Русско-польские отношения в XVII в. Польша и россия - сложная история взаимоотношений. Противоречия русской политики в Польше

Начало войны с Польшей. Война была вызвана положительным решением вопроса о воссоединении Украины с Россией на Земском соборе в октябре 1653 г. Она была объявлена 23 октября 1653 г., началась в мае следующего, 1654 г., и продолжалась в общей сложности 13 лет (1654-1667).

Война началась для русской армии очень успешно. Уже в кампании 1654 г. было взято 33 города, в том числе Невель (июнь), Полоцк (июль), Смоленск (сентябрь), Витебск (ноябрь), Гомель и др. К концу 1654 г. русскими войсками была занята большая территория в верховьях Днепра и Западной Двины.

В кампании 1655 г. успехи были закреплены. От польско-литовских войск была очищена почти вся Белоруссия. Были заняты Минск (июль), Вильно (30 июля царь совершил торжественный въезд в город), Ковно (август), Гродно (август) и др. Войска подошли к Львову. Польский король Ян II Казимир бежал в Силезию и был готов отказаться от престола.

Разгром Речи Посполитой использовал шведский король Карл X Густав. Он вторгся в Польшу и захватил значительную часть ее территории, включая Варшаву (сентябрь 1655 г.), Познань, Краков. Польша уже к осени 1655 г. начала искать мира с русским правительством. Алексей Михайлович победителем вернулся в ноябре 1655 г. в Москву.

Переговоры с польским правительством затянулись до осени 1656 г., когда 24 октября было подписано Виленское соглашение. Стороны договорились о том, что все спорные вопросы между двумя государствами остаются открытыми, и они начинают совместные действия против Швеции.

17 мая 1656 г. (еще до подписания Виленского соглашения) Россия объявила войну Швеции, а 15 июля царь во главе армии двинулся в поход к Ливонии.

Русско-шведская война 1656-1658 гг. Удар был сделан по трем направлениям: на Ригу, на Дерпт и на Карелию (Ижорскую землю). С первых же недель определились большие успехи русской армии. Были взяты Ниеншанц (в устье Невы), Нотебург (у истока Невы), Динабург (среднее течение Зап. Двины, 31 июля), Дерпт (Юрьев, 12 октября), Мариенбург (центр Ливонии), Кокенгаузен (Кокиес, 14 августа) и др. В конце августа русские войска осадили Ригу, но овладеть ею не сумели из-за отсутствия флота (осада была снята в октябре 1656 г.). После занятия Дерпта (12 октября) царь отступил в Полоцк и здесь дождался оформления перемирия, заключенного с Речью Посполитой 24 октября 1656 г. (Виленское соглашение).

Дальнейшим успехам помешали неустойчивые отношения с Речью Посполитой. Польша не желала отказываться от украинских и белорусских земель.

Перед правительством России встал остро вопрос о направлении внешней политики. А.Л.Ордин-Нащокин продолжал считать первоочередной задачей выход к Балтийскому морю (ради этого он готов был даже отказаться от Украины). Но с ним не согласились.

Мешала продолжению войны со Швецией и осложнившаяся обстановка на Украине. 27 июля 1657 г. умер Богдан Хмельницкий. Новый гетман Иван Евстафьевич Выговский (1657-1659) в сентябре 1658 г. заключил с Польшей соглашение об отказе от подданства России (Гадячский договор).

Со Швецией в 1658 г. было подписано Валиесарское перемирие (в деревне Валиесар недалеко от Нарвы) на три года. По условиям этого документа территория, занятая русскими войсками, остается за Россией.

Через два с половиной года, 21 июня 1661 г., был подписан русско-шведский Кардисский мир на условиях восстановления довоенных границ (то есть возвращения Швеции всех приобретений в Ливонии). Причиной столь тяжелого и невыгодного мира была сложная внутри- и внешнеполитическая обстановка, в которой к началу 60-х гг. оказалась Россия.

Продолжение войны с Польшей. Военные действия с Польшей были возобновлены в октябре 1658 г. В первую же зимнюю кампанию 1658-1659 гг. польско-литовское войско было наголову разбито под Вильно. В августе 1659 г. русская армия одержала победу над войском гетмана Ивана Выговского. Переяславскими статьями 1659 г. вновь было подтверждено соглашение с Россией от марта 1654 г. Сам Выговский вынужден был сложить гетманство. Гетманом был провозглашен сын Богдана Хмельницкого Юрий Хмельницкий.

Но международная обстановка складывалась не в пользу России. Весной 1660 г. Польша заключила мирный договор со Швецией (Оливский мир). Юрий Хмельницкий попал под влияние пропольски настроенной казацкой старшины; в результате был принят Слободищенский трактат (1660), который вновь отрывал Украину от России и снова подчинял ее Польше. Одновременно русские войска начали терпеть поражения (в частности под Чудновым в 1660 г. произошла капитуляция русского войска воеводы Шереметева).

Польша в конце 1663 г. возобновила военные действия против России. Их предлогом явился отказ польского короля Яна Казимира признавать Алексея Михайловича законным наследником русского престола. Однако сложные ситуации, сложившиеся в это время в Польше и России, приводят к тому, что военные действия приобретают позиционный характер, а сама война принимает затяжную форму. В результате обе стороны ищут пути к перемирию. Начинаются длительные и трудные переговоры (1664-1667), которые завершились подписанием в августе 1667 г. Андрусовского перемирия (в д.Андрусово близ Смоленска).

Перемирие было заключено на 13 с половиной лет (до июня 1680 г.) на следующих условиях: к России отходят Смоленская область, Северская земля (с Черниговом), Левобережная Украина и Киев (последний только на два года); граница между двумя государствами устанавливается по Днепру; обе стороны заявляют о взаимных (совместных) действиях против турецкой агрессии.

Таким образом, самым главным результатом длительной русско-польской войны было официальное признание разделения Украины на две части и перехода ее Левобережья в состав России. В целом итоги войны определили господствующее положение России в Восточной Европе. Эта война практически положила начало политического упадка Речи Посполитой, завершившегося через 128 лет ее распадом.

«Вечный мир» с Польшей. После завершения русско-турецкой войны 1677-1681 гг. возобновились военные действия между Польшей и Турцией (1781-1683 гг.). К 1683 г. поляки вернули себе Правобережную Украину. Но польско-турецкие отношения были очень неустойчивы, и польское правительство стремилось упрочить союз с Россией. В результате отношения России с Польшей все более укрепляются.

Еще в ходе русско-турецкой войны 1677-1681 гг. с Речью Посполитой был заключен договор (в 1678 г.) о продлении Андрусовского перемирия еще на 13 лет (его срок истекал в середине 1680 г.). Кроме того, Польша передала России Киев. В виде компенсации за него Россия уступила Польше города Невель, Себеж, Велиж с уездами и заплатила 300 тыс. рублей.

В 1684 г. начались переговоры послов о заключении мира между Россией и Польшей, которые проходили очень трудно. Лишь в мае 1686 г. в Москве был подписан так называемый «Вечный мир» (Московский мирный договор). Его условия: Польша окончательно отказывается от Киева; Запорожье объявляется владением России; Россия вступает в союз против Турции (Австрия, Венеция, Польша). Это приводит к Крымским походам 1687 и 1689 гг.

Освоение Сибири в 17 веке.

