Илья Ульянов: кем по происхождению был отец Ленина (1 фото). Разные факты о Ленине

, пытается ответить "Советская Чувашия"в публикации "Признание Мариэтты Шагинян". Как отмечает газета, в кинофильме "Какую Россию мы потеряли" известный режиссер Станислав Говорухинпрямым текстом говорит, что Владимир Ленин- чуваш по национальности. Автор публикации в газете народный писатель Чувашии Михаил Юхмаутверждает, что документы, подтверждающие слова Говорухина, он видел собственными глазами. В конце 70-х годов он познакомился с Мариэттой Шагинян- известной и очень популярной в те годы писательницей (1888-1983), автором романов-хроник о В.И. Ленине "Семья Ульяновых", "Первая Всероссийская". Как-то она подошла к нем и спросила: "Юхма, ты - чуваш. А знаешь, что Ленин - чуваш?" И сказала, что у нее есть документы, подтверждающие это. Она показала Юхме первое издание своей книги "Семья Ульяновых", в которой рассказывает о родословии семьи Ульяновых и приводит документы Астраханского магистрата. Речь в них идет о Ульяне, которая просит записать себя в сословие мещан, так как ожидает рождения ребенка. Она была "рабыней" - так неофициально называли в Российской империи девушек, купленных разными людьми от "инородцев" - представителей нерусских народов. Ульяна была чувашкой: ее купили и привезли в Астрахань. Покупали "рабынь" русские помещики, разные чиновники, купцы: одни - для потехи, другие - для работы, третьи - для ухода за детьми. Кем была куплена Ульяна, достоверно не известно, есть только предположения. И вот она забеременела. Можно предположить, что от своего хозяина. Так как в Российской империи не было официальных "рабов", то "рабыни", если оказывались беременными, записывались по их просьбе в мещане. Их дети рождались и тоже записывались мещанами. Так у чувашки Ульяны родился сын. Назван он был Николаем Ульяниным. Он вырос и женился на крещеной калмычке, у них родился сын Илья, который впоследствии изменил свою фамилию на Ульянов.

Как отмечает автор публикации, в более поздних изданиях книги Шагинян этих документов не было. По словам самой Шагинян в изложении Юхмы, ее книга исчезла из магазинов, а потом ее пригласили в ЦК партии, где ей предложили подписать бумагу - новую версию родословия семьи Ульяновых. В противном случае, ей пригрозили не давать Ленинскую премию, не давать возможности переиздать книги миллионным тиражом и стать секретарем правления Союза писателей СССР, а также пригрозили "осложнениями в партбюро". Шагинян объяснили, что переписали все документы, потому что "так нужно", и она подписала. Первое издание книги сохранилось у нее в единственном экземпляре. Все остальные книги были изъяты, даже из Ленинки. О том, что книга М. Шагинян как биографа семьи Ульяновых в 1938 году обсуждалась в узком кругу Президиума Союза писателей СССР, пишет и Дмитрий Волкогонов , отмечает газета. Шагинян сначала не соглашалась на обман, т.е. на фальсификацию биографии Ленина. Тогда ее обвинили в том, что будто бы она, "применяя псевдонаучные исследования о т.н. "родословной" Ленина, дает искаженные представления о национальном лице вождя..." На Президиуме ее работу оценили как "мещанскую" и "идеологически враждебную". Волкогонов подтверждает это в своей книге "Ленин" (Москва, "Новости", 1994). Он пишет, что документы, содержащие сведения о родословии Ленина, всего 284 листа, были изъяты. О чувашском происхождении Ленина пишут и другие авторы. Как пишет газета, отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов прекрасно владел родным чувашским языком и старался, чтобы и дети знали его. "В.И. Ленин всегда помнил заветы отца, помнил свое чувашское происхождение. С любовью и уважением относился он к чувашам, к патриарху чувашского возрождения Ивану Яковлевичу Яковлеву . "Богатырский был дух у этого человека, - говорил он о нашем патриархе. - Пятьдесят лет тянул к свету свой народ, и в каких условиях!"", - пишет газета.

