Оригинальное знакомство с детьми в школе. Урок-знакомство "первый раз в первый класс". (2) «Уметь быть с детьми»: Как начать

Ситуация знакомства учителя русского языка с новым классом в начале учебного года достаточно частотна. Представим себе такую конкретную ситуацию: учитель получает новый класс, допустим, четвертый. Накануне нового учебного года он узнает, кто вел этот класс, знакомится с учителем, получает от него информацию об учащихся в целом, о некоторых ребятах в частности. В школе известно, что учительница держала ребят «в руках», но на уроках других учителей (когда ее замещали по болезни, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, физкультуры) дети вели себя шумно. Итак, первый урок русского языка в начале учебного года. Нужно представиться и познакомиться с классом – это основная задача начального этапа урока. Конечно, «как начинать разговор – надо каждый раз решать самому, в зависимости от многих обстоятельств, которые иногда приходится взвешивать и оценивать за считан-

ные секунды,– пишет Д. Б. Кабалевский.– Я всегда кажусь себе в эти секунды шахматистом, который оказался в цейтноте, еще не успев начать партию» 1 . И для того чтобы суметь сориентироваться и достойно сыграть партию, необходимо серьезно готовиться к этим первым минутам общения с классом – от них многое зависит. Прежде всего учитываем психологию восприятия нового учителя: «В первый раз неизбежно предстать перед своими слушателями {в нашем случае – учениками четвертого класса) как неизвестный им человек, которого они сперва обязательно будут внимательно разглядывать, изучать его рост, прическу, одежду, всю фигуру, будут прислушиваться не столько к тому, что он им говорит, сколько к тому, как звучит его голос, какова его манера разговаривать. Следовательно, надо продумать свой костюм, прическу и главное – что и как сказать детям» 2 .

Анализ показывает, что рассматриваемый момент общения может включать в разной последовательности и в разных сочетаниях различные смысловые компоненты.

Рассмотрим их.

Приветствие. Например: «Здравствуйте, ребята!», «Добрый день, ребята!», «Здравствуйте, дорогие четвероклассники (мальчики и девочки)!»

С особой осторожностью следует молодому учителю употреблять обращение дети, так как четвероклассники не считают себя детьми, что вполне понятно: они проучились уже три года в школе.

Представление. Например:

«Меня зовут... Я буду преподавать у вас русский язык и литературу»; «Давайте познакомимся: меня зовут... Я буду учить вас русскому языку и литературе.

А сейчас откройте ваши дневники и запишите мою фамилию, имя, отчество (я записываю на доске). Я только в этом году закончила МГПИ им. В. И. Ленина, но я надеюсь, что вы меня не подведете...»

Поздравление с новым учебным годом н пожел ания.

Если поздравление и пожелания будут выражены стандартно (например: «Поздравляю (разрешите поздравить) вас с новым учебным годом! Желаю успехов в учебе»), можно совсем отказаться от этих компонентов высказываний. Лучше найти свои слова, попытаться заговорить с детьми уже здесь своим языком, например: «Поздравляю вас: вот и стали вы на год взрослей и начинаете учиться в средних классах школы»; «Поздравляю вас с переходом на следующую ступеньку обу-

1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977, с. 37.

чения, где учить вас будет не один, а много учителей и где вы узнаете много нового и интересного...»

Знакомство с классом. Например;

«Мне очень хочется побыстрей вас узнать. Я думаю, что через неделю я всех вас буду знать по фамилии. А пока у меня к вам просьба: напишите о том событии, которое произошло с вами этим летом или о каком-нибудь случае, который вам запомнился...»

«Познакомлюсь я с вами в процессе работы и уже сегодня на уроке, когда вы будете отвечать на мои вопросы...»

«Я уже немного знаю вас, так как говорила с вашей учительницей. Она мне сказала, что очень любит ваш класс, потому что вы веселые ребята и вместе с тем умеете работать».

«Есть ли среди вас ребята, которые первый раз пришли в этот класс? Как тебя зовут? Мы с Сережей пока в одинаковом положении: еще никого не знаем. Я не буду читать фамилии по списку. Когда вы будете отвечать, называйте себя, а я постараюсь запомнить».

Призывы, требования. Их тон, характер сугубо индивидуальны. Например:

«У меня такая особенность, ребята. Первое – не могу работать в шуме. Второе – не люблю делать замечаний, особенно дважды. Третье – люблю ставить «пятерки», но, конечно, заслуженные».