XVII век стал временем быстрого расширения границ России на восток за счет освоения Сибири. Продвижение в Сибирь началось еще в XVI в. с похода Ермака. В 80-90-е годы были созданы первые города: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тара (1594), Сургут (1594), Нарым (1596), Верхотурск (1598) и др. В результате уже к началу XVII в. была освоена значительная часть Западной Сибири.

С первых годов XVII в. началось продвижение в Восточную Сибирь, а затем и в Приамурье. В 1604 г. в верховьях р.Оби был основан Томск, в 1619 г. в верховьях р.Енисей - Енисейск, в 1628 г. - Красноярск. Одновременно шло освоение приполярных областей: в 1600 г. на р.Таз основан г.Мангазея, в 1607 г. на р.Енисей - Туруханск.

В 30-40-е гг. активно осваивался район оз. Байкал: Братский острог (1630), Верхоленск (1642), Верхнеудинск (1647), Верхнеангарск (1647), Баргузин (1648), Иркутск (1652). Одновременно отряды служилых людей и промышленники («охочие люди») продвигались в северо-восточном направлении. На р.Лене и ее притоках возникли русские поселения: Якутск (1632), Жиганск (1632), Вилюйск (1634), Олекминск (1635).

Особенно усилился этот процесс в 30-40-е годы XVII в. Инициаторами дальнейшего освоения Сибири были промышленники, охотники за пушниной. Большинство этих людей были выходцами с российского Севера. За первыми землепроходцами, как стали называть людей, осваивающих сибирские просторы, по их следам отправлялись отряды служилых людей, которые строили укрепления (остроги), облагали ясаком коренное население. Впоследствии многие из этих острогов становились небольшими городами, из которых отправлялись на восток, север и юг необъятного сибирского края новые землепроходцы.

В XVII в. выделяются довольно четкие этапы в освоении этого невиданного ранее по размерам территории края. Важную роль в продвижении русского населения играли мощные сибирские реки: Обь, Енисей, Лена. Освоение бассейнов этих рек с многочисленными притоками дало возможность выйти на Восточную Сибирь и в Приамурье. В истории освоения Сибири можно выделить следующие пять этапов: 1) освоение бассейна р.Оби в ее среднем и нижнем течении (в основном завершается в первое десятилетие XVII в.); 2) освоение бассейна р.Енисея (10-20-е годы); 3) освоение бассейнов рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Анадыря, а также Прибайкалья, района оз. Байкал (30-40-е годы); 4) освоение Приамурья (50-80-е гг.); 5) освоение Камчатки, Курильских островов и Аляски (с 90-х гг.).

Освоение Восточной Сибири шло двумя потоками, один из которых направлялся с Енисея на р.Лену и далее на северо-восток с выходом к концу века на Камчатку, а другой - «южный» - привел к освоению Прибайкалья и Приамурья. В основных чертах процесс освоения Сибири был завершен уже к середине XVII в., а к началу следующего русские поселения существовали уже в северо-западной части Американского континента.

Уже к концу 40-х годов русские служилые люди и промышленники вышли к берегам Охотского моря (в 1649 г. основан Охотск) и достигли Чукотки (в том же 1649 г. построен Анадырский острог). С середины XVII в. одновременно началось сначала обследование, а потом и заселение Камчатки и Чукотки. В 1648-1650 гг. С.И.Дежнев совершил знаменитое плавание вокруг Чукотки, в ходе которого был открыт неизвестный до того пролив, соединяющий Азию с Америкой, в дальнейшем названный Беринговым. К этому времени, по-видимому, относятся первые русские поселения в Северной Америке (на Аляске). В конце XVII в. экспедицией В.В.Атласова (1697-1699 гг.) началось освоение Камчатки и Курильских островов.

В середине века русские землепроходцы прошли по северным рекам вдоль побережья Северного ледовитого океана: р.Яне (в 1638 г. основан Верхоянск), р.Индигирке (в 1639 г. основан Зашиверск), р.Колыме (в 1644 г. основан Нижнеколымск). В сферу влияния русской культуры и развития производительных сил попали многие разобщенные и слаборазвитые коренные народы Сибири.

Параллельно с движением на северо-восток шло продвижение «охочих людей» на юго-восток: в Прибайкалье и Приамурье. В 1643-1646 гг. экспедицией под руководством В.Д.Пояркова был обследован Амур. В 1649-1653 гг. экспедиция Е.П.Хабарова исследовала Приамурье, здесь появилось русское земледельческое население. Освоение Амура и проникновение в Приморье были остановлены маньчжурами и китайцами. После разрушения ими (1685 г.) Албазина, русского опорного пункта в Приморье, построенного в 1665 г., и подписания Нерчинского договора (1689) Россия до середины XIX в. отказалась от претензий на юг Дальнего Востока.

В верховьях рек Тобол, Ишим и Иртыш, а также рек Обь и Томь жили сибирские татары, на левобережье р.Тобол - манси (вогулы), низовья р.Обь занимали ханты (остяки). В правобережье р.Енисей (бассейн рр.Нижняя, Средняя и Верхняя Тунгуски) обитали эвенки (тунгусы). Бассейн р.Лены занимали якуты, по рр.Яне, Индигирке и Колыме жили юкагиры (одулы). Чукотский полуостров (по р.Анадырю) занимали чукчи. Южную часть Восточной Сибири населяли буряты (район оз. Байкал), дауры (левобережье р.Амур) и др. Все они имели различный жизненный уклад, в целом намного более отсталый по сравнению с Европейской Россией.

Нельзя сказать, что коренные народы Сибири равнодушно смотрели на заселение русскими их земель. Местное население неоднократно поднималось на восстания против феодальной эксплуатации, которую несла с собой русская правительственная колонизация. Только за период с 1590 по 1617 г. исследователи насчитывают не менее 30 вооруженных столкновений служилых людей с народами Западной Сибири. Вместе с тем необходимо отметить, что московское правительство в случае возникновения спорных вопросов «русских насельников» с местными народами обычно становилось на сторону последних.

Правительственное (центральное) управление вновь присоединенными территориями Сибири осуществлялось первоначально через Посольский приказ, затем (с 1599 г.) сибирские просторы вошли в ведение Приказа Казанского дворца, в составе которого (около 1614 г.) было создано особое отделение под названием «Сибирский приказ». В 1637 г. это отделение превращается в самостоятельное государственное учреждение - Сибирский приказ, который стал управлять краем и осуществлять его дальнейшее освоение и эксплуатацию природных ресурсов. Сибирский приказ был центральным государственным учреждением до губернской реформы Петра I в 1708 г. В 1710 г. Сибирский приказ был заменен губернской канцелярией.

Административным центром Сибири становится Тобольск. Высшее местное управление всей Сибирью первоначально находилось в руках тобольских воевод. В 1629 г. равные с Тобольском права получил Томск. Каждый уезд края имел своего воеводу, который являлся в нем неограниченным правителем. Это давало возможность больших злоупотреблений, следить за которыми в Москве было очень трудно. Насколько громадными были хищения и незаконные операции, показывает правительственное распоряжение 1635 г. об осмотре возвращающихся со службы в Сибири воевод и их товарищей (заместителей и помощников): имущество не должно превышать 500 рублей для главного воеводы и 300 рублей - для младшего; наличных денег должно быть не более 500 рублей у главного воеводы и 300 - у младшего; все излишки подлежали конфискации.

