Виктор Федорович Шаталов — народный учитель и новатор. Методика В.Ф. Шаталова. Педагогическая система Виктор Федорович Шаталов. Творческая биография

План.

    Биография;

    Методики педагога-новатора;

    Схема уроков;

    Взаимодействие с родителями по Шаталову

    Биография.

В 1927 году в городе Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально-графических формах. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объем и сложность которых варьируется на этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

    заслуженный учитель УССР (1987);

    народный учитель СССР (1990);

    орден Знак Почёта;

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

    Методики педагога-новатора.

Цель методики:

    Воспитание и формирование:

    мотивов учения;

    любознательности и познавательных интересов;

    чувства долга и ответственности за результаты учения;

    осознание себя личностью.

Учеба и познание:

  • развитие способностей;

    потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

    психологические законы восприятия информации;

    дидактические материалы (опорные конспекты);

    гуманное отношение к ученику - педагогику сотрудничества;

    подвижное оценивание;

    систематизацию информации;

Принципы построения метода Шаталова:

    Целостного восприятия информации: сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком; от него выстраиваются отдельные эскизы; постоянно идет возвращение к главному фрагменту; особое внимание уделяется повторению - так постепенно могут усвоить материал все ученики; новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

    Ограниченности восприятия информации: опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти. Весь объем информации делится на 5-7 блоков. Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство). Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание. Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

    Сотрудничества: гуманное отношение к ученику; отсутствие критики; отсутствие негативной оценки знаний; снятие психологического напряжения в классе; отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

    Бесконфликтности (особое оценивание): позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы); подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению; дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях; строит открытые отношения между учителем и учеником.

    Особого решения задач - сначала научить, потом спрашивать: не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит; поощряет самостоятельное решение.

    Учения с увлечением: учение с большим трудом; чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения; увлечение подвигает на новый труд.

    Максимализма: в требовательности и пощаде; в самостоятельности и контроле; в загрузке учителя и облегчении его труда; в заинтересованности ученика; в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве); в просторе для сильного ученика.

    Последовательности: изучение теории; отработка практики.

    Открытых перспектив: открытое и подвижное оценивание (гласность); открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»); возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик - это получение знаний от общего к частному. При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

    освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);

    запоминании при минимуме времени максимума информации;

    выработке беглых навыков решения простых задач;

    приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;

    отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);

    отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты - тупой);

    бесконфликтности;

    быстром движении вперед;

    открытых перспективах;

    гласности;

    в реализации идеи "борьбы с двойками";

    объединении ученика и учителя;

    возможности использования в школах и ВУЗах.

    Схема уроков.

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму: ознакомление + понимание + закрепление + опрос.

    Объяснение:

      публичная нумерация тем;

      четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократны повтором трудных мест;

    1. быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;

      переписывание конспекта в тетрадь.

    Повторение:

      воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;

      несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;

      весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

    Решение задач:

    1. на уроке решается 2-3 типовые задачи;

      типовые задачи обязательны для всех;

      никто не пишет, все слушают;

      задачу решает ученик;

      повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;

      решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;

      интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», - Шаталов.

    Взаимодействие с родителями по Шаталову.

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

    «Куда и как исчезли тройки»

«Отметка – не цель. Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой. Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после урока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель. О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.»

«Каждый из нас – и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, – рано или поздно задумывается над вопросом: в чем суть профессии учителя, в чем притягательность этой внешне вроде бы однообразной работы? Сейчас, когда за плечами 50 лет педагогического стажа, отвечу так: в ни с чем не сравнимой радости стоять у колыбели мысли и личности ученика, в возможности видеть невидимое для многих – процесс взросления, становления человека и ощущать себя причастным к таинству развития познавательных сил своих питомцев, а спустя годы видеть воплощение своего труда в прекрасных людях, достойных гражданах своей Родины. Но как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? Точка опоры – это обретение достоинства, в основе которого честь, совесть, правда, высокое представление о человеке и его предназначении на земле. Чувство достоинства не может возникнуть вдруг, из ничего, само по себе. Оно взращивается в непрестанном преодолении, упорной работе на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном содружестве учителей и учеников. Все действия и поступки учителя, все его большие и малые находки, все избранные им приемы и средства обучения не будут значить ровным счетом ничего, если они не одушевлены этой главной педагогической целью. Забота о достоинстве человека должна быть воздухом общения в классе и в школе.»

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Его педагогический стаж - 53 года. Из них 40 лет - исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле.

На едином дыхании читаются последние работы В. Шаталова «Трудных детей не бывает», «Сквозь призму времени», «Соцветие талантов».

В предисловии к недавно вышедшей его книге «Приглашение к поиску» есть примечательные слова, которые звучат не просто как дань уважения знаменитому учителю, но как четкое определение его места в развитии науки - читателю предлагается «новый труд великого педагога современности».

Его методическая система годится не только для школы, ее охотно применяют преподаватели техникумов, вузов, военных академий. В любой заинтересованной аудитории Шаталов - желанный гость. Слушать его - истинное удовольствие. Его лекции длятся по 4-5 часов и больше, но аудитория как завороженная внимает каждому слову.

В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, они стремятся добиться успеха.

На уроках Шаталова все необычно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Опорные сигналы - это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы - позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные Шаталовым, прежде неведомы были школе. Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.

Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников. Вот что отвечает педагог-новатор Шаталов на вопрос «От чего зависит успеваемость ребенка в школе?»:«А вы вспомните: в начальной школе ведь успевают почти все: у всех отличные оценки и похвальные грамоты. Почему? Потому что родители малышам уделяют больше внимания и могут помочь в учебе. Я уверен в том, что ребенок должен находиться под опекой родителей до десятого класса. Если чересчур занятые работой родители нанимают своему ребенку гувернера, а потом репетитора, это тоже неплохо. Да, чужой человек при индивидуальных занятиях может заменить маму с папой, но все-таки необходимое ребенку тепло он дать не сможет. Еще успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Нельзя заставлять учиться. Вот, например, однажды дети из отсталого класса, в котором мне предстояло преподавать, испугались: по школе пошли слухи, что у меня очень высокие требования к ученикам. “Не хочу математику!” - прятался от меня один мальчик. Я предложил ему поучиться у меня две недели и обещал, что если ему не понравится, то отпущу к другому преподавателю. Такой эксперимент ему показался забавным. А потом он увлекся - это ведь был его выбор».