«Русский язык – интересный предмет, но и трудный. Поэтому, чем внимательнее вы будете меня слушать, чем больше мы будем выполнять практических заданий, тем легче вам будет готовиться к урокам дома. На уроке вам нужны будут учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Проверьте, все ли у вас сегодня есть?»

«Мне бы очень хотелось, чтобы на уроки русского языка и литературы мы с вами приходили в приподнятом настроении, бодрые, хорошо подготовленные, чтобы занятия наши были нам в радость».

Характеристика и задачи предмета. В данном случае также важно не употреблять общих фраз, говорить просто, но заинтересованно.

«До этого вы учились чтению и письму, и всем понятно, зачем. А зачем специально изучать язык, на котором все мы умеем говорить и даже писать? Как вы думаете?»

«Чему мы будем учиться на уроках русского языка и литературы? (Пауза.) Прежде всего – думать. А как мы выражаем свои мысли? С помощью языка, с помощью устной и письменной речн. Родной язык вы слышите с детства. Значит ли это, что вы научились владеть им в совершенстве? Недавно я ус-

лышала: «Эй, положь ручку на место!» (Как бы мимоходом.) Я думаю, объяснять не надо, что тот, кто так сказал, не владеет нормами литературного языка и не очень вежлив. А вот другие слова – на русском языке (читаю: «У лукоморья дуб зеленый...»). Конечно, это не значит, что к концу десятого класса мы с вами заговорим стихами (хотя, может быть, кто-то из вас станет поэтом), но научиться чувствовать красоту родного языка мы можем. Послушайте, как хорошо о богатстве родного языка сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Нет ничего в окружающей нас жизни, в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.» И т. д.» (читаю наизусть).

Любому учителю порой приходится входить в совершенно новый класс. А иногда и сами дети лишь 1 сентября впервые знакомятся друг с другом. И не всегда это первоклашки. Иногда новыми оказываются, например, профильные классы, классы во вновь открывшейся школе. В таких случаях знакомство между детьми можно провести неформально, используя специальные игры, хорошо известные вожатым летних лагерей.

Игры на знакомство

7–9 лет

У каждого возраста – свои особенности, и их необходимо учитывать при подборе игр. «Игры на знакомство» помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Мячик
Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот –
Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

Это – я
Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское.
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

11–13 лет

Здравствуй
Ребят 5–8 классов можно познакомить с помощью игры «Здравствуй».
Все участники становятся в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга.
Встретившись, дети пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Кто есть кто
Другой вариант игры на знакомство называется «Кто есть кто?». Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За пять минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и кто кем хочет стать (будущая профессия). Узнавать можно все что угодно – любимый цвет, любимую музыку, домашних животных и т.п. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Откроем сердца друг другу
Можно использовать игру под названием «Откроем сердца друг другу». Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу.
Теперь задача игроков – достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Телефон доверия
Коллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д.
Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.

14–16 лет

Суета сует
Для знакомства старшеклассников хорошо использовать игру «Суета сует». Всем участникам игры раздают карточки, которые разделены на 9–25 клеток. В каждой клетке записано задание. Суть игры – записать в каждую клетку имя человека, который любит рыбу, держит дома собаку, ходит в походы и т.п. Тут открывается простор для вашей фантазии. Чем неожиданней будут задания, тем лучше.
Используя эту игру, педагог не только познакомит учеников, но и сумеет провести первичную диагностику в классе, – все зависит от того, какие вопросы будут записаны в клетки-задания. Можно выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. В этой игре нет победителя, хотя возможно отметить тех, кто раньше всех выполнит задание.

Мой напарник
Более свободная форма игры на знакомство называется «Мой напарник». Участники разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения – любой. Поощряется оригинальность.

Лгун
Необычный вариант знакомства старшеклассников – игра «Лгун».
Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5–8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:
– Самое далекое место, где мне удалось побывать, это – ________________ .
– В детстве мне запрещали делать _____, а я все равно делал.
– Мое хобби – ____________.
– Когда я был маленький, я мечтал стать .
– У меня есть одна плохая привычка – .
Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным.
Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Снежный ком
Для того чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно использовать игру «Снежный ком». Участники игры садятся или становятся в круг таким образом, чтобы они могли видеть друг друга. Все по очереди называют свое имя.
Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Например, первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Варианты игры:
Помимо своего имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени или соответствует его характеру. Например: Вера – верность, Сергей – смелый, Наталья – нежная...
Каждый игрок, называя свое имя, входит в круг играющих, совершая какое-нибудь движение – взмахивая рукой, прихрамывая, наклоняясь и т.п. Следом за ним все играющие делают шаг в круг, называя имя предыдущего игрока и повторяя при этом его движение.

Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки.
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Я умею, могу научить, хочу научиться
Более сложный вариант знакомства, который тоже поможет учителю провести диагностику в новом классе – игра «Я умею, могу научить, хочу научиться». Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться.
Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1–2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).

Еще несколько десятков игр на знакомство вы сможете найти на сайте «Игробанк».


Первый урок, первое занятие кружка, первое родительское собрание, первая прогулка на лоно природы, первый диспут... В педагогической деятельности немало этих первых шагов, и опытные педагоги не без оснований уделяют им особое внимание.


– Вы у нас первый,– говорит учительница приглашенному к учащимся преподавателю института в начале учебного года,– от вашего выступления будет в известной степени зависеть отношение ребят к последующим мероприятиям подобного рода.


Учительница глубоко права. Начало в любом деле имеет немаловажное значение. И если кто-то после первой неудачи может успокоить себя тем, что первый блин всегда бывает комом, то в работе с учащимися такое меньше всего допустимо. Здесь первый шаг – удачный или неудачный – обязательно будет иметь последствия, затруднит или облегчит последующие.


У каждого классного руководителя бывает важный и ответственный момент – первая встреча со своим классом. О волнующих минутах первого знакомства много думают не только те, кто вчера оставил студенческую скамью, но и учителя опытные. С чего начать? Конечно, нельзя в данном случае рекомендовать какой-то готовый, единственный, универсальный рецепт, можно лишь, основываясь на закономерностях развития учащихся, особенностях их психики, а также на опыте лучших классных руководителей, дать некоторые советы.


Прежде всего следует подчеркнуть, что первое впечатлеиие, произведенное педагогом на детей, является довольно действенным и устойчивым: понравился классный руководитель с первой встречи – дети сразу стяиовятся отзывчивыми, с ними легче найти общий язык, не понравился – тогда долго, а порой безуспешно приходится «налаживать» контакты с ними.


К первой встрече нужно готовиться заранее, наметить линию поведения, то русло, по которому пойдет разговор с ребятами. Необходимо не только учитывать цели и задачи, стоящие перед классным руководителем, но волнующие детей вопросы. Известно, что их всегда интересует личность классного руководителя. Они часто уж заранее спрашивают, кто у них будет классным руководителем, какой предмет будет вести, «сердитый» он или «добрый» и т. д. Ребята стараются представить себе перспективы дальнейшего пребывания в школе, хотят поскорее узнать, что будет нового. Все это, бесспорно, надо иметь в виду, готовясь к первой встрече со своим классом. В противном случае первое знакомство с детьми может привести к нежелательным последствиям.


Учитель сельской школы, проработавший уже несколько лет, назначен классным руководителем пятиклассников.


– Я пойду к вам, – говорит ему директор,– посмотрю, как вы будете знакомиться с ребятами.


Учитель удивленно пожимает плечами:


– Это же не урок, что там смотреть?


Заметим, что некоторые учителя продумывают даже объявление о субботнике, а тут... Впрочем, вот как началось у него первое знакомство:


– Ну что вам сказать? Я у вас буду классным руководителем, вас, примерно, всех знаю, меня вы тоже не первый раз видите. Хочу предупредить: человек я строгий, за каждое нарушение буду наказывать.


Представившись таким образом, учитель приступил к «делу».


– Сидите вы, между прочим, неправильно. Сейчас сделаем так: на каждой парте – мальчик и девочка.


По классу прошел ропот. Видно, не всем понравилась затея учителя. Заметив это, он сказал:


– Не волнуйтесь, это будет лучше для вас же самих. Итак, Будков Ваня, садись со Степановой Лидой, СвиридоваТаня – с Крюковым Мишей...


Ребята нехотя повиновались. Но вот дошла очередь до Пети Иванова.


– Я не буду с ней сидеть, – заявил мальчик.


– Ты должен делать то, что тебе приказывают. В классе воцарилась напряженная тишина.


– Ну, долго будем ждать? – вопрошал учитель.


Дело кончилось тем, что Петю удалили из класса.


– Ишь, герой, – провожая его взглядом, сказал классный руководитель.


– Он у нас хороший... – несмело возразила девочка на первой парте, – в прошлом году звеньевым был.


Закончив, наконец, рассаживание, учитель стал пространно говорить об ответственности за имущество в классе.