Освоение Сибири привело к тому, что территория страны увеличилась в несколько раз. Правда грандиозные и очень богатые природными ресурсами сибирские просторы были очень слабо заселены. К 60-м гг. XVII в. население Сибири, по подсчетам исследователя Сибири П.А.Словцова, не превышало 350 тыс. человек, из них русских жителей было около 70 тыс. (29%). К исходу XVII в. русское население Сибири увеличилось примерно до 200 тыс. человек.

Сибирь стала источником огромного количества пушнины, во многих ее местах развивались земледелие и торговля. Вместе с тем это был очень суровый по своему климату регион России, а его удаленность от центральных районов страны затрудняла хозяйственное освоение и создавала большие трудности для жизни населяющих его людей. Не случайно уже в XVII в. Сибирь стала местом политической ссылки.

В отличие от других западных и восточноевропейских стран, Польша в XVI-XVII вв. не превратилась в централизованное абсолютистское государство, а оставалась сеймовой монархией со слабой королевской властью во главе, прерогативы которой все более ограничивались в угоду магнатам и шляхте. Причины такого направления эволюции Польского государства скрывались в особенностях социально-экономического развития Польши, в которой слабые зачатки капиталистических форм производства были подавлены всесилием магнатов и шляхты, монопольно владевших землей и обративших в свою пользу все выгоды развития товарно-денежного хозяйства.

Города. Развитие ремесла и торговли. В конце XV-XVI в. польские города переживали значительный подъем. Возрастало количество городского населения. В Варшаве оно достигло к концу XVI в. 20 тыс., в Гданьске - 40 тыс. человек. Этот крупнейший в Европе портовый город обладал значительной экономической мощью и пользовался большими торговыми и политическими привилегиями - имел полное самоуправление, подчиняясь только формальному верховенству короля. Его доходы не уступали доходам королевской казны.

Основной формой организации ремесленного производства были цехи. Но в отдельных его отраслях, например в горнорудном деле, появлялись зародыши капиталистических отношений в виде создаваемой торговым капиталом централизованной или рассеянной мануфактуры.

Развивалась внутренняя и внешняя торговля, складывался внутренний рынок. В г. Люблине проходили ежегодные ярмарки. В 60-х гг. XVI в. были унифицированы меры и вес, что способствовало развитию внутренней торговли. Внешняя торговля с западными странами велась преимущественно по Висле через Гданьск. Из Польши вывозили продукты сельского хозяйства, а ввозили промышленные изделия - сукна, полотно, бумазею, изделия из металлов, железо и сталь. Оживленная торговля происходила с русскими землями, откуда поступали меха, кожи, воск в обмен на импортные товары с Запада.

Переход к фольварочно-барщинной системе. В сельском хозяйстве до середины XVII в. тоже наблюдался значительный подъем. Продолжалась внутренняя колонизация, расширялись посевные площади, улучшалась обработка земли, повышалась урожайность. В конце XVI в. она доходила до сам-5.

Земля в Польше находилась в монопольной собственности феодалов, мещанам было запрещено покупать в собственность землю.

В польских областях преобладало шляхетское землевладение, удельный вес которого, однако, с конца XVI в. начал сокращаться в пользу крупного магнатского землевладения. В землях с непольским населением господствующее положение занимало магнатское землевладение. Крупнейшие из магнатов владели целыми областями. Во владениях князя Острожского, например, в начале XVII в. насчитывалось около 100 городов и замков и около 1300 деревень. Его ежегодные доходы составляли свыше 1 млн. злотых.

В сельском хозяйстве в XV-XVI вв. совершался переход к фольварочно-барщинной системе, который был обусловлен ростом емкости городского рынка и увеличившимся спросом на продукты польского сельского хозяйства на внешнем рынке, что было связано с развитием капиталистических отношений в передовых странах Западной Европы. Со второй половины XV в. основными предметами польского вывоза на Запад стали зерно, меха, скот. С конца XV в. экспорт превышал по стоимости импорт. К середине XVI в. значение внешнего рынка еще более возросло. Феодалы присваивали общинные земли, захватывали крестьянские наделы, создавая крупные хозяйства (фольварки), на основе барщинного труда. Это приводило к крестьянскому малоземелью; намного увеличилось количество крестьян, имевших крошечные приусадебные участки или совсем не имевших земли, - загородников, халупников, коморников.

Основной формой ренты стала отработочная рента, дававшая помещику возможность резко повышать эксплуатацию крестьян. Помещичье хозяйство было тесно связано с рынком. Крестьянин же мог только с трудом поддерживать свое существование и был почти совершенно оттеснен от городского рынка. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве в Польше XV-XVI вв. способствовало укреплению феодально-барщинной системы хозяйства. Это было связано с политической и экономической слабостью и немногочисленностью польских городов по сравнению с передовыми странами Западной Европы и с благоприятной для магнатов и шляхты расстановкой социальных сил в стране, которая обеспечивала им безраздельное политическое господство.

Политическое усиление шляхты. Оформление сословной монархии. До XVI в. политическое развитие Польши шло примерно в том же направлении, как и в других европейских странах, - от раздробленности к централизации. В конце XV в. королевская власть достигла значительного усиления. Она контролировала в полной мере центральное и провинциальное управление, держала в своих руках внешнюю политику и войско, господствовала над польским епископатом. Король по своей воле созывал сеймы и устанавливал порядок их заседаний, обладал законодательной инициативой. Ведя борьбу с магнатами, королевская власть старалась привлечь на свою сторону среднепоместную - шляхту, политический вес которой с переходом к фольварочно-барщинной системе неуклонно возрастал. Король, стремясь ослабить магнатов, предоставлял шляхте все новые привилегии. Но на деле это не столько ослабило позиции магнатов, сколько подорвало основу государственной централизации.

Оформившаяся в начале XVI в. сословная монархия в Польше ни в какой степени не способствовала политическому спло чению государства, а, наоборот, укрепляла центробежные тенденции в нем. В 1505 г. шляхта добилась издания Радомской конституции, начинавшейся словами: «Никаких нововведений» (Nihil novi). Теперь новые законы могли издаваться лишь с согласия обеих палат вального (общего) сейма, высшего законодательного органа в государстве, ограничившего королевскую власть в пользу феодалов. Нижняя палата вального сейма - посольская изба - состояла из представителей шляхты (земских послов), избиравшихся на сеймиках. Верхней палатой был сенат. С течением времени в решении государственных дел все большую роль стала играть посольская изба. В сеймах совсем не были представлены крестьянство и города. Процесс централизации страны был незавершенным. Он не пошел далее создания единого законодательного органа.

Польские феодалы совместно действовали против крестьян и горожан. В 1543 г. был запрещен переход крестьян, которые были поставлены под исключительную юрисдикцию своих владельцев и превращены в крепостных. Горожанам запрещалось владеть земскими (шляхетскими) имениями. В 1496 г. шляхта добилась предоставления ей права пропинации (винокурения) и освобождения ввозимых и вывозимых ею товаров от пошлин. Доходы от внешней торговли начали играть весьма значительную роль в бюджете панов и шляхты. Этими мерами магнатско-шля-хетская верхушка подрывала экономические основы польского города.

Реформационное движение в Польше в 30-70-х гг. XVI в.

Столкновение магнатов и шляхты с католической церковью по вопросу о десятине и об ограничении церковного землевладения создало благоприятную почву для распространения среди светских феодалов гуманистических и реформационных учений. Ре-формационные учения проникали также в польские города. Однако движение за Реформацию не приобрело в Польше широкого национального размаха: народным массам были чужды идеи шляхетской Реформации, а шляхта враждебно относилась к радикальным направлениям в реформационном движении.

