Что сделал бове. Аплодисменты Осипу Бове. Что знаменитый архитектор оставил потомкам

Поразительно, почему в Москве так и не появилась улица, названная в честь архитектора Осипа Бове. И дело даже не в том, что он построил для нас Манеж, Большой театр, Александровский сад, Триумфальную арку и многое другое. Ведь именно ему столица обязана своим современным обликом - это он восстанавливал ее после пожара 1812 года. МОСЛЕНТА решила вспомнить историю жизни великого зодчего и рассказать подробнее о его монументальном творчестве.

Биография

Родился зодчий в Петербурге (в 1784 году) в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова. Через пару лет семья с маленьким сыном Джузеппе переехала в Москву. Когда мальчик подрос, его определили в архитектурное училище при Экспедиции Кремлевского строения, которое уже по ходу его учебы было преобразовано в Архитектурное училище.

Отцом-основателем школы был Матвей Федорович Казаков, а непосредственное руководство занятиями в это время вел Франческо Кампорезе. Этих двух мастеров Бове считал своими учителями. Большое влияние на молодого архитектора также оказал Карл Росси, с которым он работал сразу после выпуска из училища. Росси был всего на десять лет старше Бове, но к этому времени он уже считался серьезным мастером.

Осип Бове (1784 - 1834)

Вместе с Росси, еще в должности помощника архитектора, Бове трудился над реконструкцией и перестройкой Тверского путевого дворца, за что даже был награжден императорскими золотыми часами. Позже Бове пришлось восстанавливать, а фактически строить заново обветшавшую Водовзводную башню Кремля. Эту работу пришлось повторить: башню взорвали французы.

До начала Отечественной войны Бове успел получить чин титулярного советника (гражданский аналог армейского штабс-капитана), еще дважды был одарен золотыми часами и даже бриллиантовым перстнем. В это же время архитектор изменил фамилию на более привычную нашему слуху Бове, а имя Джузеппе на русское Осип.

Когда армия Наполеона вторглась в пределы России, Осип Бове записался в Московский гусарский полк, который на свои деньги формировал граф Петр Салтыков – отставной офицер, сын московского губернатора фельдмаршала Ивана Салтыкова. По формальному статусу, полк был ополченским, но по форме - регулярным. Бове служил там с Александром Грибоедовым, Александром Альбьевым, Николаем Толстым - отцом Льва Толстого, а также Шереметьевы, Голицыны и другие знатные горожане.

Ко времени оставления Москвы полк еще не был до конца укомплектован и вооружен, дальнейшее его формирование проходило в Казани. Там Салтыков заразился от раненых нервной горячкой и умер, а полк объединили с обескровленным в боях Иркутским драгунским, переименовав в 16-й Иркутский гусарский полк. Под этим названием Бове участвовал в освобождении страны и заграничных походах.

Офицер гусарского полка, в котором служил Осип Бове. 1812 год.

Женился будущий градостроитель уже сильно после войны, и эта свадьба вызвала в Москве нешуточный скандал. Избранницей его стала княжна Авдотья Трубецкая - наследница огромного состояния и хозяйка нескольких подмосковных поместий. Авдотья Семеновна происходила из весьма уважаемой семьи академика Семена Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике. А титул она получила после свадьбы с князем Алексеем Ивановичем Трубецким. В 1813 году гвардейский офицер погиб в битве народов под Лейпцигом, а через три года молодая вдова (ей не было и тридцати) вышла замуж за архитектора Бове.

Высший свет этого союза не принял: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж», - писала острая на язык сплетница княжна Туркестанова. Но любовь оказалась сильнее светских пересудов: красавица Трубецкая пожертвовала титулом, и стала чиновницей седьмого класса Бове. Кстати, к этому моменту у Авдотьи Семеновны было пятеро детей, и еще четверых она родила в браке с Осипом Ивановичем.

Но до этого Бове еще предстояло стать главным градостроителем разоренной столицы. Так что вернемся к тому моменту, как он прибыл из военных походов и немедленно включился в работу «Комиссии по строению Москвы», созданную при московском главнокомандующем Федоре Ростопчине. Входили туда известные мастера: Василий Стасов, Доменико Жилярди, Федор Соколов, Афанасий Григорьев и Василий Балашов и другие.

