Родовая система по хеллингеру. Метод расстановок метод психологии. Семейные расстановки по Хеллингеру

Семейные расстановки по Хеллингеру имеют много хвалебных отзывов. Люди, испробовавшие расстановки на себе, сообщают о приливах энергии, новом взгляде на проблему, что позволяет ее решить. Спадает напряжение, уходят страхи, тревога. Становится спокойнее и легче. Или происходит ухудшение состояния, нарастают эмоциональные расстройства. Как работает метод семейных расстановок по Хеллингеру и почему он не работает, читайте в этой статье.

Популярность семейных расстановок по Берту Хеллингеру

В России как нигде велик спрос на психотерапию. Люди живут в страхе, неуверенности в завтрашнем дне.

Борьба за выживание в обществе со сбитыми ориентирами после распада Советского Союза привела к хроническим стрессам и психосоматическим заболеваниям. У многих не получается найти свое место в жизни, отношения с близкими не складываются, ненавистна работа. Русские люди ждут чуда, волшебства, надеются на авось. На эту почву вкупе с всеобщей расслабленностью ума легко ложится множество эзотерических учений. Системные расстановки по Хеллингеру нашли своих последователей и в России.

Проблем они не решают по той простой причине, что реальный механизм выхода из негативных ситуаций совсем другой. Почему возникает субъективно положительный эффект от семейных расстановок по методу Берта Хеллингера и как люди попадают в капкан собственных страхов, читайте далее.

Кто посещает семейные расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру привлекают людей с отрицательными жизненными сценариями, уставших от своих личных проблем, от неблагополучных отношений, болезней. Есть среди них и те, кто стремится осмыслить причины своих неудач, конфликтов и противоречивых мыслей. Объединяет их огромное страдание, постоянный внутренний дискомфорт.

Рассмотрим особенности психики людей, интересующихся расстановками по Берту Хеллингеру с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

  • Люди со зрительным вектором

Неприятности случаются у всех. Но есть люди, которые видят в этом воздействие неких сил извне.

Негативные энергии, плохие мысли окружающих, сглазы, порчи и предсказания - все это отравляет их жизнь. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру идеально вписываются в их восприятие. Как получается так, что на некоторых людей большое влияние оказывает карма рода, проклятия, в то время как остальные живут и не задумываются об этом? И что это за семейный долг такой?

Склонность к суевериям и мистике возникает у людей со зрительным вектором. В неблагоприятных условиях они попадают на крючок системно-семейных расстановок по Хеллингеру. Ученые, врачи - люди с высоким интеллектом в зрительном векторе. Актеры, певцы, художники - люди с развитой чувственностью. Если интеллект и врожденная чувственность не применены в обществе, то легче верить в «связи рода», чем пытаться увидеть, как обстоит дело в реальной жизни.

Что происходит по факту - ответственность за свою жизнь перекладывается на другого, на умершего родственника, например. «Теперь все будет хорошо». Спадает напряжение, уходит страх будущего - правда, ненадолго. По такому же принципу люди со зрительным вектором посещают гадалок. Так делают даже интеллектуалы во время стрессов, когда страхи настолько велики, что не получается с ними справиться иным образом.

Человеку со зрительным вектором жизненно необходимо создавать эмоциональные связи с другими людьми, он стремится испытывать сильные чувства. Когда эмоциональная амплитуда реализуется в любви и сопереживании другим людям, в помощи им, то человек ощущает себя счастливым. В состоянии сверхстресса или когда не хватает навыка проявления чувств к окружающим, невыплеснутая эмоциональная энергия уходит в накручивание самого себя. Появляются страхи, фобии, тревожные состояния, панические атаки. Тогда психика хотя бы так испытывает эмоции. Пусть и негативные.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру подразумевает извлечение причин проблемы клиента из общего информационного поля через заместителей - играющих роль значимых людей. Наличие этого «поля» не обосновано, и никакие причины не проясняются. Но в ходе семейной расстановки по Хеллингеру все участники испытывают сильные переживания. На первый взгляд, действительно вытекающие из взаимодействия с внешними энергиями, полями.

В эмоционально заряженной обстановке этого достаточно, чтобы пережить огромную гамму чувств. Совместное проживание чувств с другими участниками и открытость их перед группой дает человеку наполнение его зрительного вектора, чего в обычной жизни не происходит. Слезы льются потоком.

Наступает невероятное облегчение. Это и есть субъективный положительный эффект от семейных расстановок по Берту Хеллингеру.

Спустя время после системной расстановки по Хеллингеру снова возникает внутреннее напряжение, страх, тревога. Человек, не наученный правильно реализовать потенциал зрительного вектора, продолжает реагировать привычным образом. Проблемы накапливаются, пока снова не наступает облегчение на следующем сеансе. Человек становится эмоционально зависим от метода семейных расстановок по Хеллингеру. Он возвращается в группу, чтобы снова почувствовать единение с ней. В решении своих проблем он топчется на месте, временно избавляясь от дискомфорта на сеансах.

Не случайно сеансы семейных расстановок по Берту Хеллингеру похожи на театральные представления. Актерское мастерство - один из путей реализации зрительного вектора. Актер передает зрителям состояния любви, сострадания, когда они идут изнутри его самого. Участники системно-семейных расстановок по Хеллингеру носят внутри негативные эмоции и транслируют их друг другу. Необходимо помнить, что у заместителей появляются ощущения в теле из-за внушаемости и самовнушаемости зрительного вектора.