Уже в 20-х гг. XVI в. среди немецкого населения Гданьска и других городов распространилось лютеранство. В середине XVI в. в шляхетских кругах Малой Польши появился кальвинизм. В Польшу проникло также учение «чешских братьев», в отдельных городах появилось цвинглианство и арианство.

Шляхта выступала против церковной десятины, требовала секуляризации церковного имущества и введения богослужения на родном языке.

Слабостью реформационного движения в Польше было наличие множества течений и отсутствие единства между протестантами разных направлений. Предпринимались попытки к объединению протестантских церквей. С этой целью по настоянию кальвинистского деятеля Яна Лаского в 1570 г. был созван съезд в Сандомире. Однако представители реформированных церквей не пришли к прочному единству.

К концу XVI в. шляхта начала отходить от Реформации. Одной из причин ее возвращения в лоно католицизма была боязнь распространения в народе радикальных реформационных учений, выступавших против крепостнических порядков.

Вместе с реформационным движением в среде польской шляхты развернулась борьба за политические реформы. Шляхта добивалась упрочения государственных финансов и создания постоянного войска за счет редукции - возвращения королю заложенных им у магнатов имений. Небольшая группа прогрессивно настроенного дворянства настаивала на проведении радикальных реформ, которые должны были укрепить Польское государство: сделать вальный (общий) сейм органом государственного единства, ликвидировав зависимость его депутатов (послов) от местных сеймиков, укрепить положение короля за счет прерогатив сената. Но эти требования были отвергнуты большинством польской шляхты, дорожившей своими мелочными привилегиями.

Превращение Польши в шляхетскую «республику» (Речь Посполитую). Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506-1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Проведение редукции (так называемая «экзекуция прав») встретило решительное сопротивление магнатства. Однако на сейме 1562-1563 гг. магнаты вынуждены были дать согласие на возврат коронных имений, полученных ими после 1504 г., что было значительной победой шляхты. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569-1573 гг. конституция Польского государства.

Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял так называемые Генриховы артикулы - важнейшую составную часть шляхетской конституции, - Польша в XVI-XVII вв.

подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где всеми делами заправляли магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI-XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты - конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались ро-кошами. Принципы панско-шляхетского «единогласия» и конфедерации, используемые отдельными магнатско-шляхетскими группировками, боровшимися за господство в стране, вели к феодальной анархии.

Образование многонациональной Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г. Оформление шляхетской конституции по времени совпало с завершением образования многонационального Польского государства.

Во второй половине XV- начале XVI в. польские феодалы не использовали ослабления Тевтонского ордена для его ликвидации и воссоединения с Польшей ее западных земель. В 1525 г. король Сигизмунд I и польские магнаты разрешили магистру Тевтонского ордена Альбрехту Бранденбургскому секуляризовать владения ордена и стать наследственным герцогом, продолжая, правда, оставаться еще некоторое время вассалом Польши. Впоследствии за бранденбургскими маркграфами было признано право на наследование прусского престола в случае прекращения линии Альбрехта. Создалась реальная угроза объединения в руках одной династии маркграфства Бранденбургского и герцогства Прусского, с двух сторон охвативших польские владения на Балтике.

Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.

Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.

Начало экономического упадка Польши в конце XVI - первой половине XVII в. В результате резкого увеличения феодальной эксплуатации в XVI в. крепостникам удалось добиться повышения общей продуктивности феодального хозяйства. Однако такой подъем не мог продолжаться долго. Быстрый рост фольварков и феодальной эксплуатации сопровождался упадком крестьянского хозяйства, так как земледелец был задавлен тяжелыми барщинными повинностями. Признаки регресса и кресть янского, и помещичьего хозяйства появились уже в конце XVI - начале XVII в.

Недолгим оказался подъем ремесла и торговли в городе. Экономический застой польского города стал заметен с конца XVI в.

Переход к фольварочно-барщинной системе надолго прервал процесс складывания польского национального рынка. Крестьянин почти перестал выступать на городском рынке как продавец и покупатель.

Активное сальдо внешней торговли Польши принесло мало выгод стране, так как прибыль частью оседала в карманах гдань-ских купцов-посредников, частью тратилась феодалами на приобретение иностранных товаров и почти не вкладывалась в развитие хозяйства страны.

Ливонская война. Неудача восточной экспансии Польши. Польские и литовские феодалы стремились отрезать Русское государство от Балтийского моря и не допустить его дальнейшего усиления. Ивану Грозному пришлось вступить в длительную и ожесточенную борьбу сначала с Литвой, а затем с Речью Посполитой (Ливонская война). Она закончилась перемирием в Яме Запольском (1582 г.), по которому Русское государство фактически было отрезано от Балтийского моря, а большая часть Ливонии захвачена Речью Посполитой.

Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство пыталось использовать кризис, переживаемый Россией в конце XVI - начале XVII в. Оно поддержало Лжедмитрия, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию. Но в результате народно-освободительной войны 1612 г. интервенты были разбиты и изгнаны. Деулин-ское перемирие 1618 г. означало признание поляками неудачи попытки широкой экспансии на восток, что было подтверждено Поляновским миром 1634 г.

Речь Посполитая была многонациональным государством. Ополячивание феодальной верхушки в Литве, на Украине и в Белоруссии, проникновение на Украину и в Белоруссию польских феодалов привели к тому, что классовые противоречия в восточных областях государства осложнились национальными и религиозными. На церковном соборе в Бресте в 1596 г. была принята уния, имевшая целью подчинение православной церкви в Белоруссии и на Украине римскому папе. Уния привела к резкому обострению здесь национальных и классовых противоречий.

На усиление феодального и национального гнета украинское и белорусское крестьянство и городская беднота отвечали ожесточенной борьбой, которая все более принимала народно-освободительный характер. Крупные крестьянско-казацкие восстания происходили на Украине в 1591-1596 гг. и особенно в больших масштабах в 30-х гг. XVII в.

530

Значительные антифеодальные движения имели место в первой половине XVII в. и в Белоруссии. В самой Польше борьба крестьянских масс против гнета крепостников выражалась главным образом в массовом бегстве от своих помещиков, в нападениях на помещичьи имения.

Освободительная борьба украинского народа. Национальный, религиозный и феодально-крепостнический гнет, а также неспособность Речи Посполитой защитить украинские земли от опустошительных татарских набегов и турецкой агрессии угрожали самому существованию украинской народности. В ликвидации господства польских и полонизировавшихся украинских феодалов были жизненно заинтересованы самые широкие слои украинского общества. В 1648 г. украинский народ во главе с Богданом Хмельницким поднялся на освободительную войну против Речи Посполитой. В этой борьбе участвовали крестьянство, казачество, горожане, духовенство и значительная часть мелкой и средней украинской православной шляхты. Главной движущей силой освободительной войны было крепостное крестьянство. Восставшие добивались ликвидации на Украине власти Речи Посполитой и воссоединения Украины с Россией. Украинские войска нанесли полякам ряд сокрушительных поражений.

Против угнетения со стороны польских и полонизированных литовских и белорусских феодалов поднялся и белорусский народ.