Род Ленина - генеалогия семьи Ульяновых, где прослеживается в последние несколько веков пять основных ветвей: еврейская, немецкая, шведская, калмыцкая и чувашская.
Первые три ветви относятся к материнской линии, две последующие - к отцовской. И все эти ветви имеют многовековые корни в прошлом России, а с учетом ностратики - и многотысячелетние.
Прадед по линии матери, Ицко Бланк, первоначально являлся подданным Речи Посполитой, жил в Староконстантинове (у Новоград-Волынского), имел собственный дом, владел землей. Дед М.И. Бланк родился в 1763 г. Жену-сверсницу звали Марьям. Сыновей - Абель и Сруль (он же Израиль) и дочерей - Анна, Екатерина и Мария. Бланки уже имели солидный дом с "обзаведениями" стоимостью в 4 тысячи рублей ассигнациями. Еженедельный чистый доход от торговли (в основном, спиртными напитками) составлял 10 рублей серебром . Под Рогачевым выращивали цикорий, с доходом в год 750 рублей серебром 29 сентября 1808 г. Бланк уличен в поджоге 23 домов евреев в Староконстантинове, но чтобы отвести от себя подозрение, немного подпалил и свой дом. Откупился от суда, перебрался в Житомир. Сыновья 10 июля 1820 г. приняли православие в Петербургской духовной консистории . Оба отказываются от прежнего отчества, т.е. отца, и стали Дмитриевичами - по имени воспреемника Абеля, сенатора, статского советника Дмитрия Осипова Баранова. Были зачислены 24 июля 1820 гю в Медико-хирургическую академию, которую окончили 19 июля 1824 г., получив специальность хирурга-акушера.
Последние годы А.Д. Бланк работал в должности инспектора госпиталей оружейного завода города Златоуста. В западных публикациях отмечается, что на Урале в рассматриваемый период Бланк якобы имел 300-400 душ крепостных крестьян.
Затем в 42 км от Казани купил деревню Янсалы (Кокушкино) с большими землями. 462 десятины (503,58 га) и закрепил за собой 39 душ крестьян, стал полновправным дворянином. Затем здесь был музей Ленина. Ныне в округе - многочисленные нефтяные вышки. В семье Бланка дети говорили по-немецки. Бланк был женат на немке Анне Ивановне Гроссшопф. В газете "Neue Zuricher Zeitung" (февраль 1983) профессор Л. Хааз указал, что Гроссшопфы происходили из Северной Германии (Любек, Мекленбург, Гольштейн; родина и Рюриковичей), были богатыми и знатными. Затем немало из них обосновалось в С-Петербурге. В числе относительно близких родственников Ленина оказались гитлеровский генерал-фельдмаршал В.Модель (1891-1945), генерал Хаас Мантейфель, бывший президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер и т.п. Возможно, в этих и других ветвях рода Лениных есть связи со словено-русами, но документально они не проявлены (если не считать русов одной из разновидностей варягов-шведов).
Шведские родственники Ленина берут свое начало от семьи его прапрадеда, богатого предпринимателя, занимавшегося производством шляп в городе Упсала, Симона Новелиуса. Позже родичи тоже переселяются в С-Петербург. Одна из представительниц женской линии вышла замуж за немца Йогана Гроссшопфа: на этом шведская ветвь материнской линии обрывается. Но немецкая и шведская кровь подтверждаются немалыми связями Ильича именно с Германией и Швецией.
Калмыцкая ветвь популяризируется слабо в силу разных причин.