– Парты покрашены, полы покрашены, панели покрашены, – говорил он, – стол, стул новые, на все это потрачены денежки. За порчу имущества будем наказывать рублем.


– А как это? – вырвалось у одной из девочек.


– А вот как, – ответил учитель, – поломаешь стул, мы пригласим твоих родителей, скажем им: «Заберите этот стул и сидите на нем сами, а нам поставьте новый». Ясно?



– Расписание у всех имеется? – спросил учитель. Поднялся шум: одни говорили, что есть, другие – нет.


– Тихо! А учебники – у всех?


– У всех! – хором ответили ребята.


– А у меня не все, – крикнул один мальчик.


– И у меня не все, – сказала девочка.


В классе снова поднялся шум.


– Ну, на сегодня все. Вы, конечно, знаете, что в школу опаздывать нельзя, на уроках сидеть надо тихо, за нарушения, повторяю, будем строго наказывать. А сейчас идите домой.


И дети поспешно бросились к дверям. Никто не подошел к классному руководителю, никто не задавал вопросов. В коридоре он увидел, как ребята окружили плачущего Петю. Заметив учителя, мальчик вытер рукой слезы и отвернулся. Вот так первое знакомство закончилось.


Учитывал ли этот педагог, что впечатление от первой встречи учащихся с классным руководителем ощутимо влияет на последующие взаимоотношения с ними, что с первого шага необходимо намечать перспективные линии жизни и деятельности учащихся, знал ли слова А. С. Макаренко о том, что неудачи многих воспитателей происходят от слабости и неясности перспективы, исходил ли из того, что необходимо, наконец, считаться с теми вопросами, которые у ребят неизбежно возникают, волнуют их в подобных ситуациях? Нет, ни одного из этих важных теоретических положений не вспомнил учитель, потому и не задумался о значении первого шага в работе с детьми, потому так неудачно закончилась эта встреча. Она не вызвала у ребят ни радости ожидания завтрашнего дня, ни симпатии к классному руководителю, сразу начавшему с поучений, скучных нотаций, с ненужного конфликта. Получилось не педагогически целесообразное знакомство с детьми, а начало войны с ними, той самой, которая заканчивается, как правило, плачевно. Одна учительница, не поладившая с ребятами с первой встречи, вынуждена была обратиться к директору с заявлением, в котором иаписала следующее: «Прошу освободить меня от классного руководства в седьмом «А», так как я и седьмой «А» взаимно не уважаем друг друга».


По-иному встретился с пятиклассниками другой классный руководитель. Познакомившись с ребятами, он сообщил им много интересного: какие кружки будут работать в школе, как в них записаться, рассказал о предстоящих уроках и экскурсиях, о встречах с передовиками производства, ветеранами войны, о переписке с учащимися других стран. В конце беседы классный руководитель сказал, что при успешном окончании учебного года класс отправится в длительное путешествие по родному краю. Не удивительно, что дети живо восприняли все сказанное учителем. Впечатление от первой встречи было настолько ярким, что дети долго еще говорили о ней между собой.


Неоднократно приходилось убеждаться в том, что перспективы, удачно раскрытые перед учащимися во время первого знакомства, всегда сплачивают их, вызывают заметный энтузиазм. Дети старательнее и активнее начинают выполнять предъявляемые к ним требования.


Преподаватель физкультуры и рисования Сергей Сергеевич, назначенный в 5-й класс одной из сельских школ классным руководителем, покорил ребят с первой встречи. Они знали, что у них будет классным руководителем новый учитель, и, усевшись за парты после общешкольной линейки, ждали его прихода. Наконец открылась в появился классный руководитель в тренировочном костюме. К удивлению ребят, он сделал несколько прыжков сальто и, выпрямившись у учительского стола, сказал «Здравствуйте, давайте знакомиться». Ребята дружно засмеялись, но... это были те самые мальчишки, каждый из которых не раз пытался стоять на голове и.когда не получалось, просил товарища: «Ну-ка, поддержи меня». После первых минут удивления они наперебой стали задавать Сергею Сергеевичу вопросы Где учились?», «За сколько времени можно научиться делать сальто?», «Будет ли у нас кружок акробатики?», «А медали у вас есть?» и т. д. Завязалась оживленная беседа. Классный руководитель рассказал ребятам много интересного из своей спортивной жизни, показал фотографии, на которых он был снят как участник соревнований по акробатике. По просьбе ребят выполнил несколько сложных акробатических упражнений. Во время разговора Сергей Сергеевич сказал и о бережливом отношении к имуществу класса, и о дисциплине на уроках, и о внешнем виде, и все это было выслушано с большой серьезностью и вниманием, так как исходило из уст учителя, который буквально влюбил в себя детей. Классный руководитель вышел на крыльцо школы, провожая ребят, и надо было видеть их сияющие лица, когда они, с восторгом глядя на учителя, по нескольку раз кричали:


– До свидания, Сергей Сергеевич!