На пепелище

По официальным данным, из существовавших до пожара 9158 домов (2567 каменных и 6591 деревянных) сгорело 6532 (2041 каменных и 4491 деревянных). Из 387 казенных и общественных зданий 192 были уничтожены. Центр выгорел примерно на 90 процентов, почти исчезли Пречистенская, Якиманская, Сретенская части и Китай-город, чуть меньше пострадали Тверская и Мясницкая.

Французы в Москве. 1812 год.

Бове сначала был поручен центральный участок, в который входил Китай-город и нынешняя Красная площадь - перед войной она представляла собой беспорядочное нагромождение торговых лавок и была отделена от Кремля и собора Василия Блаженного. Мастер решил связать их в единый ансамбль, выстроив напротив кремлевской стены новое здание Торговых рядов в виде 12-колонного портика с куполом (сейчас там стоит ГУМ).

Портик перекликался с контурами и куполом Сената, а храм Василия Блаженного и Воскресенские (Иверские) ворота замыкали огромное свободное пространство. Шедший вдоль кремлевской стены Алевизов ров был закопан, предмостные укрепления снесены. Также по инциативе Бове на площади поставили памятник Минину и Пожарскому - сначала их поставили спиной к торговым рядам, но потом перенесли, чтобы не мешали демонстрациям.

Главный по фасадам

С мая 1814 года Осип Бове назначен заведующим «фасадической частью» города, «чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор». По сути, это пост главного архитектора. А еще он фактически занялся разработкой генплана застройки Москвы, которая изначально была поручена шотландскому специалисту Вильяму Гесте, но в 1813 году провалилась на утверждении комиссии, и император Александр I предложил мастерам действовать самостоятельно.

Новая концепция была готова в 1817 году. Согласно ней, Москва сохранила сложившийся веками концентрический характер с радиальными магистралями. Бульварное и Садовое кольца на месте отживших свой век укреплений стали городскими артериями, ворота и заставы превратились в площади. Центр Москвы был очищен от нерегулярной застройки, улицы по возможности спрямлены, расширены и благоустроенны.

Река Неглинка стараниями инженера Егора Челиева была убрана в трубу, что высвободило новые зоны для застройки. Вокруг Кремля и Китай-города была создана цепочка просторных площадей – Красная, Манежная, Воскресенская (ныне площадь Революции), Лубянская, Старая и Новая и т.д. Преобразились улицы Трубная и Петровка, Кузнецкий мост, появилась Театральная площадь и Александровский сад. Все фасады постарались подчинить единому стилю, даже цвет построек был регламентирован.

Лубянская площадь. 1899 год.

Вдоль крепостной стены древнего Кремля, где раньше текла Неглинка, Бове предложил разбить сады и сам же создал проект. Кремлевский, а позже Александровский сад очень быстро стал любимым местом прогулок московской публики. Кстати, для декорирования знаменитого грота Руины под Средней Арсенальной башней использовались фрагменты декоративных украшений зданий, погибших в огне.

Рядом появился Манеж - здание, где одновременно мог проводить парад целый полк. Необходимость в нем появилась в 1817 году, когда праздновалось пятилетие победы над Наполеоном. Инженерный план самого большого в мире на тот момент здания без внутренних опор создал инженер Августин Бентакур, а знакомый нам поныне классический внешний облик зданию придал Бове. Правда, потом инновационное творение Бентакура пришлось дорабатывать и ремонтировать, за что снова взялся Бове.

Архитектора на «бис»

Разумеется, Осипу Ивановичу помогали в разработке концепции, но отдельные территории – чисто его работа. Например, Театральная площадь. Ясно было, что нужно восстанавливать Петровский дворец из руин, в остальном архитекторы получили полную свободу благодаря осушению берега Неглинки. Бове же предложил проект обширной площади с главным городским театром, а Малый театр, Сенатская типография и жилые дома должны были быть выдержаны в едином стиле с ним. Центр площади украсил фонтан.

Изначально предполагалось восстановить стоявший тогда на площади Петровский театр по проекту профессора, а впоследствии и ректора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова. Но он не вписывался в план создаваемой Бове площади. Так что главному градостроителю пришлось самому спроектировать уже относительно знакомое нам здание Большого театра с колесницей над входом.

«На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...», - пишут «Московские ведомости» от 6 января 1825 года.

Петровский театр.

К сожалению, театр Михайлова-Бове в 1853 году сгорел. Восстанавливавший его архитектор Альберт Кавос несколько изменил пропорции, и не факт, что это пошло зданию на пользу.

Ворота в вечность

Пожалуй, самым монументальным сооружением Бове стала Триумфальная Арка - символ победы над Наполеоновской армией и послевоенного восстановления города.

Надпись ее фронтоне гласит: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826»

Кстати, Александр I достаточно трезво воспринимал свою скромную роль в военных успехах и, дабы не было двусмысленностей, от возведения подобных сооружений отказывался. Но после его загадочного исчезновения идея возродилась, и сменивший брата Николай I ее одобрил. О строительстве арки было офиально объявлено во время коронационных мероприятий в начале 1826 года.

Триумфальные ворота. 1920-е гг.

Символические ворота должны были стоять на въезде в Москву со стороны Петербурга – у площади Тверской заставы, где сейчас находится Белорусский вокзал. Бове нарисовал торжественную, монументальную, но в то же время легкую арку и богато украсил ее декоративными элементами, которые по его эскизам изготовили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. Это классический пример русского ампира.

При этом Бове постарался максимально органично переработать окружающий арку район, чтобы монумент не выбивался из общего вида. Фасады окрестных домов были приведены в соответствие со стилем арки. Со стороны Кремля арка была издали видна через абсолютно прямую в этом месте Тверскую улицу, дома которой словно выстраивались в парадные шеренги. С противоположной стороны арка просматривалась от Петровского дворца, а вдоль дороги были разбиты парки и скверы.

Торжественная закладка Триумфальных ворот состоялась в 1829 году, а открыты они были лишь в 1834 году – из-за отсутствия средств работы затянулись на пять долгих лет. К сожалению, Бове торжественного открытия не увидел, он умер несколькими месяцами ранее.

К сожалению, оригинальная Триумфальная арка простояла чуть более ста лет - в 1936 году она стала мешать развитию города, и ее снесли. Через тридцать лет одумались и восстановили, благо сохранились точные чертежи. Сейчас она стоит на Кутузовском проспекте, рядом с панорамой Бородинской битвы и Поклонной горой.

Неизвестные творения

Все знают о монументальных творениях Осипа Бове, которые стоят на виду у всех туристов и внесены во все путеводители по Москве. Но мало кто знает, что архитектор активно строил и восстанавливал цервки, и эта часть его наследия сохранилась куда лучше, чем «хрестомайтиные» достопримечательности.

Бове создал Никольский храм на Котельнической набережной, церковь Живоначальной Троицы в Даниловом монастыре, перестроил церковь Покрова Пресвятой богородицы в Красном Селе (Нижняя Красносельская улица), восстановил и перестроил церковь Всех Скорбящих Радости на Ордынке работы Василия Баженова.

Никольский храм, 1882 год.

Но, пожалуй, один из самых ярких храмов авторства Бове находится даже не в столице, а в подмосковном селе Архангельское. Это церковь Михаила Архангела, которую он построил в имении своей жены Авдотьи Семеновны и где они все вместе жили, строил в подарок. Это удивительный храм - гармоничный, красивый и очень домашний. И, пожалуй, это редкий случай, когда мастер не думал о градостроительных пропорциях и просто творил от чистого сердца.

Георгий Олтаржевский

Выдающийся архитектор первой половины XVIII века, работавший в стиле классицизма.

Детство и юность. Первые работы

Осип Иванович Бове родился в 4 ноября 1784 года. Его отцом был очень известный в то время живописец Винченцо Джованни Бове, работавший в Эрмитаже и заслуживший себе хорошую репутацию в артистической среде. Влияние отца и большое природное дарование предопределили будущее не только самого Осипа Ивановича, но и двух его младших братьев. Все трое впоследствии станут архитекторами, хотя наибольшей известности удостоится именно старший брат, Осип. Младшие будут известны по большей части как помощники Бове.

Детские годы Осип Иванович провел в , где в 1802 году поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его учителем был Ф. Кампорези, и сам Бове неоднократно упоминал о том, что «премного обязан» ему обширными познаниями в архитектурном художестве, которые приобрел благодаря лекциям архитектора.

