V. Упражнения на закрепление материала. III. Закрепление темы «Сказуемое». Найдите предложения с пунктуационной ошибкой


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»Урок русского языка в 8 классе Цель урока: проверить полученные знания;закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I.Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей. Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфьТейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфиПервый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни КунсткамерыЧернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.
Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук.Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. ДиктантАдмиралтейство Грамматическое заданиеВыделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце. АдмиралтействоЗдание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) Домашнее заданиеСоставить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

РефлексияЧто нового узнал(а) на уроке?Что понравилось?Что показалось трудным?Чему научился?Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт?Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

СПАСИБО! Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).http://diletant.ru/blogs/5068/2833/http://kudago.com/spb/attractions/http://www.peterburg.biz/Источники

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

1. Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяжённостью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролётами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность.

Данный диктант предназначен для проверки знаний учащихся после повторения пройденного в предыдущих классах в начале учебного года. С его помощью можно проследить пробелы в знаниях по таким темам, как «Правописание собственных существительных», «Правописание не с различными частями речи», «Различение на письме частицы ни и союза ни-ни», «Тире между подлежащим и сказуемым» и так далее. Диктант настраивает учащихся на дальнейшее изучение предмета, а так же знакомит с памятником архитектуры и его создателем А.Д. Захаровым.

Розовый куст рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в земле клумбам и по дорожкам, давно никем не чищенным. Деревянная решётка с колышками, обделанными в виде четырёхгранных пик, когда-то выкрашенная зелёной масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась.

А цветник от этих разрушений стал нисколько не хуже. Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелёными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов.

Роза распустилась в хорошее майское утро. Утренняя заря, улетая, оставила на лепестках её несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было хорошо, чисто и ясно в это прекрасное утро. Она не могла говорить,. Она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий аромат, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

Диктант эмоционален. Он пробуждает в учащихся чувство прекрасного. Изображение розы, как живого существа, способного плакать или молится, вызывает желание бережно относиться к окружающему нас миру. Кроме того, диктант отлично подойдет для закрепления или контроля знаний по теме «Обособленные определения». Текст насыщен ими, поэтому можно в качестве дополнительного задания дать возможность учащимся определить роль обособленных определений в данном тексте. В диктанте также встретились орфограммы: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий», «Дефисное написание слов» и другие.

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс
Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:


  • извлекать главную информацию из текста при чтении;

  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;

  • умение на практике применять полученные знания.
Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:


  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).
Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.

  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;

  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».
Оборудование урока:

  • текст диктанта;

  • тетради для контрольных работ;

  • материалы, подготовленные учащимися к уроку;

  • презентации.
(- Историческая справка; Текст диктанта; Грамматическое задание,

Словарная работа, связанная с архитектурой.)

Ход урока


  1. Создание проблемной ситуации. Чем мы гордимся? Что значит Санкт-Петербург для нас и людей предыдущих поколений? Что может сделать каждый из нас для сохранения исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.

  2. Работа класса с Презентацией (слайды 3 – 11). Просмотр слайдов, обсуждение, сообщения учащихся об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Информация для учителя. Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Верфь была построена буквой «П». Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732 - 1738 гг. под руководством архитектора И.К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

  1. Проверка индивидуального домашнего задания коллажей «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга». Авторы представляют свои работы.

  2. Словарная работа по тексту диктанта: Адмиралтейство, архитектор (зодчий), композиция в архитектуре, значение выражения: зеркально гладкие стены, колоннады, арочные пролёты, шпиль. Разбор слова по составу – Адмиралтейство. Презентация ученика.

  3. Диктант (слайд 12).
Адмиралтейство 1

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

(По М. Алпатову)


  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:
I вариант - в первых двух абзацах;

IIвариант - в третьем абзаце.


  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.

  2. Домашнее задание (слайд 19).

  • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.

  • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).

  • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.

  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

  • 1 Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Главные члены предложения" 8 класс"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» Урок русского языка в 8 классе

Цель урока: проверить полученные знания; закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей.

Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфь Тейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфи Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни Кунсткамеры Чернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.

Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова.

Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

Диктант Адмиралтейство

Грамматическое задание Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце.

Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову)

Домашнее задание Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами). Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи. Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

Рефлексия Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю). http://diletant.ru/blogs/5068/2833/ http://kudago.com/spb/attractions/ http://www.peterburg.biz/ Источники

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарная работа, связанная с архитектурой К уроку контрольного диктанта по теме «Главные члены предложения». 8 класс

Адмиралтейство - («адмирал» - в переводе «владыка», «властелин морей») центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

Архитектор (зодчий) (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) - «главный строитель») - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.

Композиция в архитектуре - способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.

Значение выражения: зеркально гладкие стены Зеркальность - состоянье или свойство зеркальной, гладкой и ровной поверхности. Зеркалистый, отражающий зеркалом, как зеркало, изображающий предметы зеркально, отраженьем.

Колоннады (фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Колоннада может выступать самостоятельным сооружением. При использовании колоннад внутри зданий ими обычно обрамляют крупные залы и используют для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера.

Арочные пролёты

Шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.

Адмиралтейство

Источники http://walkspb.ru/zd/admiral.html http://www.renclassic.ru/Ru/35/1247/ http://www.spb-rf.ru/arhitektory_spb.htm Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. – М.: Просвещение, 2001. – 557 с.

Предварительный просмотр:

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс

Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:

  • извлекать главную информацию из текста при чтении;
  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;
  • умение на практике применять полученные знания.

Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:

Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.
  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.

Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;
  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».

Оборудование урока:

  • текст диктанта;
  • тетради для контрольных работ;
  • презентации.

(По М. Алпатову)

  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант - в первых двух абзацах;

II вариант - в третьем абзаце.

  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.
  2. Домашнее задание (слайд 19).
  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».
  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа над ошибками контрольного диктанта Урок русского языка в 8 классе

Цель урока. Активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение объяснять правописание.

Вопросы 1. Что называется сказуемым? 2. Какое сказуемое называется простым глагольным? 3. Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? 4. Какова схема составного именного сказуемого? 5. Назовите группы глаголов-связок?

Анализ работ, разбор типичных ошибок Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. СИС СГС кр.прич. гл. н.ф.гл. сущ. сущ.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. ПГС СИС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. СИС СИС ПГС гл. сущ. сущ. сущ.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. СИС СИС кр.прич. гл. кр.прил. мест. мест.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) ПГС ПГС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

Домашнее задание Повторить теорию о второстепенных членах предложения. Составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».

Слайд 11

  • проводить синтаксический разбор предложения;
  • выполнять пунктуационный разбор предложения;
  • схематически объяснять орфограммы.
  • При работе над ошибками использую методические приёмы известные всем: анализ работ, самостоятельную работу учеников, индивидуальные консультации.

    Домашнее задание к уроку:

    • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.
    • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).
    • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.
    • Составить вопросы по теме «Сказуемое».

    Оборудование урока:

    • тетради для контрольных работ с проверенными учителем диктантами;
    • материалы, подготовленные учащимися к уроку;
    • презентация.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания. Обучающиеся представляют составленные диктанты из 10 предложений (100 слов) с использованием собранной информации об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. Объясняют орфограммы в словах и принцип группировки, выбранный ими.
    2. Повторение теоретического материала по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся отвечают на вопросы (слайд 3) и добавляют свои (домашнее задание):
    • Что называется сказуемым?
    • Какое сказуемое называется простым глагольным?
    • Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
    • Какова схема составного именного сказуемого?
    • Назовите группы глаголов-связок?
    1. Анализ диктанта. Текст размещён на слайдах (слайды 4-8). Сначала разбираем весь текст, проводя синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обсуждаем типичные ошибки. Ученики выделяют маркерами на доске члены предложения, объясняют знаки препинания, работа выполняется всем классом.

    Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

    (По М. Алпатову)

    1. Самостоятельная работа обучающихся над допущенными орфографическими ошибками, индивидуальные консультации учителя (слайд 9).
    2. Домашнее задание (слайд 10).Повторить теорию о второстепенных членах предложения, составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».
    3. Рефлексия (слайд 11). Что показалось трудным на уроке? Чему научился? Что понравилось? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).