Прадедом Владимира Ульянова по отцовской линии был Лукьян Смирнов, потомок ойратов (западных монголов) - кочевников, переселившихся в XIII в. в Центральную Азию, а в начале XVII века - в междуречье Урала, Волги и Дона.
Судя по всему, принадлежал к богатым слоям феодальной знати . Исповедовал, как и все калмыки, ламаизм. Возможно, сын его, Алексей Лукьянович Смирнов, был уже крещеным калмыком. С начала XIX в. семья Смирновых упоминается в документах архива Астраханской области. К этому времени Алексей Смирнов широко известен в городе и за его пределами, являлся мещанским старостой Астрахани. Имел солидный дом со службами, свой выезд, множество дворовых людей. Но женил свою 23-летнюю дочь Анну на 53-летнем крестьянине. Анна Алексеевна родила пятерых детей: трех девочек и двух мальчиков. Последним ребенком был Илья , будущий отец и Володи Ульянова.
Внешне все дети имели характерные для монгольского типа признаки: скулы, разрез глаз, черты лица. Ведь не без оснований и сам Илья Николаевич признавался, что в нем течет калмыцкая кровь. Но немало у него было, по всей вероятности, и чувашской.
В XIII-XV вв. чуваши (потомки гуннов Баламбера и Аттилы) занимали обширную территорию в бассейне рек - Волги (от Чебоксар до Зеленодольска), Большой Цивили, Свияги, Пьяны, Урги, Алатыря, Суры, Малой Кокшаги, низовья Ветлуги и других. Во второй половине XV века земли чувашей были включены в состав Казанского ханства. А в начале XVIII в. приказом Казанского дворца территория чувашей была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний. В советское время, 24 июня 1924 г., была образована урезанная Чувашская автономная область. 21 апреля 1925 г. область была преобразована в Автономную республику (Чувашская АССР). Ее площадь составляла 18,3 тыс. кв.км. Эта территория в настоящее время расположена главным образом в междуречье Суры, Свияги, окаймленная с севера Волгой.
Округа вплоть до ее присоединения к Казанскому ханству, а позднее к Нижегородской губернии, принадлежала чувашам и была заселена исключительно чувашами. Включение земель, заселенных чувашами, в состав Казанской и Нижегородской губерний, вовсе не означало, что крестьяне этих территорий по щучьему велению превратились в русских.
Отпущенный помещиком Бреховым (если это действительно имело место) в 1791 г. на волю Николай Ульянин , или Ульянинов, признается, почти бесспорно, чувашской национальности. Во внешнем облике Ульяновых, начиная с Василия (дяди Ленина) и Ильи (отца) и кончая Владимиром Ильичем, преобладали соответствующие черты. И если еще учесть небольшой рост (максимальный 164 см), что не типично для русских мужчин, то можно предположить, что дед, прадед и все далекие предки Ленина по отцовской линии принадлежали к чувашам и калмыкам .
Илья Николаевич проявил себя высокопорядочным человеком и незаурядным преподавателем. Обладал организаторскими и воспитательными способностями. И достойно дослужился до директора народных училищ Симбирской губернии, тоже дворянского уровня. И Ленин почти во всех дореволюционных официальных документах с гордостью о роде своем отмечал: "Потомственный дворянин Владимир Ульянов" (РЦХИДНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 311. Л. 1-3.) . Был от рода православным - крещен в Симбирской Николаевской Церкви 16 (28) апреля 1870 г.