А на следующий день после первого урока преподаватель географии, войдя в учительскую, громко сказал: «Вы бы посмотрели на ребят в классе Сергея Сергеевича: все подстрижены, наглажены, все в форме, просто молодцы».


Уже к концу первого полугодия класс Сергея Сергеевича стал одним из лучших в школе и, конечно же, классный руководитель не только занимался с ребятами акробатикой, но и организовывал много других интересных ребячьих дел.


Один опытный учитель, умеющий играть на аккордеоне, рассказывал о том, что каждый раз, знакомясь с новым классом, он в процессе беседы добивался одного и того же диалога:


– К праздникам мы будем готовить концерт, разучивать песни и пляски под аккордеон.


– А кто будет играть? – спрашивали ребята.


– Если из вас никто не умеет, значит, играть буду я.


– А вы умеете?


– Да, умею.


– Вот здорово! – радовались ребята, – может, вы сейчас нам сыграете?


И классный руководитель играл.


– Созданная таким образом ситуация, – говорит учитель, – эффективно действовала на ребят, с ними легче было работать в дальнейшем.


Из приведенных нами примеров совсем не следует вывод о том, что «привязать» к себе детей с первых минут общения с ними можно только такими способами, хотя это, как было показано выше, посильно каждому учителю. Но нельзя не отметить, что мудрое использование подобных умений с первого шага в работе с детьми заслуживает всяческого одобрения.


Хорошая настроенность ребят, вызванная удачным началом работы, передается и родителям, которые в таких случаях с удовлетворением сообщают классному руководителю о том, что дети с большой любовью и радостью говорят дома о нем и о предстоящих делах. А это очень важно, так как часто авторитет классного руководителя среди родителей зависит не столько от непосредственных контактов с ним, сколько от отзывов и суждении, которые высказывают о нем дети дома.


Стремясь с первой встречи вызвать интерес ребят к учебе и школьной жизни, классный руководитель должен помнить, что чувства и мысли детей, их желания и увлечения, симпатии и антипатии всегда обусловлены уровнем развития общества, временем, в котором мы живем. Без учета этой важной закономерности нельзя создать яркой перспективы в воспитательной работе со школьниками. То, что могло увлечь детей вчера, может оказаться неинтересным и, следовательно, недейственным сегодня. Так, например, было время, когда посещение кино представлялось детям чем-то необычным. На этом можно было «сыграть» – добиться, скажем, улучшения дисциплины в классе. В настоящее время, когда в каждом доме есть телевизор, сделать коллективное посещение кино перспективно значимым, заставляющим лучше учиться или вести себя, дело куда более сложное, нежели в прошлом.


Очень важно также помнить, что подростки любят дела настоящие. Если с самого начала они увидят, что их ждут вместо настоящих путешествий только умозрительные по карте, вместо живых конкретных дел – разучивание литмонтажей и речевок, вместо встреч с интересными людьми только нотации и назидания, то вряд ли возникнет у них желаемый для воспитателя энтузиазм. Подростки хотят казаться взрослыми. Это их желание можно удовлетворить, только организуя настоящие дела. О таких делах и надо говорить с первой встречи с ними. Говорить, чтобы потом делать, иначе хорошее отношение к классному руководителю исчезнет и вместо него появится неуважение и даже пренебрежение к нему. Так получилось, например, в одной из школ. Классная руководительница, как говорили ребята, «наобещала» им и прогулки на лоно природы, и встречи с интересными людьми, и посадку на зимних каникулах в Москву, и многое другое, но ничего из обещанного не было сделано. Причем позже классная руководительница в беседах с детьми оправдывала это тем, что некоторые ребята получали двойки и замечания на уроках. Иными словами, намеченные в начале учебного года интересные дела в классе она рассматривала не как средство воспитания или перевоспитания учащихся, а... как плату за учебу, по порочному правилу: «будете хорошо учиться – пойдем на прогулку, не будете – не пойдем». Такого рода отношения с детьми чаще всего являются маскировкой для нерадивого воспитателя, они, как правило, вызывают раздражение ребят, пагубно влияют на их поведение.