Карьера юного Бове началась очень быстро, во многом тому способствовало наставничество в лице выдающихся архитектурных творцов того времени - и М. Ф. Казакова. Он довольно быстро повышался в чинах. Канцелярист, коллежский регистратор, а затем и коллежский секретарь. Уже через десять лет Бове станет архитекторским помощником. По меркам времени это был оглушительный, стремительный успех. Бове уже давно допускали до участия в реставрационно-строительных работах. Он ремонтировал здания, занимался благоустройством города и вскоре был допущен до реставрации Кремлевских стен. Ни один архитектор его возраста не мог даже помыслить о подобном успехе.

Восстановлением сожженной Москвы было решено заняться сразу же после войны 1812 году. Уже в 1813 году была создана особая Комиссия, которая не только осуществляла надзор за строительными работами, но и выполняла многие другие общественно-полезные функции, к примеру, помогала жителям города. В комиссии было четыре сектора, одним из которых и занимался Бове. Ему доверили центральные районы - Тверскую, Арбатскую, Пресненскую и другие части. Эту работу Бове помогали делать его младшие братья, которые к тому времени уже многое понимали в архитектурном деле. Сговорчивость и отсутствие конкуренции среди братьев сделало их идеальными партнерами. Обязанностями всех Бове было составление проектов строительства жилых домов и контроль над их выполнением.

Иван Осипович лично спроектировал немало торговых лавок в разных частях города. Особого внимания удостоились проекты лавок, построенных специально для торгового центра на и вокруг стен Китай-города. С поставленный перед ним ответственной задачей Бове справился очень успешно. Его заслуги были по достоинству оценены и в родном Петербурге. Так, в феврале 1816 года совет Академии художеств присудил ему звание архитектора. Для Бове это был серьезный прорыв. Но самые значимые проекты одаренного мастера будут впереди.

Лучшие годы. Венец творчества

В 1817 году Комиссия для строения разработала новый генеральный план Москвы. Для Бове это означало широкое поле для деятельности; он знал, что здесь его таланту удастся проявить себя во всей красе. В содружестве с другими архитекторами комиссии Бове строил дома и проектировал гостиницы. Особенный и самый значимый вклад Бове - реконструкция центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения.

К 1817 году за плечами у Бове был колоссальный опыт по проектированию, реставрации и строительству зданий в Москве и Подмосковье. Поэтому Комиссия для строения, доверившая ему роль одного из ведущих творцов проекта, не боялась прогадать. Бове пользовался репутацией настоящего молодого дарования, и с невероятным рвением взялся за порученное ему дело.

Первое, что ему предстояло сделать - перестроить Красную площадь, сильно пострадавшую во время московского пожара. Здесь архитектор работал над созданием гармоничного ансамбля, перестраивая торговые ряды в стиле классицизма. Так же благодаря его инициативе был засыпан ров вдоль стены с последующим разбитием на этом месте бульвара, и снесены земляные укрепления. Бове сразу отказался от идеи возродить Красную площадь в ее первоначальном виде. До пожара она была настолько застроена лавками, что уже мало вписывалась в окружающий антураж: бесчисленные торговые ларьки на фоне грандиозного собора и Кремля действительно смотрелись неуместно. Идея Бове заключалась не только в смещении акцентов - дать больше культурного взамен бытовому, коммерческому, но и в гармонизации облика Красной площади.

В планах Бове было восстановление и старинных построек в северной части площади - , присутственных мест, здания городской думы и магистрата. Возведение этих сооружений с вертикальными башнями позволяло им гармонировать с архитектурой Кремля. Украшением площади стало здание Торговых рядов, по задумке Бове ставшего куда более величественным. Вклад Бове в реконструкцию Красной площади неоспорим: ее современный облик - всецело заслуга именитого архитектора, решившегося кардинально изменить площадь после московского пожара.

В целях расширения исторического центра Москвы было также решено построить новую площадь, выдержанную в духе классицизма. Местом для площади был выбран Петровский театр, и Комиссия по строению не могла не привлечь к этой работе Бове. Площадь хотели разбить давно, но проект был утвержден в Петербурге только в 1821 году. Площадь должна была иметь прямоугольную форму, в окружении четырех симметричных зданий. Проекты по строительству зданий, выходящих на Театральную площадь, были закончены Бове в 1819 году, когда он передал их в Комиссию по строению.