Все это связано с высокой эмоциональностью, мнительностью и нереализацией чувственного потенциала. С отказом меняться самому, перекладыванием ответственности на прабабушку, которая когда-то сделала аборт, на родственника-самоубийцу, нерожденного ребенка и так далее.

  • Люди со звуковым вектором

Поиск себя, саморазвитие, духовный рост - цель человека со звуковым вектором. Областью его интересов являются нематериальные категории. Попытка разобраться в мироустройстве с помощью семейных расстановок по Берту Хеллингеру человеком с высоким абстрактным интеллектом в звуковом векторе часто заканчивается отказом ими заниматься. Первое время у него появляется ощущение системы, причинно-следственных связей. Когда он пытается понять эту структуру, может возникать мысль, что вот еще одна расстановка - и я найду смысл.

В методе расстановок по Берту Хеллингеру есть много постулатов, которые хочется раскрыть. Однако все подается размыто, нет четкой структуры мироздания. Сам Хеллингер не объясняет истоки своих знаний.

Описанные выше люди со зрительным вектором склонны все принимать на веру, но человек с пытливым умом в звуковом векторе - нет.

Не находя ответов на свои вопросы, человек со звуковым вектором идет дальше. Исключение бывает, если его держат страхи в зрительном векторе и рассредоточенность ума, когда есть запрос, но нет навыка идти дальше через познание. С помощью метода семейных расстановок по Хеллингеру получается некая модель мироустройства с эзотерическим уклоном, что временно успокаивает зудящий вопрос о замысле существования. От депрессии и ощущения бессмысленности жизни это не избавляет, ведь человек не получает истинного знания о себе и мире.

Чувство внутреннего одиночества и депрессии возникает в звуковом векторе из-за потери связи с другими людьми и погружения в свои мысли. Во время сеанса семейной расстановки по Берту Хеллингеру человек со звуковым вектором временно концентрирует ум на других участниках группы. Улучшение состояния происходит за счет смещения фокуса внимания с себя на другого. Этот навык не становится постоянным, поэтому спустя время симптомы возвращаются.

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не изменяют восприятие реальности, к чему так стремится человек со звуковым вектором. При использовании этого метода может усиливаться зацикленность на своих проблемах, если человек начинает копаться сам в себе. Он ищет не там и попадает в тупик. Познать себя изнутри невозможно, ведь познание происходит при наблюдении отличий себя от других людей. Метод семейных расстановок по Хеллингеру не дает системы отличий, которая позволяла бы это сделать. Вопрос «Зачем я живу?» остается открытым.

  • Люди с анальным вектором

Метод расстановки по Берту Хеллингеру привлекает и человека с анальным вектором. Семья, уважение, долг, память предков - ценности анального вектора. Такие люди тяготеют к прошлому. Чувство долга и вины возникают из-за внутреннего перекоса психики, если человек отдал меньше, чем получил. Когда наоборот - то это чувство обиды. Обида на родителей и близких не дает жить в полную силу. Так происходит даже тогда, когда человек не осознает этого - живется как-то не очень. Внезапно вскрывшаяся на сеансе семейных расстановок по Хеллингеру обида и слезы дают впечатление облегчения. Но избавляет ли это от самой обиды и обидчивости?

Нельзя заставить себя перестать чувствовать обиду, если само восприятие ситуации остается прежним.

Усилием воли испытать уважение к обидчику не получается. Отдать ему долг тогда, когда есть бессознательное убеждение, что это он мне должен, - тем более невозможно.

Освобождение от обиды происходит через осознание причин поведения обидчика. Когда приходит понимание, что он не мог поступать иначе, потому что находился в определенном психическом состоянии, тогда обида уходит . Семейные расстановки по Берту Хеллингеру могут усугубить обиду на родителей и близких людей из-за эмоциональной фиксации на ней.

Память дана человеку с анальным вектором для изучения прошлого и передачи опыта и знаний молодым поколениям. Фиксация на прошлом негативном опыте ничего не дает. Природа назад не ходит, развитие происходит только вперед. Когда человек мысленно обращен в прошлое, он в смыслах отказывается от жизни.

Кто пользуется методом расстановок по Хеллингеру в своей работе

Метод расстановок по Берту Хеллингеру, по сути, лишает человека возможности изменить свою жизнь самостоятельно за его же деньги. Зато дает чувство облегчения от снятия ответственности за свою жизнь. Консервирует человека в собственных страхах и ложных представлениях. Гадалки и экстрасенсы поступают подобным же образом.

Для подавляющего большинства психотерапевтических тренингов и групп характерно то, что работа проводится только с участием психотерапевта. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не исключение. Метод семейных расстановок по Хеллингеру используется только с ведущим и заместителями.

Они необходимы как поводыри, без них клиент ничего не может сделать. Только ведущий владеет инструментом, который в руки клиента не отдает. Отчасти потому, что постулаты учения не сформулированы, не проверяемы в жизни, и людям предлагается верить на слово. Отчасти и потому, что это условие коммерческой работы группы: человек должен нуждаться в помощи расстановщика, желательно - в течение долгого времени.

Создатель семейных расстановок Берт Хеллингер и его последователи - люди со звуковым вектором, уверенные в идеях учения. Они ими живут, верят сами себе, не сомневаются и убедительны по этой причине.

