Скачать шаталов точка опоры в pdf. Принципы построения метода Шаталова

План.

    Биография;

    Методики педагога-новатора;

    Схема уроков;

    Взаимодействие с родителями по Шаталову

    Биография.

В 1927 году в городе Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально-графических формах. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объем и сложность которых варьируется на этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

    заслуженный учитель УССР (1987);

    народный учитель СССР (1990);

    орден Знак Почёта;

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

    Методики педагога-новатора.

Цель методики:

    Воспитание и формирование:

    мотивов учения;

    любознательности и познавательных интересов;

    чувства долга и ответственности за результаты учения;

    осознание себя личностью.

Учеба и познание:

  • развитие способностей;

    потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

    психологические законы восприятия информации;

    дидактические материалы (опорные конспекты);

    гуманное отношение к ученику - педагогику сотрудничества;

    подвижное оценивание;

    систематизацию информации;

Принципы построения метода Шаталова:

    Целостного восприятия информации: сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком; от него выстраиваются отдельные эскизы; постоянно идет возвращение к главному фрагменту; особое внимание уделяется повторению - так постепенно могут усвоить материал все ученики; новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

    Ограниченности восприятия информации: опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти. Весь объем информации делится на 5-7 блоков. Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство). Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание. Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

    Сотрудничества: гуманное отношение к ученику; отсутствие критики; отсутствие негативной оценки знаний; снятие психологического напряжения в классе; отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

    Бесконфликтности (особое оценивание): позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы); подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению; дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях; строит открытые отношения между учителем и учеником.

    Особого решения задач - сначала научить, потом спрашивать: не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит; поощряет самостоятельное решение.

    Учения с увлечением: учение с большим трудом; чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения; увлечение подвигает на новый труд.

    Максимализма: в требовательности и пощаде; в самостоятельности и контроле; в загрузке учителя и облегчении его труда; в заинтересованности ученика; в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве); в просторе для сильного ученика.

    Последовательности: изучение теории; отработка практики.

    Открытых перспектив: открытое и подвижное оценивание (гласность); открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»); возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик - это получение знаний от общего к частному. При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

    освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);

    запоминании при минимуме времени максимума информации;

    выработке беглых навыков решения простых задач;

    приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;

    отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);

    отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты - тупой);

    бесконфликтности;

    быстром движении вперед;

    открытых перспективах;

    гласности;

    в реализации идеи "борьбы с двойками";

    объединении ученика и учителя;

    возможности использования в школах и ВУЗах.

    Схема уроков.

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму: ознакомление + понимание + закрепление + опрос.

    Объяснение:

      публичная нумерация тем;

      четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократны повтором трудных мест;

    1. быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;

      переписывание конспекта в тетрадь.

    Повторение:

      воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;

      несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;

      весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

    Решение задач:

    1. на уроке решается 2-3 типовые задачи;

      типовые задачи обязательны для всех;

      никто не пишет, все слушают;

      задачу решает ученик;

      повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;

      решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;

      интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», - Шаталов.

    Взаимодействие с родителями по Шаталову.

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

    «Куда и как исчезли тройки»

«Отметка – не цель. Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой. Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель. О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.»

«Каждый из нас – и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, – рано или поздно задумывается над вопросом: в чем суть профессии учителя, в чем притягательность этой внешне вроде бы однообразной работы? Сейчас, когда за плечами 50 лет педагогического стажа, отвечу так: в ни с чем не сравнимой радости стоять у колыбели мысли и личности ученика, в возможности видеть невидимое для многих – процесс взросления, становления человека и ощущать себя причастным к таинству развития познавательных сил своих питомцев, а спустя годы видеть воплощение своего труда в прекрасных людях, достойных гражданах своей Родины. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? Точка опоры – это обретение достоинства, в основе которого честь, совесть, правда, высокое представление о человеке и его предназначении на земле. Чувство достоинства не может возникнуть вдруг, из ничего, само по себе. Оно взращивается в непрестанном преодолении, упорной работе на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном содружестве учителей и учеников. Все действия и поступки учителя, все его большие и малые находки, все избранные им приемы и средства обучения не будут значить ровным счетом ничего, если они не одушевлены этой главной педагогической целью. Забота о достоинстве человека должна быть воздухом общения в классе и в школе.»

В. Ф. Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова». Педагогическая система В. Ф. Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. И только после «окрика» на пленуме ЦК КПСС в докладе Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» (Правда от 18.02.1988) В. Ф. Шаталов получил возможность спокойно продолжать свой эксперимент /101/. В докладе было сказано: «Путь к цели - предоставить школе право на творчество, на выбор методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса, на отработку новаторских идей воспитания. Не вытравливать, а всячески лелеять ростки появившихся у нас школ, облик которых определяется деятельностью талантливых, нешаблонно мыслящих и преданных делу педагогов».