Литература
1. Арутюнов А.А. 87 Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства. М.: Вече, 1999. - 656 с.
2. Малютин С.Р. Этногенез чувашского народа. Чебоксары, 2000.

Московский адвокат Владимир Васильев, приехавший в столицу из Чебоксар, интересуется историей.
Много откликов вызвало его интервью, в котором он сформулировал необходимость "ребрендинга" Чувашии и, всесторонне обосновав свою инициативу, предложил назвать регион "Республика Волжская Булгария".
На этот раз он прислал по электронной почте письмо с просьбой разместить на сайте "Чувашское землячество Москвы" цитату из книги "История России. Всемирная, мировая история".
В цитате содержатся подробные сведения о родословной Ленина.
Возможно, они будут небезынтересны для читателей сайта. Потому приводим присланную В.Васильевым цитату, которая уже не является гостайной:

"Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске, в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), имевшего личное (ненаследственное) дворянство. Семья будущего виднейшего революционера ХХ века была разнородной по происхождению, однако в большинстве своём состояла из разночинцев (интеллигенции). В роду Ленина выделяют представителей нескольких национальностей - русских, калмыков, чувашей, евреев, немцев и шведов. ... Дед Ленина по отцу, Николай Васильевич Ульянов, чуваш по национальности, был крепостным крестьянином из Нижегородской губернии, и переселился в Астрахань, где работал портным-ремесленником. Уже будучи зрелым человеком, он женился на Анне Алексеевне Смирновой, отец которой был калмыком, а мать - наверное, русской. Когда родился Илья Ульянов, Николаю Ульянову уже исполнилось 60 лет. После смерти Николая Васильевича Илью опекал старший брат Василий Ульянов. Он и помог брату получить достаточное образование, чтобы поступить на физико-математический факультет Казанского университета, который окончил в 1854 году. После окончания университета Илья Ульянов работал учителем математики и физики в гимназиях, институтах и училищах в Пензе и Нижнем Новгороде, с 1869 был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. После награждения орденом святого Владимира III степени отец Ленина в 1882 получил право на потомственное дворянство.
Второй дед Ленина (по матери) Александр Дмитриевич Бланк (до крещения Израиль Мойшевич Бланк), принял христианство.
Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрел в Казанской губернии имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Ленина, Марию Александровну, как и её четверых сестёр, воспитала тётка по матери, обучившая племянниц музыке и иностранным языкам".

Отца Владимира Ильича Ульянова-Ленина можно смело назвать неординарной личностью. Благодаря завидным способностям, благородным устремлениям, честному труду и упорству Илья Николаевич достиг больших успехов, наград и званий. Он был добрым семьянином и настоящим профессионалом своего дела.

Отец Ленина дослужился до должности директора народных училищ Симбирской губернии, стал действительным статским советником, что давало ему право на дворянский титул, хотя по рождению он был астраханским мещанином. Впрочем, историки до сих пор спорят о происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В его генеалогии, по разным версиям, есть калмыцкие и чувашские корни.

Поборник народного образования

14 (26 – по новому стилю) июля 1831 года в Астрахани в семье портного Николая Васильевича Ульянина и его супруги Анны Алексеевны родился сын Илья. Отец вскоре изменил окончание своей фамилии, и мальчика записали в документах Ульяновым. Илья рос младшим ребёнком в семье. Брат Василий был старше его на 12 лет, сестры Мария и Федосья – на 10 и 8 лет соответственно. Поскольку отец этого семейства умер через пять лет после рождения младшего сына, обязанности по воспитанию и образованию Ильи взял на себя его брат Василий, которому тогда было всего 17 лет. Незаурядные способности мальчика к наукам проявились довольно рано. Из Астраханской гимназии Илья Ульянов был выпущен с серебряной медалью. В 1854 году после окончания Казанского университета он получил степень кандидата математических наук. Молодой специалист начал работать учителем в Пензе. В возрасте 32 лет он женился на 28-летней Марии Александровне Бланк и перевелся в Нижегородскую мужскую гимназию на должность старшего учителя математики и физики. Этот 1863 год стал по-настоящему поворотным в его жизни. Успехи Ильи Ульянова были замечены руководством, и уже через три года педагог получил должность чиновника – его назначили инспектором народных училищ Симбирской губернии (сейчас это Ульяновская область). А в 1874 году он получил пост уже директора народных училищ. Илья Николаевич контролировал деятельность земских школ, приходских, городских и уездных училищ. В его обязанности входило открытие новых учебных заведений, подбор хороших педагогов, решение административно-хозяйственных вопросов, пропаганда всеобщего образования. Особо ратовал отец Ленина за равные права на обучение для всех детей, независимо от их национальности. Благодаря усилиям Ильи Ульянова расходы местных бюджетов на образование с 1869 по 1886 год в Симбирской губернии возросли в 15(!) раз. В регионе за это время было построено более 150 новых школ, а количество учеников увеличилось с 10 до 20 тысяч. Повысилось и качество образования. Звание действительного статского советника Илья Николаевич получил в 1877 году, а незадолго до смерти был награжден орденом Святого Станислава I степени. Умер Ульянов 12 (24) января 1886 года в Симбирске от кровоизлияния в мозг, прожив меньше 55 лет. Супруга действительного статского советника Мария Александровна, по сведениям некоторых историков, по отцу была еврейкой, а по материнской линии имела немецко-шведские корни. В семье отца Ленина родились восемь детей, двое из которых умерли в младенческом возрасте.

Он был чувашем?