Таким образом, с первого шага в работе с детьми следует создавать мобилизующую и сплачивающую обстановку, стараясь помочь детям ясно увидеть их цели и задачи. Важно, чтобы уже с первой встречи классный руководитель стремился завоевать авторитет у учащихся, вызвать симпатии по отношению к себе. А симпатии к классному руководителю возникают лишь тогда, когда дети чувствуют, что с ним будет интересно.



Первый классный час в 5 классе

«Давайте познакомимся»

Кл.рук.: Дорогие ребята, уважаемые родители. Сегодня вся наша страна отмечает важный день. Скажите, пожалуйста, какой?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Поздравляю вас с началом нового учебного года. Для вас – это необычный день. Как вы думаете почему?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Сегодня вы впервые переступаете порог средней школы, становитесь учениками 5 кл. Пятый класс – это первая ступенька средней школы, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками. Подсчитайте, сколько ступенек вам необходимо пройти. А теперь разрешите представиться: я ваш классный руководитель – Лутфуллина Регина Зайтуляковна. Впереди у нас долгие годы совместной работы, много интересных, но в то же время трудных дел, задач, которые мы вместе преодолеем, решим. 5 класс принесёт много необычного в вашу жизнь. Что именно, как вы думаете?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Конечно, и новые предметы, и новые учителя, и новые знакомства, возможно, новые друзья, но и новые проблемы, новые задачи. Но мы будем всё делать вместе, сообща, помогая друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы в нашем классе было хорошо всем, как в одной большой дружной семье. Я надеюсь, что наш 5д класс будет прежде всего здоровым, дружным, сплочённым. Главное – сберечь наш с вами классный коллектив. Я хотела бы, чтобы каждый из вас понял, что он не один, что рядом друзья, одноклассники, учителя, родители, и все они всегда готовы прийти на помощь. Класс, в котором вы находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, классные мероприятия. На несколько лет классная комната станет для вас вашим школьным домом. Впереди у нас много интересных дел, мы с вами отправимся в мир знаний, на основе полученных в начальной школе знаний, вы постепенно будете получать новые. Но для начала нам необходимо с вами поближе познакомиться. И я предлагаю сыграть в одну игру «Моё имя». Послушайте внимательно условие игры. Каждый участник, начиная с меня, должен встать, громко назвать своё имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает ваши положительные качества. Прилагательное должно начинаться с первой буквы вашего имени. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

(Игра «Моё имя)

Кл.рук.: А ещё сегодня очень важное событие – день рождения 5Д класса. Я схематично изобразила этого незнакомца по имени 5Д. Мы ещё ничего о нём не знаем. Помогите, ребята, разузнать что-нибудь о нём. Какие у него рост, вес, физ.форма? Чем увлекается наш 5Д. Какая у него дисциплина? Как он относится к учёбе? Какой у него характер? Ну и, наконец, какое у него лицо? Всё это мы будем выяснять и записывать рядом с портретом. А помогать будет в этом каждый из вас.

Первый вопрос, самый лёгкий – это рост 5Б. Какой рост у нашего класса? Высокий, средний, низкий?

(Дети хором отвечают)

Кл.рук.: Теперь вес – нормальный, недостаточный или излишний?

Дети: нормальный

Кл.рук.: Физическое развитие или физ.форма. А чтобы это узнать, нам необходимо выяснить, занимается ли 5Д спортом? Если да, то какими видами?

(Дети называют виды спорта, которым они занимаются)

Кл.рук.: Молодцы!!! Ну, что ж, что мы должны записать о физической форме? какая она?

Дети: отличная.

Кл.рук.: Хорошо. А вот следующий вопрос – увлечения нашего 5Д? Расскажите о своих увлечениях.

(Дети по очереди рассказывают о своих увлечениях)

Кл.рук.: Молодцы. Каких только увлечений нет у нашего 5Д. Ну, он просто молодчина! Так, что мы запишем в эту графу? Какие увлечения?

Дети: разносторонние.

Кл.рук.: А как же у нашего 5Д с дисциплиной – то? Это тоже немаловажный вопрос. А что такое вообще дисциплина?

Дети: культура поведения, поведение вообще.

Кл.рук.: И что же с дисциплиной: хорошая она или плохая?

Дети: хорошая.

Кл.рук.: А вот этот пункт мы не будем торопиться записывать, потому что мы не знаем пока ничего о поведении, дисциплине 5Д. А потому оставим графу пустой. Запишем чуть позже. Далее, что касается учёбы 5Д. Здесь что вы можете сказать? Какая у него учёба? Что мы должны написать? А можем ли мы сейчас сюда что-нибудь приписать? Почему, ребята, как вы думаете?

