Как честь проявляется в жизни. Соотношение категорий "честь" и "достоинство". Случай Марти Макфлая

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта са.мооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Честь

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Честь как качество личности – способность иметь общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, достигаемое заслугами человека через свои мысли и поступки.

Перед неудачной для русских Турецкой кампанией в 1711 году молдавский господарь князь Кантемир поступил под покровительство Петра Первого. При заключении мира с турками Петру передали одно из условий, предложенных великим визирем: выдать Кантемира. Некоторые из приближенных уговаривали Петра согласиться на условия неприятеля. Склоняя императора к вероломству, они уверяли Петра, что слово, данное им Кантемиру, — это всего лишь слово; что, выдав молдавского господаря, Петр не запятнает душу грехом. Однако Петр оставался непреклонным и прекратил разглагольствования, сказав: — Я лучше уступлю туркам землю до самого Курска, нежели соглашусь на это. У меня будет надежда опять завоевать отданное, но не сдержать слова — значит навсегда потерять честь.

Человек чести обладает множеством достоинств, ему присуща искренность, благородство души, честное и прямое намерение придерживаться ранее достигнутым договорённостям, добросовестность, порядочность, доблесть и чистая совесть. Честь украшает человека. Шекспир заметил: «Не платье украшает человека. Как из-за черных туч сверкает солнце, Так честь блистает под одеждой бедной».

Нелады человека с честью во все времена сурово карались на Руси. «Чести нарушение» — так назывались по воинским артикулам Петра Великого позорящие наказания. Различалось: тяжелое чести нарушение - «которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена и вором (шельм) объявлен будет» и легкое - «егда который начальный человек чину извержен, или без заслуженного жалованья и без пасу (или отпускного письма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет».

Обладателем чести как проявленного качества личности может стать не только офицер (офицерская честь), рыцарь (рыцарская честь), купец (купеческая честь) или какой-либо другой член привилегированной группы, но и любой гражданин. В 1902 году царское правительство отказало Максиму Горькому в избрании в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». Так поступает человек чести. Он не станет списывать вину на независящие от него обстоятельства, а поступит согласно своему проявленному качеству личности – чести.

Данное качество стало проявляться в людях с выделением из общины привилегированных групп — образовалась княжеская дружина, создавался коллективный кодекс неписаных правил, который и подразумевал соблюдение чести. Честь означала следование системе правил, отличающую данную группу от других и подчеркивающую ее высокий статус. Избыточной сложностью отличались правила рыцарской чести. Вот как об этом пишет историк А.Я. Гуревич: “Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь, как и он сам”. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.

Между честью и совестью могут возникать разногласия. В “маленькой трагедии” Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей алчности изменяет рыцарским правилам. А.Я. Гуревич пишет: “Богатство – знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. Этот знак может быть реализован лишь при демонстрации им указанных качеств. Таким образом, высший момент в наслаждении богатством – его расточение в присутствии максимального числа людей, участвующих в его поглощении, получающих долю от щедрот сеньора”. Сын (Альбер) из-за алчности отца не может следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает последнего к преступным мыслям, к мыслям против совести. Разногласия совести и чести заставляет Герцога воскликнуть: “В какие дни надел я на себя цепь герцогов!” — “Ужасный век, ужасные сердца!”

В наше время расцвета эгоизма, невежества и корысти, когда исчезли многие элитные группы, стало сложнее быть «невольником чести». Самурай Икс говорит: «В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой… Вы всего лишь пытаетесь выживать, как животные, и для этого вам не нужны ни честь, ни достоинство». Еще В. Высоцкий пел: «досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Юрий Бондарев с печалью вторит ему: «В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…»

Но это не означает упразднение чести — людей в благости, которым изрядно надоела «порнография и ужастики» современной жизни, становится все больше и больше. Утрата таких понятий как «честь» чревата многочисленными бедами для общества. Люди становятся поверхностными, равнодушными и непорядочными. «Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься», — говорил Луций Апулей. Глаз радуется, когда на стадионах проявляется честь спортсмена. В футболе, когда игрок другой команды получает травму, команда – соперник, владеющая мячом, добровольно выбьет мяч с поля или отпасует его сопернику, чтобы дать возможность пострадавшему придти в себя и получить врачебную помощь. После ввода мяча в игру, соперник по-джентльменски возвращает мяч обратно противоположной стороне.