Большой театр стал одной из самых крупных и значительных работ Бове, которая не только подтвердила его репутацию одаренного мастера, но и обеспечила его имени широкую огласку. Несмотря на то, что проектирование здания было результатом коллективной работы (в то время планирование крупных проектов всегда подразумевало вовлечение в работу широкого круга лиц), имя Бове стояло особняком. Ему заказали его как «искуснейшему из архитекторов», что само по себе было огромной честью.

Петровский театр в 1805 году был уничтожен ввиду пожара, и правительство давно собиралось отстроить его заново. Такая грандиозная работа могла быть поручена только очень одаренному творцу. Проект Бове одобрил сам император . Помимо Бове в проектировании также принимал участие известный инженер Девис. По задумке Бове, здание украсил портик из восьми колонн. Нашлось там место и для скульптуры бога Аполлона, восседающего на колеснице. Иван Осипович не поскупился на размеры зрительного зала - тот мог единовременно вместись до трех тысяч зрителей. Уже в 1825 году был дан первый спектакль. О том, как обновленное здание восприняла публика, красноречиво говорят рукоплескания на премьере. На открытии театра публика ревела от восторга, снова и снова выкрикивая фамилию Бове. После окончания зрелища зрители попросили выйти на сцену не актеров, а самого архитектора и долго не отпускали его. Аплодисменты не смолкали: актерская труппа о таком успехе даже мечтать не могла.

Одновременно с работой по проектированию Театральной площади и Большого театра, Бове также активно занимался устройством нового Кремлевского сада, который современным обывателям известен под именем .

Успешное осуществление всех этих проектов помогло Бове достигнуть пика своей карьеры в сравнительно молодом возрасте. Уже к началу 1820-ых гг. Иван Осипович считался одним из самых выдающихся русских архитекторов своей эпохи. Имя архитектора было на слуху у всех. Он постоянно получал заказы - от дворян, купцов и других частных лиц. Его стараниями послевоенная Москва активно застраивалась жилыми домами, и в облике каждого из них угадывался «фирменный почерк» Бове - присущая классицизму величественность зданий. Благодаря Бове появился новый тип городского особняка, в котором был выход флигелей на улицу и парадный двор. В подобном стиле архитектор выстроил особняк Н. С. Гагарина, который, к сожалению, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

Храмовая архитектура Бове. Строительство больниц

Храмам в списке послушных работ Бове было уделено не так много места, но не потому, что архитектор не чувствовал себя достаточно компетентным для строительства храмовых сооружений. Много времени и сил у него занимали другие работы. Тем не менее, на счету Бове значится несколько выдающихся образчиков жанра.

Так, в 1821 году он возвел церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Проект осуществлялся на средства князя Голицына. Итогом стараний Бове стало небольшое здание, всем своим обликом полностью соответствующее канонам католицизма - высокий купол, шпиль и колокольня. В 1822 году Бове приступает к строительству церкви Михаила Архангела в подмосковной усадьбе своей супруги. Еще в 1816 году Осип Иванович женился на Авдотье Семеновне Трубецкой, и с тех пор много внимания уделял родовому имению. На этот раз церковь была возведена в стиле ампир и по праву считалась одним из лучших образчиков этого жанра.

Помимо этого, Бове перестроил два храма в городских больницах. Строительство больниц стало еще одной важной вехой в творчестве Ивана Осиповича; именно этим он активно занимался в 1820-е гг., успевая не только составлять планы, но и активно участвовать в строительстве. В 1825 г. он переоборудовал дом Гагариных в Екатерининскую больницу, а также разработал проект Градской больницы, находящейся на Большой Калужской улице. Несмотря на высокую скорость работы, сразу же приступить к строительству зодчий не смог, ведь проект был одобрен только три года спустя. Фасад Градской больницы Бове украсил портиком - этот элемент декора давно уже стал для него фирменным знаком. Обе больницы, возведенные Бове, были открыты практически в одно время, в 1833 году.

Но и это было еще не все. Подтверждая славу одного из самых плодовитых мастеров, Бове также успел создать проект . Памятник должен был быть возведен около Тверской в честь победы над в войне 1812 года. Визуально арка представляла собой величественное строение, выполненное из белого камня, богато украшенное сверху скульптурной группой «Слава» - это была победоносная фигура на колеснице, символизирующая триумф Российской Империи над французским врагом. Скульптурами была украшена вся арка: здесь были установлены изображения храбрости, твердости и т.д. Авторами скульптур были И. Т. Тимофеев и И. П. Витали, которые выполняли работы по рисункам Бове. Арка была разобрана в 1936 году и восстановлена лишь тридцать два года спустя.