Крестьянские восстания в Польше. Освободительная война украинского народа нашла широкий отклик среди польского крестьянства и городских низов. В 1648 г. около 3000 крестьян-повстанцев действовало в окрестностях Варшавы, а в самой столице готовилось восстание городской бедноты. В 1651 г. кресть-янско-плебейское движение охватило значительную часть польских земель. Крестьянские выступления происходили в Мазо-вии и Серадзском воеводстве. Большой размах крестьянское движение приняло в Великой Польше. Во главе его стояла группа поляков - участников освободительной войны украинского народа. Особенно напугало польских феодалов крестьянское восстание на юге Краковского воеводства (в Малой Польше). Во главе восстания в Подгалье был Костка Наперский, который, по-видимому, был связан с Богданом Хмельницким.

Борьба польского народа против шведской оккупации. Ан-друсовское перемирие. Неудачами Речи Посполитой воспользовалась Швеция, выступившая против нее в 1655 г. Используя измену значительной части польско-литовской знати, рассчитывавшей найти в шведских феодалах союзника против Русского государства, шведские агрессоры хотели подчинить всю страну. Но интервенция Швеции получила решительный отпор польского народа.

Первыми на борьбу со шведскими армиями поднялись крестьянские массы Подгорья, затем в войну включились горожане и шляхта. Против шведов выступило Русское государство, заключившее в 1656 г. с Речью Посполитой Виленское перемирие. Однако польские магнаты и шляхта не хотели примириться с воссоединением Украины с Россией. Стремясь развязать себе руки для продолжения войны с Россией, Речь Посполитая в 1660 г. заключила в Оливе мир со Швецией.

Военные действия против России развивались в обстановке тяжелого кризиса польских финансов, усиливавшегося разложения армии. Поход короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1664 г. потерпел неудачу. В Речи Посполитой усилилась борьба между отдельными магнатскими группировками. В 1667 г. Польша пошла на Андрусовское перемирие с Русским государством, признав переход к России Левобережной Украины и Киева (на два года) и возвратив ей Смоленск.

Упадок Речи Посполитой. Во второй половине XVII в. в полной мере проявились отрицательные последствия развития фоль-варочно-барщинной системы. Они были намного усилены тем пагубным воздействием, которое оказали на народное хозяйство страны почти непрерывные войны (особенно в 50-х гг. XVII в.), приведшие к массовому разорению крестьянства и городов. Приходило в упадок крестьянское хозяйство. Понижалась производительность шляхетско-магнатских фольварков. К тому же со второй половины XVII в. сократился спрос на сельскохозяйственные продукты в Западной Европе. Феодалы усиливали эксплуатацию крестьянства. Основным средством оставалось увеличение фольварков и значительный рост барщины. Помимо обычной недельной барщины, крестьяне несли ряд других повинностей. Очень тяжело сказывались на положении крестьянства монополии (баналитеты) феодалов.

Глубокий экономический и политический упадок во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. переживали польские города. Городское ремесло деградировало, объем городского производства сокращался. Город не выдерживал конкуренции иностранных товаров. Поддерживаемое феодалами внецеховое и вотчинное ремесло подрывало цеховое производство, хотя в перспективе эти формы ремесла стали основой для будущего подъема в ряде отраслей.

Оживленная хозяйственная жизнь продолжалась только в городах, связанных с международной транзитной торговлей. Однако импорт рос значительно быстрее экспорта, со второй половины XVII в. торговый баланс страны был пассивным.

Засилье магнатов, которому государственный строй шляхетской республики открывал широкий простор, пагубным образом сказывалось на экономическом, культурном и политическом развитии страны. Феодальная анархия, междоусобная борьба крупных магнатских родов, вооруженные столкновения между шляхтой несли разорение крестьянам и горожанам. Насилия и грабежи феодалов на дорогах, в городах и на ярмарках тор мозили развитие торговли. Окруженные многочисленной вооруженной свитой, магнаты направляли деятельность сеймиков в своих интересах, препятствовали нормальной работе сейма, игнорировали решения короля. Страна все больше лишалась политической устойчивости.

Ухудшилось внешнеполитическое положение Польского государства. В то время как военная мощь Польши ослабевала, возрастало могущество централизованных соседних государств - Швеции и России, в столкновении с которыми она неизменно терпела поражение.

Объединение Бранденбурга и Пруссии под властью Гоген-цоллернов в 1618 г. привело к резкому ослаблению польских позиций на западе. Крайне неудачно закончилась война за Прибалтику со Швецией, вспыхнувшая в начале XVII в. По Штум-дорскому перемирию 1635 г. у шведов осталась почти вся Ли-вония.

Польская культура в XV-XVI вв. Уже в XV в. наблюдался значительный подъем в развитии польской культуры. В 1474 г. в Польше началось книгопечатание. Это способствовало распространению образования и научных знаний, расцвету литературы. Появилось много поэтических сочинений на польском языке, формировалась национальная польская литература.

XVI век-время расцвета польского гуманизма. Особенно большие успехи были достигнуты в математике и астрономии. Гениальный польский мыслитель Николай Коперник (1473-1543) в своем произведении «О вращении небесных сфер» дал научное обоснование гелиоцентрической системы (см. гл. 40). Польские историки Мацей из Мехова, Мартин Бельский, Мацей Стречковский написали ряд трудов по истории Польши и всеобщей истории. Известный польский публицист Анджей Мод-жевский (1503-1572) в своем произведении «Об исправлении Речи Посполитой» смело критиковал существовавшие в Польше феодально-крепостнические порядки.

Польская гуманистическая литература в XVI в. характеризовалась реализмом и критической направленностью. Крупнейший представитель польского гуманизма Николай Рей (1505-1569) обличал папство и католическую иерархию. В его сочинении «Жизнь честного человека» дается резкая критика крепостнической системы. Выдающийся польский поэт Ян Коха-новский (1530-1584) широко использовал в своем творчестве народные мотивы. Его сочинения проникнуты духом народности.

Возросло национальное самосознание не только в кругах шляхты, но и в среде горожан и крестьян. Стирались местные языковые различия и формировался единый польский язык, вытеснявший из общественно-политической и культурной жизни латынь. С конца XV в. обучение на родном языке стало обычным. Открывались светские городские школы - гимназии. Центром культуры и образования являлся Краковский университет, пре подаватели которого стояли в основном на передовых гуманистических позициях.

Большие достижения наблюдались в архитектуре и скульптуре. Шедеврами польской архитектуры являются королевский дворец в Кракове и Сигизмундовская капелла (XVI в).

В первой половине XVII в. в развитии польской культуры наступил спад, который был связан с общим хозяйственным и политическим упадком феодального Польского государства.

Если поляки хотят остаться великим народом, им необходима военно-экономическая интеграция с россиянами

Оголтелая толпа, словно наэлектризованная демонической энергией, перекошенные злобой лица. Нет, это не Ближний Восток с извечным противостоянием израильтян и арабов, не полыхающий огнем уличных столкновений Египет и не тонущие в омуте гражданских войн – «спасибо» американской «демократии» – Ирак и Ливия. Это центр Восточной Европы и внешне респектабельная Варшава. А вырвавшийся наружу джинн ненависти нацелен на Россию, некогда освободившую Польшу от фашизма. И иной раз кажется, что наши братья-славяне старательно пытаются об этом забыть.


Впрочем, предпоследнее предложение вызовет ехидные комментарии: как же, как же, освободившая… Только вот за пять лет до того Красная армия вонзила нож в спину героически – без иронии – сражавшемуся с вермахтом Войску польскому. А в 1944-м якобы умышленно не оказала помощь поднятому в Варшаве антигитлеровскому восстанию, наконец, освободители не захотели покидать страну после окончания войны, по сути оккупировав ее, уничтожив подпольную Армию крайову.