Человека чести нельзя назвать конформистом, изменяющему самому себе под влиянием группы. Конформист старается быть податливым, уступчивым, он изменяет свои психологические установки, убеждения, мнения, восприятие и поведение в соответствии с теми, которые прижились в обществе или данной группе. При этом, конформизм может быть лично усвоенным и дутым, показушным. Бывает, человек, желая уклониться от конфликта или неприятностей, демонстративно согласен с группой (руководством фирмы, партией), а на деле, в глубине души, остается при своем мнении. Это и есть показушный конформизм. Человек чести – принципиальный человек, следующий только тогда неписаным правилам какой-либо группы или структуры, когда они полностью соответствуют его взглядам и принципам. Он не способен «кривить душой» и приспосабливаться к неугодным для него правилам, лишь бы дорваться к «корыту» элитной группы. Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что не искалечит жизнь другим людям.

Вопросы чести не знают пустяков. Для кого честь пустяк, все другое в жизни тоже не существенно. Для человека чести любая мелочь, затрагивающая его честь, становится не мелочью. Ведь честь – это гипертрофированная нравственность, лишенная терпимости к малейшим оскорблениям. Честь не признает иллюзий, будучи оценкой общественной, а не личной, она, если окружающие обнаружили факт посягательства на нее, безоговорочно признает это и будет стремиться восстановить прежнее состояние. Будучи демонстративной – ей нечего прятать, честь всегда готова за себя постоять. Эдуард Асадов писал: «Но честь моя упряма, как броня. И никогда ни явно, ни случайно никто не смеет оскорбить меня ни тайным жестом и ни делом тайным».

Человек чести понимает и осознает, что за его личной честью стоит честь ему равных, а, значит, нужно вести себя бескомпромиссно и воинственно. Защищая свою офицерскую честь, ты защищаешь офицерскую честь вообще. Так, отказавшийся от дуэли офицер не мог быть терпим в своем полку. Единичное приносится в жертву общему, и человек чести ничтоже сумняшеся без колебаний бросается защищать свою честь. Он говорит себе: «Весь мир погряз во лжи и лести. Я принимаю этот бой. Я надеваю маску чести, ведя войну с самим собой».

Петр Ковалев 2013 год

Многие задаются вопросами о том, что такое честь. Что есть достоинство? И неспроста, ибо существует огромное количество ответов на эти трудные вопросы. В настоящей статье мы постараемся не только ответить на них, но и рассмотреть несколько моделей морали, где добро и зло не абсолютны, а иногда и меняются местами между собой.

Идеал человека

К сожалению, нельзя дать общего определения чести и достоинства, потому что все зависит от той системы ценностей, которой придерживается человек. У каждого есть определенный моральный идеал человека. У каждого он свой: для кого-то это его отец или дядя, а для кого-то Сократ или М. Ганди. И соответственно, каждый человек по-своему отвечает на вопрос, что такое честь и достоинство. Происходит это так: человек оценивает свою близость к собственному моральному идеалу и делает вывод о собственной нравственности или безнравственности.

Но, даже не давая точного определения, можно сказать, что достоинство - это внутренний параметр личности, а честь - это, скорее, то, как оценивает человека общество и считает его либо честным, либо бесчестным (совестливым или бессовестным).

Христианская мораль

Какой бы идеал ни выбрал рядовой человек, он все равно, скорее всего, будет в пределах христианских заповедей, если он - атеист, то он все равно подчиняется постулататам Моисея, но только последним пяти (те, которые начинаются с «не убий»). Так как вся наша цивилизация имеет христианскую основу.

Иисус позже гуманизировал некоторые заветы Моисея, но моральный императив в них остался все тем же. Безразлично, верует ли человек в Бога или нет, но он считает дурным убивать (и даже причинять психическую или физическую боль), изменять жене, воровать, клеветать и завидовать.

Кто-то скажет, но ведь все, так или иначе, подвержены этим грехам. Истинно так, но никто и не говорит, что люди безгрешны. Сам-то человек, если он достаточно честен с собой, всегда может ответить, насколько он достоин своего собственного идеала.

А теперь короче: каждый раз, когда у кого-то спрашивают, что такое честь человека, он отвечает и дает примерное определение этого явления, ориентируясь на заповеди, которые всем хорошо известны. Как кажется, это просто и понятно. Теперь настало время перейти к случаям практическим.

Врачи

Для наших примеров мы специально выбрали «бюджетников» (учителей и врачей), так как в их работе наглядно видно, как относительно, например, понятие, что такое честь. И это не всегда плохо, все прояснится, когда мы перейдем к конкретным примерам.