Такой человек собирает вокруг себя клиентов, большая часть из которых со зрительным вектором в эмоциональных расстройствах. Группа держится на чувственном объединении, на слепой вере расстановщику. Если у человека не срабатывает критический ум, если страх сильнее, его как магнитом тянет в семейные расстановки по Хеллингеру.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру - нет необходимости

Решение проблем происходит путем глубокого осознания причинно-следственных связей, их повлекших. Корень которых скрыт в бессознательном. Осмысление сокрытого меняет восприятие ситуации. Когда часть бессознательного осознается, то становится частью сознания и перестает управлять человеком. Его поведение меняется без усилий, естественным образом. В этом заключается психоаналитический эффект тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Знание должно передаваться от учителя к ученику и становиться частью его мышления. Познание особенностей психики позволяет понять себя и других людей и изменить мировосприятие - видеть мир таким, какой он есть, во всем многообразии проявлений. Осмысление происходящего становится самостоятельным, это навык, который приобретается раз и навсегда. Человек получает инструмент для улучшения своей жизни.

Мы живем в обществе и можем быть как счастливыми, так и глубоко несчастными в одних и тех же условиях. Вопрос в том, чтобы разобраться в реальных причинах проблем, и значит, получить все возможности на самом деле изменить свою жизнь к лучшему .

Приобретение навыка сосредоточения на других людях дает ощущение себя как части целого, избавление от одиночества, радость и интерес к жизни.

«… У меня отпал всякий мусор, всякие эзотерические заморочки, ложная информация, которую теперь сразу легко определяю, всякие суеверия, перестала тратить уйму времени в поисках чего-то, каких-то знаний, теперь я поняла, почему происходил этот поиск, почему у меня была эта пустота…»

«… Теперь, когда я вспоминаю то, что было со мной до тренинга, я понимаю, что моя жизнь была каким-то странным мгновением, проходила мимо меня, а я и дальше не понимала, что я делаю, к чему я иду и есть ли хоть какой-то смысл в моей жизни. Для меня смысл того, что я делаю или думаю, был и остается моей высшей ценностью. И, что самое прекрасное - больше это не вернется, оставшись всего лишь точкой отсчёта в моих воспоминаниях, до начала полного переворота понимания человеческой психики…»

«… Не было даже сомнений, что системно-векторная психология - то, что я искала. Искала во множестве философий и психологий - понимание себя и загадочного Другого, постижение души и Духа, осознания места человека в мире и мира в человеке… Это стройная система знаний, основанная на выявлении глубинных корней психического, что дает мощное и устойчивое осознание людям, получающим эти знания. И потому, конечно, это результативно. Я четко поняла, что нашла СВОЕ!!»

«… Системно-векторная психология - очень доступное знание. Все слова, понятия, услышанные на тренинге, особенно на вступительных, просты и понятны. Нет такого, что только отучившимся пять лет на психологическом факультете, а потом десять лет отработав на практике психологом, можно это понять. Системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана - это знание для каждого. Но я уверяю вас, вы даже представить себе не можете, что за этим стоит…»

«… Как общий результат помимо многочисленных избавлений от ненужных негативных вещей мне пришло полное понимание всего происходящего в моей жизни и осознание всех причин тех или иных моих поступков, решений, побуждений, желаний, реакций на что-либо или на кого-либо. В моей жизни больше нет сомнений, нерешительности, трудности выбора, обид, ревности, тревоги... это выглядит фантастически, но это так и доступно любому пожелавшему…»

«… Только системное мышление заполнило ВСЕ белые пятна, касающиеся поведения человека, что не позволяли сделать многочисленные направления в психологии и не только в ней, которыми я интересовался в разные периоды своей жизни…»

«… Даже не замечаешь, как вылетает вся лишняя шелуха твоих представлений, навязанных каким-то невыразимым и хитро-запутанным способом убеждений. Тебе даже не надо сидеть и медитировать в позе лотоса на вершине какой-нибудь горы Кайлас, не нужно поститься неделями, не нужно читать мантры, не нужно заниматься сыроедением, питаться одним арбузом, чтоб «вывести шлаки» или еще черти чем, не нужно убивать себя, соблюдая строгую дисциплину молчания и изоляции випасаны.

Перечислять еще можно бесконечно много того, чего делать совершенно не нужно, чтоб получить доступ к Самому Себе. Что нужно - скорее всего определенных качеств объем пустоты и согласие подставить уши.

Наверно еще в какой-то мере безвыходность…, как у того пациента, которому ничего не остается, кроме как подставить известное место для инъекции…»

Екатерина Крестникова, врач - психиатр-нарколог
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Что такое расстановка.

Расстановка -- это работа на осознавание глубинных подсознательных процессов, формирующих проблему, с целью найти ей решение . В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании. Метод расстановки является системным , то есть работает с проблемами системного характера (семейными, родовыми, организационными...), и краткасрочным -- метод отличается малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога -- поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психологии, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире. Расстановка — еще очень молодой метод (широкую известность он приобрел в 1992 году после опубликования на немецком языке книги Гунхарда Вебера «Два рода счастья»).

О названии метода.

"Расстановка" — это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen — семейная расстановка ). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в рабочем пространстве группы, интуитивно определяя каждому свое. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ ситуации, с которой он работает в расстановке.

С чем работает расстановка.

"Ты можешь выбирать между спокойствием переплетения и риском cвободы."

Клод Росселе (реплика швейцарского расстановщика из октябрьского семинара по организационным расстановкам, 2009 год)

Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение», с чем и работает расстановка.Что это такое? Незавершенные процессы прошлого в семье (или расширенной семье, разываемой родом) неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Таким образом, человек оказывается в подсознательной ловушке, в переплетении с судьбами предков. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает не свои жизненные задачи... Метод расстановок позволяет «распутать» такое переплетение. Жить в настоящем, а не в прошлом. Позволяет высвободить мощный жизненный ресурс , который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.