Да, не спорю, было и такое. Трудно не согласиться и с тем, что многовековые и потемневшие от крови страницы российско-польских отношений, пожалуй, самые горькие в двух славянских народов. Братских. От этого тоже никуда не денешься.

И что поразительно: с Германией у поляков также, мягко говоря, все складывалось непросто, но мусорные баки у забора ее посольства они не сжигают. Да и такой ненависти, как к нам, к немцам они не испытывают – во всяком случае не выражают ее в столь диких формах, как это было 11 ноября ушедшего года у здания российского посольства. Почему? Попробуем разобраться.

Откуда пошла неприязнь

Истоки антипатии некоторой части поляков к русским можно найти в двух конкретных датах: 15 июля 1410 года и 28 июня 1569 года.

Первая из них связана с победой польско-литовских войск при непосредственной помощи русских полков и татарских отрядов над армией Тевтонского ордена. Вторая вошла в историю Люблинской унией, положившей начало Речи Посполитой – объединенному Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому. Почему именно эти две даты? Потому, что Грюнвальд дал импульс рождению имперской идеи в среде польского рыцарства (шляхты), а Люблинская уния оформила ее, можно сказать, юридически. И с появлением на свет Речи Посполитой шляхта ощутила себя великим, выражаясь языком Гегеля, историческим народом, впрочем, сам философ поляков, равно как и славян в целом, к таковым не относил. Но это так, к слову.

Таким образом, формирование польского имперского сознания началось с грюнвальдской победы. В чем это выразилось? В так называемой идеологии сарматизма. Ее родоначальником стал выдающийся польский хронист и дипломат Ян Длогуш, живший в XV веке. Его младший соотечественник – Мацей Меховский закрепил эту идею, точнее, мифологему в трактате «О двух сарматиях».

На его страницах он утверждал льстящее самолюбию шляхты происхождение поляков от сарматов, кочевавших в VI–IV веках до н. э. в причерноморских степях. Причем, с точки зрения шляхты, только она и представляла собой истинно польский народ, являвшийся потомком сарматов, местное крестьянство воспринималось не иначе как быдло и никакого отношения к некогда могущественным племенам не имело. Так… славяне-простолюдины…

Перед нами причудливое переплетение в сознании шляхты чувства собственного превосходства над теми же «азиатами-русскими» и одновременно внутреннее ощущение неполноценности – а иначе как объяснить дистанцирование от собственного славянского происхождения? Интересно, что во внешних формах сформулированная Меховским идеология, господствовавшая в шляхетской среде в XVI–XVII веках, нашла выражение в сарматском доспехе крылатых гусар – некогда лучшей и самой красиво экипированной кавалерии мира.

Справедливости ради отмечу, что подобное самоощущение было присуще не только нашим западным братьям-славянам, но и русской элите – как здесь не вспомнить утверждение Ивана Грозного о происхождении Рюриковичей от римского Августа-кесаря, изложенное им в послании к шведскому королю Юхану III.

Итак, возомнив себя потомками сарматов, шляхта взяла на себя историческую миссию – нести цивилизацию варварским народам, то есть русским. Потомкам, как полагали поляки, «диких» и «невежественных» скифов. Вдобавок ко всему русские в глазах шляхтичей были схизматиками – раскольниками, некогда отколовшимися от Католической церкви. Напомню, Речь Посполитая видела себя форпостом католицизма в Восточной Европе. То есть по отношению к «московитам» шляхта испытывала чувство и этнического, и религиозного превосходства, которое она пыталась доказать путем экспансионистской внешней политики, выражавшейся в стремлении к завоеванию исконно русских земель – осада польским королем Стефаном Баторием Пскова в 1581–1582 годах. И это было только начало. Во времена Смуты польский король Сигизмунд III Ваза пожелал присоединить погружаемую в омут хаоса Россию к владениям Речи Посполитой.

Заслуживает внимания тот факт, что одновременно с этим он претендовал на шведский престол, чуть позже шляхтичи приняли участие в Тридцатилетней войне, а польские же магнаты боролись с турками и австрийцами за преобладание в Молдавии. Перед нами пример активной экспансионистской политики, свойственной любой империи, и демонстрация на уровне военно-политической воли имперского сознания.

После Смуты на протяжении XVII века Россия и Речь Посполитая не раз еще скрещивали мечи: сначала Смоленская война 1632–1634-го, а потом Русско-польская 1654–1667 годов. Причем, учитывая, что мы виделись шляхте дикими азиатами, и методы борьбы со «скифами» также нередко были соответствующими. Достаточно вспомнить разграбление православных монастырей и храмов поляками и литовцами во времена Смуты, тактику выжженной земли, применяемую князем Иеремией Вишневецким против русских деревень в период Смоленской войны.

В целом польский экспансионизм потерпел крах, но не повлиял на ментальные установки шляхтичей. Но уже тогда, в первой половине XVII столетия у наших западных братьев-славян проявилась черта, приведшая в конечном счете к развалу Речи Посполитой и трагическим страницам польской истории, а именно несоизмеримость военного потенциала страны с ее геополитическими претензиями.

Территориально большая по европейским масштабам на протяжении всей своей истории Речь Посполитая оставалась в сущности раздробленным государством со слабой королевской властью и произволом шляхты. Жившие на Украине магнаты, те же Вишневецкие, были фактически независимыми правителями, располагавшими собственными вооруженными силами. И на исходе XVIII столетия это привело к развалу страны и последующему ее разделу между Российской империей, Прусским королевством и Габсбургской монархией.

А главное – потеря независимости привела к моральному унижению шляхты. Как же – «дикие русские варвары» властвуют над «цивилизованной европейско-сарматской Польшей». Это больно било по самолюбию польской элиты. Ведь имперское сознание стало ее плотью и кровью. Но никакая империя не может кому бы то ни было подчиняться. Погибнуть – да, как пала под ударами турок-османов в 1453 году империя ромеев. Но быть в зависимости от кого бы то ни было – никогда.

В качестве примера приведу эпизод из отечественной истории, а именно стояние на реке Угре в 1480-м. К тому времени Золотая Орда практически распалась, но энергичному хану Ахмату удалось вновь объединить под своей властью значительную часть некогда могущественной державы. Ахмат потребовал от Московской Руси возобновления выплаты дани, подкрепив свои доводы военным походом. Иван III выступил навстречу татарам, но на Угре начал колебаться и готов был признать зависимость от Сарая. Однако к тому времени русская элита уже ощущала себя наследницей ромеев, что нашло выражение в идеологии «Москва – Новый Иерусалим» и чуть позже – «Москва – Третий Рим».

Имперский менталитет

Как я уже отметил, любая имперская идея рождается сначала в сознании, а уж потом находит свое воплощение в государственном строительстве. И именно «Послание на Угру» ростовского архи-епископа Иоанна Рыло переломило настроение Ивана III. В этом документе хан мыслится не законным правителем Руси – царем, как это было прежде, а нечестивым безбожником. В свою очередь Вассиан впервые именовал царем Ивана III.

Так Россия стала царством на уровне ментальных установок правящей элиты, а уже потом, в 1547 году произошло формальное провозглашение монархии. То же самое было и в Польше: сначала Грюнвальд, потом Люблинская уния.

Но рассуждая об имперском менталитете польской элиты, не стоит забывать горькую истину – сами европейцы, жившие к западу от Одера, ни поляков, ни славян вообще своими не считали и не считают. Вспомним историю с избранием в 1574 году на польский трон Генриха Валуа – будущего французского монарха Генриха III. Не прошло и года, как король при первой возможности бежал от своих подданных. Причин было, разумеется, множество, но не последняя из них – именно ментальная несовместимость поляков и французов: для Генриха единоверные ему поляки оказались чужими.