Врачи и проблема эвтаназии. Это очень модная тема сейчас и не только среди докторов, но и в кругу философов или психологов. Много копий сломано в дискуссиях на тему: «Морально ли лишать человека жизни даже при условии, что его мучают постоянные и нестерпимые боли». Соответственно, врач, принимающий одну или другую сторону, будет восприниматься своими коллегами и оцениваться ими совершенно полярно в зависимости от занимаемой доктором позиции в этом трудном, но важном вопросе, а достоинство как внутреннее определение себя может и не страдать при этом. Как видно из этого рассуждения, ответы на вопрос, что такое честь и достоинство человека, могут быть различны.

Учителя

Учителя и проблема психологического насилия над учеником. Может быть, кто-то не знает, поэтому изрядно удивится, но воспитание уже есть насилие над человеком, усмирение его природных склонностей ради прививания любви к познанию или даже ради принятия им обыкновенных культурных норм того общества, в котором он живет.

Поэтому перед учителем каждый раз, когда он работает с «новым материалом», стоит почти сложноразрешимая задача: как возбудить в человеке страсть к познанию и при этом не исковеркать его личный, внутренний мир. К сожалению, в обучении, как в геологии, есть только две силы: давление и время. Но трудность в том, что нужно точно знать соотношение времени и давления между собой, чтобы получить максимальный результат за оптимальное время.

И опять же в зависимости от методики учителя могут назвать человеком без чести и совести, а его внутреннее моральное суждение о себе и своих поступках может быть вполне однозначным. Педагогика, конечно, не медицина, но в ней тоже ценится результат, но еще люди смотрят на то, сильно ли исковеркана личность ученика. Медицина работает с человеком все-таки как с объектом, но педагогика не может позволить себе такой «роскоши», здесь о человеке надо думать как о существе с живой душой.

Случай Марти Макфлая

Теперь мы обратимся к материалу менее серьезному и более близкому для широкого круга читателей: к кино.

В 1985 году вышел первый фильм культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Там есть два главных героя: Марти Макфлай и Эмметт «Док» Браун. У Марти очень серьезная проблема, которая не дает ему спокойно жить: он постоянно думает о том, как оценят его другие, он все время находится под взглядом «Большого брата», именуемого обществом. Как мы помним, М.Макфлай до смерти боялся, что его посчитают трусом. В итоге только в последней части трилогии Марти понял относительность определения, что такое честь и бесчестие, ибо чуть не поплатился за свою показную удаль жизнью. Героя фильма озарило: «Лучше быть живым трусом, чем мертвым героем».

Правда, последний афоризм не стоит трактовать буквально, чтобы понять все в точности, нужно посмотреть фильм. Но для тех, у кого нет на это времени или желания, мы попытаемся объяснить.

«Честь и бесчестие» - это категории, которым общество оценивает человека, а значит другие люди смогут запросто, используя эти понятия, спровоцировать «героя» на те действия, которые нужны именно им. Поэтому, помня об этой опасности, иногда лучше отдать титул «храбреца» и прослыть трусом, но сохранить самоуважение и жизнь.

Если бы читатель спросил Марти, что такое честь и достоинство, парень не растерялся бы и нашел, что ответить. Ну а мы двигаемся дальше и переходим к следующему культовому персонажу другой, теперь уже гангстерской трилогии.

Этика крестного отца

Как Вито, так и Майкла Корлеоне сложно назвать гуманистами. И тем не менее, несмотря на то что они нарушают главный христианский запрет («не убий»), их нельзя назвать безнравственными людьми. В их среде действует очень жесткий моральный кодекс. Крестный отец не отдает приказы убить без причины, он расправляется только с врагами семьи и предателями. При этом глава мафии нежно привязан к своей семье, заботится о детях.

Тираны и криминальный мир

Читатели могут возразить и сказать: «Да-да, знаем-знаем, все тираны очень любили детишек». Это правда, деспоты питали нежные чувства к детям, но велика вероятность, что это было лишь на публике и для нее. Крестный же отец искренен в своих чувствах.

И да, в российском криминальном мире тоже действуют свои законы и принят свой моральный кодекс, которым подчиняются все, вовлеченные в эту деятельность люди, но данный факт не опровергает, а лишь подтверждает относительный характер понятий «чести» и «достоинства».

Кстати говоря, в таких структурах, как армия, сильна иерархия, и честь (то, как человек выглядит в глазах других) значительно важнее достоинства (того, как человек оценивает сам свои поступки).