И это был далеко не предел плодовитости архитектора! Недавно выяснилось, что он также построил новый в московском . Долгие годы было принято называть автором храма архитектора Тюрина, и лишь недавно было обнаружено, что его тоже построил Бове.

Конец пути

Бове скончался 28 июня 1834 года. Многие архитекторы под конец жизни чувствуют страшную эмоциональную усталость и оказываются неспособны достойно завершить творческий путь. Но в случае с Бове это было не так. Осип Иванович умер, находясь на пике творческих сил, полный вдохновения и энергии, грезящий о новых проектах и сооружениях. Очевидно, что та невероятная самоотдача, с которой архитектор подходил к каждой новой работе, подкосила его физические силы и в итоге свела в могилу в раннем возрасте. Слишком сильно он отдавался архитектуре, слишком напряженно работал, слишком многое вложил.

На момент смерти Бове не исполнилось и пятидесяти лет. Его последним проектом стало строительство церкви Всех Скорбящих Радость, завершить которую он не успел. Иван Осипович Бове похоронен на кладбище в Москве.


Будущий градостроитель родился в семье французского художника в Санкт-Петербурге, переехавшего в Москву. Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. Там даровитый ученик получил блестящую практику строительной техники у мастера на постройках в 1801-1806 гг., когда строилась Голицынская больница (Вторая градская на Калужской улице) и дом графа Разумовского на Гороховой улице (сейчас ул. Казакова).

В 1809-1810 гг. в Твери Осип Бове вместе с архитектором К.И.Росси принял участие в строительстве и отделке дворца для принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, назначенного императором Александром I генерал-губернатором Ярославской, Тверской и Новгородской губерний и директором путей сообщения.

После пожара Москвы 1812 года была создана «Комиссия для строений в Москве». Туда вошел уже известный и энергичный «служащий в должности архитектора титулярный советник Осип Бове». В Комиссию поступало до 100 прошений в день на возведение новых зданий - «для приведения первопрестольного города в приличествующий вид». Архитектор Бове успевал руководить обновлением кремлевских башен и стен, возведением Гостиного двора, строительством жилых и казенных домов, параллельно исправляя архитектурные проекты, поданные в Комиссию, и планируя городские ансамбли.

В 1816 году Осип Бове подал в петербургскую Академию художеств список своих 34 зданий за подписью главнокомандующего генерала А.П. Тормасова, начальника восстановительных работ в Москве, и был утвержден в звании архитектора.

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.

Мы знаем его как знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове .

Один список даже сохранившихся творений Бове в Москве займёт почти всю газетную полосу. Поэтому мы выбрали несколько мест, которые следует посетить и с которыми связаны любопытные и даже скандальные истории.

Кремль, Водовзводная башня .- Сплошная Италия. Строил её итальянец на русской службе Антонио Джиларди ещё в XV столетии. К 1805 г. башня обветшала настолько, что её было решено реконструировать - перебрать почти целиком и возвести заново. Обычно пишут, что «дело было поручено неизвестному архитектору, итальянцу Бове». Правда здесь только в происхождении реставратора. На тот момент он не был архитектором - всего лишь студентом училища при Экспедиции Кремлёвского строения.

Кремль, Водовзводная башня Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Но и совсем безвестным нашего студента назвать нельзя: за несколько предыдущих работ он трижды был награждён императором золотыми часами, а за башню - ещё и перстнем с бриллиантами.

Наполеоновские войска (и снова итальянцы, наёмники) при отступлении подорвали башню. И - злая ирония судьбы! - после войны её вторично восстанавливал всё тот же Осип Бове. Княжна Туркестанова, большая сплетница тех времён, с которой мы ещё встретимся, злословила: «Осипу Иванычу снова во сне башня являлась, да так, что он занемог».

Жулик или художник?