Аналогичная ситуация сложилась и в России: я имею в виду неудачные попытки царя Михаила Федоровича выдать замуж свою дочь Ирину за датского принца Вольдемара – сына короля Христиана IV.

Возможно, сама польская элита в XIX столетии осознавала некую ментальную несовместимость с Западом, однако расставаться с имперским самосознанием не собиралась. Вот только его векторы были смещены в сторону языческих корней польской культуры, но уже не сарматской, а славянской, причем с резко негативным отношением к католицизму. У истоков подобных воззрений стоял выдающийся польский ученый начала XIX века 3ориан Доленга Ходаковский.

Но в целом значительная часть польской интеллектуальной элиты ощущала и ощущает себя именно частью европейской христианской культуры. Например, выдающийся польский эссеист Чеслав Милош в середине 50-х годов прошлого века выпустил книгу с выразительным названием «Родная Европа».

Собственно, в приведенных выше строках ответ на вопрос о причинах более спокойного отношения поляков к немцам, нежели к русским. Первые все же для «потомков» сарматов – свои, родные европейцы. Русские – чужие. Более того, «презренные московиты» более чем на столетие сделались хозяевами Польши. Это и унижало шляхту, и заставляло ее ненавидеть русских и одновременно испытывать по отношению к ним чувство неполноценности, о чем писал известный польский журналист Ежи Урбан: «Презрительное отношение поляков к русским проистекает из польского комплекса неполноценности».

Тем не менее имперская идея в сознании шляхты так и не была изжита, ибо на протяжении XIX столетия поляки стремились не просто обрести независимость, но и восстановить Речь Посполитую в прежних границах, в которых она существовала в XVII веке. Я имею в виду внешнюю политику образованного в 1812 году Королевства Польского – самого верного союзника Наполеона, а также антироссийские восстания в Царстве Польском в 1830–1831 и 1863 годах. Еще раз подчеркну, что эти восстания – не просто борьба за независимость, а именно попытка восстановления империи – Речи Посполитой с включением в ее состав в том числе непольского населения.

Любопытная деталь: именно будучи зависимыми от наполеоновской Франции и пребывая в составе Российской империи, шляхтичи при Александре I сумели создать регулярную, хорошо обученную и главное – дисциплинированную армию, чем не могла похвастаться независимая Речь Посполитая с ее посполитым рушением (ополчением), войсками магнатов и пр.

Путь завоеваний

Наконец в 1918 году вековая мечта поляков сбылась – их родина обрела свободу. Но руководители страны занялись не организацией внутренней жизни на своей земле, потрясенной Первой мировой войной, а… вступили на путь завоеваний, желая возродить империю – вторую Речь Посполитую от «моря и до моря». Чего хотели поляки? Многого. А именно – присоединить Литву, Латвию, Белоруссию, Украину до Днепра.

Отношение к недавним хозяевам Польши – русским также не изменилось: «дикие варвары», недостойные снисхождения. Это я о военнопленных Красной армии, оказавшихся в польских концлагерях после неудачного похода войск большевистского карателя Тухачевского на Варшаву. К слову, окажись тогда во главе красных по-настоящему толковый военачальник, а не дилетант-выскочка, и история независимой Польши завершилась бы, не успев начаться. Однако бездарное командование Тухачевского позволило полякам при помощи французских генералов победить и захватить часть белорусских и украинских земель. Справедливости ради отмечу, что ни белорусы, ни украинцы, ставшие польскими гражданами, особо не протестовали, тем более когда узнали о создании в СССР колхозов. Добавлю, что в 1920 году поляки оккупировали часть Литвы с Вильнюсом.

Мыслившаяся западными державами не более чем санитарным кордоном на пути большевизма в Европу Варшава стремилась реализовать на практике свои имперские амбиции и в межвоенный период. Достаточно вспомнить оккупацию в 1938-м поляками входившей в состав Чехословакии Тешинской области и предъявленный Литве ультиматум с требованием восстановления разорванных в 1920 году дипломатических отношений. Что плохого в восстановлении дипломатических отношений? Ничего, если не считать, что условиями их должно было стать признание де-юре оккупации Польшей Вильнюса. В случае несговорчивости литовцев Варшава обещала применить военную силу. Что ж, по-своему логично – любая империя создается железом и кровью и не особо считается с суверенитетом более слабых стран.

Еще пример имперского сознания польской элиты. Накануне Второй мировой войны Гитлер предъявил территориальные претензии к Чехословакии и выступил с определенными предложениями к Польше, которую в начале 30-х называл «последним барьером цивилизации на Востоке» – именно предложениями, а не претензиями. Реакция обеих стран известна.

В 1938 году Прага безропотно приняла условия Мюнхенского договора и позволила без единого выстрела оккупировать страну. Хотя превосходство чехословацкой армии над вермахтом безоговорочно признавалось немецким генералитетом. Варшава же отказывалась от каких бы то ни было компромиссов с немцами в вопросе так называемого Данцигского коридора и вольного города Данцига. А как я уже отметил, изначальные требования Гитлера к восточному соседу были весьма умеренны: включить Данциг, большинство населения которого и так составляли немцы, в состав Германии, предоставить Третьему рейху право на строительство экстерриториальной железной дороги и шоссе, которые бы соединили собственно Германию с Восточной Пруссией. Кроме того, зная о ненависти польской правящей элиты к Советскому Союзу, Берлин предложил Польше присоединиться к Антикоминтерновскому пакту, направленному против СССР.

Варшава ответила отказом по всем пунктам по весьма простой причине: в польском руководстве прекрасно понимали, что в Берлине им уготована роль младших партнеров. А это противоречило польскому имперскому сознанию. Да и не боялись поляки немцев. Рассуждали они примерно так: «Возможная агрессия со стороны Германии? Ничего страшного: до Берлина сто километров. Дойдем, если что». И это не было пустым бахвальством, ибо имперская политика руководства второй Речи Посполитой подкреплялась довольно успешным военным строительством.

Это миф, будто поляки располагали слабой в техническом отношении армией. На вооружении Войска Польского к 1939 году были средние танки 7ТР – одни из лучших в Европе, превосходившие по тактико-техническим данным боевые машины вермахта. ВВС Польши имели новейшие для своего времени бомбардировщиками Р-37 «Лоси».

Столь быстрая победа гитлеровцев в сентябре 1939 года объясняется превосходством германской военной мысли и над польской, и над франко-английской и, наконец, над советской. Достаточно вспомнить сражения 1941 – первой половины 1942-го.

Вторая мировая война в очередной раз подтвердила, что поляки чужие для Европы. Об этом свидетельствуют их потери в войне и бесчеловечный режим, установленный рейхом в покоренных славянских странах, весьма отличавшийся от существовавшего, скажем, в Дании, Норвегии или Франции. В свое время Гитлер прямо заявлял: «Всякое проявление терпимости по отношению к полякам неуместно. Иначе опять придется столкнуться с теми же явлениями, которые уже известны истории и которые всегда происходили после разделов Польши. Поляки потому и выжили, что не могли не воспринимать всерьез русских как своих повелителей… Нужно прежде всего следить за тем, чтобы не было случаев совокупления между немцами и поляками, ибо в противном случае в вены польского правящего слоя постоянно будет вливаться свежая немецкая кровь...»