В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места.

Свою уникальную методику Виктор Федорович создал не сразу. Пятьдесят лет назад он начал карьеру учителя в родном Донецке. Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально «вымучивают» алгебру, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. Ученикам вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и не учат мыслить логически. А ведь математика построена на логике.

Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники - «выжал из них всю воду», оставил лишь существенное. Поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов - они в несколько раз тоньше.

Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». Новации учителя приняли далеко не все - чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были… школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. «Шаталов научит моих ребят за месяц, - разоткровенничалась одна учительница, - а что мне потом с ними делать?» Зато сами школьники быстро убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы.

На его занятиях работает совершенно необычная методика повторения. Лучшие из дидактов прошлых веков говорили, что «повторение - мать учения». В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения. Вот слова Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».

Многие из учеников Виктора Федоровича сделали успешную научную карьеру. Среди его воспитанников - 62 кандидата и 12 докторов наук, 64 человека стали мастерами спорта.

Методика В. Ф. Шаталова - принципиальный вклад в педагогическую науку и практику. Она отражает мировые тенденции развития дидактики. Можно утверждать, что без реализации от­дельных положений этой методики (как бы они ни назывались в других педагогических технологиях) невозможно совершенство­вать урок как форму совместной деятельности учителя и учащихся.

Необходимо выделить следующие этапы внедрения шаталовской методики. Перво-наперво требуется научно-дидактическое осмысление педагогической технологии. Во-вторых, важную роль играет общая дидактическая подготовка того, кто внедряет данную методику. От него требуется не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и его адаптация до уровня собственной методики.

Только осознав предмет внедрения как нечто объективно необходимое и понятное для самого себя, учитель может изучить и успешно использовать новую педагогическую технологию. Внедряет ту или иную технологию обычно учитель-практик. Достигая значительных результатов в обучении, он зачастую не может все это научно обосновать, выразить в законе, закономерности, алгоритме. Так, один из стержней шаталовской методики - опорная схема (далее - ОС) - рассматривается как частный метод, а это - дидактический принцип. Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) - Слово (С) - Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово - ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель - школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, - опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Массовое распространение шаталовской методики наиболее ярко показало недостатки традиционной системы внедрения. Изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показывает, что полное понимание сути ОС наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя. Поэтому необходим лекционно-семинарский курс (не менее 50-60 часов), чтобы познакомить его со всеми функциями.

Разрабатывая или адаптируя ОС, учитель детально планирует содержание и методы урока и составляет его технологическую карту. Таким образом, заполняется вакуум после фактической отмены плана-конспекта урока. Не имея какой-либо формализованной схемы будущего урока, учитель не в состоянии провести его на высоком уровне. Одним из основных недостатков внедрения шаталовской методики была ориентация на использование учителем ОС, данных ему в готовом виде. Учителю указывалось, сколько минут и что именно он должен делать на уроке. Такая жесткая регламентация вошла в противоречие с тенденцией усиления творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя.

Практика показывает , что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают, а потому и отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не ОС определяет содержание урока, на что ориентировали учителя в бытовавшей системе внедрения шаталовской методики, а, напротив, содержание урока определяет ОС. Учитель должен знать виды (всего их семь) и формы ОС, уметь варьировать их. Должен он знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Важно учить педагога организации процесса составления ОС. Распространена ошибка, когда пытаются составить ОС сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает неверие в свои силы. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

  • определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
  • дифференцировать словесно-образное и знаково-симво-лическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов);
  • составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях;
  • составить полный бланк ОС.

Искусство педагога - устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву.

Педагогическая психология в вопросах и ответах. – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

В. Ф. Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова». Педагогическая система В. Ф. Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. И только после «окрика» на пленуме ЦК КПСС в докладе Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» (Правда от 18.02.1988) В. Ф. Шаталов получил возможность спокойно продолжать свой эксперимент /101/. В докладе было сказано: «Путь к цели - предоставить школе право на творчество, на выбор методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса, на отработку новаторских идей воспитания. Не вытравливать, а всячески лелеять ростки появившихся у нас школ, облик которых определяется деятельностью талантливых, нешаблонно мыслящих и преданных делу педагогов».

В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными средствами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и соответственно следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.

Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова : 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует:
♦ снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3-4 раза разными словами;
♦ давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны». Так, он дает за один урок следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах», И достигает лучших результатов, ибо «именно дробление материала на 5 уроков, как это предусматривала программа тех лет, затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязанность»;
♦ передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.
2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить.
3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.
4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся.
6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
7. Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. В организации разнообразного контроля и опроса учащихся, несомненно, сказывается талант самого В. Ф. Шаталова.
8. Дать каждому учащемуся возможность улуч-шить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.
9. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Вот небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простом профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В. Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т. е. проводить профилактику, чтобы ее не было.

В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в тем, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли? Не удивительно, что у него есть последователи и среди педагогов высшей школы.

Есть такой педагог-новатор Виктор Шаталов. Он уже несколько десятилетий бьётся с системой, сначала советской, теперь россиянской, хочет внедрить свой метод обучения, по которому даже двоечник становится отличником. Передать беплатно – берите. Но у него пока ничего не получается. И можно предположить почему.

Некто с интересной фамилией Гладкий критикует Шаталова. Читаем внимательно, Это он пишет письмо редактору радиостанции Свобода (существующей на деньги ЦРУ США).

Обратите внимание на первый абзац. В нем Гладкий представляет себя. Дело в том что евреи очень чётко всегда идентифицируют окружающих на предмет “свой-чужой”, при личной встрече они это делают мгновенно, на вербальном уровне. При виртуальной переписке такого нет, и надо дать понять собеседнику кто ты есть, обозначить себя, что-бы и он обращался к тебе соответственно. Это надо делать в первых строках, потому что дальше могут и не прочитать.

Автор и ведущий программ «Образование» радио «Свобода» по определению не может быть не своим, это на 101% ясно, тут к бабке не ходи, а вот кто такой Гладкий, пока редактору не понятно, и надо себя правильно подать, потому как с просто слушателем никто не будет иметь дело, а читать его письма и прислушиваться к ним тем более.

Итак Гладкий называет себя и перечисляет свои заслуги в общем их деле.