Семейное переплетение легко распознать : если ситуация, которую Вы проживаете, не имеет объяснения с точки зрения реальной жизни — это переплетение. Например: красивая и умная женщина не находит себе пары — она находится в переплетении; Вы много работаете, но денег в итоге не имеет; Вы следите за здоровьем, нормально питаетесь, избегаете сквозняков, но все равно часто болеете; знаете, что пить вредно и все равно напиваетесь в подсознательном стремлении к смерти... Не утешайте себя словами: «случайность, бывает». Не вините в происходящем с Вами вирусы, стрессы, политическую ситуацию или экологию. Разберитесь в себе. За каждой такой случайностью кроется серьезная системная подоплека. Если чувства, которые Вы испытываете, по силе своего проявления не соответствуют реальной ситуации (например: страх есть, а повода нет; ревность есть, но измены не было; грусть -- без видимых причин...), скорее всего Вы с кем-то переплетены и чувства эти не ваши. Они — из системы. И когда-то в прошлом эти чувства были вполне адекватны какой-то ситуации.

«Человек рожден для счастья, как птица для полета». И это так. Каждый из нас рождается с полным набором возможностей, чтобы построить счастливую жизнь. Вопрос лишь в одном: как строить успешное настоящее, находясь в прошлом? Не имея полноценного контакта с реальностью? С самим собой?

Причины появления семейных переплетений разнообразны. Они выявляются в процессе расстановки. Каждая расстановка, как и человек, для которого она делается, уникальна. И все же есть системные законы (порядки), восстановление которых позволяет освободиться от переплетения: баланс брать/давать, иерархия в системе, принадлежность системе (см. «Статьи», «Терминология сайта»).

Баланс между «брать» и «давать». Это основа любых отношений. Находясь в отношениях, что-то из них мы берем и что-то отдаем , и только тогда отношения могут БЫТЬ, могут длиться. Нарушение баланса ведет к различным семейным переплетениям. Например, инцест — следствие нарушения баланса между супругами. Если муж превносит в отношения больше, чем жена (при этом не важно, чего: брать и отдавать в отношениях можно разное -- деньги, чувства, подарки, детей, проявления заботы...), ребенок из любви к родителям берет на себя функцию уравновешивания. Отношения дочери с отцом — это возврат ему того, что «задолжала» супруга. Дочь делает это для мамы. Нарушение баланса брать/давать у родителей делает ребенка жертвой переплетения. Если равновесие не восстановлено там, где оно было нарушено, "долг" передается дальше по поколениям. Послание о том, что нужно сделать, для кого и зачем, становится все менее внятным, но потребность в равновесии у системы сохраняется. Закон гомеостаза! И тогда потомок, на которого ляжет эта задача (случайный выбор!), скорее всего будет либо болеть (и это будут серьезные проблемы со здоровьем.То, что невозможно выразить ни чувствами, ни словами, находит выражение в дисбалансе тела), либо нести потери иного характера...

В ситуации, когда неосознанно потомок берет на себя роль спасателя для предка, происходит еще и нарушение иерархии в системе: младший опекает старшего. Они как-бы меняются местами, нарушая хронологию событий. Человек проживает что-то за предка. Его собственная жизнь, из-за переплетения, отходит на второй план. Сможет ли такой человек быть успешным в работе, семейной жизни? Каких он вырастит детей, если его внимание и чувства не здесь, а где-то еще?

Иерархия в системе -- хронологический порядок вхождения в систему: кто старший, кто младший, кто первый, второй, и т.д. Нарушение иерархии приводит к семейным переплетениям. Например нарушение иерархии в детско-родительских отношениях (ребенок становится родителем своим родителям) приводит к эмоциональной и функциональной загруженности ребенка. Такой ребенок плохо учится, часто болеет, у него не ладятся отношения со сверстниками. Часто такие дети в последствии не создают свою семью, или несчастливы в семейной жизни. Эмоционально обслуживая своих родителей как родитель, они не свободны в построении своей жизни. Такое нарушение иерархии имеет глубокие системные корни. .

Если в семье были абортированные дети, выкидыши, рано умершие дети (о которых не принято вспоминать в нашей культуре), живущие дети часто подсознательно живут еще и за них. В такой ситуации даже простое проговаривание ребенку, например: "Ты у меня не первый, а третий. У тебя могли быть старшие братья или сестры", -- может освободить его от семейного переплетения.

Принадлежность системе. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Для семейной системы не важно, был этот человек святой или преступник. Он был -- и это главное. Кому-то сыном, кому-то дедом, отцом... Его место точно определено. Без него не родились бы его дети, все было бы в роду иначе. Если кто в семье забыт и тем самым лишен своего права принадлежности системе (например: пропавший на войне дедушка, репрессированный родственник, абортированный ребенок), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет замещение, или идентификация (см. "Терминологию сайта"). То есть кто-то из ныне живущих будет переплетен с умершим, или с человеком тяжелой судьбы. Будет сам иметь тяжелую судьбу, или жить за другого (абортированного): есть за другого (избыточный вес), работать (трудоголизм, гиперактивность), с трудом осознавать себя, свои действия, желания (неадекватное поведение)... Решение при таком семейном переплетении: восстановить право принадлежности к семье исключенных членов.

Это только небольшие примеры о том, с чем может работать метод расстановки. Для более полного представления — читайте книги Б.Хеллингера, Г. Вебера, И. Кучеры. (см. «Рекомендуемая литература»).