Дети: 1.потому что 5Д ещё не показал себя в учёбе. 2.у него ещё не было ни одного урока. 3.пока не знаем, какие уроки будут в 5кл.

Кл.рук.: А как вы думаете, когда нам будет это известно?

Дети: в конце 1 четверти.

Кл.рук.: Осталось самое простое – записать качества или характер нашего 5Д. Какой он?

Дети: добрый, весёлый, дружный, послушный, активный, надёжный, умный, сильный, смелый, справедливый.

Кл.рук.: А вот чтобы закончить портрет нашего 5Д, нам чего-то не хватает, посмотрите внимательно.

Дети: лица

Кл.рук.: Нам необходимо выбрать выражение лица 5Д. (показывает рожицы)

Вот и получился портрет 5Д класс. Спасибо, что помогли составить портрет. Теперь мы повесим на видное место и будем внимательно наблюдать, как наш 5Д растёт, становится умнее, сильнее, лучше. Но он будет не просто расти, а путешествовать по Планете знаний. А из чего состоит эта Планета знаний, как вы думаете?

Дети: из различных предметов, дисциплин или уроков.

Кл.рук.: А какие же это дисциплины, мы узнаем вместе. Я начинаю зачитывать загадки, а вам необходимо будет их продолжить:

1.Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать ……..(математика)

2.Грамотным будет любой ученик,

Если он знает………(русский язык)

3.Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык…….(иностранный)

4.Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках……….(литературы)

5.Укрепит мускулатуру всем детишкам……..(физкультура)

6.Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки …………(музыкальные)

7.Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит…………(изобразительное искусство)

8.Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно…….(трудовое обучении)

9.Далёкое прошлое, древние территории –

Это изучает наука……….(история)

10.Знать и любить природу научит……..(природоведение)

11.В мир компьютерной грамматики

Нас ведут уроки………(информатики)

Кл.рук.: Ой, как много разных сложных предметов и наук! А зачем их нужно изучать нашему 5Д?

Дети: чтобы получить знания, а на основе знаний получить любимую профессию, чтобы потом принести пользу своему родному городу или родной стране; чтобы развивать в себе способности и таланты; чтобы быть разумным; чтобы все свои знания передать следующему поколению и т.д.

Кл.рук.: Возвращаемся к нашему 5Д. Я думаю, вы не забыли, что у нашего 5Д сегодня день рождения. А какое же день рождения без поздравлений! Давайте сочиним нашему 5Д поздравление с пожеланиями в пару слов.

(Ученики пишут поздравление, а затем зачитывают по желанию).

Кл.рук.: Запомните все пожелания!!! Спасибо большое! Молодцы! Итак, ребята, наш классный час, посвящённый Дню знаний, нашему знакомству, дню рождения 5Д класса, закончен. Что вам сегодня особенно запомнилось?

Дети: Как мы составляли портрет нашего класса.

Как мы отгадывали названия школьных предметов.

Как мы писали поздравления нашему классу.

Виктория – веселая

Всевалод – властный

Мария – милая

Анастасия –

Андрей – активный

Кирилл – красивый

Екатерина –

Мадина – маленькая

Олег – отзывчивый

Вячеслав –

Дмитрий – добрый

Кирилл –

Анастасия –

Андрей –

Алексей –

Динара –

Владимир –

Кирилл –

Снежана –

Виктория –

Кристина –

1 класс
Урок – знакомство «Первый раз в первый класс!»
Цель: создание благоприятной психолого­педагогической среды в классе на
этапе вхождения ребёнка в школьную жизнь.
Задачи:
 организация знакомства учителя с классом;
 индивидуальное знакомство с каждым учеником;
 создание условий для каждого ученика;
 формирование чувства единства у учащихся;
 создание предпосылок для возникновения положительной мотивации к
дальнейшему совместному обучению.
Оборудование:
 плакат с изображением клумбы;
 цветы, вырезанные из цветной бумаги. На них написано имя учителя
и имена всех учеников
1.Приветствие учителя.
­ Первое сентября, первый осенний день. Посмотрите в окно.…Ещё ничто не
говорит о приходе осени, лишь кое­где появились жёлтые листья и чаще идёт
дождь. Но всё равно не спутаешь этот день ни с одним другим, потому что на
всю страну гремит школьный звонок.
Прозвенел он и в нашем лицее. Но прежде чем рассказать о том, чем мы
будем заниматься, что нас ждёт впереди, я хочу поздравить вас с началом
школьной жизни. С большим нетерпением, с огромным волнением ждала я
этот день, ждала я это мгновение, когда все вы сядете за парты, когда все мы
соберёмся вместе в этом классе и я скажу вам:
­ Здравствуйте, дети! Я ваша учительница Светлана Николаевна. Я рада
видеть вас сегодня такими нарядными, радостными, а кого­то и серьёзными. В
ваших глазах я читаю вопрос: «А что ждёт меня в школе?» На уроках вас