Уважаемый коллега Костинский! Гораздо охотнее я обратился бы к Вам по имени и отчеству, как издавна было принято в России – если бы сумел узнать Ваше отчество. Меня зовут Алексей Всеволодович Гладкий; я доктор физ.-мат. наук, профессор, моя основная научная специальность – математическая лингвистика. Но главным делом своей жизни я считаю преподавание и почти 60 лет размышляю о проблемах образования – с тех пор, как на 2-м курсе Московского пединститута им. Ленина начал изучать педагогические дисциплины и бывать в школах. Много лет преподавал в педагогических институтах и университетах, а в начале 90-х сам пошел работать в школу. Довольно много писал о проблемах образования, кое-что из этих сочинений опубликовано в журналах «Математика в школе» и «Знание – сила»; в 1996-97 гг. сам пытался издавать педагогический журнал. А так как я старый слушатель «Свободы», то когда на Вашем радио появились еженедельные передачи «Образование», стал их регулярно слушать и с тех пор стараюсь не пропускать; это не всегда удается, но б`oльшую часть прослушал. Многое в них было очень интересно. Особенно хочется отметить передачи с участием О.Н. Смолина (его я однажды видел очень близко, когда он вел заседание общественного совета по образованию в Госдуме III созыва); весьма информативны были передачи, посвященные пресловутому ЕГЭ; не раз в студию приходили опытные и думающие педагоги, которым есть что сказать. Нынешней весной была прекрасная передача о преподавании эволюционного учения. Когда выступают люди, чья точка зрения резко расходится с моей, это мне тоже интересно, и даже о курьезах вроде «фирменных университетов» слушаю внимательно. В результате возникает общая картина того, как разные люди, имеющие то или иное отношение к образованию – педагоги, администраторы, потребители «продукции» образовательных учреждений и другие – представляют себе цели образования и его процесс, и эта картина существенно дополняет то, что я знаю из собственных наблюдений. Так что большое спасибо за эти передачи Вам и Вашему коллеге В. Губайловскому.


Отлично, у редактора уже нет сомнений, идентификация произошла. Можно переходить к делу.

И вот отрывок именно о предмете нашего интереса – Шаталове. Заметьте, он идет без имени и отчества. Далее в тексте, он еще много раз называет к месту и не к месту различные ФИО, полностью, в контексте можно и не называть полных ФИО, но для автора это важно, и он их полностью пишет. “Ларисы Иосифовны Богораз Надежда Ароновна Шапиро” Этим самым очерчивая круг своего общения и напоминая по тексту – свой, свой.

А теперь от похвал перехожу к критике. В основном она относится к отдельным просчетам, но будет – заранее предупреждаю – довольно резкой. Очень прошу на нее не обижаться: она ведь продиктована желанием помочь.

Серьезным просчетом было приглашение для рассказа о реформах в образовании (еще в 2004 г.) «легендарного» шарлатана Шаталова, к которому ведущий обращался с большим пиететом. Почти все в этом рассказе было взято «с потолка», а заодно он рассказал множество небылиц о своих педагогических достижениях, и в студии не было никого, кто мог бы ему возразить. Долго останавливаться на этом не буду. Гремевшие в 80-х гг. «педагоги-новаторы» давно сданы в архив вместе со всей длинной колонной чудотворцев-«новаторов» советской эпохи, которую они замыкали. (Возглавлял ее, как известно, Т.Д. Лысенко.) Что такое «система Шаталова», можно узнать, например, из статьи А.А. Столяра «Тревожные сигналы» («Математика в школе», 1988, № 1) и моей статьи в № 4 за тот же год, где помещена также подборка писем читателей. (После появления этих публикаций я узнал, что рекорды Шаталова, у которого абсолютно любой ученик делал в невиданно короткий срок неслыханные успехи, были обыкновенным жульничеством: он отбирал из разных классов самых сильных учеников, а тех, кто «не тянул», переводил в обычные классы.)

Но довольно о Шаталове. Может быть, Вы уже давно знаете, кто он такой, и я ломлюсь в открытую дверь.


Мы видим как один еврей среднего уровня, даёт другому еврею более высокого уровня, имеющему выход на огромную аудиторию через радио Свобода, сигнал, что Шаталова надо гнобить, а не обращаться к нему с большим пиететом, (надо-же, что его взволновало!). В качестве аргументов против системы Шаталова он, правда, приводит всего лишь свою собственную статью а так-же “письма читателей”, но это у них так принято, хуцпа такая. Зато акценты расставлены точно.

Итак, мы можем чётко уяснить. евреи Шаталова не любят. Это хороший признак, значит можно идти дальше, и искать о нём подробнее.
Значит в его системе есть что – то очень нужное землянам. Это даёт нам надежду на то, что Шаталов может с очень большой вероятностью оказаться талантливым педагогом, искренне думающим о землянах и генофонде нации.

Отбросим небольшой сарказм молодой журналистки, она уже из поколения пепси, мыслит поверхностно, сделаем скидку женский пол, и вычленим из её статьи главное, нас интересуют в данном случае только факты – что такого нового придумал Виктор Шаталов?

Возвратимся ли к истокам… или Зачем Шаталов путешествует из Украины в Москву

Ныне на всех столичных выставках, посвященных образованию, всегда есть небольшой стенд с материалами, приглашающими на занятия к народному учителю СССР, заслуженному учителю Украины, педагогу-новатору Виктору Федоровичу Шаталову. Да-да, тому самому, чье имя еще совсем недавно многие произносили с немалым почтением и даже удивлением.

Шаталов мог то, что недоступно многим, он и сейчас сулит за 8 часов дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии. Об этом еще недавно спорили в учительских, где все разделялись на яростных сторонников и столь же яростных противников Виктора Федоровича, а он публиковал полемические статьи в “УГ”, упрямо доказывал свое, клеймил чиновников, ретроградов, а то и ученых из тогдашней АПН. Его лаборатория в Донецке, что проработала до 1991 года, до развала Советского Союза, замахивалась уже на ускоренное обучение не только по математике и физике, но и по истории, литературе, географии, иностранным языкам. Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными. Уроки Шаталова показывали по ТВ, и эффективности чудо-метода могла удивляться вся страна. Страна, которой в 1991 году вмиг не стало.

Теперь вот раздают на выставках глянцевые листочки с адресом и телефоном – приезжайте в Москву, к Шаталову, который прибывает из другой страны, чтобы позаниматься с отстающими россиянами, потерявшими надежду на успех. Не скрою, мне захотелось посмотреть на сегодняшнего Шаталова, оценить, в какой он форме. Ведь как ни крути, но Виктору Федоровичу под восемьдесят, как он осиливает многочасовые занятия с детьми?!