Как работает метод расстановок.

В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, -- «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений. Вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются различные техники и ритуалы. Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле...), признаки физического и психического облегчение у клиента.

Описать, как работает расстановка, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, тем самым приобретая новую модель поведения и новое восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка — принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи, что разрушает отношения и что позволяет им длиться. И еще раз — читайте книги!

Виды расстановок.

Какую именно проводить расстановку -- зависит от содержания клиентского запроса:

семейные расстановки — работа с семейными проблемами; сюда же относятся расстановки субличностей (работа с внутриличностным конфликтом) и расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь...);

структурные расстановки -- позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся симптомные расстановки;

организационные расстановки -- для разрешения проблем в трудовых коллективах;

Специальная область применения: используются в работе с авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся также расстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурных формул историй.

клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам) -- расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников...). Этот вид растановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.

сценарные расстановки

тетралеммные расстановки -- расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности.

В случае, если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки -- строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальными расстановочными работами не содержат информации, нарушающей анонимности клиентов, тексты публикуются только с их согласия.

Возрастные рамки.

Возраст клиента (из моего расстановочного опыта) может быть разным: в целом от 14 до 65 лет. Основной критерий здесь -- осознанность решения сделать расстановку и серьезная мотивация. Насколько человек понимает, чего он хочет для себя в жизни от этой работы и зачем ему это. Недопустимо относиться к методу, как к гаданию, и действовать из любопытства; предъявлять запросы, которые не имеют к Вам какого-либо отношения (в таких случаях расстановка не проводится!).

Если проблемная ситуация касается маленького ребенка или взрослого человека, который по каким-то серьезным причинам не может сам участвовать в работе как клиент (но дает на это свое согласие), можно работать в расстановке с членами его семьи. (Например, такой случай описан в статье "Детский симптом". Возвращение ребенка в семейной системе на его, ДЕТСКОЕ, место целительно для него, независимо от его отсутствия во время работы.)

Возраст заместителей тоже имеет широкий диапазон. Достаточно редко встречаются люди, которые не могут быть заместителями. Причины: сильная зажатость, напряжение в теле, которое мешает чувствовать, ловить телесные ощущения. Либо сильная эмоциональная вовлеченность в определенную проблему (если в жизни самого заместителя есть что-то подобное). И то, и другое можно (и нужно!) прорабатывать.

Противопоказания.

1. Беременность (вопрос о проведени решается индивидуально).

2. Детский возраст клиента.

3. Острые состояния (как физические, так и психотические).

4. Алкогольное и наркотическое воздействие.

5. Нереалистичный фантастический запрос на расстановку.

Развитие метода в наши дни.

Расстановка -- очень молодой метод, поэтому он достаточно гибок, не формализован. Ему свойственно творческое начало и постоянное развитие.

В сентябре 2007 года прошел первый Международный Евроазиатский Конгресс по системным расстановкам в России «Соединяя Восток и Запад», европейская часть которого состоялась в Москве, а азиатская — во Владивостоке.

Это большое мероприятие продемонстрировало огромное разнообразие творческих подходов в рамках метода. Например: расстановки в воображении Генриха Бройера(Германия) для работы на консультации; Кристина Эссен (Австрия) и ее работы с многослойными посланиями через расстановки духовных и стихотворных текстов, проясняющие г лубинные жизненные установки клиента ; расстановки частей тела в работе с симптомами (Штефан Хаузнер, Германия). Расстановки с фигурками , расстановки с напольными якорями, как методы индивидуального консультирования

Алина Фаркаш представляет новую рубрику, героини которой анонимно(и потому откровенно) рассказывают, как им удалось решить свои личные проблемы с помощью психологов и психологических техник.

  • ПРОБЛЕМА: ДЕТСКИЕ ОБИДЫ НА МАМУ.
  • МЕТОД: РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ.
  • СКОЛЬКО СЕАНСОВ: ОДИН.
  • СТОИМОСТЬ: 3 500 РУБ.

Знаете, все всегда считали, что у меня идеальная мама… Она красивая, веселая и современная. Мои подружки всегда бегали к ней советоваться и разговаривать« за жизнь». Только я ей не рассказывала ничего и никогда. Я, в общем-то, тихий флегматик, и единственный человек в мире, который может за десять секунд довести меня до истерики и хлопанья дверьми, — это моя мама.

Популярное

Как у нас не получалось разговора

Моя благополучная мама все детство меня била. Я была домашней девочкой, счастьем жизни которой было забиться в угол с книжкой, хорошо училась, ни разу не ушла никуда без звонка, до сих пор(до 29 лет!) не пробовала ни водки, ни сигарет… За что меня бить?

Мне нужна была причина. Я долбала маму этим« за что?», мама в ответ кричала про мое равнодушие и про то, что я ее никогда не понимала. Я орала, что я не знаю, чем я могла ей помогать в три года, когда она меня впервые…

Маму я, несмотря на все, люблю. И она меня тоже. Но обида была сильнее: вопрос« за что?» выжигал мозг, я не знала, какой ответ хочу получить, и продолжала его задавать с упорством маньяка. Мама с тем же упорством взрывалась. Я ходила к психологам, одни призывали простить, другие — прекратить« разрушающее душу общение с мамой», но никто не отвечал, почему, черт возьми, мама меня била.