В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными средствами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и соответственно следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.

Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова : 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует:
♦ снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3-4 раза разными словами;
♦ давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны». Так, он дает за один урок следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах», И достигает лучших результатов, ибо «именно дробление материала на 5 уроков, как это предусматривала программа тех лет, затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязанность»;
♦ передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.
2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить.
3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.
4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся.
6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
7. Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. В организации разнообразного контроля и опроса учащихся, несомненно, сказывается талант самого В. Ф. Шаталова.
8. Дать каждому учащемуся возможность улуч-шить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.
9. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Вот небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простом профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В. Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т. е. проводить профилактику, чтобы ее не было.

В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в тем, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли? Не удивительно, что у него есть последователи и среди педагогов высшей школы.

В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.

Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.

НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

  • заслуженный учитель УССР (1987);
  • народный учитель СССР (1990);
  • орден Знак Почёта;

Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.

Суть новаторства Шаталова

Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.

Цель методики:

1. Воспитание и формирование:

  • мотивов учения;
  • любознательности и познавательных интересов;
  • чувства долга и ответственности за результаты учения;
  • осознание себя личностью.

2. Учеба и познание:

  • развитие способностей;
  • знание;
  • потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.

Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

  • ориентация на результат;
  • заинтересованность в процессе деятельности;
  • заинтересованность в получении хорошей оценки;
  • избежание неприятностей.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

  • психологические законы восприятия информации;
  • дидактические материалы (опорные конспекты);
  • гуманное отношение к ученику — педагогику сотрудничества;
  • подвижное оценивание;
  • систематизацию информации;
  • стройность и взаимосвязанность знаний;
  • воспитание познавательной самостоятельности;
  • укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.

Принципы построения метода Шаталова

1. Целостного восприятия информации:

  • сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
  • от него выстраиваются отдельные эскизы;
  • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
  • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
  • новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

2. Ограниченности восприятия информации:

  • Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
  • Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
  • Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
  • Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
  • Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

3. Сотрудничества:

  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики;
  • отсутствие негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

4. Бесконфликтности (особое оценивание):

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

  • не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
  • поощряет самостоятельное решение.

6. Учения с увлечением:

  • учение с большим трудом;
  • чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
  • увлечение подвигает на новый труд.

7. Максимализма:

  • в требовательности и пощаде;
  • в самостоятельности и контроле;
  • в загрузке учителя и облегчении его труда;
  • в заинтересованности ученика;
  • в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
  • в просторе для сильного ученика.

8. Последовательности:

  • изучение теории;
  • отработка практики.

9. Здоровья:

  • физическое воспитание ежедневно.

10. Открытых перспектив:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова

Новаторская методика лежит на 6 китах:

  1. Повторении.
  2. Контроле знаний.
  3. Системе оценок.
  4. Методике решения задач.
  5. Опорных конспектах.
  6. Спортивных занятиях с учениками.

«Учиться победно!» — вот девиз педагога В.Ф. Шаталова.

Схема уроков Шаталова

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:

ознакомление + понимание + закрепление + опрос

1. Объяснение:

  • публичная нумерация тем;
  • четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
  • перерыв;
  • быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
  • переписывание конспекта в тетрадь.

2. Повторение:

  • воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
  • несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
  • весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

3. Решение задач:

  • на уроке решается 2-3 типовые задачи;
  • типовые задачи обязательны для всех;
  • никто не пишет, все слушают;
  • задачу решает ученик;
  • повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
  • решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
  • интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: « Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…» . То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.

Взаимодействие с родителями по Шаталову

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

Уникальность авторской методики

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.

При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

  • освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
  • запоминании при минимуме времени максимума информации;
  • выработке беглых навыков решения простых задач;
  • приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
  • отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
  • отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
  • бесконфликтности;
  • быстром движении вперед;
  • открытых перспективах;
  • гласности;
  • в реализации идеи "борьбы с двойками";
  • объединении ученика и учителя;
  • возможности использования в школах и ВУЗах.

Критика экспериментальной методики

Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас. Широкого распространения его методика не получила по причинам:

  • не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
  • уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
  • отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумению работать с большими текстами;
  • сложности видоизменения самой системы.

Распространение и популярность методики

Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.

Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова . В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.

Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.

За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.

Успехи учеников

Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).

В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,

Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.

С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.

В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.

Библиография

В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:

  • М. — 1978
  • София — 1980
  • Пекин — 1980
  • Будапешт — 1982
  • Рига — 1988
  • Минск — 1989

Тройка обречена . — М. — 1995.

Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

  • М. — 1987
  • Варшава — 1989
  • Казань — 1990
  • Минск — 1990
  • Италия — 2001

Эксперимент продолжается:

  • М. — 1989
  • www.e-lib.info
  • Донецк — 1998

Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982

Кредо экспериментатора. — М. — 1994

Введение в поиск. - Краснодар. — 1989

За чертой привычного. — Донецк —1988

Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

Путь поиска. — СПб — 1996

Трудных детей не бывает. — М. — 2001

В будущее из вчера. — Донецк — 2001

Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

Секундант. — М. — 2006

Жизнь продолжается. — М. — 2002

Сквозь призму сердца. — М. — 2002

Приглашение к поиску. — М. — 2002

Город в облаках. — М. — 2006

Учебные задания:

  • по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
  • по истории в 4 классе. — М. — 1984.
  • по истории в 7 классе. — М. — 1985.
  • по тригонометрии. — М. — 1993.

17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

Опорные конспекты по:

  • физике 6 — Киев — 1976
  • физике 7 — Киев —1977
  • физике 8 — Ульяновск — 1988
  • физике 9 — Ульяновск — 1988
  • физике 10 — Ульяновск — 1988
  • физике — Пекин — 1981
  • астрономии — М. — 1978
  • математике 4-5 — М. — 1978
  • природоведению — М. — 1979
  • географии 6 — М. — 1981
  • высшей математике — Кр. Рог — 1985
  • истории — М. — 1985
  • кинематике и динамике — М. — 1989
  • физической географии — Донецк — 1991
  • тригонометрии — М. — 1993

Учебники:

  • Геометрия — Волгоград — 1990
  • Физика на всю жизнь. — М. — 2003
  • Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
  • Алгебраические волны. — М. — 2005
  • Геометрия в лицах. — М. — 2006
  • Астрономия. — М. — 2006
  • Физика чести. — М. — 2006
  • Трилогия. — Архангельск — 1990

Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:

  • М. — 1980
  • Пекин — 1980
  • Тбилиси — 1988

Педагогический поиск:

  • М. — 1989
  • Київ — 1989
  • Прага — 1995

Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

Психологические контакты. — М. — 1989

Фото : Білецький В.С., Википедия.

Четверть века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР. Сегодня методику Шаталова возрождают его московские последователи.

Виктор Фёдорович Шаталов -- народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы (Указ Президента России № 1552 от 19 ноября 2007 года), заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий. Он -- автор более 30 книг, которые переведены на 17 языков мира.

Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Проблем в школьном обучении и тогда хватало. Учитель стал экспериментировать и через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество.

Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание -- вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.

Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Проблему решает не совершенствование системы экзаменов, а методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания.

Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.

Оглавление учебника и тезисы урока -- опорный конспект. Он представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами». Не зря Э. Резерфорд понял, как устроен атом, не из математического описания, а путём зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема -- находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы.

Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.

Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Школьники обходятся без дневников и традиционных домашних заданий. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь сделать самому -- быстрее и приятнее. Система Шаталова даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.

Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.

Система не сводится только к опорным конспектам. В ней много нюансов, блестящих методических находок в оценке знаний. Систему надо видеть. Такая возможность есть. Созданы видеофильмы с уроками Шаталова по алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, астрономии. Изданы учебники и книги по его методике.

Во время каникул Виктор Фёдорович Шаталов приезжает в Москву и проводит занятия со старшеклассниками. Занятия с дошкольниками и младшими школьниками (русский язык, математика) ведёт народный учитель СССР С.Н. Лысенкова. Её ученики переходят из 2-го класса сразу в 5-й. Русский язык по методике Шаталова преподаёт О. А. Шаламова, английский, французский и немецкий языки -- Л.Н. Шихирев. Разрабатываются курсы химии, истории, географии и др. Годовую программу удаётся пройти за 7--11 часов.

По субботам школа приглашает желающих на бесплатные лекции по методике В.Ф. Шаталова. В продаже имеются учебные пособия по предметам средней школы в опорных конспектах Шаталова, а также видеозаписи его уроков, зарегистрированные в Госфильмофонде РФ. Диски с учебными курсами высылаются по почте. Годовой курс, например, физики для 7-го класса (а это 7 часов видеозаписи) обойдётся в 950 рублей без учёта почтовых расходов.

Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять

Виктор Фёдорович Шаталов

Система обучения точным наукам с использованием опорных сигналов разработана Виктором Федоровичем Шаталовым.

Главный принцип - сделать ребёнка раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению Шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.

Суть системы в том, чтобы на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы и понятия в данном предмете. Это и есть точка опоры - «опорные сигналы». Это даёт ученику основные инструменты и уверенность в их использовании. Уверенность в своей способности освоить материал ведёт к тому, что дети САМИ хотят учиться.

На следующих уроках ученики решают задачи любой сложности, отвечают на вопросы.

Вместо домашних заданий дети получают большие “предложения” - им дают задание для самостоятельной работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в удобном ему темпе.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.

В школе Шаталова на каждом уроке каждый ученик получает пятерку. А если что-то недопонял или недоучил, любой имеет возможность исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а не закрывая ее хорошо выученной следующей. Любую нежелательную для ученика оценку он имеет право исправить в любой день.

Шаталов считает, что за 8 часов можно дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии.

«Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными».

По мнению Шаталова, математически бездарных учеников не существует в природе.

Личная история

Виктор Федорович Шаталов родился 1.V.1927 года. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Сталинский педагогический институт в 1953 году.

На педагогической работе в школе с 1951 года. С 1956 г. вел экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ Педагогики УССР с 1973 г. и АПН СССР с 1985 г. Заслуженный учитель УССР с 1987 г., народный учитель СССР с 1990 г. С 1992 года доцент Института последипломного образования.

История педагогики Шаталова

Я в Донецке родился и все время жил, никуда не уезжал и не уеду, хотя предложений было много. В нашей семье 15 учителей. Учительская профессия так вошла в нашу жизнь, что для меня сложности не представляла.

В школе меня дети уважали, а когда начал работать директором школы, попытался учителям дать то, что делаю я, - оказалось бесполезно. Ведь я нес свое, личностное. И вдруг озарило: начинать надо с первой ступеньки, с системы оценки знаний и создания условий учения, а конспекты пришли намного позже, как производная этой работы.

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Виктор Фёдорович Шаталов - народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий.


Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР в Донецке. Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Живёт в Донецке.


Титулы, награды Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно - исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вербально - графической форме взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий.




Главное в методе Шаталова - конспект. Конспект - результат огромной работы учителя. На страничке - короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, - все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. « Нужно только, - говорит он, - чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом »




Так, стоит сделать упор на изучении только теории с помощью опорных сигналов, как развитие продуктивного мышления, не подкрепленное самостоятельной творческой деятельностью при решении задач и упражнений различной сложности, будет подменено механической работой памяти. Точно так же увлечение решением задач или репродуктивным повторением не позволит реализовать все возможности экспериментальной методики, в том числе развивающие и воспитательные.


Невнимание к спортивным занятиям нанесет ущерб здоровью учащихся и сведет до минимума их учебную деятельность (как утверждаем Шаталов, за все годы работы в экспериментальных классах никогда не курил ни один ученик. Мозг не может продуктивно работать, постоянно отравляемый никотином. Это знание становится внутренним убеждением каждого ребенка).




Подсистемы единой методической системы, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе.


В. Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л. В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне сложности. 2. Бесконфликтность. 3. Быстрое движение вперед. 4. Открытые перспективы. 5. Сверхмногократное повторение. 6. Ведущая роль теоретических знаний. 7. Гласность.


Отличительные признаки педагогической системы Система В. Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию многократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место ».


Отличительные признаки педагогической системы Основные категории технологии обучения В. Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно - воспитательным процессом базируется на категориях « оценка », « повторение », « контроль » и « самоконтроль ».


Система опорных сигналов « Каждой теме учебного предмета В. Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т. е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм): развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);


Система опорных сигналов работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту. В. Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы.


Учет и оценивание знаний В технологии обучения В. Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Оценка, с точки зрения В. Ф. Шаталова, – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.


Учет и оценивание знаний В. Ф. Шаталов считает, что за ошибки никогда не надо снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.


Спорт Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В. Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов справедливо утверждает, что «… слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития ».


Повторение Система В. Ф. Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями.


Повторение Учитель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.


Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.


Основные методы обучения изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков - символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;


Основные методы обучения проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего - предыдущий ученик); релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто - то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы « отлично », опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).



В. Ф. Шаталов является автором 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров, на разных языках. 1) Эксперимент продолжается,) Педагогическая проза,) Точка опоры,) Куда и как исчезли тройки, Из опыта работы школ г. Донецка,) Соцветие талантов,) За чертой привычного, 1988.


« Судьбы книг неисповедимы, как и судьбы людей. Одни приходят к нам легко и быстро, но, случается, и забываются так же быстро и безвозвратно. Другие пробиваются к читателям мучительно трудно и долго, и чаще всего они оказываются самыми энергоемкими и жизнестойкими. Каждая страница книги рассказывает о реальных учениках. Это значит, что каждый читатель получает возможность стать участником расширенного педагогического совета, начавшегося в далеком 1956 году ».


Таким образом, мы видим, что образовательная модель В. Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость. За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико - математических и технических наук.


Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В. Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно - воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.