С трудом находим серое здание какого-то НИИ, поднимаемся по длинным крутым лестницам, набиваемся в небольшой зал. В руках зажаты квитанции об оплате – курс стоит полторы сотни долларов. Шаталов задерживается, а нам пока предлагают освободить кошельки еще от некоторых сумм – в продаже видеозаписи уроков Виктора Федоровича по физике и геометрии, учебники и даже художественная литература – Шаталов в последнее время стал еще и писателем.

На столах растут горы кассет и книг, дети в ожидании уже устали, родители нервничают – сможет ли Виктор Федорович заниматься сразу с четырьмя десятками учеников? Организаторы успокаивают – и не столько набиралось, но никого за порог класса не выставляли.

Наконец появляется сам учитель. Такое впечатление, что Шаталов только что с какой-то дискуссии, столь страстно, спорно и задиристо звучат его слова о бюрократах-чиновниках, роли школы и общества, о политике и образовании, государстве и экономике. На самом деле Виктор Федорович только что с поезда, а манера общения с аудиторией у него всегда такая – дискуссионная, наступательная, критикующая. Потому что вся его жизнь (50 лет педагогического стажа, 40 лет – эксперименты) наполнена борьбой – с министерствами, ретроградами и даже коллегами-педагогами за право преподавать так, как он считал и считает нужным.

Шаталов начал свои эксперименты в 1956 году в донецкой школе №6, вел их тогда на свой страх и риск, пока не понял, что с самодеятельностью пора заканчивать. Учитель отправился в Москву, в тогдашний Минпрос, пробился в Академию педагогических наук, настоял на том, чтобы его выслушали. Доклад понравился, и в апреле 1970 года уже в 13-й донецкой школе начался официальный эксперимент, который сразу приковал внимание всех учителей математики и физики СССР.

К Шаталову и шаталовскому методу опорных сигналов педагоги относились по-разному. Одни одобряли, признавали, другие отвергали, а третьи даже порочили, отвергая все и вся. Спорить нельзя было только с одним – с результатами работы Шаталова: вчерашние двоечники и второгодники, коих немало было тогда в советской школе, после занятий с учителем математики неизменно становились если не отличниками, то уж точно твердыми хорошистами. И чем больше успехов было у учеников, тем увереннее становился сам педагог. Вот он уже замахнулся на святая святых отечественной математики – на Колмогорова, утверждая, что тот школьную математику “испортил”. Вот он уже впрямую обвинил тогдашних руководителей Минпроса в том, что думают больше об отчетности, процентомании и собственных грядущих наградах, чем о судьбах второгодников и отстающих. Вот он уже ввязался в дискуссии с учеными АПН, упрекая их в косности и незнании школьных проблем. Словом, характер трудный, человек колючий, неудобный, трепетно относящийся только к ученикам и последователям: до сих пор в своих трудах Шаталов с какой-то болезненной скрупулезностью перечисляет имена тех, кто работал с его лабораторией, тех, кто под его руководством и в развитие теории защитил 12 докторских и 62 кандидатские диссертации. Для него эти люди – подкрепление позиции, подтверждение того, что все придуманное и опробованное нужно школе и педагогам.

Могла ли “Учительская газета”, искавшая учителей-новаторов, пройти мимо такой яркой личности? Конечно, нет! Наверное, можно было предположить, что объявление его педагогом-новатором облегчит сложную жизнь, смягчит отношения с окружающими. Какой там! Совершенно неожиданно даже для газеты к новаторам стали предъявлять требования куда выше, чем раньше, а сопротивляться их методикам еще жестче. Так было не только с Шаталовым, но и с другими новаторами. Их работа была некоей указкой, что тыкала в огрехи и говорила: “Вот здесь недоработали, а могли, здесь не захотели потрудиться, а следовало бы!”.

…Споры прекратились с распадом Союза. Шаталов оказался в Украине, лабораторию его закрыли, сам он теперь трудится на кафедре в Донецком социальном институте, читает студентам лекции по педмастерству, пишет книги, которые удивляют окружающих (ну с чего бы это вдруг он взялся за труд о дуэли Лермонтова и тогдашних отношениях русских и чеченцев?!), ездит в Москву давать уроки для отстающих.

Виктор Федорович по-прежнему сильно увлечен своей методикой, хвалит ее и доказывает эффективность. Суть – на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы, понятия, на следующих – решать задачи любой сложности, отвечать на вопросы. Иными словами, он дает своим ученикам точку опоры – “опорные сигналы”, и это помогает им в освоении… Нет, не только в освоении, но и в демонстрации своих новых возможностей и знаний на обычных школьных уроках. То, что дает Шаталов, главным образом технологично, тут не надо особо размышлять. Владея технологией, можно сразу давать ответы. Вот в этом расходился Виктор Федорович со своими оппонентами, которые упрекали его, что не учит школьников думать. А он в ответ доказывал, что сначала надо дать человеку инструмент, дать ему ощущение успешности, а потом уже переходить к развитию. Может быть, все это и спорно, но лично я ничего крамольного в этом не вижу. Лучше так, чем порождать в ученике неуверенность и убеждать его в неспособности к обучению.

Сегодня с Шаталовым, похоже, никто не спорит. Во-первых, он далеко – в другой стране, в Украине. Во-вторых, нынешние педагоги уже поняли привлекательность интенсивных методов обучения и применяют их, может быть, не очень широко, но в тех пределах, в каких им это требуется при большом объеме школьного материала, который нужно изучить в небольшой период учебного времени, подчас не отдавая себе отчета, что работают “по Шаталову”. Но, пожалуй, лучше и эффективней метод Шаталова используют те, кто занимается экстернатом, да репетиторы. Для них время – деньги.

Шаталову его методика тоже теперь приносит деньги – 2 доллара в день за ученика… Он жалуется на коммерсантов, использующих его имя, организующих занятия и зарабатывающих на семинарах.

Но время изменилось. Отношение к Шаталову – тоже. Его значимость в глазах окружающих стала иной. Да и он стал другим. Раньше был только математик, теперь еще и политик. Вот и сейчас доказывает родителям: перестройка произошла потому, что забюрокраченная советская школа не смогла ей противостоять, что экономика в бывших советских республиках стала слабой из-за слабости школы, которую ослабляют бесконечные реформы, что страна сильна тогда, когда все ее граждане получают полноценное образование и бесплатно, – именно потому, по мнению Шаталова, и был силен Советский Союз.