Как все обливались слезами

На расстановках по Хеллингеру я оказалась случайно. Начиталась в блогах историй, увидела объявление о том, что на расстановки приглашаются заместители, и решила посмотреть. Все проходило в центре Москвы: небольшая комната с диванами по периметру, десять человек, психолог-ведущая. В центр выходил человек, для которого делали расстановку, рассказывал о своей проблеме. А ведущая предлагала выбрать из присутствующих заместителей участников конфликта. Иногда это были реальные люди, иногда уже в процессе расстановки психолог просила добавить к действию умерших бабушек или нерожденных детей героя. Дальше все было очень странно: свеженазначенные родственники ходили по комнате, ссорились, отказывались общаться, обвиняли друг друга и пытались вновь сблизиться. Ведущая мягко направляла заместителей, задавала им вопросы, просила описать свои чувства. Тот, для кого делали расстановку, сидел и обливался слезами: «Да-да, папа всегда разговаривает со мной так!» Или: «Откуда вы знаете, что бабушкин брат умер в тюрьме?» А потом все стояли обнявшись и хором рыдали. Я смотрела и думала, что все притянуто за уши. Что люди видят то, что хотят видеть. И непонятно, как это может помочь.

Как у мамы появился заместитель

Сама не знаю, почему я во время перерыва подошла к ведущей и попросила провести расстановку для меня. Меня трясло до нервного заикания. Мне было страшно услышать от заместителя то, что я всегда боялась услышать от мамы. Ту, кто мог бы исполнить ее роль, я приметила давно — красивая полная блондинка с ласковым лицом. Удивительное сходство с оригиналом!

Дальше начались чудеса: маленькая брюнетка, которая была мной, бегала по комнате и забивалась в угол(откуда она узнала?), «мама» гонялась за ней и пыталась прижать к себе. «Я знаю, ей нравится быть одной, но ничего не могу с собой поделать, мне так хочется ее обнять!» — объясняла« мама», и я покрывалась потом от того, как все было похоже на мою реальность.

« Вот видите, — сказала ведущая, — она вас действительно очень, даже слишком любит. Да, она нарушает ваши границы, но по-другому она не умеет». То, что она меня любит, я и так знала: «Спросите ее, почему она меня била». «Мама» стала рассказывать, как она устает и как ее никто не любит — в пугающе знакомых выражениях и интонациях. Ведущая попросила девушку, изображавшую меня, сесть, а меня — встать на ее(на свое!) место. Точнее, залезть на стул и посмотреть на «маму» сверху. «Из такого положения вам тоже хочется задавать ей подобные вопросы?» Мне стало неловко: «мама» казалась маленькой и беззащитной. Но желание найти ответ был сильнее неловкости. Меня трясло, я повторяла, как заведенная: «Почему! Ты! Меня! Била!» «Мама» кричала на меня в ответ. «Хотела — и била», — вдруг прервала нашу истерику ведущая. Я захлебнулась на полуслове. А она продолжила: «Скажи ей, что ты ее мама и что тебе лучше знать, как обращаться со своим ребенком. Что у тебя было плохое настроение или ПМС… Это совсем не ее дело». «Мама» мне это послушно повторила. И в этот момент мне вдруг стало легче. Потом, когда я обдумывала все произошедшее, я поняла, что ведущая сняла с меня груз ответственности. Это не я сделала что-то настолько плохое, что любящая и любимая мама была вынуждена бить меня, а у нее был ПМС. Или ей просто так захотелось. Я тут ни при чем. Я была маленькой и никак не могла повлиять на ситуацию.

Но в тот момент я стояла на стуле, ошалело смотрела на «маму» и повторяла: «Ну почему тебе этого хотелось?» Она вдруг сказала: «Я никогда не хотела других детей, только такую, как ты. А ты… Ты никогда не подпускала меня к себе». И шепотом добавила: «Мне и сейчас хочется тебя обнять». И вдруг сложился пазл: мама всегда говорила, что мечтала о невысокой сероглазой брюнетке, как боялась родить« не того» ребенка, как была счастлива, когда я получилась именно такой, как она придумала. Как я мечтала о братике, но она отказывалась рожать кого-нибудь еще: то у нас ремонт, то у дедушки инфаркт, то ей надо защитить диссертацию∂, то мы копим на машину… Я слезла со стула и обняла мамину заместительницу. Мы с чужой блондинкой стояли и рыдали. Я подняла голову: плакали все. Кажется, эта история оказалась актуальна не только для меня.

Как мы сходили на маникюр

Меня попросили два месяца ни с кем ничего не обсуждать. Я и не обсуждала. Но по пути домой я набрала мамин номер, и мы впервые за много лет нормально поговорили. Ее как будто заколдовали — она ни разу не обвинила меня в равнодушии. А я не припоминала ей детских обид. Мы даже договорились вместе сходить на маникюр! И сходили. Я не знаю, правда ли то, что мне сказали на том сеансе, я даже думаю, что со стороны это казалось таким же наигранным и притянутым за уши, как и остальные расстановки. Но я получила ответ на свой вопрос. И мне стало легче. И маме стало легче: мы ведь на самом деле очень любим друг друга.

Все чаще из разных источников можно услышать о набирающем силу психологическом методе: семейные расстановки. Для человека, не знакомого с ним, эти слова звучат загадочно и уж никак не ассоциируются с психологией. Наиболее полно разобраться с тем, что же такое расстановки, семейные системы, и как карма рода влияет на нашу жизнь, помогла клинический психолог Анастасия Геннадьевна Елисеева.