Относительность и абсолютность понятий чести и достоинства, добра и зла

Все приведенные здесь аргументы говорят, что, отвечая на вопрос, что такое честь и достоинство, надо говорить об относительности всего и вся.

Да, так нас, людей, учит жизнь, но не так человек должен учить своего ребенка. Вновь пришедший в этот мир обязан верить в то, что моральные императивы христианства или любой другой мировой религии (можно обойтись и без религии, а опираться на философские учения, благо океан мысли широк, как и сам человек) вечны и несокрушимы. Да, жизнь сильно отличается от наших представлений о ней, но у детей должно быть твердое основание, а уж свои представления они сами откорректируют, когда придет время.

В начале статьи поставлен вроде простой вопрос - что такое честь и достоинство. И мы не преследовали цель запутать читателя и ввести его в заблуждение, а лишь показать, насколько простые вопросы подчас сложны.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский Государственный Технический Университет

по дисциплине «Этика»

Тема: «Честь и достоинство»

Выполнила: Студентка гр. Ф-31

Булатова Д.А.

Проверила: Терехова Г.Л.

Тамбов 2011

    Понятие чести и достоинства.

    Честь и достоинство в истории этической мысли.

    Достоинство, гордость, гордыня.

Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность). Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой адекватной самооценке человек знает свои возможности, свой «потолок », не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на «мокрое» дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала «крутого» киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному: 1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение. 2) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением. 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось. 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой. 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность – качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

Категории

чести и достоинства в истории этической мысли.

В древнем мире понятие чести связывалось с возвышением в своей среде. В античную эпоху с образованием государства зарождается понятие гражданского достоинства (граждане Рима, Афин, Спарты). Ценность человека определялась по принадлежности к государству, вне которого не имела никакого значения.

В формировании категорий чести и достоинства немаловажную роль играло воинское сословие. Войны образовывали замкнутую социальную группу, статус которой осуществлялся их значением в обществе как защитников общества (государства). Каждый воин претендовал на особую честь среди граждан и личную честь среди воинов. Везде, где воинское сословие занимало доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи. Так, для героев «нлиады» поиск личной славы в бою был важнейшей жизненной задачей.

В средние века феодалы – рыцари являлись господствующим классом, который формировал представление о сословной чести. Считалось, что только люди благородного происхождения способны на подвиги, только они могут быть верными своему господину, верными данному слову, обещанию, соблюдать правила поединка. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с рыцарями, т.е с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение которого нужно было заслужить. Отличаться особой храбростью среди рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана. Добиться этого было непросто.

Культура средневековья породила образы благородных разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми чести.

Похожая идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. «Удальцы» подчёркивали, что они, а не трусливая и продажная чиновничья среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности, честности и верности, велениям неба, те ценностям конфуцианства. Кодекс поведения японского средневекового воина самурая – бусидо базируется на полном презрении к смерти. Харакири было способом доказать верность господину, ясли он умер, или чистоту души, если господин жив. Харакири было привилегированным видом смерти для военного сословия.

Рыцарское понятие чести имеет серьёзные недостатки. Во-первых, её узко ограниченное применение, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее декоративной, чем реальной. Часто поединок рыцарей, в результате которого один из них погибал, возникал по довольно незначительному поводу. Рыцари, которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву. Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям.

Зачастую рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не получал ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только выигрывали.

В новое время человечество перешло от этики «избранных» к этике равноправных, главной характеристикой которых является не происхождение, а личность человека, его достоинство понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума подобное представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста, социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё больше связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью. Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения чести и достоинства властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь предательства, преступлений, стремление к подобной чести оборачивается бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным трудом. Нравственная ценность труда, создающего все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда. Передовых рабочих и колхозников избирали депутатами разного уровня.

Нравственная ценность труда.

Труд ценен сам по себе, потому что сохраняет культуру общества и человека в культуре. Своё доброе имя человек начинает завоёвывать с первых шагов сознательной жизни. Честь – не просто добрая слава о человеке, и её можно заслужить своими делами: от физического труда до научно-технического творчества. Важно, насколько значим для людей вклад человека, на сколько поступки, дела проявляют достойную уважения личность. Тогда и возникает ожидание чести: я делаю это лучше. Если результат моих действий высоко оценен – то я испытываю гордость, особенно, если речь идёт о творческой деятельности – инженерной, научной, художественной. Таким образом, применение понятия чести к конкретной деятельности свидетельствует о том, что честь – понятие не абстрактное. Говорят о профессиональной чести, фамильной, семейной. Честь инженера в том, что бы качеством его труда поддерживать добрую славу отечественных инженеров, честь юриста – в борьбе за справедливость и законность, честь менеджера в грамотном, гуманном управлении, умении наладить производство, чтобы возродить отечественную индустрию.