Следующий пункт прогулки - Большой театр ➋, благо он рядом. В то время его ещё по привычке называли Петровским. Потому и смету утвердили так: «На строительство нового здания Петровского театра выделить 1 200 666 рублей золотом». Сумма запредельная. Но и роскошь - тоже. Первоначальный проект Андрея Михайлова был основательно переделан. Например, знаменитая квадрига Аполлона находилась на заднем фасаде. Бове её вынес к площади. Внутри тоже многое поменялось: «Должно отдать справедливость новому решению Бове - при самом строгом исследовании увидите вы, что в сём театре нет места, что было бы неуместно и неудобно» - вот воспоминания сенатора Александра Булгакова . Но коллеги завидовали. Архитектор Александр Витберг писал так: «Проект Петровского театра - произведение Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проект». Михайлов же обижался и говорил: «Осип Иваныч несамостоятелен и всё берёт из готовых образцов». Это несправедливо. Бове был не столько архитектором, сколько планировщиком города как такового. Сейчас бы сказали - «урбанистом». Тем более что от того театра до нас дошло немного.

А вот Театральная площадь, с большим изяществом распланированная Осипом Ивановичем, никуда не делась. И тем более интересно перечитать выпуск «Московских ведомостей» от 6 января 1825 г.: «На торжественном открытии публика вызывала не актёров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями...»

К ещё одному произведению гения раньше можно было дойти пешком от Театральной площади. По Тверской к Белорусскому вокзалу - и вот, пожалуйста, Триумфальная арка. Сейчас придётся проделать крюк и ехать на Кутузовский проспект ➌. Но дело того стоит. Особенно если вспомнить, что это последнее творение мастера. Он не дожил до его открытия несколько месяцев. Зато с какой теплотой и любовью он к нему относился! И, кстати, не зря. Принято считать, что архитектор в начале кампании 1812 г. записался в ополчение. Но правда в том, что Осип Бове, будучи по выслуге чинов титулярным советником, по-ступил корнетом в Москов-ский гусарский полк. То есть в регулярные войска. Кстати, компания сослуживцев в том полку подобралась тоже изрядная. Например, поручик Николай Толстой , будущий отец Льва, «зеркала русской революции». И корнет .

История переноса арки тоже забавна. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. памятник был разобран. Его предполагалось восстановить, но не могли понять, где именно. Постепенно о нём вообще забыли. Лёд тронулся только после выступления первого космонавта Земли на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 г.

Юрий Гагарин заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года. Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». «Гагарин есть Гагарин, - ответил Леонид Брежнев. - По-этому первое, что мы сделаем, - восстановим Триумфальную арку».

Неравный брак

Стоит взглянуть и на дом № 6 в Петровском переулке . Авторству Бове принадлежит лишь классический фасад после-пожарной Москвы. Но, если не полениться и обойти здание кругом, станет ясно: строили его ещё в XVII в. И верно, заказчиком был патриарх Адриан ещё в 1690 г. После его смерти Пётр I отменил патриаршество, а дом сменил несколько хозяев.

Дом № 6 в Петровском переулке. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

Один из них - Алексей Трубецкой , женатый на Авдотье Семёновне . Зачем об этом так подробно? Да затем, что она рано овдовела - её муж погиб во время заграничного похода русской армии, в Битве народов под Лейпцигом в 1813 г. В том же году из армии выходит в отставку корнет Московского гусарского полка Осип Бове. А ещё через три года женится на вдове, княгине Авдотье Трубецкой. Переезжает в её дом и отстраивает его заново. Скандал был чудовищный. Она потеряла княжеский титул: уж больно неравный брак. Но сплетни и слухи били хлеще. Виданное ли дело - знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, выходит замуж за сына неаполитанского художника невнятного происхождения!

Та же самая княжна Турке-станова ехидничала по этому поводу: «Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж!» Но брак всё же состоялся. Во всех смыслах. Бывшая княгиня родила Осипу Бове ещё четырёх детей. И именно в этом доме. Здесь же архитектор создавал облик после-пожарной Москвы. Так кто же всё-таки Бове - самостоятельный художник или талантливый копиист? Здесь нужно искать третий вариант ответа. И, как ни кощунственно, вспомнить Андрея Рублёва . Когда-то Русская православная церковь постановила, что его иконы - образец: «Писать так, как заведено от Рублёва». То же самое и здесь. Москва планировалась и строилась по слову и образцам Осипа Бове.