Некоторые историки полагают, что Николай Васильевич Ульянин – отец Ильи Николаевича – был чувашем по национальности. По архивным данным, Астраханский земский суд в 1798 году утвердил список крестьян, прибывших в Нижнее Поволжье. Там значится и Н.В. Ульянин, который ранее был крепостным помещика Степана Брехова из села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии. Согласно документу земского суда, дед Ленина оставил родные места и перебрался в Астрахань в 1791 году. В книге «Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства» российский историк Аким Арутюнов пишет, что район нижегородского села Андросово в те времена был населен чувашами. И представителей русской национальности среди крестьян практически не было. Однако прямых доказательств чувашского происхождения Николая Васильевича Ульянина не сохранилось. Но то, что предки Ленина по отцовской линии были православными христианами, - установленный факт. В конце XVIII века многие крепостные крестьяне бежали в Нижнее Поволжье от своих помещиков. А поскольку эти земли необходимо было заселять, власти не возвращали беглецов прежним хозяевам. Дедушка Ленина тоже подался в бега. На новом месте он стал работать портным, и в 1808 году получил официальный статус мещанина, что было подтверждено указом Астраханской казённой палаты. Фамилия Ульянин, образованная от женского имени, свидетельствует о принадлежности к крестьянскому сословию. Такие фамилии часто давали детям дворовых девок, когда отец не мог, например, официально записать ребенка на себя. Поэтому Николай Васильевич предпочёл более приличествующую мещанскому сословию фамилию Ульянов. Интересно, что в документах сохранилось описание внешности дедушки Ленина по отцовской линии. Астраханский земский суд в приказе от 1799 года указал, что рост Николая Васильевича составлял около 164 см, лицо было белым, глаза – карими, волосы, усы и борода - светло-русыми.

Калмыцкие корни

Главным источником сведений о калмыцких корнях Ленина является писательница Мариэтта Шагинян. Её книга «Семья Ульяновых», изданная в 1938 году, вызвала резкую критику со стороны партийного руководства. Коммунисты обвинили писательницу в искажении фактов, поскольку, по их мнению, любые утверждения о том, что в облике Владимира Ильича Ленина, являющегося гордостью русского народа, есть черты представителя монголоидной расы, имеют идеологически враждебное звучание. Мариэтта Шагинян писала, что в Астраханском архиве она обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Анна Алексеевна (мать Ильи Ульянова) была крещёной калмычкой, её отец – астраханский мещанин Алексей Лукьянович Смирнов – крещёным калмыком, а мать русской (предположительно). Писательница сетовала на то, что сотрудницы архива не разрешили ей снять копию с этого документа. В качестве косвенного доказательства калмыцкого происхождения Ленина она указывала на его узкие карие глаза и азиатскую линию скул, доставшиеся вождю мировой революции от бабушки по отцовской линии. Известно, что семья Смирновых была зажиточной и уважаемой в городе. Алексей Лукьянович занимал пост мещанского старосты Астрахани, имел солидный дом и множество слуг. По одним данным, 23-летняя Анна Алексеевна Смирнова вышла замуж за 53-летнего Николая Васильевича Ульянина в 1923 году. Однако в Ревизской сказке (своеобразной переписи населения) за 1816 год они упомянуты уже как супруги. Там же указано, что их первенец Александр умер в возрасте четырёх месяцев от роду в 1812 году. Значит, родители Ильи Ульянова могли пожениться в 1811 году или в начале 1812 года, и на момент свадьбы Николаю Васильевичу было 43 года, а Анне Алексеевне - 24. Супруги жили вполне благополучно в двухэтажном доме в центре Астрахани. Сейчас в этом здании располагается Музей истории города. На первом этаже дома портной Николай Васильевич принимал клиентов, а на втором располагались жилые комнаты. Что касается калмыцкого происхождения Ленина, то Астрахань, как известно, город многонациональный. Русские начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVI веке, а земли эти в те времена были населены в основном ногайцами и калмыками. Некоторые из них принимали христианство. Так что прадед Ленина мог быть и калмыком. Отдельные исследователи утверждают, что Илья Николаевич потому и отстаивал равные права на обучение для детей всех народностей, что сам относил себя к представителям национальных меньшинств. Лично ему полученное образование помогло сделать карьеру, и он надеялся, что и другим оно поможет выйти в люди.