Метод Хеллингера

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают по наследству судьбу, определенным образом нас кодируют, поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть тревожные, неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих нерешенных проблем, который мы несем на себе всю жизнь.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной программой и набором ожиданий, которые связаны с его рождением.

Суть метода

Суть метода расстановок заключается в возможности человека решить обозначенную им проблему путем поиска причины ее возникновения в его родословной, где не решенная одним или несколькими поколениями жизненная задача проявилась в его настоящем. Таким образом, расстановка помогает войти в контакт с любым когда-либо жившим представителем рода (семейной системы) и помочь ему (то есть себе) в настоящее время разрешить внутренний конфликт, возникший в далеком прошлом по той или иной причине.

Семейное переплетение

Берт Хеллингер ввел понятие «семейное переплетение», с которым и работает расстановка. Это незавершенные процессы прошлого в семье (роду). Потомки, подчиняясь им, призваны завершить не завершенное их предками: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то. Таким образом, человек оказывается в подсознательной ловушке, в переплетении с судьбами предков. Сам того не осознавая, он проживает не свою жизнь, решает не свои жизненные задачи. Метод расстановок позволяет распутать такое переплетение. Дает возможность жить полноценно в настоящем, а не в прошлом. Позволяет высвободить мощный жизненный ресурс, который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.

Расстановка помогает войти в контакт с любым когда-либо жившим представителем рода (семейной системы) и помочь ему (то есть себе) в настоящее время разрешить внутренний конфликт, возникший в далеком прошлом по той или иной причине.

Семейное переплетение легко распознать :

Если ситуация, которую вы проживаете, не имеет объяснения с точки зрения реальной жизни – это переплетение. Например: красивый и умный человек не находит себе пары; человек много работает, но денег в итоге не имеет; следит за здоровьем, нормально питается, но все равно часто болеет; знает, что пить (курить, употреблять наркотики, объедаться) вредно, и все равно делает это в подсознательном стремлении к смерти. Не надо считать, что это «случайность, бывает». За каждой такой случайностью стоит серьезная системная подоплека. Если чувства, которые вы испытываете, по силе своего проявления не соответствуют реальной ситуации (например – необоснованные страх, ревность, тоска, уныние), – скорее всего, существует переплетение с кем-то, и это чувства из системы, а не ваши чувства. Они были вполне адекватны какой-то ситуации когда-то в прошлом.

Ход работы

Анастасия Елисеева: – Процесс начинается тогда, когда вы отключаете голову, перестаете думать и только чувствуете. В этот момент пробуждается доверие к себе, и здесь очень многое зависит от расстановщика. Он должен отделять эмоции участника от запроса клиента.

Клиент кратко объясняет расстановщику свой запрос, то есть проблему, которая его волнует. Расстановщик предлагает клиенту выбрать из присутствующих участников тех людей, которые заменят его самого и его родных, и расставляет их относительно друг друга в таком порядке, какой кажется ему наиболее близким к той картине семьи, которая присутствует в его сознании.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной программой и набором ожиданий, которые связаны с его рождением.

Спустя небольшое количество времени заместители начинают испытывать какие-то чувства, которые испытывает реальный человек, которого они замещают. Часто их мимика, жесты и речь становятся такими же, как у реального прототипа, у них могут проявляться те же симптомы и те же отношения, которые есть у их прототипа. Это происходит независимо от того, знает ли заместитель того человека, которого замещает, или вообще никогда о нем ничего не слышал и пришел на расстановку впервые.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация, – полем. Есть предположение о том, что существует некоторое «знающее» информационное поле – своеобразный банк данных, в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем и будущем. В ходе расстановки заместители просто считывают с этого поля необходимую информацию. Об изменениях своего состояния заместители сообщают расстановщику. После того как ситуация в расстановке некоторым образом проявилась, расстановщик выбирает тот или иной путь взаимодействия с системой клиента. Через некоторое время после расстановки клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому.

Просто так в расстановку люди не попадают.

Один из законов, который работает в расстановке, – баланс. Например, я вела расстановку, где девушка не могла познакомиться с молодым человеком. Красивая девушка, удачная карьера, все у нее замечательно, а выяснилось – ее изнасиловали. Психолог может сказать, что это страх. Да, но это лишь часть правды. Выясняется, что она настолько не может подпустить близко к себе человека, что бессознательно перекрыла дорогу. Когда мы входим в первоисточник – в сам факт изнасилования – это личностный уровень. Участники процесса проживают ее ситуацию вместо нее, то есть она видит себя со стороны. Ее эмоции вынесены вовне. Как участники процесса попали в эту ситуацию? Почему и как девушка их выбирает? Исследуется дальше. Как вариант – если это девушка, значит, у нее была схожая ситуация. Если это мужчина, значит, у него что-то в роду подобное было. Здесь важно простить и принять позицию насильника. Благополучное завершение расстановки – когда девушка благодарит своего насильника за опыт, с благодарностью относится к ситуации как к уроку, берет ответственность на себя за обстоятельства (50% ее, а не все 100%), тогда происходит разрешение ситуации.

Через некоторое время после расстановки клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому.

Польза для клиента ясна и наглядна, какова же польза для заместителя? Люди просто так ситуацию не проживают, всегда идет резонанс. Люди встречаются со схожей динамикой – это ситуации, жизненные уроки, карма, как угодно можно назвать, есть моменты, благодаря которым надо поумнеть, и эти люди на резонансе друг другу помогают.

Метод семейных расстановок применяют для решения таких проблем, как:

  • наличие повторяющихся сценариев;
  • сложности в семейных отношениях (инвалидность, жестокое обращение с детьми, судимость, инцест, тяжелая болезнь, алкоголизм, наркомания и др.);
  • конфликтные отношения в семейных парах;
  • нарушения в существующей иерархии семейных отношений;
  • конфликтные и напряженные отношения между детьми и родителями, принятие родителей;
  • сложности в отношениях с приемными детьми;
  • «любовные треугольники»;
  • работа с чувствами (гнев, тревога, страх, вина, обида и пр.), в том числе перенятыми от других людей;
  • тяжелый рок, передающийся из поколения в поколение;
  • проблема абортов, конфликтные ситуации в семьях, связанные с абортами;
  • намерения человека покончить с жизнью и влияние попыток суицида на семью;
  • ранний уход близкого человека.

Расстановка может работать с любыми проблемами, возникающими на нашем жизненном пути. Любую ситуацию можно расставить и посмотреть на то, что происходит.

Результат

Эффективность расстановки зависит от многих факторов – это и профессионализм расстановщика, и готовность души клиента посмотреть на причину существующей у него проблемы, и готовность его к решению проблемы и изменениям. Система каждого человека открывается по-разному – настолько, насколько и она, и душа клиента, готовы впустить в себя приходящий извне процесс.

Тем не менее, действующими психологами-практиками этот метод признан как эффективный для решения жизненных ситуаций: в 70% случаев причиной многих психических проблем и заболеваний является нарушение семейных связей и семейной истории.

За всеми нами одинаковое число поколений, происхожденье всякого лежит за пределами памяти Сенека

Каждый человек – личность, а его судьба уникальна и неповторима. В то же время индивидуум является частью , одним из звеньев цепочки, соединяющей предков и потомков. Он, как губка, впитывает бессознательные реакции и сигналы людей, которые его растят и воспитывают. Это влияет на поведение человека, и он может повторять судьбу предков, их ошибки. Системные расстановки по Хеллингеру помогают развязать эти узлы семейных переплетений.

Уникальность метода семейных расстановок по Хеллингеру

Взаимосвязи между членами семьи проще всего понять на примере. Если мать плохо относится к собственной матери, ее дочь бессознательно переймет эту модель поведения. Даже при полном отсутствии объективных причин для неприязни, дочь будет испытывать подсознательную антипатию к матери.

Стыд и вина в этом случае могут только усугубить ситуацию, а разрешить ее можно с помощью семейных расстановок по Хеллингеру.

Приведенный пример самый простой. Бывают гораздо более сложные взаимодействия, ведь каждый человек живет в родовом поле, которые влияет на него точно так же, как гравитационное или электромагнитное.

Это поле подчиняется своим законам:

1 Закон принадлежности. Все люди являются частями каких-то систем (семей, коллективов и т.д.). Чем важнее для индивидуума система, к которой он принадлежит, тем сильнее он подвергается ее влиянию. помогают разобраться в мотивах поведения, обусловленных родом. 2 Закон иерархии. Уважение к старшим – самое яркое проявление закона иерархии. Все, кто раньше попал в систему, имеют больший вес, чем те, кто позже. Это влияние может вынудить человека повторять ошибки предков, и такую проблему можно разрешить только на 3 Закон получения-отдачи. Принимая какие-либо блага, люди легче отдают их. Благодаря этому жизнь становится ярче, насыщеннее событиями. Но иногда в систему вкрадывается ошибка, и человек отдает долги предков. Он не понимает причину появления проблем и нуждается в квалифицированной психологической помощи.

Психотерапевт и теолог Берт Хеллингер был уверен, что нарушение этих законов кем-то из предков может сказаться на судьбе потомков, которые бессознательно пытаются компенсировать нанесенный ущерб. Это может приводить к повторению одного и того же трагического события, одинаковым проблемам в личностном росте или к «родовым» болезням, которые обусловлены не генетически, а психологически.

Кому помогает метод Хеллингера?

На расстановки в Москве под руководством опытного психолога приходят люди, которым нужен качественный личностный тренинг. Благодаря групповым занятиям они решают самые разные проблемы:

  • Конфликты между поколениями, отношения с родителями и детьми. Системные расстановки Хеллингера идеально подходят для разрешения подобных проблем. Нередко тяжелые детские болезни, депрессии и страхи напрямую связаны с родовым полем.
  • Поиск партнера, . Бывает, что для трудностей в личной жизни нет никаких объективных причин. Они являются отголосками нерешенных проблем предков. В этом случае расстановки по Берту Хеллингеру оказываются чрезвычайно действенным методом.
  • Целеполагание. Люди часто не различают свои истинные и навязанные цели. Многие клиенты говорят, что после расстановки испытали инсайт – озарение, которое разом разрешило трудности.
  • Неурядицы на работе. Даже у высокопрофессиональных работников могут быть серьезные трудности. Они возникают не из-за низкой квалификации, а из-за особенностей отношений между членами коллектива. Групповой психологический тренинг помогает снять напряжение и изменить ситуацию к лучшему.
  • Проблемы со здоровьем. Доказано, что 80% заболеваний в той или иной мере связаны с психологическими проблемами, особенно это касается сахарного диабета, аллергий, бесплодия и т.д. Семейные расстановки помогают облегчить состояние, если болезнь имеет в основе психосоматику.

Онлайн-запись на системные расстановки по Хеллингеру в Москве открыта постоянно. Воспользуйтесь возможностями, которые открывает уникальный метод, и ваши проблемы разрешатся наилучшим образом.