Гордость. Гордыня.

Гордость определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Гордость – моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих или чьих – либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В гордости присутствует момент радости, торжества по поводу соответствия определённому позитивному стандарту, идеалу. Гордость – радостное сознание своих возможностей, способностей, знаний, преодоление трудностей, преодоления себя. Гордость – результат нашей работы над собой, тогда как достоинство может быть воспитанно в человеке с молодых лет. Гордость надо заслужить. Гордится может тот, кто доказал себе и другим свою способность делать дела и совершать нравственные поступки. Особую гордость вызывает героический поступок, в нем проявляется ещё одна сторона гордости – годиться можно другими людьми, страной, нацией, родителями, народом. Если мы кем-то гордимся, то отождествляем себя с ним. Чужими не гордятся, можно отметить их заслуги, но гордиться нечем. Что бы гордиться, нужен кто-то, перед кем гордиться, те зритель.

Негативной реакцией на чужую гордость бывает зависть. Зависть – это досада, мучительное и разрушительное переживание, охватывающее порой личность при созерцании чужих достоинств. Завистник приписывает тому, кому завидует, негативные черты и жадно хочет получить то же самое. Он либо вредит или в лучшем случае старается сравниться по положению. Но если богатство и славы можно достигнуть, то зависть к чужому радостному мировосприятию и чужому достоинству для завистника убийственна.

Понятие гордости естественно сплетено с понятием скромности. Скромность – и противоположность гордости и её дополнение. Скромность – отказ от особого положения и отсутствия претензии на необычность. Скромный человек не лишён достоинства, он знает о своих качествах, но не выпячивает их, и не демонстрирует свою гордость. Порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто демонстрирует свою скромность. Все начинают его уговаривать, доказывать ему право на гордость, привлекая всеобщее внимание. Человек лицемерно отказывается, «ломается», наконец, как бы под давлением окружающих вроде нехотя принимает почести. Уж лучше честно немножко погордится, чем разыгрывать такую изощрённую комедию.

Нормальная человеческая гордость вполне может переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая беспочвенной и преувеличенной. В христианстве гордыня является наиболее тяжким грехом, пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения, сначала ангельского, потом человеческого. Светлый ангел Сатаниил захотел стать вместо Бога, увлек за собой других ангелов. Так он выпал из божьего мира, породив мир зла. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как Бог и, ведомый гордыней и непослушанием, нарушил Божий запрет, в результате чего человечество оказалось на земле вместо рая. Гордыня стала матерью всех пороков, сердцевиной греха. В обычной жизни гордец отличается высокомерием, чванством, заносчивостью, он резко переоценивает себя и не видит достоинств других. Ему кажется, что он лучше всех. Таких людей не любят, они часто в ответ получают сопротивление и ненависть вместо чести. Гордец претендует на чужое место, ему кажется, что ему недодали, он бессознательно мстит людям за их нежелание признать его первенство, завидует.

Порой человек ничего из себя не представляет, ему вовсе нечем гордиться. Но в качестве компенсаторной реакции начинает разбухать гордыня. Гордятся иногда предками (отпрысками дворянских родов) или положением родителей, не задавая себе вопроса, а что представляю собой я сам, какие основания у меня презирать других? Гордыня – болезненная иллюзия, которая портит жизнь гордецу и окружающим. Гордец не идёт на уступки, боясь унизить себя, в результате часто оказывается у разбитого корыта.

Гордыне противостоит смирение – отсутствие умиления своими добродетелями, это чувство, что ты несовершенен и до совершенства тебе, как до горизонта. Смирение имеет ещё один позитивный смысл – способность соответствовать обстоятельствам, осознавать своё место и считаться с другими, чутко улавливать ход вещей.

Список используемых источников

Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 444-460.

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М.: "Православный паломник", 1996. С. 356-544.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика 1993. С. 50-51.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1963-66. Т. 4 (2). С. 336-337.

Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания: Конспект лекций. М.: [б.и.] 1993. С. 75-85.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 119-126.

Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещени