокомолекулярные соединения, макромолекулы которых, состоят из «мономерных звеньев» — молекул неорганических или органических веществ, соединённых соединенных между собой химическими или координационными связями.

Изделия из полимеров нашли широкое применение в повседневной жизни человечества – это всевозможные бытовые принадлежности — кухонная утварь, предметы для ванной комнаты, приборы хозяйственного и бытового назначения, емкости, для хранения, упаковочные материалы и т.д. Волокна полимеров применяются для изготовления разнообразных тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий, искусственного меха гардин, ковров, обивочных материалов для мебели и автомашин. Из синтетического каучук производят резинотехнические изделия (сапоги, галоши, кеды, коврики, подошвы для обуви и т.д.).

Среди множества полимерных материалов широко используют полиэтилен, полипропилен, поливинлхлорид, тефлон, полиакрилат и пенопласт.

Среди изделий из полиэтилена наибольшую известность в быту получили полиэтиленовая плёнка, всевозможная тара (бутылки, банки, ящики, канистры и т.д.), трубы для канализации, дренажа, водо-, газоснабжения, броня, теплоизоляторы, термоклей и т.д. Всю эту продукцию производят из полиэтилена, получаемого двумя способами – при высоком (1) и низком давлении (2):



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Полипропилен – полимер, полученный полимеризацией пропилена в присутствии катализаторов (например, смесь TiCl 4 и AlR 3):

n CH 2 =CH(CH 3) → [-CH 2 -CH(CH 3)-] n

Широкое применение этот материал нашел в производстве упаковочных материалов, предметов домашнего обихода, нетканых материалов, одноразовых шприцов, в строительстве для вибро- и шумоизоляции межэтажных перекрытий в системах «плавающий пол».

Поливинилхлорид (ПВХ) – полимер, полученный суспензионной или эмульсионной полимеризацией винилхлорида, а также полимеризацией в массе:

Применяется для электроизоляции проводов и кабелей, производства листов, труб, пленок для натяжных потолков, искусственных кож, линолеума, профилей для изготовления окон и дверей.

Поливинилхлорид используют как уплотнитель в бытовых холодильниках, вместо относительно сложных механических затворов. Из ПВХ также делают презервативы для людей с аллергией на латекс.

Косметические средства

Основные продукты косметической химии – это всевозможные кремы, лосьоны, маски для лица, волос и тела, духи, туалетная вода, краски для волос, туши, лаки для волос и ногтей и т.д. В состав косметических средств входят вещества, которые содержатся в тканях, для которых предназначены эти средства. Так, в косметические препараты по уходу за ногтями, кожей и волосами входят аминокислоты, пептиды, жиры, масла, углеводы и витамины, т.е. вещества, необходимые для жизни клеток, составляющих эти ткани.

Помимо веществ, получаемых из природного сырья (например, всевозможные растительные экстракты) в производстве косметических средств широко используют синтетические виды сырья, которые получают путем химического (чаще органического) синтеза. Вещества, полученные таким путем, характеризуются высокой степенью чистоты.

Основные виды сырья для производства косметических средств естественные и синтетические животные (куриный, норковый, свиной) и растительные (хлопковое, льняное, касторовое масло) жиры, масла и воски, углеводороды, ПАВы, витамины и стабилизаторы.

Андриянова Елизавета, Манькова Валентина

Химия - это удивительный мир загадок и открытий. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого удивительней и чудесней.

Оглянитесь вокруг и вы увидите, что жизнь современного человека невозможна без химии. Роль ее огромна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Тюкалинский лицей»

Тема проекта: «Химия в нашей жизни»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: химия 9 класс

Выполнили:

учащиеся 9б класса

Андриянова Елизавета и

Манькова Валентина

Руководитель проекта:

Хиневич Татьяна Васильевна,

учитель химии

Тюкалинск - 2017

I Введение …… ……………… …………………………… 3

1.Актуальность темы, цель, задачи, методы....................... 3

II Основная часть………………………………………… 4-18

2. Теоретический материал……………………………… 4-9

2.1 Вода …………………………………… ……………. 4

2.2 Хлор……………………………… ………………… 4-6

2.3.Пищевая сода …………………………………… 6-7

2.4 Уксусная кислота……………………………………. 7-8

2.5 Лимонная кислота……………. …………………… 8

2.6 Иод …………………………………… ……………….8-15

2.7. Аммиак …………………………………………………

2.8. Перекись водорода ………………………………………

III Заключение………………………………………………19-22

5. Выводы……………………………………………………… 19

7. Перспективы работы………………………………………. 21

8. Литература………………………………………………… 22

I Введение

  1. Актуальность темы, цель, задачи, гипотеза, методы

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания.

(М.В. Ломоносов)

Химия – это целый удивительный мир, мир загадок и открытий, мир прошлого, настоящего и будущего. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого чудесней и удивительней. Она не только копирует природу, подражая ей, а и – с каждым годом всё более начинает превосходить её. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ, природе неизвестных. Со свойствами очень полезными и важными для практики, для жизни человека.

Оглянитесь вокруг, и Вы увидите, что жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию при производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, металл, резина и пластик которых сделаны с использованием химических процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых немыслимо без химии. Химия окружает нас на каждом шагу. Роль её огромна. Многие жизненные и природные процессы связаны с химией. Во все времена химия служила человеку в его практической деятельности, служит и по сей день. Знания по химии обязательно помогут сохранить здоровье, найти нестандартный способ решения бытовых проблем, дадут ответы на многие наши вопросы, химия раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд…

Цель работы: Исследовать химические вещества, которые помогают нам в нашей жизни.

Задачи: 1. Выявить степень информативности о химических веществах, используемых в нашей жизни среди родителей и обучающихся 9 класса МОБУ « Тюкалинский лицей».

2. Проанализировать информацию о химических веществах в Интернете и научно-популярной литературе.

3. Обработать результаты и сделать выводы.

Гипотеза: не все вещества нужны в жизни человека.

Предмет исследования: химические вещества

Объект исследования: Образцы химических веществ

Методы исследования:

1. Сбор информации по теме

2. Анализ информации по теме

3. Наблюдение

II Основная часть

  1. Теоретический материал
  1. ВОДА

Вода́ (оксид водорода ) - бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н 2 O . При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость , не имеющую цвета (при малой толщине слоя), запаха и вкуса . В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней ), а в газообразном - водяным паром . Вода также может существовать в виде жидких кристаллов .

Свойства воды используется живыми существами. В живой клетке и в межклеточном пространстве вступают во взаимодействие растворы различных веществ в воде. Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ на Земле.

Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды.

Выращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды на ирригацию , доходящих до 90 % в некоторых странах.

Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей. В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях , для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в виде льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.

Многими видами спорта занимаются на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже под водой. Это подводное плавание , хоккей , лодочные спорта, биатлон , шорт-трек и др.

Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов.

Вода применяется как смазочный материал для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках.

2.2 ХЛОР

Хлор (от греч. χλωρός - «зелёный») - химический элемент с атомным номером 17 .Простое вещество хлор, при нормальных условиях - ядовитый газ желтовато-зелёного цвета , тяжелее воздуха, с резким запахом и сладковатым, «металлическим» вкусом . Молекула хлора двухатомная (формула Cl 2 ).

Хлор применяют во многих отраслях промышленности, науки и бытовых нужд: В производстве поливинилхлорида , пластикатов, синтетического каучука, из которых изготавливают: изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы , одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты , игрушки, детали приборов, строительные материалы.

Оконный профиль, изготовленный из хлорсодержащих полимеров

Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен

Производство хлорорганических инсектицидов - веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасных для растений. Один из самых важных инсектицидов.

Для обеззараживания воды - « хлорирования ». В химическом производстве соляной кислоты , хлорной извести, ядов, лекарств, удобрений.

2.3.ПИЩЕВАЯ СОДА

Гидрокарбонат натрия (Natrii hydrocarbonas) 3 (другие названия: питьевая сода, пищевая сода , бикарбонат натрия, натрий двууглекислый) - кислая соль угольной кислоты и натрия. Обыкновенно представляет собой мелкокристаллический порошок белого цвета. Используется в пищевой промышленности, в кулинарии, в медицине как нейтрализатор ожогов кожи и слизистых оболочек человека кислотами и снижения кислотности желудочного сока.

Применяется в химической промышленности - для производства красителей, пенопластов и других органических продуктов, фтористых реактивов, товаров бытовой химии, наполнителей в огнетушителях, для отделения диоксида углерода, сероводорода из газовых смесей.

В легкой промышленности - в производстве подошвенных резин и искусственных кож, кожевенном производстве (дубление и нейтрализация кож), текстильной промышленности (отделка шелковых и хлопчатобумажных тканей).

В пищевой промышленности - хлебопечении, производстве кондитерских изделий, приготовлении напитков.

Гидрокарбонат натрия входит в состав порошка, применяемого в порошковых системах пожаротушения , утилизируя тепло и оттесняя кислород от очага горения выделяемым углекислым газом.

2.4. УКСУСНАЯ КИСЛОТА

У́ксусная кислота (эта́новая кислота ) - органическое вещество с формулой CH 3 COOH. Слабая, одноосно́вная карбоновая кислота .

Уксусная кислота представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом . Гигроскопична, т.е поглощает воду .

Водные растворы уксусной кислоты широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260 ) и бытовой кулинарии, а также в консервировании.

Уксусную кислоту применяют для получения лекарственных и душистых веществ, как растворитель. Она используется в книгопечатании и крашении.

Уксусная кислота используется для избавления от накипи.

Уксусная кислота используется как реакционная среда для проведения окисления различных органических веществ.

Поскольку пары уксусной кислоты обладают резким раздражающим запахом, возможно её применение в медицинских целях в качестве замены нашатырного спирта для выведения больного из обморочного состояния.

Пары уксусной кислоты раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Действие уксусной кислоты на биологические ткани зависит от степени её разбавления водой. Опасными считаются растворы, в которых концентрация кислоты превышает 30 %. Концентрированная уксусная кислота способна вызывать химические ожоги.

2.5. ЛИМОННАЯ КИСЛОТА

Лимо́нная кислота́ (C 6 H 8 O 7 ) Кристаллическое вещество белого цвета. Хорошо растворима в воде.

Кристаллы лимонной кислоты под микроскопом .

Широко используется в пищевой промышленности и в бытовой химии в качестве очистительного средства.

Лимонная кислота опасна только в очень больших количествах, так как приводит к ожогам пищеварительного тракта.

2.6. ЙОД

Иод

126,9045

4d 10 5s 2 5p 5

Ио́д( от др.-греч. ἰώδης - «фиалковый (фиолетовый )») .

Простое вещество иод при нормальных условиях - кристаллы чёрно-серого цвета с фиолетовым металлическим блеском , легко образует фиолетовые пары , обладающие резким запахом.

Иод ядовит. Смертельная доза - 3 г . Вызывает поражение почек и сердечно-сосудистой системы. При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких . При попадании на слизистую оболочку глаз появляется слезотечение, боль в глазах и покраснение. При попадании внутрь появляется общая слабость, головная боль, повышение температуры, рвота, понос, бурый налёт на языке, боли в сердце и учащение пульса. Через день появляется кровь в моче. Через 2 дня появляются почечная недостаточность и миокардит . Без лечения наступает летальный исход.

5-процентный спиртовой раствор иода используется для дезинфекции кожи вокруг повреждения (рваной, резаной или иной раны), но не для приёма внутрь при дефиците иода в организме.

В криминалистике пары иода применяются для обнаружения отпечатков пальцев на бумажных поверхностях, например, на купюрах.

Иод используется в источниках света :

галогеновых лампах - в качестве компонента газового наполнителя колбы для осаждения испарившегося вольфрама нити накаливания обратно на неё.

Иод используется в качестве компонента положительного электрода (окислителя) в литиево-иодных аккумуляторах для автомобилей.

В последние годы резко повысился спрос на иод со стороны производителей жидкокристаллических дисплеев.