ждёт много интересного, вы будете играть и учиться. Вас будут учить
прекрасные учителя, с которыми вы ещё познакомитесь.
2.Знакомство друг с другом.
­Со мной вы познакомились, а друг друга ещё не знаете. Конечно у каждого
своё имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. Но ведь сложно
разговаривать с человеком, если не знаешь своего имени. А мы будем вместе
учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу «Три­ четыре!» каждый по команде
скажет своё имя. Ну­ка, попробуем! (Дети выкрикивают своё имя.)
­ Ой, вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала!
­ Давайте попробуем по­другому. Скажем свои имена тихим шёпотом. (Дети
говорят шёпотом.)
­ Опять что­то не то. Никто не кричал, а я ничего не расслышала.
­ Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе
работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все
сразу говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем
говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек
нашего класса. Я буду подходить к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я
дотронусь, громко и чётко назовёт своё имя. У меня в руке цветы с вашими
именами, каждому я дам один из цветов. (Идёт знакомство)
­ Спасибо! Теперь все имена были слышны?
­ Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание.
Цветы помогут вам их выполнить.
­ Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сначала я
посажу свой цветок. Мальчики, поднимите цветы. Выйдите к доске те, чьи
имена начинаются на буквы А, Д, В.(Дети выходят и приклеивают на лист
свои цветы)
­ Прошу выйти к доске всех, кого зовут…
­ А теперь пойдут сюда…
­Девочки, поднимите и вы свои цветы.
­ К доске пойдут те девочки, имена которых начинаются на буквы А, И, С
(Дети выходят)

­ Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и
вас. И мы все один класс. Вот он какой ­ наш класс!
Игра «Назови имя»: указываю на ученика, все хором кричат его имя.
Игра­знакомство «Снежный ком» с родителями. Каждый называет
имена всех предшествующих игроков и своё.
3. Знакомство с кабинетом.
­ Ребята, наш класс – это все мы, а ещё наш класс – это комната, где мы
находимся. Посмотрите, какой он замечательный, светлый, уютный! Но вы
здесь совсем недавно и ещё не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам
тоже ещё не привык: ждёт, присматривается ­ будем ли мы его любить,
заботиться, не обидим ли его. Ваши родители сделали здесь ремонт. Давайте
скажем им «Спасибо!»
Игра «Пол, нос, потолок»: дети должны указывать тот предмет, который
называет ведущий, а не тот, который он показывает.
4. А как вы думаете, только ли у каждого из нас есть имя?
­ Назовите имя нашего города.
­ Сколько лет нашему городу? Когда мы отмечали День города?
­ Что вы знаете о своём городе?
­ Назовите имя нашей страны.
­ Какой большой праздник наша страна отмечала в мае?
Да, уже 65лет нет войны. Все люди могут счастливо жить, работать. Дети
могут учиться, играть. Мы не хотим войны.
5. Знакомство с учебными вещами.
­ Но мы ведь не со всеми познакомились. Про кого же мы ещё забыли?
Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1.Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Полочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход! (Карандаш)
2.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей­ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)

3.Говорит она беззвучно
И понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней­
Станешь вчетверо умней. (Книга)
4.Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет – сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
5.До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

6.В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел)
7.По чёрному белым
Пашут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чистая страница. (Доска)
­ Молодцы! Какие качества нужны каждому школьнику?(Внимание,
смекалка).
Игра. Поиграем и проверим, какие вы внимательные и смекалистые.
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечать «Я».
 Кто любит шоколад? (квас)
 Кто любит мармелад? (ананас)
 Кто любит груши? (апельсин)
 Кто не моет уши? (бензин)
6.Прощание.
­ Сегодня мы замечательно поработали и даже поиграли.
­ Понравился вам урок?
­ А что особенно понравилось?
7.Домашнее задание.

­ Ребята, я задаю вам первое домашнее задание. Нарисуйте то, что вам
сегодня понравилось.