На фоне этих бесчеловечных высказываний фюрера обращает на себя внимание его сентенция по поводу невосприятия поляками русских как своих повелителей. С этим трудно не согласиться.

Судьба послевоенной Польши оказалась непростой. С одной стороны, она не обладала свободой в области внешней политики, будучи зависимой от Кремля, с другой – добилась определенных успехов в социально-экономическом плане, не копируя советскую модель социализма. В Польше не было репрессий против Церкви, а кардинал Кароль Войтыла на долгие годы стал римским понтификом Иоанном Павлом II. Наконец, при помощи СССР поляки создали боеспособную армию, оснащенную советским . В этом несомненная заслуга маршала Константина Рокоссовского, бывшего министром обороны ПНР с 1949 по 1955 год.

Роль пушечного мяса

С роспуском Варшавского договора, как известно, Польша поспешила вступить в НАТО, где ее ждали с распростертыми объятиями, ибо США и их западным союзникам срочно нужно было пушечное мясо для войны в Персидском заливе в 1991 году и для завоевания Ирака в 2003-м, а также требовались бойцы для оккупационной армии в Афганистане. Хорошо подготовленные польские солдаты подошли здесь как нельзя лучше и героически умирали на неприветливых берегах Тигра и Евфрата и в суровых горах Афганистана, так далеко расположенных от Польши. Впрочем, со вступлением в НАТО уровень боевой подготовки польских военнослужащих из-за недостатка финансирования нельзя назвать соответствующим стандартам Североатлантического альянса.

Как известно, Варшава активно поддерживает стремление прозападных политических кругов Украины «втащить» ее в Евросоюз. Однако очевидно для любого здравомыслящего человека – ни Польша, ни Украина никогда не станут полноправными членами европейского сообщества. Я имею в виду не декларативные заявления тех или иных политиков, а именно ментальные установки западного общества. Ибо для него страны бывшего соцлагеря, включая Польшу, не более чем источник сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы, а также пушечное мясо в современных и будущих войнах.

Избежать подобного унизительного положения Польша может только путем военно-экономической интеграции с Россией, забыв старые обиды. Иного пути для нее нет. Если поляки, конечно, хотят остаться великим народом.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

История Польши тесно связана с историей России. Мирные периоды в отношениях двух стран перемежались частыми вооруженными конфликтами.

В XVI-XVII вв. Россия и Польша вели между собой многочисленные войны. Ливонская война (1558-1583) велась Московской Русью против Ливонского ордена, Польско Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии русский царь Иван IV Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Для русско-польских отношений стало важным произошедшее во время войны объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполита (Люблинская уния 1569 г.). Противостояние Россия - Литва сменилось противостоянием Россия - Польша. Король Стефан Баторий нанес русскому войску ряд поражений и был остановлен только под стенами Пскова. По Ям Запольскому (1582) мирному договору с Польшей Россия отказывалась от своих завоеваний в Литве и теряла выход к Балтике.

Во времена Смуты поляки трижды вторгались в Россию. Первый раз под предлогом оказания помощи якобы законному царю Дмитрию - Лжедмитрию I. В 1610 г. московское правительство, так называемая Семибоярщина, само призвало на русский престол польского королевича Владислава IV и впустило польские войска в город. В 1612 г . поляки были изгнаны из Москвы народным ополчением под командованием Минина и Пожарского. В 1617 г. королевич Владислав совершил поход на Москву. После неудачного штурма он вступил в переговоры и подписал Деулинское перемирие. Полякам отошли Смоленская, Черниговская и Северская земли.

В июне 1632 г. , по истечении Деулинского перемирия, Россия попыталась отвоевать у Польши Смоленск , но потерпела поражение (Смоленская война, 1632 1634). Полякам не удалось развить успех, границы остались без изменений. Однако для русского правительства самым важным условием был официальный отказ польского короля Владислава IV от его претензий на русский престол.

Новая русско-польская война (1654-1667 ) началась после принятия гетманщины Богдана Хмельницкого в состав России по Переяславским соглашениям. По мирному Андрусовскому договору к России перешли Смоленская и Черниговская земли и Левобережная Украина, а Запорожье было объявлено находящимся под совместным русско-польским протекторатом. Киев был объявлен временным владением России, но по "Вечному миру" 16 мая 1686 г. перешел к ней окончательно.

Украинские и белорусские земли стали для Польши и России «яблоком раздора» вплоть до середины XX века.

Прекращению русско-польских войн способствовала угроза обоим государствам со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства.

В Северной войне против Швеции 1700-1721 гг. Польша являлась союзницей России.

Во 2-й половине XVIII вв. шляхетская Речь Посполита, раздираемая внутренними противоречиями, находилась в состоянии глубокого кризиса и упадка, что давало возможность Пруссии и России вмешиваться в её дела. Россия участвовала в войне за Польское наследство 1733-1735 гг.

Разделы Речи Посполитой в 1772-1795 гг. между Россией, Пруссией и Австрией проходили без больших войн, ибо ослабевшее из-за внутренних неурядиц государство уже не могло оказать серьезного сопротивления более могущественным соседям.

В результате трех разделов Речи Посполитой и передела на Венском конгрессе 1814-1815 гг. царской России была передана большая часть Варшавского княжества (образовано Царство Польское). Польские национально-освободительные восстания 1794 г. (под руководством Тадеуша Костюшко), 1830-1831, 1846, 1848, 1863-1864 гг. были подавлены.

В 1918 г. Советское правительство аннулировало все договоры царского правительства о разделах страны.

После поражения Германии в Первой мировой войне Польша стала независимым государством. Ее руководство строило планы по восстановлению границ Речи Посполитой на 1772 год. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав ее, как официально заявлялось, плацдармом мировой революции.

Советско-польская война 1920 г. началась успешно для России, войска Тухачевского стояли под Варшавой, но затем последовал разгром. В плен попало, по разным оценкам, от 80 до 165 тысяч красноармейцев. Польские исследователи считают документально подтвержденным факт гибели 16 тысяч из них. Российские и советские историки называют цифру в 80 тысяч. По Рижскому мирному договору 1921 г. к Польше отошла Западная Украина и Западная Белоруссия.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. 28 августа было подписано разъяснение к "секретному дополнительному протоколу", который разграничивал сферы влияния "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства". В зону влияния СССР входила территория Польши к востоку от линии рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой "линии Керзона", по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.

1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия развязала Вторую мировую войну. Разгромив польскую армию в течение нескольких недель, она оккупировала большую часть страны. 17 сентября 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши.

Советскими войсками были захвачены в плен 240 тысяч польских военнослужащих. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 г., через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска.

В мае 1945 г. территория Польши была полностью освобождена частями Красной Армии и Войска Польского. В боях за освобождение Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат и офицеров.

Решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Польше возвращены её западные земли, установлена граница по Одеру - Нейсе. После войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В восстановлении и развитии национальной экономики большую помощь оказал Советский Союз. В 1945-1993 гг. в Польше дислоцировалась советская Северная группа войск; в 1955-1991 гг. Польша являлась участником Организации Варшавского Договора.
Манифестом Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. Польша была провозглашена Польской Республикой. С 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. - Польская Народная Республика. С 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г., между СССР и Польшей - с 5 января 1945 г., правопреемник - Российская Федерация.

22 мая 1992 г. между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.
Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.

В период 2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".

После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.

Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.

6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

(Дополнительный