У животных и человека иод входит в состав так называемых гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, оказывающих многостороннее воздействие на рост, развитие и обмен веществ организма.

В организме человека (масса тела 70 кг) содержится 12-20 мг иода. Суточная потребность человека в иоде определяется возрастом, физиологическим состоянием и массой тела. Для человека среднего возраста нормальной комплекции суточная доза иода составляет 0,15 мг.

Отсутствие или недостаток иода в рационе (что типично для некоторых местностей) приводит к заболеваниям (эндемический зоб , кретинизм, базедова болезнь ).

Также при небольшом недостатке иода отмечается усталость, головная боль, подавленное настроение, природная лень, нервозность и раздражительность; слабеет память и интеллект. Со временем появляется аритмия, повышается артериальное давление, падает уровень гемоглобина в крови.

2.7.АММИАК

Аммиа́к (нитрид водорода) - химическое соединение с формулой NH 3 , при нормальных условиях - бесцветный газ с резким характерным запахом.

Жидкий аммиак - хороший растворитель для очень большого числа органических, а также для многих неорганических соединений. Твёрдый аммиак - бесцветные кубические кристаллы.

По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями.

В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина ), взрывчатых веществ и полимеров , азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя .

В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом , применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно - невралгии, миозиты, укусах насекомых, для обработки рук хирурга.

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. 3 % раствор перекиси водорода

Благодаря своим сильным окислительным свойствам пероксид водорода нашёл широкое применение в быту и в промышленности, где используется, например, как отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги.

Применяется как ракетное топливо , в качестве окислителя. Используется в аналитической химии , в качестве пенообразователя при производстве пористых материалов, в производстве дезинфицирующих и отбеливающих средств.

Хотя разбавленные растворы перекиси водорода применяются для небольших поверхностных ран. Обеспечивая антисептический эффект и очищение, также продлевает время заживления. Обладая хорошими очищающими свойствами, пероксид водорода на самом деле не ускоряет заживление ран. Достаточно высокие концентрации, обеспечивающие антисептический эффект, могут также продлевать время заживления из-за повреждения прилегающих к ране клеток. Более того, пероксид водорода может мешать заживлению и способствовать образованию рубцов из-за разрушения новообразующихся клеток кожи. Без предварительной обработки пероксидом водорода антисептический раствор не сможет удалить эти патологические образования, что приведет к значительному увеличению времени заживления раны и ухудшит состояние больного.

Пероксид водорода применяется также для обесцвечивания волос и отбеливания зубов , однако эффект в обоих случаях основан на окислении, а следовательно - разрушении тканей. В пищевой промышленности растворы пероксида водорода применяются для дезинфекции технологических поверхностей оборудования, непосредственно соприкасающихся с продукцией. Кроме того, на предприятиях по производству молочной продукции и соков, растворы перекиси водорода используются для дезинфекции упаковки (технология « Тетра Пак »). Для технических целей пероксид водорода применяют в производстве электронной техники.

В быту применяется также для выведения пятен MnO 2 , образовавшихся при взаимодействии перманганата калия («марганцовки») с предметами (ввиду его восстановительных свойств).

3%-ный раствор пероксида водорода используется в аквариумистике для оживления задохнувшейся рыбы, а также для очистки аквариумов и борьбы с нежелательной флорой и фауной в аквариуме.

III Заключение

5. Выводы

  1. В нашей жизни очень много химических веществ, которые нужны нам.
  2. Для того, чтобы применять химические вещества в быту нужно знать о них: как они применяются, какими свойствами обладают, какие правила техники безопасности нужно соблюдать.
  1. Беречь воду, использовать только необходимое количество.
  2. Перед применением любого химического вещества внимательно причитать инструкцию.
  3. Не использовать химические вещества с истекшим сроком годности.

7. Перспективы работы

Провести анализ других химических веществ, встречающихся в нашей жизни.

8. Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Энциклопедический словарь юного химика Крицман В.А., Станцо В.В., М, Просвещение, 1990г.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. М. АСТ, 1996.