  • © Commons.wikimedia.org / Автор неизвестен

  • © Public Domain / Картина «Вид Большого Театра», Жан-Батист Арну, XIX век

  • © Public Domain / «Иллюминация Театральной площади в 1856 году», Василий Садовников
  • © Commons.wikimedia.org / Tille & Optiz
  • ©

Он был главным архитектором Москвы. Театральная площадь, Большой театр, Первая градская больница, церкви, особняки дворян и купцов - все это связано с одним именем - Осипа Ивановича Бове.

Осип Иванович Бове родился в 1784 году в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. Еще в детстве Осип переехал с семьей в Москву, где начались годы учения. В 1802 году Бове поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Бове успешно занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах; от канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году. В 1809-1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.


Торговые ряды На Красной площади

К проектированию Театральной площади Бове был привлечен в 1816 году. Окончательный проект площади, подписанный Бове, был утвержден в Петербурге в 1821 году. К 1819 году Бове закончил проекты новых зданий, выходящих на Театральную площадь, и передал их для строительства Комиссии для строения.

В 1821 году московский генерал-губернатор утвердил присланный из Петербурга проект театра, созданный Андреем Михайловым, а на Бове была возложена доработка проекта и осуществление строительства. Строительство театра было окончено в 1824 году, 6 января 1825 года состоялся первый спектакль в новом здании.
Одновременно с созданием проекта Театральной площади и строительством Большого театра Бове занимался устройством Александровского, или, как тогда его называли, Кремлевского, сада. Этот сад был задуман Бове как искусно спланированный парк, с романтическими руинами и архитектурой малых форм.

Как главный архитектор по "фасадической части" Комиссии для строения Бове оказывал большое влияние на характер застройки послепожарной Москвы, и в наибольшей степени это относилось к жилой застройке. Бове выполнял много частных заказов - строил дома для богатых дворянских семей, купцов, чиновников, мещан и других лиц среднего сословия, роль которых в социальной структуре города значительно возросла. Он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения - жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем - жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем. Такие дома в два-три этажа Бове строил в Китай-городе.


Особняк Гагариных на Новинском бульваре

(разрушен во время налёта немецкой авиации в 1941)

Но главную роль в ансамблях города, естественно, играли общественные здания. Среди общественных зданий, построенных Бове, одним из самых значительных является Градская больница на Большой Калужской улице. Это была первая общественная больница города, в которой предполагалось "принимать для пользования людей всякого состояния". Идея создания подобной городской больницы возникла впервые в 1821 году. Однако проект, над которым работал Бове, был утвержден только в 1828 году, когда уже начались строительные работы. Больница была открыта только в 1833 году.



Бове еще больше, чем Казаков в соседней Голицынской больнице, открыл здание к улице. Он сократил глубину парадного двора, вытянул здание вдоль улицы. Широкая парадная лестница подчеркивала общественное назначение этого здания. Монументальный, богато декорированный портик придавал ему представительный характер.
Среди культовых построек Бове сохранилась церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1821).


Храм Николая Чудотворца в Котельниках

В 1818 г. Николай Борисович Юсупов ожидал в гости Александра I. Готовясь к встрече, он привлек Осипа Бове и Пьетро Гонзага в качестве архитекторов для постройки усадебного театра. В 1822 году Бове построил церковь в селе Архангельском - имении жены княгини А.С. Трубецкой.

Триумфальные ворота в ознаменование победы над французами в 1812 году - еще одна из знаменитых построек архитектора Бове.
Закладка ворот состоялась у Тверской заставы 17 августа 1829 года при огромном стечении народа. "На счастье" в фундамент заложили горсть серебрянных монет чеканки этого года и плиту с надписью: "Сии Триумфальныые ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году..."



Триумфальные ворота в Москве у Тверской заставы. Архитектор Бове О.И. 1827-1834. Литография. 1840-е. Скульптура воина - фрагмент триумфальной арки

В 1936 году ворота были разобраны. В 1966 году Моссовет принял решение о восстановлении Триумфальных ворот, определив им новое место - конец Кутузовского проспекта.

Самым значительным сооружением Бове этого рода является ротонда церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке. Церковь Всех Скорбящих на Большой Ордынке - одна из последних значительных работ Бове. Она достраивалась уже после смерти мастера - возможно, его братом - и была открыта в 1836 году.

Церковь Богоматери всех скорбящих радости на Б.Ордынке. Колокольня 1780-е годы (архитектор В. Баженов), основной объем - 1828-1833-е гг. (архитектор О. Бове).