Наверное, Шаталов прав, вот только в той ли аудитории произносит он эти свои пламенные речи? Нужны ли они родителям, которые за свои деньги хотят только одного – успешных занятий с детьми? Шаталов этого, видимо, не понимает, он жаждет публичности.

…На улице все так же молотит трудяга-дождь. На душе скверно, наверное, оттого, что не проходит горькое ощущение ненужности Шаталова в нынешнее время. Да, на его уроки собираются десятки людей. Но почему его не приглашают в те самые московские школы, ученики которых платят по полторы сотни долларов за курс и набиваются в какие-то арендуемые аудитории? Ведь Шаталов готов в обычных школах заниматься с детьми бесплатно…

Виктория МОЛОДЦОВА

Ну, кажется найден ещё один достойный человек, Виктор Шаталов! Ищите дальше про него, читайте, берите на вооружение его находки, учите своих детей с помощью не-алиенских методик.

Интервью Виктора Шаталова в передаче на

Александр Костинский: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня в московской студии Радио Свобода Виктор Шаталов. Имя этого легендарного учителя-экспериментатора прекрасно известно слушателям среднего и старшего поколения. Виктор Шаталов неоднократно повторял: “Все дети, все без исключения, способны успешно овладевать программой курса средней школы”. И своей многолетней работой с самыми обычными учениками он доказал и продолжает доказывать этот тезис.

Владимир Губайловский: Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году и преподает в школе с 1951 года. Он народный учитель СССР. Более полувека работы в школе отданы педагогическим исследованиям и экспериментам. Виктор Шаталов автор более чем 30 книг, которые переведены на 17 языков мира.

Виктор Федорович, осталось совсем немного учителей, преподававших в 50-е годы. Лев Кудрявцев, член-корреспондент Академии наук, один из старейших математиков и педагогов, написал в книге, посвященной проблемам образования: “К концу 30 годов была по существу восстановлена дореволюционная гимназическая структура среднего образования. Представляется, что в период с конца 30 годов до конца 50 прошлого столетия среднее образование в нашей стране в отношении своей естественнонаучной и математической части достигло своего наивысшего уровня, на который следует ориентироваться в настоящее время”. Вы работали тогда в школе, и нас очень интересует, как выглядела система образования, которую Лев Кудрявцев считает идеальной, и почему последовала реформа?


Виктор Шаталов: Ответ на этот вопрос столь же прост, сколь и сложен. Ведь нельзя начинать разговор с 1951 года, следует начинать где-то с 40-х. С того времени когда я учился в 8, в 9 классе. В 1943 году я поступил в 9 класс, и в конце 1944 года нас шестерых прямо из 9 класса поставили под ружье, и отправили прямо на фронт. Но я хорошо помню, что в 9 классе я учился в мужской школе, в 9 школе города Донецка, тогда город Сталин. Рядом находилась 3 школа – женская, где были одни девочки. Это была одна из первых реформ, которую я хорошо помню. Кому пришла в голову идея раздельного обучения – сейчас никто бы не сказал. То, что Сталин о ней знал, сомневаться не приходится, он к образованию относился серьезно. Вспомним хотя бы его работы по языкознанию. И поэтому на такой шаг без его ведома, конечно, никто бы не пошел, но его имя нигде не фигурировало.

На чем основывались сторонники раздельного обучения? Была война, а значит нужно было детей учить военному искусству, и давать мальчикам профильное образование по предметам близким к военным. А девочкам давать женские специальности. А, кроме того, реформаторы полагали, что так будет решена проблема недобрых половых контактов. Но об этом аспекте реформы прекратим сразу разговор: половые контакты стали куда как более недобрыми, чем были. Девочки учились отдельно, мальчики отдельно. И девочкам казалось, что мальчики сделаны из одного только мороженого, а мальчики думали, что девочки – из пирожного. В обычной школе толкали, за косички дергали, ругались, была обычная ребячья возня, в которой никогда не было никаких сексуальных отклонений, а вот при раздельном обучении они проявились ярко. И это была одна из причин, по которой погибло раздельное обучение. Но дело даже не в этом. Раздельное обучение продолжалось в стране 10 лет, и нанесло ущерб по тем на страшную по тем временам сумму – 30 миллиардов рублей. Это произошло из-за того, что в школах возникли малокомплектные классы – по 20-25 человек, и соответственно стоимость обучения резко выросла.

Если неймется тем, кто находится у высокой власти, и кому-то пришла в голову идея, то, по сути дела, можно проэкспериментировать с тем же раздельным обучением, но в одной области. Посмотреть три-пять лет, что из этого получится. Нет, когда в руках у человека вечевой колокол, он бьет в него так, чтобы было слышно на всю страну. В этом трагедия и Украины, и России, и всей системы народного образования. Оно определяется решением одного человека или небольшой группы людей, которые, не разобравшись в сути дела и не проведя глубокого эксперимента, начинают реформировать школу.

Итак, раздельное обучение было отброшено. На смену ему пришло производственное обучение. Старшее поколение его хорошо помнит. Один день в неделю дети ходили на заводы, за счет сокращения уроков, за счет укрупнения программы. Укладывали шестидневку в пятидневку, а один день отдавали заводу. Приходили, стояли у станков. Токарь работает, а они стружки отметают или болванки подносят. Походили неделю-другую и, я это хорошо помню, стали уходить целыми классами в кино на весь день. Потому что это производственное обучение ничему не учило. И, конечно, вершиной нелепости был наш химкомбинат, который был прикреплен к одной из школ, и, по идее, ученики должны были после окончания школы получать свидетельство о праве работать на химических предприятиях. Но они оканчивали школу в 17 лет, а на химическое производство можно брать только с 18 лет, и поэтому ученики где-то еще должны год отработать. Человек работает, пускают корни на новом предприятии, а до химии ему и дела нет. И страшная статистика: на химические производства не пришел ни один выпускник, который три года учился на химическом отделении производственного школьного обучения. Таких примеров превеликое множество.

Одним словом, и эта система была отброшена. Вместо нее появились школы-интернаты. Ну, уж тут давайте называть имена. Хрущев поехал в Англию и ему показали английские интернаты, ухоженные, богатые. Все интернаты на частном содержании. Конечно же, дети находятся в прекрасном состоянии. Ему показали такой педагогический всплеск, что он приехал сюда и своим волевым решением… Ведь опять-таки один человек. Но тут и подпевал было много. У нас же как: один скажет, а желающих на этом получить свой дивиденд всегда найдется сколько угодно. И по стране пошли интернаты.

Я обращаюсь к вам, мои коллеги, мои одногодки, которые работали в то время. По стране были открыты тысячи интернатов, они потребовали такое количество дополнительных денег, которое и представить себе невозможно. Интерната прикреплялись к заводам и так далее. И интернаты ничего не дали. Кроме того, уровень преступности в интернатах был очень высокий, уровень сексуальных извращений тоже. И сейчас интернаты кое-где остались, но остался, наверное, один из десяти. Идея сама по себе могла пустить корешок, но не так, как это было сделано по решению Хрущева. Я не хочу ругать Хрущева, у него было и много хорошего, но в данном случае он полез туда, куда ему ходить не следовало. Тем паче, что Хрущев учился в нашем институте, в нашем политтехе в Донецке. И я еще знаю сегодня преподавателей, которые его учили. Учился он плохо, очень плохо учился, он комсомольскую работу выполнял.

Александр Костинский: Вы приводите в своих книгах цифры, которые многих, вероятно, удивят: только 3,2% учеников из числа поступивших заканчивало гимназию до революции. А до конца 50-х годов среднее образование получало 12% от числа поступивших. Значит, чтобы обеспечить всеобщее среднее образование нужно что-то менять?

Виктор Шаталов: Абсолютно верно. Материалы, о которых вы сейчас говорите, я опубликовал в своей статье “В будущее из вчера” лет десять назад. Я привожу статистику, согласно которой в год рождения Ленина в 70-м году гимназии царской России закончили 2,8% от числа поступивших. Ленин здесь, конечно, не при чем, просто взят год его рождения.

Александр Костинский: Это статистика российского Министерства образования?

Виктор Шаталов: Официальная статистика. А к началу революции 17-го года процент поднялся до 3,2%. Почему большинство не заканчивало гимназию? Потому что был массовый отсев. Второгодников и третьегодников было много в каждом классе. И такой успеваемости было достаточно. Не нужно было много инженеров, врачей. Была Россия, которая брала специалистов из-за границы. И когда пришла советская власть откуда мы брали специалистов? Из-за границы.

Но зачем мы будем далеко ходить, я хотел бы, чтобы улыбнулись все, кто работал в школе в 60-е годы. Ведь на второй год в средних классах мы оставляли, я прекрасно помню, я работал тогда директором школы, от 8 до 15 человек. Шестой класс заканчивал учебный год и 8 человек не переходило в седьмой. Но если было 8 второгодников, то я как директор даже не ругал учителя, это считалось нормой. А когда было 15, тогда я предпринимал какие-то меры. В моей школе была 80% успеваемость.

Когда в 1917 году сменилась политическая формация, преобразования не коснулись образования. Банки, заводы, государственные учреждения претерпели резкие изменения, а в школе учителя, которые работали в 15-м, 16-м, 17-м, продолжали работать в 19-м, 20-м и 21-м, их никто не трогал. И поэтому они относились к школьному образованию и к результативности его точно так же, как относились за три года до революции.

Правда, была система ликбеза, а потом было введено обязательное начальное образование. Кстати, заметим такую деталь: до революции была теория, согласно которой не каждого ученика можно научить читать. Поэтому, когда встал вопрос о всеобщем начальном образовании, был крик: а кого, зачем, как?

Но мы решили проблему начального образования и хорошо решили. Тогда встала проблема всеобщего неполного среднего образования – семилетка. Давайте задумаемся, что такое семилетка в 30-е годы? Ученику, который учился в 7 классе в середине 30-х годов было 14-15 лет, значит он примерно 20-21 года рождения. А какого года рождения были его папа и мама? Они родились задолго до революции. И вот те папы и мамы, которые часто не имели никакого образования, увидели своих детей, которые получают среднее образование, пусть неполное среднее, пусть ПТУ. Но это был огромный шаг вперед.

Александр Костинский: То есть, это была модернизация, которую понимал каждый простой человек именно потому, что дети значительно превосходили родителей?

Виктор Шаталов: Родители не имеют никакого образования, а ребенок кончает 7 класс и идет в ПТУ. Вы даже не представляете себе, с какой гордостью ходили в бляхах, в шинелях дети, которые после 7 класса поступали в ПТУ.

Итак, проблема неполного среднего образования была решена. Но оканчивали школы только 12,5% учеников из числа. поступивших. Это уже 50-е годы.

Александр Костинский: Большинство заканчивало семилетку?

Виктор Шаталов: Почему семилетку? Они шли в ПТУ, они шли в техникумы. Они оставались на второй год и так далее, были разные категории. Если брать тех, которые после второгодничества все-таки заканчивали школу, то процент будет несколько выше. А второгодничество было повсеместным, ведь на второй год мы оставляли, повторяю, 8-15 человек. Если прибавить еще и второгодников, то 20-25% заканчивало среднюю школу, но не более того.

Но реформы-то продолжались в 60-е годы. Решением министерства были введены “продленки”. Дети их называли “продлюгами”, потому что в этих продленках работали самые неквалифицированные учителя. Давайте представим себе: у директора четыре учителя начальных классов, а класса только три. Кого он отправит в классы, и кого он отправит в продленку? Ответ однозначный – хороших учителей отправит учить детей, а того, который не вашим, не нашим, отправляет в продленку. Там работали пионервожатые, пенсионеры, случайные люди. И поэтому продленка была тягостным испытанием для детей, которая медленно, но верно себя изжила.

Реформы продолжились. Были созданы так называемые “классы выравнивания”. Самых слабых детей собирали из нескольких классов и в один и работали с ними отдельно. Полагали, что нормальные классы пойдут вперед, им не будут мешать отстающие, а эти отстающие в тоже время подтянутся. За десятки лет официально – пусть Академия образования проверит – не удалось по стране выровнять ни одного ученика. А как его выровнять, если он попадает в эту группу слабых с ним работают в щадящем, ослабленном режиме. Ученик приходит через год в обычный класс, но он не только не догнал, он отставал еще больше, потому что дети в нормальном классе ушли вперед. И эта реформа рухнула.

А потом мы начали вводить 11-летку. Исподволь, сначала начали брать в школу шестилеток, но потом отказались. Потом все-таки ввели 11-летку, и, наконец, сегодня переходит к 12-летнему обучению.

Дорогие мои, зачем? Если в моей школе дети заканчивают среднюю школу с официальными экзаменами в 9 классе, или даже в 8. Экзамены за курс средней школы сдавали ученики 7 класса! Это все описано в моих книгах, тщательно описано. Поэтому читайте, берите. Правда, тиражи небольшие, потому что нет возможности до вас достучаться.

Владимир Губайловский: Но, тем не менее, вы в 50-е годы начали проводить собственную реформу образования в собственной школе в собственном классе. Вы ввели такое понятие, как “опорный сигнал”, которое стало потом очень известным и о котором писал в свое время Симон Соловейчик в “Комсомольской правде”.

Александр Костинский: Была потребность реформ, и вы сейчас подробно рассказали, что реформы были неудачными. Что надо было делать? Что вы делали?

Виктор Шаталов: Когда я стал работать директором школы, это было в 53 году, у меня были в школе приличные результаты. Меня любили дети, но все было на уровне учителя – матроса демобилизованного. Но когда я попытался эти свои методические приемы объяснить своим учителям в школе из этого ничего не получилось. Каждый учитель имеет свой менталитет, имеет свое мнение и поэтому научить учителя было невозможно. Передать себя я учителю не могу, потому что это накладывается на его личные человеческие качества. Поэтому надо была идея, которая была выражена в методике. А методика передается из рук в руки. И вот, уже начиная с 56 года, я крупица за крупицей исследовал каждый элемент моей собственной работы. Опорные конспекты – это было не главное. Гораздо важнее были система оценивания, система контроля, система объяснения. Опорные конспекты прогремели на всю страну без моей на то вины абсолютно нечаянно. Наши опорные конспекты в табеле о рангах того, что я сегодня несу, находятся на шестом месте, на самом последнем. Они существенны, значимы, но они не определяют результатов работы. Значительно выше стоит система инспекций, контроля, опроса, то есть то, что сейчас низвергнуто. Россия еще в это не погрузилась, но Украина уже захлебывается в 12-балльной системе оценок.

Я вам попытаюсь объяснить, что такое 12-балльная система. Мне в России подарили брошюру два автора, авторов я не помню, не так важно. Они дали полный анализ каждого балла по каждому предмету. Химия – 1 балл, 2 балла, на каждый бал 10 позиций, очень подробно за что ставится 7, за что ставится 8, 9 и так далее. По химии 10 баллов умножаем на 10 позиций по каждому баллу, получается сто позиций по химии. А теперь физика, русская литература, получается где-то около полутора тысяч позиций по всем предметам. Можно ли учителям всем охватить это? Это слишком серьезно. Химик еще может одолеть свою систему оценок, литератор может одолеть свою, но завуч? Ему ходить на уроки, ему проверять качество работы учителя. Он обязан знать все позиции по всем предметам. Охватить 1500 нюансов, по которым ставится 1,2,7, 8 или 9 он не в состоянии и директор не в состоянии. Но завуч, директор – ладно, пройдут годы. Научатся. А дети? Дети должны тоже знать, за что им поставили 7 или 8 или 9. Это же катастрофа. И поэтому ребенку плевать, за что ему ставят. Все это привело к тому, что многобалльная система деградировала в понятии детей. Родители не понимают, за что ставят ту или иную оценку, дети не понимают. И поэтому дети махнули на все рукой, ставят им 3 балла – и хорошо, а ведь 3 балла – это бывшая двойка или даже единица. По старому представлению тройка и есть тройка, а по новому это настоящий кол. И поэтому, когда берешь журнал и видишь там 3, 4, 5, 6, а ведь 12 баллов запрещают ставить, только тем, кто выигрывает олимпиады, тем, кто выдвигает оригинальные идеи. Одним словом, я обращаюсь к россиянам, к России – не трогайте 12-балльную систему, работайте по пятибалльной. Она не подарок, она не лучшая, но она несопоставимо более честная, чем то, что предлагает 12-балльная.

А 12-летняя система образования? Повторяю, я сказал совершенно уверенно – детей можно учить не более 9 лет. Это доказано. У меня сдавали курс 9 класса семилетние дети. Мы абсолютно не знаем, что такое наши дети. Я обращаюсь к министру просвещения России: почему до сих пор не вышел со мной на связь? Я к нему не пойду. Прийти сказать: “здрасте, вы меня знаете?” Простите, это не мое дело.

Владимир Губайловский: Вы сказали, что в вашей системе реформ, в системе обучения было шесть важнейших ступеней. Сейчас вы назвали пока только первую. Пожалуйста, перечислите все шесть.

Виктор Шаталов: Значительно выше опорных конспектов стоит система контроля, система инспекций, но еще на порядок выше стоит спортивная работа. Во-первых, мы в моей школе учимся пять дней в неделю, а в четверг у нас второй выходной день. Во-вторых, у нас физкультура каждый день. Пусть узнает об этом министр просвещения, пусть узнает государственная система власти.

Я обратился к Путину с письмом, а мне ответил какой-то, извините, деятель о том, что они приняли к сведению. Кто принял к сведению? Я ведь не к тебе обращался, я обратился к Владимиру Владимировичу.

Речь идет о колоссальной работе, которую нужно зачинать где-то в самых высоких сферах. Те, кто чуть ниже, они будут идти только по следу, а сами по себе ничего не решат. Поэтому я очень надеюсь на встречу с министром просвещения Российской Федерации. Новый министр, кажется, математик, я надеюсь, мы найдем общий язык.

На ступеньку выше опорных конспектов стоит и решение задач. Конспекты – это чистая теория, это уверенное владение теоретическим материалом, а закреплять этот материал нужно задачами. И только задачами и упражнениями можно подтвердить теорию. Вы понимаете, что это выше, чем конспекты. И, наконец, еще важнее: можно научить теории, можно научить решать задачи, но трагедия современной школы в том, что в ней нет разумно продуманной системы повторения. Я хочу спросить тех, кто сейчас слушает нас, что вы помните о химии, которой вас учили школе? Кто сумел выучить в школе иностранный язык? А ведь обучению отдано по 7-8 лет. Спросите любого прохожего, он ни английского, ни немецкого, ни французского не знает. Почему? Потому что повторение было заброшено.

Давайте просто рассуждать: ребенок в полтора года – молчун, “папа, мама, баба” – он знает несколько слов. А в два с половиной года – это болтун, с ним можно свободно побеседовать. Стало быть, ребенок за один год изучил иностранный язык. Потому что этот язык для него иностранный. Если бы он родился в Китае, он бы говорил по-китайски, родился в Аргентине – говорил бы по-испански и так далее. Значит за один год ребенок изучает иностранный язык. А мы десятками лет трудимся. Почему? Потому что нет системы повторения. Нужно погружение в языковую среду, и только тогда решается проблема. Не интернатами, не специальными курсами.

Итак, выше стоит абсолютно новая система повторения. Повторение при котором – я здесь отвечаю за каждое слово – ребенок ни по одному предмету ничего не забывает.

Александр Костинский: Виктор Федорович, вы считаете, что нужно учить всех детей, и всех можно выучить? Это главный тезис вашей системы преподавания?

Виктор Шаталов: То что учить нужно, это не я так считаю, так считает вся страна и каждая семья и каждый ребенок. А относительно того, что можно научить – да, я так считаю.

Александр Костинский: То есть каждого можно сделать отличником?

Виктор Шаталов: Это зависит уже от того, как мы будем градировать оценки. Что такое “пятерка”? Какой уровень знаний нужно показать на пятерку? Но скажу одно, что мою школу все дети заканчивали на пять, и все как один поступали в институты, у нас иной оценки не было кроме пятерки. Мы просто показывали, что наша пятерка выше любой пятерки в других средних школе. Сопоставительные экзамены и контрольные проводились по всему городу. Повторяю, нужно изменить отношение к оценке и градировать знания учеников не по уровню той пятерки, которая сегодня, а по тому уровню, который нужно еще создать.

Владимир Губайловский: Виктор Федорович, как вы считаете, реализуемы ли ваши методы в любой школе любым учителем? Ведь преподавание – это искусство, а искусство требует таланта.

Виктор Шаталов: Прежде всего, есть канон, которого может достигнуть каждый учитель. А за его пределами уже уровень мастер-класса. Таких учителей, может быть, немного, они должны быть народными учителями, они должны быть ультра-специалистами. Но речь не об этом. Дело в том, что современный пединститут дает очень слабую подготовку – это общеизвестно. И поэтому пройти наши курсы можно только на семинарах. Мы очень быстро это делаем. Чтобы получить полное представление о нашей работе, нужно всего шесть дней. Причем, шесть дней это работаю я. Вы говорите – тысячи, ну, у меня, пожалуй, учились тысячи учителей. А по поводу учителей, которых учили, мои последователи, вы ошибаетесь, их были сотни тысяч, и они все получали великолепные результаты.

Александр Костинский: Если были такие великолепные результаты, почему ваши методы не распространилось на всю страну?

Виктор Шаталов: 1991 год. У меня была лаборатория в Донецке, которая шла на подъем, давала великолепные результаты. Но мы финансировались от Академии педнаук России. А когда пришло разделение на белорусов, украинцев, казахов и так далее, наша лаборатория оказалась не у дел. Мы ее не закрывали, она просто перестала существовать. Финансирования не было, мои последователи оказались не у дел, кто уехал за рубеж, кто ушел в сферу производства. Ждали в течение двух-трех лет, что, может быть, все восстановится. Но ожидание оказалось бесплодным, а годы шли, и люди уходили. А чтобы вернуться к тому, что было, для этого нужно иметь мужество и министру просвещения Украины, и министру просвещения России, и тем, кто стоит сегодня у власти.

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Виктор Фёдорович Шаталов - народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий.


Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР в Донецке. Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Живёт в Донецке.


Титулы, награды Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно - исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вербально - графической форме взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий.




Главное в методе Шаталова - конспект. Конспект - результат огромной работы учителя. На страничке - короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, - все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. « Нужно только, - говорит он, - чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом »




Так, стоит сделать упор на изучении только теории с помощью опорных сигналов, как развитие продуктивного мышления, не подкрепленное самостоятельной творческой деятельностью при решении задач и упражнений различной сложности, будет подменено механической работой памяти. Точно так же увлечение решением задач или репродуктивным повторением не позволит реализовать все возможности экспериментальной методики, в том числе развивающие и воспитательные.


Невнимание к спортивным занятиям нанесет ущерб здоровью учащихся и сведет до минимума их учебную деятельность (как утверждаем Шаталов, за все годы работы в экспериментальных классах никогда не курил ни один ученик. Мозг не может продуктивно работать, постоянно отравляемый никотином. Это знание становится внутренним убеждением каждого ребенка).




Подсистемы единой методической системы, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе.


В. Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л. В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне сложности. 2. Бесконфликтность. 3. Быстрое движение вперед. 4. Открытые перспективы. 5. Сверхмногократное повторение. 6. Ведущая роль теоретических знаний. 7. Гласность.


Отличительные признаки педагогической системы Система В. Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию многократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место ».


Отличительные признаки педагогической системы Основные категории технологии обучения В. Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно - воспитательным процессом базируется на категориях « оценка », « повторение », « контроль » и « самоконтроль ».


Система опорных сигналов « Каждой теме учебного предмета В. Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т. е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм): развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);


Система опорных сигналов работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту. В. Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы.


Учет и оценивание знаний В технологии обучения В. Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Оценка, с точки зрения В. Ф. Шаталова, – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.


Учет и оценивание знаний В. Ф. Шаталов считает, что за ошибки никогда не надо снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.


Спорт Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В. Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов справедливо утверждает, что «… слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития ».


Повторение Система В. Ф. Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями.


Повторение Учитель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.


Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.


Основные методы обучения изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков - символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;


Основные методы обучения проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего - предыдущий ученик); релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто - то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы « отлично », опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).



В. Ф. Шаталов является автором 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров, на разных языках. 1) Эксперимент продолжается,) Педагогическая проза,) Точка опоры,) Куда и как исчезли тройки, Из опыта работы школ г. Донецка,) Соцветие талантов,) За чертой привычного, 1988.


« Судьбы книг неисповедимы, как и судьбы людей. Одни приходят к нам легко и быстро, но, случается, и забываются так же быстро и безвозвратно. Другие пробиваются к читателям мучительно трудно и долго, и чаще всего они оказываются самыми энергоемкими и жизнестойкими. Каждая страница книги рассказывает о реальных учениках. Это значит, что каждый читатель получает возможность стать участником расширенного педагогического совета, начавшегося в далеком 1956 году ».


Таким образом, мы видим, что образовательная модель В. Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость. За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико - математических и технических наук.


Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В. Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно - воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.